Содержание:

Введение. 3

Особенности воспитания детей шести лет. 4

Общая характеристика дошкольного детства. 4

Шесть лет – возраст формирования готовности к школе. 5

Развитие личности. 11

Заключение. 13

Список литературы: 14

Введение.

Данная работа посвящена особенностям воспитания детей шести лет. Возраст шести лет является заключительным годом в периоде дошкольного детства – наиболее продуктивным периодом в развитии ребенка. Одновременно, это возраст, в который формируется окончательная готовность ребенка к школе. В связи с этим мы рассматриваем возраст шести лет в контексте требований психологической готовности к школе и особенностей развития в период дошкольного детства.

Целью нашей работы является выявление приемов, которыми может пользоваться взрослый, желающий помочь ребенку развиться и решить свою жизненную задачу.

В соответствии с этой целью мы ставим перед собой следующие задачи. Во-первых – описать возрастные особенности шести лет, во-вторых, выделить комплекс готовности к школе, кроме того, описать пути развития тех или иных аспектов готовности к школе в рамках дошкольного детства и действий взрослых, которые могли бы помочь ребенку достичь этой готовности.

Актуальность данной темы автор видит в огромной жизненной важности для развития личности ребенка периода дошкольного детства и огромной роли взрослого в этом периоде. В связи с этим цена неграмотности взрослого и ошибок, допущенных благодаря ей возрастает неимоверно. Поэтому понимание механизмов развития личности ребенка, разрушение барьеров общения между взрослым и ребенком является дорогой к развитию здоровой личности.

Особенности воспитания детей шести лет.

Возраст шесть лет относится психологами к периоду дошкольного детства. Шесть – семь лет – это последний период дошкольного детства, предшествующий кризису семи лет, а в нашей культуре – это еще и возраст, когда ребенок должен быть почти готов к школе.

Общая характеристика дошкольного детства.

Дошкольное детство характеризуется следующими особенностями.

С точки зрения выдающегося русского психолога Л. С. Выготского каждый период развития ребенка основывается на развитии одного главного вида деятельности. Этот вид деятельности был назван Л. С. Выготским «ведущей деятельностью»[1].

Ведущая деятельность обладает определенными характеристиками, отличающими ее от других видов деятельности. Она, в первую очередь, является смыслообразующей для ребенка, что означает, что в этой деятельности действия и предметы, которые раньше не имели смысла для ребенка начинают приобретать этот смысл. Вторым важным отличительным моментом ведущей деятельности является то, что в контексте этой деятельности у ребенка складываются определенные отношения со взрослыми или сверстниками. И, наконец, в процессе освоения этой деятельности у ребенка появляются, формируются определенные новые способности, которые Л. С. Выготский называет новообразованиями возраста.

Все выше перечисленное не означает, что в одном периоде существует только один вид деятельности. Одновременно с ним сосуществуют и ранее освоенные виды деятельности, но они не оказывают существенного влияния на развитие ребенка в данный период.

Концепция ведущей деятельности очень важна для максимально эффективного и бережного воспитания ребенка. Опора на ведущую деятельность позволяет строить взаимодействие с ребенком, учитывая то, что развивает его в данный период его жизни.

Ведущей деятельностью в дошкольном детстве является игра. Игра от трех до семи лет приобретает разные формы, развиваясь вместе с ребенком[2].

Возникает игра в три года, когда ребенок начинает мыслить образами. На первом этапе она представляет собой копирование ребенком действий взрослых. В игре ребенок воспроизводит сюжеты действий взрослых.

В средним дошкольном возрасте, в четыре – пять лет, игра становится ролевой. Теперь в игре ребенка главное – это попробовать себя в разных ролях. Ему уже не так важен сюжет, а главное – это прожить себя в разных ролях, прожить из жизни взрослых то, что ему недоступно.

В шесть – семь лет формируется новый вид игры – игра по правилам. Более подробно мы опишем этот вид игры в части работы посвященной непосредственно возрасту шести лет.

Игра является критерием нормальности развития ребенка. Она имеет важнейшее значение для формирования умственных способностей, в ней ребенок учится общаться, а кроме того, ребенок развивается эмоционально. В игре он научается справляться со страхами, травмирующими ситуациями, гневом, обидами.

Игра не является обязательным этапом в жизни ребенка, но в нашей культуре она необходима. В традиционных обществах, где ребенок с детства включен в труд взрослых дети не играют, так как научаются всему в процессе труда[3].

Шесть лет – возраст формирования готовности к школе.

