Содержание

Введение. 3

1. Состав, роль и функции учреждений общего образования. 5

2. Источники поступления доходов учреждений общего образования. 7

3. Планирование расходов учреждений общего образования. 13

Заключение. 30

Список литературы.. 34

Введение

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., принятая в 2001 г., основными целями развития образования в РФ определила повышение его качества, доступности и эффективности. Эти цели, безусловно, сохраняют свое значение. Но они должны быть конкретизированы применительно к настоящему этапу развития РФ. Экономический подъем выдвигает на первый план задачу формирования системы непрерывного образования, повышения качества профессионального образования. Создание независимой общественно-государственной системы оценки качества образования должно обеспечить возможности гибкого перехода между различными образовательными программами. А мониторинг качества и единство процедур оценивания - защиту интересов всех потребителей на рынке образовательных услуг, и в первую очередь самого обучающегося. В этом контексте обеспечение доступности образования приобретает еще одно измерение: формирование условий для территориальной, социальной и академической мобильности молодежи.

Российская система образования как один из важнейших элементов социально-экономического развития страны должна превратиться в сферу, привлекательную и открытую для инвестиций. Инвестиционная привлекательность должна быть обеспечена эффективностью деятельности, прозрачностью финансовых потоков, участием общественности в управлении образованием, независимой оценкой качества образования на всех уровнях образовательной системы. Инвестиции общества в образование будут обусловлены в первую очередь эффективностью бюджетного финансирования данной сферы. Инвестиционная привлекательность образования будет напрямую зависеть от инновационного характера развития образовательной сферы, интеграции научной, образовательной и практической деятельности, включенности образования в национальную инновационную систему.

В настоящее время образование перестает играть ведущую роль в социализации подрастающего поколения. Развитие новых методов и каналов образования становится настоятельной необходимостью. В целом повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодежи, ее включенности в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния ее граждан. В настоящее время складывается мировой образовательный рынок. Этот рынок является высококонкурентным, поскольку образование все больше становится способом продвижения страны на глобализирующемся рынке труда и международном рынке новейших технологий, постепенно превращается в один из ведущих элементов геополитики и экономической стратегии государств при завоевании новых рынков. Вхождение России в ВТО и в Болонский процесс предоставляют новые возможности для продвижения российского образования на международной арене. Демографический спад, который характерен не только для России, но и для Западной Европы, приведет уже в ближайшей перспективе к острой конкуренции на международном и национальном уровнях за студентов высших учебных заведений. Инструментами в этой борьбе будут эффективность управления образовательным процессом, качество высшего образования, гибкость образовательных программ, возможность для студента войти в международные сети непрерывного образования, повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

В данной работе преследовалась цель рассмотреть сущность системы общего образования в России, виду учебных заведений, раскрыть экономическую сущность расходов бюджета на образование и их классификацию. А так же, исходя из недостатков существующей системы, предложить пути решения наиболее приоритетных задач в области образования, таких как повышение качества и доступности высшего профессионального образования и эффективности управления образовательным процессом.

1. Состав, роль и функции учреждений общего образования

Сегодня в России около 15 % молодых людей не получают среднего (полного) общего образования. Однако совершенствование производственных технологий, развитие инновационной экономики и наукоемких отраслей промышленности предъявляют все большие требования к образованию граждан.

В настоящее время в Российской Федерации общее образование включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование, что соответствует двум уровням общего образования - основное общее образование и среднее (полное) общее образование. Уровни образования Основное общее Среднее (полное) общее Ступени образования Начальное общее Основное общее Среднее (полное) общее Классы 1-4 5-9 10-11

В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации уровень основного общего образования является обязательным. В связи с этим предлагается введение обязательного среднего (полного) общего образования посредством законодательного установления в Российской Федерации одного уровня общего образования - основное общее образование с общим сроком обучения 11 лет, состоящего из трех ступеней: начальное общее образование, базовое общее образование и среднее (полное) общее образование. Уровни образования Основное общее

Ступени образования

Начальное общее

Базовое общее

Среднее (полное) общее

Классы 1-4 5-9 10-11

Название единого уровня общего образования "основное общее образование" будет также соответствовать разделению общеобразовательных программ согласно п. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" на основные общеобразовательные программы и дополнительные общеобразовательные программы [1, п.1 ст.9].

Для введения единого уровня общего образования необходимо внесение изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"[8]. Также потребуется внесение изменений в структуру и содержание государственных образовательных стандартов, перечень типов образовательных учреждений, типовые положения об образовательных учреждениях, механизм итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и другие нормативные правовые акты, а также качественное изменение подготовки в учреждениях начального и среднего профессионального образования. С введением обязательного среднего (полного) общего образования необходимо будет установить обязанности образовательных учреждений, принимающих на обучение лиц, освоивших ступень базового общего образования, реализовывать программы среднего (полного) общего образования.

Указанные законодательные и нормативные правовые изменения потребуют тщательной апробации моделей введения обязательного среднего (полного) общего образования. Необходимо будет апробировать более доступные для освоения стандарты среднего (полного) общего образования, которые должны включать в себя в большей степени осваиваемые учащимися способности и компетентности, нежели чем объем запоминаемой информации. Указанные компетентности могут быть освоены как на материале учебных предметов инвариантной части базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, так и на материале образовательных программ начального профессионального образования.

