Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни. 5
1.1. Культурно-гигиенические навыки как часть гигиенической культуры.. 5
1.2. Психолого – педагогические аспекты воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни. 8
1.3. Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни 16
Глава 2. Практика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни. 21
2.1. Диагностика культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни……………………………………………………………………………..21
2.2. Методические аспекты воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни…………………………………………………………...22
2.3. Рекомендации родителям по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни. 27
Заключение. 33
Список литературы.. 35
Приложение. 38
Введение
Актуальность.
Культурно - гигиенические навыки в общей системе воспитания ребенка имеет большое значение. Гигиенические привычки помогают вырастить детей здоровыми и крепкими. С раннего возраста надо приучать детей мыть руки перед едой, ходить чистыми, вытирать ноги, больше быть на свежем воздухе - это в значительном предохраняет их от заболевания.
Освоение гигиенической культуры поведения является часть общей социализации ребенка, которые облегчают освоение ребенком социальных ролей.
Культурно-гигиенические навыки также являются необходимой частью навыков самообслуживание ребенка, которые являются обязательными для посещения детского дошкольного учреждения, поэтому данные навыки нужно воспитывать с самого раннего детства.
Проблема формирования у дошкольников навыков самообслуживания занимались: Петерина С.В., Каплан Л., Лямина Г.М., Урунтаева Г., Афонькина Ю. и др. в 70 - 80 гг. XX столетия. В работах этих авторов отражены данные о некоторых закономерностях гигиенического развития дошкольников, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы, которые используются педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольного учреждения.
Первые 3 года жизни - благоприятное время для воспитания навыков культурно-гигиенического поведения.
Объект исследования: дошкольное воспитание.
Предмет исследования: формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни.
Цель исследования: рассмотреть формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни.
Задачи:
1) Рассмотреть культурно-гигиенические навыки как часть гигиенической культуры;
2) Рассмотреть психолого – педагогические аспекты воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни;
3) Изучить методику воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни;
4) Провести диагностику культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни;
5) Выявить методические аспекты воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни;
6) Составить рекомендации родителям по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни.
Методы: анализ литературы, наблюдение.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы педагогами ДОУ в работе с младшими дошкольниками.
Глава 1. Теоретические основы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни
1.1. Культурно-гигиенические навыки как часть гигиенической культуры
Всем известно, что здоровье организма человека закладывается с раннего детства. Детский организм особо чувствителен к воздействию окружающей среды. Здоровье человека будет зависеть от того, насколько благоприятны или неблагоприятны эти воздействия. Гигиеническое обучение и воспитание ребенка является основой укрепления, а также охраны его здоровья. Выделяют три основные категории воспитания ребенка: гигиенические навыки, навыки культурного поведения и навыки самообслуживания.
Гигиеническое воспитание является частью общего воспитания ребенка, а гигиенические навыки - это составная часть культурного поведения. Привитие навыков гигиенического свойства детям является обязанностью родителей.
Хорошему воспитанию культурных и гигиенических навыков у детей способствует благоприятная семейная атмосфера. Человеческие качества, такие как уважение, такт, чуткость, деликатность к окружающим необходимо закладывать в ребенке с самого раннего детства, когда он только начал говорить и слушать взрослых. Кроме того, с ранних лет необходимо прививать навыки культурного поведения в гостях, в помещении, на улице, в транспорте, на природе. С ранних лет ребенок должен усвоить, что культурный человек всегда и везде (даже дома) соблюдает основные нормы и правила поведения, что основой вежливости выступает доброжелательность и чувство меры, которое определяет, что делать можно, а что нельзя. Это касается и гигиенических навыков[1].
Отношения ребенка с социальным миром начинают складываться по мере формирования основных навыков и привычек. Происходит это на втором году жизни ребенка. В этом возрасте малыши достаточно негативно воспринимают любые перемены в своем окружении (перемещение мебели в его комнатке, отсутствие какой-либо игрушки). Они проявляют недовольство при виде того, как кто-то берет его игрушку или наоборот отдает другому малышу. Такое поведение ни в коем случае нельзя называть жадностью или капризом, поскольку это давно сформированная привычка, видеть собственные предметы на своих местах. Для ребенка окружающие предметы помогают ориентироваться, что не совсем бывает просто для маленького ребенка. Поэтому сложившийся «детский» мир не стоит нарушать, а наоборот, родители должны стараться сделать его более ярким и интересным для ребенка. Нарушение сложившихся условий жизни ребенка (распорядка дня, условий кормления или готовки пищи) может привести к негативным последствиям, а именно, нарушению душевного и эмоционального состояния ребенка. Поэтому самой главной привычкой, сформированной у ребенка второго года жизни, является соблюдение режима[2].
Ребенок должен овладеть культурно-гигиеническими навыками, которые составляют важную часть общей гигиенической культуры.
В возрасте 1,3 года ребенок должен уметь самостоятельно есть густую пищу из тарелки с высокими краями. Взрослый же при необходимости докармливает ребенка.
