Содержание

Введение. 3

Глава 1. Конструктивная организация предложений. 5

1.1.Сущность понятия «предложение», «высказывание». 5

1.2. Традиционный и современный подход к определению второстепенных членов  7

Глава 2. Актуальное членение предложений. 11

2.1. Соотношение актуального членения и конструктивной организации предложения. 15

2.2. Обстоятельство и его роль в актуальном членении предложения. 18

Глава 3. Коммуникативная функция обстоятельств при актуальном членении простого предложения на материале произведений М.Булгакова. 19

Заключение. 22

Список использованной литературы.. 24

Введение

В современном синтаксисе актуальным остается вопрос о соотношении грамматической и коммуникативной структуры предложения.

Наряду с общим мнением о том, что коммуникативная и грамматическая структура существуют автономно, многие исследователи обращают внимание на связь структуры предложения и его коммуникативной организации.

Одна из первых эту идею развивает Г.К. Крушельницкая, которая отмечает, что «в зависимости от коммуникативной нагрузки своих членов, предложение по – разному членится на части: в них оказываются разные члены предложения. Но это все же члены предложения с их основными грамматическими значениями.

И поэтому вряд ли есть основания противопоставлять грамматическое членение (по членам предложения) смысловому членению, как делают В. Матезиус и К. Боост» [4, с. 57].

Членение на тему и рему бинарно, следовательно пролеживается общее соответствие между темой и группой подлежащего, ремой и группой сказуемого. Так И.И. Ковтунова считает, что актуальное членение может двояко взаимодействовать с синтаксической структурой предложения: в синтагматически независимых высказываниях в актуальном членении участвуют группы подлежащего (тема) и сказуемого (рема); в синтагматически зависимых высказываниях актуальное членение нарушает иерархическую структуру предложения и ремой может выступить любой член предложения.

О. Крылова считает подлежащее грамматикализованной темой, а сказуемое грамматикализованной ремой [5, с. 49].

Мы предлагаем рассмотреть один из аспектов связи актуального членения и грамматической структуры предложения.

А именно обстоятельство и его роль в коммуникативной организации предложения. Следовательно, целью работы является выявление коммуникативной функции обстоятельств.

Цель предполагает решение следующих задач:

·        рассмотреть вопрос о членах предложения в лингвистике;

·        проследить связь актуального и грамматического членения;

·        выявить коммуникативную функцию обстоятельств на примере произведений М.Булгакова.

Объект исследования - простое распространенное неосложненное предложение.

Предмет исследования – обстоятельство и его коммуникативная функция.

В работе использовались методы сплошной выборки и статистической обработки.

Исследование проводилось на материале произведений М.Булгакова.

Глава 1. Конструктивная организация предложений

1.1.Сущность понятия «предложение», «высказывание»

Прежде чем перейти к вопросу соотношения актуального и грамматического членения предложения, необходимо остановиться на понятиях «предложение» и «высказывание».

В энциклопедии русского языка мы находим следующие определения: «высказывание – единица речевого общения» [19, c.90];

«предложение – одна из грамматических категорий синтаксиса.

В широком смысле предложение – это любое от развернутого синтаксического построения до отдельного слова или словоформы высказывание, являющееся сообщением о чем – либо и рассчитанное на слуховое или зрительное восприятие.

В узком смысле – это единица сообщения, которая, будучи образована по специально предназначенному для этого грамматическому образцу, обладает значением предикативности и собственной семантической структурой, обнаруживает их в системе формальных изменений и имеет определенную коммуникативную задачу, выражающуюся интонацией и порядком слов [19, с. 395].

Содержание понятий «предложение» и «высказывание» - вызывает споры лингвистов.

Высказывание определяется по отношению к понятию предложения.

Высказывание считают либо единицей шире предложения (законченный в смысловом отношении текст между паузами), либо единицей уже предложения (семантически самостоятельная часть сложного предложения).

При структурном подходе к высказыванию относят речевые образования, не укладывающиеся в обычную схему предложения (например, реплики при диалоге).

