Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: сущность, значение и принципы составления...................................................................................................... 5
1.1. Нормативное регулирование составления отчетности в России............ 5
1.2. Понятие и классификация бухгалтерской отчетности. Пользователи отчетной информации..................................................................................................... 7
1.3. Основополагающие принципы, или допущения, в учете и отчетности 10
1.4. Состав промежуточной и годовой отчетности..................................... 11
2. Формирование бухгалтерской отчетности.............................................. 14
2.1. Содержание и порядок формирования показателей бухгалтерского баланса........................................................................................................................ 14
2.2. Значение и цели составления отчета о прибылях и убытках............... 17
3. Формирование бухгалтерской отчетности. Значение учетной политики и анализа финансового состояния предприятия........................................................... 26
3.1. Условия, обеспечивающие соответствие бухгалтерской отчетности требованиям. Этапы формирования бухгалтерской отчетности. Влияние учетной политики на отчетность...................................................................................................... 26
Заключение.................................................................................................... 34
Список используемых источников............................................................... 36
Введение
В современных условиях бухгалтерская отчетность может и должна рассматриваться как важная предпосылка организации эффективных деловых взаимосвязей всех участников рыночных отношений. Однако, чтобы стать реальным фактором делового оборота, информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности организации, должна обладать качественными характеристиками вполне определенного содержания, нести требуемую заинтересованным пользователям нагрузку.
Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) предусматривается, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной признается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная по правилам, установленным актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Одновременно с этим подчеркивается, что если при составлении бухгалтерской отчетности недостаточно данных для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении организации, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.
Бухгалтерская (финансовая отчетность) предприятия является завершающим этапом учетного процесса. В условиях формирования рыночных отношений в значительной степени усиливаются ограничения финансирования хозяйственной деятельности предприятия. В этой связи значение достоверной и объективной бухгалтерской отчетности резко возрастает, так как анализ ее показателей позволяет определить истинное финансовое положение предприятия.
Бухгалтерская (финансовая отчетность) является наилучшим источником информации для принятия управленческих решений в области планирования, контроля и оценки деятельности предприятия.
Данные факт и определили актуальность темы курсовой работы.
Целью настоящей работы является рассмотрение методологических вопросов формирования бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями рыночной экономики.
Исходя из этого, необходимо решить следующие задачи:
- изложить нормативную базу, которая регулирует составление бухгалтерской отчетности;
- дать понятие бухгалтерской отчетности рассмотреть основные принципы составления отчетности, ее классификацию;
- раскрыть состав промежуточной и годовой отчетности;
- рассмотреть основные понятия бухгалтерской отчетности;
- раскрыть порядок составления, представления, утверждения, подписания бухгалтерской отчетности;
- дать понятие публичности бухгалтерской отчетности и требований, предъявляемых к ней.
1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: сущность, значение и принципы составления
1.1. Нормативное регулирование составления отчетности в России
Информация об организации представляется в виде отчетности. Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем учетной информации в то время выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, плановых, статистических и финансовых органов. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.
Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" [1], принятый Государственной Думой 23 февраля 1996 г. и одобренный Советом Федерации 20 марта того же года, в который в 1998 г. были внесены изменения и дополнения. Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Появление этого документа трудно переоценить - в сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
В Законе о бухгалтерском учете дается определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например, Закон "Об акционерных обществах", Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важным нормативным актом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 октября 1995 г., в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятия дочерних и зависимых обществ.
Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.
Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности - это прежде всего ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н [2]. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации.
К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в России, а ранее и в СССР. План счетов - документ общего порядка, является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей народного хозяйства независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков.
Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.
Если документы второго уровня обязательны для всех организаций (например, План счетов), то документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" [3] или Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, принятые в развитие ПБУ 6/01 "Учет основных средств" от 30.03.2001 № 26н [4]).
Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня.
1.2. Понятие и классификация бухгалтерской отчетности. Пользователи отчетной информации
Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования. Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки и эффективности деятельности предприятия, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования.
Отчетность организации классифицируется по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных и по уровню специализации.
По видам: бухгалтерская, статистическая, оперативная.
По периодичности составления: внутригодовая, промежуточная, годовая.
По степени обобщения отчетных данных: первичная, которая составляется организациями и сводная, в том числе консолидированная, которую составляют на основании первичных отчетов.
По уровню специализации: общая (итоги хозяйственной деятельности предприятия в целом) и специализированная (раскрывает отдельные стороны хозяйственной деятельности).
