На рынке мясопродуктов в г. Новосибирске сложилась достаточно четкая специализация мясоперерабатывающих предприятий. Так производителями вареных и полукопченых колбас являются местные региональные производители, на рынке же копченых колбас, в особенности, в части деликатесных колбасах., безусловными лидерами являются московские производители и среди них такие известные мясокомбинаты, как КОМПОМОС, Черкизовский, Царицынский и т.д. (результаты исследований показывают, что доля московских производителей на рынке вареных колбас не превышает 3%, на рынке же копченых колбас их доля более 20%). Такая структура рынка была продиктована особенностями географического положения Сибири: ближайшее расстояние между городами региона иногда превышает размеры целых европейских государств, что означает для многих производителей из европейской части России дополнительные расходы на транспортировку и сохранение продукции (при этом вареные колбасы имеют более короткий срок хранения, чем копченые, поэтому могут быть транспортированы только на ограниченные расстояния), которые безусловно увеличивают ее себестоимость и заставляют выходить московских производителей на высокодоходную категорию потребителей. И здесь, преимущество "москвичи" могут завоевать именно по деликатесным колбасам, так как в категории вареных и полукопченых колбас они не могут обеспечить более высокое качество продукции по сравнению с местными производителями при более высокой ее стоимости. Целевая группа, которая является основным потребителем деликатесных колбас - это люди с высокими доходами. Она и диктует используемую компаниями систему сбыта, которая ориентирована на крупные магазины города, где делаются основные покупки продуктов питания этой группой, составляющей не более 15 % всего населения города Новосибирска. Анализ присутствующего в магазинах ассортимента показал, что в небольших магазинах насчитывается не более 2-3 видов деликатесных колбас, а в крупных центральных магазинах, на которые ориентируются московские производители, их количество возрастает до 50 наименований, при стоимости 1 кг от 240 р. до 470 р.

Активное развитие региональных предприятий, производящих колбасные изделия и мясопродукты в большом ассортименте и высокого качества сформировало и более осознанное отношение потребителей к их продукции. Исследования 1999 г. показывали, что не более 40% потребителей знали названия существующих производителей, а еще меньший процент потребителей при покупке ориентировался на определенных производителей. Потребитель считал, что различные вкусовые и визуальные свойства представленной продукции связаны только с тем, что на одном и том же комбинате есть проблема со стабильностью качества продукции, а не с тем, что данная продукция выпускается совершенно разными заводами. Исследования же 2000 - 2001 года показали, что процент осознанных покупок значительно вырос, что объясняется более дифференцированной и стабильной маркетинговой политикой, проводимой отдельными региональными производителями. Теперь потребитель, заранее знает продукцию какого производителя он хотел бы купить и старается найти в магазине именно её: не просто колбасу "Докторскую", а колбасу "Докторскую" производства Омского Бекона, Сузунского мясокомбината или НМКК.

Новосибирский рынок является одним из самых привлекательных рынков за Уралом. Это стимулировало занять производителей из других сибирских регионов более активную позицию в продвижении своей продукции в этот регион: одними из первых появились и уже значительно укрепили свои позиции (за последние три года их присутствие увеличилось с 4-5% в 1999 году, до 23 -30 % в 2000 - 2001) омские "мясники", начинают выходить алтайские. На рис. 3 представлено соотношение предпочтений потребителей относительно представленных на рынке производителей колбас.

Производители, представленные на рынке г. Новосибирска. График: Производители, представленные на рынке г. Новосибирска. Рис. 3 Описание >>

Из рис 3 видно, что на рынке колбас омские производители (Омский бекон и Омский мясоперерабатывающий комбинат) не намного отстают от такого гиганта Новосибирска, как НМКК - Новосибирский мясоперерабатывающий комбинат, который еще в 99 году был основным производителем, представленным на рынке. Однако, необходимо отметить, что на рынке Новосибирска серьезную конкуренцию "монстрам", а к ним можно отнести НМКК и Омский бекон, составляют более мелкие производители, такие как Сибирская Продовольственная Компания (продукции этого производителя отдают предпочтение 23% потребителей), Сузунский мясокомбинат и др. Эти производители смогли создать конкурентоспособную по качеству и ассортименту продукцию, при этом обеспечив её более низкой ценой.

Безусловно, выбор продукции осуществляется потребителем с учетом многих факторов. Мясной рынок, также как и любой другой, необходимо рассматривать не только с точки зрения конечных потребителей, но и с точки зрения тех посредников, которые на нем работают. Именно посредники зачастую играют основную роль при формировании потребительских предпочтений. Примером целенаправленной и четко спланированной работы с этим звеном, учитывающей основные требования, которые предъявляются им к поставщику мясопродуктов, может служить система продаж в городе Новосибирске продукции омских фирм. В настоящее время в городе трудно найти магазин, как в центре, так и на окраине города, где не был бы представлен широкий ассортимент колбас омского производства. Какие же причины лежат в основе выбора розничным звеном того или иного поставщика? Экспертами Института Стратегического Планирования группы компаний Мамонов проводились неоднократные исследования мнений директоров и товароведов различных по величине оборота и площади магазинов. Эти исследования позволили сформулировать перечень основных критериев, которые влияют на выбор поставщика, и определить важность каждого из них в процессе принятия решения. Результаты исследований приведены на рис 4.

Оценка важности критериев, влияющих на решение о выборе фирмы - поставщика (на основе данных, полученных от товароведов и директоров магазинов)

Описание

График: Оценка важности критериев, влияющих на решение о выборе фирмы - поставщика (на основе данных, полученных от товароведов и директоров магазинов)

Рис. 4

Наиболее важными критериями были названы ценовая политика фирмы, система сопровождения процесса продаж (например, возможность возврата брака), продуктовая политика компаний (ассортимент продукции, качество выпускаемого продукта). (Важность определяется как процент респондентов, которые отметили данный критерий как наиболее важный для себя при принятии решения о выборе производителя и поставщика).

Подобные исследования проводились и по изучению мнений конечных потребителей, результаты которых приведены на рис 5. Эти исследования показывают, что на первом месте стоят критерии, связанные с качественными характеристиками продукта[1].

Оценка важности параметров, влияющих на решение о покупке мясных и колбасных изделий (на основе данных исследований мнений конечных потребителей) График: Оценка важности параметров, влияющих на решение о покупке мясных и колбасных изделий (на основе данных исследований мнений конечных потребителей) Рис. 5

Последние обновления:

Проекты

26.09.2005

Проекты за 2005 год - Список проектов, выполненных инвестиционной группой "Мамонов" в 2005 году.

Оборудование

23.09.2005

 - Ленточная пила SB 50-08  - Полотно ленточное  - Ножи для пилы ФЭГ И другие специальные предложения.


[1] http://www.mamonovgroup.ru/rus/index.php?fn=texts/10_publications/article7_2.html