При содержательном подходе отличие высказывания от предложения состоит в том, что оно в дополнение к структурно – семантической схеме предложения включает модально – коммуникативный аспект, проявляющийся в интонации и актуальном членении предложения.

При функциональном подходе высказывание определяется как речевая единица, которая может быть равновеликой предложению, но рассматриваться в речи в непосредственной соотнесенности с ситуацией [19, с.90].

С развитием лингвистики речи и семантического синтаксиса возникла тенденция противопоставлять не предложение высказыванию, но в самом предложении различать две стороны: структурно – семантическую схему (модель) и высказывание.

На основании этой тенденции описание предложения как формулы мы будем связывать со структурным, а как высказывания – с семантическим и коммуникативным аспектами.

Самое первое и основополагающее различие сторон предложения заключается в том, что в первом случае перед нами единица языка, характеризующаяся системой внутренних связей.

Во втором случае перед нами единица речи, один из возможных вариантов формулы, обусловленный конкретными условиями коммуникации.

К основным признакам, характеризующим предложение, относятся предикативность, интонация сообщения, грамматическая организованность.

Структуру предложения описывают через члены предложения.

Член предложения – это знаменательное слово, фразеологизм, или сочетание знаменательного слова со служебным, или неделимое словосочетание, находящееся в отношениях «определяемое - определяющее» с другим словом [7, с. 36].

Важным элементом грамматической организации предложения является наличие главных членов.

Их основные свойства: непосредственное участие в выражении предикативности; независимое положение в предложении, господствующее по отношению к поясняющим их словам.

Поясняющие члены предложения, подчиненные главным, называются второстепенными; вместе с главными они участвуют в выражении высказывания, ср.: Неподвижно перед крыльцом висели прозрачные ветви плакучих берез.

1.2. Традиционный и современный подход к определению второстепенных членов

Существуют разные основания для выделения членов предложения.

Традиционно в предложении выделяют главные и второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство (такое разграничение происходит на основании отношений словосочетания).

В современных описательных грамматиках (грамматика 70, 80) распространенное предложение описывается без привлечения понятия «второстепенные члены».

Учение о второстепенных членах предложения подвергается критике.

Основные критические замечания:

1. Главные члены  предложения – морфологизированы, то есть имеют типичную форму выражения, второстепенные члены имеют различное морфологизированное выражение.

2. С точки зрения характера синтаксических связей словоформ, второстепенные члены предложения с главным словом образуют пересекающиеся классы, где определение с определяемым словом связывается согласованием и управлением, также примыканием. Дополнение – управлением, обстоятельство – управлением и примыканием.

3. Многозначность второстепенных членов.

Недостаточно четкие границы между тремя второстепенными членами привели к отказу от данной классификации.

Понятие «второстепенные члены» заменено таким, которое определяет роль тех или иных словоформ в структурной, коммуникативной или семантической организации предложения.

Все члены предложения, не входящие в предикативную основу, как нами было отмечено, распределены по двум классам: присловные и неприсловные распространители.

Присловные распространители образуют вместе с главным компонентом подчинительное словосочетание на основе согласования, управления, примыкания.

Такое словосочетание в полном своем объеме входит в состав одного и того же компонента актуального членения.

Присловный распространитель лишь конкретизирует значение темы или ремы, не меняя коммуникативного задания высказывания.

Например, Дети/идут в школу (где дети – это тема, идут в школу - рема).

Неприсловный распространитель (детерминант), включаясь в предложение на правах самостоятельного компонента (Темы или ремы) изменяет его коммуникативное задание.

Например, Стало душно (рема) нерасчлененное высказывание.

Стало душно/ и в моей комнате (где стало душно – тема, и в моей комнате – рема, детерминант). Детерминант распространяет данное высказывание (где стало душно?).

Еще Виноградовым В.В. было отмечено, что статус отдельных словоформ в предложении не одинаков. Один из них относится к отдельному слову, другой ко всему предложению. Эта точка зрения развивалась в работах Н.Шведовой, Е.Куриловича и др.

Детерминирующие члены предложения, распространяющие всю предикативную основу в целом, играют самостоятельную роль в коммуникативной организации, например, В лесу/ сумрачно и тихо (тема каково в лесу?, детерминант, сумрачно и тихо - рема).

