№ заказа

634.1

Вариант, тема

Информационная сфера как сфера правового регулирования, ее структура и предметные области. Субъекты права, особенности их поведения в информационной сфере, объекты правоотношений.

Дисциплина

Правовая информатика

Исполнитель

Лещенко Н.А.

                                                            Содержание

Введение: 3

Раздел 1: Информационная сфера как сфера правового регулирования. 5

Раздел 2: Субъекты права, особенности их поведения в информационной сфере, объекты правоотношений. 8

Заключение. 11

Библиография: 12

Введение:

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Информационная сфера затрагивает интересы практически каждого субъекта начиная от личности и заканчивая интересами государства, так:

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Реализация данных интересов возможно через возникновения определенных  правовых отношений. В данной работе передо мной поставлена цель – раскрыть информационную сферу как сферу правового регулирования, ее структура и предметные области. А так де определить кто является субъектами информационной сферы и объектами возникающими между ними правоотношений.

Раздел 1: Информационная сфера как сфера правового регулирования.

Информационная сфера (среда) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.

Цивилизованная жизнь предполагает упорядоченное движение информации. В этой связи актуальным является информационный аспект правовой деятельности, вопрос о правовом обеспечении происходящих в обществе информационных процессов.

В современном обществе информационные ресурсы играют огромную роль и требуют к себе серьезного отношения как к интеллектуальному богатству, которое должно использоваться эффективно. Цивилизованное решение вопросов информационного взаимодействия является прерогативой области права.

  Информация является своеобразным объектом правового регулирования. Право выступает как регулятор информационных отношений, информационных процессов. При этом право само по себе обладает информационной содержательностью, систематизирует правила поведения субъектов правоотношений. Его нормы можно представить как комплексное знание, определяющее, дающее ориентир в правовых явлениях, процессах.            Информация выступает своеобразным звеном между гражданами и государственными институтами. Сбои в информационных процессах (искажения, неполнота информационных отношений и их недооценка и т.п.) существенным образом затрагивают общественную и информационную безопасность, затрудняют управление в обществе. Важнейший показатель качества информационной деятельности и построения единого информационного пространства - информационная безопасность личности, общества и государства. При этом нормальная жизнедеятельность гражданина, общественных и государственных институтов в информационной сфере возможна только в условиях четкой, последовательной и систематизированной правовой регламентации этой сферы.           90-е годы нынешнего столетия ознаменовались бурным развитием информационного законодательства в нашей стране. В Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993 года содержится целый ряд информационно-правовых норм. К важнейшим вехам систематизированного нормотворчества в информационной сфере следует отнести принятие Рекомендательного законодательного акта «О принципах регулирования информационных отношений в государствах-участниках Межпарламентской Ассамблеи» и Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации».

Активное развитие в последние годы информационного законодательства предполагает важность и необходимость осмысления с позиций общей теории права происходящих информационных процессов, информационно-правовых явлений, которые по своей сути существенным образом затрагивают интересы личности, общества и государства.

 Механизм правового регулирования определяется как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. В отношении содержания механизма правового регулирования существует множество точек зрения, их обзор показывает что большинство ученых-юристов в качестве его основных элементов выделяют: нормы права и его принципы; правовые отношения; акты толкования норм права, издаваемые уполномоченным на то органом; акты применения норм права.             Важно отметить, что для понимания сущности механизма правового регулирования большое значение имеет категория «деятельность». Отмеченные элементы механизма правового регулирования получают реальное воплощение, «приходят в движение» именно через деятельность (правотворческую, правоприменительную) соответствующих субъектов. В качестве обязательного субъекта этой деятельности выступает государство в лице его различных органов.

Самая общая схема взаимосвязи элементов механизма правового регулирования выглядит следующим образом. Компетентный орган (должностное лицо) устанавливает наличие в реальной действительности тех обстоятельств (юридических фактов), на которые рассчитана норма права, выносит правоприменительный акт (решение), который подтверждает наличие указанных обстоятельств и тем самым признает, что данная норма должна быть реализована. В результате у лиц, подпадающих под действие этой нормы, возникают конкретные субъективные права и обязанности или, другими словами, между лицами возникают конкретные правовые отношения. После установления правоотношений, субъекты этих отношений получают возможность совершать действия, составляющие содержание субъективных прав и обязанностей, т.е. получают возможность реализовать эти права и обязанности, и тем самым реализовать норму права. Реализация юридически значимых, т.е. влекущих правовые последствия, действий характеризует завершение действия механизма правового регулирования, при котором происходит перевод общих предписаний юридических норм, конкретизированных на стадии правоотношения в права и обязанности, в то фактическое, реальное поведение, на которое направлена воля законодателя.            Исходя их общего понимания правового регулирования можно сделать вывод, что информационно-правовое регулирование по своей сущности заключается в упорядочении общественных отношений в информационной сфере, в установлении с помощью информационно-правовых норм юридических прав и обязанностей участников этих отношений. Базируясь на государственной информационной политике, оно направлено на: упорядочение и закрепление наиболее целесообразных общественных отношений в информационной сфере; охрану урегулированных правом отношений в этой сфере; порождение и развитие новых информационных отношений, соответствующих требованиям цивилизованной жизнедеятельности; вытеснение из информационной сферы общественных отношений, не отвечающих современным условиям.

Информационная сфера структурируется как сфера правового регулирования по поводу информации при ее движении, преобразовании и потреблении.

