Оглавление:

Вопрос № 22. 3

Вопрос № 39. 9

Список литературы: 14

Вопрос № 22.

Порядок проведения сертификации.

По определению (Закон РФ от 10.06.96 г. «О сертификации продукции и услуг») система сертификации - совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе. Системы сертификации формируются на национальном (федеральном), региональном и международном уровнях. В нашей стране системы сертификации создаются специально уполномоченными на это федеральными органами исполнительной власти - Госстандартом РФ, Минздравом РФ, Госкомсвязи и пр. В числе участников системы сертификации входят предприятия и учреждения независимо от форм собственности, а также общественные объединения[1].

В Систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции, объединенных общностью одного или нескольких свойств. Система сертификации однородной продукции формируется с учетом общности назначения и требований к ней, общности нормативных документов на данную продукцию и методы ее испытаний, а также с учетом наличия аналогичной международной системы.

В сформированной системе сертификации должны устанавливаться:

·                    номенклатура сертифицируемой продукции;

·                    структура системы, функции ее участников;

·                    нормативные документы на сертификацию, содержащие проверяемые требования и методы испытаний;

·                    схема сертификации с указанием правил отбора и идентификации образцов для испытаний;

·                    формы сертификата и знака соответствия, правила нанесения знака соответствия;

·                    условия и правила признания протоколов испытаний и сертификатов соответствия, выданных зарубежными организациями;

·                    порядок рассмотрения апелляций;

·                    взаимодействие с Госстандартом РФ и с государственными органами управления;

·                    порядок регистрации Системы сертификации однородной продукции в Государственном реестре.

Для организации практической деятельности по сертификации систем качества Госстандарт России принял и ввел в действие ГОСТ Р 40.001-95 «Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации». Несколько позже были утверждены четыре государственных стандарта ГОСТ Р 40.002-96 & ГОСТ Р 40.005-96, в которых изложены основные положения, регламентирующие правила и порядок проведения сертификации систем качества и сертификации производств и правила проведения инспекционного контроля за системами качества.

Основные правила сертификации изложены в упомянутых документах следующим образом:

1.                 В качестве органа сертификации или испытательной лаборатории допускаются организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями или потребителями сертифицируемой продукции. Необходимым условием является аккредитация центра или лаборатории, а также наличие лицензии на проведение аттестационных работ.

2.                 Аккредитацию органов сертификации и испытательных лабораторий осуществляет Госстандарт РФ, федеральные органы власти в пределах своей компетенции.

3.                  Если в системе аккредитации существует несколько органов по сертификации одной и той же продукции, то заявитель вправе пройти сертификацию в любом из них.

4.                  Сертификация отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам.

5.                  Сертификаты и аттестаты аккредитации в системе обязательной сертификации вступают в силу с даты их регистрации в Государственном реестре.

6.                  Официальным языком является русский. Все документы оформляются на русском языке.

7.                  При возникновении спорных вопросов в деятельности участников сертификации заинтересованная сторона может подавать апелляцию в любые органы, проводящие работы по сертификации.

8.                  Сертификация проводится по схемам, установленным системами сертификации однородной продукции.

Сертификация продукции проходит следующие этапы:

·                    подача заявки на сертификацию;

·                    рассмотрение и принятие решения по заявке;

·                    отбор, идентификация образцов и их испытания;

·                    проверка производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

·                    анализ полученных результатов;

·                    выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия.

При обязательной сертификации по схемам с использованием декларации о соответствии заявитель подает в орган по сертификации вместе с заявкой декларацию о соответствии. Орган сертификации рассматривает заявку и не позднее 15 дней сообщает заявителю решение. В решении содержатся все основные условия сертификации: схема сертификации, если сам заявитель ее не предложил; перечень необходимых документов; перечень аккредитованных испытательных лабораторий; перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества. Заявитель на основании этого выбирает конкретную испытательную лабораторию[2].

Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, испытательная лаборатория в соответствии с требованиями нормативной документации. Испытания проводят в лабораториях, аккредитованных на право проведения сертификационных работ, которые предусмотрены в документации на продукцию. В зависимости от схемы сертификации проводится анализ состояния производства или проводится сертификация производства и системы качества.

Орган сертификации анализирует результаты испытаний по протоколам, представляемым испытательной лабораторией. В случае положительной оценки соответствия продукции установленным требованиям орган сертификации оформляет сертификат и регистрирует его. При обязательной сертификации документ выдается только если продукция соответствует всем требованиям нормативной документации, установленным для данной продукции. Обязательной составной частью сертификата является сертификат пожарной безопасности.

Поскольку проверка подлинности и правильности заполнения сертификата является одной из форм входного контроля качества продукции, то коммерческие работники обязаны знать требования, предъявляемые к форме сертификата соответствия, и правила его заполнения.

При отрицательных результатах обязательной сертификации орган сертификации должен уведомить об этом соответствующий территориальный орган государственного контроля и надзора по месту расположения заявителя.

Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации, но не более чем на три года. Действие сертификата на партию продукции, имеющей срок годности, должно распространяться на срок, не превышающий срок годности.

Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия, принятом в системе сертификации. При обязательной сертификации под знаком соответствия проставляется буквенно-числовой код органа по сертификации - две буквы и две цифры. Маркировку продукции знаком соответствия осуществляет продавец или изготовитель на основании лицензии, выданной органом по сертификации. Знак соответствия ставится на изделие, тару и на сопроводительную документацию. Закон допускает включать в сопроводительную документацию копии сертификатов. Во избежание подделок знаков соответствия последние изготавливаются для органов сертификации в виде наклеек или голограмм с современными способами защиты.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится, если это предусмотрено схемой сертификации, в течение всего срока действия сертификата и лицензии не реже одного раза в год в форме периодических проверок. Могут назначаться внеплановые проверки в тех случаях, когда есть информация о претензиях к качеству сертифицированной продукции. Результаты инспекционного контроля оформляются актом. По результатам контроля орган по сертификации может приостановить или аннулировать действие сертификата, а лицензию отозвать. Инспекционный контроль, как правило, осуществляет тот же орган по сертификации, который проводил сертификацию.

Завершая рассмотрение процедур сертификации, нельзя не упомянуть о сертификации услуг. Многие операции, даже непосредственно связанные с измерительной техникой, нельзя отнести к производственной сфере. Такие, например, общеизвестные виды деятельности, как упаковка, хранение, транспортирование, поверка, пусконаладочные работы, да и сами процедуры сертификации и аккредитации скорее следует отнести к сфере услуг. В процедурах оценки качества услуг должны приниматься несколько иные критерии, чем при оценке качества продукции.

Если сферу услуг рассматривать с общих позиций, то в эпоху постиндустриального развития сфера услуг получит все большее распространение. В начале XXI века по расчетам экспертов более 2/3 объема деловой активности приходится на сферу услуг. В условиях конкуренции покупателя интересует не только собственно качество товара, но и то, насколько полно представлены и реализованы услуги, связанные с приобретением и использованием товара.

Сертификация услуг осуществляется в той же последовательности, что и сертификация продукции, и предусматривает следующие этапы[3]:

1.               Подача заявки на сертификацию услуги.

2.               Рассмотрение и принятие решения по заявке.

3.               Оценка соответствия услуг установленным требованиям.

4.               Принятие решения о возможности выдачи сертификата.

5.               Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия.

6.               Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.

Сравнивая содержание этапов сертификации продукции и сертификации услуг, в первую очередь следует обратить внимание на сущность - оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям. Она включает в себя оценку выполнения работ и оказания услуг и проверку результатов работ и услуг. Итоги первой процедуры отражают в актах, итоги второй - в протоколах испытаний.

При проверке результатов работ и услуг наиболее широко используются социологические и экспертные методы оценки. Для оценки материальных услуг широко используются инструментальные методы. Одной из особенностей сертификации работ и услуг является возможное отсутствие такого звена, как испытательная лаборатория. Такая ситуация часто встречается в сфере нематериальных услуг и в отдельных материальных услугах.

