Содержание

2.1. Общая характеристика предприятия. 3

2.2 Анализ финансово-хозяйственного состояния МУЗ «Городская клиническая поликлиника № 3». 6

Стоимость  основных фондов. 14

2.3. Анализ себестоимости оказания платных услуг. 17

3. Рекомендации по развитию платных услуг Муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая поликлиника №3». 22

Список литературы.. 28

2.1. Общая характеристика предприятия.

Объектом исследования дипломной работы является Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая поликлиника № 3». С 2003 года Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая поликлиника № 3» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. Имущество Муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая поликлиника № 3» является муниципальной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления в порядке, определенном законодательством РФ.

Юридический адрес: г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, 34.

Муниципальным учреждением здравоохранения «Городская клиническая поликлиника № 3» открыто 5 счетов в кредитных учреждениях города Хабаровска, из них 2 счета в ОАО «Далькомбанк» - для зачисления средств в ФОМС и транзитный для зачисления средств по платным услугам. В финансовом департаменте открыто 3 счета для зачисления средств, поступающих из бюджета, по средствам внебюджетной деятельности и от платы за имущество, сданное по договорам аренды.

Управление здравоохранение при городе Хабаровске финансирует зарплату работников, начисления на нее, прочие расходные материалы, услуги связи, коммунальные услуги, оплату ремонта оборудования. Финансирование коммунальных услуг (тепло, электроэнергия, водоснабжение) осуществляется, централизованно через финансовое казначейство.

Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая поликлиника № 3» зарегистрировано в ИМНС Центрального района по г. Хабаровску, ему присвоен ИНН 2706011228 с КПП 270601001.

Ответственными за финансово-хозяйственную деятельность в Муниципальном учреждении здравоохранения «Городская клиническая поликлиника № 3» являются главный врач и главный бухгалтер.

Штатное расписание Муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая поликлиника № 3» утверждено главным врачом поликлиники в количестве  363,75 штатных единиц, в том числе врачи 119,5 штатных единиц, средний медицинский персонал 159,75 штатных единиц, младший персонал 48,00 штатных единиц, прочий 36,5 штатных единиц.

Фактически штатное расписание заполнено на 65%.

Заработная плата работникам выплачивается по зарплатному проекту через «Региобанк» с 01.05.2003г.

Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая поликлиника № 3» выплачивает сотрудникам материальную помощь по случаю смерти, материальное поощрение в связи с юбилейными датами, на празднование профессиональных праздников и другие выплаты за счет средств прибыли, оставшихся в распоряжении учреждения после уплаты налогов.

Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая поликлиника № 3» имеет право оказывать большой комплекс медицинских услуг, диагностического и лечебного профиля.

Медицинская помощь, оказывается, по следующим направлениям: амбулаторно-поликлиническая помощь, общеклинические методы  исследования, аппаратная физиотерапия, психотерапия, диетическое питание, гидромассаж, ингаляция, лечебный массаж, фитотерапия, стоматология (терапия и ортопедия).       Диагностические методы, применяемые в Муниципальном учреждении здравоохранения «Городская клиническая поликлиника № 3»:

- функционально-диагностические исследования: ЭКГ, РЭГ, РВГ, ЭЭГ;

- клинико- лабораторные исследования:

- лабораторные биохимические методы исследования:

- лабораторные иммуноаллергические методы исследования:

- рентгенологические методы исследования:

- бактериологические исследования.

- ультразвуковая диагностика;

- эндоскопические методы исследования.

Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая поликлиника № 3» развивает сеть услуг по внебюджетной деятельности так с октября 2003 года работает грязелечебница, с 2004 года открыт фитобар. Так же в 2004 году был открыт свой аптечный пункт, для которого было приобретено оборудование за счет средств полученных от внебюджетной деятельности.

Основные показатели деятельности Муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая поликлиника № 3» представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Объемные показатели основной деятельности МУЗ «Городская клиническая поликлиника № 3»

Показатели

План

Факт

Выполнение, %

2003

2004

2003

2004

2003

2004

Посещение, чел.

335000

295141

337503

310231

101

105

Дневной стационар, чел.

939

1500

971

1531

113

102

Стационар на дому, чел.

1212

1075

1231

1134

119

105

Школа кардиологии, посещений

12900

12960

13050

12960

101

100

Школа эндокринологии, посещений

2610

3600

2760

3600

106

100

Школа бронхиальной астмы, посещений

2100

1500

2100

1500

100

100

Из таблицы 2.1 видно, что плановые показатели ежегодно выполняются и перевыполняются, однако по 50% показателей в 2004 году снижены плановые объемы, в том числе: общее посещение, стационар на дому и школа бронхиальной астмы.

Характеристика предприятия является не полной без анализа финансово-хозяйственного состояния предприятия данный анализ представлен в пункте 2.2.

2.2 Анализ финансово-хозяйственного состояния МУЗ «Городская клиническая поликлиника № 3».

Для анализа финансово-хозяйственной деятельности необходимо рассматривать бюджетные ассигнования, то есть бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю, средства фонда обязательного медицинского страхования, а также средства полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которые мы рассмотрим в следующей части.

Таблица 2.2. Анализ бюджетных ассигнований и средств фонда ОМС

Год

Всего кассовых расходов

(тыс. руб.)