В возрасте 1,6 года ребенок уже самостоятельно может полностью съедать жидкую пищу (суп) из глубокой тарелки, держа ложку в кулачке.
В возрасте 1,9 года ребенок может самостоятельно снимать ботинки, туфли, носки или колготы. Взрослый помогает, при этом предоставляя ребенку посильную самостоятельность[3].
В возрасте 2 лет ребенок частично может самостоятельно одеваться, взрослый при этом всячески должен поощрять ребенка, показывать последовательность и предоставлять ему самостоятельность в действиях.
Гигиенические процедуры являются для ребенка привычкой, необходимой потребностью, если он был приучен к личной гигиене с ранних лет жизни. Обучение навыкам личной гигиены осуществляется со знакомства с основными предметами: носовые платки, зубная щетка, стаканчик для полоскания рта, мыло, мочалка для тела, детская расческа с тупыми зубчиками, полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, щеточка для мытья ногтей[4].
Гигиеническое воспитание ребенка жизни направлено на воспитание у ребенка определенных гигиенических навыков:
· обязательно мыть руки перед каждым приемом пищи и после каждого загрязнения;
· утреннее умывание и после каждого загрязнения;
· обязательные водные процедуры перед ночным сном, а в летний период - и перед дневным сном;
· мыться с помощью мыла и мочалки (через каждые два дня);
· подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
· полоскать рот после каждого приема пищи (с двух лет);
· пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
· самостоятельно пользоваться носовым платком в помещении и на прогулке (с двух с половиной лет);
· пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет)[5].
Необходимо установить контроль за не выполнением гигиенических процедур ребенком, обязательно объяснить их необходимость и значение. Очень важно помочь ребенку усвоить эти навыки в первое время. Любую из гигиенических процедур, совместно проводимых с ребенком, необходимо делать очень аккуратно, стараясь не испугать его или вызвать неприятных ощущений. Кроме того, никогда не следует оставлять ребенка без присмотра во время проведения им гигиенических процедур.
Прежде чем приступить к той или иной гигиенической процедуре, необходимо продумать до мелочей каждую деталь, расположить все необходимые предметы так, чтобы не отвлекаться на их поиски, а лишние – вовсе убрать. Например, продумать места, куда необходимо положить мыло, кувшин, на какой крючок повесить полотенце[6].
Предметы личной гигиены ребенка лучше всего подбирать ярких и красочных оттенков, это будет способствовать запоминанию их ребенком. Например, в год ребенок знает, где висит его полотенце с нарисованным ярким сказочным персонажем. Именно правильная организация условий для проведения той или иной гигиенической процедуры побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям.
1.2. Психолого – педагогические аспекты воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни
В раннем возрасте социальная ситуация развития характеризуется тем, что у детей появляются различные формы деятельности, такие как игра, рисование, конструирование, что подготавливает переход к дошкольному возрасту. К концу третьего года жизни происходит существенный сдвиг в развитии игровой деятельности детей. Он заключается, прежде всего, в том, что у ребенка начинает появляться представление о роли, которую выполняет взрослый в реальном взаимодействии с другими людьми. Первоначально эта роль привязана к конкретным предметам, поэтому ребенок должен освоить действия, соответствующие роли. При этом роль выступает не как особая социальная позиция, а скорее как набор действий, которые необходимо выполнить. Именно поэтому так важно, чтобы в этот период ребенок освоил действия, объединенные одной ролью (например, ролью матери - кормление ребенка, укладывание спать и т.д.). Хотя выполнение подобных действий происходит с игрушкой, они почти полностью соответствуют реальным действиям взрослого. (Освоение игровой деятельности основано на подражании действиям взрослых.) Игра носит процессуальный характер, поэтому для ее развития ребенка необходимо обучать различным действиям с игровыми предметами (например, кормить куклу, укладывать ее спать, катать в коляске, кормить и т. д.). При этом важно, чтобы ребенок повторял и действия, и слова взрослого[7].
Ключевым моментом возникновения игровой деятельности является осознание ребенком условности игровой ситуации. До тех пор пока малыш не осознает условность игровой ситуации, вся его деятельность, которая может выглядеть как игровая, таковой являться не будет (она может представлять собой лишь копирование поведения взрослого). Особая задача родителя при развитии игровой деятельности малышей заключается в том, чтобы создавать ситуации такого типа. В качестве характерного примера можно привести ситуацию, когда ребенок готовит обед для куклы. В этом случае ребенок может взять ведерко, положить в него различные предметы (камешки, травку) и начать «варить суп». Здесь наступает несоответствие между теми действиями с предметами, которые ребенок реально выполняет, и теми смыслами, которые он вкладывает в эти действия: понятно, что камнями нельзя никого накормить, однако малыш осмысливает эту ситуацию как процесс приготовления еды. Условность ситуации позволяет ребенку совершать условные действия, в результате у него появляется возможность выполнять действия в не совсем правильной с точки зрения объективного результата форме. Эта особенность игровой ситуации раскрывает перед ребенком массу возможностей для проявления собственной инициативы, поскольку она оказывается зависимой не столько от объективного результата, сколько от желания малыша играть и действовать в процессе игры[8].