Кроме того, отчетность бывает внутренней, внешней, налоговой.
Система приводимых в бухгалтерской отчетности показателей имеет цель показать пользователям достоверную и полную информацию об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а также финансовых результатах ее хозяйственной деятельности.
Пользователями бухгалтерской отчетности являются юридические и физические лица, заинтересованные в информации об организации.
Согласно международным стандартам бухгалтерского учета все пользователи бухгалтерской отчетности объединяются в три группы
К первой группе относятся лица, непосредственно занимающиеся бизнесом в данной организации – учредители организации или собственники ее имущества, руководители и служащие.
Вторую группу пользователей бухгалтерской отчетности составляют лица, не работающие в данной организации, но имеющие финансовый интерес, - фактические и потенциальные инвесторы, кредиторы, поставщики, клиенты и др.
К третьей группе лиц, имеющих косвенный финансовый интерес к данному бизнесу, относятся самые различные пользователи бухгалтерской отчетности: налоговые службы; фондовые биржи; органы, осуществляющие планирование, а также контроль за ценами, экспортом и импортом; другие пользователи (профсоюзы, общественные организации).
Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) определяет пользователя бухгалтерской отчетности как юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.
Пользователю необходимо обладать минимальными знаниями о порядке формирования этой информации и навыками ее использования.
Какой должна быть отчетная информация. Разным категориям пользователей нужна разная информация, которая представляется организациями в форме отчетности, в нашей стране получившей название бухгалтерской, а в западных странах - финансовой. Бухгалтерская отчетность формируется по данным бухгалтерского и оперативного учета. Финансовая кроме бухгалтерских включает также широкий круг аналитических показателей, при расчете которых могут использоваться, например, данные фондовых бирж и статистическая информация. Примером такой дополнительной информации являются отчетность по сегментам в составе финансовой отчетности, показатели соотношения цены акции и прибыли, приходящейся на одну акцию.
Целью финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) является представление широкому кругу пользователей информации о финансовом положении, результатах деятельности, изменении финансового положения компании.
В какой бы форме не представлялась отчетность, каково бы не было ее наполнение, какие бы показатели не включались в ее состав, всем пользователям нужна информация своевременная, достоверная, правдивая и надежная, полная и сопоставимая.
Основные задачи бухгалтерского учета и требования к отчетности в России, сформулированные в ст. 3 Федерального закона "О бухгалтерском учете", а также в ПБУ 4/99, по составлению и представлению сопоставимой, полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям: руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности, отвечают общим качественным критериям отчетности организаций, которые делают ее полезной для любых категорий пользователей [5].
1.3. Основополагающие принципы, или допущения, в учете и отчетности
Бухгалтерская отчетность должна быть доступной для понимания, поэтому на практике построение бухгалтерской отчетности базируется на следующих принципах:
- периодичности – отчеты должны подготавливаться периодически, через равные промежутки времени;
- полноты обхвата бухгалтерской информацией предполагает, что отчетность содержит максимум того, что необходимо знать заинтересованным лицам для оценки финансового положения, а также необходимые комментарии для однозначного толкования данных бухгалтерской отчетности;
- консерватизма или осмотрительности означает, что в случае наличия альтернативных оценок или неясности оценок специалист принимает наименее оптимистичную;
- ясности - информация, содержащаяся в отчетах, должна быть изложена на таком уровне, чтобы ее мог воспринять читатель со средним уровнем понимания проблемы бизнеса;
- существенности – отчеты должны содержать информацию, существенную для принятия решений и ориентированную на пользователя;
- надежности – поставляемая информация должна быть полной и достоверной;
- сравнимость – предполагает возможность сопоставления данных о деятельности организации за разные периоды;
- открытости информации – информация, содержащаяся в отчетах, должна быть доступной для заинтересованных пользователей [6].
1.4 Состав промежуточной и годовой отчетности
Промежуточными называют отчеты, которые составляются по итогам месяца или квартала. Согласно ст.14 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" промежуточной бухгалтерской отчетностью организаций является месячная и квартальная отчетность, составляемая нарастающим итогом с начала отчетного года.
Требования к промежуточной бухгалтерской отчетности содержатся в п.48-52 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, которые состоят в следующем:
1) организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
2) промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации;
3) общие требования к промежуточной бухгалтерской отчетности, содержание ее составляющих, правила оценки статей определяются в соответствии с ПБУ 4/99;
4) организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
5) представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производится в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или учредительными документами организации.
