Содержание
Введение. 3
1. Сущность, значения и виды показателей финансовых результатов. 5
2. Методы анализа показателей финансовых результатов: балансовой прибыли, прибыли реализации, чистой прибыли. 7
2.1 Содержание показателей прибыли. 7
2.2 Факторный анализ финансовых результатов. 13
2.3 Маржинальный анализ прибыли, безубыточности. 20
3. Направления улучшения финансовых результатов компании. 27
Заключение. 29
Список использованной литературы.. 32
Введение
В условиях рыночных отношений коммерческие предприятия становятся важным звеном всей экономики страны. Именно предприятия создают нужную обществу продукцию, оказывают необходимые услуги. В них сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы формирования и расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологии. На предприятиях добиваются хороших финансовых результатов, если снижают издержки производства, увеличивают объёмы, разрабатывают бизнес – планы, применяют маркетинг, осуществляют эффективное управление – менеджмент.
Важная роль в реализации задач по повышению эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, управления производством, активизации предпринимательства отводится анализу финансового состояния предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Поэтому тема настоящего исследования актуальна.
Целью данной работы является освоение анализа финансового состояния предприятия, как инструмента для мероприятий по улучшению и стабилизации его финансового положения.
Для достижения намеченной цели, были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты анализа финансового состояния и прогнозирования банкротства предприятия;
- провести анализ финансового состояния торгового предприятия на материалах условного торгового предприятия ОАО "Дальний Восток";
- разработать предложения по совершенствованию деятельности ОАО "Дальний Восток";
- выявить резервы улучшения финансовых результатов рассматриваемого предприятия с помощью факторного анализа.
В работе рассматриваются
Исходной информацией для написания работы послужили законодательные и нормативные акты РФ, методологическая литература, работы современных ученых – экономистов, бухгалтерская информация за 2003 - 2004 гг. ОАО "Дальний Восток".
1. Сущность, значения и виды показателей финансовых результатов
Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относится показатель рентабельности. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность деятельности предприятия[1].
Доходы от обычных видов деятельности выступают в виде выручки. В понятие выручки включают: выручку от продаж; доходы от операционной деятельности; доходы от внереализационной деятельности[2].
Финансовые результаты организации проявляются в ряде показателей, каждый из которых имеет свое значение при анализе. Валовая прибыль характеризует эффективность производственных подразделений. Прибыль от продаж продукции показывает эффективность основной деятельности. Операционные доходы и расходы свидетельствуют о результатах совершения определенных хозяйственных операций: сдача имущества в аренду, продажа имущества, участие в совместной деятельности, предоставление займов и др. Внереализационные доходы и расходы описывают финансовый результат определенных факторов хозяйственной жизни, как правило, не зависящих от предприятия - курсовые разницы, безвозмездное получение активов, списание задолженности и т.д. Прибыль от продаж и прочей операционной деятельности говорит о финансовом результате совершения целенаправленных хозяйственных операций предприятия. Прибыль до налогооблажения показывает общий финансовый результат от обычных видов деятельности. С учетом налогооблажения прибыли и других обязательных платежей, получают характеристику чистой прибыли от обычной деятельности. Показателем финансового состояния хозяйственной деятельности предприятия является чистая прибыль отчетного года, которая фиксируется в бухгалтерском балансе отчетного года как нераспределенная прибыль.
На величину прибыли и уровень рентабельности продаж оказывают влияние многие факторы. Для углубленного анализа прибыли целесообразно группировать факторы, влияющие на ее размер.
К группе внешних, не зависящих, как правило, или неконтролируемых предприятием факторов относятся[3]:
- чрезвычайные события, природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль – у других;
- изменение государственными органами или инфляционными процессами цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок, накидок, норм амортизационных отчислений, ставок заработной платы, начислений на нее и ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;
- нарушение поставщиками, снабженческо–сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.
В группе внутренних, зависящих и контролируемых организацией факторов различают: основные факторы, определяющие сущностные результаты работы, и факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины[4].
2. Методы анализа показателей финансовых результатов: балансовой прибыли, прибыли реализации, чистой прибыли
2.1 Содержание показателей прибыли
При анализе финансовых результатов следует различать[5]:
а) прибыль от продаж (балансовая прибыль) – разница между выручкой от продажи и товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов) и их себестоимостью.
б) прибыль от обычной деятельности – определяется исходя из данных, отраженных по разделам I и III отчета о прибылях и убытках.
в) чистая прибыль – формируется исходя из прибыли или убытка от обычной деятельности с учетом влияния на результат последствий чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности в случае их возникновения.
Приведем пример из практики анализа прибыли от реализации на примере условных данных предприятия ОАО «Дальний Восток».
Таблица 1
Оценка прибыли от реализации по ОАО «Дальний Восток» за 2003- 2004 гг., тыс. руб.