Такие распространители называют детерминантами.

Введение детерминанта меняет актуальное членение: синтаксическое и актуальное членение не совпадают.

Термин «детерминант» Н.Шведовой принадлежит, она разрабатывает теорию детерминантов.

О.А.Крылова продолжает исследования Шведовой. В статье «Детерминанты в аспекте коммуникативного синтаксиса» пытается раскрыть их особую природу, как распространителя предложения в целом, в отличие от компонентов словосочетания, - в аспекте коммуникативного (актуального) синтаксиса.

Детерминант - это любая падежная форма или предложно – падежная форма имени (а также наречие или деепричастие), выполняющая самостоятельную роль как компонент актуального членения, наряду с подлежащим и сказуемым, а не входящая в состав подлежащего или сказуемого на правах зависимого компонента словосочетания [5, с. 47].

Таким образом, как отмечает О. Крылова, являясь самостоятельным компонентом актуального членения, в частности, исходным пунктом, детерминант лишь вводит сообщение, а само сообщение заключено в остальной части предложения.

Следовательно, все предложение заключено в остальной части предложения, поэтому вес предложение, за вычетом детерминанта, оказывается построенным так, чтобы выполнять функцию сообщения, быть коммуникативной единицей.

Структурная схема при этом может быть различной, например,

он согласился.

                                     мириться нельзя

с этими взглядами       покончено

                                     давайте покончим

                                     согласны все.

Часто детерминант называет такие условия, обстоятельства, а также объект и субъект, которые служат исходным пунктом для сообщения самого события, например, В лесу/ раздавался топор дровосека. В лесу/ мы встретили старого охотника.

Сообщаемое в теме предложения детерминируется со стороны условий, обстоятельств, а также указанием на объект или субъект этого события.

Здесь детерминант служит ремой предложения и в экспрессивно не окрашенной речи располагается в конце предложения.

Например, Удалось встретиться/ в день моего отъезда.

Неприсловные члены предложения занимают собственно синтаксические позиции, присловные распространяют предложение по законам словосочетания.

Главные члены предложения могут быть представлены различными словоформами, но не любыми, образующими структурную схему предложения.

Второстепенные члены предложения являются распространителями его структурной схемы (предикативного ядра) [23, 156].

Не все второстепенные члены одинаково важны для структуры предложения: одни являются облигаторными (неприсловными, обязательными), другие – факультативными (присловными, необязательными).

Облигаторные (неприсловные) вместе с главными обозначают стержневые компоненты высказывания, без которых оно не передает сообщения, они, как правило, диктуются семантико – грамматическими свойствами членов предикативного ядра.

Факультативные (присловные) лишь уточняют, расширяют смысл высказывания, например, Реку и берега снова затянуло снежной метелью.

Главные члены предложения (структурная схема) и обязательные второстепенные (облигаторные распространители) вместе образуют модель предложения, которая имеет свободное лексическое наполнение [23, с. 157].

Таким образом, выявив две основные теории о членах предложения, мы в работе будем придерживаться современной теории, то есть в качестве второстепенных членов предложения принимаем детерминант (как неприсловный распространитель), терминами определение, дополнение, обстоятельство будем называть присловные распространители.

Согласно традиционной теории к второстепенным членам предложения относится: дополнение, определение, обстоятельство.

Объектом нашей работы является обстоятельство, следовательно, необходимо подробнее раскрыть коммуникативную функцию обстоятельств, выявить значение и место обстоятельств в предложении.

Т.И. Вендина дает следующее определение: обстоятельство – это второстепенный член предложения, распространяющий и поясняющий члены предложения со значением действия или признака или предложения в целом и обозначающий, где, когда, при каких обстоятельствах совершается действие или указывающий на условие, причину, цель его осуществления, а также меру, степень и способ его проявления [2, с.254].

Е.С. Скобликова под общим понятием «обстоятельство» объединяет несколько самостоятельных разрядов второстепенных членов, каждый из которых характеризуется ярким смысловым и грамматическим своеобразием: обстоятельства места, времени, образа действия, причины, цели и т.д.[22, с.180].

