Содержание

Введение. 3

1. Сущность, значения и виды показателей финансовых результатов. 5

2. Методы анализа показателей финансовых результатов: балансовой прибыли, прибыли реализации, чистой прибыли. 7

2.1 Содержание показателей прибыли. 7

2.2 Факторный анализ финансовых результатов. 13

2.3 Маржинальный анализ прибыли, безубыточности. 20

3. Направления улучшения финансовых результатов компании. 27

Заключение. 29

Список использованной литературы.. 32

Введение

В условиях рыночных отношений коммерческие предприятия становятся важным звеном всей  экономики  страны. Именно предприятия  создают нужную обществу продукцию, оказывают необходимые услуги. В них  сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы формирования и расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологии. На предприятиях добиваются хороших финансовых результатов, если снижают  издержки производства, увеличивают объёмы, разрабатывают бизнес – планы, применяют маркетинг, осуществляют эффективное управление – менеджмент. 

Важная роль в реализации задач по повышению эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса,  управления производством, активизации предпринимательства отводится анализу финансового состояния предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Поэтому тема настоящего исследования актуальна.

Целью данной работы является освоение анализа финансового состояния предприятия, как инструмента для мероприятий по  улучшению  и стабилизации его финансового положения.

Для достижения намеченной цели, были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты анализа финансового состояния и прогнозирования банкротства предприятия;

-  провести анализ финансового состояния торгового предприятия на материалах условного торгового предприятия ОАО "Дальний Восток";

- разработать предложения по совершенствованию деятельности ОАО "Дальний Восток";

- выявить резервы улучшения финансовых результатов рассматриваемого предприятия с помощью факторного анализа.

В работе рассматриваются

Исходной информацией для написания работы послужили законодательные и нормативные акты РФ, методологическая литература, работы современных ученых – экономистов, бухгалтерская информация за  2003 - 2004 гг. ОАО "Дальний Восток".

1. Сущность, значения и виды показателей финансовых результатов

Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относится показатель рентабельности. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность деятельности предприятия[1].

Доходы от обычных видов деятельности выступают в виде выручки. В понятие выручки включают: выручку от продаж; доходы от операционной деятельности; доходы от внереализационной деятельности[2].

Финансовые результаты организации проявляются в ряде показателей, каждый из которых имеет свое значение при анализе. Валовая прибыль характеризует эффективность производственных подразделений. Прибыль от продаж продукции показывает эффективность основной деятельности. Операционные доходы и расходы свидетельствуют о результатах совершения определенных хозяйственных операций:  сдача имущества в аренду, продажа имущества, участие в совместной деятельности, предоставление займов и др.  Внереализационные доходы и расходы описывают финансовый результат определенных факторов хозяйственной жизни, как правило, не зависящих от предприятия - курсовые разницы, безвозмездное получение активов, списание задолженности и т.д.  Прибыль от продаж и прочей операционной деятельности говорит о финансовом результате совершения целенаправленных хозяйственных операций предприятия. Прибыль до налогооблажения показывает общий финансовый результат от обычных видов деятельности. С учетом налогооблажения прибыли и других обязательных платежей, получают характеристику чистой прибыли от обычной деятельности. Показателем  финансового состояния хозяйственной деятельности предприятия является чистая прибыль отчетного года, которая фиксируется в бухгалтерском балансе отчетного года как нераспределенная прибыль.

На величину прибыли и уровень рентабельности продаж оказывают влияние многие факторы. Для углубленного анализа прибыли целесообразно группировать факторы, влияющие на ее размер.

К группе внешних, не зависящих, как правило, или неконтролируемых предприятием факторов относятся[3]:

- чрезвычайные события, природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль – у других;

- изменение государственными органами или инфляционными процессами цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок, накидок, норм амортизационных отчислений, ставок заработной платы, начислений на нее и ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;

- нарушение поставщиками, снабженческо–сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.

В группе внутренних, зависящих и контролируемых организацией факторов различают: основные факторы, определяющие сущностные результаты работы, и факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины[4].

2. Методы анализа показателей финансовых результатов: балансовой прибыли, прибыли реализации, чистой прибыли

 

2.1 Содержание показателей прибыли

При анализе финансовых результатов следует различать[5]:

а) прибыль от продаж (балансовая прибыль) – разница между выручкой от продажи и товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов) и их себестоимостью.

б) прибыль от обычной деятельности – определяется исходя из данных, отраженных по разделам I и  III отчета о прибылях и убытках.

в) чистая прибыль – формируется исходя из прибыли или убытка от обычной деятельности с учетом влияния на результат последствий чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности в случае их возникновения.

Приведем пример из практики анализа прибыли от реализации на примере условных данных предприятия ОАО «Дальний Восток».

Таблица 1

Оценка прибыли от реализации по ОАО «Дальний Восток» за 2003- 2004 гг., тыс. руб.

Показатель

2001 г.

2003 г.

Отклонения

Отчетный период к базис-ному в %

2003 г.

2004 г.