Показатель |
|
2003 г. |
Отклонения |
Отчетный период к базис-ному в % |
2003 г. |
2004 г. |
Отклонения |
Отчетный период к базис-ному в % |
Выручка от реализации продукции |
319151 |
342697 |
23546 |
107,38 |
342697 |
345020 |
2323 |
100,68 |
Себестоимость продукции |
281546 |
302064 |
20518 |
107,29 |
302064 |
314766 |
12702 |
104,21 |
Коммерческие расходы |
13731 |
16432 |
2701 |
119,67 |
16432 |
23957 |
7525 |
145,79 |
Управленческие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прибыль (убыток) от реализации |
23874 |
24201 |
327 |
101,37 |
24201 |
6297 |
-17904 |
26,02 |
Прибыль от продаж растет быстрее (55,2%), чем выручка от реализации продукции, работ, услуг (19%). Это свидетельствует об относительном снижении затрат. Коммерческие и управленческие расходы стремительно снижаются, что также благоприятно сказывается на финансовом состоянии организации. Следовательно дальнейшее сокращение затрат является резервом роста прибыли от реализации продукции в обществе. Общая сумма резерва будет составлять 12702 + 7525 = 20227 тыс. руб. (табл. 1).
Прибыль от продаж формируется под воздействием следующих факторов: отклонение, объема продукции; изменение структуры реализованной продукции; колебание себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции; формирование затрат на 1 руб. продукции. Расчет проведем по данным табл. 2.
Таблица 2
Факторный анализ прибыли от реализации ОАО "Дальний Восток" за 2004 г., тыс. руб.
Показатель |
Базисный период |
Отчетный период в базисных ценах и себестоимости |
Отчетный период в фактических ценах |
Выручка от реализации продукции |
342697 |
291596 |
345020 |
Себестоимость проданной продукции |
302064 |
307199 |
314766 |
Прибыль от реализации |
40633 |
-15603 |
30254 |
Определим степень влияния на прибыль следующих факторов:
1. Изменение отпускных цен на продукцию:
345020 - 291596 = 53424 тыс. руб.
2.Изменение объема продукции:
а) 307199/302064 = 1,02 тыс. руб.
б) 40633*1,02 – 40633 = 812,66 тыс. руб.
3.Изменение объема в структуре реализованной продукции:
а) 291596/342697 = 0,85 тыс. руб.
б) 40633*(0,85 – 1,02) = -6907,61 тыс. руб.
4.Изменение себестоимости продукции:
307199 – 314766 = - 7567 тыс. руб.
5.Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции:
302064* 0,85 - 307199 = -50444,6 тыс. руб.
-10683=53424+813-6908-7567-50445.
Таблица 3
Результаты расчетов влияния факторов на прибыль от реализации продукции ОАО "Дальний Восток"
Показатели |
Сумма изменений прибыли, тыс. руб. |
Отклонения от прибыли всего |
-10683 |
В том числе за счет: |
|
Увеличение отпускных цен на продукцию |
53424 |
Увеличение объема продукции |
813 |
Изменение в структуре продукции |
-6908 |
Увеличение в себестоимости продукции |
-7567 |
Изменение в себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции |
-50445 |
Наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы. За счет роста объема продаж получено дополнительной прибыли только на 68,4% (188 124/275 164), тогда как изменение объема в структуре реализованной продукции позволили недополучить прибыли на 4 461 тыс. руб., что составляет 1,6 % общего отклонения по прибыли (табл. 3).
Прибыль, полученная предприятием, распределяется в следующем порядке[6].
Прежде всего, вносится налог в бюджеты (федеральный, субъектов РФ и местные). Для определения прибыли, облагаемой налогом, прибыль отчетного года уменьшается на сумму: доходов в виде дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и ценным бумагам, принадлежащим предприятию; доходов, полученных от долевого участия в деятельности других предприятий, кроме доходов, полученных за пределами РФ; доходов игорного бизнеса и видеосалонов; прибыли от посреднических операций, страховой деятельности, отдельных банковских операций (в последних трех случаях – если ставка налога, зачисляемая в бюджет субъекта РФ, отличается от ставки по основному виду деятельности); прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства; льгот, предоставленных в соответствии с действующим законодательством.
По действующему законодательству прибыль облагается налогом по ставке 24%, из них сумма налога из прибыли по ставке 5 % перечисляется в федеральный бюджет, а в остальной части – в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
Направления использования чистой прибыли определяется организацией самостоятельно. Это, прежде всего, отчисления в резервный фонд, образование фондов накопления и фондов потребления, отвлечение на благотворительные и другие цели.
Проведем оценку динамики показателей балансовой и чистой прибыли за анализируемый период по данным табл.:
1.Чистая прибыль на 1 руб. оборота = Чистая прибыль / Выручку от реализации
20316 / 342697 =0,059 тыс. руб. в 2003г.
7966 / 345020 = 0,023 тыс. руб. в 2004г.
2. Прибыль от реализации продукции на 1 руб. реализации продукта = Прибыль от реализации / Выручку от реализации
24201 / 342697 = 0,071 тыс. руб. в 2003г.
6297 / 345020 = 0,018 тыс. руб. в 2004г.
3. Прибыль от всей реализации продукции на 1 руб. реализации продукта = Прибыль от реализации / Выручку от реализации
24201 / 342697 = 0,071 тыс.руб. в 2003г.
6297 / 345020 = 0,018 тыс. руб. в 2004г.
4. Общая прибыль на 1 руб. оборота = Балансовая прибыль / Выручку от реализации
24201 / 342697 = 0,071 тыс.руб. в 2003 г.
6297 / 345020 = 0,018 тыс. руб. в 2004 г.