Обязанность представления квартальной бухгалтерской отчетности организациями (за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг)) в течение 30 дней по окончании квартала установлена в п.2 ст.15 указанного Федерального закона [7].
В составе промежуточной бухгалтерской отчетности обязательно должны быть представлены две формы:
- Бухгалтерский баланс (форма N 1);
- Отчет о прибылях и убытках (форма N 2).
По своему усмотрению организации могут расширить состав промежуточной бухгалтерской отчетности, включив в нее пояснительную записку, Отчет о движении денежных средств и другие отчетные формы.
Минимальный объем информации, который организация должна раскрыть в бухгалтерской отчетности, - это данные по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках, которые приведены в ПБУ 4/99. Каждый существенный показатель необходимо представить в бухгалтерской отчетности отдельно [10].
Годовая бухгалтерская отчетность включает:
- Бухгалтерский баланс (форма N 1);
- Отчет о прибылях и убытках (форма N 2);
- Отчет об изменениях капитала (форма N 3);
- Отчет о движении денежных средств (форма N 4);
- Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);
- пояснительную записку.
Организации, которые подлежат обязательному аудиту, должны приложить к годовому отчету еще и аудиторское заключение.
Составление пояснительной записки - заключительный этап работы над годовой отчетностью. Чтобы облегчить труд бухгалтера, приведем основные сведения, которые нужно раскрыть в пояснительной записке.
Пояснительная записка, как правило, состоит из нескольких разделов. Например, можно использовать такую структуру документа:
1. Сведения об организации.
2. Аналитические показатели, характеризующие деятельность организации.
3. Расшифровка показателей бухгалтерской отчетности.
4. Изменения учетной политики на следующий год.
5. Решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения чистой прибыли.
При составлении годовой бухгалтерской отчетности организация должна указывать достоверную, полную, нейтральную (т.е. одинаково удовлетворяющую интересы всех пользователей), последовательную информацию. В формах бухгалтерской отчетности отражаются показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).
Годовая бухгалтерская отчетность является открытой для учредителей, инвесторов, банков и других пользователей [14].
2. Формирование бухгалтерской отчетности
2.1. Содержание и порядок формирования показателей бухгалтерского баланса
Главной формой в системе бухгалтерской отчетности организации является баланс. Он характеризует имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату. Бухгалтерский баланс позволяет определить состав, величину имущества и источники его формирования, ликвидность и скорость оборота средств, проанализировать движение денежных потоков и оценить платежеспособность организации.
В процессе чтения бухгалтерского баланса пользователь балансовой информации сопоставляет итоги разделов внутри актива и пассива баланса и их отдельных статей, а также итоги разделов актива и пассива. В результате таких сопоставлений пользователи получают дополнительную информацию аналитического характера, необходимую для принятия обоснованных управленческих решений, а также для оценки эффективности предстоящих вложений капитала и степени риска финансовых вложений.
Действующим законодательством установлены единые основополагающие принципы и правила составления бухгалтерского баланса для всех экономических субъектов. Принятая в настоящее время структура бухгалтерского баланса (Приложение) в значительной мере приближена к мировой практике.
В балансе отражаются фактические данные об имущественном и финансовом состоянии организации, более четко разграничены источники собственных и заемных средств. При этом формирование структуры актива баланса предусматривает расположение статей в порядке возрастающей ликвидности, а пассива — в порядке возрастающей степени востребования капитала (по возрастающей степени срочности возврата обязательств).
Применительно к международным бухгалтерским стандартам балансовые показатели оформляются по принципу баланса-нетто, т.е. исключаются из балансового подсчета суммы регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и пояснительной записке. Активы и пассивы показываются с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года). Оценка имущества и обязательств производится организацией для отражения их в учете и отчетности в денежном выражении в соответствии с правилами оценки отдельных объектов учета и статей бухгалтерского баланса на основе действующих положений по бухгалтерскому учету. В балансе не допускается зачет между статьями активов и пассивов, кроме случаев, предусмотренных соответствующими нормативными документами по бухгалтерскому учету.
При такой структуре и оценке статей балансовые показатели российских организаций без предварительной подготовки (доведения оценки до нетто-состояния и перегруппировки статей) могут быть использованы для аналитических сопоставлений по методологии зарубежных стран.
