Содержание

Социально-экономическая сущность НДС................................................ 3

Список литературы..................................................................................... 11

Социально-экономическая сущность НДС

В  начале  90-х  годов  в  России  начались  рыночные  преобразования.  Реформированию  были  подвергнуты  все  сферы  экономической  жизни  общества.  Особенное  внимание  уделялось  ранее  неизвестным  в  нашей  стране  налоговым  отношениям. Одним  из первых  обязательных  платежей,  введенных  в  практику  налогообложения,  явился  налог  на  добавленную  стоимость. 

В  настоящее  время  НДС - один из важнейших федеральных  налогов.  Основой  его  взимания, как следует из названия, является  добавленная  стоимость,  создаваемая на всех стадиях производства и  обращения  товаров.  Это налог  традиционно относят к категории  универсальных  косвенных  налогов, которые в виде  своеобразных  надбавок взимаются  путем  включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения  на конечных  потребителей  продукции,  работ,  услуг. 

Основная функция НДС, как  наиболее  значительного косвенного налога – фискальная, которая заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения.

За период существования налога на добавленную стоимость  действующий механизм его исчисления и взимания претерпел  существенные  изменения.  В  связи с этим у  налогоплательщиков  возникает  множество  вопросов  по  толкованию  и разъяснению порядка обложения данным налогом. Это обстоятельство, главным образом, и обуславливает  актуальность  темы дипломной работы.

Как  известно, НДС  является  одним из самых значимых налогов, уплачиваемых предприятиями и  организациями.  Вопросы  его  исчисления и  уплаты  привлекают к себе пристальное  внимание  многих  отечественных экономистов  и  широко  обсуждаются на  страницах  периодической печати.

Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, который включается в цену товаров (работ, услуг) и, таким образом, оплачивается их потребителями. Налог на добавленную стоимость - это налог "на потребление", тяжесть бремени которого испытывают не только плательщики этого налога в бюджет, но и покупатели созданных в процессе производства и обращения материальных благ [8, с. 45].

Через систему действия налога на добавленную стоимость в доход бюджета изымается часть добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства различных видов товарной продукции и доведения ее до потребителей, а также при оказании платных услуг. Добавленная стоимость представляет собой разницу между стоимостью реализуемых потребителям товаров (работ, услуг), определяемой исходя из применяемых цен (тарифов), и величиной материальных затрат производственного назначения. Прибыль предприятия-производителя и заработная плата его работников, по сути, являются величиной, добавленной к стоимости материальных ресурсов, использованных или потребленных в процессе производства и обращения товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно основному принципу исчисления налога на добавленную стоимость, действующему в мировой практике и в России, величина налога, подлежащая взносу в бюджет налогоплательщиком, рассчитывается в виде разницы между суммами налога, получаемыми от покупателей за реализуемые им товары (работы, услуги), и суммами налога, оплачиваемыми налогоплательщиком поставщикам (продавцам) различных материальных ресурсов производственного назначения. Такой подход позволяет определить величину налоговой составляющей, приходящейся на конкретную часть (долю) добавленной стоимости, созданной каждым субъектом сферы материального производства товаров (работ, услуг) и их обращения.

Несложный математический расчет покажет, что размер налога на добавленную стоимость в окончательной цене товаров, работ и услуг будет равен сумме налоговых платежей всех налогоплательщиков, участвующих в процессе их производства и доведения до конечного потребителя. Исходя из этого, покупатель, заказчик, клиент платит "за всех" налогоплательщиков-производителей, однако величина его расходов на оплату налога на добавленную стоимость, предъявленного в цене приобретенного товара, выполненной работы или оказанной ему услуги всегда будет равна размеру налога по действующей ставке к цене этих товаров, работ и услуг.