Особенность возраста шести лет состоит в том, что это возраст готовности ребенка к школе. В связи с этим определяются задачи его развития.

Готовность к школе определяется несколькими параметрами.

Одной составляющей готовности ребенка к школе является так называемая коммуникативная готовность. Суть ее заключается в том, что ребенок научается общаться с другими людьми, со взрослыми и сверстниками, по правилам.

К концу дошкольного возраста ребенок учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со взрослыми и сверстниками. К этому времени ребенок должен начать понимать свою ответственность за результаты своих действий и поступков. Под ответственностью подразумевается осознание, что получившееся является результатом собственного выбора ребенка и только он может изменить их, если они его не удовлетворяют. Ответственность пробуждает у ребенка чувство сопричастности общему делу.

По мере развития ответственности нужно учить ребенка самому оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом, если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы. Это значит, что если ребенок сделал так, как все, или так, как от него ждали, то нужно предлагать ему оценивать это поведение с его собственной точки зрения. Таким образом, формируется не слепое подчинение толпе, под влиянием симпатий или антипатий, а критическое отношение с позиций нравственности.

Ребенок шести-семи лет способен понимать нравственный смысл ответственности. В игре и в обыденной жизни, в отношениях со знакомыми взрослыми и сверстниками ребенок получает достаточных опыт ответственного поведения. В зависимости от развитости чувства ответственности до школы он будет относиться к своим новым обязанностям в школе[4].

К этой готовности ребенок подходит именно на протяжении возраста шести лет. Как раз в этом возрасте ребенок научается играть по правилам. В этой игре ребенок научается разделять подчинение правилам со своими симпатиями и антипатиями. Отношения с другими детьми в процессе игры перестают накладывать отпечаток на выполнение правил. Семилетний ребенок уже научается такому разделению, тогда как для шестилетнего – это еще недоступно. Поэтому, шестилетние дети, идущие в школу испытывают большие трудности. И мешает им учиться наравне с семилетними именно то, что ребенок не может воспринять процесс обучения, не окрашенный доброжелательным и обязательно личным отношением к нему учителя, что довольно проблематично в нашей современной школе.

Ребенок всегда настроен на эмоционально положительное отношение к самому себе. Именно поэтому он будет ориентироваться в своем поведении на то, чтобы действовать «хорошо», то есть соответственно тому, что одобряется. Когда формируется эта потребность – соответствовать положительному нравственному эталону, можно говорить о том, что у ребенка появляется ответственность, как черта личности.

Установлено, что шести – семилетний ребенок при общении с хорошо знакомыми сверстниками может самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать свое мнение, брать на себя ответственность за свою позицию и проявлять независимость. Однако, это еще не является постоянной линией поведения шестилетнего ребенка.

Шестилетний ребенок нуждается в индивидуальном внимании, в индивидуальном отношении к нему взрослого, только тогда он может подчиняться правилам. Ребенку необходим доброжелательный контроль взрослого и положительная оценка взрослым его действий.

Взрослый при этом должен общаться с ребенком в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не вести себя правильно. Ребенку в этот период жизненно необходимо признание его поступков и тем более его личности взрослым.

Ребенок в этом возрасте шести – семи лет научается анализировать свое собственное психическое состояние, предвидеть реакции других людей, желая, чтобы люди испытывали к нему благосклонность, признавали и ценили его хороший поступок. Ребенок испытывает ненасыщаемую потребность обращаться ко взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. Очень важно в этом случае поддерживать ребенка, поскольку невнимание, пренебрежение, неуважительное отношение к нему взрослого могут привести его к потере уверенности в своих возможностях[5].

Общение со взрослыми и сверстниками дает ребенку возможность усваивать нормы поведения в отношении других людей. Ребенок в определенных жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить свое поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому очень важно, чтобы ребенка учили этим нормам и объясняли и помогали ему понять их ценность и необходимость.

Таким образом основное, на чем должно строится воспитание ребенка шести лет в отношении общения – это доброжелательная, принимающая и поддерживающая помощь в освоении норм социального поведения.

Вторым аспектом готовности ребенка к школе является его умственная готовность.

К умственной готовности ребенка к школе относят состояние его памяти, внимания, мышления, речи и воображения. Эта готовность формируется в игре. Если ребенок достаточно для себя играет в течение дошкольного детства, то к семи годам у него складывается собственное объяснение мира, собственная модель действительности.

Сюда входит многое. Во-первых, ребенок должен к шести – семи годам научиться адекватно воспринимать действительность. Еще в раннем возрасте у ребенка начинают накапливаться представления о свойствах предметов. Так к школе ребенок должен быть знаком с отдельными основными геометрическими фигурами, цветами, уметь соотносить величины предметов.

