Содержание

Введение. 3

1. Теоретические аспекты налогообложения. 4

1.1. Структура налоговых платежей предприятия. 4

1.2. Классификация налогов. 6

1.3.Экономическая характеристика и терминология налогов. 9

2. Практическая аспекты налогообложения на примере ООО «Юнона». 16

2.1.Налог на добавленную стоимость. 16

2.2. Налог на прибыль. 19

2.3. Налог на доходы физических лиц. 21

2.4. Единый социальный налог. 24

Заключение. 28

Список литературы.. 30

Введение

На протяжении десятка последних лет  налоговая система России постоянно подвергается  изменениям, а законодательные органы правительства как России, так и ее субъектов  находятся в постоянном поиске  оптимальных решений в сфере налогообложения.

Это оправданно, так как в условиях мирового рынка и международной конкуренции преимущество имеют те страны, которые проводят  рациональную и сдержанную  налоговую политику, что способствует сбыту товаров и услуг на мировых рынках за счет снижения доли налогового компонента  в издержках их производства.

Наиболее подвержен динамике такой элемент налоговой системы,  как виды налогов и сборов, законодательно принятых в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований. А ведь данный элемент является основополагающим, и от него напрямую зависит достижение обоснованности и стабильности налоговой системы страны.

Очевидно, что необходимость  изучения системы налогов и сборов, существующих в Российской Федерации, является на сегодняшний день актуальной проблемой.

Ее изучению и посвящается данная работа.  В ней детально рассмотрены  особенности и характеристики каждого из налогов России. Приводится информация  о способах  определения  налоговых баз и ставок, методах исчисления  сумм налогов.

Объектом исследования является ООО «Юнона». Это торговое предприятие занимающееся оптовой торговлей канцелярскими товарами.

1. Теоретические аспекты налогообложения

1.1. Структура налоговых платежей предприятия

   Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействет на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства.

   Налоговые отношение – отношения перераспределительного характера, поэтому от их развития также зависит общественный прогресс. В то же время они, основываясь на первичных распределительных (денежных) отношениях, зависят от их совершенства, их адекватности состоянию экономического базиса. Вся совокупность производственных отношений (экономических, финансовых, бюджетных ценовых, кредитных, налоговых) зависит от уровня производительных сил, самым непосредственным образом определяет этот уровень. Таким образом, совершенствование экономики – создание органичного единства между всеми фазами воспроизводства: производством, распределением, обменом и потреблением.[6,81]

   В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоёмких производств и ликвидации убыточных предприятий.

   Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она признана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и др. функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

   Изъятие государством в пользу общества определённой части ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

   Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

·        работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определённый доход;

·        хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

   За счёт налоговых взносов, сборов, пошлин и др. платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой, по поводу формирования государственных финансов.

   Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц.

  По методу установления налоги подразделяются на:

·        прямые – подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи;

·        косвенные – вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, таможенная пошлина и др.),

   В РФ введена 3-хуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. Первый уровень – федеральные налоги. Они действуют на всей территории РФ и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счёт них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. [3,181]

   Федеральные налоги взимаются по всей территории России. Это:

1)    налог на добавленную стоимость;

2)    акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3)    налог на прибыль (доход) организаций;

4)    налог на доходы от капитала;

5)    налог с доходов физических лиц;

6)    взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7)    государственная пошлина;

8)    таможенная пошлина и таможенные сборы;

9)    налог на пользование недрами;

10)           налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11)           налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12)           сбор за право пользоваться объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13)           лесной налог;

14)           водный налог;

15)           экологический налог;

16)           федеральные лицензионные сборы.

Правовое регулирование налогов.

 Налоговый кодекс РФ (Часть 1): Федеральный закон № 146 – ФЗ от 31.07.98, изм. и доп. 09.07.99 (№ 155 – ФЗ

1.     Налоговый кодекс РФ (Часть 2): Федеральный закон № 117 – ФЗ от 05.08.2000

2.     О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций: Инструкция МНС РФ № 62 от 15.06.2000 // Экономика и жизнь. 2000 г. № 39. С. 7 – 14.

 

1.2. Классификация налогов

Классификация налогов осуществляется на основе признаков.

Во-первых, налоги подразделяются на общие и особенные.

Общие - налоги взимаемые с продаж, с имущества, с дохода.

Особенные - налоги взимаемые с определенного вида имущества или с определенного дохода (например, налоги на автомобили или на наследство).