Через систему действия налога на добавленную стоимость в доход бюджета изымается часть добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства различных видов товарной продукции и доведения ее до потребителей, а также при оказании платных услуг. Добавленная стоимость представляет собой разницу между стоимостью реализуемых потребителям товаров (работ, услуг), определяемой исходя из применяемых цен (тарифов), и величиной материальных затрат производственного назначения. Прибыль предприятия-производителя и заработная плата его работников, по сути, являются величиной, добавленной к стоимости материальных ресурсов, использованных или потребленных в процессе производства и обращения товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Расчет налоговых обязательств по НДС может осуществляться следующими методами: а) прямым аддитивным; б) косвенным методом (косвенное вычитание). Наиболее широко применяется зачетный метод, при котором налог рассчитывается в виде разницы между суммами налога, получаемыми от покупателей за реализуемые товары (работы, услуги), и суммами налога, оплачиваемыми налогоплательщиком поставщикам различного рода материальных ценностей. Данный метод определения налоговых обязательств по НДС стал основным в России.

Наибольшие поступления НДС в бюджет дают крупные промышленные и торговые предприятия.

В России до 1992 года существовал налог с оборота, которым облагался большой перечень товаров, преимущественно потребительских. Закон РСФСР N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" был подписан 6 декабря 1991 года, и с тех пор НДС занял первое по доходности бюджета место среди косвенных налогов.

Следующим этапом становления НДС в России стало утверждение Инструкции Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 года N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".

Доходы федерального бюджета за счет изъятия доходов налогоплательщиков в виде НДС составляют до 40 процентов от всех налоговых поступлений, или около 4 процентов от валового внутреннего продукта (ВВП) [6, с. 24].

С 1 января 2001 года порядок взимания НДС регулируется 21 главой Налогового кодекса РФ. Эта глава отменила прежний Закон РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость". Она содержит большое количество изменений и нововведений по сравнению со старым порядком.

В результате мер, реализован­ных с начала 2001 года (изме­нение режима применения НДС), доля налоговых поступлений в бюджет сни­зилась на 3,7 процентных пункта, или на 14,5 процентов. Как и прежде, основная часть доходов консолидированного бюджета (сформирована за счет одного из основных налогов НДС (619 млрд. рублей, или 23,2 процентов всех поступлений) [14, с. 4].

Использование НДС в налоговых системах нередко порождает целый ряд проблем. Достижение наибольшей эффективности во взимании НДС возможно только при условии тотального контроля налоговых органов за всеми налогоплательщиками, находящимися в экономической цепочке от добычи сырья до реализации изделий конечному потребителю.

Последние изменения в налоговом законодательстве относительно косвенного налогообложения едва ли по­ложительно скажутся на экономике. Так снижение НДС на 2 процента не окажет положительного влияния на покупа­тельную способность граждан, т.к. свободное ценообра­зование на первоначальном этапе позволит лишь уве­личить прибыль, а в дальнейшем это уменьшение по­глотит инфляция. Ощутимого налогового послабления не ощутит и производство, однако это приведет к уменьшению возможной доходности данного налога в бюджетную сферу [18, с. 32].

Всякий косвенный налог является самостоятельным, но, дополняя друг друга, они служат единым целям об­ложения доходов в расходной части физических лиц, поэтому их можно объединить в систему косвенного налогообложения.

Первоначально ставка НДС была установлена на уровне  28%. Спустя год в России она была снижена  до  20%, и была введена льготная ставка в размере  10%  для  продуктов питания и детских товаров по перечню. В этом  виде  налог  и  просуществовал до наших дней. 

В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки.

Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Необходимо отметить, что прочному внедрению его в практику налогообложения в немалой степени способствовали следующие факторы. Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу можно отнести чрезмерную тяжесть налогообложения, широкие масштабы уклонения плательщиков от их уплаты. Во-вторых, постоянный дефицит бюджета, и как следствие постоянная потребность в увеличении доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения. В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих налоговых систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития. В настоящее время общий механизм взимания НДС идентичен во многих странах. Как известно, плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт и др.). При этом стоимость средств производства и материальных затрат исключается из облагаемого оборота. Так же, как и по многим налогам, предусмотрены льготы при расчете и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны. Однако общей для всех налоговой льготой является необлагаемый минимум оборота реализуемой продукции. Прежде всего, это освобождение направлено на поощрение мелкого бизнеса, который, не располагая, как правило, квалифицированным бухгалтерским аппаратом, испытывает определенные трудности при исчислении налогооблагаемой базы. Кроме того, государство, освобождая от обложения мелкие предприятия, сокращает тем самым свои расходы, связанные со сбором и обработкой информации, а также с осуществлением оперативного управления и контроля за деятельностью налогоплательщиков.