Морфологизированной формой обстоятельства является наречие, основной вид синтаксической связи – примыкание.

Глава 2. Актуальное членение предложений

В современном подходе к предложению выделяют несколько аспектов: структурный, семантический, коммуникативный.

Нам необходимо остановиться на коммуникативном аспекте предложений.

Исследованием предложения как коммуникативной единицы, выполняющей в речи определенное коммуникативное задание, занимается коммуникативный или динамический синтаксис.

Актуальное членение – центральное понятие.

Учение об актуальном членении предложения создано чешским ученым В. Матезиусом в 20 – 30 годы XX века. В отечественном языкознании оно связано с именами И.И. Ковтуновой, О.А.Крыловой.

Актуальное членение отражает строение предложения в зависимости от того, какое коммуникативное задание говорящего выполняет это предложение в речи.

Актуальное членение всегда бинарно

При актуальном членении в высказывании выделяются два компонента: тема и рема.

Определяя тему, исследователи отмечают три ее признака:

1. тема (из чего исходит говорящий, строя высказывание) служит исходным пунктом сигнала.

2. она актуально менее значима, чем рема;

3. это часть предложения, которая обычно известна, предопределена предшествующим контекстом.

При определении ремы отмечается:

1. рема (слово «рема» означает «предикат») - сообщение о теме, содержит новую информацию, ради которой строится высказывание;

2. она заключает в себе основное содержание сообщения и является коммуникативным центром высказывания;

3. она обычно является носительницей «нового».

Для обозначения двух коммуникативных частей высказывания в лингвистике употребляются и другие термины: логический субъект и логический предикат, психологический субъект и психологический предикат, смысловой субъект и смысловой предикат, основа и ядро и др.

В некоторых предложениях тема может быть опущена, не выражена, например, Душно. Идет дождь.

Рема в отличии от темы не может быть опущена.

В предложениях темой является сама действительность. Речь идет о каком – либо признаке или событии, имеющем в ней место, следовательно, действительность нерасчленима.

Такие предложения называются «нерасчлененные высказывания», в которых тема не выражена, весь лексический состав выполняет роль ремы.

Эти предложения имеют констатирующие коммуникативные задания.

Нерасчлененные высказывания согласно традиционной грамматике представляют собой односоставные предложения или двусоставные, для которых нормальным, объективным является обратный порядок компонентов.

Сущность актуального членения К.Г.Крушельницкая видит в том, что оно различает то, о чем делается сообщение, и то, что сообщается.

Часть высказывания, выражающую то, о чем делается сообщение Крушельницкая называет термином «данное», а часть высказывания, выражающую то, что сообщается – термином «новое».

По мнению Крушельницкой, в сочетании «данное» и «новое» нужно увидеть самую основу коммуникации [4, с.56].

В зависимости от различных коммуникативных задач, которые говорящий может перед собой ставить в конкретной ситуации общения актуальное членение может быть различным, то есть при одинаковом синтаксическом составе предложения его актуальное членение может быть различным.

Ср., предложение Солдаты уезжают на крышах вагонов может иметь два варианта актуального членения: Солдаты/ уезжают на крышах вагонов (что делают солдаты?) или Солдаты уезжают/ на крышах вагонов (как уезжают солдаты?).

Помимо термина «актуальное членение», в лингвистике для обозначения того же явления употребляется ряд других терминов: коммуникативное членение, контекстуальное членение, членение на тему и рему, функциональная перспектива предложения, коммуникативная перспектива предложения.

Актуальное членение предложения осуществляется в речи при помощи порядка слов и интонации, как два формальных средства выражения актуального членения они находятся друг с другом в сложной и тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

При этом интонация является главным показателем.

Остановимся на характеристике каждого из них.

Порядок слов в русском предложении не свободен.

При разном порядке слов смысл предложения, его коммуникативное назначение оказывается различным.

Характер вопроса, на который отвечает предложение, наглядно обнаруживает различие в актуальном членении.

Отсюда следует, что порядок слов в русском литературном языке служит для выражения актуального членения предложения.

