Содержание

1. Уровень изменчивости среды... 5

1.1 Неизменная среда (XIX век) 5

1.2 Расширяющаяся среда (начало ХХ  века). 6

1.3 Изменяющаяся среда (30 – 50-е годы ХХ века) 7

1.4. Дискретные изменения среды (60 – 80-е годы ХХ века) 8

1.5. Неожиданные изменения среды (с начала  90-х годов ХХ века) 9

2. Эволюция отношений в организации. 10

2.1. Руководитель – подчиненный. 10

2.2. Предприниматель – менеджер. 11

2.3. Централизация – децентрализация. 13

2.4. Управление персоналом. 15

3. Задания. 16

Список литературы.. 20

Итоговая таблица №1.

Уровень изменчивости среды

Формирование школ управления

Изменение стилей поведения организации

Преобразование организации произ-водства

Эволюция систем управле-ния

Эволюция организа-ционных структур

Эволюция стратегий

Разви-тие стилей управления

Эволюция отношений в организациях

Руководитель – подчиненный

Предприниматель -менеджер

Централизация –децентра лизация

Управление персоналом

 До XX века (неизменная среда)

Школа научного управления

Приростный

Мелкосерийное производство

----

Линейная структура управления

----

Консервативный

Авторитарный стиль руководства

Менедже-ры подчиня-лись руководи-телю

Жесткая централизация

Даровая рабочая сила

Начало XX века (расширяющаяся среда)

Школа научного управления,

Классическая школа

Приростный

Массовое производство

Системы управления на основе традицион. контроля

Функциональная, линейно- функциональная структура управления

Оператив-ное управление

Производственный

Авторитарный,  демократичный

Переход от централизации к децентрализации

Аналитические методы управления персоналом

30 – 50е гг. XX века (изменяющаяся среда)

Классическая школа, школа человеческ. отношений

Предпринимате-льский

Серийное производство

Системы управления на основе опережающ контроля

Дивизиональная структура управления

Стратегическое планирова-ние

Рыночный

Демокра-тичнгый

Революция менедже-ров

Рост проф-союз-ного движе-ния

60 – 80-е гг. (дискретные изменения среды)

Количественный, системный, ситуационный подходы

Предпринимате-льский

Индиви-дуаль-ный тип произ-водства

Системы управления на основе опережаю-щего контроля

Матричная структура управления

Стратеги-ческое планиро-вание

Страте-ги-ческий

Демокра-тичный

Сотруд-ники – основ-ной фактор успеха

90-е гг. XX века (неожиданные изменения среды)

Количественный, системный, ситуационный подходы

Предпринимате-льский

Индиви-дуаль-ный тип произ-водства

СУ на основе предпринимательс-кого контроля

Глобальная структура управления

Стратеги-ческое управле-ние

Творче-ский

либеральный

Акционер-ные общества, менеджеры – собствен-ники

Децентра-лизация

1. Уровень изменчивости среды.

 

1.1 Неизменная среда (XIX век)

Строго говоря, никогда нельзя считать внешнюю среду предприятия неизменной. В данной работе будем пользоваться термином «неизменная среда» в том смысле, что экономисты-мыслители и бизнесмены мало внимания уделяли внешней среде в процессе научных изысканий и планировании производства[1].

Известно, что прорыв в экономической мысли – учитывание в планировании влияния факторов внешней среды – был сделан в начале 50 годов ХХ века. Отсутствие  интереса к управлению до начала XX века объяснялось тем, что люди даже не задумывались над тем, как можно управлять организациями системно. Людей интересовало лишь, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть. Показателен факт – английский экономист Оуэн в начале 20 века показал, как можно улучшить условия труда с помощью управления организацией, но бизнесмены того времени видели мало здравого смысла в его реформах.

Предприятия начала ХХ века ориентировались на минимизацию отклонений от традиционного поведения, изменения здесь не приветствуются. Для неизменной среды была характерна фабрика, мануфактура и мелкосерийное производство, так как уровень развития техники и технологий был невысок.

Так как до начала 20 века не было особого интереса к управлению, то соответственно не было каких-то систем управления, а также стратегического планирования. При неизменной среде предприятия были небольшие, поэтому четкая организационная структура отсутствовала. Руководил предприятием один человек (почти всегда).

1.2 Расширяющаяся среда (начало ХХ  века).