В различных странах существуют разные подходы к установлению ставок НДС. В то же время их средний уровень колеблется от 15 до 25%. В некоторых странах применяется шкала ставок в зависимости от вида товара и его социально-экономической значимости: пониженные ставки (2 - 10%) применяются к продовольственным, медицинским и детским товарам; стандартные (основные) ставки (12 - 23%) - к промышленным и другим товарам и услугам; и, наконец, повышенные ставки (свыше 25%) - к предметам роскоши. Конкретные размеры ставок по некоторым развитым странам мира приведены в таблице 1 [20, с. 12].

Таблица 1 – Шкала ставок НДС по различным странам

Страна

Ставка НДС, %

Испания

12

Германия

14

Великобритания

15

Греция

16

Франция

18,6

Россия

18

Финляндия

22

Дания

24,5

Анализируя данные таблицы, нетрудно сделать вывод, что в основном ставки, применяемые в зарубежных странах, установлены на уровне 12 - 18%, что на уровне ставки, действующей в Российской Федерации. В то же время в Дании и Финляндии размер ставки налога на добавленную стоимость превышает общеевропейский и составляет 22 - 24%.

Необходимо отметить, что количество применяемых ставок налога различно в разных странах: в Великобритании и Германии - две, во Франции - три, в Италии - четыре. В Великобритании, Ирландии и Португалии используется также нулевая ставка. Товары, облагаемые по данной ставке, отличаются от товаров, освобожденных от налога, тем, что владелец товаров в первом случае не только не платит налог при их реализации, но ему в добавок возмещаются суммы НДС, уплаченные поставщикам.

В развитых зарубежных странах существуют различные методики определения  добавленной стоимости. Одна из них рассматривает ее как сумму  заработной  платы и получаемой прибыли. Согласно другой  - добавленную стоимость  можно определить как   разницу между выручкой от  реализации  товаров  и   произведенными   затратами. Можно заметить, что второй вариант определения добавленной стоимости значительно шире  первого, так как помимо прибыли и заработной платы   в расчет включаются также оперативно-хозяйственные расходы. Основываясь на этих двух  методиках,  можно  выделить  четыре  механизма  расчета  НДС:

НДС = R  *  (V  +  M),                                                                                         (1)

где  R - ставка  НДС;

       V - величина  заработной  платы;

        M - величина  получаемой  прибыли;

НДС = R  *  V + R * M;                                                                                       (2)

НДС = R  *  ( O  -  I ),                                                                                          (3)

где  O - выручка  от  реализации  товаров,  работ,  услуг;

        I - произведенные  затраты  при  производстве  продукции;

НДС = R * O - R *  I.                                                                                           (4)

Как  видно  из формул первые две относятся к первой методике расчета  добавленной  стоимости  на  основе  заработной  платы  и прибыли, а третья  и четвертая формулы соответственно - ко второй методике исходя из  выручки и произведенных затрат. Между собой первая и вторая  формулы (как третья и четвертая) различаются по способу и последовательности расчета. Необходимо отметить, что порядок исчисления   НДС в Российской Федерации основывается на второй методике определения добавленной стоимости, и расчет налога производится  на основании  четвертой  формулы.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Налог имеет универсальный характер, поскольку взимается со всех товаров, работ и услуг в течение всего производственного цикла - от завода-изготовителя до места реализации. Причем каждый промежуточный участник процесса уплачивает налог [6, с. 24].

При определении круга налогоплательщиков НДС необходимо руководствоваться ч.I Налогового кодекса РФ и главой 21 ч.II НК РФ.

В связи с тем, что НДС может взиматься в качестве обычного налога и в качестве таможенного платежа, выделяют два вида налогоплательщиков.