Актуальность приобретет введение в структуру стандартов условий осуществления образовательной деятельности, что обеспечит равные возможности обучающихся в освоении программ среднего (полного) общего образования. Предстоит также обеспечить распространение новых образовательных технологий, способствующих обучению максимального количества школьников. Особое внимание должно быть уделено нормативным правовым и экономическим механизмам введения обязательного среднего (полного) общего образования.

В перспективе также одной из задач станет возможное обновление структуры общего образования, имея в виду введение ступени предшкольного (элементарного) общего образования и трехлетней старшей школы.

Для качественного выполнения комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации необходимо в полной мере обеспечить выполнение всех полномочий, возложенных на него законодательством Российской Федерации в области образования [5].

2. Источники поступления доходов учреждений общего образования

В 2006 г. расходы консолидированного бюджета на образование должны составить 531,2 млрд. рублей. Из федерального бюджета в настоящее время финансируется примерно 20% всех расходов на образование. Столько же - из бюджетов субъектов Российской Федерации. Основная нагрузка и ответственность за финансирование образовательных учреждений (60% расходов) лежит на местных бюджетах. Из 135,5 тысяч образовательных учреждений всех форм собственности за счет средств местных бюджетов финансируется 129,8 тысяч учреждений (95,7%). Передача образовательных учреждений НПО и СПО в ведение субъектов Федерации приведет к сдвигу структуры расходов на образование, увеличив долю региональных бюджетов и, соответственно, сократив долю федерального бюджета в консолидированном бюджете. Вместе с тем можно констатировать, что политика выравнивания бюджетных расходов, проводимая Минфином, дает определенные результаты. С учетом региональных коэффициентов, отражающих удорожание стоимости бюджетных услуг в зависимости от природно-климатических и социально-экономических факторов, дифференциация расходов в расчете на одного учащегося в период 2000-2003 гг. снизилась более чем в 2 раза. Доля расходов на оплату труда в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации последние годы нарастает. В 2000 - 2002 гг. она составила 40,2%, 43,1% и 49,9% соответственно. Дальнейшее увеличение доли заработной платы в структуре расходов на образование может привести к существенному снижению качества учебного процесса. Длительное недофинансирование учебных расходов, а также затрат на приобретение оборудования, текущий и капитальный ремонты ведет к увеличению риска различных аварий в образовательных учреждениях, к отставанию результатов обучения от современных требований. В то же время уровень заработной платы в образовании остается одним из самых низких в стране. Низкая заработная плата и низкий уровень бюджетного финансирования учебных расходов привели к тому, что Россия, несмотря на существенное повышение в последние годы бюджетных расходов на образование, далеко уступает по этим показателям странам ОЭСР, а также странам Центральной и Восточной Европы.

На достижение основной цели и решение задач развития образования, кроме средств федерального бюджета предполагается привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем реализации совместных проектов в рамках федеральной и региональных программ развития образования. Также планируется привлечение средств из внебюджетных источников.

Для реализации ФЦПРО запланировано следующее финансовое обеспечение:

Источники финансирования

Объем финансирования, в том числе по годам (млн. руб.)

всего

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

61952,35

9485,20

10360,97

12740,85

13622,23

15743,11

Федеральный бюджет

45335,02

7847,7

7518,44

9300,87

9836,08

10831,93

Прочие источники  в том числе:

16617,33

1637,5

2842,53

3439,98

3786,15

4911,18

Бюджеты субъектов Российской Федерации

12501,75

1161,23

2133,82

2486,79

2831,63

3888,28

Внебюджетные источники

4115,58

476,27

708,71

953,19

954,52

1022,9

В результате реализации ФЦПРО будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования за счет введения образования для детей старшего дошкольного возраста, профильного обучения, создания Общенациональной системы оценки качества образования, системы непрерывного профессионального образования. Также будет обеспечено опережающее развитие ряда отечественных вузов, как центров интеграции науки и образования для подготовки высокопрофессиональных кадров.

Вместе с тем, принимаемые меры не обеспечивают необходимого темпа и эффективности преобразований в сфере образования. Успешная реализация приоритетных направлений развития образования затруднена, в том числе, из-за неполноты полномочий федеральных органов управления образованием. Прежде всего, необходимы полномочия по обеспечению совместной деятельности, координации взаимодействия образовательных учреждений, органов управления образованием, заинтересованной общественности в деле последовательного обновления системы образования.

Эффективное выполнение мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, приоритетных национальных проектов невозможно без адекватного изменения законодательной и нормативной правовой базы [9].

Необходимо внесение изменений и дополнений в законодательные и иные нормативные правовые акты:

1. Необходимо изменение механизмов регламентации деятельности государственных органов исполнительной власти в сфере контроля качества образования, установлении их полномочий при лицензировании, аттестации, государственной аккредитации образовательных учреждений и реализации мер по контролю качества образования.