За анализируемый период показатели балансовая и чистая прибыль повысилась и, что положительно влияет на финансовое состояние ОАО "Дальний Восток". Организация лучше стало использовать свое имущество. С каждого рубля средств, вложенных в его совокупные активы ежегодно было получено прибыли больше, чем в предыдущем.
Результативность и экономическая целесообразность деятельности организации оценивается не только прибылью, но и рентабельностью.
Рентабельность означает прибыльность и доходность. Организация считается рентабельной, если доходы от реализации продукции покрывают издержки производства и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для работы предприятия.
Чистая рентабельность – это показатель, определяющий уровень доходности без учета НДС и других постоянных отчислений[7].
В зависимости от направления вложений средств, формы привлечения капитала, а также целей расчета используют различные показатели рентабельности. Рассчитаем некоторые из них по данным табл.
1. Общая рентабельность предприятия = валовая (балансовая) прибыль/средняя стоимость имущества * 100 %
40633 /394828 * 100 % = 10,3 % в 2003г.
30254 / 469376 * 100 % = 6,5 % в 2004г
2. Чистая рентабельность предприятия = чистая прибыль предприятия / средняя стоимость имущества *100 %
20316 / 394828 * 100 % = 5,2 % в 2003г.
7966 / 469376 * 100 % =1,7 % в 2004г.
3. Чистая рентабельность собственного капитала = чистая прибыль / средняя величина собственного капитала *100 %
20316 / 151536 *100 % = 13,4 % в 2003г.
7966 / 146360 * 100% = 5,4 % в 2004г.
4. Рентабельность реализованной продукции = прибыль от реализации / себестоимость реализованной продукции * 100%
24201 / 342697 * 100 % = 7,1 % в 2003г.
6297 / 345020 * 100 % = 1,8 % в 2004г.
Таблица 4
Рентабельность ОАО "Дальний Восток", 2003 – 2004гг., %
Показатель |
2003 г. |
2004 г. |
Общая рентабельность предприятия |
10,3 |
6,5 |
Чистая рентабельность предприятия |
5,2 |
1,7 |
Чистая рентабельность собственного капитала |
13,4 |
5,4 |
Рентабельность реализованной продукции |
7,1 |
1,8 |
Финансовые результаты ОАО "Дальний Восток" оцениваются положительно (табл. 4). Общая рентабельность выросла в 1,8 раз, балансовая прибыль к стоимости имущества составила 26,3%. Чистая рентабельность организации по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 4%. Чистая рентабельность собственного капитала в 2004г. возросла по сравнению с 2003г. на 8 %. Повышение рентабельности реализованной продукции на 0,4 % свидетельствует о спросе на данную продукцию. Система рассмотренных нами показателей рентабельности говорит о повышении эффективности работы предприятия.
2.2 Факторный анализ финансовых результатов
Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Основными источниками повышения финансовых результатов являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис. 2).
Рис. 2. Резервы роста увеличения прибыли
Для определения резервов роста прибыли необходимо найти долю изменения прибыли от каждого вида продукции (табл. 5). Для примера возьмем несколько различных видов продукции[8].
Таблица 5
Исходные данные для факторного анализа прибыли ОАО "Дальний Восток"
Товар |
Реализовано, шт. |
Средняя цена реализации, руб. |
Себестоимость ед. товара, руб. |
|||
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. |
|
А - ДИХЛОФОС |
33 |
2773 |
12 |
13 |
13 |
14 |
Б – РОССИЯНКА |
3370 |
1461 |
12 |
12 |
14 |
16 |
В РЕФТАМИД |
375 |
218 |
20 |
25 |
11 |
12 |
Г – ЛАНА |
2330 |
918 |
9 |
11 |
8 |
10 |
Итого |
6108 |
5370 |
- |
- |
- |
- |
Для факторного анализа воспользуемся способом цепной подстановки.
Модель факторного анализа имеет вид:
П = V (Ц – С),
где П – прибыль,
V – объем реализованной продукции,
Ц – цена,
С – себестоимость.
Таблица 6
Алгоритм расчета результативного показателя
Результативный показатель |
Условия расчета результативного показателя |
||
Реализовано, шт. |
Средняя цена, руб. |
Себестоимость ед.товара, руб. |
|
Прибыль по плану (П пл.) |
план |
план |
план |
Прибыль усл. 1 (П усл.1) |
факт |
план |
план |
Прибыль усл.2 (П усл.2) |
факт |
факт |
план |
Прибыль по факту (П усл.2) |
факт |
факт |
факт |
Прирост суммы прибыли за счет изменения:
- объема реализованной продукции
V= П усл.1 – П пл.
- цены реализации
Ц = П усл.2 – П усл.1
- себестоимости продукции
С = П факт – П усл.2
Суммарное изменение прибыли
П = Пф – П пл.
По заданному алгоритму подставим значения для каждого вида продукции.
Вид товара А:
П пл. = 33 * (12 –13) =-33 руб.
Пусл.1 = 2773 * (12 – 13) =-2773 руб.
П усл.2 = 2773 * (13 – 13) = 2773 руб.
Пф. = 2773* (13 – 14) = -2773 руб.
Прирост суммы прибыли за счет изменения:
- объема реализованной продукции:
DП (V)= П усл.1 – П пл. = -2773 - 33 =-2740 руб.