По сравнению с ХIX веком, в начале ХХ века внешняя среда деятельности предприятий изменилась настолько, что влияние внешних факторов на деятельность предприятия невозможно было не учитывать. В это время быстрыми темпами шло развитие индустрии (паровая и хлопкоочистительные машины; бессемеровский процесс выплавки стали и т.д.), создание сети железных дорог и другой инфраструктуры. Спрос на рынке был почти неограниченным (определялся ценой), поэтому наиболее успешными были те фирмы, которые предлагали самую низкую цену.

Рынок в начале 20-го века можно назвать рынком продавца. Появились предприятия-гиганты, на которых были заняты тысячи, десятки тысяч людей, создавались и внедрялись новые промышленные технологии, шла разработка соответствующей организации производства. Так, необходимо было производственное мышление, направленное на обеспечение эффективности производства (например, за счет снижения издержек).

В связи с этим появились новые условия для планирования деятельности предприятий[2]:

– изменился и состав работников: это были уже образованные, достаточно грамотные люди, понимающие свою роль и собственные возможности;

– рост масштабов производства потребовал создания каких-то определенных систем управления;

– необходимо было установить нормы труда, контроль за качеством товаров.

1.3 Изменяющаяся среда (30 – 50-е годы ХХ века)

Экстенсивный рост производства, начавшийся в первой четверти ХХ столетия, стал замедляться, что потребовало изменения стиля управления. В это время темп изменения внешней среды еще более ускорился, но будущее еще можно было предсказать путем экстраполяции прошлого. На этот период пришлось бурное зарождение управленческих идей, новых подходов к системе управления, т.к. новые условия требовали научного обоснования новых идей.

Все эти факторы обусловили второй переходный период в эволюции внешней среды – начало в 30-х годов ХХ века. Суть этого переходного периода эволюции внешней среды заключалась в том, что направленное вовнутрь производственное мышление сменилось направленным вовне рыночным мышлением, в основе которого лежало стремление к выявлению и предвосхищению потребностей рынка.

Не менее важной  чертой описываемого периода эволюции внешней среды: в 30-50-х годах произошло насыщение рыночного спроса на основные потребительские товары; изменилась также структура спроса и его требований к предложению – приобрели важность не только ценовые параметры товара, но и качественные; рынок 30-50-х годов можно назвать продавца и покупателя.  Поэтому в данный период организация стремится к изменениям, ведет поиск альтернативных путей действий, предусматривает будущие возможности и опасности, стремится к быстрому развитию[3].

Описываемый переходный период протекал медленно и сопровождался усиленной борьбой между старыми руководителями, занимавшими прочное положение в иерархии компаний, и новыми управляющими, ориентированными на маркетинг.

Переход к рыночной ориентации происходил легче в тех стремившихся к устойчивости фирмах, которые в эпоху массового производства входил в число небольших, чем в компаниях, занимавших в то время лидирующее положение. Приведем пример. Будучи небольшой, фирма «Дженерал Моторс», ориентируясь на рынок, впервые успешно внедрила у себя ежегодную смену моделей, в то время как Г. Форд, ориентированный на производство, требовал от своей фирмы «продавать потребителю машины любого цвета, лишь бы они были черными». В конечном итоге, в условиях изменяющейся среды, власть в компаниях перешла к управляющим с рыночным типом мышления, которые стали проводниками рыночного стиля управления.

Таким образом, самыми существенными характеристиками изменяющейся среды 30-50-ых годов ХХ века являются:  1) дифференциация продукции;  2) реакция на изменение конъюнктуры рынка.

1.4. Дискретные изменения среды (60 – 80-е годы ХХ века)

Примерно с середины ХХ века начался процесс индивидуализации спроса – рынок этого времени можно охарактеризовать как рынок потребителя.

Кроме того, начала развиваться международная конкуренция. Начала возрастать потребность в руководителях с предпринимательским, стратегическим мышлением, обусловленная дискретными изменениями внешней среды. Появились системный и ситуационный подходы, как реакция на изменения, в возрастающей мере влиявшие на успешность действий организации.

К 60-ым годам ХХ века уровень научно-технического прогресса позволил совершенствовать систему управления и всю организацию производства: вводились производственные системы, появились компьютеры, которые сделали работников придатком машины.

Именно в этот период – к 60-ым годам ХХ века – внешняя среда стала играть для организации особую роль. Изменения во внешней среде заставили руководство организации еще более задуматься о будущем, о возможностях прогнозирования, т.к. хоть темп изменений и ускорился, но предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них еще было возможно. Поэтому стали активно разрабатываться различные системы программирования, бюджетирования, стратегического планирования и т.д. В этот период осуществлен переход от централизованного руководства к децентрализации, т.е. расширению прав и ответственности « центров прибыли» – отделений предприятия.