Например, предложение Миша/ рисует отвечает на вопрос: Что делает Миша?

При обратном порядке членов предложения изменяется и актуальное членение. Высказывание Рисует/ Миша отвечает на вопрос: Кто рисует? Здесь тема – рисует, рема – Миша.

Вторым важным средством выражения актуального членения в литературном языке является интонация.

Интонационный центр предложения – фразовое ударение – сосредоточен на реме, как на главной коммуникативной части высказывания.

Если рема состоит больше чем из одного слова, то фразовое ударение падает на последующий компонент словосочетания, составляющего рему.

Тема выделяется повышением тона и паузой.

Порядок слов и интонация являются главными, но не единственными выразителями актуального членения.

Дополнительным средством выражения актуального членения служат частицы, выделяющие и подчеркивающие тему или рему.

Тема обычно выделяется частицами а и же.

Например, Она любила его спокойный, ласковый и гостеприимный тон в деревне. В городе же он постоянно казался беспокоен и настороже.

Рему выделяют частицы только, лишь и др, например, Но это продолжалось лишь несколько секунд.

 

2.1. Соотношение актуального членения и конструктивной организации предложения

В исследованиях неоднократно затрагивался вопрос о соотнесении грамматического и актуального членения, но четкой связи выявлено не было.

Наиболее общее положение в лингвистике занимает положение о том, что грамматическое и актуальное членение предложений не зависят одно от другого, тема и рема не совпадают с определенными членами предложения.

На уровне синтаксической структуры предложения речь идет о правилах расположения синтаксических компонентов предложения.

Синтаксически распространенное предложение может быть расчленено на группу подлежащего (подлежащее со всеми относящимися к нему словами) и группу сказуемого (сказуемое с относящимися к нему словами) [23, с. 138].

При совпадении группы подлежащего с темой, а группы сказуемого с ремой можно говорить о соответствии актуального членения синтаксическому членению, например, Широкие окна зимнего сада/ были ярко освещены.

Граница между компонентами актуального членения проходит там же, где граница между предикативно – связочными элементами структурной схемы.

Когда тема не совпадает с группой подлежащего, а рема не совпадает с группой сказуемого, актуальное членение расходится с синтаксическим.

Помимо этого темой или ремой в таких предложениях могут быть не целые словосочетания (то есть не целиком группа подлежащего или группа сказуемого), но их отдельные компоненты – в соответствии с условиями контекста.

Например, из состава сказуемого (группы сказуемого) может быть вынесен в начало предложения в качестве темы только глагол или только зависимая от него словоформа, а другой компонент словосочетания служит ремой: На концерт мы/ опоздали.

Как видно из примера, на основе синтаксически распространенных предложений могут возникать синтагматически зависимые высказывания больше чем с одной темой.

Здесь первой темой является словоформа на концерт, второй темой – мы, ремой является глагол опоздали.

На концерт и опоздали не образуют единую тему, так как эти члены не составляют синтаксического объединения (на концерт мы).

При наличии нескольких тем актуальное членение может носить ступенчатый характер.

При этом первая тема относится к остальной части предложения как к реме, рема же в свою очередь членится на вторую тему и рему и т.д.

Дело свое, надо сказать,/ он// любил.

Ступенчатое членение не нарушает дихотомический принцип актуального членения (то есть членения на два коммуникативных состава – тему и рему).

Но тема при ступенчатом членении приобретает комплексный характер – она состоит из двух синтаксических компонентов, или двух тем.

Две части комплексной темы могут иметь разный коммуникативный вес.

Очень часто тема выражается второстепенным членом обстоятельственного или объектного типа, а рема – предикативным ядром предложения (главными членами или их составами):

В тишине дома/ резко затрещал звонок.

Реже в качестве темы выступает предикативное ядро предложения, а в качестве ремы – второстепенный член; возможно в качестве темы – сказуемое (его группа), ремы – подлежащее (его группа): Решение пришло,/ на первый взгляд, сумасбродное. В нем была повинна/ радуга.

Актуальным членением обусловлен нормальный порядок расположения главных членов предложения.

Подлежащее (тема) располагается перед сказуемым.