В целях контроля направления и использования средств все статьи бухгалтерского баланса сгруппированы следующим образом. Актив баланса содержит разделы: «Внеоборотные активы», «Оборотные активы», а пассив — «Капитал», «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные обязательства». Для обеспечения сопоставимости данных баланса на начало и конец отчетного года номенклатура статей вступительного (на начало года) баланса должна быть приведена в соответствие с номенклатурой статей, установленных для заключительного (на конец года) баланса.
Структура бухгалтерского баланса:
Актив бухгалтерского баланса
Раздел I. Внеоборотные активы
- Нематериальные активы (строка 110)
- Основные средства (строка 120)
- Незавершенное строительство (строка 130)
- Доходные вложения в материальные ценности (строка 135)
- Долгосрочные финансовые вложения (строка 140)
- Отложенные налоговые активы (строка 145)
- Прочие внеоборотные активы (строка 150)
Итого по разделу I (строка 190)
Раздел II. Оборотные активы
- Запасы (строка 210)
- Налог на добавленную стоимость (строка 220)
- Дебиторская задолженность (строка 230)
- Краткосрочные финансовые вложения (строка 250)
- Денежные средства (строка 260)
- Прочие оборотные активы (строка 270)
Итого по разделу II (строка 290)
Итоговые суммы (строка 300)
Пассив бухгалтерского баланса
Раздел III. Капиталы и резервы
- Уставный капитал (строка 410)
- Добавочный капитал (строка 420)
- Резервный капитал (строка 430)
- Целевые финансирование и поступления (строка 450)
- Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет (строка 460)
- Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года (строка 470)
Итого по разделу III (строка 490)
Раздел IV. Долгосрочные обязательства
- Займы и кредиты (строка 510)
- Прочие долгосрочные обязательства (строка 520)
Итого по разделу IV (строка 590)
Раздел V. Краткосрочные обязательства
- Займы и кредиты (строка 610)
- Кредиторская задолженность (строка 620)
- Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов (строка 630)
- Доходы будущих периодов (строка 640)
- Резервы предстоящих расходов (строка 650)
- Прочие краткосрочные обязательства (строка 660)
Итого по разделу V (строка 690)
Итоговые суммы (строка 700)
Итоговые суммы актива и пассива баланса должны быть равны (Сумма по строке 300 должна быть равна сумме по строке 700).
Для уяснения структуры бухгалтерского баланса рассмотрим сущность и содержание основных статей актива и пассива баланса, составляемого на основе утвержденных приказом Минфина РФ от 13.01.2000 № 4н образцов форм бухгалтерской отчетности.
2.2. Значение и цели составления отчета о прибылях и убытках
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.
Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от 21. 11. 96 г. № 129-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому учету «Бухталтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:
а) бухгалтерского баланса (см. приложение);
б) отчета о прибылях и убытках (см. приложение);
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
д) пояснительной записки.
В настоящей работе мы более подробно остановимся на форме №2 «Отчет о прибылях и убытках», т. к. именно эта форма показывает эффективность деятельности организации.
В этом отчете раскрывается информация о формировании доходов и расходов организации за отчетный период.
Финансовая концепция этого отчета предполагает, что раскрытию должны подлежать те выгоды, которые получает каждое заинтересованное лицо: собственник – чистую прибыль; деловые партнеры – проценты, арендную плату, торговый дисконт и т. п.; правительственные органы – налоговые и неналоговые перечисления в бюджет и внебюджетные фонды: персонал – оплату труда и другие вознаграждения работникам.
Таким образом, можно рассматривать совместно показатели финансирования организации и данные об извлеченных выгодах соответсвующих групп заинтересованных лиц. Аналогичный характер раскрытия данных о доходах организации в связи с ведением операционной, инвестиционной и финансовой деятельности позволяет раскрыть природу получаемых выгод собственниками и другими заинтересованными лиц.
Согласно концепции финансового капитала при формировании бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также приложений к этим формам отчета при общении данных бухгалтерского учета основное внимание уделяется раскрытию информации, которая влияет или может повлиять на принятие деловых и организационных решений, обеспечивающих экономические выгоды заинтересованных лиц.
ПБУ 9/99 и 10/99 подразделяют доходы и расходы организации на две большие группы: доходы и расходы от обычных видов деятельности и прочие доходы и расходы, причем операционные и внереализационные доходы и расходы входят в состав прочих.
Доходы организации раскрыты в ПБУ 9/99 «Доходы организации». В нем дано новое определение доходам. «Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества и (или) погашение обязательств, приводящие к увеличению капитала этой организации за исключением вкладов участников (собственников имущества) ».
