Содержание
Введение. 2
1. Понятие этнической общности, ее структура. 3
2. Исторические типы этносов. 3
3. Этнические процессы в современном мире. 3
4. Национально-этнические отношения. Межнациональные конфликты.. 3
Заключение. 4
Список литературы.. 5
Введение
Этнос – это основное, базовое понятие в этнологии (этнографии). Оно употребляется в научной литературе вместо названия «народ». Например: русский этнос, татарский этнос (для сравнения - русский народ, татарский народ). Дело в том, что более привычное слово «народ» имеет различные значения: под ним подразумевается население какой-либо страны (например, многонациональный народ России), собственно этнос, только трудящаяся часть населения (например: «народ восстал против своих поработителей»), либо – просто скопление людей. В научном отношении термин «этнос» более корректен. У древних греков он обозначал «народ, племя, группа».
В специальной литературе этот термин появился на рубеже XVIII-XIX вв., хотя в практической работе ученые использовали более привычные названия «племя», «раса», «нация». В XIX - 1-й четверти XX вв. слова «этнос», «этнический» стали чаще употребляться в научных трудах, вошли в язык науки. Но только в 1960-х гг. термин «этнос» окончательно утвердился в научном лексиконе, а в последнее десятилетие стал использоваться в обыденной, разговорной речи.
В отечественной литературе отмечается, что характерным типом этнических образований первобытной эпохи является племя (соплеменность), этносы древнего мира и средневековья выступают в виде народностей, а для последующих эпох характерна нация. В научной литературе ведутся споры по поводу соотношения характеристик этих понятий, а также дискутируется проблема качественных отличий этносов на разных этапах развития. Важно отметить, что история Человечества – это история этносов и их культур.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сущности этнических общностей: понятие, структура, типы общностей, этнические процессы и этнические отношения.
1. Понятие этнической общности, ее структура
К общностям социально-этнического типа относятся племя, народность, нация, этническая группа и другие этнические образования людей, возникшие в результате естественно-исторического процесса. Чтобы раскрыть сущность этих явлений, необходимо вначале рассмотреть содержание таких основных понятий, как "народ" и "этнос", поскольку с ними коррелируются все этнические единицы.
Понятие "этнос" (слово греческого происхождения, обозначающее племя, народ) является исходным для характеристики социально-этнических общностей, поскольку дает возможность для однозначного выражения того общего, что имеется в понятиях "нация", "народность", "этническая группа" и др. Это общее - наличие определенной языковой и культурно-бытовой специфики, единого самосознания. Его принято называть этническим, а совокупности людей - "этносами". Понятие "этнос" охватывает все социально-этнические общности.[1]
Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая едиными культурой (включая язык) и психологическим складом, осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание). Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и хозяйственной деятельности. Признаки, выражающие системные свойства этноса и отделяющие его от других этносов, - язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, т. е. такие компоненты культуры, которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют в итоге специфическую этническую культуру. Этнос представляет собой определенное целостное образование, в котором на передний план могут выступать различные его объективные компоненты. В одних случаях это язык, в других - хозяйственно-бытовые особенности, в третьих - характерные черты поведения и т. п.
При характеристике этноса немаловажное значение имеет выяснение его этногенеза. Под этногенезом понимается процесс образования этнических общностей. В одних случаях этногенез рассматривают как синоним понятия "происхождение этноса", т. е. ограничиваются периодом формирования этноса вплоть до становления его самосознания. В других под термином "этногенез" объединяют происхождение и последующую этническую историю уже сложившейся общности. Оба подхода разнятся в деталях и имеют право на существование.
По мнению Л. Н. Гумилева, правомерно говорить об этногенезе как о процессе, движущими силами которого являются природные, биосферные факторы. Эти же факторы опосредованно определяют социальные формы жизни, которые создаются людьми разных этносов. Этнос сопряжен также с процессом взаимодействия человеческих рас. Практически все известные этносы складывались сложным путем из нескольких разнородных частей, пока не осознали себя единством и не приобрели единый этноним, т. е. его самоназвание. Производными от понятия "этнос" являются "этническая группа" и "этнографическая группа".