Отклонения

Отчетный период к базис-ному в %

Выручка от реализации продукции

319151

342697

23546

107,38

342697

345020

2323

100,68

Себестоимость продукции

281546

302064

20518

107,29

302064

314766

12702

104,21

Коммерческие расходы

13731

16432

2701

119,67

16432

23957

7525

145,79

Управленческие расходы

-

-

-

-

-

-

-

-

Прибыль  (убыток) от реализации

23874

24201

327

101,37

24201

6297

-17904

26,02

Прибыль от продаж растет быстрее (55,2%), чем выручка от реализации продукции, работ, услуг (19%). Это свидетельствует об относительном снижении затрат. Коммерческие и управленческие расходы стремительно снижаются, что также благоприятно сказывается  на финансовом состоянии организации. Следовательно дальнейшее сокращение затрат является резервом роста прибыли от реализации продукции в обществе. Общая сумма резерва будет составлять 12702 + 7525 = 20227 тыс. руб. (табл. 1).

Прибыль от продаж формируется под воздействием следующих факторов: отклонение, объема продукции; изменение структуры реализованной продукции; колебание себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции; формирование затрат на 1 руб. продукции. Расчет проведем по данным табл. 2.

Таблица 2

Факторный анализ прибыли от реализации ОАО "Дальний Восток" за 2004 г., тыс. руб.

Показатель

Базисный период

Отчетный период в базисных ценах и себестоимости

Отчетный период в фактических ценах

Выручка от реализации продукции

342697

291596

345020

Себестоимость проданной продукции

302064

307199

314766

Прибыль от реализации

40633

-15603

30254

Определим степень влияния на прибыль следующих факторов:

 1. Изменение отпускных цен на продукцию:

345020 - 291596 = 53424 тыс. руб.

2.Изменение объема продукции:

а) 307199/302064 = 1,02 тыс. руб.

б) 40633*1,02 – 40633 = 812,66 тыс. руб.

3.Изменение объема  в структуре реализованной продукции:

а) 291596/342697 = 0,85 тыс. руб.

б) 40633*(0,85 – 1,02) = -6907,61 тыс.  руб.

4.Изменение себестоимости продукции:

307199 – 314766 = - 7567 тыс.  руб.

5.Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции:

302064* 0,85 - 307199 = -50444,6 тыс. руб.

-10683=53424+813-6908-7567-50445.

Таблица  3

Результаты расчетов влияния факторов на прибыль от реализации продукции ОАО "Дальний Восток"

Показатели

Сумма изменений прибыли, тыс. руб.

Отклонения от прибыли всего

-10683

В том числе за счет:

Увеличение отпускных цен на продукцию

53424

Увеличение объема продукции

813

Изменение в структуре продукции

-6908

Увеличение в себестоимости продукции

-7567

Изменение в себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции

-50445

Наибольшее  влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы. За счет роста объема продаж получено дополнительной прибыли только на 68,4%  (188 124/275 164), тогда как  изменение объема в структуре реализованной продукции позволили  недополучить прибыли на 4 461 тыс. руб., что составляет 1,6 % общего отклонения по прибыли (табл. 3).

Прибыль, полученная предприятием, распределяется в следующем порядке[6].

Прежде всего, вносится налог в бюджеты (федеральный, субъектов РФ и местные). Для определения прибыли, облагаемой налогом, прибыль отчетного года уменьшается на сумму: доходов в виде дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и ценным бумагам, принадлежащим предприятию; доходов, полученных от долевого участия в деятельности других предприятий, кроме доходов, полученных за пределами РФ; доходов игорного бизнеса и видеосалонов; прибыли от посреднических операций, страховой деятельности, отдельных банковских операций (в последних трех случаях – если ставка налога, зачисляемая в бюджет субъекта РФ, отличается от ставки по основному виду деятельности); прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства; льгот, предоставленных в соответствии с действующим законодательством.

По действующему законодательству прибыль облагается налогом по ставке 24%, из них сумма налога из прибыли по ставке 5 % перечисляется в федеральный бюджет, а в остальной части – в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Направления использования чистой прибыли определяется организацией самостоятельно. Это, прежде всего, отчисления в резервный фонд, образование фондов накопления и фондов потребления, отвлечение на благотворительные и другие цели.

Проведем оценку динамики показателей балансовой и чистой прибыли за анализируемый период по данным табл.:

1.Чистая прибыль  на 1 руб. оборота = Чистая прибыль / Выручку от реализации

20316 / 342697 =0,059 тыс. руб. в 2003г.

7966 / 345020 = 0,023 тыс. руб. в 2004г.

2. Прибыль от реализации продукции  на 1 руб. реализации продукта =  Прибыль от реализации / Выручку от реализации

24201 / 342697 = 0,071 тыс. руб. в 2003г.

6297 / 345020 = 0,018 тыс. руб. в 2004г.

3. Прибыль от всей реализации продукции на 1 руб. реализации продукта = Прибыль от реализации / Выручку от реализации

24201 / 342697 = 0,071 тыс.руб. в 2003г.

6297 / 345020 = 0,018 тыс. руб. в 2004г.

4. Общая прибыль на 1 руб. оборота = Балансовая прибыль / Выручку от реализации

24201 / 342697 = 0,071 тыс.руб. в 2003 г.