Поэтому игровой процесс можно успешно использовать для воспитания культурно-гигиенических навыков в игровой форме, например – «Умой куклу», «Покажи кукле, как правильно пользоваться зубной щеткой» и т.д.
Наличие такой инициативы является условием развития автономии поведения ребенка. Помимо того, что малыш может самостоятельно выполнять такие культурные действия, как, например, одевание, умывание, он способен осуществлять действия, придуманные им самим. В этом отношении игра является тем пространством, в котором автономия ребенка становится принципиально другой. Здесь он сам является инициатором выполнения различных действий, а не послушным исполнителем. Однако если игровая деятельность ребенка развита недостаточно, может возникнуть ситуация, характеризующаяся очень сильной зависимостью малыша от взрослых - и в первую очередь от родителей. Такая зависимость возникает, прежде всего, благодаря тому, что малыш действует как исполнитель и тем самым зависит от человека, который его инструктирует, приписывает те или иные действия. Это приводит к тому, что, оказавшись в одиночестве, ребенок не в состоянии управлять собственным поведением. Подобная ситуация неопределенности очень сложна для маленького ребенка, потому что необходимость или желание действовать у него есть всегда, но из-за отсутствия четких указаний фактически отсутствует и возможность действовать. Для развития самостоятельности необходимо развивать игровую деятельность детей[9].
Еще одна из причин зависимого поведения ребенка связана с позицией взрослого по отношению к проявлению детской инициативы. Ребенок третьего года жизни проявляет большую активность в познании окружающей действительности. Он может стремиться добыть привлекший его предмет, не учитывая особенностей действия с ним (например, ребенок может потянуть утюг за шнур, взять ножницы, нож ит. д.). Это заставляет взрослых ограничивать детскую активность и тем самым создавать условия для развития зависимого поведения. Кроме того, взрослые могут, наоборот, предоставлять чрезмерно большие возможности для активности ребенка и даже не беспокоиться о последствиях. Дело в том, что ребенок может оказаться в ситуации, когда он не будет знать, что делать, какие правила применять по отношению к тому или иному интересному для него предмету, что будет тормозить его активность[10].
Детская инициатива и стремление проявить самостоятельность также могут быть использованы для формирования культурно-гигиенических навыков, однако ребенку требуется четкая инструкция со стороны взрослого.
Становление детской психики связано с развитием восприятия. Как было показано в исследованиях отечественных детских психологов (А. В. Запорожца, В. П. Зинченко, Л. А. Венгера и др.), развитие восприятия определяется развитием действий ребенка. При этом малыш способен исследовать свойства объекта, с которым он взаимодействует, и строить его образ. Первоначальные образы восприятия объектов оказываются несовершенными. Проявляется это в том, что малыш еще не может проанализировать особенности возникающего у него образа объекта. Он не может соотнести форму объекта, его величину с другими особенностями ситуации. Например, если взять коробку и уложить в нее кубики так, чтобы они покрывали дно, а затем высыпать их из коробки и предложить ребенку сделать то же самое, то окажется, что для него это чрезвычайно сложная задача (особенно если кубики различаются по форме и величине). В связи с этим очень полезно в этом возрасте предлагать ребенку сравнительно простые пазлы, которые состоят из нескольких кубиков[11].
Кроме того, развитию восприятия ребенка способствуют «коробки форм». Эта игрушка представляет собой коробку с крышкой, в которой проделаны прорези в виде различных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, трапеция и т.д.). Ребенку дают фигуры соответствующей формы и предлагают поместить их в коробку, не открывая крышки. Для того чтобы выполнить это задание, ребенок должен научиться соотносить форму фигуры и форму отверстия.
Для развития восприятия ребенка полезно рассматривать с ним предметы и сравнивать их по размеру, цвету и форме: например, можно предложить малышу найти такую же по цвету машинку, как у взрослого.
Хотя восприятие в этом возрасте еще несовершенно, но при правильно организованной работе дети могут усвоить представление о 5-6 формах (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал) и научиться выделять до 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый и т. д.). Однако в большинстве случаев дети испытывают трудности при анализе форм окружающих предметов и различении цвета[12].
Третий год жизни является переходным периодом от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. В этом возрасте наглядно-действенное мышление претерпевает существенные изменения, которые заключаются в характере взаимодействия ребенка с объектами. Если на втором году жизни ребенок непосредственно взаимодействует с объектами, то есть применяет к ним весь арсенал существующих в его распоряжении действии, то на третьем году его действия кардинально меняются. На втором году жизни ребенок не заботится о результате действия, на третьем году он начинает учитывать тот результат, который вызывается его собственной активностью. Учет результата существенным образом меняет характер взаимодействия с объектом - ребенок начинает специально ожидать тот или иной результат в зависимости от произведенного действия. При этом малыш еще не знает, что может получиться, но у него уже существует стремление зафиксировать этот результат. Тем самым у ребенка появляется возможность сопоставить действие и результат. С помощью пробующего действия ребенок пытается выяснить скрытое свойство ситуации. Это позволяет ему проводить систематическое обследование окружающих предметов, в чем и заключается развитие наглядно-действенного мышления ребенка третьего года жизни. Взрослый может наблюдать, как ребенок заинтересованно манипулирует каким-то предметом, но это не простая манипуляция, а выяснение новых скрытых свойств объекта. В этот момент малыш проводит большое и сложное исследование. Не нужно вмешиваться в этот процесс и отрывать ребенка от занятия. Появление системных пробующих действий является главным условием для следующего этапа развития детского мышления - перехода от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному[13].