- средней цены за ед. продукции:
DП (Ц) = П усл.2 – П усл.1 = 2773 - 2773 = 0 руб.
- себестоимости ед. товара:
DП (С) = П факт – П усл.2 =-2773 - 2773 = 0 руб.
Суммарное изменение прибыли:
П = Пф – П пл. = -2773 -33 = -2740 руб.
По товарам «россиянка», «рефтамид», «лана» расчеты проведены по аналогичному алгоритму. Результаты представлены в табл. 7.
Таблица 7
Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов товара ОАО "Дальний Восток", 2003 – 2004 гг., руб.
Товар |
Реализо-ванно товара, шт. |
Средняя цена реализации, руб. |
Себестоимость единицы товара, руб. |
Прибыль, руб. |
Изменения, руб. |
||||||||
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. |
Общее |
в том числе за счет |
||||
объема |
цены |
себестоимости |
|||||||||||
А |
33 |
2773 |
13 |
14 |
12 |
13 |
-33 |
-2773 |
-2740 |
-2740 |
0 |
0 |
|
Б |
3370 |
1461 |
12 |
12 |
14 |
16 |
-6740 |
-5844 |
896 |
3818 |
0 |
-2922 |
|
В |
375 |
218 |
20 |
25 |
11 |
12 |
3375 |
2834 |
-541 |
-1413 |
1090 |
-218 |
|
Г |
2330 |
918 |
9 |
11 |
8 |
10 |
2330 |
918 |
-1412 |
-1412 |
1836 |
-1836 |
|
Итого |
6108 |
5370 |
- |
- |
-1068 |
4865 |
-3797 |
-1747 |
2926 |
-4976 |
Итого в 2004г. предприятие в результате своей деятельности планировало получение прибыли в размере 2 608 107руб. Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции показал, что было получено прибыли в размере 2 168 772 руб., что на 439 335 руб. меньше по сравнению с запланированной величиной. Изменение прибыли в сторону увеличения произошло за счет товаров А руб., Б руб. и товара Г руб. На конец отчетного года уменьшение прибыли произошло только у товара В руб.
На уменьшение величины прибыли за отчетный год повлияло увеличение себестоимости товаров А, Б, Г, а также снижение цены на товар В.
Далее проведём анализ рентабельности по каждому виду товаров. Уровень рентабельности отдельных видов товаров зависит от изменения ее себестоимости и средних цен реализации.
Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности так же проведём способом цепной подстановки:
R = Ц – С / С,
Где R – рентабельность;
Ц – средняя цена реализации;
С – себестоимость единицы товара.
Факторный анализ влияния себестоимости и средних цен реализации на изменение уровня рентабельности проведем на примере, по остальным – представим только результаты показателей (табл. 8).
Вид товара – телевизор
R план. = Ц план.– С план. / С план.
(13 – 12)/ 12 = 0,08.
R усл. = Ц факт – С план. / С план. = (14 – 12) /12 = 0,17.
R факт. = Ц факт – С факт. / С факт = (14 – 13) / 13 =0,08.
План по уровню рентабельности данного изделия остался на прежнем уровне 0% (0,08 – 0,08). За счет повышения цены он возрос на 0,09 % (0,17 – 0,08). Из-за повышения себестоимости продукции уровень рентабельности понизился на 0,09 % (0,08 – 0,17).
Таблица 8
Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции ОАО «Дальний Восток»
Товар |
Средняя цена реализации, руб. |
Себестоимость ед. товара, руб. |
Рентабельность, % |
|||||||||
2003 г. |
2004 г. |
% |
2003 г. |
2004 г. |
% |
2003 г. |
усл. |
2004 г. |
Общее |
в том числе |
||
цены |
себестоимости |
|||||||||||
"А" |
13 |
14 |
108 |
12 |
13 |
108 |
0,08 |
0,17 |
0,08 |
0 |
0,09 |
-0,09 |
"Б" |
12 |
12 |
100 |
14 |
16 |
114 |
-0,14 |
-0,14 |
-0,25 |
-0,11 |
0 |
-0,11 |
"В" |
20 |
25 |
125 |
11 |
12 |
109 |
0,82 |
1,27 |
1,08 |
0,26 |
0,45 |
-0,19 |
"Г" |
9 |
11 |
122 |
8 |
10 |
125 |
0,13 |
0,38 |
0,1 |
-0,03 |
0,25 |
-0,28 |
План по уровню рентабельности товара «Б» недовыполнен в целом на 0,11 % (-0,25-0,14). Цена остается на прежнем уровне 0 % (0,14-0,14). Из-за повышения себестоимости товара уровень рентабельности снизился на 0,11 %(-0,25-0,14).
План по уровню рентабельности товара «В» недовыполнен в целом на 0,26 % (1,08 – 0,82). За счет цены он повысился на 0,45 % (1,27 – 0,82). Из-за повышения себестоимости товара уровень рентабельности снизился на 0,19 % (1,08- 1,27).
План товара «Г» не довыполнен в целом на 0,03 % (0,1 – 0,13). За счет повышения цены он повысился на 0,25 % (0,38 – 0,13). Из-за повышения себестоимости продукции уровень рентабельности понизился на 0,28 % (0,1 – 0,38).
По имеющимся плановым показателям приведем исходные данные для факторного анализа.