Этническая группа - это группа людей, для которой характерна близость языков и некоторых других особенностей культуры, родственных по происхождению и сохранившихся до наших дней. Много этнических групп проживает, например, в Дагестане, на Памире и в других регионах России. К этнической группе можно отнести местные, территориальные общности людей, которые хотя и говорят на одном языке и сознают свою принадлежность к единому этносу, но часто отличаются друг от друга второстепенными культурно-бытовыми, а иногда и языковыми признаками. Например, мегрелы, сваны и лазы. Они - составная часть грузинской нации. Хотя подавляющее большинство их владеет грузинским языком, однако в домашнем быту мегрельский, сванский и лазский языки еще используются.
Территориально-культурные общности обычно называют "этнографическими группами", или "субэтносами"; их образование может совпадать с районами распространения языковых диалектов, хотя такое совпадение и не является обязательным. Для этнографических групп характерны такие черты, как наличие отдельных специфических элементов быта, культуры, языка, религиозных верований и т. п. Многие этнографические группы имеют самоназвания и самосознание. Такими этнографическими группами в России являются поморы, камчадалы, казаки. Аналогичные этнографические группы можно выделить в составе почти каждого более или менее крупного народа. Таковы, например, "верхние" и "нижние" немцы, различие между которыми имеет как этнографический, так и диалектологический характер. Более мелкими этнографическими группами того же народа можно считать "верхних" и "нижних" саксонцев, баварцев, вестфальцев, швабов, франконцев и др.
2. Исторические типы этносов
Этнос - это основная единица этнической классификации человечества, наряду с которой существуют этнические общности различного порядка (племя, народность, нация и др.).[2]
Племя - этносоциальная общность доклассового общества, основанная на кровнородственных связях и состоящая из родов. Оно располагает своей территорией, племенной экономической общностью, имеет единый язык, собственное наименование, единство религиозных представлений и обрядов.[3] В развитом первобытном обществе племени свойственны органы власти, не носящей политического характера. В современную эпоху племена сохраняются в Азии, Африке, Латинской Америке. В России у некоторых народов Сибири, Севера и Дальнего Востока сохранились остатки родоплеменных черт.
Племена в ходе дальнейшего социокультурного развития объединялись и образовывали народности. Народность - этническая и социальная общность людей, которая исторически следует за племенем и предшествует нации. Она образуется на основе смешения племен и племенных союзов в период разложения первобытнообщинного строя, характеризуется возрастанием значения территориальных связей, складыванием общего языка на основе племенных языков. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием капиталистических отношений происходит превращение народностей в нации, хотя некоторые народности (преимущественно из-за малочисленности, недостаточной развитости) так и не преобразуются в нации.
Основным элементом социально-этнической структуры общества являются нации. В современном мире более 90% населения составляют нации. В научной и политической литературе понятие "нация" употребляется в нескольких значениях. В западной социологии преобладает взгляд, что нация - это совокупность граждан государства, а следовательно - это народ, достигший высокого уровня культуры и высокой степени политической организации, составляющий общность с единым языком и культурой и объединенный на основе системы государственных организаций. Таким образом, в понимании западных социологов, нация - это согражданство, т. е. территориально-политическая общность.
В таком случае нация совпадает с государством. Именно эти государства-нации образуют мировое сообщество государств, в том числе Организацию Объединенных Наций. В этом же контексте в мировом политическом языке и в международно-правовой практике и теории существуют и используются понятия "национальное государство", "национальные интересы", "национальная безопасность", "национальная армия", "национальная наука" и т. д. Однако для исследования многонациональных государств термин "национальный" может быть применен весьма условно.
Не менее распространенным является понимание нации как исторически сложившейся устойчивой общности людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории и определенных черт психологии (национальный характер, самосознание, интересы и т. д.), проявляющаяся в особенностях ее культуры и быта. Как социально-историческое явление нация возникает в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капиталистических отношений, когда упрочиваются экономические связи между отдельными областями страны, складывается общенациональный рынок. Важную роль в консолидации наций играет государство, хотя наличие государственности не является обязательным признаком нации.