Для того чтобы способствовать развитию такого перехода, дошкольникам можно предлагать специальные игры и игрушки, которые способствуют развитию наглядно-образного мышления. Например, можно взять лист бумаги и цветными карандашами начертить на нем несколько прямых дорожек. На одну из них нужно поставить маленькую машинку и объяснить ребенку, что она перевозит пассажиров. Затем следует спросить ребенка о том, на какую дорожку нужно поставить зайчика, чтобы машинка могла его перевезти. При этом машину нужно поставить на одном конце дорожки, а зайчика - на другом. Особенность этой игры заключается в том, что дорожка будет выступать в качестве особого средства, которое позволит ребенку соотнести направление движения машинки и положение зайчика[14].
Игру можно усложнить, нарисовав непараллельные, расходящиеся, пересекающиеся дорожки, увеличив количество дорог, зайчиков и машинок. Если ребенок испытывает трудности при выполнении задания, то можно ввести такой вспомогательный признак, как цвет, и соотносить цвет дорожки, машинки, зайчика (зайчик должен сесть в машинку своего цвета). Очень важно, чтобы ребенок расставил фигурки до того, как взрослый начнет приводить машинку в движение. В этом случае задача выполняется не в наглядно-действенном плане, а в наглядно-образном: ребенок должен представить себе движение машинки и положение фигурки[15].
Развитие восприятия и мышления могут быть включены в культурно-гигиенические навыки, используя яркие и разные по форме предметы гигиены, которые будут интересны ребенку, а также различные игры на воде (в ванной).
В этом возрасте у ребенка начинают развиваться чувства гордости и стыда. В ходе воспитания нужно учитывать особенности эмоционального реагирования каждого малыша. Не рекомендуется ругать его. Совершая тот или иной поступок, маленький ребенок действует не по злому умыслу, а в соответствии с доминирующими в этот момент мотивами. Резкое наказание может привести к невротизации личности. Однако этот совет нельзя воспринимать как поощрение вседозволенности. В процессе общения с детьми взрослый должен обращать внимание на то, какие его высказывания, эмоциональные проявления или действия вызывают негативные (и позитивные) переживания у ребенка. Нужно избегать негативных переживаний и стремиться к установлению теплых эмоциональных отношений с малышом. Следует помнить, что в этом возрасте у ребенка развиваются идентификация с именем и самооценка. Вот почему особенно чутко следует подходить к оценке поведения ребенка. Он может сильно переживать, когда неправильно произносят его имя или негативно оценивают его деятельность. Основная задача взрослого заключается в том, чтобы у маленького ребенка сложилась положительная самооценка. Для этого надо поощрять его инициативу и максимально положительно подчеркивать его достижения[16].
Нужно поощрять ребенка следить за собой, хвалить за хорошую гигиену.
Ранний возраст завершается так называемым кризисом трех лет. Суть его заключается в том, что у ребенка формируется образ Я. Он переходит от называния себя в третьем лице к называнию в первом лице, при этом стремится утвердиться в разных сферах, в том числе и в повседневных действиях. Ребенок старается многие вещи делать самостоятельно («Я сам!»), поэтому желательно найти для него посильные поручения. Хорошо, если их требуется выполнять каждый день. Со временем ребенок сам, без напоминания, будет исполнять эти поручения. При этом всякий раз необходимо подчеркивать значимость малыша («Как хорошо, что ты это делаешь», «Что бы мы без тебя делали!»). Следует поощрять самостоятельность ребенка и предоставлять ему возможность самому выполнять некоторые действия, например, застегивать пуговицы и надевать штанишки. Обычно на это уходит очень много времени, ребенок не укладывается в срок, определенный взрослым, что может приводить к конфликтам, но их следует избегать[17].
Очень часто взрослый сталкивается с такими проявлениями детского поведения, как упрямство и негативизм. Обычно они адресованы тем взрослым, которые непосредственно взаимодействуют с ребенком. За этими проявлениями стоит стремление ребенка отделиться от взрослого, что достигается за счет противопоставления взрослому. В эти моменты особенно важно не вступать в чрезмерные конфликтные отношения с ребенком, проявлять терпение, спокойно и позитивно взаимодействовать с ним, несмотря на его негативные проявления.
Это касается и формирования культурно-гигиенических навыков, когда ребенок может проявлять негативизм и отказываться от выполнения процедур.
1.3. Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни
Задачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет:
1.Приучать есть аккуратно.
2.Продолжать учить детей с помощью взрослых мыть руки перед едой, после загрязнений, насухо вытирать лицо и руки полотенцем.