Таблица 9
Исходные данные для факторного анализа прибыли ОАО "Дальний Восток"
Товар |
Количество реализованного товара, шт. |
Средняя цена реализации, руб. |
Себестоимость ед. товара, руб. |
Доля, % |
||||||
2004 г. |
план |
2004 г. |
план |
% |
2004 г. |
план |
% |
план |
факт |
|
РОССИЯНКА |
1461 |
1000 |
12 |
16 |
1,33 |
14 |
16 |
1,14 |
56,26 |
44,64 |
РЕФТАМИД |
218 |
240 |
25 |
28 |
1,12 |
11 |
12 |
1,09 |
8,39 |
10,71 |
ЛАНА |
918 |
1000 |
11 |
12 |
1,09 |
8 |
10 |
1,25 |
35,34 |
44,64 |
Итого |
2597 |
4961 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
100 |
100 |
Факторный анализ прибыли проведем на примере «Россиянки» по остальным товарам представим показатели в табл. 9 и 10.
Вид товара Б "Россиянка"
П пл. = 1461 * (12 – 14) = -2922 руб.
Пусл.1 = 1000 * (12 – 14) = -2000 руб.
П усл.2 = 1000 * (16 – 14) = 2000 руб.
Пф. = 1000* (16 – 16) = 0 руб.
Прирост суммы прибыли за счет изменения:
- объема реализованной продукции
DП (V)= П усл.1 – П пл. = -2000 +2922 = 922 руб.
- цены реализации
DП(Ц) = П усл.2 – П усл.1 = 2000 + 2000 = 4000 руб.
- себестоимости продукции
DП (С) = П факт – П усл.2 = 2000 - 2000 = 0 руб.
Суммарное изменение прибыли
DП = Пф – П пл. = 2000 + 2922 = 4922 руб.
Таблица 10
Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов товара ОАО "Дальний Восток", 2004 г., план
Вид товара |
Реализо-ванного товара, шт. |
Средняя цена реализации, руб. |
Себестоимость единицы товара, руб. |
Прибыль, руб. |
Изменения |
||||||||||
2004 год |
проект |
2004 год |
проект |
% |
2004 год |
проект |
% |
2004 год |
проект |
Общее |
в том числе за счет |
||||
объема |
цены |
себестоимости |
|||||||||||||
Б |
1461 |
1000 |
12 |
16 |
1,33 |
14 |
16 |
1,14 |
-5844 |
0 |
4922 |
922 |
4000 |
0 |
|
В |
218 |
240 |
25 |
28 |
1,12 |
11 |
12 |
1,09 |
410 435 |
1136200 |
725765 |
0 |
725765 |
0 |
|
Г |
19 |
66 |
10476 |
8398 |
0,80 |
7 558 |
7 558 |
0 |
55 442 |
55442 |
0 |
137146 |
-137146 |
0 |
|
Итого |
259 |
291 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 374252 |
2 686762 |
1312510 |
28141 |
1284369 |
0 |
|
Для совершенствования деятельности торгового предприятия ОАО "Дальний Восток" необходимо решить следующие задачи:
- ассортимент продаваемых товаров должен состоять из наиболее совершенных образцов, так как в этой отрасли технологии развиваются достаточно высокими темпами;
- периодически проводить анализ рынка оргтехники;
- осуществлять закуп товаров по результатам регулярно осуществляемых маркетинговых исследований рынка товаров и услуг, изучение мотивации покупательского спроса;
- осуществлять целенаправленную рекламу через средства массовой информации.
2.3 Маржинальный анализ прибыли, безубыточности
Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют следующую модель:
П = V РП (Ц –b) – А, (табл.3.11)
где b – переменные затраты на единицу продукции;
А – постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции;
V РП – объем реализованной продукции;
Ц – цена на продукцию.
Таблица 11
Исходные данные для маржинального анализа прибыли от реализации продукции ОАО "Дальний Восток" 2003 – 2004 гг.
Показатель |
2003 г. |
Условный |
2004 г. |
Выручка, руб. |
342697 |
291596 |
345020 |
Полная себестоимость, руб. |
302064 |
307199 |
314766 |
Постоянные затраты (А), руб. |
68297 |
70978 |
74302 |
Переменные затраты (b), руб. |
98425 |
102303 |
110432 |
Прибыль, руб. |
40633 |
30200 |
30254 |
П пл. = В пл. – b пл. - А пл. = 342697 – 98425 – 68297 = 175975 руб.
П усл.1 = В усл. – b усл. – А усл. = 291596 – 102303 – 70978 = 118315 руб.
П усл.2 = В ф. - b усл. – А усл. = 345020 - 102303 – 70978 = 171739 руб.
П усл.3 = В ф. - b ф. – А усл. = 345020 – 110432 – 70978 = 163610 руб.
П ф. = В ф. - b ф. – А ф. = 345020 – 110432 – 74302 = 160286 руб.
D П общ.= П ф. – П пл. = 30254 – 40633 = -10379 руб.
D П (V) = П усл.1 – П усл.2 = 30200 – 40633 = -10433 руб.
D П (Ц) = П усл.2 – П усл.1 = 171739 – 118315 = 53424 руб.
D П (b) = П усл.3 – П усл.2 = 163610 – 171739 = - 8129 руб.