1.5. Неожиданные изменения среды (с начала  90-х годов ХХ века)

В этом подпункте, по преимуществу, охарактеризуем современную нам внешнюю среду деятельности предприятий – мы сейчас находимся в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть.

Еще с середины ХХ века для деятельности предприятий все более важное значение приобретают международные факторы. К концу ХХ века усилился международный характер управления, что привело к созданию крупных международных компаний со сложными организационными структурами. Для того, чтобы как-то предугадать и минимизировать отрицательное воздействие неожиданных изменений среды на организацию, фирмы применяют все новейшие достижения научно-технического прогресса, опыт, знания.

В конце ХХ – начале ХХI века при разработке стратегии управления упор делается на тип структуры организации[4]. Управление осуществляется на основе гибких экстренных решений, так как времени на раздумье просто не бывает. В таких условиях важно, чтобы фирма придерживалась предпринимательского стиля поведения, а управляющий этой организацией  имел творческий тип мышления.

2. Эволюция отношений в организации.

 

2.1. Руководитель – подчиненный

Стиль руководства – способ общения руководителей с подчиненными, характер отношений с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей.

Существуют несколько классификаций стиля руководства. Первая и наиболее известная выделяет: авторитарный, либеральный и демократический стили. Приведем сравнительную характеристику стилей в таблице 2.

Для неизменной среды был наиболее характерен авторитарный стиль.

Авторитарный стиль связан с чрезмерным преувеличением роли руководителя. Характеризуется централизацией власти, приверженностью к единоналичию. Руководитель обычно сам решает все вопросы, не учитывает мнение других. Для этого стиля руководства характерна чрезмерная требовательность к подчиненным, которая ограничивает их инициативу и самостоятельность. Руководство осуществляется не методами разъяснения и убеждения, а методами принуждения.

Авторитарный руководитель относится к подчиненным на основе «теории X», согласно которой:

¨                 Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.

¨                 У людей нет честолюбия, и они стараются избавится от ответственности, предпочитая чтобы ими руководили.

¨                 Больше всего люди хотят защищенности.

¨                 Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль угрозу наказания

Таблица 2.

Сравнительная характеристика стилей управления.

Стили руководства

Либеральный

Авторитарный

Демократичный

Природа стиля

Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации

Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера

Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера

Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме

Личное установление целей и выбор средств их достижения

Принятие решений разделено по уровням на основе участия

Коммуникации строятся в основном по горизонтали

Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху

Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях

Сильные стороны

Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера

Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата

Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в выполнении

Слабые стороны

Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера

Сдерживается  индивидуальная инициатива

Требует много времени на принятие решений

2.2. Предприниматель – менеджер

В неизменной среде профессиональные менеджеры отсутствовали, а руководителем предприятия практически всегда был один человек – собственник. Предпосылки выделения профессиональных управляющих в самостоятельную социальную прослойку возникли очень давно. Однако сильная власть собственников блокировала все попытки управляющих вести самостоятельную независимую хозяйственную политику. Однако в начале ХХ века стали складываться новые отношения на рынке: капиталистическое производство реально вступило в конкуренцию за деньги своих заказчиков (клиентов, потребителей).

Разрушительный кризис в начале 30-х годов во многих странах показал, что наступило новое время: конкуренция есть факт – заказчик купит лишь то, что отвечает его потребностям. Но чтобы удовлетворить пожелания заказчиков, мало объявить о маркетинге как важной новой функции делового предприятия. Надо по-новому организовать всю работу на предприятии, повысить производительность труда. Для этого были необходимы только квалифицированные управляющие. Поэтому возникла потребность передачи права на управление собственностью предприятия (его имущественного комплекса) профессиональному управляющему (менеджеру). Поскольку масштаб экономической деятельности требовал объединения экономических ресурсов многих предприятий начался и объективный процесс смены одного частного собственника на собственника коллективного (корпоративного). Соответственно, произошло и изменение способа управления созданным предприятием (корпорацией) с переходом на двухуровневую  систему управления собственником и менеджером одновременно, но с разделением функций.

Изменение экономического использования собственности произошло в 30-х годах 20-го века в результате так называемой «революции» менеджеров. Суть этой революции заключалась в изменениях по отношению к собственности. Менеджеры получили определенную самостоятельность в сфере административно-хозяйственного управления. Но, естественно, они не получили никакой власти по отношению к собственникам капитала.