До настоящего времени оценка и контроль качества образования проводились структурно разрозненными, нормативно и методически не связанными подразделениями органов управления образованием практически всех ветвей федеральной и региональной власти, муниципальных органов. В течение десяти лет после принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" не удалось сформировать государственную аттестационную службу. Все это сказалось и продолжает сказываться на снижении качества образования.

В связи с этим необходимо пересмотреть положения действующего законодательства в области образования с учетом возможности создания уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования, передав им функции лицензирования, аттестации, государственной аккредитации, а также надзора за деятельностью образовательных учреждений и контроля качества образования в образовательных учреждениях соответствующих типов. На федеральном уровне предлагается проведение Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки лицензирования, аттестации, государственной аккредитации в высших учебных заведениях, федеральных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, а также программ послевузовского и дополнительного профессионального образования, реализуемых в научных организациях.

На региональном уровне - проведение лицензирования, аттестации, государственной аккредитации и контроля качества образования в иных образовательных учреждениях (начального и среднего профессионального образования, общего образования и т.д.). Проведение данных процедур должно осуществляться структурами, аналогичными Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и независимыми от органов управления образованием субъектов Российской Федерации. Данные структуры должны создаваться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Объективность принятия решений может быть обеспечена независимостью созданных структур от органов управления образованием, привлечением к оценке качества образования представителей объединений работодателей и других общественных организаций, обучающихся, родителей и т.д.

2. Эффективное управление в системе образования невозможно без наличия в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующих норм о привлечении лиц и организаций, не исполняющих или нарушающих законодательство об образовании, к ответственности.

С учетом специфики реализации права на образование и возникновения образовательных правоотношений, представляется целесообразным дополнить главу 5 "Административные правонарушения, посягающие на права граждан" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отдельной нормой, устанавливающей административную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об образовании [9].

Данная норма должна устанавливать ответственность за следующие виды правонарушений:

·        нарушение законодательства Российской Федерации об образовании должностными лицами и организациями с наложением административного наказания в виде административного штрафа;

·        нарушение законодательства Российской Федерации об образовании должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, с наложением административного наказания в виде дисквалификации;

·        нарушение условий, предусмотренных лицензией на право ведения образовательной деятельности, должностными лицами и организациями с наложением административных наказаний в виде предупреждения или административного штрафа;

·        осуществление образовательной деятельности без лицензии с наложением административных наказаний на юридических лиц, а также их должностных лиц в виде предупреждении, административного штрафа, дисквалификации;

·        нарушение порядка хранения, выдачи и учета документов государственного образца об образовании должностными лицами с наложением административных наказаний в виде предупреждения, административного штрафа или дисквалификации.

3. Планирование расходов учреждений общего образования

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, одобренные 9 декабря 2004 года на заседании Правительства Российской Федерации (протокол N 47, раздел I), предусматривают: 1. Повышение качества профессионального образования. 2. Обеспечение доступности качественного общего образования. 3. Развитие современной системы непрерывного профессионального образования. 4. Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования. 5. Переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг.

В соответствии с этими приоритетными направлениями на период до 2010 года был разработан, согласован и утвержден комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации.

Реализуя указанный комплекс мероприятий, на рассмотрение в Правительство Российской Федерации внесены:

1) Законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части установления уровней высшего профессионального образования).

Законопроект предусматривает введение уровней высшего профессионального образования:

I уровень - бакалавриат (3-4 года обучения);

II уровень - магистратура ( 1-2 года обучения).

Для поступления на обучение по программам второго уровня необходимо предварительно получить степень бакалавра.

По отдельным специальностям и направлениям подготовки сохраняется возможность непрерывного обучения по программам специалитета. Перечень таких специальностей предлагается к утверждению Правительством Российской Федерации.

2) Законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части дополнительного профессионального образования, государственной и общественно-профессиональной аттестации образовательных программ).

Законопроект предусматривает предоставление права коммерческим организациям оказывать услуги в сфере дополнительного профессионального образования, а также введение профессионально-общественной аттестации и аккредитации дополнительного профессионального образования.

3) Законопроект "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" (в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда).

Законопроектом предлагается предоставить право объединениям работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда.

4) Законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части введения единого государственного экзамена).

Законопроект предусматривает установление новых механизмов и процедур контроля качества образования в части аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и конкурсного отбора в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, обеспечивающих создание равных стартовых возможностей, доступность среднего и высшего профессионального образования для различных категорий поступающих. Предполагается также сохранить преимущественное право по зачислению в учреждения среднего и высшего профессионального образования для победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

5) Законопроект о "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" (в части обеспечения доступности высшего образования для лиц, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях на воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин).

Законопроектом предусматривается предоставление возможности контрактникам внеконкурсного поступления в вузы при условии успешной сдачи вступительных испытаний, создание для них бюджетных подготовительных отделений и установление повышенной стипендии - 3000 рублей в месяц.