Согласно данному определению, к доходам можно отнести только те поступления денег и имущества, которые увеличивают экономический потенциал организации. Эти доходы подразделены на три группы: доходы от обычных видов деятельности; операционные доходы; внереализационные доходы.
Для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее – выручка).
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (арендная плата).
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретение, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности).
Доходы, получаемые организацией от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов, на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к операционным доходам.
Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.
Если величина поступлений покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимается к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлениям).
Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины поступления и (или) дебиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг) либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов.
При продаже продукции и товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности.
Величина поступления и (или) дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету в полной стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. В случае изменения обязательства по договору первоначальная величина поступления и (или) дебиторской задолженности корректируется исходя из стоимости актива, подлежащего получению организацией. Стоимость актива, подлежащего получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.нию организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
При невозможности установить стоимость товаров (ценностей), полученных организацией, величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется стоимостью продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией. Стоимость продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров).
Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).
Величина поступления определяется также с учетом (увеличивается или уменьшается) суммовой разницы, возникающей в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически поступившего в качестве выручки актива, выраженного в иностранной валюте (условных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этого актива, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания выручки в бухгалтерском учете.
При образовании в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов сомнительных долгов величина выручки не изменяется.
В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация: а) о порядке признания выручки организации; б) о способе определения готовности работ, услуг, продукции, выручка от выполнения, оказания, продажи которых признается по мере готовности.
В отчете о прибылях и убытках доходы организации за отчетный период отражаются с подразделением на выручку, операционные доходы и внереализационные доходы, а в случае возникновения – чрезвычайные доходы.
Выручка, операционные и внереализационные доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности.
Операционные и внереализационные доходы могут показываться в отчете о прибылях и убытках за минусом расходов, относящихся к этим доходам, когда: а) соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение доходов; б) доходы и связанные с ними расходы, возникающие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности (например, предоставление во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов), не являются существенными для характеристики финансового положения организации.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.
В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.
Расходы, осуществление которых связано с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к операционным расходам.
Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.
Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности.
Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины оплаты или кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет расходы в отношении аналогичных материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг либо предоставление во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов.
Расходы по обычным видам деятельности формируют:
расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально - производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.
Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.
В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию порядок признания коммерческих и управленческих расходов.
В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы, операционные расходы и внереализационные расходы, а в случае возникновения – чрезвычайные расходы.
В случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов.
Справочно к отчету о прибылях и убытках акционерным обществом приводятся данные о дивидендах (прибыли), приходящихся на одну акцию. При заполнении этих данных в части обыкновенных акций следует руководствоваться Методическими рекомендациями по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 марта 2000 г. № 29н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 14 апреля 2000 г. № 2777-ЭР Приказ в государственной регистрации не нуждается). Исчисление данных о прибыли, приходящейся на одну акцию в части привилегированных, осуществляется в соответствии с порядком, соответствующим требованиям учредительных документов.
Любая существенная для пользователей бухгалтерской отчетности информация в отношении показателей прибыли (убытка) на акцию подлежит раскрытию в пояснительной записке.
3. Формирование бухгалтерской отчетности. Значение учетной политики и анализа финансового состояния предприятия
3.1. Условия, обеспечивающие соответствие бухгалтерской отчетности требованиям. Этапы формирования бухгалтерской отчетности. Влияние учетной политики на отчетность
Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала перечисленным требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов и балансов должна быть обеспечена соблюдением следующих условий:
- полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;
- полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также соответствие показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета;
- осуществление записей хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации;
- правильная оценка статей баланса.
Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год, который, как правило, совпадает с календарным (с 1 января по 31 декабря включительно). Отчетность должна содержать только информацию о фактах хозяйственной жизни, произошедших в указанный временной период, в связи с чем, необходимо разделить учетную информацию, относящуюся к разным отчетным периодам. Мероприятия, направленные на разделение учетной информации о фактах хозяйственной жизни, относящихся к разным отчетным периодам, называют процедурами закрытия отчетного периода. Последние могут быть классифицированы как учетные процедуры (например, уточнение начисленных расходов и доходов, отражение несогласованных счетов, реформирование баланса) и процедуры контроля (проведение инвентаризации, обработка первичных документов и др.). Следует различать учетные процедуры закрытия отчетного периода и закрывающие записи. Последние нужны для того, чтобы:
- увеличить (уменьшить) нераспределенную прибыль на сумму чистой прибыли (чистого убытка) за период;
- закрыть остатки по счетам, связанным с расчетом прибыли и дивидендов.