Финансирование (тыс. руб.)

Структура финансирования

(% от общего)

Бюджет

Фонд ОМС

Бюджет

Фонд ОМС

2003

31 655,6

13242,2

13519,3

41,8

42,7

2004

36 290,9

4349,9

21326,8

12,0

58,8

За 2004 год расходы поликлиники возросли на 4635,3 тыс. руб. это связано в основном с увеличением финансирования из Фонда обязательного медицинского страхования с 13519,3 тыс. руб. до 21326,8 тыс. руб., то есть на 7807,5 тыс. руб. или на 16,1%. Намечается тенденция к уменьшению финансирования расходов поликлиники за счет бюджета.

Для анализа поступающего финансирования и расходования средств на содержание поликлиники необходимо детально рассмотреть финансирование по каждому источнику.

Таблица 2.3. Бюджетные ассигнования

Код экономической класси-фикации

Статьи

Год

Утверждено по смете

(тыс. руб.)

Профинансировано (тыс. руб.)

% к утвержденным по смете

1

2

3

4

5

6

110100

Заработная плата

2003

140

136,5

97,5

2004

241

217,2

90,1

Продолжение таблицы 2.3.

1

2

3

4

5

6

110200

Начисления на заработную плату

2003

49

49,2

100,4

2004

86

77,3

89,9

240300

Капитальный ремонт

2003

-

696

-

2004

-

-

-

240100

Приобретение оборудования

2003

825

9494,7

-

2004

1

46,1

-

110700

Коммунальные расходы

2003

1798,4

1169,4

65

2004

2113

1769,6

83,7

Прочие расходы

2003

1422,6

1696,3

119,2

2004

1916

2239,6

116,9

Всего:

2003

4235

11548,8

272,7

2004

4357

4349,8

99,8

На протяжении 2003-2004 год в поликлиники наблюдались процессы нестабильного финансирования. За счет бюджета в эти годы не финансировались  статьи расходов 110310 «Медикаменты» и 110340 «Питание».

Анализируя финансирование на заработную плату видно, что происходит систематическое недофинансирование. Так, в 2003 году недофинансирование составило 3,5 тыс. руб. или 2,5%, в 2004 году – 22,8 тыс. руб. или 9,9%. Однако, финансирование на начисления на заработную плату в 2003 году превысило лимитные обязательства на 0,2 тыс. руб. или 0,4%, а в 2004 году произошло значительное недофинансирование и составило 8,7 тыс. руб. или 10,1%.

В среднем за два года недофинансирование на заработную плату и начислениям на заработную плату составило 9%.

По статье 240300 «Капитальный ремонт» как на 2003, так и на 2004 годы лимиты бюджетных обязательств не утверждались. Однако в 2003 году бюджетом выделены ассигнования в сумме 696 тыс. руб.

На приобретение оборудования в 2003 году утверждено финансирование по смете 825 тыс. руб., финансирование составило 9494,7 тыс. руб. Превышение финансирования над лимитами бюджетных обязательств составило 8669,7 тыс. руб. В 2004 году при утвержденных 1 тыс. руб., финансирование составило 46,1 тыс. руб., что превысило лимиты на 45,1 тыс. руб.

Наиболее недофинансированной статьей экономической классификации оказались коммунальные расходы. В 2003 году недофинансировано 629 тыс. руб. или 35%, в 2004 году – 343,4 тыс. руб. или 16,3%. В среднем за два года недофинансирование составило 25,7%.

Незначительно финансирование по прочим расходам превысило лимиты бюджетных обязательств. В 2003 году на 273,7 тыс. руб. или 19,2%, в 2004 году – на 323,6 тыс. руб. или 16,9%.

Рассмотрев все вышеизложенное, можно сделать вывод, несмотря на то что на 2004 год лимиты бюджетных обязательств утверждены больше, чем на 2003 год, профинансировано из бюджета меньше. Такое положение сложилось из-за финансирования не утвержденных лимитов по капитальному ремонту и значительного превышения финансирования на приобретение оборудования в 2003 году. Кроме того, при низкой заработной плате медицинских работников, недофинансирование по статьям на заработную плату становится хроническим и с каждым годом увеличивается. Доля расходов на заработную плату от общего из бюджета составляет в 2003 году 4,5% от запланированных и 1,6% от профинансированных средств, соответственно в 2004 году – 7,7% и 6,1%.

При такой динамики в заработной плате необходимо рассмотреть другие источники финансирования.

Таблица 2.4. Анализ финансирования заработной платы

Год

Всего кассовых расходов

(тыс. руб.)

Финансирование (тыс. руб.)

Структура финансирования

(% от общего)

Бюджет

Фонд ОМС

Внебюджетные средства

Бюджет

Фонд ОМС

Внебюджетные средства

1

2

3

4

5

6

7

8

2003

12135,8

136,5

9835,7

2163,6

1,1

81,0

17,8

2004

20941,0

217,2

16124,9

4598,9

1,0

77,0

22,0

Из анализа расходов поликлиники на заработную плату видно, что наибольшие затраты приходятся за счет средств фонда обязательного медицинского страхования и средств от предпринимательской деятельности. Так, в 2003 году наибольшая доля расходов на заработную плату сложилась за счет средств фонда обязательного медицинского страхования и составила 81%. В 2004 году этот показатель снизился до 77%, однако по прежнему остается высоким показателем финансирования заработной платы.