D П (А) = П ф. – П усл.3 = 30254 – 163610 = - 133356 руб.
Маржинальный анализ общей прибыли от реализации продукции позволил детально рассмотреть прибыль и факторы ее изменения.
Этот же подход применяется и для анализа прибыли от реализации отдельных видов товара. Он позволяет определить изменения суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. Исходные данные для анализа приведены в табл. 12.
Таблица 12
Данные для факторного анализа прибыли от реализации отдельных видов товара ОАО "Дальний Восток", 2003 – 2004 гг.
Товар |
Реализованного товара, шт. |
Цена единицы продукции, руб. |
Себестоимость изделия, руб. |
Переменные затраты, руб. |
Сумма постоянных затрат, руб. |
Прибыль, руб. |
||||||
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. |
|
А |
33 |
2773 |
13 |
14 |
12 |
13 |
4 |
4 |
277 |
25234 |
33 |
2773 |
Б |
3370 |
1461 |
12 |
12 |
14 |
16 |
4 |
5 |
33026 |
1023 |
-6740 |
-5844 |
В |
375 |
218 |
20 |
25 |
11 |
12 |
3 |
4 |
2888 |
1831 |
3375 |
2834 |
Г |
2330 |
918 |
9 |
11 |
8 |
10 |
2 |
3 |
13048 |
6426 |
2330 |
918 |
Итого |
6108 |
5370 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
-1002 |
681 |
Факторный анализ прибыли от реализации проведем на примере товара «Дихлофос» по остальным товарам представим рассчитанные показатели (табл. 12, 13).
Вид товара А -"Дихлофос"
П пл. = V РП пл. (Ц пл. –b пл.) – А пл. (36)
П пл. = 33 *(13 – 4) – 277 = 20 руб.
П усл.1 = V РП ф. (Ц пл. – b пл.) – А пл.
П усл.1 = 2773 * (13 – 4) – 277 = 24680 руб.
П усл.2 = V РП ф. (Ц ф. – b пл.) – А пл.
П усл.2 = 2773* (14 - 4) – 277 = 27453 руб.
П усл.3 = V РП ф. (Ц ф. –b ф.) – А пл.
П усл.3 = 2773* (14 – 4) – 277 = 27453 руб.
П ф. = V РП ф. (Ц ф. – b ф.) – А ф.
П ф. = 2773 * (14 –4) – 25234= 2496 руб.
Общее изменение прибыли составляет
D П общ. = П ф. - П пл. = 2496 – 20 = 2476 руб.
В том числе за счет изменения:
- количества реализованной продукции
D П (V) =24680 – 20 = 24660 руб.
-цены реализации
D П (Ц) = 27453 - 24680 = 2773 руб.
-удельных переменных затрат
D П (b) =27453 - 274530 = 0 руб.
Суммы постоянных затрат
D П (А) = 2496 – 27453 = - 24957 руб.
Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции по ОАО "Дальний Восток" можно использовать следующую модель:
П = S [V РП общ. * Уд i (Ц i – b i)] – А
Таблица 13
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции ОАО "Дальний Восток"
Товар |
Реализованного товара, шт. |
Структура продаж |
Цена единицы продукции, руб. |
Переменные затраты, руб. |
Сумма постоянных затрат, руб. |
|||||
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. |
|
А |
33 |
2773 |
0,01 |
0,52 |
13 |
14 |
4 |
4 |
277 |
25234 |
Б |
3370 |
1461 |
0,55 |
0,27 |
12 |
12 |
4 |
5 |
33026 |
1023 |
В |
375 |
218 |
0,06 |
0,04 |
20 |
25 |
3,3 |
4 |
2888 |
1831 |
Г |
2330 |
918 |
0,38 |
0,17 |
9 |
11 |
2 |
3 |
13048 |
6426 |
Итого |
6108 |
5370 |
100 |
100 |
- |
- |
- |
- |
49239 |
34514 |
Используя данные табл. 13, рассчитаем влияние факторов на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью приема цепной подстановки:
П пл. = S [V РП общ. пл.* Уд i пл.(Ц i пл.– b i пл.)] – А пл.
П пл. = 5370 * 0,52* (14 – 4) +5370 * 0,27 * (12 – 5) + 5370 *0,04 * (25 – 4) + 5370 * 0,17 * (11 – 3) – 34514 = 663 руб.
П усл.1 = S [V РП общ. ф.* Уд i пл.(Ц i пл.– b i пл.)] – А пл.
П усл.1 = [6108 * 0,52 * (14 – 4) +6108 * 0,27 * (12 – 9) + 6108 *0,04 * (25 – 4) + 6108 * 0,17 * (11 – 3 ] – 34514 = 2256,16 руб.
П усл.2 = S [V РП общ. ф.* Уд i ф.(Ц i пл.– b i пл.)] – А пл.
П усл.2 = [6108* 0,01 * (14 – 4) +6108 * 0,55 * (12 – 9) + 6108 *0,06 * (25 – 4) + 6108 * 0,38 * (11 – 3) ] – 34514 = 2439,4 руб.
П усл.3 = S [V РП общ. ф.* Уд i ф.(Ц i ф.– b i пл.)] – А пл.
П усл.3 = [6108 * 0,01 * (13 –4) +6108 * 0,55* (12 – 5) + 6108 *0,06 * (20 – 4) + 6108 * 0,38 * (9 – 3) ] – 34514 = 9341,44 руб.