Примерный состав организационных вопросов, которые должны быть отражены в приказе об учетной политике, содержит ПБУ 1/98:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Таким образом, чтобы в годовую отчетность была включена информация о фактах хозяйственной жизни, относящихся только к отчетному периоду, главный бухгалтер должен составить и утвердить процедуры закрытия отчетного периода. При разработке указанных процедур целесообразно определить перечень мероприятий, сроки их проведения, ответственных исполнителей, а также порядок внутреннего контроля и утверждения.
Обработка первичных документов. По завершении года первичные учетные документы, относящиеся к фактам хозяйственной жизни отчетного периода, должны быть отделены от документов, относящихся к следующим периодам. Такая группировка призвана снизить риски, связанные с неправильным определением бухгалтером принадлежности хозяйственных операций и соответствующих им записей по счетам бухгалтерского учета к тому или иному отчетному периоду.
Должен быть также разработан порядок подготовки первичных документов к передаче в архив. При этом должен осуществляться контроль за тем, чтобы в архив сдавались только обработанные документы.
Первичные документы, полученные в начале следующего года, подтверждающие хозяйственные операции отчетного периода, следует группировать (сшивать) вместе с документами отчетного периода.
С 1 января отчетного года целесообразно вводить новую нумерацию первичных документов, составляемых в организации, а также фиксировать последние номера документов, относящихся к отчетному периоду. Регистрация последних номеров первичных документов (счетов-фактур, накладных, актов и др.) имеет две основные задачи:
- проконтролировать, чтобы все документы были обработаны (сброшюрованы и на их основе сделаны соответствующие записи по счетам бухгалтерского учета);
- исключить возможность бесконтрольного вложения (изъятия) документов.
Проведение процедуры разделения первичных документов упрощается, если разработаны документооборот и технология обработки документов, в частности, утверждены сроки их обработки и прохождения.
Обработка учетных регистров. По окончании отчетного периода в учетные регистры должны быть внесены все санкционированные изменения (корректировки). К корректировкам, отражаемым заключительными оборотами декабря, относятся:
- отражение результатов инвентаризации, проведенной перед составлением отчетности;
- изменение сумм начислений при получении подтверждающих документов;
- использование резервов;
- использование прибыли отчетного года (реформирование баланса);
- отражение последствий событий после отчетной даты и условных фактов хозяйственной деятельности;
- исправление ошибок, выявленных в ходе аудиторской проверки.
Процедуры закрытия отчетного периода должны содержать сроки обработки учетных регистров на конец года с указанием ответственных исполнителей (чтобы все необходимые записи были полностью внесены до составления годового отчета), а также формы документов (справок), которыми должны оформляться отдельные учетные записи. Целесообразно обязать бухгалтера оформлять корректирующие записи при закрытии отчетного периода специальными справками, которые должны визироваться главным бухгалтером (контролером).
Главный бухгалтер должен следить за тем, чтобы в регистры вносились только санкционированные исправления. Поэтому записи, вносимые в учетные регистры в конце отчетного периода, должны быть проверены.
Также необходимо предотвратить утрату учетных регистров и внесение исправлений "задним числом", после закрытия счетов в отчетном периоде и составления бухгалтерской отчетности. Согласно п.3 ст.10 Федерального закона "О бухгалтерском учете" при хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Для этого бухгалтер обязан сдавать учетные регистры в архив, доступ к регистрам прошлых периодов должен быть ограничен.
Проведение инвентаризации. Согласно п.2 ст.12 Закона РФ "О бухгалтерском учете" перед составлением годовой отчетности необходимо провести инвентаризацию.
Инвентаризация имущества позволяет достичь допустимый уровень соответствия между фактическим наличием ценностей и их оценкой, отраженной в бухгалтерском учете, а инвентаризация обязательств - предотвратить возникновение существенных расхождений между обязательствами, отраженными в учете, и обязательствами, вытекающими из фактически существующих договорных отношений с поставщиками и покупателями. Полного соответствия между фактическим наличием ценностей (обязательств) и данными бухгалтерского учета достичь невозможно, поскольку существуют ограничения как при отражении в учете хозяйственных операций, так и при проведении инвентаризации (погрешности, ошибки, невозможность сплошной проверки отдельных учетных объектов).
Оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства результаты инвентаризации по состоянию на конец отчетного периода могут служить доказательством достоверности отражения имущества и обязательств организации в бухгалтерской отчетности. Доказательства адекватности учетных данных, полученные при проведении инвентаризации, важны не только для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности, но и, в отдельных случаях, для обоснования расчета налоговых обязательств.
Результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в годовом бухгалтерском отчете. Это означает, что разницы, выявленные в результате инвентаризации, должны быть отражены бухгалтерскими записями отчетного периода.
Бухгалтер не имеет права определять источник покрытия инвентаризационных разниц, решение о списании недостачи на финансовый результат или ее взыскании с виновного лица принимает руководитель организации. Источники покрытия по каждому факту недостач должны быть установлены приказами за подписью руководителя организации или уполномоченного им лица.
Начисление доходов и расходов. С принятием Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99) и Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99) изменилась трактовка принципа начисления в российской учетной практике.
Указанные положения не связывают признание доходов и расходов с фактом выставления покупателям (поставщикам) расчетных документов. Доходы и расходы можно определять на основе расчета или экспертной оценки величины полученного дохода (фактического потребления), не дожидаясь получения первичных документов от покупателей (заказчиков) и поставщиков (подрядчиков) исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. До вступления в силу указанных положений по бухгалтерскому учету организации отражали доходы и расходы по мере предъявления (получения) расчетных документов в сумме, на которую предъявлены (получены) расчетные документы. Таким образом, доходы и расходы отражались по счетам бухгалтерского учета в том отчетном периоде, когда были получены первичные документы. Однако если такие документы оформлялись (обрабатывались) в следующем отчетном периоде, соответствующие доходы и расходы отражались соответственно по кредиту (дебету) счета 99 "Прибыли и убытки". Они считались доходами и расходами прошлых лет, признанными в отчетном году.
В настоящее время на счете 99 "Прибыли и убытки" как прибыли (убытки) прошлого периода, выявленные в отчетном году, следует отражать доходы и расходы, информация о существовании которых отсутствовала на момент составления отчетности, т. е. организация не предполагала возможности возникновения таких доходов и расходов.
При обработке первичных документов (счетов, накладных, актов), подтверждающих начисленные суммы доходов и расходов, можно уточнить суммы начислений, отраженные в отчетном периоде (корректировка суммы дохода или расхода). Учетные записи, корректирующие суммы начисленных доходов и расходов, должны быть отражены заключительными записями декабря.
Трактовка принципа начисления, предложенная ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, позволяет более корректно распределять расходы и доходы между отчетными периодами и приводит к необходимости проводить процедуры разделения.
В рамках процедур закрытия отчетного периода должны быть разработаны и утверждены такие документы, как справка о расчете начисления, справка о корректировке суммы начисления, а также методики расчета начислений по видам доходов (расходов).
Отражение несогласованных счетов. Несогласованными считаются счета поставщиков (подрядчиков), не утвержденные руководителем организации по причине их несоответствия договору или наличия в них неточностей. Каждый несогласованный счет должен быть проанализирован сотрудником бухгалтерии и зарегистрирован с особой пометкой. В случае, если принято решение о необходимости учетных записей на его основе, то записи должны быть документально оформлены (составлена справка бухгалтерии) и санкционированы (утверждены).
Использование резервов. В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения организация может создавать за счет операционных расходов соответствующие резервы: на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; ремонт основных средств и др. В результате уменьшения финансовых результатов организация может начислять оценочные резервы: под обесценение вложений в ценные бумаги и по сомнительным долгам.
Организация имеет право создавать соответствующие резервы либо отказаться от их создания, нормативные документы по бухгалтерскому учету оставляют за ней право выбора. Поэтому решение об образовании резервов предстоящих расходов и платежей и (или) оценочных резервов должно быть отражено в учетной политике организации (п.8 ПБУ 1/98).
Организация должна также разработать порядок определения величины начисляемого резерва таким образом, чтобы обеспечить соответствие начисляемой суммы величине ожидаемого расхода. Для расчета величины предполагаемого резерва можно разработать процедуру оценки долгов исходя из совокупности их наиболее существенных характеристик.
На конец отчетного периода проверяется правильность отражения в бухгалтерском учете образования и использования резервов и при необходимости вносятся соответствующие исправления. Например, следует проверить, не произошло ли ошибочное присоединение неиспользованного резерва по сомнительным долгам к прибыли того года, когда он был создан.