 Кроме того, следует отметить, что расходы на заработную плату за счет внебюджетных средств выросли на 4,2%.

Чтобы рассмотреть долю средств выделяемых на финансирование заработной платы, необходимо детально рассмотреть финансирование из других источников.

Таблица 2.5. Фонд обязательного медицинского страхования.

Код экономической классификации

Статьи

Год

Утверждено по смете

(тыс. руб.)

Профинансировано (тыс. руб.)

% к утвержденным по смете

1

2

3

4

5

6

110100

Заработная плата

2003

10446,6

9835,7

94,2

2004

16263,7

16124,9

99,1

110200

Начисления на заработную плату

2003

3739,9

3019,5

80,7

2004

3786,2

3786,2

100

110310

Медикаменты

2003

1573,7

598,2

38,0

2004

2234,7

1224

54,8

110320

Мягкий инвентарь

2003

93,3

38,1

40,8

2004

60,8

147,2

242,1

110330

Спец. питание

2003

33,6

22,5

67

2004

36,2

38,4

106,1

111040

Прочие расходы

2003

-

-

-

2004

5,7

5,7

100

Всего:

2003

15887,1

13514

85,0

2004

22387,3

21326,4

95,3

 

Делая сравнительный анализ финансирования из бюджета и фонда обязательного медицинского страхования можно отметить более стабильное финансирование за счет средств ФОМС. Однако на протяжении 2003-2004 год в не финансировались такие статьи расходов как 240100 «Приобретение оборудования», 240300 «Капитальный ремонт» и 110700 «Коммунальные расходы».

Анализируя финансирование на заработную плату видно, что также происходит систематическое недофинансирование. Так, в 2003 году недофинансирование составило 610,9 тыс. руб. или 5,8%, в 2004 году – 138,8 тыс. руб. или 0,9%. Кроме того, недофинансированы начисления на заработную плату в 2003 году на 720,4 тыс. руб. или 19,3%, однако в 2004 году финансирование составило 100% сметных назначений.

В среднем за два года недофинансирование на заработную плату и начислениям на заработную плату составило 8,7%, что не намного, а именно на 0,3%, ниже недофинансирования за счет средств бюджета.

По статье 110310 «Медикаменты» как на 2003 так и на 2004 году происходит значительное недофинансирование. В 2003 году недофинансировано по смете 975,5 тыс. руб. или 62%, в 2004 году – 1010,7 тыс. руб. или 45,2%.

На мягкий инвентарь в 2003 году утверждено сметных назначений 93,3 тыс. руб., финансирование составило 38,1 тыс. руб., недофинансирование по статье 110320 «Мягкий инвентарь» составило 59,2%. В 2004 году превышение финансирования над сметными назначениями составило 86,4 тыс. руб. или 142,1%.

Такая же динамика складывается по статье 110330 «Специальное питание». В 2003 году недофинансировано 11,1 тыс. руб. или 33%, в 2004 году происходит превышение финансирования над сметными обязательствами на  2,2 тыс. руб. или 6,1%.

Что касается финансирования по прочим расходам, то в 2003 году сметные обязательства не утверждались, и финансирование не производилось. В 2004 году финансирование составило 100% сметных обязательств.

Для того, чтобы выявить недофинансирование фондом обязательного медицинского страхования от заработанных поликлиникой средств, необходимо рассмотреть динамику поступления средств от Фонда обязательного медицинского страхования, в том числе на заработную плату медицинских работников поликлиники.

Таблица 2.6. Поступление средств от ФОМС, тыс. руб.

Год

Заработано средств

из них на заработную плату

Поступило средств

Отклонение

(4-2)

1

2

3

4

5

2003

14826,9

13789,5

13514

-1312,9

2004

23393

20186,7

21326,4

-2066,6

Из таблицы видно, что в 2004 году заработано средств на 8566,1 тыс. руб. больше. Однако, недофинансирование за счет средств ФОМС возросло на 753,7 тыс. руб. или на 58%.

         Из вышеизложенного видно, что в 2004 году финансирование за счет средств фонда обязательного медицинского страхования стабилизируется. Однако, также как и за счет средств бюджета происходит систематическое недофинансирование статей заработной платы. Средства, зарабатываемые поликлиникой не возвращаются. Значительное недофинансирование на медикаменты покрывается за счет средств от предпринимательской деятельности.

         Для анализа работы поликлинике необходимо рассмотреть укомплектованность медицинским персоналом.

Таблица 2.7. Укомплектованность врачебными кадрами

Год

Количество штатных врачебных должностей

Количество физических лиц

Обеспеченность врачами на 100000 населения

Укомплектованность с учетом совместительства, %

Укомплектованность без учета совместительства, %

1

2

3

4

5

6

2003

119,75

83

185,8

93,25=78%

69,5

2004

119,75

94

184,2

119,75=100%

78,5

Из анализа укомплектованности врачебными кадрами видно, что количество штатных единиц не возросло. Однако при увеличении количества физических лиц на 11 человек и укомплектованности без учета совместительства на 9% (с учетом совместительства на 22%) обеспеченность врачами на 100000 населения снизилась на 1,6. Численность персонала увеличилось за счет притока врачей узких специальностей.