Существует ряд международных организаций, проводящих аттестацию сферы обслуживания. К ним в частности относятся:

·                    Ассоциация международного воздушного транспорта - JATA;

·                    Международная организация социального страхования - AISS;

·                    Европейская федерация автотуризма - ECF;

·                    Всемирная организация туризма - WTO;

·                    Всемирный почтовый союз - UPV и т. д.

Система сертификации услуг, оказываемых населению, распространяется на отечественные и иностранные предприятия (фирмы), а также на граждан-предпринимателей. Система предполагает проведение обязательной и добровольной сертификации. Особенностью сертификации сферы услуг является то, что она формируется путем создания системы сертификации по группам однородных услуг, установленных Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), и может иметь ограниченное значение в небольшом регионе.

Вопрос № 39.

Задачи Госстандарта РФ, выполняемые функции.

Согласно закону «Об обеспечении единства измерений», статьи 4-10, государственным управлением деятельности по обеспечению единства измерений в нашей стране занимается Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Законом регламентирована деятельность Госстандарта в координации всех работ в РФ по обеспечению единства измерений, в представлении Правительству РФ предложений по совершенствованию системы обеспечения единства измерений, руководство деятельностью институтов Госстандарта и центров стандартизации и метрологии (ЦСМ РФ), руководство международной деятельностью по метрологии и стандартизации. Госстандарт утверждает все нормативные документы, регулирующие деятельность в стране по стандартизации, метрологии и сертификации[4].

Госстандарт утверждает результаты испытаний средств измерений, организует работу по ведению государственных реестров средств измерений, реестров стандартных образцов, организует работы по сбору, анализу и публикации стандартных справочных данных. В области стандартизации и сертификации Госстандарт РФ осуществляет руководство Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ) и службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов.

В области стандартизации к функциям Госстандарта относятся:

·                    выполнение роли заказчика при разработке государственных стандартов, устанавливающих общетехнические требования;

·                    рассмотрение и принятие государственных стандартов;

·                    участие в работах по международному сотрудничеству. Определенную законом деятельность Госстандарт РФ осуществляет при помощи около 20 научных центров и около 100 региональных центров стандартизации и метрологии. В функции научных центров (НИИ Госстандарта) входит хранение мер, разработка и совершенствование эталонной базы страны, разработка НТД по разделам метрологии, закрепленным за данным НИИ или центром, проведение испытаний по профилю института, разработка программ развития и совершенствования обеспечения единства измерений в какой-либо конкретной области. На институты Госстандарта как правило возлагается работа по руководству фундаментальными исследованиями в метрологии (программа ФИМ), выполнение международных работ по профилю института или центра.

Общее взаимодействие метрологических институтов РФ с Госстандартом РФ осуществляет Всероссийский институт метрологической службы (ВНИИМС, Москва). Здесь проводится координация всей конкретной метрологической деятельности в стране: распределяются обязанности между предприятиями Госстандарта, проводится экспертиза НТД, утверждаемой Госстандартом, ведется Госсреестр средств измерений. Кроме координирующих и распределяющих функций ВНИИМС занимается исследованиями в области метрологии геометрических величин, в измерениях давления, электрических величин, характеристик электромагнитной совместимости, в метрологических аспектах диагностики плазмы.

В соответствии с "Порядком проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами)", утвержденным приказом Госстандарта России от 30 декабря 1993 г., основной целью государственного надзора является защита прав потребителей и интересов государства, а его основные задачи заключаются в следующем:

·                    предотвращение и пресечение нарушении государственных стандартов, устанавливающих обязательные требования к продукции (работам, услугам), всеми субъектами хозяйственной деятельности;

·                    контроль за соблюдением правил обязательной сертификации продукции (работ, услуг);

·                    предоставление органам исполнительной власти и общественным организациям достоверной информации о фактическом состоянии соблюдения субъектами хозяйственной деятельности установленных требований к продукции, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья людей, охрану окружающей среды и правила обязательной сертификации.