Во-вторых, налоги классифицируют на прямые, косвенные и безразличные.

Прямые - налоги уплачиваемые непосредственно из того источника, который обложен этим налогом (налог на доход , налог на капитал, уплачиваемый из прибыли от этого капитала). [2,111]

Косвенные - те налоги, которые вносятся в казну одной категорией, но фактически оплачиваются другой (например, налог с продаж или НДС, которые вносятся в казну продавцом, но фактически оплачиваются покупателем, так как продавец прибавляет этот налог к цене своего товара).

Безразличные - налог, источник уплаты которого не имеет значения и поэтому может быть любой комбинацией доходов (например, поголовный налог, налог на собак).

В основе данной классификации лежит теоретическая возможность перенесения налогов на потребителей продукции. На практике возникают трудности, связанные с тем, что прямые налоги также могут быть переложены на потребителя, а косвенные налоги не всегда можно полностью переложить на потребителя.

Классификация категорий налогов в соответствии с международными стандартами

1). Подоходные налоги, налоги на прибыль, налоги на увеличение рыночной стоимости капитала.

Это налоги, которые взимаются с реального или предполагаемого чистого дохода

1.1. С частных лиц и домашних хозяйств,

1.2. С корпораций и прочих предприятий,

1.3. Налоги на прирост рыночной стоимости капитала, полученные либо за счет продажи земли, либо операций с ценными бумагами или другими активами.

К этой группе относятся любые налоги на доходы от собственности, земли или недвижимого имущества, которые взимаются на основе предполагаемого чистого дохода как часть подоходного налога. Но в эту группу не включаются налоги на собственность, взимаемые на основе дохода с аренды.

Эта категория объединяет налоги с различными базами:

o    подоходные налоги,

o    налоги на прибыль,

o    налоги на доходы от азартных игр.

2) Отчисления на социальное страхование.

2.1. Взносы работающих по найму

2.2. Отчисления работодателей

2.3. Взносы работающих не по найму или неработающих

2.4. Прочие неразделимые отчисления на социальное страхование

3.) Налоги на фонд заработной платы.

4.) Налоги на собственность.

4.1. Периодические налоги на недвижимое имущество

4.2. Периодические налоги на чистую стоимость имущества.

4.2.1. С населения

4.2.2. С корпораций

4.3. Налоги на имущество, передаваемое и получаемое по наследству, налоги на дарения

4.4. Налоги на финансовые операции и операции с капиталом

4.5. Единовременные налоги на собственность

4.6. Прочие периодические налоги на собственность

5.) Внутренние налоги на товары и услуги

5.1. Общие налоги с продаж, налоги с оборота или налоги на добавленную стоимость

5.2. Акцизные сборы

5.3. Прибыли фискальных монополий

5.4. Налоги на отдельные виды услуг

5.5. Налоги на пользование товарами либо на право пользования товарами или проведение определенных видов деятельности

5.5.1. Лицензии на проведение предпринимательской деятельностью

5.5.2. Налоги на автотранспортные средства

5.5.3. Прочие налоги на пользование товарами либо на право пользования товарами или на право занятия определенным видом деятельности

5.6. Прочие налоги на товары и услуги

6.) Налоги на международную торговлю и внешние операции

6.1. Импортные пошлины

6.1.1. Таможенные пошлины

6.1.2. Прочие сборы по импорту

6.2. Экспортные пошлины

6.3. Прибыль экспортных или импортных монополий

6.4. Прибыль от операций с иностранной валютой

6.5. Налоги на операции с иностранной валютой

6.6. Прочие налоги на международную торговлю и внешние операции.

1.3.Экономическая характеристика и терминология налогов

Развивающиеся в течение нескольких тысячелетий налоговые теория и практика выработали огромное количество специальных налоговых терминов, которые до­статочно прочно укоренились и широко используются в разработке налогового законодательства. И хотя в области налогов и налогообложения не существует единых стандартов (в отличие от бухгалтерского учета и аудита), в большинстве стран мира получили распространение следующие общепризнанные названия эле­ментов налогов и налоговая терминология. [6,81]

Элементы налога — отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога (налоговая терминология" используется в законодательных актах и нормативных документах государства определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование.

 Налогообложение — процесс установления и взимания налогов в стране определение видов, объектов величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии с вырабо­танной налоговой политикой принципами их установления.

       Общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены в Налоговом Кодексе. В этом законе даются следующие понятия и определения налоговой системы:

а) Налог:

- это сбор, устанавливаемый и взимаемый государством для удовлетворения общественных потребностей. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

       Сущность налога - изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

·         работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход,

·         хозяйственные субъекты, владельцы капиталов, действующие в сфере предпринимательства.

б) Налоговая система:

o    совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

Налоговая система включает в себя следующие элементы:

o    субъект налогообложения;

o    объект налогообложения;

o    ставка налога;

o    налоговые льготы;

o    правила исчисления и порядок уплаты налогов;

o    штрафы и другие санкции за неуплату налогов.

Налоговая система бывает унитарной, двух или трех уровневой. Например, в Российской Федерации трехуровневая система налогообложения. Налоги подразделяются на:

o    федеральные,

o    налоги республик в составе России, краев и областей,

местные налоги

Субъект налога (налогоплательщик) — это физическое либо юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который и будет действительным носителем налога, или фактическим конечным плательщиком. Это различие связано с явле­нием переложения налогов.

Носитель налога — физическое или юридическое лицо, уплачивающее оклад налога субъекту налога, а не государству. В действительности субъект и носитель налога не совпадают только тогда, когда существуют условия для его переложе­ния. Классический пример переложения налога — косвенный налог. Тогда субъек­том налога является производитель, продавец товара, а носителем налога - потре­битель товара. [8,11]

Объект налога (объект обложения) — имущество, доход, предмет, добавлен­ная стоимость, отдельные виды деятельности и др., которые служат основанием для обложения налогом. Объекты налога многообразны. К ним относятся недви­жимое имущество — земельные участки, дома, строения и т. п.; движимое имуще­ство — ценные бумаги, денежные средства (на счетах в банке, в кассе хозяйствую­щего субъекта); предметы потребления — чай, сахар, соль и т. д.; доходы — заработная плата, прибыль, рента и др.

Источник налога — доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится оклад налога. Например: источником налога на прибыль является прибыль; по­доходного налога — заработная плата, доходы лиц, работающих не по найму, ди­виденды по акциям и т. д. Источник может совпадать с объектом налога, примером может служить подоходный налог с рабочих и служащих: объект налога — зара­ботная плата (она же источник налога).

 Единица (масштаб) налога — единица измерения объекта налога, принятая за основу для исчисления оклада налога. Такой единицей по подоходному налогу может служить один рубль дохода, по поземельному налогу — единица измерения площади (0,01 га, квадратный метр).

Ставка налога — размер налога, установленный на единицу налога. Ставка мо­жет устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах. Различа­ют четыре метода: твердые (или равные), пропорциональные, прогрессивные, ре­грессивные ставки.

Оклад налога — сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определен­ный период времени, подлежащая внесению в бюджетный фонд. В действительно­сти, в момент установления государством налога как отношения, возлагающего обязанности на субъект, никаких денежных платежей не осуществляется. И толь­ко тогда, когда конкретный субъект по определенному налогу исчислит оклад на­лога и внесет его в бюджетный фонд, осуществится платеж (уплата денег).

Налоговый период — время, определяющее период исчисления оклада налога, и сроки внесения последнего в бюджетный фонд (например ежедекадно, один раз в месяц, один раз в квартал, один раз в год).

Налоговая квота — доля оклада налога в источнике налога. Она может быть исчислена по конкретному налогу, а также в целом по субъекту налога (по сово­купному налогу). Налоговая квота отражает тяжесть налогового бремени, она показывает, какую часть доходов плательщика изымает каждый отдельный налог и все налоги в совокупности.

Налоговая льгота — снижение размера (тяжести) налогообложения. Могут при­меняться следующие льготы: введение налогооблагаемого минимума — освобожде­ние от налога части объекта налога; установление налогового иммунитета — осво­бождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (дипломаты); понижение ставок налога; уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога); изъятие из налогообложения части объекта налога; освобождение от отдельных видов налогов и ряд других.

Налоговая политика — комплекс мероприятий в области налогов, направлен­ный на достижение каких-либо целей. Налоговые льготы служат проявлением налоговой политики.

Налоговый кадастр — перечень объектов налога с указанием их доходности. Применяют земельный, подомовой и др. кадастры; они служат для определения средней потенциальной доходности объекта налогов — земли, строений и т. д. [6,81]

Система налогов — совокупность и структура налогов страны в соответствии с их классификацией, установленной в законодательном порядке.