В нерасчлененном предикативном ядре (реме) сказуемое находится в препозиции.

Кроме слов, составляющих непосредственно структурную схему, в предложении могут быть различные распространители, которые в традиционном синтаксисе рассматриваются как второстепенные члены предложения.

Местоположение второстепенных членов также определяется преимущественно актуальным членением предложения, ср.:

Часы в столовой/ гулко пробили десять. В столовой/ постукивали стенные часы.

Синтаксически распространенные предложения членятся на тему и рему так же, как и нераспространенные.

Разница заключается в том, что в распространенных предложениях тема или рема состоит не из одного слова, а включает в себя группу слов (словосочетание).

Например, предложение Поезд/ быстро скрылся за ближним лесом членится так же, как и предложение Поезд/ скрылся.

Часто в распространенных предложениях темой является группа подлежащего, а ремой – группа сказуемого: Внутренность леса/ постепенно темнеет; алый цвет вечерней зари/ медленно скользит по корням и стволам деревьев.

Включение присловных распространителей в предложение не изменяет характера членения.

К.Г.Крушельницкая говорит об отсутствии оснований противопоставления грамматического и смыслового членения, так как независимо от членения все члены предложения имеют грамматическое значение [4, с.59].

2.2. Обстоятельство и его роль в актуальном членении предложения

Место и роль обстоятельств в предложении регулируется актуальным членением.

Скобликова Е.С.говорит об определенной смысловой самостоятельности, «автономности» большинства обстоятельств.

Это объясняется наличием целого ряда семантических и грамматических особенностей:

1. в отличие от дополнений использование большинства обстоятельств не предсказывается лексическим значением главного слова, и потому в выражении обстоятельственных значений это слово прямо не участвует;

2. на грамматическую форму обстоятельства главное слово, как правило, не влияет;

3. в сфере обстоятельств наблюдаются богатые возможности дифференциации разных значений грамматическими и лексическими средствами [22, с. 182].

Исходя из перечисленных особенностей, обстоятельства характеризуются двумя чертами:

1. так как обстоятельство не имеет обычно органической связи с лексическим значением главного слова, оно, в отличие от большинства дополнений, не является «предсказуемым», устойчивым элементом предложения.

Поэтому в современной лингвистике принято оценивать обстоятельства как факультативные компоненты предложения.

2. большинство обстоятельств (кроме обстоятельств образа действия, а также меры и степени) характеризуются диапазоном возможных смысловых связей.

Они могут относиться к отдельным словам разных частей речи, например, растут в лугах, густые в лугах, трава в лугах. (обстоятельственное определение).

Обстоятельства могут быть соотнесены в качестве детерминантов с содержанием простого предложения в целом, с содержанием всех частей сложносочиненного предложения, с содержанием целой цепочки самостоятельных предложений, следующих за тем, в которое непосредственно входит обстоятельство. Этой способностью чаще всего обладают обстоятельства, стоящие в начале предложения [22, с. 182].

Ср.: В полночь в молчании началась переправа войск сразу в трех местах. Чтобы отвлечь внимание врага, части Белоцерковского полка…начали оживленную перестрелку. Немцы, насторожась, молчали.

От ветра дрожали стекла и громыхала железная крыша.

Газ/ тихонько шипел в горелке,// опять по улице шаркало движение, и профессор/, отравленный сотой папиросою, полузакрыв глаза, откинулся на спинку винтового кресла.

Пешком,/ так как деньги все были украдены,// Коротков/ добрался до Спимата и, пройдя вестибюль, прямо направил свои стопы в канцелярию.

Разные типы обстоятельств существенно различаются между собой не только значением и системой форм грамматического выражения, но и разной употребительностью, часто – тяготением к определенным стилям, к определенному содержанию речи.

Универсальным средством выражения обстоятельств являются существительные в различных предложно - падежных формах.

Мы провели наблюдения над обстоятельствами в простых предложениях произведений М.Булгакова.

Глава 3. Коммуникативная функция обстоятельств при актуальном членении простого предложения на материале произведений М.Булгакова

Простые распространенные неосложненные предложения в анализируемых произведениях М.Булгакова «Дьяволиада» и «Роковые яйца» встречались не так часто, нами было выделено 187 предложений.