Кроме того, с декабря 2004 года выполнен ряд мероприятий, направленных на реализацию принятых приоритетных направлений:

- разработаны и утверждены Правила разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов профессионального образования, предусматривающие участие в разработке работодателей;

- создан Совет по государственным образовательным стандартам профессионального образования, в состав которого введены представители объединений работодателей;

- определены механизмы внесения изменений в действующие государственные образовательные стандарты профессионального образования с учетом требований работодателей;

- началась практика введения представителей работодателей в комиссии по аттестации образовательных учреждений профессионального образования;

- разработана Концепция участия Российской Федерации в управлении федеральной собственностью в сфере образования;

- подготовлены и направлены в Правительство Российской Федерации предложения об основных принципах оплаты труда работников образования и предложения по ресурсному обеспечению системы образования;

- в регионы направлен пакет рекомендаций по организации профильного обучения на старшей ступени общего образования и инструктивно-методические материалы по проведению единого государственного экзамена;

- в рамках Федеральной программы развития образования на 2005 год и Федеральной целевой программы "Развитие единой информационной образовательной среды" реализуются более 170 проектов, направленных на обеспечение условий для выполнения комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации (создание концепции второго поколения стандарта общего образования, разработка стандартов высшего профессионального образования, разработка моделей деятельности институтов общественного участия в управлении образованием и пр.);

- разработана концепция Общенациональной системы оценки качества образования.

В ведение субъектов Российской Федерации передано 2833 образовательных учреждения начального и среднего профессионального образования, в том числе 2539 учреждений начального профессионального образования и 294 учреждения среднего профессионального образования.

Нормативное подушевое финансирование, реструктуризация сети образовательных учреждений, элементы Общенациональной системы оценки качества образования реализуются в более чем половине субъектов Российской Федерации в рамках программы распространения результатов Проекта "Реформа системы образования", реализуемого за счет средств Займа 4605-RU Международного банка реконструкции и развития.

Для конкретизации задач на ближайшую перспективу следует рассмотреть состояние системы образования Российской Федерации к началу 2005/2006 учебного года.

В системе образования функционируют около 127000 образовательных учреждений. В том числе:

-     45718 дошкольных образовательных учреждений;

-     61613 общеобразовательных учреждений;

- 6026 учреждений начального и среднего профессионального образования;

- 1699 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- 1810 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии;

- 10020 образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- 338 учреждений дополнительного профессионального образования;

- 1386 учреждений высшего профессионального образования всех форм собственности, имеющих 2091 филиал.

Среди наиболее важных тенденций, характеризующих состояние системы образования, можно выделить следующие:

1. Продолжается реструктуризация сети образовательных учреждений.

В течение прошедшего 2004/2005 учебного года было ликвидировано 919 образовательных учреждений (в т.ч. 730 в сельской местности). Вместе с тем, темпы сокращения сети образовательных учреждений замедлились: в 2003/2004 учебном году было ликвидировано 1411 учреждений; в 2002/2003 учебном году - 1058 учреждений. Основными причинами ликвидации образовательных учреждений являются:

- сокращение контингента обучающихся за счет изменения демографической ситуации;

- преобразование начальных и основных общеобразовательных учреждений в структурные подразделения общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования;

- аварийное состояние зданий.

Необходимо отметить и тот факт, что по данным региональных органов управления образования за счет капитального строительства в этом году было введено 434 новых общеобразовательных и дошкольных учреждения (в 2004 году - 356, в 2003 - 239). В том числе, 3 общеобразовательных учреждений в Северной Осетии-Алании, из них 2 школы - в г. Беслане, 11 детских садов и 7 учреждений дополнительного образования детей - в Чеченской Республике.

Вместе с тем численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях за последние пять лет сокращается более чем на один миллион учащихся в год. Если в 1999/2000 году обучалось 20 640 000 учащихся, то в 2004/2005 году - 16 009 000 учащихся.

2. Несколько улучшились условия работы общеобразовательных учреждений.

Уменьшилось количество общеобразовательных учреждений, работающих в две смены. В настоящем учебном году в одну смену работают 45 199 учреждений (71,97%), в то время как в 2004/2005 учебном году в 1 смену работало - 42 432 учреждения (69,42%).

Вместе с этим, согласно оперативным данным, общее количество зданий образовательных учреждений, находящихся в аварийном состоянии, составило 1379 единиц (в 2004 году - 1316). По данным субъектов Российской Федерации, наибольшее количество образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии, располагаются в республиках Саха (Якутия) (73 здания, 10,2% от общего количества образовательных учреждений), Бурятия (119 зданий, 9,3%), Чеченской Республике (28 зданий, 4,3%), Ставропольском крае (110 зданий, 6,2%), Ханты-Мансийском автономном округе (45 зданий, 4,5%).

Снижение числа пожаров в 2005 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 25%, причем, потери при пожарах сократились на 54%. Однако анализ состояния безопасности образовательных учреждений, подведомственных Рособразованию, показывает, что для нормативного обеспечения только противопожарным оборудованием, вузам, ссузам и учреждениям НПО требуется более 2 млрд. рублей.

3. Крайне актуальным остается вопрос обеспечения качества образования.

По оперативной информации на начало августа 2005 года, только 90,7% и 91,1% дошкольных и общеобразовательных учреждений Российской Федерации соответственно имеют лицензию на образовательную деятельность. Также, только 82,7% дошкольных образовательных учреждений и 91,5% общеобразовательных учреждений получили государственную аккредитацию.