П усл.4 = S [V РП общ. ф.* Уд i ф.(Ц i ф.– b i ф.)] – А пл.
П усл.4 = [6108 * 0,01 * (13 –4) +6108 * 0,55 * (12 – 4) + 6108* 0,06 * (20 –3) + 6108 * 0,38 * (9 – 2) ] – 34514 = 15388,36 руб.
П ф. = S [V РП общ. ф.* Уд i ф.(Ц i ф.– b i ф.)] – А ф.
П ф. = [6108 * 0,01 * (13 –4) +6108 * 0,55 * (12 – 4) + 6108*0,06 * (20 –3) + 6108 * 0,38 * (9 – 2 ] – 49239 = 663,36 руб.
D П V РП = П усл.1 – П пл. = 2256,16 - 15373 = -13116,84 руб.
D П стр. = П усл.2 – П усл.1 = -2439,4 – 2256,16 = 183,24 руб.
D П Ц. = П усл.3 – П усл.2 = 9341,44 – 2439,40 = 6902,04 руб.
D П b = П усл.4 – Пусл.3 = 15388,36 – 9341,44 = 6046,92 руб.
D П А = Пф. – П усл.4 = 663,36 – 15388,36 = - 14725 руб.
Итого – 14725 руб.
Определим безубыточный объем продаж для каждого вида товара, реализуемые предприятием. Безубыточный объем продаж – основополагающий показатель при разработке бизнес – планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия. Для расчета его уровня можно использовать аналитический и графический способы. Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж предприятия более удобен, чем графический, так как исключает необходимость чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели[9].
Вид товара» «А»" Дихлофос ":
Производственная мощность, шт. – 2773
Цена реализации (р), руб.– 13
Выручка (В), руб. – 36049
Постоянные затраты (А), руб. – 25234
Переменные расходы на ед. продукции(b), руб. – 4
Переменные расходы на весь выпуск продукции,(З пер.)руб.–11092
Прибыль от реализации продукции (П), руб. –2773
Маржинальный доход (МД= В – З пер.), руб. – -8319
Доля маржинального дохода (Д м.д.) в выручке (руб.) – -3
Ставка маржинального дохода (С м.д.), руб. – 10.
Безубыточный объем (Т) продаж в стоимостном выражении:
Т = А / Д м.д. = 25234 / -3 = -8411 руб.
Безубыточный объем продаж в натуральном выражении:
Т = А / С м.д = 25234 / 10= 2523 шт.
Критический объем реализации продукции в процентах к максимальному объему:
Т = А / МД * 100% = 25234 / -8319 * 100% = -303 %.
Вид товара «Б» -"Россиянка":
Производственная мощность, шт. – 1461
Цена реализации (р), руб.– 12
Выручка (В), руб. – 17532
Постоянные затраты (А), руб. – 1023
Переменные расходы на ед. продукции (b), руб. – 5
Переменные расходы на весь выпуск продукции (З пер.), руб.–7305
Прибыль от реализации продукции (П), руб. – -5844
Маржинальный доход (МД=В – З пер.), руб. – 10227
Доля маржинальнального дохода (Д м.д.) в выручке, руб. – 0,58
Безубыточный объем продаж (Т) в стоимостном выражении:
Т = А / Д м.д. =1023 / 0,58 = 1764 руб.
Безубыточный объем продаж в натуральном выражении
Т = А / С м.д. = А / р – b = 1023 / 12 – 5 = 80 шт.
Критический объем реализации продукции в процентах к максимальному объему:
Т = А / МД * 100% = 1023 / 10227 * 100% = 10 %.
Вид товара «Г» "Лана ":
Производственная мощность, шт. – 918
Цена реализации, руб.– 11
Выручка (В), руб. – 10098
Постоянные затраты (А), руб. – 6426
Переменные расходы на ед. продукции (b), руб. –3
Переменные расходы на весь выпуск продукции(З пер.),руб.– 2754
Прибыль от реализации продукции (П), руб. –918
Маржинальный доход (МД =В – З пер.), руб. – 7344
Доля маржинальнального дохода (Д м.д.) в выручке (руб.) – 0,73
Безубыточный объем продаж в стоимостном выражении:
Т = А / Д м.д. = 6426 / 0,73 = 8802,74 руб.
Безубыточный объем продаж в натуральном выражении:
Т = А / С м.д. = А / р – b = 6426 / 11 - 3 = 581 шт.
Критический объем реализации продукции в процентах к максимальному объему
Т = А / МД * 100% = 6426 / 7344 * 100% = 88 %.