Переложение налогов — полное или частичное перенесение налога его платель­щиком на другое лицо, с которым оно вступает в различные экономические отно­шения и которое становится носителем налога. Проблема переложения — одна из самых сложных в финансовой науке. Механизмы переложения налогов весьма раз­нообразны. В частности, различают      переложение налогов прямое и обратное. Пря­мое переложение налогов совершается посредством включения налога в цену. Так происходит с налогами на потребление, когда фигурирующий в качестве налого­плательщика производитель или торговец перекладывает налог на потребителя в повышенной цене. Обратное переложение налогов выражается в понижении цены и имеет место, например, при продаже земли, домов, акций, облигаций, когда налог переносится на продавца посредством вычета из продажной цены капитализиро­ванной суммы налога. Проблемами переложения налогов занимались такие вид­ные российские ученые, как Н. Тургенев, И. Озеров, А. Тривус и др.

Налоговый иммунитет — освобождение лиц, занимающих особо привилегированное положение, от обязанности платить налоги.

Налоговая декларация — официальное документальное заявление налогопла­тельщика о полученных им подлежащих налогообложению доходах за определенный период и о распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. Обычно запол­няется по определенной, регламентированной форме непосредственно декларантом.

Налоговое бремя — обобщенная характеристика действия налогов, указываю­щая на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также в доходах отдель­ных категорий плательщиков. Наиболее распространенным показателем налого­вого бремени является доля налогов в ВВП.

Налоговое обязательство — экономическое отношение, в силу которого на­логоплательщик обязан выполнить все необходимые требования по исчислению и уплате налога, а государство в лице уполномоченных органов вправе требо­вать от налогоплательщика исполнения этого обязательства. Налоговое обяза­тельство существует при наличии обстоятельств, установленных налоговым за­конодательством страны.

Налоговая оговорка — условие во внешнеторговых контрактах, договорах об оказании услуг, кредитных соглашениях, устанавливающее, что каждая из дого­варивающихся сторон обязуется уплатить за свой счет все налоги и сборы, по­лагающиеся по данной сделке на территории своей страны. Налоговая оговорка регулирует отношения между экспортерами и импортерами по поводу уплаты на­логов.

Налоговые каникулы — установленный законом срок, в течение которого оп­ределенная группа предприятий, фирм, организаций освобождается от уплаты того или иного налога.

Инвестиционный налоговый кредит — скидка с налога на прибыль корпора­ции, предоставляемая при приобретении новых средств производства.

Налогообложение двойное — неоднократное обложение одного и того же объекта налога. Налогообложение двойное распространено во всех странах, на­пример, при обложении доходов предприятия с последующим обложением обра­зующихся из них индивидуальных доходов. Оно может иметь место также при взимании налогов разными государствами (в случае отсутствия межгосударствен­ных налоговых соглашений), при обложении государственными и местными на­логами и в некоторых других случаях.

Налогоплательщики — юридические и физические лица, которые в соответ­ствии с законом обязаны уплачивать налоги.

Юридическое лицо — организация, учреждение, предприятие, фирма, высту­пающие в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей, име­ющая следующие признаки:

·    независимость существования от входящих в его состав отдельных лиц;

·    наличие имущества, обособленного от имущества участников;

·    право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;

·    право осуществлять от своего имени экономические операции;

·    право выступать от своего имени в суде в качестве истца или ответчика;

·    самостоятельная имущественная ответственность.

Юридическое лицо имеет свое фирменное наименование, устав (юридический адрес), а также печать и расчетный счет в банке. Юридическое лицо проходит го­сударственную регистрацию и заносится в государственный реестр.

Физическое лицо — гражданин, участвующий в экономической деятельности и выступающий в качестве полноправного ее субъекта. К физическим лицам от­носят граждан данной страны, иностранных граждан, лиц без гражданства, кото­рые действуют в экономике в качестве самостоятельных фигур, обладают правом лично проводить определенные хозяйственные операции, регулировать экономиче­ские отношения с другими лицами и организациями, вступать в отношения с юри­дическими лицами. Физическое лицо действует от собственного имени, не нужда­ется в создании и регистрации фирмы, предприятия (что необходимо юридическим лицам).

Налоговый агент — лицо, на которое в силу принятых актов налогового зако­нодательства возлагаются обязанности по исчислению в соответствующий бюд­жет (бюджетный фонд) налога или сбора.                               .

Таможенная пошлина — вид налога, взимаемого государственными органами, таможенными службами с провозимых через государственную границу товаров по ставкам таможенного тарифа.

Таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин с указанием ставок таможенного налога на единицу данного товара.

Таможенные льготы — преимущество в виде снижения или отмены таможен­ных пошлин и ограничений, предоставляемое отдельным юридическим и физи­ческим лицам.

Резидент — юридическое или физическое лицо, постоянно зарегистрирован­ное или постоянно проживающее в данной стране. Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить нало­ги в соответствии с законами и нормами этой страны. [2,91]

Нерезидент: 1) юридическое лицо, действующее в данной стране, но зарегист­рированное как субъект хозяйствования в другой; 2) физическое лицо, действую­щее в одной стране, но постоянно проживающее в другой. Для нерезидентов мо­гут быть установлены особые правила налогообложения.

 

2. Практическая аспекты налогообложения на примере ООО «Юнона»

2.1.Налог на добавленную стоимость

   Важнейшим элементом налоговой системы и главным налогом ООО «Юнона» является налог на добавленную стоимость (НДС), который представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров), работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

   НДС занимает 2-е место среди источников формирования бюджета. НДС в настоящее время – основной и наиболее стабильный источник налоговых поступлений федерального бюджета.

   НДС – косвенный налог на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.

   Показатель добавленной стоимости объективно характеризует результат собственной деятельности ООО «Юнона», результат труда, затраченного работниками данного предприятия. Этот показатель отличается от показателей валовой, товарной и реализованной продукции, которые отражают результаты труда, затраченного не только на данном предприятии, но и на предприятиях – поставщиках сырья, материалов, топлива и др. используемых в процессе производства материальных ресурсов.

   Плательщики НДС (статья 143 НК):

ü организации;

ü индивидуальные предприниматели;

ü лица, признаваемые плательщиками налога (налогоплательщиками) в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

   Плательщики налога подлежат обязательной постановке на учёт в налоговом органе в качестве налогоплательщика: организации – по месту нахождения организации и по месту нахождения каждого её обособленного подразделения; индивидуальные предприниматели – по месту жительства; иностранные организации – по месту нахождения своих постоянных представительств.

   Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исчисления и уплаты НДС, если в течение предшествующих 3-х последовательных налоговых периодов налоговая база, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 – 3 Налогового Кодекса (НК), без учёта НДС и налога с продаж не превысила 1 млн. руб.[1]

   В случае превышения суммы фактической выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной налогоплательщиками за период, в течение которого они были освобождены от обязанностей налогоплательщика, а также в случае непредставления налогоплательщиками необходимых документов, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм штрафов и пени.

   Объектом налогообложения (статья 146 НК) в ООО «Юнона»  признаются операции:

1)    реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в т. ч. реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации;

2)    передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в т. ч. через амортизационные отчисления;

3)    выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4)    ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

   Перечень товаров (работ, услуг) не признающихся реализацией и перечень операций, не подлежащих налогообложению, перечень товаров, ввозимых на территорию РФ, не подлежащих налогообложению, подробно описаны во 2-й части НК.

   Налоговая база в ООО «Юнона»  при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведённых им или приобретённых на стороне товаров (работ, услуг) в соответствии с главой 21 НК.

   Налоговый период в ООО «Юнона» устанавливается как календарный месяц.

   Ставки НДС:

·        0% – по перечню, установленному статьёй 164 НК;

·        10% – по  продовольственным товарам и товарам для детей (по перечню, утвержденному Правительством РФ);

·        18% – по остальным товарам (работам, услугам);

   Для исчисления НДС следовало бы из выручки от реализации продукции предприятия вычесть все его материальные затраты, нашедшие отражение в себестоимости реализованной продукции, и на полученную разность начислять налог.

      Уплата НДС  при реализации (передаче) товаров (выполнении в т. ч. для собственных нужд, услуг) на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в т. ч. для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено законодательством.

Налоговая база определяется  как стоимость продукции без учета НДС – 341055.40 рублей.

Ставка НДС - 18%.

Исчисленная сумма НДС = 341055.40*18%= 52025.40 рублей.

На приобретенные материалы поставщиками выставлены счет-фактуры, в которых выделен НДС в сумме 18025.38 рублей. Все товары оплачены, следовательно, вся сумма НДС может быть принята к вычету.

НДСбюдж = НДСполуч-НДСуплач. = 52025.40 – 18025.38 = 34000 руб.

Налоговый период установлен как квартал, т.к. сумма выручки ежемесячно в течение квартала не превышает один миллион рублей.