Согласно ст.143 НК РФ налогоплательщиками внутреннего НДС (взимаемого в связи с деятельностью на территории РФ) являются организации и индивидуальные предприниматели.

Налогоплательщиками НДС на таможне являются лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Таблица 2 – Налогоплательщики НДС

Налогоплательщики НДС на таможне

Налогоплательщики

внутреннего НДС

Лица, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ

Лица, определяемые в соответствии  с гл.21 Налогового кодекса РФ

Поскольку налогоплательщики НДС на таможне определяются по правилам таможенного законодательства, то ст.144 "Постановка на учет в качестве налогоплательщика" и ст.145 "Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика" Налогового кодекса РФ в отношении данных субъектов в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ не применяется. Данные статьи применяются только в отношении налогоплательщиков внутреннего НДС.

В зависимости от наличия обязанности по уплате внутреннего НДС можно поделить на три группы:

1) налогоплательщики НДС;

2) лица, уплачивающие НДС;

3) субъекты, освобождаемые от исполнения обязанностей налогоплательщика;

4) не налогоплательщики НДС.

Таким образом, налог на добавленную стоимость имеет французское происхождение. Фраза “налог на добавленную стоимость” впервые была сформулирована в 1954 году французским экономистом Морисом Лоре. Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенный налог, эволюционировавший в течение двадцатого века от налога на рост оборота, имевшего “каскадный” характер (при продаже товаров налогом каждый раз облагалась вся стоимость товара) до налога, которым облагается лишь дополнительная стоимость, в то время как основная стоимость переходит от сделки к сделке в неизменном размере. Налог на добавленную стоимость в настоящее время широко распространен в мире – около 50 государств применяют ту или иную его разновидность в своей фискальной политике. В настоящее время НДС является основным косвенным налогом в Европейском Сообществе – все государства-члены в обязательном порядке ввели его в применение. Кроме того, наличие НДС является непременным условием для вступления в ЕС новых членов. Такое широкое распространение НДС объясняется следующими причинами:

1) основным преимуществом НДС является то, что он позволяет точно определять налоговую составляющую цены товара на каждой стадии производства и распределения, что исключает ее повторное налогообложение;

2) НДС позволяет освободить от налога экспорт и облагать налогом импорт, что необходимо для отмены внутренних фискальных границ и обеспечения конкуренции, а, следовательно, и для достижения основной цели ЕС – построения внутреннего рынка. Первоначально НДС был избран для того, чтобы заменить все налоги с оборота и налоги на потребление в пределах Сообщества, потому что он позволял применять налогообложение по принципу места назначения, подразумевающему освобождение от налогов экспорта и обложение налогом импорта. Однако теперь, в связи со стремлением перейти от налогообложения по принципу места назначения к принципу государства происхождения, некоторые ученые предлагают заменить НДС другими видами косвенных налогов на потребление, например, налогом с продаж.

Список литературы

1.      Налоговый кодекс РФ. – М., 2005.

2.      "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н (с изм. и доп. от 23 апреля 2002 г.).

3.      "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" Приказ Минфина РФ  (с изм. и доп. от 7 мая 2003 г.) от 31 октября 2000 г. N 94н.

4.      "Об утверждении изменений и дополнений к Инструкции по заполнению деклараций по налогу на добавленную стоимость" Приказ МНС РФ от 5 марта 2002 г. N БГ-3-03/113.

5.      Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. – М.: Бератор-Пресс, 2005. – 380 с.

6.      Борзунова О.А., Васецкий Н.А., Краснов Ю.К. алоговое право. Особенная часть (Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации). – М.: Система ГАРАНТ, 2004.

7.      Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Бухгалтерский учет налогов. Комментарий к Налоговому кодексу РФ (Глава 21, Глава 23, Глава 24, Глава 25, Глава 27, Глава 28). М.: Бератор-Пресс. 2005.

8.      Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налог на добавленную стоимость. М.: Налоги и финансовое право. 2004.

9.      Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. – М.: Налоги и финансовое право", 2003.

10.  Колчин С.П. Налогообложение. Учебное пособие. – М.: Информационное агентство "ИПБ-БИНФА", 2004.