Становление нации - процесс сложный и длительный, и определяющую роль в этом процессе играют социально-экономические факторы. Вместе с тем выделение нации среди других социальных общностей возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономическая и политическая консолидация нации способствует образованию единого национального языка, на этой основе складывается общенациональная культура, формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое включает в себя осознание этнической общности, приверженность к национальному языку, территории, культуре, чувство национальной гордости, а также вырабатываются определенные стереотипы отношения к своей нации и другим общностям. Нация относится к этносоциальному организму и считается высшей формой социально-этнической общности.
Производным от "нации" является термин "национальность", который употребляется в двух значениях. Во-первых, для обозначения принадлежности человека к определенной этнической общности (рубрика в паспорте обозначает собственно этническую принадлежность), а в западноевропейских странах - главным образом для указания государственной принадлежности людей (подданство). В этих целях нередко применяется выражение "этническая национальность". Во-вторых, термин "национальность" используется как собирательный в тех случаях, когда им заменяется перечень различных форм социально-этнических общностей (наций, народностей, этнических групп, исключая племена). Например, когда говорят, что в Российской Федерации проживают люди более 130 национальностей, то имеют в виду совокупность всех форм социально-этнических общностей.
3. Этнические процессы в современном мире
Этнические явления имеют теснейшую связь с социально-экономическими, которыми они в конечном счете и обусловлены. В этом смысле каждая из конкретных форм существования этноса представляет собой определенную социально-экономическую целостность. От того, каков уровень социально-экономического развития страны, зависят характер и состояние межэтнических, межнациональных отношений. В полиэтнических странах на межнациональные отношения оказывают влияние этнотерриториальные различия социально-экономического характера, различия в условиях и уровнях жизни людей разных национальностей. Такие социальные блага, как богатство, престиж, власть, часто распределяются в зависимости от этнической принадлежности. Например, в США негры, латиноамериканцы по сравнению с представителями белого населения за один и тот же труд получают значительно меньшую заработную плату, занимают менее престижные должности и т. п. В бывшем СССР социально-экономическое положение национальностей было неодинаковым, особенно из-за разных стартовых исторических условий, различий в уровне развития регионов и территорий, где компактно проживают те или иные народы. Различия в условиях жизни городского и сельского населения также влияют на сферу межнациональных отношений, так как этнический состав города и села различается даже в пределах республики, края, области.[4]
В городах Российской Федерации, как правило, проживает русское население, в сельской местности - преимущественно представители титульной (т. е. давшей название данному национально-государственному образованию) нации (национальности). В то же время в столичных и других крупных городах российских республик за последние десятилетия сформировалась национальная интеллигенция (управленческие кадры, научные и творческие работники и др.), растет численность национальной студенческой молодежи. В среде промышленных рабочих и служащих, инженерно-технической интеллигенции продолжает преобладать нетитульное население.
Этнические параметры социально-профессиональной стратификации общества в какой-то мере неизбежны, хотя они достаточно подвижны и поддаются воздействию. В целях оптимизации межнациональных отношений вряд ли допустимы строгая канонизация этничности по социальным нишам, диспропорции в социальных условиях жизни непосредственно контактирующих групп. Здесь необходим комплекс мер, чтобы обеспечивать равные условия для социального продвижения граждан независимо от их национальности. В последние годы в России значительно усложнились межнациональные отношения, особенно в связи с осуществлением рыночных реформ и приватизации государственной собственности. При этом неодинаковые стартовые условия, разноскоростное проведение радикальных реформ, отдаленность от центра, значительные различия по уровню жизни населения регионов и по условиям их развития обостряют межэтнические отношения. К тому же федеральный центр предоставляет отдельным республикам (например, Татарстану, Башкортостану, Якутии) особые привилегии, что не способствует достижению межнационального согласия.
Деление государственной собственности и ресурсов в ходе приватизации вызывает обострение конкурентных отношений между группами, ведет к консолидации клановых и узкоэтнических группировок, использующих кровную солидарность в сугубо прагматических целях.