Все эти представления дети усваивают в раннем детстве в процессе деятельности, игры. Очень важно для готовности ребенка к школе научить его словесно объяснять, называть то, что он видит.

Сюда же входит и развитие речи. Помимо овладения ребенком системой грамматики, осознанием словесного состава речи, ребенок научиться достаточно полно описывать ситуацию, чтобы она была достаточно понятна слушателю, который в ней не был. Для овладения этим навыком необходимо учить ребенка пересказу прочитанного, составлению рассказа по картинке. Для этого необходимо, чтобы взрослый также как можно больше рассказывал ребенку. Тогда ребенок будет учиться формам речи, слушая речь взрослого.

Кроме того, в игре ребенок научается так называемой объяснительной речи через объяснение правил игры.

Обязательной частью готовности ребенка к школе является его ориентировка в пространстве и времени. Ориентировке в пространстве ребенок учится с самого раннего детства, но ребенок шести лет должен еще и усвоить словесные значения пространственных отношений. Так ребенок должен уметь объяснить находятся ли предметы один под другим или один за другим. К школе ребенок должен научиться понимать, что отношения предметов в пространстве зависят еще и от точки зрения и что человек, смотрящий на эти предметы с другой стороны увидит не то, что видит ребенок со своей позиции.

Гораздо более сложным для ребенка является ориентировка во времени. Начинается оно с усвоения понятий придуманных людьми. Сначала он усваивает время суток и научается отличать что было утром, вечером, вчера или сегодня. Ориентируются дети при этом на собственный опыт. Так, вечером они ложатся спать, утром умываются, зимой одеваются тепло и катаются на санках, а летом – едут на дачи, носят легкую одежду. К школе даже трудности с пониманием «вчера и сегодня» должны быть преодолены. Хотя представления о больших исторических периодах дети не могут понять в дошкольном возрасте, так как они выходят за пределы опыта ребенка.

Одним из важных аспектов готовности ребенка к школе является развитие внимания. Если дети трех лет могут играть в одну игру около 30 минут, то к шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется большим разнообразием игры, большим количеством игровых ситуаций, используемых шестилетками в игре. Внимание, основанное на интересе, называется непроизвольным. Но в период дошкольного детства формируется и произвольное внимание – это умение детей сознательно направлять свое внимание на что-либо и удерживать его.

Произвольным вниманием овладевают дети еще с четырех лет, но все-таки преобладает у них непроизвольное внимание. В шесть лет способности к произвольному вниманию начинают резко и бурно развиваться.

Произвольное внимание не является продолжением или развитием непроизвольного. Произвольное внимание формируется из общения ребенка со взрослым. Для формирования произвольного внимания необходимо взаимодействие ребенка со взрослым. Огромную роль в формировании произвольного внимания играет речь. С помощь речи взрослый привлекает внимание ребенка к предметам и действиям, с помощью проговаривания плана действий ребенок научается организовывать свое внимание. Часто дети шести лет проговаривают инструкцию взрослого перед выполнением задания, тем самым организуя собственное внимание через речь.

Также в дошкольном возрасте происходит активное развитие памяти. Память тоже бывает произвольная и непроизвольная. В дошкольном детстве ведущей является непроизвольная память. Непроизвольно ребенок хорошо запоминает то, с чем он совершал действия. Но с четырех – пяти лет начинает складываться и способность к произвольному запоминанию.  Произвольное запоминание – это целенаправленное запоминание ребенком чего-либо. Способы произвольного запоминания ребенку подсказывает взрослый. Он помогает, например, подсказывая ребенку, что поможет ему вспомнить то, что нужно сделать, задает наводящие вопросы при припоминании.

Все-таки к концу дошкольного возраста ведущей для ребенка является непроизвольная память. Ребенок хорошо запоминает то, что для него эмоционально окрашено. Это важно учитывать при воспитании ребенка шести лет.

Главное, что должно развиться у ребенка к началу школьного возраста – это воображение. Воображение является основой для развития мышления.

Воображение ребенка складывается в игре. Ребенок трех лет играет игрушками, которые максимально близки по виду к предметам, которыми оперирует взрослый. А ребенок пяти лет вполне может представить себе, что палочка – это лошадка и использовать ее соответствующим образом. Так и происходит развитие воображения. Взрослый может предлагать ребенку, ставить ему задачу вообразить что-либо. Таким образом, у ребенка будет формироваться произвольное воображение. Важность в развитии воображения состоит в том, что ребенок начинает в воображении предварять практическую деятельность, представлять как он будет делать что-либо. Кроме того, теперь уже ребенок может составлять определенные представления только лишь на основе объяснения каких-либо явлений взрослым, что необходимо для усвоения знаний в школе.

