Содержание

Содержание.. 2

Введение.. 3

1. Экономическое содержание бюджетной системы РФ.. 4

2. Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации  5

Заключение.. 8

Список литературы... 9

Введение

В настоящие время каждого человека в России интересует куда уходят наши уплаченные налоги кто ими распоряжается и как их распределят сколько человек управляют главными финансовыми потоками страны. Кто за ними контролирует кто будет нести ответственность за не правильное распределение денежных средств в бюджете страны.

Актуальной данной темы заключается в полном изучение управления бюджетной системы в плоть от принципов до основных направлениях органов управления в нутрии бюджетной системы.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регу­лирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом исто­рическом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фон­дов денежных средств.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные вла­сти получают финансовые ресурсы для содержания государст­венного аппарата, армии, осуществления социальных мероприя­тий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения го­сударством возложенных на него функций.

1. Экономическое содержание бюджетной системы РФ

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федера­тивной республики, субъектами Федерации которой являются рес­публики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюд­жетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Россий­ской Федерации состоит из трех уровней:

•федерального бюджета и бюджетов государственных вне­бюджетных фондов;

•бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

•местных бюджетов.

Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Фе­дерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в ре­гиональные бюджеты[1].

2. Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации

Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации следующие[2]:

•единство бюджетной системы;

•разграничение доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы;

•самостоятельность бюджетов разных уровней;

•полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже­тов государственных внебюджетных фондов;

•сбалансированность бюджета;

•эффективность и экономность использования бюджетных средств;

•общее покрытие расходов бюджета;

•гласность;

•достоверность бюджета;

•адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

1. Единство бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансиро­вания расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ве­дения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, ре­гиональных бюджетов и местных бюджетов.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации — это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Феде­рации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов[3]:

1) право законодательных (представительных) органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления на каж­дом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2) наличие собственных источников доходов бюджетов каж­дого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюдже­тов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расхо­дования средств соответствующих бюджетов;

5) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финан­сирования дефицитов соответствующих бюджетов;

6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно получен­ных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже­тов государственных внебюджетных фондов означает, что все до­ходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюд­жетных фондов и иные обязательные поступления подлежат от­ражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию и счет бюджетных средств, средств государственных внебюд­жетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Рос­сийской Федерации[4].

5. Сбалансированность бюджета — каждый бюджет должен быть сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом рас­ходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюдже­та и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исхо­дить из необходимости достижения заданных результатов с ис­пользованием определенного бюджетом объема средств.

7. Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюд­жета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

8. Гласность — это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюдже­тов, а также доступность иных сведений по решению законода­тельных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотре­ния и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодатель­ного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

9. Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Адресность и целевой характер бюджетных средств — бюджетные средства выделяются  в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.[5]

Заключение

Итак, на основе механизма бюджетного регулиро­вания, дифференцированных нормативов отчислений от обще­государственных доходов и платежей в местные бюджеты от прибыли предприятий вышестоящего подчинения обеспечивался гарантированный минимум доходов местных бюджетов. Тем са­мым гарантировалась в определенной мере социальная защи­щенность населения каждой административно-территориальной единицы.

Для привлечения дополнительных финансовых ресурсов на общерегиональные цели предусматривалось создание внебюд­жетных фондов экономического и социального развития с от­крытием для них в банках отдельных счетов и субсчетов для фи­нансирования целевых программ и отдельных мероприятий

Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как ме­тоды наделения финансовыми ресурсами территориальных бюд­жетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стиму­лирующих свойств, они создают у местных администраций иж­дивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных ад­министраций, снижает их воздействие на экономические про­цессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финан­совый контроль.

Список литературы

1.     Комментарий к Бюджетному кодексу РФ – М.:Юрайт, 2002. 222 с.

2.     Иванова Н.Г. Казначейская система исполнения бюджетов. – СПб: Питер, 2004. – 208 с.

3.     Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2005. – 621 с.

4.     Комментарий к Бюджетному кодексу РФ (вводный) / М. В. Ро­мановский и др.; Под ред. М. В. Романовского и О. В. Врублевской. - М.: Юрайт, 1999. 222 с.

5.     Прокофьев С. Е. Федеральное казначейство России на рубеже ве­ков: региональный аспект (на примере Саратовской области). — Саратов: Издательский центр Саратовского государственного со­циально-экономического университета, 2001. 237 с.

6.     Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под.ред. О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2005. – 784 с.

7.     Об эффективности мероприятий, реализуемых Правительством России по государственной поддержке регионов / Письмо Госналогслужбы РФ от 04.03.96 № ВЗ-2-09/292.

8.     Бабич A.M., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Финансы, 1999.

9.     Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. — М.: Финансы и статистика, 1997.

10.                       Баранова Л. Бюджетный процесс в РФ / Учебное посо­бие. — М.: ИНФРА, 1998.

11.                       Горегляд В., Подпорокс И. Бюджетный кризис и пути его преодоления // Российский экономический журнал. — М., 1996. —№10.


[1] Иванова Н.Г. Казначейская система исполнения бюджетов. – СПб: Питер, 2004. с. 67.

[2] Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2005. – с. 178.

[3] Комментарий к Бюджетному кодексу РФ – М.:Юрайт, 2002. 22 с.

[4] Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под.ред. О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2005. – с. 56.

[5] Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2005. – с. 341.