Таблица 2.8. Укомплектованность средним медицинским персоналом.

Год

Количество штатных должностей

средн. медперсонала

Количество физических лиц

Обеспеченность средним медперсоналом на 100000 населения

Укомплектованность с учетом совместительства, %

Укомплектованность без учета совместительства, %

1

2

3

4

5

6

2003

159,75

77

247,9

159,75=100%

48,2

2004

159,75

95

245,8

159,75=100%

59,5

Из анализа укомплектованности средним медицинским персоналом видно, что количество штатных единиц и укомплектованность с учетом совместителей не изменились. Однако при увеличении количества физических лиц на 18 человек снизилась укомплектованности без учета совместительства на 11,3%, а также обеспеченность врачами на 100000 населения снизилась на 2,1. Численность среднего медицинского персонала возросла на 18 человек, при этом число устроившихся на работу медсестер увеличилось на 7 человек, однако и 7 человек находятся в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.

При анализе эффективности работы используются следующие показатели:

Средняя выработка  врача = доходы / среднее количество  врачей;

Средняя выработка врача 2003 – 4894,1 / 83 = 58,9 тыс. руб.

Средняя выработка врача 2004 - 10614,2 / 94 = 112,9 тыс. руб.

Средняя выработка одного врача показывает доход  поликлиники в расчете на одного врача. Из анализа видно, что доход поликлиники на одного врача за 2004 год вырос на 54 тыс. руб., что составляет 91,7%.

Средняя зарплата на единицу населения = расходы на зарплату /  количество населения;

Средняя зарплата на единицу населения 2003 = 15885,3 / 66036 = 0,2 тыс. руб.

Средняя зарплата на единицу населения 2004 = 26113,4 / 65001 = 0,4 тыс. руб.

Показатель средней зарплаты на единицу населения показывает уровень оплаты труда медицинского персонала за количество обслуживаемого населения. Этот показатель характеризует оценку труда медперсонала. Из анализа видно, что за 2004 год в поликлиники выросла средняя заработная плата на единицу населения на 200 руб., что является показателем роста эффективности обслуживания.

Анализ состояния и использования основных средств начинается с определения величины их стоимости на начало и конец периода. Затем определяется их темп роста путем сопоставления значений показателя на конец года к значению показателя на начало года, выраженное в процентах. В ходе анализа рассматриваются показатели движения и состояния основных фондов, такие как коэффициенты обновления (1), выбытия (2), износа (3) и годности (4), фондовооружённость (5), фондоотдача (6), фондоёмкость (7), которые рассчитываются следующим образом:

                  Стоимость новых основных фондов

К обновления  =  --------------------------------------                                                   (1)

       Стоимость основных фондов  на конец период

                   Стоимость выбывших основных фондов

К выбытия  =  ----------------------------------------------------------------                      (2)

               Стоимость основных фондов  на начало периода

                  Сумма начисленного износа

К износа  = --------------------------------------------------                                              (3)

                  Стоимость основных фондов

К годности = 1 - К износа                                                                                (4)

                                      Стоимость основных фондов

фондовооружённость  =  ---------------------------------------------                              (5)

                                                    ССЧ

                   Средства, полученные от предпринимательской деятельности

фондоотдача  =  -----------------------------------------------                                          (6)

                       Стоимость  основных фондов

                                           1

фондоёмкость  =  ------------------------------------                                                    (7)

                              фондоотдача

Таблица 2.9. Анализ использования основных средств в 2003 году, тыс. руб.

П/П

Показатель

Начало года

Конец года

Темп роста (%)

1

2

3

4

5

1.

Стоимость основных средств

9657

135122,6

1399,2

2.

Сумма начисленного износа

4962

15494,2

312,3

3.

Коэффициент износа

0,514

0,115

22,37

4.

Коэффициент годности

0,486

0,885

182,1

5.

Коэффициент обновления

-

0,071

6.

Средства, полученные от предпринимательской деятельности

-

201,7

7.

фондоотдача

-

0,002

8.

ССЧ

198

210

106,06

9.

фондовооружённость

48,77

643,44

1319,34

10.

фондоёмкость

-

500

За анализируемый период произошли следующие изменения: стоимость основных фондов возросла на 1299,2%. Такой высокий процент роста объясняется тем, что в 2003 году произведена переоценка основных средств.

Ещё мы видим, что износ составил всего 22,37%, что означает медленное изнашивание основных средств, соответственно, годность увеличилась на 82,1%. Также видно, что у поликлиники на конец года возрастает коэффициент обновления, а коэффициент выбытия отсутствует. Это значит, что поликлиника работает, в основном, не списывая оборудование, а приобретая новое.

Положительные факторы – это увеличение фондоотдачи. Фондоотдача показывает, сколько рублей приносит каждый рубль, вложенный в основные фонды. Рост фондоотдачи свидетельствует о повышении использования основных фондов.

Фондоёмкость увеличилась, т.к. увеличилась фондоотдача. Фондоёмкость показывает затраты основных фондов на рубль оказанных платных медицинских услуг. Увеличение фондоёмкости свидетельствует об улучшении использования основных фондов.