6297 / 345020 = 0,018 тыс. руб. в 2004 г.

За анализируемый период показатели балансовая и чистая прибыль  повысилась и, что положительно влияет на финансовое состояние ОАО "Дальний Восток". Организация лучше стало использовать свое имущество. С каждого рубля средств, вложенных в его совокупные активы  ежегодно было получено прибыли больше, чем в предыдущем.

Результативность и экономическая целесообразность деятельности организации оценивается не только прибылью, но и рентабельностью.

Рентабельность означает прибыльность и доходность. Организация считается рентабельной, если доходы от реализации продукции покрывают издержки производства и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для работы предприятия.

Чистая рентабельность – это показатель, определяющий уровень доходности без учета НДС и других постоянных отчислений[7].

В зависимости от направления вложений средств, формы привлечения капитала, а также целей расчета используют различные показатели рентабельности.  Рассчитаем некоторые из них по данным табл.

1. Общая рентабельность предприятия = валовая (балансовая) прибыль/средняя стоимость имущества * 100 %

40633 /394828 * 100 % = 10,3 % в 2003г.

30254 / 469376 * 100 % = 6,5 % в 2004г

2. Чистая рентабельность предприятия = чистая прибыль предприятия / средняя стоимость имущества *100 %

20316 / 394828 * 100 % = 5,2 %  в 2003г.

7966 / 469376 * 100 % =1,7 %  в 2004г.

3. Чистая рентабельность собственного капитала = чистая прибыль / средняя величина собственного капитала *100 %

20316 / 151536 *100 % = 13,4 % в 2003г.

7966 / 146360 * 100% = 5,4 % в 2004г.

4. Рентабельность реализованной продукции  = прибыль от реализации / себестоимость реализованной продукции * 100%

24201 / 342697 * 100 % = 7,1 %  в 2003г.

6297 / 345020 * 100 % = 1,8 %  в 2004г.

Таблица 4

Рентабельность ОАО "Дальний Восток", 2003 – 2004гг., %

Показатель

2003 г.

2004 г.

 Общая рентабельность предприятия

10,3

6,5

 Чистая рентабельность предприятия

5,2

1,7

Чистая рентабельность собственного капитала

13,4

5,4

Рентабельность реализованной продукции

7,1

1,8

Финансовые результаты ОАО "Дальний Восток" оцениваются положительно (табл. 4). Общая рентабельность выросла в 1,8 раз, балансовая прибыль к стоимости имущества составила 26,3%. Чистая  рентабельность организации по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 4%. Чистая рентабельность собственного капитала в 2004г. возросла по сравнению с 2003г. на 8 %. Повышение рентабельности реализованной продукции на 0,4 % свидетельствует о спросе на данную продукцию. Система  рассмотренных нами показателей рентабельности говорит о повышении эффективности работы предприятия.

2.2 Факторный анализ финансовых результатов

Факторный  анализ – анализ  влияния  отдельных  факторов (причин)  на  результативный  показатель  с  помощью  детерминированных  или  стохастических  приемов  исследования. Причем  факторный  анализ  может  быть  как  прямым (собственно  анализ),  когда  результативный  показатель  дробят  на  составные  части,  так  и  обратным (синтез),  когда  его  отдельные  элементы  соединяют  в  общий  результативный  показатель.

Основными источниками повышения финансовых результатов являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис. 2).

 

Рис. 2. Резервы роста увеличения прибыли

Для определения резервов роста прибыли необходимо найти долю изменения прибыли от каждого вида продукции (табл. 5). Для примера возьмем несколько различных видов продукции[8].

Таблица 5

Исходные данные для факторного анализа прибыли ОАО "Дальний Восток"

Товар

Реализовано, шт.

Средняя цена

реализации,

руб.

Себестоимость ед. товара, руб.

2003 г.

2004 г.

2003 г.

2004 г.

2003 г.

2004 г.

А -

ДИХЛОФОС

33

2773

12

13

13

14

Б – РОССИЯНКА

3370

1461

12

12

14

16

В РЕФТАМИД

375

218

20

25

11

12

Г –

ЛАНА

2330

918

9

11

8

10

Итого

6108

5370

-

-

-

-

Для факторного анализа воспользуемся способом цепной подстановки.

Модель факторного анализа имеет вид:

П = V (Ц – С),

где  П – прибыль,

V – объем реализованной продукции,

Ц – цена,

С – себестоимость.

Таблица 6

Алгоритм расчета результативного показателя

Результативный показатель

Условия расчета результативного показателя

Реализовано, шт.

Средняя цена, руб.

Себестоимость ед.товара, руб.

Прибыль по плану (П пл.)

план

план

план

Прибыль усл. 1 (П усл.1)

факт

план

план

Прибыль усл.2 (П усл.2)

факт

факт

план

Прибыль по факту (П усл.2)

факт

факт

факт

Прирост суммы прибыли за счет изменения:

 - объема реализованной продукции

 V= П усл.1 – П пл.

- цены реализации

Ц = П усл.2 – П усл.1

- себестоимости продукции

С = П факт – П усл.2

Суммарное изменение прибыли

П = Пф – П пл.