Развитие личности.

Развитие личности является не только одной из важнейших составляющих готовности к школе, но и определяет развитие маленького человека в целом.

Ребенок активно присваивает из своего окружения те ценности, которые определяют развитие его самосознания.

Так, например, в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать свое имя. Благодаря имени и местоимению «Я» ребенок научается выделять себя как персону. Имя приобретает особый личностный смысл. Оно позволяет ребенку представить себя обособленным от других, исключительным человеком. Через отношение к имени ребенок переживает утверждение собственного достоинства. Поэтому очень важно, обращаясь по имени поощрять, хвалить, высоко оценивать и не в коем случае не связывать с именем обесценивание личности.

В дошкольном детстве формируются притязания личности. Они связаны в нашем обществе с половыми различиями. Так мальчики в нашем обществе ориентированы на эффективность в деятельности, а девочки – на привлекательность в коммуникации.

Уровень притязаний связан с самооценкой. Он зависит от успехов и неудач, случающихся в жизни ребенка. Чем больше успехов – тем выше уровень притязаний и тем выше самооценка. Самооценка в шесть лет не является  стабильной. Ребенок в этом возрасте может оценивать себя только по отношению к чему-либо, а именно – к своим сверстникам. Среди других детей ребенок всегда находит собственную нишу, в которой он успешен и благодаря этому утверждается в том, что у него есть преимущества перед другими детьми.

Для формирования адекватной самооценки взрослым необходимо помочь ребенку сформировать позицию уверенности в себе и своих силах. Это делается через помощь ребенку в осознании его ответственности за его поступки. Важно не наказывать ребенка за ошибки, а предлагать самому оценить их и помочь найти путь, как исправить эту ошибку.

В шесть лет ребенок максимально восприимчив к воспитанию и при добром, принимающем и внимательном отношении к его потребностям и его личности ему можно помочь созреть для перехода на следующую ступень его жизни и, в случае, если он не успел получить чего-то в своем развитии в более ранние периоды дошкольного детства – добрать это.

Заключение.

В конце нашей работы хотелось бы подвести некоторые итоги.

К сожалению, в рамках небольшой учебной работы трудно вложить огромный объем знаний, накопленный современной психологией и педагогикой в этой области. Мы постарались затронуть основные аспекты развития шестилетнего ребенка.

Возраст шести лет – это возраст максимальной восприимчивости, кроме того, это последний стабильный год перед кризисом семи лет, когда воздействие на ребенка осуществлять становится практически невозможно, и кроме того, общество начинает накладывать совсем другие требования на ребенка. Поэтому в шесть лет нужно по возможности помочь ребенку завершить все свои «дошкольные» задачи. Для этого ему, в первую очередь, необходимо душевное здоровье и любовь взрослого.

Мы описали возрастные особенности шести лет, выделили комплекс готовности к школе, наметили  описать пути развития тех или иных аспектов готовности к школе в рамках дошкольного детства и дали определенные рекомендации для взрослых, которые могли бы помочь ребенку достичь его целей на данном этапе развития.

Таким образом мы можем говорить о том, что цели работы – с помощью взрослым в бережном воспитании детей, мы достигли.

В заключении хотелось бы еще заметить, что дошкольный период развития является столь важным в жизни ребенка и так зависит от воздействия со стороны взрослого, что взрослому необходимо расти и развиваться как личности вместе с ребенком каждую секунду их совместной жизни.

Список литературы:

1.     Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968 г.

2.     Венгер А. Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М., 1985 г.

3.     Выготский Л. С. Педагогическая психология. М: АСТ, Астрель – Люкс. 2002 г.

4.     Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1993 г.

5.     Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб.: Петербург – 21 век, 1997.

6.     Ефимкина Р. П, Детская психология: Методические указания. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2004 г.

7.     Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. – М.; Воронеж, 1997г.

8.     Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. М.. 2004 г.

9.     Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989 г.

10.                      Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1981 г.


[1] Выготский Л. С. Педагогическая психология. М: АСТ, Астрель – Люкс. 2002 г. с. 142.

[2]

[3] Ефимкина Р. П, Детская психология: Методические указания. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2004 г.  с. 15.

[4] Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. М.. 2004 г. с. 257.

[5] Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. – М.; Воронеж, 1997г.  с. 34