2.3. Централизация – децентрализация.

В иерархической организации возможны два направления распределения полномочий: централизация и децентрализация.

Централизация управления – сосредоточение управления в одном центре, в одних руках, в одном месте; создание иерархической структуры управления, в которой преобладают вертикальные связи, при этом верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а сами эти решения строго обязательны для нижних уровней.

Децентрализация – передача функций управления от центральных органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих  органов управления за счет вышестоящих.

Различия централизации и децентрализации можно представить в виде схемы 1.

                                 Руководящая иерархия

Стрелка вверх: Делегирование принятия решений
Стрелка вверх: Централизация принятия решений
 

Схема 1. Различия централизации и децентрализации.

Для начала 20 века были характерны жестко централизованные организации. Представим достоинства централизованных структур в таблице 3.

Таблица 3.

Преимущества централизации.

Преимущества

Влияние на успех

Нет добавочных затрат на контроль при передаче полномочий и за их осуществлением

Не требуется высокой квалификации низших уровней управления

Влияние на качество решений

Однородность восприятия централизованного решения

Влияние на объем

Разгрузка нижних уровней управления от функции планирования

Усиление оперативного контроля высшего звена

Координационные эффекты

Отсутствие конфликтов с подчиненными уровнями управления. Стройность структуры

Возможность предубеждения "пожара", а не его тушение

Гуманистические эффекты

Отсутствие стресса из-за ответственности низших уровней руководства

Усиление значимости высшего руководства

Но по мере расширения номенклатуры продукции, проявления активности в новых областях бизнеса, выхода на международные рынки такие фирмы, как «Дженерал Моторс», «Дюпон», «Сирс» и «Стандарт Ойл оф Нью-Джерси» осознали главный недостаток централизованных структур - количество и сложность решений, которые они должны принимать, превышает их возможности. Руководство этих фирм пришло к выводу, что для обеспечения дальнейшего роста и развития организации, а также эффективности решений, принимаемых по ключевым вопросам, необходимо делегировать некоторые важные полномочия нижестоящим иерархическим  уровням управления. Таким образом, эти организации стали переходить к децентрализованной структуре управления, при которой за высшим руководством остается решение вопросов долгосрочного планирования, распределения ресурсов фирмы по отделениям, координации и оценки деятельности отделений. Руководителям отделений было делегировано право принимать решения в области, непосредственно связанных с продукцией и услугами, за которые они отвечают.

2.4. Управление персоналом

В начале XX века были распространены аналитические методы управления персоналом. Необходимость научного использования организационно – экономических  методов диктовалась общим повышением уровня развития  массового производства. На предприятиях осуществлялись меры по рациональному использованию труда, анализировались приемы и методы работы, устанавливалось их оптимальное сочетание, тщательно контролировались издержки производства, применялись системы оплаты, ориентированные на лучших по выработке исполнителей.

3. Задания

Задание 1

7. 3адание: установите соответствие между уровнем изменения среды, типом управления и параметрами успеха фирмы.

1) Устойчивость фирмы. А) Рыночный а) Изменяющаяся Повторение успеха среда

2) Рост фирмы. Б) Консервативный б) Дискретные Экономия на масштабах изменения среды производства.

3) Дифференциация продукции. В)Стратегический в) Неожиданные Реакция на изменение изменения среды конъюнктуры

4) Выбор долгосрочного курса. Г) Творческий, г) Расширяющаяся Адаптивность фирмы гибкий среда

5) Создание новых технологий д) производственный д) Неизменная Освоение новых рынков и среда изделий

Ответы: 1) соответствует +, 2) соответствует +, 3) соответствует +, 4) соответствует + ,5) соответствует +.

Задание 2

17. Задание: вставить слова, которые являются правильным ответом.

Дивизиональная структура представляет собой совокупность ++++.. узлов, у которой  +++.. функции централизованы на организационном уровне, а реализация ++++ управленческих функций переместилась в низовые структуры - ++.

Ответ:

Дивизиональная структура представляет собой совокупность узлов, у которой  все функции централизованы на организационном уровне, а реализация этих управленческих функций переместилась в низовые структуры.

Задание 3

27. Задание: Найдите вариант наиболее правильного ответа из пяти предложенных.

Вопрос: Какой критерий соответствует сфере компетенции бизнес-единиц - центра прибыли?