По заданному алгоритму подставим значения для каждого вида продукции.

Вид товара А:

П пл. = 33 * (12 –13) =-33 руб.

Пусл.1 = 2773 * (12 – 13) =-2773 руб.

П усл.2 = 2773 * (13 – 13) = 2773 руб.

Пф. = 2773* (13 – 14) = -2773 руб.

Прирост суммы прибыли за счет изменения:

- объема реализованной продукции:

DП (V)= П усл.1 – П пл. = -2773 - 33 =-2740 руб.

- средней цены за ед. продукции:

DП (Ц) = П усл.2 – П усл.1 = 2773 - 2773 = 0 руб.

- себестоимости ед. товара:

DП (С) = П факт – П усл.2 =-2773 - 2773 = 0 руб.

Суммарное изменение прибыли:

П = Пф – П пл. = -2773 -33 = -2740 руб.

 По товарам «россиянка», «рефтамид», «лана» расчеты проведены по аналогичному алгоритму. Результаты представлены в табл. 7.

Таблица 7

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов товара  ОАО "Дальний Восток", 2003 – 2004 гг., руб.

Товар

Реализо-ванно товара, шт.

Средняя цена реализации, руб.

Себестоимость единицы товара, руб.

Прибыль, руб.

Изменения, руб.

2003 г.

2004 г.

2003 г.

2004 г.

2003 г.

2004 г.

2003 г.

2004 г.

Общее

в том числе за счет

объема

цены

себестоимости

А

33

2773

13

14

12

13

-33

-2773

-2740

-2740

0

0

Б

3370

1461

12

12

14

16

-6740

-5844

896

3818

0

-2922

В

375

218

20

25

11

12

3375

2834

-541

-1413

1090

-218

Г

2330

918

9

11

8

10

2330

918

-1412

-1412

1836

-1836

Итого

6108

5370

-

-

-1068

4865

-3797

-1747

2926

-4976

Итого в 2004г. предприятие в результате своей деятельности планировало получение прибыли в размере 2 608 107руб. Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции показал, что было получено прибыли в размере 2 168 772 руб., что на 439 335 руб. меньше по сравнению с запланированной величиной. Изменение прибыли в сторону увеличения произошло за счет товаров А руб., Б руб. и товара Г  руб. На конец отчетного года уменьшение прибыли произошло только у товара В руб. 

На уменьшение величины прибыли за отчетный год повлияло увеличение себестоимости товаров А, Б, Г, а также снижение цены на товар В.

Далее проведём анализ рентабельности по каждому виду товаров. Уровень рентабельности отдельных видов товаров зависит от изменения ее себестоимости и средних цен реализации.

Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности так же проведём способом цепной подстановки:

R = Ц – С / С,

Где   R – рентабельность;

Ц – средняя цена реализации;

С – себестоимость единицы товара.

Факторный анализ влияния себестоимости и средних цен реализации на изменение уровня рентабельности проведем на примере, по остальным – представим только результаты показателей (табл. 8).

 Вид товара – телевизор

R план. = Ц план.– С план. / С план.

(13 – 12)/ 12 = 0,08.

R усл. =  Ц факт – С план. / С план. = (14 – 12) /12 = 0,17.

R факт. = Ц факт – С факт. / С факт = (14 – 13) / 13 =0,08.

План по уровню рентабельности данного изделия остался на прежнем уровне 0% (0,08 – 0,08). За счет повышения цены он возрос на 0,09 % (0,17 – 0,08). Из-за повышения себестоимости продукции уровень рентабельности понизился на 0,09 % (0,08 – 0,17).

Таблица 8

Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции ОАО «Дальний Восток»

Товар

Средняя цена реализации, руб.

Себестоимость ед. товара, руб.

Рентабельность, %

2003 г.

2004 г.

%

2003 г.

2004 г.

%

2003 г.

усл.

2004 г.

Общее

в том числе

цены

себестоимости

"А"

13

14

108

12

13

108

0,08

0,17

0,08

0

0,09

-0,09

"Б"

12

12

100

14

16

114

-0,14

-0,14

-0,25

-0,11

0

-0,11

"В"

20

25

125

11

12

109

0,82

1,27

1,08

0,26

0,45

-0,19

"Г"

9

11

122

8

10

125

0,13

0,38

0,1

-0,03

0,25

-0,28

План по уровню рентабельности товара «Б» недовыполнен в целом на 0,11 % (-0,25-0,14). Цена остается на прежнем уровне 0 % (0,14-0,14). Из-за повышения себестоимости товара уровень рентабельности снизился на 0,11 %(-0,25-0,14).

План по уровню рентабельности товара «В» недовыполнен в целом на 0,26 % (1,08 – 0,82). За счет цены он повысился на 0,45 % (1,27 – 0,82). Из-за повышения себестоимости товара уровень рентабельности снизился на 0,19 % (1,08- 1,27).

План товара «Г» не довыполнен в целом на 0,03 % (0,1 – 0,13). За счет повышения цены он повысился на 0,25 % (0,38 – 0,13). Из-за повышения себестоимости продукции уровень рентабельности понизился на 0,28 % (0,1 – 0,38).