3.Опрятно есть, тщательно пережевывать пищу
4.Держать ложку в правой руке
5.Пользоваться салфеткой
6.Полоскать рот по напоминанию взрослого
7.Воспитывать умение выполнять элементарные правила культурного поведения, не выходить из-за стола, не окончив еды, говорить «спасибо».
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.
В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.
Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку[18].
Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.
К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:
§ рационально организованная обстановка,
§ четкий режим дня,
§ руководство взрослых.
Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры)[19].
Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения[20].
Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.
Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи[21].
Методы и приемы:
§ личный пример взрослых
§ непосредственно образовательная деятельность
§ показ
§ объяснение
§ пояснение
§ поощрение
§ беседы
§ упражнения в действиях
§ дидактические игры
§ потешки
§ стихотворения
§ пословицы, поговорки
§ игровые приемы
§ викторины, развлечения
§ прием повторения действий (например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.)[22]
Критерии опрятности еды включают умения:
§ Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
§ Не крошить хлеб;
§ Пережевывать пищу с закрытым ртом;
§ Не разговаривать с полным ртом;
§ Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
§ Благодарить;
§ Пользоваться только своим прибором
Мытья рук и личной гигиены:
§ Мыть лицо, уши, руки
§ Закатать рукава;
§ Смочить руки;
§ Взять мыло, намыливать до появления пены;
§ Смыть мыло;
§ Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
§ Пользоваться расческой[23].
Условия формирования культурно-гигиенических навыков:
§ организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
§ разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
§ многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;
§ индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
§ организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
§ безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований[24].
Глава 2. Практика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни
2.1. Диагностика культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни
Критерии диагностики сформированности культурно-гигиенических навыков были взяты из параграфа 1.3. В исследовании приняли участи 20 детей 3-го года жизни, младшая группа.
- Высокий уровень - ребёнок уверенно, самостоятельно выполняет большинство основных действий, понимает и может объяснить необходимость того или иного культурно - гигиенического навыка (3 балла)
- Средний уровень - ребёнок уверенно с помощью взрослого выполняет основные действия, но на вопросы затрудняется отвечать (2 балла)
- Низкий уровень - ребёнок неуверенно выполняет действия, необходима постоянная помощь взрослого, на вопросы ответить не может (1 балл)
- не выполняет – 0 баллов.
Результаты отображены в Приложении.
Наглядно результаты отображены на рис. 1.
Рис. 1. Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков в младшей группе
Как можно видеть, у значительного количества детей (40%) культурно-гигиенические навыки сформированы на низком уровне, у 30% - на среднем и у 30% - на высоком уровне.
2.2. Методические аспекты воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни
В качестве средства формирования культурно-гигиенических навыков могут быть использованы специальные дидактические игры и мини-занятия в игровой форме. Нами были подобраны примеры игр и упражнений, которые могут быть использованы в младшей группе.
Игра "Уложим мишку спать"
Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия.
Оборудование: мягкая игрушка - мишка, детская кроватка.
Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку - мишку, обыгрывает ее: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: "Давай уложим мишку в кроватку!" Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: "Баю-бай, баю-бай". Игру можно повторить, предоставив ребенку больше самостоятельности.
Игра "Угостим кукол чаем"
Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).
Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:
Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать!
Игра "Паровозик"
Цель: вызвать интерес у ребенка к игрушке - паровозику, учить ребенка предметно-игровым действиям с ним.
Оборудование: паровозик, рельсы.
Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку - паровозик, обыгрывает ее: "Чух-чух, ту-ту! Осторожно, по рельсам едет паровозик!"
Взрослый демонстрирует, как нужно действовать с игрушкой, чтобы паровозик не останавливался.
Игру можно повторить, прикрепив к паровозику вагончики, предоставив ребенку возможность самому провозить его по рельсам.
Игра "Кукла идет на прогулку"
Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.
Оборудование: кукла.
Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:
Надеваем курточку, проденем руки в рукава,
Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели!
Надеваем ботиночки на ножки,
Вот шнурки, я помогу тебе завязать
Вот, ботиночки надели на ножки
Надеваем шапку на голову.
Вот, так, шапку надели
Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.
Игра "Водичка, водичка!"
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"
Занятие "Вымой руки"
Цель: учить ребенка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.
Занятие "Сделаем лодочки"
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий
засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");
открыть кран;
сложить ладони рук "лодочкой";
подставить руки под струю воды;
закрыть кран;
вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.
Занятие "Мыльные перчатки"
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
Занятие "Умывалочка"
Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"
2.3. Рекомендации родителям по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни
Чистоплотность - это один из необходимых навыков культурного человека. Начиная с 3 лет ребенка нужно приучать мыть руки и насухо вытирать их полотенцем. Родители должны приучить ребенка аккуратно и; бережно обращаться со своими вещами, одеждой. Ему отводят постоянное место для хранения одежды, вешалку для пальто прибивают на уровне роста ребенка. Взрослые напоминают детям, чтобы они не брали пальто, платье, а вешали на отведенном месте и постоянно следить за этим.
