Этап работы |
Перечень основных характеристик, качеств, свойств речи |
Примеры из текста |
Комментарии |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Логичес-кая структу-ра речи |
1. Вступление 2. Характеристи-ка личности подсудимого и потерпевшего 3. Анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления 4. Анализ фактических обстоятельств дела 5. Анализ и оценка доказательств |
"Господа судьи и господа присяжные заседатели! Я защищаю человека, несправедливо пре-следуемого мо-гущественной семьей По отзыву всех знавших его, он – натура пассивная, мягкая, дряблая, почти безвольная. С утра он напивался; дети остаются весь день на руках случайной няньки, она же шатается без дела, ругается, иногда бегает куда-то. Она увлекает его пьянствовать вместе, и он начинает попивать. По его рассказу выходило так, что он ран двадцать или даже тридцать нанес своей жене и резал до тех пор пока нож не сломал…(у покойной было на самом деле четыре раны) Господин прокурор отрицает здесь наличность «умоисступления», подлежащего оценке |
Во вступлении ис-пользованы следую-щие способы прив-лечения внимания: оценка с позиции защиты обществен-ного и морально-этического значения рассматриваемого дела, описание картины преступле-ния и причастных к нему лиц, указание на особенности рассматриваемого дела. Речь изложена в логической после-довательности так, что каждая мысль (фраза) вытекает из предыдущей. В заключении используются сле-дующие приемы: краткое повторение позиции защиты по указанным вопросам; краткое подведение итогов судебного следствия с суммированием основных дока-зательств и доводов защиты; напоминание основных данных, положительно харак-теризующих подза-щитного и вызываю- |
1 |
2 |
3 |
4 |
Заключение |
психиатров-экспертов Уважаемый суд!…Не много страданий может прибавить ваш приговор для этой надломленной, разбитой жизни. Без упрека, без горькой жалобы, без обиды примет он от вас решение ваше… |
щих к нему сочувствие; обраще-ние к чувству милосердия и справедливости судьи. |
|
2. Аргумента-ция в судебной речи |
1. Аргументы истинные 2. Доказательство косвенное Опровержения: |
Но тут случилось внешнее событие, давшее ему новый душевный толчок. Умер любимый отец, предостерегавший его от этого супружества. Ей он плача крикнул: «…я…жену зарезал…»…метнулся к матери и успел ей…крикнуть: «Я Валечку зарезал!» Тут было не исступление ума… Тут было исступление самой основы души. |
В данной речи преобладают истинные аргументы |
3. Язык судебной речи |
Коммуникатив-ные качества речи: 1. ясность, |
Он всегда и всем уступал. Жена била его по щекам, когда хотела. |
Средства речевой выразительности выполняют в данной речи следующие функции: доказать правильность и спра-ведливость позиции оратора, его доводов; расположить к себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
2. логичность Выразительность речи: А) сравнение Б) градация В) образы |
Все можно стерпеть и …вынести во имя любви…Но не может вынести человек одного: нравственного принуждения своей духовной личности…он почувствовал себя еще более одиноким и жалким, пришибленным и раздавленным…ночью случилось столкновение с женой…и он не выдержал, он зарезал ее. Человек брошенный это все равно что блуждающая звезда, которою ничто не управляет: она может своим ударом разрушить всякое препятствие на своем пути и сама об это препятствие разрушиться. Дело было сделано. Дело кровавое. Дело, требовавшее огромно подъема душевного. Он сам стоял перед ним, бессильный и жалкий, точно перед созданием чьего-то могучего духа, чуждого ему самому |
слушателей; напра-вить их мысли в нужную для дела сторону. Выразительностью (экспрессивностью) речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают вни-мание и интерес слушателей, облег-чают им восприятие, запоминание и логии-ческую переработку материала более или менее продолжи-тельной речи оратора, вызывают у них положительные эмоции и чувства, активизирующие их логическое и образное мышление, воображение, логии-ческую и образную память. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Г) тавтология Функциональные стили: 1. Официально деловой 2. Разговорный 3. Научный |
…от самой себя… Господин прокурор… Господа присяжные заседатели… Убил жену и, убив ее, среди ночи, кинулся к близким… Он стоял не проронив ни одного слова, и только руки он прятал в карманы. …наличность «умоисступления», подлежащего оценке психиатров-экспертов. …более мягкий вид наказания… |
Использование официально-делового стиля обусловлено тем, что процесс в суде идет по правилам процессуального закона (УПК, ГПК, АПК). Научный стиль используется, так как трактовка закона должна содержать юридические термины. Разговорный стиль используется для более доходчивого и ненавязчивого объяснения. |
|
4. Средства диалогизации в судебной речи 1 |
1.Риторические вопросы 2. Вопросно-ответный ход 2 |
3 А самые чувства? Что здесь было? Здесь были ужас и отчаяние перед бездушием женщины, которой он отдал сердце и жизнь 3 |
Функции ритори-ческих вопросов: оратор эмоционально утверждает или отрицает что-либо в форме вопросов, но не отвечает на них. Риторический вопрос рассчитан на то, что у слушателей сама собой возникнет мысль: "Ну, разумеет- ся, это так!" Вопросно-ответный ход: оратор задает себе и слушателям вопросы и сам на них отвечает. 4 |
3. Речевой повтор |
С утра он напивался, дети остаются с …нянькой… Она увлекает его пьянствовать вместе и он начинает попивать… Он уже стал попивать вместе с женою, дети были в забросе. |
Речевые повторы создают комфортные психологические условия для усвоения присяжными наиболее важных мыслей, соображений оратора. |