По имеющимся плановым показателям приведем исходные данные для факторного анализа.

Таблица 9

Исходные данные для факторного анализа прибыли ОАО "Дальний Восток"

Товар

Количество реализованного товара, шт.

Средняя цена реализации, руб.

Себестоимость ед. товара, руб.

Доля, %

2004 г.

план

2004 г.

план

%

2004 г.

план

%

план

факт

РОССИЯНКА

1461

1000

12

16

1,33

14

16

1,14

56,26

44,64

РЕФТАМИД

218

240

25

28

1,12

11

12

1,09

8,39

10,71

ЛАНА

918

1000

11

12

1,09

8

10

1,25

35,34

44,64

Итого

2597

4961

-

-

-

-

-

-

100

100

Факторный анализ прибыли проведем на примере «Россиянки» по остальным товарам представим показатели в табл. 9 и 10.

Вид товара Б "Россиянка"

П пл. = 1461 * (12 – 14) = -2922 руб.

Пусл.1 = 1000 * (12 – 14) = -2000 руб.

П усл.2 = 1000 * (16 – 14) = 2000 руб.

Пф. = 1000* (16 – 16) = 0 руб.

Прирост суммы прибыли за счет изменения:

- объема реализованной продукции

DП (V)= П усл.1 – П пл. = -2000 +2922 = 922 руб.

- цены реализации

DП(Ц) = П усл.2 – П усл.1 = 2000 + 2000 = 4000 руб.

- себестоимости продукции

DП (С) = П факт – П усл.2 = 2000 - 2000 = 0 руб.

Суммарное изменение прибыли

DП = Пф – П пл. = 2000 + 2922 = 4922 руб.

Таблица 10

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов товара ОАО "Дальний Восток", 2004 г., план

Вид товара

Реализо-ванного товара, шт.

Средняя цена реализации, руб.

Себестоимость единицы товара, руб.

Прибыль, руб.

Изменения

2004 год

проект

2004 год

проект

%

2004 год

проект

%

2004 год

проект

Общее

в том числе за счет

объема

цены

себестоимости

Б

1461

1000

12

16

1,33

14

16

1,14

-5844

0

4922

922

4000

0

В

218

240

25

28

1,12

11

12

1,09

410 435

1136200

725765

0

725765

0

 

Г

19

66

10476

8398

0,80

7 558

7 558

0

55 442

55442

0

137146

-137146

0

Итого

259

291

-

-

-

-

-

-

1 374252

2 686762

1312510

28141

1284369

0

 

 Для совершенствования деятельности торгового предприятия ОАО "Дальний Восток" необходимо решить следующие задачи:

-  ассортимент продаваемых товаров должен состоять из наиболее совершенных образцов, так как в этой отрасли технологии развиваются достаточно высокими темпами;

-    периодически проводить анализ рынка оргтехники;

- осуществлять закуп товаров по результатам регулярно осуществляемых маркетинговых исследований рынка товаров и услуг, изучение мотивации покупательского спроса;

-   осуществлять целенаправленную  рекламу  через средства массовой информации.

 

2.3 Маржинальный анализ прибыли, безубыточности

  Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют следующую модель:

П = V РП (Ц –b) – А, (табл.3.11)

где    b – переменные затраты на единицу продукции;

  А – постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции;

V РП – объем реализованной продукции;

Ц – цена на продукцию.

Таблица 11

Исходные данные для маржинального анализа  прибыли от реализации продукции ОАО "Дальний Восток" 2003 – 2004 гг.

Показатель

2003 г.

Условный

2004 г.

Выручка, руб.

342697

291596

345020

Полная себестоимость, руб.

302064

307199

314766

Постоянные затраты (А), руб.

68297

70978

74302

Переменные затраты (b), руб.

98425

102303

110432

Прибыль, руб.

40633

30200

30254

П пл. = В пл. – b пл. -    А пл. =      342697 – 98425 – 68297 = 175975   руб.

П усл.1 = В усл. – b усл. – А усл. = 291596 – 102303 – 70978 = 118315   руб.

П усл.2 = В ф. - b усл. – А усл. = 345020 - 102303 – 70978 =  171739   руб.

П усл.3 = В ф. - b ф. – А усл. = 345020 – 110432 – 70978 = 163610   руб.

П ф. = В ф. - b ф. – А ф. = 345020 – 110432 – 74302 = 160286  руб.

D П общ.= П ф. – П пл. = 30254 – 40633 = -10379  руб.

D П (V) = П усл.1 – П усл.2 = 30200 – 40633 = -10433  руб.

D П (Ц) = П усл.2 – П усл.1 = 171739 – 118315 = 53424  руб.

D П (b) = П усл.3 – П усл.2 = 163610 – 171739 = - 8129  руб.

D П (А) = П ф. – П усл.3 = 30254 – 163610 = - 133356  руб.

Маржинальный анализ общей прибыли от реализации продукции позволил детально рассмотреть прибыль и факторы ее изменения.

Этот же подход применяется и для анализа прибыли от реализации отдельных видов товара. Он позволяет определить изменения суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. Исходные данные для анализа приведены в табл. 12.