Рост фондовооружённости характеризует степень вооружённости медработников поликлиники основными фондами. Увеличение фондовооружённости на 1219,34% произошло по причине переоценки основных фондов.

Таблица 2.10. Анализ использования основных средств в 2004 году, тыс. руб.

п/п

Показатель

Начало года

Конец года

Темп роста (%)

1

2

3

4

5

1.

Стоимость основных средств

135122,6

436463,3

323,01

2.

Сумма начисленного износа

23165,4

30895,2

133,37

3.

Коэффициент износа

0,171

0,071

41,5

4.

Коэффициент годности

0,099

0,929

938,38

5.

Коэффициент обновления

-

0,013

6.

Средства, полученные от предпринимательской деятельности

114,4

289,3

252,88

7.

фондоотдача

0,0008

0,002

250

8.

ССЧ

210

235

111,9

9.

фондовооружённость

643,44

1857,29

288,65

10.

фондоёмкость

1250

500

40

       

За анализируемый период произошли следующие изменения: стоимость основных фондов возросла на 223,01%. Это положительная тенденция в деятельности поликлиники.

Ещё мы видим, что износ составил всего 41,5%, что означает медленное изнашивание основных средств, соответственно, годность увеличилась на 838,38%. Также видно, что у поликлиники на конец года возрастает коэффициент обновления, а коэффициент выбытия отсутствует. Это значит, что поликлиника работает, в основном, не списывая оборудование, а приобретая новое.

Положительные факторы – это увеличение доходов на 152,88%. Также фондоотдача выросла на 150%. Фондоотдача показывает, сколько рублей от оказания платных услуг приносит каждый рубль, вложенный в основные фонды. Рост фондоотдачи свидетельствует о повышении использования основных фондов.

Фондоёмкость уменьшилась, т.к. увеличилась фондоотдача. Фондоёмкость показывает затраты основных фондов на рубль оказанных платных медицинских услуг. Снижение фондоёмкости свидетельствует об улучшении использования основных фондов.

Рост фондовооружённости характеризует степень вооружённости медработников поликлиники основными фондами. Увеличение фондовооружённости на 188,65% произошло по причине значительного увеличения основных фондов в отчетном периоде.

Рассмотрев анализ использования основных средств за 2003 и 2004 годы видно, что стоимость основных фондов ежегодно возрастает. Износ в 2004 году по сравнению с 2003 значительно возрос. Резкое увеличение износа произошло по причине переоценки основных средств в 2003 году. Коэффициент годности не снижается, так как ежегодно приобретаются новые основные средства.

Доходы от предпринимательской деятельности ежегодно увеличиваются, увеличивается фондоотдача. Рост фондоотдачи свидетельствует о повышении использования основных фондов.

В 2004 году фондоёмкость увеличивается, что свидетельствует об улучшении использования основных фондов; происходит снижение фондовооружённости по причине увеличения численности.

2.3. Анализ себестоимости оказания платных услуг.

Расход средств полученных от предпринимательской деятельности.  Динамика доходов от сдачи в аренду нежилых помещений.

Экономической основой средней стоимости платных медицинских услуг является базовая себестоимость содержания поликлиники. Себестоимость медицинских услуг - это совокупность затрат поликлиники на предоставление медицинской услуги.

 Затраты, образующие себестоимость проданных медицинских услуг, предусматриваются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

- расходы на оплату труда;

- начисления на заработную плату;

- услуги связи;

- медикаменты;

- приобретение материалов;

- командировки и повышение квалификации;

- оплата коммунальных услуг;

- приобретение мягкого инвентаря;

- ремонт медицинского оборудования;

- оплата спец. питания;

- оплата прочих услуг;

- амортизация основных средств;

- благоустройство;

- хозяйственные расходы;

- наглядные пособия.

Что касается, себестоимости, конкретно по поликлиники, то фактическая себестоимость платных медицинских услуг складывается по следующим статьям затрат, которые представлены в таблице 2.11.

Таблица 2.11. Динамика структуры себестоимости платных медицинских услуг, тыс. руб.

Статьи затрат

Сумма

Доля

1

2

3

Заработная плата и начисления на заработную плату

6697,3

63,52

Услуги связи

54,6

0,52

Приобретение материалов

400,0

3,79

Медикаменты

913,8

8,67

Командировки и повышение квалификации

165,3

1,57

Оплата коммунальных услуг

70,0

0,66

Приобретение мягкого инвентаря

2,9

0,03

Ремонт медицинского оборудования

267,2

2,53

Оплата спец. питания вредникам

33,0

0,31

Оплата прочих услуг

1400,5

13,28

Амортизация основных средств

419,4

3,98

Благоустройство

120,0

1,14

ИТОГО РАСХОДОВ

10544

100,00

         Наибольший удельный вес в себестоимости  имеет заработная плата, она составляет 63,52% от всей себестоимости. Минимальный удельный вес, менее 1%, составляют услуги связи, оплата коммунальных услуг, приобретение мягкого инвентаря и оплата специального питания вредникам.

         Систематическое недофинансирование статей заработной платы за счет средств бюджета и средств фонда обязательного медицинского страхования, ведет к наибольшему включению затрат на заработную плату в себестоимость.