А) Норма прибыли Б) Текущая прибыль

В) Объем реализации Г) Рентабельность

Д) Валовый доход

Ответ: Г) Рентабельность

Задание 4

37.Задание: Найдите вариант наиболее правильного ответа из четырех предложенных

Вопрос: Стратегия фиксации определенного сегмента рынка (фокусирования) направлена на +

А) Удовлетворение потребностей с большей эффективностью, чем у конкурентов

Б) Удовлетворение потребностей определенных групп потребителей

В) Сосредоточение усилий на определенном сегменте рынка

Ответ: В) Сосредоточение усилий на определенном сегменте рынка

Задание 5

47. Задание: Найдите правильный ответ из трех предложенных.

Вопрос Стратегия интегрированного роста осуществляется за счет +

А) Добавления новых структур

Б) Захвата рынка

В) Выпуска нового продукта

Ответ: А) Добавления новых структур

Задание 6

57. Задание: вставьте слова, которые являются правильным ответом.

Возможны разные типы контроля за деятельностью фирм:

А) Через ++++++..    +++++++++, когда 100% акций принадлежит одному лицу, группе лиц или одной фирме

Б) Через +++++++    ++++++++.., когда 51% акций принадлежит одному лицу, группе лиц или одной фирме

В) Через +++++++   +++++++++, когда обладание большинством акций одной фирмы, в свою очередь владеющей акциями другой фирмы, влечет за собой контроль над этой фирмой

Г) Через +++++. +++++++++., когда акции фирмы распределены, и достаточно иметь небольшой процент их, чтобы иметь контроль над фирмой

Ответ: а) полную собственность; б) большинство акций; в) механизм соподчинения; г) меньшинство акций

Задание 7

67. Задание: Найдите правильный вариант ответа из предложенных.

Вопрос: Выделите характеристику, присущую управляющему лидеру:

А) Получает полномочия сверху

Б) Производит в организации изменения, обеспечивающие успех фирмы в будущем

В) организует деятельность персонала по выполнению плановых заданий

Г) способен вдохновлять людей на максимальную самоотдачу

Ответ: Б) Производит в организации изменения, обеспечивающие успех фирмы в будущем

Задание 8

77. Задание: Найдите вариант правильного ответа

Вопрос: Критерием оценки эффективности современной концепции управления персоналом является +

А) Более полное использование потенциала работника

Б) Самоконтроль со стороны работника

В) Гибкая форма организации труда

Г) Жесткая система административного воздействия

Ответ: В) Гибкая форма организации труда

Задание 9

87. Задание: Найдите вариант наиболее правильного ответа

Вопрос: Японский руководитель считает своей главной функцией

А) Управление качеством

Б)Управление людьми

В) Управление фондом

Г) Управление прибылью

Ответ: А) Управление качеством

Задание 10

97. Задание: Найдите вариант наиболее правильного ответа

Вопрос: Принцип "групповой работы" в фирмах Японии означает+

А)Взаимную дополняемость одних работников другими

Б)Выполнение работ является сферой совместного труда

В) Назначение работников в группу на должности со строго очерченным кругом обязанностей

Г) Способ "вживания" молодого работника в подразделение

Ответ: А)Взаимную дополняемость одних работников другими

Список литературы

 

1.      Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.

2.      Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. М.:МНИИПУ, 1999.

3.      Дункан У.Д.  Основополагающие идеи в менеджменте. М.: Дело, 1996.

4.      Забелин П.В., Нестеров П.В., Федцов В.Г. Предпринимательский менеджмент. М.: Приор, 2003.

5.      Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И. Основы менеджмента. М.: Инфра-М, 2003.

6.      Лунев В.Л. Сравнительный менеджмент: Учебное пособие. Н-ск: НГАЭиУ, 2001.

7.      Мескон, Альберт, Хедоури. Основы менеджмента. М.: ИНФРА – М, 1999.

  1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА – М, 2000.

9.      Фурманн В. Менеджмент: организация управления предпринимательством (обобщение теории и практики, методы и рекомендации). М.:МАНИПТ, 1998.


[1] Забелин П.В., Нестеров П.В., Федцов В.Г. Предпринимательский менеджмент. М.: Приор, 2003. – Стр. 10.

[2] Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И. Основы менеджмента. М.: Инфра-М, 2003. – Стр. 223.

[3] Мескон, Альберт, Хедоури. Основы менеджмента. М.: ИНФРА – М, 1999. – Стр. 112.

[4] См. Мескон, Альберт, Хедоури. Основы менеджмента. М.: ИНФРА – М, 1999. – Стр. 34.