Несколько улучшились по сравнению с прошлыми учебными годами показатели по результатам проведения государственной (итоговой) или промежуточной аттестации учащихся. Так, например, в 2005 году оставлено на повторный курс обучения в общеобразовательных учреждениях 53463 человек, отчислено - 10106 человек (в 2004 году - 64417 и 10472 соответственно).

Особое внимание уделяется качеству высшего профессионального образования. Помимо плановых проверок Рособрнадзора, по просьбам губернаторов и руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации проведены проверки выполнения государственного образовательного стандарта и лицензионных требований и нормативов в вузах Ставропольского края, Самарской и Тюменской областей. Из 125 проверенных вузов и филиалов только в 27 учебных заведениях (22%) полностью выполняются лицензионные требования и нормативы, а также требования государственного образовательного стандарта по содержанию и качеству образования. Результаты проверки послужили основанием для ликвидации одного вуза и двух филиалов, приостановления действия лицензий у восьми образовательных учреждений. 83-м образовательным учреждениям направлены рекламации о низком качестве образования. Повторные рекламации могут послужить основанием для лишения вузов государственной аккредитации в целом или по отдельным образовательным программам.

Итоги проверок получили широкий резонанс среди вузовской общественности. В течение этого года вузами заявлено о ликвидации 21-го филиала.

В результате эксперимента по Единому государственному экзамену:

- разработана и апробирована в 78 субъектах Российской Федерации технология проведения ЕГЭ в различных модификациях (в текущем году начато проведение ЕГЭ в труднодоступных и отдаленных местностях Российской Федерации (районы республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Магаданской, Томской и Читинской областей, а также Ханты-Мансийского автономного округа));

- создана база контрольных измерительных материалов по 14 общеобразовательным предметам, насчитывающая более 85 тысяч тестовых заданий;

- создана инфраструктура из 78 региональных и федеральных центров обработки информации; все регионы-участники эксперимента имеют выделенные каналы связи; высшим учебным заведениям (вузам) и средним специальным учебным заведениям (ссузам) предоставлена возможность проверить любое свидетельство о результатах ЕГЭ в Федеральной базе свидетельств; разработана автоматизированная единая система приема в вузы; - на федеральном уровне и в регионах-участниках эксперимента подготовлены специалисты, обеспечивающие проведение ЕГЭ.

В этом году вузы и ссузы 64 субъектов, участвующих в ЕГЭ не первый год, проводят вступительные испытания в форме ЕГЭ на все направления подготовки и специальности, а в 14 субъектах, участвующих в ЕГЭ впервые, вступительные испытания в форме ЕГЭ проводятся на 50 % направлений подготовки (специальностей).

По результатам ЕГЭ выпускников школ:

- неудовлетворительных отметок по разным предметам было от 3,1% до 21,6%;

-отличных отметок - от 6,9% до 24,1%.

4. Перед началом 2005/2006 учебного года имеется небольшой (около 3%) дефицит педагогических кадров.

Система общего образования испытывает нехватку педагогов по русскому и иностранному языкам, литературе, математике, физике, физкультуре, информатике, основам безопасности жизнедеятельности.

Общесистемной проблемой в сфере образования является не просто низкий уровень заработной платы, а неудовлетворительный рост оплаты труда по отношению к средней заработной плате по стране, к прожиточному минимуму и к стоимости потребительской корзины. Это существенно снижает мотивацию учителей и преподавателей к педагогическому труду, тем более к активному участию в модернизации образования.

С 1 сентября т.г. оплата труда работников бюджетной сферы будет проиндексирована в 1,11 раза. В 2006 г. ставки заработной платы (оклады) возрастут в среднем на 20 процентов. Вместе с тем реальное увеличение оплаты труда подавляющего большинства работников образования с учетом прогнозируемого Минэкономразвития России индекса потребительских цен будет незначительным. Прогнозируется, что среднегодовой прожиточный минимум для трудоспособного населения за 2006 год составит 3250 руб., что больше тарифной ставки (оклада), соответствующей 14 разряду ЕТС (оплата труда 98,2% педагогических работников осуществляется с 7 по 15 разряды).

В связи с этим пристальное внимание предстоит уделить новым механизмам оплаты труда работников образования, оптимизации бюджетных расходов.

5. По прогнозной оценке в текущем году совокупные расходы на образование за счет всех источников составят более одного триллиона рублей (5,1% от ВВП), в том числе:

расходы бюджетов всех уровней - 608 млрд. руб. (3,1% ВВП),

расходы населения - 376 млрд. руб. (1,9% ВВП),

расходы предприятий - 20 млрд. руб. (0,1% ВВП).

Несмотря на то, что за период с 2000 по 2005 годы бюджетные расходы на образование выросли в сопоставимых ценах в общем образовании практически вдвое, а в профессиональном образовании - в 1,7 раза, по сравнению со странами-членами ОЭСР (с поправками на паритет покупательной способности) они остаются крайне низкими. В расчете на одного обучающегося в системе общего образования они ниже в 2,5 раза, а в системе профессионального образования почти в 10 раз.

6. Характерные для современной России демографические процессы оказывают серьезное влияние на ситуацию в сфере образования на всех его уровнях. В среднесрочной перспективе особенно это отразится на приемах в учреждения профессионального образования, т.к. будет иметь место значительное сокращение выпуска учащихся из 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ.