Налоговая декларация составляется ежеквартально и представляется в ИМНС по месту регистрации не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В состав декларации в обязательном порядке включаются титульный лист и листы, имеющие отношению к исчислению налога.

2.2. Налог на прибыль

   Налог на прибыль ООО «Юнона» – один из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. Налог на прибыль занимает центральное место в системе налогообложения предприятия, организаций. 

   Налог на прибыль – федеральный налог, распределяемый в пропорции. Он является регулирующим налогом. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять своё функциональное предназначение – обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична.

   Плательщиками налога являются:

·        предприятия и организации (в т. ч. бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, а также международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

·        коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала;

·        филиалы иностранных банков – нерезидентов;

·        предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, занимающиеся страховой деятельностью;

·        малые предприятия.

   Не являются плательщиками налога на прибыль:

·        ЦБ РФ и его учреждения по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения;

·        организации, применяющие упрощённую систему налогообложения;

·        организации, по прибыли, полученной от предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса;

·        предприятия по прибыли от реализации произведённой ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, произведённой и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индивидуального типа.

   Объект обложения налога на прибыль в ООО «Юнона»  – конечный стоимостной результат деятельности хозяйствующего субъекта. Таким результатом считается скорректированная сумма выручки от производства товаров (работ, услуг). В бухгалтерском учёте понятия «валовая прибыль» не существует, а в расчёт налога принимается балансовая прибыль, скорректированная на указанные в налоговом законодательстве величины. В расчёте финансового результата деятельности фирмы учитывается множество данных о прибылях и убытках, фиксируемых в многочисленных бухгалтерских реквизитах, отражающих специфику финансово-хозяйственных операций и особенности расчёта этих сумм. Сумма налога зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика.

   Порядок формирования состава затрат, относимых к издержкам производства и обращения, определяет также и объём налогооблагаемой прибыли. Этот порядок  регламентируется специальными нормативными актами.

   Ставка налога на прибыль состоит из 2-х частей:

·        твёрдая ставка налога, зачисляемая в федеральный бюджет, – 11%;

·        ставка налога, зачисляемая в бюджеты субъектов РФ (определяется ими самими самостоятельно), – не выше 19% для предприятий и организаций, для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, баков, др. кредитных организаций, – не  выше 27%.

   При характеристике такого реквизита налога на прибыль как сроки платежа, следует различать авансовые платежи и платежи по фактически полученной прибыли.

   Авансовые платежи налога на прибыль производятся 15-го числа каждого месяца в размере ⅓ квартальной суммы налога, исчисленного из предполагаемой прибыли на квартал, указанный в справке об авансовых взносах налога на прибыль в бюджет на квартал.

   Окончательный расчёт налога на прибыль производится по данным о фактически облагаемой прибыли за квартал в 5-тидневный срок со дня, установленного для представления квартальных расчётов, а в целом за год – в 10-тидневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерского отчёта и баланса за год. Если фактическая прибыль больше указанной в справке и, следовательно, авансовые платежи были занижены, то предприятия производит дополнительные платежи; подлежащая доплате сумма налога корректируется (увеличивается) на процентную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом. Доплаты производятся по фактическим данным за квартал и в целом за год.

Налоговая база определяется  как величина дохода, полученного от реализации продукции, уменьшенная на величину произведенных расходов: 289030-200141=88889 рублей

88889*24%=21333,36 – сумма налога на прибыль

Ставка налога на прибыль составляет 24%/

Льгот по налогу предприятие не имеет.

Налоговый период - год. Отчетные периоды - 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Налоговая декларация составляется ежеквартально и представляется в ИМНС по месту учета не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (налоговым периодом). В состав декларации в обязательном порядке включаются титульный лист и листы, имеющие отношению к исчислению налога.

2.3. Налог на доходы физических лиц

  

   Налог на доходы физических лиц введён с 1 января 2001 г. (ранее подоходный налог с физических лиц). Плательщиками налога признаются физические лица, являющиеся резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

   Объектом налогообложения в ООО «Юнона»  признаётся доход, полученный налогоплательщиками:

1)    от источников в РФ и/или от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;

2)    от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

   Доходы, не подлежащие налогообложению перечислены в статьях 215, 217 НК.