Маленькому ребенку нужно показывать, объясняя все действия, как надо складывать свою одежду, для чего это делается.
Аккуратно пользоваться вещами, умение вести себя в общественных местах должны прочно войти в поведение ребенка. Соблюдение правильных навыков во время еды крайне важно для здоровья детей, для воспитания у них общей культуры поведения. Дети должны есть в определенное время сидеть за столом пряма, а не бегать с куском хлеба. Неупорядоченная еда вредна для здоровья, это влияет на пищеварение, ослабляет аппетит. Для воспитания культурных привычек еды очень важна правильная сервировка стола. Красивый вид стола вызывает аппетит и положительно влияет на усвоение культурных привычек. Детей надо приучать пользоваться салфеткой. Во время приема пищи дети не должны разговаривать. Надо категорически запрещать детям брать в рот предметы с пола, пить с общей кружки, есть немытые овощи и фрукты.
Для маленького ребенка имеет важное значение пример близких ему людей. Культурные привычки отца и матери - это образец для подражания. Поэтому потребности в чистоте и порядке у детей могут воспитывать лишь те родители, которые сами придают этому большое значение и лично выполняют правила гигиены.
При воспитании навыков желательно создавать последовательность и постепенно их усложнять.
Большое значение для закрепления культурно - гигиенических навыков имеет интересные рассказы, стихи, картинки. Взрослым приходиться терпеливо и упорно добиваться от детей выполнения установленных правил. Нужна большая настойчивость и согласованность между всеми членами семьи.
При воспитании привычек бывает ряд затруднений. Медлительность не должна пугать родителей. Это зависит от особенностей нервной системы ребёнка. Дети все усваивают медленно, но прочно. К этим детям надо относиться с большим терпением, необходимо часто подбадривать, вовремя похвалить.
Бывают случаи, когда дети относятся отрицательно к гигиеническим процедурам. Необходимо сформировать положительные отношения к санитарным мероприятиям. Например, ребенку, который не любит умываться, предложить вымыть в теплой воде куклу. Это поможет вызвать желание обращаться с мылом и водой.
Вдумчивое, упорное воспитание сформирует у детей необходимые привычки и заложит прочные основы культурного поведения.
Родители должны объяснять, зачем мыть руки перед едой, после общения с животными, прогулки, пользования туалетом и просто, если они испачкались. Например, перед мытьем рук можно дать малышу мыло в красивой обертке, предложив развернуть его, понюхать, сказать малышу: «Какое гладкое мыло! Какое душистое! Понюхай, как оно вкусно пахнет. Наверно, оно хорошо пениться. Давай проверим!» А после мытья можно вместе с малышом рассмотреть его ручки, отметив какие они чистые и красивые.
Детям будет интересен рассказ о вредных микробах, которые живут, например, на улице и могут попасть на руки ребенка, и о том, как можно быстро избавиться от них, вымыв руки.
Чтобы понятно объяснить малышу, что такое микробы, можно нарисовать их и рассказать о них, используя сказочные сюжеты. Изобразите на листе бумаги не только «страшных микробов», но и «рыцарей», которые с ними борются - мыло, воду, шампунь. Знакомя кроху с подобными терминами, избегайте запугивания, жизненных историй с плохим финалом. Нужно детально объяснять все ребенку на уровне игры или рисунка, тогда не возникнет проблем с пониманием и приучением малыша к личной гигиене. Расскажите ребенку, как мечтают его пальчики помыться, как им стыдно, что они грязные, как ванная комната и теплая водичка ждет его.
По мере овладения новыми знаниями и действиями детям захочется их неоднократно повторять. И наоборот, назидание, приведение нелицеприятных примеров начисто лишает ребенка интереса ребенка к гигиеническим мероприятиям. Поэтому, знакомя малыша с правилами гигиены, стоит избегать рассказа о неприятных последствиях невыполнения этих правил, запугивания ребенка. Не говорите малышу: «Не будешь мыть руки – будет болеть живот!» Воспитание полезных привычек должно строиться на позитивном, доверительном отношении к миру.
Обучая малыша гигиеническим навыкам, лучше всего основываться на ощущениях, которые может испытывать ребенок: приятном запахе, ощущении чистоты, полезности для здоровья и самочувствия.
Для формирования необходимых навыков большое значение имеют атрибуты гигиены: зубная щетка малыша и зубная паста, пена для ванны, шампунь и даже мыло в мыльнице. Пусть все эти средства имеют детскую направленность: яркий цвет, необычную форму, разные дополнения, привлекающие внимание малыша, и способствующие проявлению интереса к гигиеническим процедурам.
У ребенка должно быть индивидуальное полотенце яркой расцветки с забавными рисунками, чтобы кроха мог безошибочно отличить его от личных вещей других членов семьи.
Все вещи малыша должны иметь в ванной постоянное место и предметы должны быть для него доступны. После того как крохе исполнилось 1-1,5 года и можно будет обучать его умываться самостоятельно.