Раздел 2: Субъекты права, особенности их поведения в информационной сфере, объекты правоотношений.

Субъекты информационной сферы являются ее наиболее важной и системообразующей составляющей. В качестве субъектов выступают физические и юридические лица (общественные организации, хозяйствующие субъекты, органы государственной власти). Для реализации своих потребностей или возложенных на них функций субъекты информационной сферы вступают во взаимоотношения, разнообразие которых отражает все множество областей человеческой деятельности

Информация формируется субъектами информационной сферы как для себя, так и для других субъектов. Она включает содержательную и представительскую составляющие. Содержательная составляющая информации отражает ее сущностную сторону, связанную с отражением реальной действительности. Представительская составляющая определяет форму представления информации для передачи, обеспечения ее адекватного восприятия потребителем

Информационная инфраструктура является той средой, которая обеспечивает возможность сбора, передачи, хранения, автоматизированной обработки и распространения информации в обществе. Как и любая другая инфраструктура общества, она отражает достигнутый уровень развития общественных отношений и научно-технического прогресса. Информационная инфраструктура общества образуется совокупностью: информационно-телекоммуникационных систем и сетей связи; индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи; системы формирования и обеспечения сохранности информационных ресурсов; системы обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационным системам, сетям связи и информационным ресурсам; индустрии информационных услуг и информационного рынка; системы подготовки и переподготовки кадров, проведения научных исследований

Общественные отношения, складывающиеся в процессе сбора, обработки, хранения, передачи и распространения информации, составляют важную часть жизни общества, непосредственно оказывающую влияние на его экономическое и духовное развитие. Они представляют собой связи, которые возникают между субъектами информационной сферы в процессе их предметно-практической деятельности.

В качестве объектов информационной сферы выступают любые явления, испытывающие на себе воздействие со стороны субъектов. Иначе говоря, объектом информационной сферы выступает то, на что направлены субъективные права и. обязанности его участников.

В структуре информационной сферы можно выделить основные объекты: это  программное и собственно информационное обеспечение; программно-аппаратные и телекоммуникационные средства; каналы связи, обеспечивающие циркуляцию информационных потоков и интеграцию систем управления; интеллект человека и массовое сознания. В зависимости от характера и видов отношений их объектами могут выступать: поведение различных субъектов, разного рода информационные услуги и их результаты, продукты духовного творчества, включая произведения литературы, искусства, музыки и другие, ценные бумаги, договоры, официальные документы, честь, достоинство, безопасность человека, вещи, предметы и иные ценности.

В то же время необходимо провести строгий анализ отношений, касающихся особых объектов в информационной сфере, в роли которых выступают доменные имена, сайты, информационные услуги, поведение субъектов и многое другое.

Однако субъекты и объекты будут «мертвы», если мы не приведем в действие субъективные права и обязанности субъектов в информационной сфере. Регулирование в виртуальном пространстве, как показывает опыт, осуществляется через механизм реализации субъективных прав и обязанностей, которые взаимодействуют друг с другом и выступают содержанием этого механизма.

Субъективное право в рассматриваемой области - это гарантируемые нормами права, этики, договорами, обычаями и т.д. вид и мера возможного или дозволенного поведения участника информационной сферы. А обязанность - есть вид, или мера, должного или требуемого поведения. В содержании названного права отражается обеспеченная указанными выше источниками информационной сферы возможность, а в содержании обязанности - закрепленная этими же источниками необходимость. Носитель возможности уполномочен на совершение определенных действий, а носитель обязанности выполняет конкретные задачи, функции.

Следовательно, субъективное право выступает в качестве определенной возможности в информационной сфере, которая разноаспектная и может включать возможность: положительного поведения субъекта в Интернете; требовать необходимого поведения от своего партнера; прибегнуть к определенным мерам воздействия; пользоваться на основе своего права, моральных установок и т.д. определенным поощрением, преимуществом, благом.

Заключение

Таким образом, под информационной сферой (средой) понимается сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.

         В информационной сфере информация является своеобразным объектом правового регулирования, где  право выступает как регулятор информационных отношений, информационных процессов.

Механизм правового регулирования информационной сферы подразумевает под собой   как взятую в единстве систему правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Информационная сфера структурируется как сфера правового регулирования по поводу информации при ее движении, преобразовании и потреблении.

В структуре информационной сферы можно выделить основные объекты: это  программное и собственно информационное обеспечение; программно-аппаратные и телекоммуникационные средства; каналы связи, обеспечивающие циркуляцию информационных потоков и интеграцию систем управления; интеллект человека и массовое сознание,поведение различных субъектов, разного рода информационные услуги и их результаты, продукты духовного творчества, включая произведения литературы, искусства, музыки и другие, ценные бумаги, договоры, официальные документы, честь, достоинство, безопасность человека, вещи, предметы и иные ценности.

. В качестве субъектов информационной сферы  выступают физические и юридические лица (общественные организации, хозяйствующие субъекты, органы государственной власти).

Библиография:

1.     Лебедева Н.Н. Право. Личность. Интернет - Волтерс Клувер, 2004 г.

2.     Войниканис Е.А., Якушев М.В. Информация. Собственность. Интернет: Традиция и новеллы в современном праве. - Волтерс Клувер, 2004 г.

3.     Чубукова С.Г. Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): Учебное пособие/Под ред. доктора юридических наук, профессора М.М. Рассолова, кандидата технических наук, профессора В.Д. Элькина. – Юридическая фирма «Контракт», 2004 г.