   Ставки налога на доходы физических лиц:

¨     35% в отношении:

ü выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и др. основанных на риске игр (в т. ч. с использованием игровых автоматов);

ü стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и др. мероприятиях в целях рекламы товаров, работ, услуг, в части превышения 2000 руб. за налоговый период;

ü суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиком заёмных средств в части превышения ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ по рублёвым займам в иностранной валюте над суммой процентов, исходя из условий договора;

ü включаемых в налогооблагаемую базу страховых выплат по договорам добровольного страхования;

ü процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, исчисленной исходя из  ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ по рублёвым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;

¨     30% в отношении:

ü дивидендов;

ü доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ;

¨     13% – в  отношении остальных доходов, получаемых физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ.

   Следствием введения единой ставки налога на доходы (13%) является «освобождение» основной массы физических лиц, являющихся наёмными работниками, от необходимости составления и предоставления налоговой декларации о своих доходах (по имеющимся у Правительства РФ данным подоходный налог по ставке 30% уплачивали менее 1% налогоплательщиков).

   При определении налоговой базы в ООО «Юнона»  учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной форме, так и в натуральных формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. В отличие от ранее действующего подоходного налога предусматривающего массу разнообразных малообоснованных налоговых льгот, предусмотрена система чётких и носящих всеобщий характер стандартных, социальных, имущественных, профессиональных налоговых вычетов.

   Налоговым периодом в ООО «Юнона»  признаётся год. 

   Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога – сумма, полученная в результате сложения сумм налога. Она исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика.

   В налоговые органы должны будут представить декларацию о фактически полученных в 2004 г. доходах следующие категории налогоплательщиков:

·        индивидуальные предприниматели и др. лица, занимающиеся частной практикой, например, нотариусов, адвокатов и т. д.;

·        лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера от физических лиц, не являющихся агентами (например, по договорам найма или аренды любого имущества, договорам купли-продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности);

·        физические лица, получившие доход, с которых не был удержан налог налоговым агентом;

·        физические лица – налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ;

·        налогоплательщики, заявляющие о своём праве на получение социальных, имущественных, профессиональных налоговых вычетов.

Налоговый период - год.

По каждому работнику велась Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год по форме 1-НДФЛ. По окончании 2002 года в ИМНС по месту учета представило сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица" и реестр сведений о доходах физических лиц за 2002 год (налоговый агент обязан представлять данные сведения не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим).

(27384*1,25)-13%= 29780,10 – возможная заработная плата

(27384*1,25)*13% = 4449,90 – сумма НДФЛ

2.4. Единый социальный налог

   В новом Налоговом кодексе с 1 января 2001 г. вводится единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования. Налог предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

   Налогоплательщики:

1)    работодатели, производящие выплаты наёмным работникам, в т. ч.:

·        организации;

·        индивидуальные предприниматели;

·        родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

·        крестьянские (фермерские) хозяйства;

·        физические лица;

2)    индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, традиционные (фермерские) хозяйства, адвокаты.

   Не являются налогоплательщиками организации и индивидуальные предприниматели, переведённые на уплату налога на вменённый доход отдельными видами деятельности, в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности.

   Объект налогообложения:

·        для налогоплательщиков, указанных в п. 1 – выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателем в пользу работников по всем основаниям, в т. ч. вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам; выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков, указанных в п. 1 за исключением налогоплательщиков – физических лиц, в пользу физических лиц, связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором. Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукций и/или товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчёте на календарный месяц;

·        для налогоплательщиков, указанных в п. 2 – доход, определяемый, исходя из стоимости патента.

   Налоговым периодом в ООО «Юнона»  признаётся календарный год.

    Дата получения доходов и осуществления расходов определяется как:

·        день начисления доходов в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются налоговые выплаты);

·        день фактической выплаты (перечисления) или получения соответствующего доходы – для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также иных доходов, включая материальную выгоду.

   При расчётах с использованием банковских счетов, открытых налогоплательщиком в кредитных организациях, датой перечисления дохода считается день списания денежных средств со счёта налогоплательщика.

   Основные ставки налога в ООО «Юнона»  :  

·        для налогоплательщиков, указанных в п. 1:  

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

Пенсионный фонд РФ

Фонд обязательного медицинского страхования РФ

Фонда обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральный фонд

территориальные фонды

До 100000 руб.

От 100000 руб. до 300000 руб.

От 300001 руб. до 600000 руб.

Свыше 600000 руб.

20%

15% с суммы превышающей 100000 руб.

59600 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300000 руб.

83300 руб. + 2% с суммы, превышающей 600000 руб.

