Анализ потребителей
Потребности и предпочтения некоторых людей на выбранном рынке отличаются от потребностей других людей. На основе этой идеи выделяют первый однородный сегмент покупателей. В него включают схожих людей, потребности которых можно удовлетворить одним комплексом маркетинга.
К данному сегменту рынка относятся люди, старше 18 лет, организации и предприятия, занятые куплей – продажей и использующие транспортные перевозки, а также все другие организации и предприятия, которые действуют на рынке. Так как автомобильные перевозки в отличие от железнодорожных и других имеют основное преимущество: доставка «от двери до двери». Даже те, кто пользуется в своей работе другими видами перевозок, используют автомобильный транспорт для доставки как внутри населенных пунктов, так и между ними.
Анализ конкурентов
Анализ положения конкурентов на рынке можно провести с помощью метода «Три доли» Этот метод предполагает рассмотрение трех показателей фирм-конкурентов:
а) доля рынка;
б) доля «разума»: процент потребителей, которые, отвечая на вопрос «Назовите фирму, название которой в первую очередь приходит вам на ум при упоминании данной отрасли», — вспоминают этого конкурента;
в) доля «сердца»: процент потребителей, которые точно так же в ответ на вопрос «Назовите фирму, услугами которой вы предпочитаете пользоваться» — назвали конкурента.
Данный метод позволяет сопоставить два вида информации - статистические данные о продаже услуг каждым конкурентом и оценки потребителей, полученные с помощью опроса. Между названными тремя показателями существует взаимосвязь. В таблице приведены соответствующие показатели трех конкурирующих фирм за три года, которые иллюстрируют эту взаимосвязь.
Таблица
Доля рынка, доля «разума» и доля «сердца» (%)
|
Доля рынка |
Доля «разума» |
Доля «сердца» |
||||||
2002 |
2003 |
2004 |
2002 |
2003 |
2004 |
2002 |
2003 |
2004 |
|
ОАО «Автокомбинат» |
50 |
47 |
44 |
60 |
58 |
54 |
45 |
42 |
39 |
ООО «Мистер – ГРУЗ» |
30 |
34 |
37 |
30 |
31 |
35 |
44 |
47 |
53 |
ООО «Мистраль» |
20 |
19 |
19 |
10 |
11 |
11 |
11 |
11 |
8 |
Как видно из таблицы, ОАО «Автокомбинат» владеет наибольшей долей рынка, которая, однако, имеет тенденцию к уменьшению. Частично негативная динамика объясняется снижением его долей «разума» и «сердца». Принадлежащая ООО «Мистер – ГРУЗ» доля рынка постоянно возрастает, возможно, в результате, реализации стратегии, направленной на возрастание долей «разума» и «сердца». ООО «Мистраль», судя по всему, предлагает недостаточно качественные услуги, а его комплекс маркетинга в должной мере непривлекателен для потребителей. Предприятия, у которых доли «разума» и «сердца» возрастают, увеличивают и свою долю рынка и прибыль.