На рынке мясопродуктов в г. Новосибирске сложилась достаточно четкая специализация мясоперерабатывающих предприятий. Так производителями вареных и полукопченых колбас являются местные региональные производители, на рынке же копченых колбас, в особенности, в части деликатесных колбасах., безусловными лидерами являются московские производители и среди них такие известные мясокомбинаты, как КОМПОМОС, Черкизовский, Царицынский и т.д. (результаты исследований показывают, что доля московских производителей на рынке вареных колбас не превышает 3%, на рынке же копченых колбас их доля более 20%). Такая структура рынка была продиктована особенностями географического положения Сибири: ближайшее расстояние между городами региона иногда превышает размеры целых европейских государств, что означает для многих производителей из европейской части России дополнительные расходы на транспортировку и сохранение продукции (при этом вареные колбасы имеют более короткий срок хранения, чем копченые, поэтому могут быть транспортированы только на ограниченные расстояния), которые безусловно увеличивают ее себестоимость и заставляют выходить московских производителей на высокодоходную категорию потребителей. И здесь, преимущество "москвичи" могут завоевать именно по деликатесным колбасам, так как в категории вареных и полукопченых колбас они не могут обеспечить более высокое качество продукции по сравнению с местными производителями при более высокой ее стоимости. Целевая группа, которая является основным потребителем деликатесных колбас - это люди с высокими доходами. Она и диктует используемую компаниями систему сбыта, которая ориентирована на крупные магазины города, где делаются основные покупки продуктов питания этой группой, составляющей не более 15 % всего населения города Новосибирска. Анализ присутствующего в магазинах ассортимента показал, что в небольших магазинах насчитывается не более 2-3 видов деликатесных колбас, а в крупных центральных магазинах, на которые ориентируются московские производители, их количество возрастает до 50 наименований, при стоимости 1 кг от 240 р. до 470 р.
Активное развитие региональных предприятий, производящих колбасные изделия и мясопродукты в большом ассортименте и высокого качества сформировало и более осознанное отношение потребителей к их продукции. Исследования 1999 г. показывали, что не более 40% потребителей знали названия существующих производителей, а еще меньший процент потребителей при покупке ориентировался на определенных производителей. Потребитель считал, что различные вкусовые и визуальные свойства представленной продукции связаны только с тем, что на одном и том же комбинате есть проблема со стабильностью качества продукции, а не с тем, что данная продукция выпускается совершенно разными заводами. Исследования же 2000 - 2001 года показали, что процент осознанных покупок значительно вырос, что объясняется более дифференцированной и стабильной маркетинговой политикой, проводимой отдельными региональными производителями. Теперь потребитель, заранее знает продукцию какого производителя он хотел бы купить и старается найти в магазине именно её: не просто колбасу "Докторскую", а колбасу "Докторскую" производства Омского Бекона, Сузунского мясокомбината или НМКК.
Новосибирский рынок является одним из самых привлекательных рынков за Уралом. Это стимулировало занять производителей из других сибирских регионов более активную позицию в продвижении своей продукции в этот регион: одними из первых появились и уже значительно укрепили свои позиции (за последние три года их присутствие увеличилось с 4-5% в 1999 году, до 23 -30 % в 2000 - 2001) омские "мясники", начинают выходить алтайские. На рис. 3 представлено соотношение предпочтений потребителей относительно представленных на рынке производителей колбас.
Производители, представленные на рынке г. Новосибирска. Рис. 3 Описание >>
Из рис 3 видно, что на рынке колбас омские производители (Омский бекон и Омский мясоперерабатывающий комбинат) не намного отстают от такого гиганта Новосибирска, как НМКК - Новосибирский мясоперерабатывающий комбинат, который еще в 99 году был основным производителем, представленным на рынке. Однако, необходимо отметить, что на рынке Новосибирска серьезную конкуренцию "монстрам", а к ним можно отнести НМКК и Омский бекон, составляют более мелкие производители, такие как Сибирская Продовольственная Компания (продукции этого производителя отдают предпочтение 23% потребителей), Сузунский мясокомбинат и др. Эти производители смогли создать конкурентоспособную по качеству и ассортименту продукцию, при этом обеспечив её более низкой ценой.
|
|
[1] http://www.mamonovgroup.ru/rus/index.php?fn=texts/10_publications/article7_2.html