Характер распределения политической власти в республиках, ограниченность в ряде регионов земельных ресурсов и приватизационных фондов подталкивает к использованию экономических преобразований в интересах отдельных национальных групп в ущерб правам остального населения. Особенно это касается региона Северного Кавказа. В ряде республик и автономных округов уже наблюдается "узурпация" экономических ресурсов и средств хозяйственной деятельности в пользу нетитульного населения, что ограничивает возможности для развития этноса, исконно проживающего на данной территории. Это особенно касается Сибири, Севера и Дальнего Востока. Такая практика порождает напряженность в межэтнических отношениях, которая усугубляется тем, что ряд регионов компактного проживания национальностей имеет крайне негативные экологические, демографические и социально-культурные характеристики.
Итак, в полиэтническом, многонациональном обществе существует фактическое неравенство национальностей, а этническая солидарность используется для достижения социальных и политических преимуществ. История возникновения наций связана с образованием национальных государств. Сегодня для всего цивилизованного мира типичным является национальное государство. Поэтому при решении вопроса о том, является ли этнос нацией, нередко особое значение придается наличию у него "своего" государства. Однако "свое" государство является далеко не обязательным признаком нации. Истории известно немало примеров наличия в составе одного государства нескольких наций.[5]
Межнациональные отношения сопряжены с демографическими и миграционными процессами. Резкие различия в этнодемографических процессах могут существенно изменить этнический баланс административной территории и национально-государственного образования. Во многих случаях население болезненно и негативно реагирует на резкие изменения этнических групп. Так произошло в странах Балтии, когда в результате этнографических и миграционных факторов соотношение "коренного" и "некоренного" населения изменилось за десятилетия в пользу последнего.
Этносоциологи делят этнические структуры многонациональных государств на две системы: дисперсную и централизованную. К дисперсной этнической системе относится государство, население которого состоит из нескольких малочисленных этнических групп. При централизованной системе некоторые из этнических групп, составляющих население государства, столь велики, что их взаимоотношения постоянно пребывают в центре общественно-политической жизни. Россия относится к централизованным системам с явно доминирующей (численно и по статусу) русской нацией. Поэтому состояние межнациональных отношений в России в решающей мере зависит от национального самочувствия русских.
Вместе с тем в России сложилась своеобразная этнонациональная обстановка. Русские, составляя 82% всего населения страны, сталкиваются со многими проблемами, не свойственными большим по численности народам. В России демографическая ситуация для русских складывается явно неблагоприятная. В последние десятилетия традиционные центры русской культуры (Нечерноземье, Европейский север) стали зоной депопуляции, деградации природной и социальной среды обитания. Прирост русского населения шел почти исключительно за счет юга России и региона Сибири. Но и этот прирост по своим темпам заметно отставал от темпов роста нерусского населения России. Снижение абсолютной численности (превышение смертности над рождаемостью) русского населения имело место в 1979-1989 гг. на 19 территориях России. В 1991 г. оно наблюдалось на 27 территориях, а в 1992 г. - уже на 46 территориях Российской Федерации.
Этнополитическая ситуация в России характеризуется как сложная, противоречивая, и надеяться на скорое улучшение ее рано. Прежде всего это связано с ухудшающимся социально-экономическим положением в стране. Усиливается неравномерность развития регионов РФ по уровню жизни, по условиям развития. Это неминуемо будет обострять противоречия между ними, стимулировать центробежные тенденции у регионов, оказавшихся в более выгодном положении с точки зрения социально-экономического и внешнеторгового развития.
Поскольку потоки миграции в Россию не уменьшатся, а скорее увеличатся, то это будет еще одним источником межнациональной напряженности. Сохраняется возможность разыгрывания "национальной карты" в политических целях этноэлитой. Неадекватность представительства в органах власти и управления Федерации и республик этнического состава населения - еще один фактор, провоцирующий межнациональную напряженность.
4. Национально-этнические отношения. Межнациональные конфликты
Изучение этнических структур необходимо для понимания специфики современного общественного развития. Национальная проблематика находит свое место и в экономике, демографии, политологии, этнографии и других гуманитарных науках.