В текущем году выпуск из 9-х классов сократился по сравнению с 2004 г. на 265,6 тыс.человек (12,3%), а в 2010 г. сократится на 858,6 тыс. человек (39,7%). Выпуск из 11-х классов сократился соответственно на 55,8 тыс. человек (4,0%) и в 2010 году произойдет сокращение на 588,2 тыс. человек (42,2%).

Контрольные цифры приема на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на 2005год установлены в объеме 585582 человека, в том числе по очной форме обучения - 403521 человек, что меньше контрольных цифр приема на 2004 год соответственно на 25244 и 3639 человек. Сокращены неоправданно завышенные приемы по непрофильным для вузов направлениям подготовки.

Установление государственного задания на подготовку специалистов позволит определять контрольные цифры приема молодежи в федеральные учреждения высшего профессионального образования с учетом баланса перспективной потребности рынка труда и трудоустройства выпускников вузов, демографической ситуации, позволит пересмотреть подходы к определению количественных параметров бюджетного финансирования высшего образования, предусмотренных Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Для решения указанных проблем необходимы согласованные действия федеральных и региональных органов государственной власти, муниципалитетов, общественных объединений, работодателей и т.д.

Одним из основных инструментов обеспечения таких совместных действий является проектно-программная деятельность.

В рамках выступления Президента Российской Федерации Путина В.В. на встрече с членами Правительства Российской Федерации, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета Российской Федерации заявлены следующие приоритетные национальные проекты:

1. Государственная поддержка вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. В общей сложности за два года по результатам общественной экспертизы должны получить поддержку проекты и программы развития не менее чем 6000 школ и 30 вузов. Размер такой поддержки для общеобразовательных учреждений должен составлять 1 млн. рублей, для учреждений высшего образования - около 500 млн. рублей. Эти ресурсы при реализации программ развития школ и вузов могут быть направлены на переподготовку педагогов, привлечение преподавателей и консультантов; обновление материально-технической базы и учебно-лабораторного оборудования, в том числе закупку программного обеспечения; проведение ремонтных работ; разработку учебно-методических материалов.

2. Предстоит установить ежегодные поощрения в размере 100 тысяч рублей для 10 тысяч лучших учителей страны. Эти средства должны быть непосредственно выплачены учителям. При этом совместно с регионами предстоит разработать прозрачный механизм материального поощрения учителей, учитывающий конкретные результаты педагогического труда, достигаемые за счет владения современными образовательными технологиями и другие критерии.

3. Следует поддержать активных пользователей информационных технологий обучения. Это предполагает разработку и организацию работы федерального портала дистанционных программ обучения, подключение школ и вузов к системе Интернет. Предполагается, что не менее 20 000 школ и 100 вузов должны получить современное компьютерное оборудование.

4. Предстоит создать на базе уже действующих вузов и академических центров новые университеты в Южном и Сибирском федеральном округах, а также открыть бизнес-школы для подготовки управленческих кадров в Московском регионе и Санкт-Петербурге. Деятельность данных образовательных учреждений должна быть направлена, прежде всего, на кадровое обеспечение крупных инвестиционных проектов, развитие предпринимательской активности и современных технологий управления. В общей сложности за два года на создание одного нового университета потребуется около 3 млрд. рублей, на строительство и оснащение одной бизнес-школы - около 1,5 млрд. рублей.

5. Перспективной становится поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи. В основном это касается учащихся и студентов, имеющих выдающиеся показатели в учебе (победители олимпиад, научно-практических конференций и пр.); молодых изобретателей и ученых; юных граждан, совершивших подвиги и героические поступки. Вместе с выделением 5 тысяч индивидуальных грантов по 60 тыс. рублей предстоит отобрать и обеспечить поддержку около 100 молодежных проектов в объеме около 800 тыс. рублей каждый. У активных молодых людей появится возможность войти в состав участников федеральной базы данных талантливой молодежи. Это позволит участвовать в стажировках на успешных предприятиях, тренингах и семинарах.

6. Предстоит разработать механизмы предоставления возможностей военнослужащим срочной службы получить в специальных учебных центрах гражданские дипломы о начальном профессиональном образовании, возможностей контрактникам готовиться к поступлению в высшие учебные заведения. Создание каждого из 100 учебных центров в армии обойдется приблизительно в 5 млн. рублей. Не менее 5000 контрактников должны получить возможность в армии готовиться к поступлению в высшие учебные заведения.

7. В связи с возрастающей значимостью воспитания школьников, следует установить дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, в том числе для учителей начальных классов. В особенности федеральная поддержка должна распространяться на классных руководителей в классах с высокой наполняемостью. В общей сложности предстоит поддержать около 1 млн. учителей.

Отдельная проблема финансирования образования – задолженности по заработной плате и коммунальным платежам. Пик задолженности по заработной плате, сопровождавшийся волной забастовок, пришелся на 1994-1995 годы. Данные о размерах, динамике и источниках задолженности по заработной плате на 1 января 2003 г. приведены в  следующей таблице:

Таблица 2

Задолженность по заработной плате в отраслях социальной сферы  по субъектам Российской Федерации ( на 1 января 2003 г)

всего, млн. рубл

Из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней

в % к предыдущему году.