3,2%

4000 руб. + 2,2% с суммы,         превышающей 100000 руб.

8400 руб. + 1,1% с суммы,         превышающей 300000 руб.

11700 руб.

0,2%

200 руб. + 0,1% с суммы,            превышающей 100000 руб.

400 руб. + 0,1% с суммы,             превышающей 300000 руб.

700 руб.

2,6%

3400 руб. + 1,9% с суммы,         превышающей  100000 руб.

7200 руб. + 0,9% с суммы,         превышающей 300000 руб.

 9900 руб.

26%

35600 руб. + 20% с суммы, превышающей 100000 руб.

75600 руб. + 10% с суммы, превышающей 300000 руб.

105600 руб. + 2% с суммы, превышающей 600000 руб.

   Сумма налога, исчисляемая налогоплательщиком-работодателем отдельно, в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Сумма налога, зачисляемая в составе социального налога в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на произведённые ими самостоятельно расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.

   Налогоплательщики производят уплату авансовых платежей по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший период, но не позднее 15-го числа следующего месяца.

   Налогоплательщики должны вести учёт отдельно по каждому из работников (физических лиц, в пользу которых осуществляются безвозмездные выплаты) о суммах выплаченных ими доходов и суммах налога, относящихся к этим доходам.

   Налогоплательщики представляют в Пенсионный фонд РФ сведения, в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учёте в системе государственного пенсионного страхования.

   В сроки, установленные для уплаты налога, налогоплательщики обязаны представить в Фонд социального страхования РФ сведения о суммах:

1)    начисленного налога в Фонд социального страхования РФ;

2)    использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, и уходу за ребёнком до достижении им возраста 1,5 лет, при рождении ребёнка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение;

3)    направленных ими на приобретение путёвок;

4)    расходов, подлежащих зачёту;

5)    уплачиваемых в Фонд страхования РФ.

По итогам налогового периода составляет:

- налоговую декларацию по единому социальному налогу - предоставляется не позднее 30-го марта года, следующего за истекшим в ИМНС по месту учета

- расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования - предоставляется не позднее 15-го числа месяца, следующего за налоговым периодом в региональное отделение Фонда социального страхования РФ;

- налоговую декларацию  по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - предоставляется не позднее 30-го марта года, следующего за истекшим в ИМНС по месту учета в двух экземплярах, один из которых ИМНС передает в органы Пенсионного фонда РФ

В состав декларации в обязательном порядке включаются титульный лист и листы, имеющие отношению к исчислению налога.

27384*26%= 7119,84 – сумма единого социального налога

Заключение

Налог- это сбор, устанавливаемый и взимаемый государством для удовлетворения общественных потребностей. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

       Сущность налога - изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

·         работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход,

·         хозяйственные субъекты, владельцы капиталов, действующие в сфере предпринимательства.

ООО «Юнона» является плательщиком следующих налогов:

·         НДС

·         НДФЛ

·         ЕСН

·         Налог на прибыль

·         Налог на имущество

   Применение налогов в ООО «Юнона»  – один из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчётный доход и прибыль предприятия.

   Налоги должны стать не только орудием сбалансированного бюджета, но и мощным стимулом развития народного хозяйства страны. Они должны способствовать структурно-технологическому совершенствованию производства, сбалансированию экономических интересов, укреплению на паритетных началах всех форм собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Налоговый кодекс РФ (Часть 1): Федеральный закон № 146 – ФЗ от 31.07.98, изм. и доп. 09.07.99 (№ 155 – ФЗ) // Экономика и жизнь. 1999 г. № 30.

2.Налоговый кодекс РФ (Часть 2): Федеральный закон № 117 – ФЗ от 05.08.2000 // Экономика и жизнь. 2000 г. № 32.

3.     Касьянов М. М. Налоги должны обогащать страну, гарантируя благополучие граждан // Российская газета. 2000 г. № 101. С. 2, 13, 22 – 23.

4.     Кочетова Н. Налог на доходы физических лиц // Аудит и налогообложение. 2001 г. № 1. С. 25 – 28.

5.     Налоги: Учебное пособие / Под ред. Черника Д. Г. 3-е изд. М.: Финансы и статистика, 1998. 688 с.

6.     Справочник директора предприятия / Под ред. Лапусты М. Г. 4-е изд., испр., измен. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000. 784 с.

7.     Юткина Т. Ф.  Налоги и налогообложение:  Учебник.  М.: ИНФРА-М, 1999. 429 с.

 


[1]