Снижение себестоимости медицинских услуг - основа снижения цен, а значит - основа конкурентоспособности медицинских услуг. Снижение цен прямо влияет на благосостояние населе­ния. В масштабе национальной экономики снижение себес­тоимости увеличивает соразмерно национальный доход, прибыль, что в свою очередь позволяет увеличить темпы расширенного вос­производства, способствует поддержанию объектов отдыха, здравоохранения и т.д. Поликлиника также при этом укрепляет свое финансовое поло­жение, делает его более устойчивым.

Таким образом, снижение себестоимости одинаково выгодно всем - населению, работникам, поликлиники, националь­ной экономике и государству в целом. А значит, усилия всех долж­ны быть постоянно нацелены на всемерное снижение себестоимос­ти.

Таблица 2.12. Предпринимательская деятельность.

Код экономической класси-фикации

Статьи

Год

Утверждено по смете

(тыс. руб.)

Профинансировано (тыс. руб.)

% к утвержденным по смете

1

2

3

4

5

6

110100

Заработная плата

2003

759,0

2163,6

285,1

2004

3987

4598,9

115,3

110200

Начисления на заработную плату

2003

271

680,8

251,2

2004

1428

1309

91,7

110310

Медикаменты

2003

1037

1039,7

100,3

2004

1264

1388,9

109,9

110320

Мягкий инвентарь

2003

-

9,9

-

2004

7

4,3

61,4

110330

Спец. питание

2003

10

17,2

172

2004

47

41,2

87,7

110350

Прочие расходные материалы

2003

350

235,2

67,2

2004

883

830,2

94

110400

Служебные командировки

2003

-

16

-

2004

104

78

75

110600

Услуги связи

2003

73

64,9

88,9

2004

74

66,5

89,9

110710

Содержание помещений

2003

7

2,6

37,1

2004

5

13,1

262

110720

Теплоэнергия

2003

-

-

-

2004

68

63

92,6

110730

Электроэнергия

2003

-

-

-

2004

22

21

95,4

110740

Оплата водоснабжения

2003

-

-

-

2004

13

18

138,5

110770

Прочие коммунальные услуги

2003

7

25,7

367,1

2004

6

3,6

60

111020

Оплата текущего ремонта оборудования

2003

-

-

-

2004

64

40,2

62,9

111040

Прочие текущие расходы

2003

403

337,8

83,8

2004

1437

1358,3

94,5

240120

Приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования

2003

-

97,3

-

2004

619

780

126

Всего:

2003

2917

4690,7

160,8

2004

10028

10614,2

105,8

Делая сравнительный анализ финансирования из бюджета, фонда обязательного медицинского страхования и расходов за счет средств полученных от предпринимательской деятельности можно сделать вывод, что большая часть расходов на содержание поликлиники приходится на предпринимательскую деятельность. Практически по всем статьям экономической классификации расходы превышают сметные назначения и перекрывают расходы, которые недофинансировал бюджет и фонд обязательного медицинского страхования.

Анализируя расходы поликлиники на заработную плату видно, что поликлиника полностью перекрывает недофинансирование бюджета и ФОМС. Так, в 2003 году сверх утвержденной сметы на 185,1%, в 2004 году – 15,3%  выплачена заработная плата медицинскому персоналу.

По статье 110310 «Медикаменты» как в 2003, так и в 2004 году происходит увеличение расходов над утвержденными сметными назначениями.

На мягкий инвентарь в 2003 году сметные назначения не утверждались, однако расходы поликлиники составили 9,9 тыс. руб., а в 2004 году расходов произведено меньше сметных назначений на  2,7 тыс. руб.

По статье 110330 «Специальное питание» в 2003 году расходы превышают сметные назначения на 72%, а в 2004  году сокращаются на 12,3%.

         Из вышеизложенного видно, что в 2003-2004 годах расходы за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности превышали сметные назначения. По таким статьям как 110400 «Служебные командировки», 110600 «Услуги связи», 110720 «Теплоэнергия», 110730 «Электроэнергия», 110740 «Оплата водоснабжения» и 111020 «Оплата текущего ремонта оборудования» расходы производились только за счет средств полученных от предпринимательской деятельности.

Расходы за счет платных услуг в 2004 году возросли на 13,8%. Можно сделать вывод, что платные услуги имеют большое значение в финансировании поликлиники.

Кроме доходов от предпринимательской деятельности, поликлиника получает доходы от сдачи в аренду нежилых помещений. Динамика доходов, от сдачи помещений в аренду представлена в таблице 2.13.

Таблица 2.13. Динамика поступления средств от сдачи в аренду нежилых помещений, тыс. руб.

2003

2004

Доходы от аренды

207,4

365,4

         Поступления от сдачи нежилых помещений в аренду в 2004 году возросли на 158 тыс. руб. или на 76,2 тыс. руб. Из этого можно сделать вывод, что в поликлинике ежегодно увеличиваются доходы.

Развитие поликлиники имеет исключительное значение, поскольку положение дел в этой отрасли в данный период недостаточно стабильное. Поликлиники переживают сегодня очень сложный период перехода к новым условиям хозяйствования. Происходит постепенное восстановление платежеспособного спроса на медицинские услуги после длительного спада. Одной из причин является высокая цена на платные медицинские услуги.  Остается только надеяться, что все меры, направленные на улучшение функционирования поликлиники, помогли бы сделать цену действенным инструментом экономической политики в условиях поликлиники.