Таким образом, в рамках процедуры закрытия отчетного периода должны быть предусмотрены:
- проверка правильности начисления и использования резервов в течение года;
- сравнение суммы начисленного резерва и фактических расходов;
- принятие решения об изменении порядка определения суммы резерва, если сумма резерва существенно отклоняется от фактического расхода.
Корректировки сумм резервов и их использования, проводимые в конце года, следует оформлять справкой бухгалтерии.
Перед тем, как отразить распределение прибыли, следует проверить правильность формирования показателя прибыли отчетного года, в частности, убедиться, что:
- результатные счета не имеют сальдо на конец периода;
- проведена переоценка задолженности и монетарных активов в иностранной валюте по состоянию на конец года;
- отражены результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годового отчета;
- на финансовый результат списаны все суммы, подлежащие списанию в конце года (сомнительные долги, условные убытки и др.).
Таким образом, проведение процедур закрытия отчетного периода призвано обеспечить полноту и своевременность учетной информации. Указанные процедуры обеспечивают достоверность сальдо по счетам, а также следование принципу временной определенности.
Если процедуры закрытия периода не отражены в учетной политике и распорядительных документах организации, то существует риск недостоверного отражения в учете фактов хозяйственной жизни [13].
Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.
Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.
Заключение
Таким образом, в процессе функционирования организации возникает поток разнообразной информации об ее деятельности. Наряду с внутренней, используемой для целей управления самой организацией создается большой пласт внешней отчетной информации - статистической, налоговой, организационной и др., важное место котором занимает бухгалтерская отчетность организации.
В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности.
Как известно, бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на определенную отчетную дату, финансовые результаты ее деятельности и изменения ее в финансовом положении за отчетный период. Эти показатели должны давать возможность внешним пользователям делать правильные выводы и принимать обоснованные решения. Внешними пользователями бухгалтерской отчетности о сем мире являются: реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом.
Отчетность организации классифицируется по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных и по уровню специализации.
Бухгалтерская отчетность должна быть доступной для понимания, поэтому на практике построение бухгалтерской отчетности базируется на принципах периодичности; полноты обхвата бухгалтерской информацией; консерватизма или осмотрительности; ясности; существенности; надежности; сравнимость; открытости информации.
Отчетным периодом является период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Отчетной датой является дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.
Бухгалтерская отчетность некоторых предприятия должна быть публична, то есть опубликована в газетах и журналах, доступна пользователям бухгалтерской отчетности, а также передана органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.
С целью оценки хозяйственного и финансового потенциала, результативности и эффективности компании в целом и по каждому виду ее деятельности необходим финансовый анализ, который проводится по данным бухгалтерской отчетности.
Таким образом, с расширением в Российской Федерации круга лиц, заинтересованных в полной и достоверной информации об имущественном и финансовом положении организации, происходит переосмысление роли и значения бухгалтерской отчетности, изменяются подходы к ее составлению.
Список используемых источников
1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
2. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н.
3. Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
4. План счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
5. Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность коммерческой организации. - "Бухгалтерский учет", 2001 г.
6. Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Учебное пособие. - "ФБК-ПРЕСС", 2001 г.
7. Фомичева Л.П. Бухгалтерская отчетность за полугодие 2002 года. - СПС "Гарант", 2002 г.
8. Гейц И.В. Бухгалтерская отчетность за 2001 год. Порядок формирования отчетных показателей на основе новых нормативных актов // Консультант бухгалтера. - N 1. - 2002 г.
9. Бондарь Е. Особенности заполнения промежуточной бухгалтерской отчетности // Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь"// 2004. – №14. – С. 24-26.
10. Ефремова А.А., Басалаева М.А. Составление пояснительной записки к бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. – 2003. – №4. – С. 12-14.
11. Пласкова Н., Тойкер Д. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа // Финансовая газета. Региональный выпуск. - N 35. - 2002 г.
12. Порядок составления бухгалтерской отчетности за 9 месяцев 2000 года // Главбух. -N 19. -2000 г.
13. Семенова М.В. Процедуры закрытия отчетного периода // Бухгалтерский учет. – 2001. – С. 36.
14. Трубников А. Представление в налоговые органы копии учетной политики организации // Финансовая газета. -2002. - N 26. – С. 30.
15. Фомичева Л.П. Годовая отчетность: формы требуют содержания. Заполняем отчетность по данным Главной книги // Учет, налоги, право. – 2004. – №7. – С. 7-8.