Таблица 12

Данные для факторного анализа прибыли от реализации отдельных видов товара ОАО "Дальний Восток", 2003 – 2004 гг.

Товар

Реализованного товара, шт.

Цена единицы продукции, руб.

Себестоимость изделия, руб.

Переменные затраты, руб.

Сумма постоянных затрат, руб.

Прибыль, руб.

2003 г.

2004 г.

2003 г.

2004 г.

2003

 г.

2004 г.

2003

г.

2004 г.

2003 г.

2004

 г.

2003

г.

2004

 г.

А

33

2773

13

14

12

13

4

4

277

25234

33

2773

Б

3370

1461

12

12

14

16

4

5

33026

1023

-6740

-5844

В

375

218

20

25

11

12

3

4

2888

1831

3375

2834

Г

2330

918

9

11

8

10

2

3

13048

6426

2330

918

Итого

6108

5370

-

-

-

-

-

-

-

-

-1002

681

Факторный анализ прибыли от реализации проведем на примере товара «Дихлофос» по остальным товарам представим рассчитанные показатели  (табл. 12, 13).

Вид товара А -"Дихлофос"

П пл. = V РП пл. (Ц пл. –b пл.) – А пл. (36)

П пл. = 33 *(13 – 4) – 277 = 20 руб.

П усл.1 = V РП ф. (Ц пл. – b пл.) – А пл.

П усл.1 = 2773 * (13 – 4) – 277 = 24680 руб.

П усл.2 = V РП ф. (Ц ф. – b пл.) – А пл.

П усл.2 = 2773* (14 - 4) – 277 = 27453 руб.

П усл.3 = V РП ф. (Ц ф. –b ф.) – А пл.

П усл.3 = 2773* (14 – 4) – 277 = 27453 руб.

П ф. = V РП ф. (Ц ф. – b ф.) – А ф.

П ф. = 2773 * (14 –4) – 25234= 2496 руб.

Общее изменение прибыли составляет

D П общ. = П ф. - П пл. = 2496 – 20 = 2476 руб.

В том числе за счет изменения:

- количества реализованной продукции

D П (V) =24680 – 20 = 24660 руб.

-цены реализации

D П (Ц) = 27453 - 24680 = 2773 руб.

-удельных переменных затрат

D П (b) =27453 - 274530 = 0 руб.

Суммы постоянных затрат

D П (А) = 2496 – 27453 = - 24957 руб.

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции по ОАО "Дальний Восток" можно использовать следующую модель:

П = S [V РП общ. * Уд i (Ц i – b i)] – А

Таблица 13

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции ОАО "Дальний Восток"

Товар

Реализованного товара, шт.

Структура продаж

Цена единицы продукции, руб.

Переменные затраты, руб.

Сумма постоянных затрат, руб.

2003 г.

2004 г.

2003 г.

2004 г.

2003 г.

2004 г.

2003 г.

2004 г.

2003 г.

2004 г.

А

33

2773

0,01

0,52

13

14

4

4

277

25234

Б

3370

1461

0,55

0,27

12

12

4

5

33026

1023

В

375

218

0,06

0,04

20

25

3,3

4

2888

1831

Г

2330

918

0,38

0,17

9

11

2

3

13048

6426

Итого

6108

5370

100

100

-

-

-

-

49239

34514

Используя данные табл. 13, рассчитаем влияние факторов на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью приема цепной подстановки:

П пл. = S [V РП общ. пл.* Уд i пл.(Ц i пл.– b i пл.)] – А пл.

П пл. = 5370 * 0,52* (14 – 4) +5370 * 0,27 * (12 – 5) + 5370 *0,04 * (25 – 4) + 5370 * 0,17 * (11 – 3) – 34514 = 663 руб.

П усл.1 = S [V РП общ. ф.* Уд i пл.(Ц i пл.– b i пл.)] – А пл.

П усл.1 = [6108 * 0,52 * (14 – 4) +6108 * 0,27 * (12 – 9) + 6108 *0,04 * (25 – 4) + 6108 * 0,17 * (11 – 3 ] – 34514 = 2256,16 руб.

П усл.2 = S [V РП общ. ф.* Уд i ф.(Ц i пл.– b i пл.)] – А пл.

П усл.2 = [6108* 0,01 * (14 – 4) +6108 * 0,55 * (12 – 9) + 6108 *0,06 * (25 – 4) + 6108 * 0,38 * (11 – 3) ] – 34514 = 2439,4 руб.

П усл.3 = S [V РП общ. ф.* Уд i ф.(Ц i ф.– b i пл.)] – А пл.

П усл.3 = [6108 * 0,01 * (13 –4) +6108 * 0,55* (12 – 5) + 6108 *0,06 * (20 – 4) + 6108 * 0,38 * (9 – 3) ] – 34514 = 9341,44 руб.

П усл.4  = S [V РП общ. ф.* Уд i ф.(Ц i ф.– b i ф.)] – А пл.

П усл.4 = [6108 * 0,01 * (13 –4) +6108 * 0,55 * (12 – 4) + 6108* 0,06 * (20 –3) + 6108 * 0,38 * (9 – 2) ] – 34514 = 15388,36 руб.