Лучше всего хранить вещи в специально отведенном для ребенка шкафчике или на полочке в ванной комнате, подвешенной на уровне роста малыша. Это необходимо для того, чтобы кроха смог все рассмотреть и самостоятельно достать из шкафчика необходимую вещь для проведения очередной гигиенической процедуры. Также важно в ванной иметь невысокую устойчивую скамеечку, чтобы ребенок мог дотянуться до крана с водой.
Аккуратности, умению следить за собой, содержать себя в чистоте нужно учить спокойно, ненавязчиво, в игровой форме, сохраняя, однако, систему обязательных требований.
Можно привлечь внимание ребенка к проведению гигиенических мероприятий средствами фольклора, например, перед каждым мытьем рук или умыванием прочтите малышу небольшой стишок или потешку:
§ Знаем, знаем, да, да, да!
§ Где ты прячешься, вода!
§ Выходи, водица,-
§ Мы пришли умыться!
§ Ай, лад, лады, лады,
§ Не боимся мы воды,
§ Чисто умываемся.
§ Друг другу улыбаемся.
§ Буль – буль –буль, журчит водица,
§ Мы умеем сами мыться.
Умойтесь вместе с ребенком, приготавливая «умывалочку»:
§ Вместе с мамой кран откроем -
§ Пусть бежит водичка.
§ Она чисто Оле (Маше и т.д.) моет
§ Руки, шею, личико.
Для более легкого овладения определенным навыком связанные с его усвоением действия лучше разделить на несколько операций. Например, при мытье рук ребенок сначала засучивает рукава, затем намыливает руки, тщательно ополаскивает их, стараясь не разбрызгать воду, и насухо вытирает руки.
Необходимо несколько раз повторить последовательность действий вместе с малышом, чтобы он успел их запомнить. На начальном этапе формирования навыка торопить детей ни в коем случае не стоит, надо дать им возможность спокойно выполнить осваиваемые действия. Можно подобрать или изготовить для ребенка небольшую памятку, на которой будет изображена последовательность действий при мытье рук, умывании и прикрепить ее на стену в ванной. Например, основные действия при мытье рук можно изобразить в виде отдельных картинок:
§ Первая картинка: засучиваем рукава.
§ Вторая картинка: моем руки водой под краном.
§ Третья картинка: намыливаем руки мылом.
§ Четвертая картинка: смываем мыльную пену водой.
§ Пятая картинка: вытираем руки полотенцем.
Эти несложные для взрослых действия ребенка усвоит не с первого раза. Для годовалого малыша самостоятельное мытье рук является сложной задачей, но все равно следует предоставить крохе возможность самостоятельно выполнять эти действия, открыв и закрыв за ним кран с водой, отрегулировав ее температуру и при необходимости помогая на всех этапах освоения навыка.
Обучая малыша быть аккуратным, опрятным и чистым, можно использовать наглядное изображение противоположных состояний: грязное - чистое. Можно приобрести или изготовить карточки, на которых изображен неумытый и чистый ребенок, неопрятный малыш и аккуратно одетый.
Показывая карточку, эмоционально окрашивайте свой рассказ, выражая позитивное или негативное отношение в зависимости от изображения. С годовалым крохой можно поиграть в игру «Кукла Маша купается». Покажите ребенку куклу и скажите: «Кукла Маша давно не мылась, у нее грязные лицо и руки. Давай скорее умоем Машу».
Отправляйтесь с малышом в ванную и покажите, как правильно моет кукла ручки, как нужно ее умывать, приговаривая:
§ Маша, мой лицо и шейку,
§ Мойся мылом хорошенько.
§ Воду ты не разливай,
§ Сухо ручки вытирай.
Для трехлетнего ребенка игра усложняется: предложите ему самостоятельно вымыть куклу лицо и руки. Направляйте его действия подсказками. Потом предложите малышу самому умыться и вымыть руки.
Заключение
Гигиеническое воспитание является частью общего воспитания ребенка, а гигиенические навыки - это составная часть культурного поведения. Привитие навыков гигиенического свойства детям является обязанностью родителей.
Ребенок должен овладеть культурно-гигиеническими навыками, которые составляют важную часть общей гигиенической культуры.
В возрасте 1,3 года ребенок должен уметь самостоятельно есть густую пищу из тарелки с высокими краями. Взрослый же при необходимости докармливает ребенка.
В возрасте 1,6 года ребенок уже самостоятельно может полностью съедать жидкую пищу (суп) из глубокой тарелки, держа ложку в кулачке.
В возрасте 1,9 года ребенок может самостоятельно снимать ботинки, туфли, носки или колготы. Взрослый помогает, при этом предоставляя ребенку посильную самостоятельность.
В возрасте 2 лет ребенок частично может самостоятельно одеваться, взрослый при этом всячески должен поощрять ребенка, показывать последовательность и предоставлять ему самостоятельность в действиях.
Гигиенические процедуры являются для ребенка привычкой, необходимой потребностью, если он был приучен к личной гигиене с ранних лет жизни.
Психолого-педагогическими основами овладения навыками гигиены становятся стремление к самостоятельности, инициативность, осознание положительного примера и отрицательного, стыд.
Задачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет:
1.Приучать есть аккуратно.