На основании выборки и обработки материала, мы отметили следующие особенности употребления обстоятельств в произведениях М.Булгакова:

1. В некоторых предложениях обстоятельство выступает в роли детерминанта (неприсловного распространителя), то есть играет самостоятельную роль в качестве компонента актуального членения.

Это объясняется смысловой самостоятельностью большинства обстоятельств по отношению к другим второстепенным членам предложения.

Ср.: К концу недели/ гонка несколько стихла [1, с.90].

Кругом все молчало[1, с.253].

В таких конструкциях обстоятельство входит в состав темы, то есть содержит исходную информацию.

Чаще всего обстоятельства в таких конструкциях выражены именем существительным и обозначают место, время действия:

В сетке/ показалась поднимающаяся на канте кровля [1, с. 156].

В колонном зале/ что – то сыпалось с потолков [1, с.283].

В ушке замка/ торчала белая записка [1, с. 157].

В колонном зале/ что – то сыпалось с потолков [1, с.283].

В данных конструкциях обстоятельство обозначает место действия.

К вечеру/ кабинет Персикова осиротел [1, с.288].

В сумерках/ Коротков прочитал ее [1, с. 157].

В данных конструкциях – время действия.

Обстоятельство может быть и в составе ремы (входит в группу сказуемого).

Ср.: Шесть оставшихся/ взволнованно зашушукали вслед [2, с.47].

Три дня после этого/ прошли великолепно [2, с.83].

Бронский/ жидко и пронзительно рассмеялся [1, с.84].

Солнце сладостно лизало его с одной стороны [1, с.255].

Бронский/ почтительно поклонился окну [1, с. 275].

Преследователи были/ в двух шагах [1, c. 177].

За стеной ясно мелькнул Кальсонер [1, с. 153].

В приведенных предложениях обстоятельство выступает в роли присловного распространителя, то есть относится и характеризует главный член предложения – сказуемое.

Чаще обстоятельства в таких конструкциях выражены наречием.

Обстоятельство несет основную смысловую нагрузку, уточняет действие, конкретизирует его смысл, ср.:

Мужчина/ приятно улыбнулся [1, с. 43]. (улыбнулся как?, улыбнулся приятно).

Он/ брезгливо понес/ калошу[1, с.255]. (понес как?, понес брезгливо).

2. Нами обнаружено несколько предложений, в которых нарушен традиционный порядок слов.

Нарушение традиционного порядка слов служит средством эмоциональной окрашенности высказывания, ср.: Персиков кланялся/ раздраженно [1, с. 283] и Персиков раздраженно кланялся.

3. Обстоятельство может выносится в начало предложения под влиянием актуального членения, то есть оно несет основную коммуникативную нагрузку, ср.: А в Полтаву/ я не поеду [1, с. 171, ](Я не поеду в Полтаву).

Как мы видим, чаще всего обстоятельство находится в составе ремы, так как рема совпадает со сказуемым и его группой, а обстоятельство по своему значению всегда относится к глаголу.

Нами не обнаружены предложения, в которых обстоятельство самостоятельно выступает в качестве ремы.

Таким образом, рассмотрев конкретные примеры употребления обстоятельств в произведениях М.Булгакова, мы можем сказать, что в зависимости от значения обстоятельства оно может входить как в состав темы и выступать в роли детерминанта, так и в состав ремы, выражать коммуникативный аспект предложения.

Необходимо помнить, что актуальное членение зависит от отношения говорящего к изображаемым событиям, ситуациям.

Заключение

Таким образом, в ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Соотношение понятий «предложение» и «высказывание» - в лингвистике вопрос дискуссионный.

Высказывание считают либо единицей шире предложения (законченный в смысловом отношении текст между паузами), либо единицей уже предложения (семантически самостоятельная часть сложного предложения).

2. Наряду с традиционной теорией, разделяющей члены предложения на главные и второстепенные: дополнение, определение, обстоятельство, существует современная теория, согласно которой структурная схема предложений включает только предикативную основу, а второстепенные члены относятся к разряду присловных распространителей (дополнение, определение, обстоятельство) и неприсловных (детерминант, инфинитив) распространителей.