3. Рекомендации по развитию платных услуг Муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая поликлиника №3»

         Основным документом, регламентирующим оказание платных услуг учреждениями здравоохранения является постановление Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями».

         В Правилах предоставления платных медицинских услуг населению сказано, что медицинские учреждения должны иметь сертификат и лицензию на избранный вид деятельности; разрешение соответствующего органа управления здравоохранения (причем последний может ограничить объем оказываемых учреждением платных медицинских услуг, выдав разрешение лишь на определенные их виды).*

         Кроме того, в соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей» учреждение обязано обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией о месте нахождения учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных услуг с указанием их стоимости, условием предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан.

         Поскольку для занятия должности врача или помощника врача необходимо наличие медицинского диплома, в соответствии с основами законодательства РФ по охране здоровья граждан, необходимо также предоставить информацию о квалификации и сертификации специалистов.**

         Перед тем, как произвести расчет цен на медицинскую или немедицинскую услугу экономисты поликлиники совместно с менеджером проводят маркетинговые исследования путем опроса посетителей.

         Так при последнем маркетинговом исследовании, проведенном в январе 2005 года было опрошено 500 респондентов. При опросе об их отношении к платной медицине, были получены данные:

положительное                                                             5 %

скорее положительное, чем отрицательное     23 %

скорее отрицательное, чем положительное     32 %

отрицательное                                                 36.5 %

безразличное                                                    2.5 %

не смогли дать определенного ответа               1 %

ИТОГО                                                              100%

Как видно из полученных данных, лишь 28% ответивших относятся к платной медицине положительно, а 68.5% выразили негативное отношение. Следует отметить, что всем специалистам поликлиники, кроме стоматологов и гинекологов, очередь присутствовала. Однако 85% обратившихся за платной медицинской помощью выразили свое позитивное отношение к качеству обслуживания. Свое решение они аргументировали такими преимуществами платной медицины, как отсутствие очередей, более внимательное отношение медперсонала, качественная диагностика и др.

Анализ удовлетворенности качеством медицинской помощи показал, что 38% респондентов, получивших платную медицинскую помощь, устраивает качество обслуживания, ни из обратившихся к гинекологам таких лишь 19%. В числе причин, которые снижают уровень удовлетворенности платными медицинскими услугами, пациенты назвали невнимательность врача, невысокое качество осмотра и диагностики.

По мнению 13% респондентов, уровень тарифов на услуги может быть и выше. При этом положительное отношение к высоким ценам напрямую связано с уровнем дохода в расчете на одного члена их семьи.

Анализ мотивации выбора платных услуг респондентами показал, что главный мотив выбора платной поликлиники для респондентов - качество обслуживания (уровень диагностики, лечения, комфортность сервиса); для 32% наличие у врача ученой степени и его общественное признание; для 59% респондентов и то и другое.

Как уже отмечалось ранее, услуги, оказываемые медицинскими учреждениями, делятся на медицинские, косметические, сервисные и прочие (при чем все, кроме медицинских, облагаются НДС).

Существует деление медицинских услуг на простые и сложные.

Под простой медицинской услугой в соответствии с приказом Минздрава России от 10.04.2001 № 113 «О введении в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги», понимается неделимая услуга, выполняемая по формуле "пациент" + "специалист" = "один элемент профилактики, диагностики или лечения" или неделимая медицинская услуга, имеющая законченное, самостоятельное лечебное диагностическое значение.*

Составление калькуляции цен на медицинские услуги состоит из нескольких этапов:

- сбор информации об услуги;

- анализ цен конкурентов;

- составление расчетов (калькуляции) в трех экземплярах и утверждении руководителя (главным врачом);

- передача собранного пакета документов в вышестоящую организацию – управление здравоохранения для проверки и согласования;

- передача документов в администрацию города (Комитет экономического развития).

Процесс расчета цен является трудоемким и занимает большое количество времени.

Утвержденная калькуляция и прейскурант цен возвращаются в поликлинику в одном экземпляре (два других остаются у управления здравоохранения и администрации города).

Утвержденную цену на услугу специалисты управления здравоохранения вносят в компьютерную программу «ADM-касса», доступ в которую защищен паролем. Услуге присваивается персонифицированный код в соответствии с классификатором услуг.

Присвоение уникального кода, наличие специальной компьютерной программы позволяет вышестоящей организации следить за уровнем цен на идентичные услуги и вести статистический учет.

Знание нормативной и правовой базы по ценообразованию позволяет не ошибиться в расходовании материальных и финансовых ресурсов медицинского учреждения. К правовой базе по ценообразованию относятся следующие нормативные акты:

- Конституция РФ, статья 41 гарантирует бесплатную медицинскую помощь всем гражданам за счет средств соответствующего бюджета;

- Приказ МЗ РФ от 15.10.1999 № 377 «Об утверждении положения по оплате труда работников учреждений здравоохранения»;

Цена – это сумма денег, за которую пациент готов купить, а медицинское учреждение – продать данную услугу. Цена зависит от той цели, которую стремится достичь медицинское учреждение; обеспечение выживаемости; максимализация текущей прибыли; завоевание лидерство на рынке аналогичных услуг; восполнение затрат, удовлетворение спроса на данную медицинскую услугу; освоение новых технологий и т.д.