В мире практически не осталось этнически чистых государств. Поэтому рост национального самосознания, демократизация практически везде сопровождаются этническими конфликтами (Канада, США, Югославия, Ирак, Бельгия, Испания, Индия, Северная Ирландия, многие африканские государства). Так что если говорить о межнациональных конфликтах в нашей стране между грузинами и осетинами, армянами и азербайджанцами, молдаванами и гагаузами, русскими и прибалтами, поляками и литовцами, то они не составляют исключения, а развиваются в соответствии с мировыми тенденциями.
Для анализа социально-этнических отношений следует уточнить некоторые понятия. Прежде всего, стоит обозначить понятие рас - это группы людей с общими для них биологическими признаками (цвет кожи, разрез глаз, цвет и текстура волос). В этнографии выделяются черная, желтая и белая, в западной социологии - кавказская раса.
В этническом развитии человечество прошло несколько ступеней: род, племя, народность и, наконец, нация. При всей спорности трактовки понятия "нация" большинство социологов сходится на том, что нация - "большая социальная группа людей, сложившаяся на определенной территории, имеющая общий литературный язык, общность исторического прошлого, культуры и некоторые особенности психического склада".
Важно уточнить, что большинство наций сложилось в условиях капитализма. Стремление буржуазии обеспечить возможность для своего свободного развития способствовало объединению разрозненных феодальных образований, требовало государственного единства территории, на которой проживало население, говорящее на одном языке. Следует также отметить, что процесс образования наций продолжается и в настоящее время, но происходит он в других социальных и политических условиях, и его движущими мотивами выступают другие факторы.
Этнические группы - группы людей, различающиеся по своему культурному наследию, языку, истории, духовной культуре. Например, евреи, цыгане в России. В западной социологии (М. Хегтер) "этническая группа существует на базе чувств, которые связывают личности в солидарную группу на основе некоей культурной основы". Например, иудаизм для евреев. Важность изучения социально-этнических отношений неоспорима.
Среди многообразных конфликтов в особую группу выделяются конфликты этнонациональные (межэтнические, межнациональные). Они относятся к числу наиболее сложных, запутанных, затяжных и трудно разрешимых. Как показывает история, этнополитические коллизии во многих полиэтнических странах по своим масштабам, продолжительности и интенсивности значительно превосходят иные формы социальных конфликтов.
Этнонациональный конфликт - форма конфликта, а котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку. Для такого конфликта характерны определенный уровень организованного политического действия со стороны этнонациональных сил и общественных движений, наличие массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны. Противостояние в такого рода конфликтах проходит по линии этнической общности.[6]
Определение этнонациональных конфликтов затрудняется тем, что они в чистом виде бывают редко. Возникнув на экономической, социально-политической и иной внеэтнической основе, конфликт может приобрести на последующих фазах этнический (национальный) характер, если в обществе созрели достаточные основания для противостояния различных национальных, в том числе и государственных, образований или столкновения внутри государства различных этнических групп. Поскольку территория бывшего СССР являлась полиэтнической по составу населения (это характерно и для государств, возникших на этой территории), то внутренний социально-экономический или политический конфликт по своему содержанию нередко обретает этнический оттенок. Вместе с тем здесь имеется достаточно оснований для межэтнических противоречий на личностном и на групповом уровнях. Поэтому этнический фактор генерирует многие из тех кризисных ситуаций, которые возникают в сфере политики, межобщинных отношений, отношений между государствами и внутригосударственными образованиями.
Этнополитические конфликты, происходящие на территории бывшего СССР, можно свести к таким типам:
- территориальные конфликты. Они часто связаны с воссоединением раздробленных в прошлом этносов. Это, например, конфликты в Нагорном Карабахе, в Южной Осетии, национальное движение лезгинов в Азербайджане и др. Сюда же относятся конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов (спор между осетинами и ингушами из-за принадлежности Пригородного района, движение немцев в России и СНГ за восстановление государственности в Поволжье и т. д.);
- конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государственного образования (конфликты в Абхазии, Гагаузии, отчасти в Приднестровье);
- конфликты, в основе которых лежат притязания государства на часть территории соседнего государства. Например, стремление Эстонии и Латвии присоединить к себе некоторые территории Псковской области;
- конфликты, вызванные дискриминацией русскоязычного населения в странах СНГ и Балтии;
- конфликты, возникающие в связи с массовым притоком в тот или иной регион беженцев и вынужденных переселенцев;
- конфликты, в основе которых лежат факторы исторического характера (последствия войны, произвольно установленные границы между национально-территориальными образованиями, ошибки в национальной политике, дискриминация, обиды, унижения, нанесенные народам, и др.).