П ф.  = S [V РП общ. ф.* Уд i ф.(Ц i ф.– b i ф.)] – А ф.

П ф. = [6108 * 0,01 * (13 –4) +6108 * 0,55 * (12 – 4) + 6108*0,06 * (20 –3) + 6108 * 0,38 * (9 – 2 ] – 49239 = 663,36 руб.

D П V РП = П усл.1 – П пл. = 2256,16 - 15373 = -13116,84 руб.

D П стр. =  П усл.2 – П усл.1 = -2439,4 – 2256,16 = 183,24 руб.

D П Ц. =   П усл.3 – П усл.2 = 9341,44 – 2439,40 = 6902,04 руб.

D П b = П усл.4 – Пусл.3 = 15388,36 – 9341,44 = 6046,92 руб.

D П А = Пф. – П усл.4 = 663,36 – 15388,36 = - 14725 руб.

Итого – 14725 руб.

Определим безубыточный объем продаж для каждого вида товара, реализуемые предприятием. Безубыточный объем продаж – основополагающий показатель при разработке бизнес – планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия. Для расчета его уровня можно использовать аналитический и графический способы. Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж предприятия более удобен, чем графический, так как исключает необходимость чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели[9].

Вид товара» «А»" Дихлофос ":

Производственная мощность, шт. – 2773

Цена реализации (р), руб.– 13

Выручка (В), руб. – 36049

Постоянные затраты (А), руб. – 25234

Переменные расходы на ед. продукции(b), руб. – 4

Переменные расходы на весь выпуск продукции,(З пер.)руб.–11092

Прибыль от реализации продукции (П), руб. –2773

Маржинальный доход (МД= В – З пер.), руб. – -8319

Доля маржинального дохода (Д м.д.) в выручке (руб.) – -3

Ставка маржинального дохода (С м.д.), руб. – 10.

Безубыточный объем (Т) продаж в стоимостном выражении:

Т = А / Д м.д. = 25234 / -3 = -8411 руб.

Безубыточный объем продаж в натуральном выражении:

Т = А / С м.д = 25234 / 10= 2523 шт.

Критический объем реализации продукции в процентах к максимальному объему:

Т = А / МД * 100% = 25234 / -8319 * 100% = -303 %.

Вид товара «Б»  -"Россиянка":

Производственная мощность, шт. – 1461

Цена реализации (р), руб.– 12

Выручка (В), руб. – 17532

Постоянные затраты (А), руб. – 1023

Переменные расходы на ед. продукции (b), руб. – 5

Переменные расходы на весь выпуск продукции (З пер.), руб.–7305

Прибыль от реализации продукции (П), руб. – -5844

Маржинальный доход (МД=В – З пер.), руб. – 10227

Доля маржинальнального дохода (Д м.д.) в выручке, руб. – 0,58

Безубыточный объем продаж (Т) в стоимостном выражении:

Т = А / Д м.д. =1023 / 0,58 = 1764 руб.

Безубыточный объем продаж в натуральном выражении

Т = А / С м.д. = А / р – b = 1023 / 12 – 5 = 80 шт.

Критический объем реализации продукции в процентах к максимальному объему:

Т = А / МД * 100% = 1023 / 10227 * 100% = 10 %.

Вид товара «Г» "Лана ":

Производственная мощность, шт. – 918

Цена реализации,  руб.– 11

Выручка (В), руб. – 10098

Постоянные затраты (А), руб. – 6426

Переменные расходы на ед. продукции (b), руб. –3

Переменные расходы на весь выпуск продукции(З пер.),руб.– 2754

Прибыль от реализации продукции (П),  руб. –918

Маржинальный доход (МД =В – З пер.), руб. – 7344

Доля маржинальнального дохода (Д м.д.) в выручке (руб.) – 0,73

Безубыточный объем продаж в стоимостном выражении:

Т = А / Д м.д. = 6426 / 0,73 = 8802,74 руб.

Безубыточный объем продаж в натуральном выражении:

Т = А / С м.д. = А / р – b = 6426 / 11 - 3 = 581 шт.

Критический объем реализации продукции в процентах к максимальному объему

Т = А / МД * 100% = 6426 / 7344 * 100% = 88 %.

3. Направления улучшения финансовых результатов компании

Для улучшения эффективности деятельности предприятия, необходимо[10]:

1.  сократить затраты на  чрезвычайные события, природные условия, транспортные;  установить стабильные цены на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок, накидок, норм амортизационных отчислений, ставок заработной платы, начислений на нее и ставок налогов;

2.  не допустить нарушение поставщиками, снабженческо–сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими;

3.  интенсивно сокращать затраты, уменьшить стоимость основных средств и тем самым увеличить прибыль организации;

4.  скоординировано управлять имуществом, а значит уменьшить долю заемных средств в источниках средств предприятия и сделать упор на увеличение доли участия собственных средств;

5.  увеличить объем реализации продукции, снижение ее себестоимости;

6.  повысить качество товарной продукции;

7.  организация  ее реализации на более выгодных рынках сбыта;

8.  ассортимент продаваемых товаров должен состоять из наиболее совершенных образцов, так как в этой отрасли технологии развиваются достаточно высокими темпами;

9.  периодически проводить анализ рынка оргтехники;

10.   осуществлять закуп товаров по результатам регулярно осуществляемых маркетинговых исследований рынка товаров и услуг, изучение мотивации покупательского спроса;

11.   осуществлять целенаправленную  рекламу  через средства массовой информации;

12.   мобилизировать оборотные средства в производственный процесс за счет сокращения затрат на кредитование потребителей продукции;

13.   продолжать увеличивать объем запасов, за счет увеличения производственных запасов, готовой продукции, незавершенного производства;

14.   сохранить конкурентоспособность продукции, продолжать способствовать увеличению  спроса на нее.