Структура цены складывается из двух основных элементов: себестоимости и прибыли.

Себестоимость отражает затраты на оказание услуги, выраженные в денежной форме.

Себестоимость медицинской услуги складывается из прямых и косвенных затрат.

К прямым затратам относятся расходы на оплату труда персонала участвующего в оказании услуги; начисления на заработную плату, материальные затраты.

Косвенные затраты – это затраты, которые не могут быть непосредственно отнесены на определенный продукт или объект затрат, вследствие чего они распределяются между объектами затрат расчетным методом, к ним относятся накладные расходы.

Накладные расходы – это затраты на хозяйственное обслуживание, являющиеся дополнительными к основным расходам и включаемые вместе с ними в себестоимость продукции, работ и услуг.

Материальные затраты на производство медицинской услуги включают: стоимость материалов, израсходованных непосредственно на оказание услуг, долю стоимости оборудования в расчете на одну услугу.

Накладные расходы представляют собой затраты, необходимые для нормальных условий оказания медицинской услуги. Накладные расходы делятся на общехозяйственные и общепроизводственные. Они включают в себя заработную плату административно-управленческого и обслуживающего персонала, начисления на заработную плату указанных работников, стоимость расходных материалов общехозяйственного назначения, стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов, стоимость тепло- и электроэнергии, расходы на охрану труда, почтово-телеграфные и командировочные расходы, ремонт и содержание оборудования и т.д.*

Мы рассмотрели состав себестоимости. Вторая составляющая цены медицинской услуги – прибыль.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», цена на медицинские услуги не подлежит государственному регулированию, следовательно, методика расчета себестоимости и уровень рентабельности определяются либо самим учреждением либо собственником (учреждением).

Гражданский кодекс дал описание предпринимательской деятельности, как деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли. На практике уровень рентабельности для государственных (муниципальных) учреждений определяет собственник.

Устанавливая единый уровень рентабельности для всех видов услуг и всех медицинских учреждений, собственник, во-первых, лишает администрацию лечебного учреждения возможности проявить предпринимательскую инициативу – так как рентабельность есть реакция на спрос и предложение; во-вторых, сводит на нет маркетинговые исследования учреждения; в-третьих приводит в любом случае к потери возможного дохода (если цена окажется завышенной, услуга не будет реализована, если занижена – потеря дополнительной прибыли).*

Рассмотрим расчет калькуляции на медицинскую услугу

          Цена             =         Себестоимость         +          Прибыль

 

                   Прямые затраты                   Косвенные затраты

 

   Заработная плата                                  Накладные расходы

Начисления на зарплату

 Материальные затраты       МБП                    Связь         Охрана       Содержание

                                                                                                       помещений

                                      Заработная плата и налоги                    

                                    вспомогательного персонала Коммунальные услуги

        

Список литературы

1.                 Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах социального    обслуживания населения в Российской Федерации» от 15.05.98г.  

2.                  Федеральный Закон Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95г.

3.                 Федеральный Закон Российской Федерации «О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95г., № 181 / Российская газета  – 1995 – 2 декабря

4.                 Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания от 25.11.95г. № 1151

5.                 Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке и условиях социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 15.04.96г., № 473

6.                 Букин С.С., Чернов Д.В. Соцзащита: помощь новосибирцам в годы реформ  Новосибирск 2003.-  с. 47

7.                 Галагузова М.А. Профессиональная подготовка социальных работников. – М: 1994. – 93 с.

8.                 Григорьев С. И., Гусляков Л.Г., Ельчанинов В.А. Теория и методология социальной работы. – М: 1994. – 156 с.

9.                 Дементьева Н.Ф., Устинова Г. В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. – М: 1991. – 158 с.

10.            Дмитриев А.Г., Усманов Б.Ф., Шелейнов Н.И. Инновации в здравоохранении: сущность, практика осуществления. – М: 2002. – 205 с.

11.            Панов А.М. Социальная работа в России: состояние и перспективы. // Социальная работа. – М: 1992. – Вып. 6.

12.            Словарь – справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой – М: Изд. Юрист, 1997 – 472с.

13.            Социальная работа: учебник для вузов / под ред. Курбатова В.И. изд. «ФЕНИКС» М.; 2000.-

14.            Найговзина Н.Б. и Ковалевский М.А. Системы здравоохранения  в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. - М.: Классик-Консалдинг, 2001, стр.67-71.

15.            2. Головнина Н. В. «Рынок лекарственных средств и роль муниципалитета», журнал "Проблемы управления здравоохранением", № 3 2000г.

16.            3. В. С. Лучкевич. Основы социальной медицины и управления здравоохранением: Учебное пособие. — СПб: СПбГМА, 2001. — 184 с., стр.59

17.            4. "От единого государства к единой системе здравоохранения", Поляков И.В., Максимов А.В., журнал "Проблемы управления здравоохранением", № 1 2001г.

18.            5. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: Утв. Верхов. Советом РФ от22.07.93 № 5487-1.  В ред. от 29.06.2004.-Ст. 13