Можно различать конфликты, происходящие на межгосударственном уровне (например, конфликт между Россией и Украиной по вопросу о Черноморском флоте) и конфликты, имеющие место в пределах государственных границ. Последние можно представить в таких формах: конфликты с вовлечением в них "коренных" народов (например, азербайджанцев и армян в Азербайджане), конфликты между титульной нацией (национальностью) и нетитульными, "коренными" и "русскоязычными" (например, в Латвии, Эстонии), конфликты с вовлечением насильственно перемещенных народов (например, крымских татар), конфликты, возникающие в результате попыток пересмотра статуса национально- государственных образований (например, Абхазия и Грузия, Чечня и Россия).
Заметное место в разработке средств и способов преодоления этнонациональных конфликтов принадлежит прогнозированию. Научно обоснованная концепция этнонациональных процессов, разработка на ее основе национальной политики и эффективных механизмов ее реализации являются реальной основой гармонизации отношений между социально-этническими общностями многонациональной России.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены вопросы определения этнической общности: понятие, структура, типы общностей, этнические процессы и этнические отношения.
Любая культура есть не механическая сумма разных этнических, политических, религиозных и других культур, а единое взаимосвязанное целое, скрепленное общей славной и трагической историей, миграцией, межэтническими браками, традициями, многими идеалами, экономикой, обороной и тысячами других нитей. Между культурными группами имеется много сходного, что помогает им дружить, работать, служить на благо человечеству. Но вместе с тем необходимо учитывать и говорить о проблемах, об отсутствии взаимопонимания, толерантности, вызываемых несхожестью людей, а это порой приводит к искаженному восприятию, расистским оценочным суждениям, национализму, этнической замкнутости, оскорблениям, навешиванию кличек и ярлыков и даже к силовым конфликтам. Наука обязана разобраться в основных понятиях вечной проблемы, какими являются (понятия) «этнос» и «нация».Этническая общность имеет три характерных свойства:
1. Атрибутивность. Этничность обнаруживает себя как атрибут личности она может быть выраженной более или менее сильно, но есть у каждого.
2. Устойчивость. Этническое слишком глубоко укоренено в человеке и потому весьма устойчиво, существуя в известной степени независимо от внеэтнических социальных условий.
3. Интенсивность. Этничность может быть объяснена в категориях иррациональности.
А нация определена как высшая форма этнической общности людей, возникшая исторически в эпоху формирования буржуазных отношений и ликвидации на этой основе феодальной раздробленности этнической территории и объединения людей, говорящих на одном языке, имеющих общую культуру, традиции, психологию и самосознание. Нация – объективно существующая и эмпирически фиксируемая реальность.
Список литературы
1. Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина; сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. – М.: Политиздат, 2003.
2. Кравченко А. И. Основы социологии: Учеб. пособ. Для студентов средних и спец. уч. завед. – М.: Логос, 2002.
3. Социология: Учебник для вузов / В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова; Под. ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2003.
4. Сурмин Ю. П., Туленков Н.В. Этнические процессы в современном мире. – СПб.: Питер, 2002.
5. Щекин Г. В. Система социологического знания. – М.: БЕК, 2003.
[1] Социология: Учебник для вузов / В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова; Под. ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2003. – с. 132.
[2] Щекин Г. В. Система социологического знания. – М.: БЕК, 2003. – с. 159.
[3] Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина; сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. – М.: Политиздат, 2003. – с. 419.
[4] Сурмин Ю. П., Туленков Н.В. Этнические процессы в современном мире. – СПб.: Питер, 2002. – с. 54.
[5] Сурмин Ю. П., Туленков Н.В. Этнические процессы в современном мире. – СПб.: Питер, 2002. – с. 77.
[6] Социология: Учебник для вузов / В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова; Под. ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2003. – с. 144.