3. Направления улучшения финансовых результатов компании
Для улучшения эффективности деятельности предприятия, необходимо[10]:
1. сократить затраты на чрезвычайные события, природные условия, транспортные; установить стабильные цены на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок, накидок, норм амортизационных отчислений, ставок заработной платы, начислений на нее и ставок налогов;
2. не допустить нарушение поставщиками, снабженческо–сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими;
3. интенсивно сокращать затраты, уменьшить стоимость основных средств и тем самым увеличить прибыль организации;
4. скоординировано управлять имуществом, а значит уменьшить долю заемных средств в источниках средств предприятия и сделать упор на увеличение доли участия собственных средств;
5. увеличить объем реализации продукции, снижение ее себестоимости;
6. повысить качество товарной продукции;
7. организация ее реализации на более выгодных рынках сбыта;
8. ассортимент продаваемых товаров должен состоять из наиболее совершенных образцов, так как в этой отрасли технологии развиваются достаточно высокими темпами;
9. периодически проводить анализ рынка оргтехники;
10. осуществлять закуп товаров по результатам регулярно осуществляемых маркетинговых исследований рынка товаров и услуг, изучение мотивации покупательского спроса;
11. осуществлять целенаправленную рекламу через средства массовой информации;
12. мобилизировать оборотные средства в производственный процесс за счет сокращения затрат на кредитование потребителей продукции;
13. продолжать увеличивать объем запасов, за счет увеличения производственных запасов, готовой продукции, незавершенного производства;
14. сохранить конкурентоспособность продукции, продолжать способствовать увеличению спроса на нее.
Заключение
Итак, в настоящей курсовой работе рассматривались вопросы анализа финансовых результатов деятельности компании и пути их улучшения.
Сделаем обобщающие выводы.
Эффективность функционирования любой организации зависит от его способности приносить необходимую прибыль. Оценить эту способность позволяет анализ финансовых результатов на основе таких показателей как прибыль и рентабельность.
Прибыль есть положительная разница между доходами коммерческой организации, понимаемая как приращение совокупной стоимости оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и ее расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимости оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала.
Под операциями по преднамеренному изменению собственного капитала понимаются: дополнительные вклады собственников; дополнительная эмиссия; пожертвования; безвозмездное финансирование; выплата дивидендов; изъятие капитала собственниками; переоценка активов, имеющая целью противодействие снижению экономического потенциала фирмы из-за инфляции.
В условиях рыночной экономики прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности организации, создает финансовую основу для ее расширения, удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. Налог на прибыль становится также основным источником формирования доходов бюджетов (федерального, республиканского, местного). За счет прибыли погашаются долговые обязательства предприятия перед банком и инвесторами.
В условиях рынка руководители организации больше склонны проводить прогнозный анализ прибыли, т.е. сопоставлять различные варианты получения прибыли в будущем, нежели затрачивать время на анализ результатов фактического исполнения путем их сравнения со стандартным решением или оценкой прибыли в динамике.
Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относится показатель рентабельности. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность деятельности предприятия.
Доходы от обычных видов деятельности выступают в виде выручки. В понятие выручки включают: выручку от продаж; доходы от операционной деятельности; доходы от внереализационной деятельности.
Финансовые результаты организации проявляются в ряде показателей, каждый из которых имеет свое значение при анализе.
Валовая прибыль характеризует эффективность производственных подразделений.
Прибыль от продаж продукции показывает эффективность основной деятельности. Операционные доходы и расходы свидетельствуют о результатах совершения определенных хозяйственных операций: сдача имущества в аренду, продажа имущества, участие в совместной деятельности, предоставление займов и др.
Внереализационные доходы и расходы описывают финансовый результат определенных факторов хозяйственной жизни, как правило, не зависящих от предприятия - курсовые разницы, безвозмездное получение активов, списание задолженности и т.д.
Прибыль от продаж и прочей операционной деятельности говорит о финансовом результате совершения целенаправленных хозяйственных операций предприятия.
Прибыль до налогооблажения показывает общий финансовый результат от обычных видов деятельности. С учетом налогооблажения прибыли и других обязательных платежей, получают характеристику чистой прибыли от обычной деятельности.
Показателем финансового состояния хозяйственной деятельности предприятия является чистая прибыль отчетного года, которая фиксируется в бухгалтерском балансе отчетного года как нераспределенная прибыль.
Список использованной литературы
1. Приказ Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23.01.2001 г. №16 «Методические указания по проведению анализа финансового состояния предприятия»
2. Гинзбург А.И. Экономический анализ. Учебное пособие. – Спб: Питер, 2004.
3. Ковалев В.В.. Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика. М.: 2001.
4. Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. М.: Финансы и статистика, 1998.
5. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004. – с. 240
6. Методических рекомендациях по реформе предприятий (организаций), утвержденные 01.10.1997 г. №118 Министерством экономики РФ.
7. Патрушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным финансовой отчетности/Бухгалтерский учет. М.: 2003. №5, с. 68-72.
8. Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., доп. и перераб. ИНФРА-М, 2004.
9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003.
10. Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: Омега, 2004.
11. Хорин А.Н. Балансовое обобщение данных финансовой отчетности // Бухгалтерский учет, - 2003. - № 10 С. 6
12. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2003.
13. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.
[1] Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: Омега, 2004. – с. 109.
[2] Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 101.
[3] Гинзбург А.И. Экономический анализ. Учебное пособие. – Спб: Питер, 2004. – с. 109.
[4] Ковалев В.В.. Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика. М.: 2001. – с. 68.
[5] Патрушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным финансовой отчетности/Бухгалтерский учет. М.: 2003. №5. – с. 68.
[6] Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., доп. и перераб. ИНФРА-М, 2004. – с. 177.
[7] Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 188.
[8] Патрушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным финансовой отчетности/Бухгалтерский учет. М.: 2003. №5, с. 69.
[9] Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: Омега, 2004. – с. 109.
[10] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004. – с. 201ю