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации (Госторгинспекция). Основными задачами этого государственного органа являются:

·                    государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления;

·                    деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Поскольку на Госстандарт РФ возложены кроме метрологических функций обязанности организации работ по стандартизации и сертификации, в структуру Комитета входят институты и технические комитеты по стандартизации. Последние занимаются не только законодательной метрологией, но и решением общегосударственных проблем по обеспечению качества промышленной продукции и услуг независимо оттого, имеют они отношение к измерительной технике или не имеют.

К научно-исследовательским институтам Госстандарта, например, относятся НИИ стандартизации (ВНИИ стандарт) - головной институт в области Государственной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) - головной институт в области сертификации продукции и услуг, а также систем управления качеством продукции и услуг. Проблемами нормализации в машиностроении в системе Госстандарта РФ руководит Всероссийский институт ВНИИНМАШ. Комплексной информацией по стандартизации и качеству занимается ВНИИКИ - головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии. Федеральный фонд стандартов и технических условий ВНИИКИ приводит в установленном порядке учет и хранит отечественную и зарубежную научно-техническую документацию, обеспечивает по заявкам копиями стандартов и ТУ.

Поскольку любой стандарт есть результат деятельности большого числа специалистов, и далеко не всегда это сотрудники Госстандарта, в нашей стране для решения конкретных проблем стандартизации при участии специалистов Госстандарта создаются технические комитеты (ТК), которые не только разрабатывают документы, но и несут ответственность за их качество. ТК отвечают за сроки разработки документов, за их соответствие действующему законодательству и условиям выполнения договоров на разработку документов[5].

Список литературы:

  1. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ. – Справочная система Гарант.
  2. Закон «Об обеспечении единства измерений» от 27 апреля 1993 года N 4871-1 (ред. от 10.01.2003). – Справочная система Гарант.
  3. Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года N 2300-1 (ред. от 30.12.2001). – Справочная система Гарант.
  4. Постановление «Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации» от 10 мая 2000 г. N 26. – Справочная система Гарант.
  5. Постановление «Об утверждении Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации» от 21 сентября 1994 г. N 15. – Справочная система Гарант.
  6. Постановление «Об утверждении положения о системе сертификации ГОСТ Р» от 17 марта 1998 г. N 11. – Справочная система Гарант.
  7. Постановление «Об утверждении изменения N 1 "Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации" от 5 июля 2002 г. N 56. – Справочная система Гарант.
  8. Постановление «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» от 13 августа 1997 г. N 1013 (ред. от 10.02.2004). – Справочная система Гарант.
  9. Постановление «Об утверждении перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации» от 7 июля 1999 г. N 766 (ред. от 10.02.2004). – Справочная система Гарант.
  10. Постановление «Основные положения и порядок сертификации услуг» от 29.12.93 г. N 24. – Справочная система Гарант.
  11. Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА  – М.: Дело, 2005.
  12. Девид Б. Основы управления качеством. – СПб: Питер, 2005.
  13. Иванченко Г.Н. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  14. Козлов А.Л. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. – М.: Юрайт-издат, 2004.
  15. Медведев А.М. Международная стандартизация. М.: Издательство стандартов, 2005.
  16. Менеджмент систем качества. / Круглов М.Г. и др. - М.: Издательство стандартов, 2004.
  17. Галеев В.И., Варгина М.К. Характеристика ФЗ «О техническом регулировании» // Сертификация. - 2005 - №1. – с. 49 – 59.
  18. Варгина М.К. Направления совершенствования сертификации и стандартизации в России // Сертификация - 2005 - №1. – с. 17 – 31.

[1] Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА  – М.: Дело, 2005. – с. 89.

[2] Варгина М.К. Направления совершенствования сертификации и стандартизации в России // Сертификация - 2005 - №1. – с. 17.

[3] Галеев В.И., Варгина М.К. Характеристика ФЗ «О техническом регулировании» // Сертификация. - 2005 - №1. – с. 49.

[4] Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА  – М.: Дело, 2005. – с. 109.

[5] Менеджмент систем качества. / Круглов М.Г. и др. - М.: Издательство стандартов, 2004. – с. 178.