весго

в том числе из

всего

Из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней

федерального бюджета

территориальных бюджетов

всего

в том числе из

федерального бюджета

Территори-альных бюджетов

всего

31690

4942

970

3972

86,1

83,9

84,9

83,7

в том числе отрасли социальной сферы

4995,4

2946,6

47,3

2899,3

84,1

84,4

73,7

84,6

из них  образование

700

683

45

638

79,8

79,6

74,5

80

По регионам

Вологодская обл

12,2

10,2

0

102

65,5

66,5

0

66,5

Чувашская республика

14,6

3,8

0,1

3,7

73,7

54,9

72

54,5

Белгородская обл.

26,9

1,9

0

1,9

71,4

6

0

26

Самарская обл

20,1

7,6

0

7,6

121

129

0

129

Челябинская обл

49,7

0,7

0,5

0,2

67,7

25

104,6

10,4

Хабаровский край

111,9

45,8

0

45,8

76,8

72,9

0

75,4

Величина задолженности в целом зависит от финансового положения региона. Наличие задолженности по коммунальным платежам существенно искажает картину реальной потребности образовательных учреждений в финансовых средствах и фактических расходов на их финансирование. Задолженность по коммунальным платежам фактически является кредитованием образования в форме оказанных, но неоплаченных услуг и должна, таким образом, суммироваться с другими расходами, произведенными в текущем году при определении общего объема финансирования. Еще больше искажают картину взаимозачеты, носившие до последнего времени массовый характер, так как они осуществлялись по ценам, отличным от фактических.

Важным индикатором эффективности системы финансирования образования служит соотношение количества учащихся на одного преподавателя в сопоставлении со средней заработной платой учителей и уровнем их квалификации. В России динамика этого показателя имеет определенную специфику:

во-первых, уровень этого показателя значительно ниже, чем в развитых странах: с 1989 по 1999 гг. он снизился с 14,2 до 12,3 %.

во-вторых, количество преподавателей в России продолжает увеличиваться абсолютно при снижении количества учащихся.

Это означает увеличение доли затрат на заработную плату в ущерб финансированию расходов на развитие образования (новые учебные материалы и оборудование и др.). Данные некоторых исследований показывают, что затраты на переподготовку и повышение квалификации преподавателей позволяют увеличить показатель соотношения количества учащихся на одного учителя без снижения качества образования и являются экономически исключительно эффективными.

 Изложенные выше результаты анализа позволяют сформулировать ряд рекомендаций по совершенствованию механизма финансирования образования на региональном и субрегиональном уровне.

Общепризнанным является тот факт, что необходим способ по возможности объективного расчета норматива расходов на образование. Мировая тенденция и складывающаяся в нашей стране практика указывают на целесообразность определения норматива в расчете на одного учащегося. Такой норматив обеспечивает возможность обоснованного бюджетного планирования на всех уровнях, т.е. возможность расчета объема расходов на образование, сумм межбюджетных трансфертов, справедливого распределения средств между учебными заведениями. Этот подход при определенных условиях создает также стимулы к повышению качества образования и улучшению условий обучения. В основе системы планирования расходов на образование должен лежать норматив расходов на 1 учащегося. Необходимыми условиями получения реального эффекта от внедрения «подушевого» финансирования являются переход от постатейного финансирования и контроля расходов к финансированию функции или решения конкретной задачи на основе нормативов.

Для реализации данных приоритетных национальных проектов предстоит согласованно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать порядок и критерии материального поощрения лучших учителей и талантливой молодежи; отбора инновационных учреждений общего и высшего профессионального образования, молодежных проектов.

Таким образом, в рамках заявленных национальных проектов планируется поддержка конкретных инициатив педагогов и образовательных учреждений. При проведении процедур отбора инновационных школ, вузов, молодежных проектов принципиально важным станет становление институтов гражданского общества, способных оказывать непосредственное влияние на образовательную деятельность и молодежную политику. Складывающиеся союзы попечителей и работодателей, объединения родителей и выпускников школ, экспертные сообщества, журналистские организации должны получить возможность стать активными участниками изменений в сфере образования. Это также будет способствовать необходимым институциональным изменениям в системе образования. Вовлечение общественных институтов в распределение дополнительного ресурса в образовании приведет к формированию институциональной базы модернизации образования, когда инициаторами изменений станут граждане, а не только лишь представители органов управления образованием. Появляется уникальная возможность предоставить обществу решать - как с помощью гражданских институтов обеспечить приоритетное развитие образования в стране. Для этого, в частности, предлагается в 2006 году провести общенациональный конгресс гражданских организаций, посвященный проблемам развития образования, анализу складывающейся практики реализации приоритетных общенациональных проектов.

Лучшие разработки инновационных образовательных учреждений, конкретных учителей и преподавателей должны быть описаны и распространены. На основе наиболее продуктивных образовательных инициатив планируется осуществлять апробацию ключевых нормативных правовых изменений в системе образования. Главным образом, такая работа должна проводиться в рамках федеральных целевых программ.