2.Продолжать учить детей с помощью взрослых мыть руки перед едой, после загрязнений, насухо вытирать лицо и руки полотенцем.
3.Опрятно есть, тщательно пережевывать пищу
4.Держать ложку в правой руке
5.Пользоваться салфеткой
6.Полоскать рот по напоминанию взрослого
7.Воспитывать умение выполнять элементарные правила культурного поведения, не выходить из-за стола, не окончив еды, говорить «спасибо».
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.
Также могут быть использованы дидактические игры и потешки.
Список литературы
1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание.-1989- №11-17-21с
2. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Просвещение, 1987.-95с
3. Богуславская З.М., Е. О. Смирнова Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1991.-207с.
4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.-М.:Академия, 1997-240с.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.:Просвещение, 1991-160с.
6. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М.: Просвещение, 2001-121с.
7. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду./ В.И. Логинова, Т.И. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой и Л.М. Гурович. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.
8. Дошкольная педагогика/под редакцией Логиновой В.И. и Саморуковой П.Г.-М.: Просвещение, 1988-256с.
9. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. /Под ред. Бересневой З.И.-М.: ТЦ Сфера, 2003-32с.
10. Игуменова Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре.// Дошкольное образование-2004-№ 1-51-52с.
11. Ипатова Ю. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малышей.// Дошкольное образование-2008-№ 11-35-39с.
12. Каплан Л. Посеешь привычку, пожнешь характер. – М.: Просвещение, 1980.
13. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2005-467с.
14. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.
15. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ, Сфера, при участии «Юрайт», 2002.-464с.
16. Лямлина Г.М. Воспитание культурно – гигиенических навыков в старшем дошкольном возрасте.// Дошкольное воспитание – 1976 - №2.
17. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. -М. Гардарики, 2000. 255с,
18. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 1979-175с.
19. Мир детства: Дошкольник. / Под ред. А.Г.Хрипковой. -М.: Педагогика, 1987-256 с.
20. Названова Л. Чтобы зубки блестели.// Дошкольное образование.-2004-№14-13-17с.
21. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М. Тривола, 2000. 300с.
22. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1994.
23. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986-141с.
24. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-240с.
25. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.
26. Степаненкова Э. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. -М.: Мозаика-Синтез, 2008-96с.
27. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание.-1988-№9-13-17с.
28. Урунтаева Г. А, Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.
29. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание.-1979-№ 8-15-20с.
Приложения
Приложение 1
Результаты исследования сформированности культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни
№ |
Опрятность еды |
Личная гигиена |
Общий балл |
уровень |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
Н |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
23 |
С |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
20 |
С |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
2 |
26 |
С |
5 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
28 |
В |
6 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
24 |
С |
7 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
3 |
26 |
С |
8 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
26 |
С |
9 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
26 |
С |
10 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
29 |
В |
11 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
31 |
В |
12 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
20 |
С |
13 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
Н |
14 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
25 |
С |
15 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
24 |
С |
16 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
25 |
С |
17 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
26 |
С |
18 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13 |
Н |
19 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
22 |
С |
20 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13 |
Н |
Приложение 2
Игры
Занятие "Делаем прическу"
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удер-живать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
Занятие "Почистим зубки"
Цель: учить ребенка чистить зубы.
Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:
Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!
В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
Занятие "Фонтанчики"
Цель: учить ребенка полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.
Игра "Кукла заболела"
Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.
Оборудование: кукла, носовые платки.
Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:
Маша заболела, трудно ей дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!
Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.
Занятие "Носики-курносики"
Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:
Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять(убирает платок в карман).
Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком
[1] Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986. – с. 21.
[2] Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1994. – с. 28.
[3] Урунтаева Г. А, Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997. – с. 60.
[4] Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2005. – с. 50.
[5] Названова Л. Чтобы зубки блестели.// Дошкольное образование.-2004-№14-13-17с.
[6] Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание.-1988-№9-13-17с.
[7] Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. -М. Гардарики, 2000.с. 58.
[8] Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ, Сфера, при участии «Юрайт», 2002.- с. 38.
[9] Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М. Тривола, 2000. – с. 54.
[10] Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. -М. Гардарики, 2000.- с. 48.
[11] Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. -М. Гардарики, 2000. – с. 69.
[12] Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. -М. Гардарики, 2000. – 70.
[13] Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. -М. Гардарики, 2000. С. 65.
[14] Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. -М. Гардарики, 2000. С. 71.
[15] Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. -М. Гардарики, 2000. С. 72.
[16] Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ, Сфера, при участии «Юрайт», 2002.-с. 68.
[17] Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ, Сфера, при участии «Юрайт», 2002.-с. 69.
[18] Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.-М.:Академия, 1997- с. 54.
[19] Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2005. – с. 48.
[20] Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Просвещение, 1987.- с. 35.
[21] Урунтаева Г. А, Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997. – с. 39.
[22] Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Просвещение, 1987.- с. 72.
[23] Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1994. – с. 60.
[24] Лямлина Г.М. Воспитание культурно – гигиенических навыков в старшем дошкольном возрасте.// Дошкольное воспитание – 1976 - №2.