Неприсловные члены предложения занимают собственно синтаксические позиции, присловные распространяют предложение по законам словосочетания.

3. Члены предложения в каждом конкретном высказывании представляют собой единство двух значений: синтаксического значения и «коммуникативной нагрузки» - как «данного» или как «нового».

4. Анализ предложения с точки зрения коммуникативной нагрузки его членов способствует тому, что в плане смыслового членения могут изучаться предложения разных типов (односоставные, двусоставные, распространенные, нераспространенные).

В распространенных предложениях коммуникативное задание может быть усложнено, и данным, и новым может быть не один член предложения, а два и больше, то есть тема или рема состоит не из одного слова, а включает в себя группу слов (словосочетание).

5. В современной лингвистике нет единой точки зрения на связь грамматического и актуального членения.

Актуальное членение не всегда соответствует синтаксическому.

При совпадении группы подлежащего с темой, а группы сказуемого с ремой можно говорить о соответствии актуального членения синтаксическому членению.

Когда тема не совпадает с группой подлежащего, а рема не совпадает с группой сказуемого, актуальное членение расходится с синтаксическим.

6. Немаловажную роль в аспекте актуального (коммуникативного) членения играет вопрос о детерминантах, выступающих как самостоятельный компонент актуального членения.

Детерминант лишь вводит сообщение, а само сообщение заключено в остальной части предложения.

Обстоятельства могут быть соотнесены в качестве детерминантов с содержанием простого предложения в целом, с содержанием всех частей сложносочиненного предложения, с содержанием целой цепочки самостоятельных предложений, следующих за тем, в которое непосредственно входит обстоятельство.

Это объясняется смысловой самостоятельностью большинства обстоятельств по отношению с другими второстепенными членами предложения.

7. Анализ конкретных примеров в произведениях М. Булгакова «Дьяволиада» и «Роковые яйца» позволяет сделать следующие выводы:

·        обстоятельство входит в как состав темы, так и в состав и ремы;

·        чаще входит в состав ремы, то есть относится к сказуемому;

·        выражает коммуникативный аспект предложения, то есть несет основную смысловую нагрузку.

Таким образом, в зависимости от значения обстоятельства оно может входить как в состав темы и выступать в роли детерминанта (неприсловного распространителя), так и в состав ремы (выполнять роль присловного распространителя) и тем самым выражать коммуникативный аспект предложения.

Список использованной литературы

 

1. Булгаков М. Чаша жизни, М., 1988

2. Вендина Т.И. Введение в языкознание, М., 2001

3. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса, М., 1982

4. Крушельницкая К.Г. К вопросу о смысловом членении предложения // Вопросы языкознания № 5, 1956

5. Крылова О.А. Детерминанты в аспекте коммуникативного синтаксиса// Вопросы языкознания № 2, 1976

6. Кодухов В. И. Введение в языкознание. - М., 1979.

7. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990.

8. Ломтев Т.П. Основы синтаксиса современного русского языка, М., 1958

9. Ломтев Т.П. Структура предложения в современном русском языке. Под ред. Н.Д. Артунова, М., 1979

10. Лукин В. А. Художественный текст: основы лингвистической теории и элемента анализа. - М., 1999.

11. Мещанинов И.И. Структура предложения// История современного языкознания, М., 1988

12. Мухин А. М. Лингвистический анализ. - Л., 1976 г.

13. Неелова З.Г. Карточки по русскому языку. Синтаксис, М., 1965

14. Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1996.

15. Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке, М., 1970

16. Реформатский А.А. Введение в языкознание, М., 1998

17. Руднев А.Г. Синтаксис простого предложения, М., 1960

18. Русская грамматика, М., 1980

19. Русский язык: Энциклопедия, М., 2003

21. Сборник упражнений по синтаксису русского языка с комментариями. Простое предложение, М., 1961

22. Скобликова Е.С. Современный русский язык: Синтаксис простого предложения, М., 1979

23. Современный русский язык. Под ред. П.А.Леконта, М., 2000