Заключение

Инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами за влияние на подрастающее поколение. В настоящее время образование перестает играть ведущую роль в социализации подрастающего поколения. Развитие новых методов и каналов образования становится настоятельной необходимостью. В целом повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодежи, ее включенности в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния ее граждан. В настоящее время складывается мировой образовательный рынок. Этот рынок является высококонкурентным, поскольку образование все больше становится способом продвижения страны на глобализирующемся рынке труда и международном рынке новейших технологий, постепенно превращается в один из ведущих элементов геополитики и экономической стратегии государств при завоевании новых рынков. Вхождение России в ВТО и в Болонский процесс предоставляют новые возможности для продвижения российского образования на международной арене. Демографический спад, который характерен не только для России, но и для Западной Европы, приведет уже в ближайшей перспективе к острой конкуренции на международном и национальном уровнях за студентов высших учебных заведений. Инструментами в этой борьбе будут эффективность управления образовательным процессом, качество высшего образования, гибкость образовательных программ, возможность для студента войти в международные сети непрерывного образования, повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Эффективная реализация приоритетных направлений развития системы образования обеспечивается решением следующих задач.

1.                Для развития современной системы непрерывного профессионального образования необходимо:

• создать условия для расширения числа организаций, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров;

• создать условия для распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ;

• создать условия повышения роли общественных институтов в управлении образованием;

• сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ; • создать условия для обеспечения образовательной мобильности обучающихся.

2.                Для повышения качества профессионального образования необходимо:

• перейти к двухуровневому высшему образованию;

• реструктурировать системы начального и среднего профессионального образования; • создать условия для инновационного развития системы профессионального образования, интеграции образовательной, научной и практической деятельности.

3.                Для повышения доступности качественного общего образования необходимо:

• перейти к отраслевой системе оплаты труда работников образования, в том числе используя механизмы снижения недельной нагрузки учащихся и повышения заработной платы учителей; • создать механизмы осуществления социальной адресной поддержки обучающихся с расширением доступности дополнительного образования;

• перейти к профильному обучению в старших классах как способу удовлетворения индивидуальных образовательных запросов учащихся;

• изменить структуру стандарта общего образования, включив в нее требования к уровню подготовки выпускников, условия осуществления образовательной деятельности, примерный базисный учебный план.

4.                Для повышения инвестиционной привлекательности сферы образования необходимо:

• создать условия для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных организаций;

• создать условия для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу путем развития общественных институтов управления образованием;

• обеспечить большую прозрачность для учредителей процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями;

• создать условия для повышения качества управления образовательными учреждениями. Проблемы развития Несмотря на целый ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе образования в ходе реализации Концепции модернизации и повышения бюджетных расходов на развитие данной сферы, в целом в образовании сохраняются многочисленные проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс модернизации данной сферы удовлетворяет общество. Более того, эти проблемы и вызовы требуют энергичных и неординарных мер для того, чтобы кризисные явления в развитии системы образования были преодолены.

Среди указанных проблем следует выделить:

• недостаточную скоординированность действий по реализации мероприятий Концепции: проводимые эксперименты нередко осуществляются как самостоятельные и самодостаточные мероприятия;

• отставание по срокам: выполнена 1/3 от запланированного на настоящий момент;

• низкую осведомленность работников сферы образования относительно целей и задач модернизации, отсутствие у них мотивации к участию в преобразованиях;

• нерешенность наиболее значимых для педагогического корпуса проблем - вопроса конкурентного уровня заработной платы, пенсионного обеспечения, социального статуса;

• низкое общественное участие в проводимых преобразованиях;

• неразвитость непрерывного профессионального образования как механизма обеспечения текущих и перспективных потребностей динамично развивающегося общества и экономики в профессиональных кадрах необходимой квалификации;

• неадекватность существующих образовательных стандартов современным требованиям;

• снижение качества образования при массовом охвате молодежи высшим профессиональным образованием;

• отсутствие эффективной общественно-государственной системы контроля качества образования, направленной на адекватную и гласную оценку результата работ учебных заведений и педагогов, расширение участия различных социальных и профессиональных групп в развитии образования;

• неэффективность системы финансово-экономических механизмов ресурсного обеспечения образовательной деятельности на всех уровнях образования;

• отсутствие механизмов сосредоточения ресурсов на наиболее приоритетных направлениях развития образования;

• отсутствие содержательной и организационной преемственности между уровнями и ступенями образования;

• недостаточную интеграцию образования и науки в высшей школе;

• низкий уровень включенности российского образования в мировое образовательное пространство.

 


Список литературы

1.      Закон Российской Федерации "Об образовании"

2.      Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

3.      Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2005 год»

4.      Конституция Российской Федерации

5.      Официальная информация Министерства финансов РФ, опубликованная на сайте http: www.Minfin.ru;

6.      Рабочие материалы Главного управления федерального казначейства Минфина России;

7.      «Казначейская система исполнения бюджета»  под ред. О.В. Врублевской и Н.Г. Ивановой: Учебное пособие – СПБ.:Изд-во СпбГУ-ЭФ, 2000 г.

  1. http://www.eed.ru/opinions/o_89.html
  2. «Учительская газета» www.ug.ru
  3. www.fai.ru