Заключение

Итак, в настоящей курсовой работе рассматривались вопросы анализа финансовых результатов деятельности компании и пути их улучшения.

Сделаем обобщающие выводы.

Эффективность функционирования любой организации зависит от его способности приносить необходимую прибыль. Оценить эту способность позволяет анализ финансовых результатов на основе таких показателей как прибыль и рентабельность.

Прибыль есть положительная разница между доходами коммерческой организации, понимаемая как приращение совокупной стоимости оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и ее расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимости оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала.

Под операциями по преднамеренному изменению собственного капитала понимаются: дополнительные вклады собственников; дополнительная эмиссия; пожертвования; безвозмездное финансирование; выплата дивидендов; изъятие капитала собственниками; переоценка активов, имеющая целью противодействие снижению экономического потенциала фирмы из-за инфляции.

В условиях рыночной экономики прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности организации, создает финансовую основу для ее расширения, удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. Налог на прибыль становится также основным источником формирования доходов бюджетов (федерального, республиканского, местного). За счет прибыли погашаются долговые обязательства предприятия перед банком и инвесторами.

В условиях рынка руководители организации больше склонны проводить прогнозный анализ прибыли, т.е. сопоставлять различные варианты получения прибыли в будущем, нежели затрачивать время на анализ результатов фактического исполнения путем их сравнения со стандартным решением или оценкой прибыли в динамике.

Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относится показатель рентабельности. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность деятельности предприятия.

Доходы от обычных видов деятельности выступают в виде выручки. В понятие выручки включают: выручку от продаж; доходы от операционной деятельности; доходы от внереализационной деятельности.

Финансовые результаты организации проявляются в ряде показателей, каждый из которых имеет свое значение при анализе.

Валовая прибыль характеризует эффективность производственных подразделений.

Прибыль от продаж продукции показывает эффективность основной деятельности. Операционные доходы и расходы свидетельствуют о результатах совершения определенных хозяйственных операций:  сдача имущества в аренду, продажа имущества, участие в совместной деятельности, предоставление займов и др. 

Внереализационные доходы и расходы описывают финансовый результат определенных факторов хозяйственной жизни, как правило, не зависящих от предприятия - курсовые разницы, безвозмездное получение активов, списание задолженности и т.д. 

Прибыль от продаж и прочей операционной деятельности говорит о финансовом результате совершения целенаправленных хозяйственных операций предприятия.

Прибыль до налогооблажения показывает общий финансовый результат от обычных видов деятельности. С учетом налогооблажения прибыли и других обязательных платежей, получают характеристику чистой прибыли от обычной деятельности.

Показателем  финансового состояния хозяйственной деятельности предприятия является чистая прибыль отчетного года, которая фиксируется в бухгалтерском балансе отчетного года как нераспределенная прибыль.

Список использованной литературы

1.     Приказ Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23.01.2001 г. №16 «Методические указания по проведению анализа финансового состояния предприятия»

2.     Гинзбург А.И. Экономический анализ. Учебное пособие. – Спб: Питер, 2004.

3.     Ковалев В.В.. Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика. М.: 2001.

4.     Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. М.: Финансы и статистика, 1998.

5.     Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004. – с. 240

6.     Методических рекомендациях по реформе предприятий (организаций), утвержденные  01.10.1997 г. №118 Министерством экономики РФ.

7.     Патрушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным финансовой отчетности/Бухгалтерский учет. М.: 2003. №5, с. 68-72.

8.     Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., доп. и перераб. ИНФРА-М, 2004.

9.     Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003.

10.                       Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: Омега, 2004.

11.                       Хорин А.Н. Балансовое обобщение данных финансовой отчетности // Бухгалтерский учет, - 2003. -  № 10 С. 6

12.                       Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2003.

13.                       Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.


[1] Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: Омега, 2004. – с. 109.

[2] Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 101.

[3] Гинзбург А.И. Экономический анализ. Учебное пособие. – Спб: Питер, 2004. – с. 109.

[4] Ковалев В.В.. Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика. М.: 2001. – с. 68.

[5] Патрушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным финансовой отчетности/Бухгалтерский учет. М.: 2003. №5. – с. 68.

[6] Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., доп. и перераб. ИНФРА-М, 2004. – с. 177.

[7] Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 188.

[8] Патрушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным финансовой отчетности/Бухгалтерский учет. М.: 2003. №5, с. 69.

[9] Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: Омега, 2004. – с. 109.

[10] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004. – с. 201ю