ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.. 2

2. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ.. 8

3. ЗАДАЧИ.. 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 18

1. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Система в переводе с греческого языка означает целое, составленное из частей, соединение. Система – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Для того чтобы система существовала, развивалась, совершенствовалась и выживала в экстремальных условиях, она должна обладать совокупностью некоторых свойств:

• Целостность и членимость. Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих  друг с другом. Элементы существую лишь в системе. Вне системы это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественными, но и одновременно совместимыми.

• Свойство связи. Между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т.д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать.

• Третье свойство – организация. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, то есть определенную структуру, организацию системы.

• Интегративные качества. Наличие у системы интегративных качеств, то есть качеств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.[1]

Из всего множества разнообразных систем логистические системы выделяются составом элементов, характером связей между ними, организацией и интегративными свойствами.

Логистическая система – это упорядоченное множество (совокупность) элементов, находящихся в определенных связях и отношениях друг с другом, образующих определенную ценность и единство, выполняющих те  или иные функции логистики.[2]

Субъектами логистической системы могут быть промышленные или торговые предприятия, территориально-производственный комплекс, совокупность производственных и инфраструктурных элементов, а также связей на различных уровнях (локальном, региональном, государственном).

Целью создания логистической системы является обеспечение доставки продукции (товаров, услуг, информации и т. д.) в заданное место в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Логистическая система представляет собой целостную совокупность разнообразных элементов, объединенных  в подсистемы и субсистемы, которые тесно взаимодействуют между собой.

Все подсистемы логистической системы делятся на две категории:

1) Функциональные подсистемы (производственная, транспортная, складская);

2) Обеспечивающие подсистемы (информационная, правовая, кадровая).

Процесс функционирования логистических систем основывается на логистических принципах. К основным принципам относятся:

1. Принцип рациональности.

Характерной чертой развития логистической системы предприятия является выбор наиболее подходящего варианта логистической системы. Выбираются такие управленческие решения, которые являются лучшими (оптимальными) по комплексу показателей для заданных условий. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти самое лучшее решение из всех возможных. С точки зрения рациональности можно оценивать не только уровень качества принимаемых решений (оптимальное решение задачи, оптимальный план, оптимальное управление), но и состояние логистической системы или ее поведение (оптимальная траектория, оптимальное распределение ресурсов, оптимальное функционирование складской системы).

2. Принцип целостности.

Чем крупнее логистическая система предприятия и чем больше различие в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей. Возможно несовпадение локальных оптимумов целей отдельных частей с глобальным оптимумом цели логистической системы предприятия. Любая логистическая система должна рассматриваться сначала на макроуровне, то есть  во взаимодействии с окружающей средой, а затем уже на микроуровне. Целостность является свойством логистической системы выполнять  заданную целевую функцию, реализуемую только системой в целом, а не отдельными ее элементами.

3. Принцип системности.

Он предполагает подход  к логистической системе как к объекту, представленному  совокупностью взаимосвязанных частных элементов (функций), реализация которых обеспечивает достижение нужного эффекта в требуемые сроки, при необходимых трудовых, финансовых и материальных затратах, с минимальным ущербом для окружающей среды.

Принцип системности предполагает исследование логистического объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой анализируемый объект находится в определенных отношениях с остальными системами. Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени.

4. Принцип интеграции.

Интеграция означает объединение в целое каких-либо частей или свойств. Принцип интеграции направлен на изучение интегративных свойств и закономерностей в логистических системах. Интегративные свойства проявляются в результате совмещения элементов до целого, совмещения функций во времени и в пространстве. Логистическая система как упорядоченная совокупность элементов с определенными связями обладает особыми системными свойствами, не присущими отдельным элементам и позволяющими получить синергический эффект. Синергической связью называется такая связь, которая при совместных действиях независимых элементов логистической системы обеспечивает общий эффект, превышающий сумму эффектов этих же элементов, действующих независимо, то есть усиливающаяся связь элементов системы.[3]

Синергия представляет собой:

а) Эффект взаимного усиления связей одной системы с другой на уровне материального потока. В логистике материальные потоки представляют собой взаимосвязанную особым образом совокупность логистических операций, процессов, звеньев и предметов, начиная с добычи, переработки и заканчивая потреблением (перераспределением) материальных ресурсов, готовой продукции для достижения общих целей логистической системы.

б) Совместный (корпоративный) эффект взаимодействия элементов в системе.

5. Принцип иерархии.

Иерархия представляет собой порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго  определенным ступеням (иерархическая лестница) и переход от низшего уровня к высшему уровню. Иерархия есть тип структурных отношений в сложных многоуровневых логистических системах, характеризуемых упорядоченностью и организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали. Иерархические отношения имеют место во многих  логистических системах, для которых характерна как структурная, так и функциональная дифференциация, то есть способность к реализации определенного круга логистических функций. Причем на более высоких уровнях осуществляются функции интеграции и согласования (координации).

Иерархическое построение логистических систем обуславливается тем, что управление в них связано с использованием и обработкой значительных массивов данных. На нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования логистической системы. На более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей логистической системы; на этих уровнях принимаются решения относительно логистической системы в целом. Иерархическая структура логистических систем не бывает абсолютно жесткой. Это связано с тем, что иерархия сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих уровней по отношению к вышележащим уровням. В управлении логистическими системами используются  присущие каждому уровню возможности самоорганизации.

6. Принцип гибкости.

Руководствуясь этим принципом, логистические системы и цепи должны строиться таким образом, чтобы всегда имелась возможность взаимозаменяемости структурных элементов. Соблюдение этого принципа помогает системе быстро адаптироваться к изменению внутренних или внешних условий. С этим принципом тесно связан следующий принцип.

7. Принцип динамичности.

Логистические системы не должны быть застывшими организационно-экономическими образованиями. Они должны отражать сущность охватываемых ими процессов. Эта сущность заключается в прогрессивной динамике, которая выражается в развитии, стремлении к совершенствованию. Динамичность как форма движения объединяет дискретность производственных и снабженческо-сбытовых операций, предметы и средства труда, а также цели и задачи, определенные на очередном этапе развития.

8. Принцип инициативности.

Построение логистических систем по этому принципу предполагает проявление образующимися структурами способности предупредительной реакции на вероятные события, а также возможности создавать и регулировать субъективные условия, положительно влияющие на процессы хозяйственной деятельности.

9. Принцип целесообразности.

Этот принцип ориентирует на привлечение лишь того потенциала, который играет положительную роль в достижении поставленных целей. Таким образом проявляется избирательность в выборе организационных, технических и технологических структурных составляющих, характеризующаяся стремлением к минимизации затрат или времени перемещения в условиях многовариантности решений конкретных задач.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы: реализация принципов функционирования логистической системы ведет к уменьшению объемов всех видов запасов, снижению неравномерности материальных потоков, а, следовательно, к сокращению затрат на хранение и перемещение материальных ресурсов и готовой продукции. Помимо этого повышается сбалансированность в управлении хозяйственной деятельностью. Ритмичность функционирования структур и подразделений, входящих в логистическую систему, приобретает устойчивый характер.

2. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ

Распределительная логистика – это часть общей логистической системы, обеспечивающая рационализацию процесса фактического продвижения продукции к потребителю.

Под распределительной логистикой понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Главным направлением в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов.

Распределительная логистика отвечает за оптимизацию процесса распределения имеющихся запасов готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями.

К важнейшим функциям распределительной логистики относятся:

• планирование, организация и управление транспортно-перемещающими процессами в логистической системе в послепроизводственный период;

• управление товарными запасами;

• получение заказов на поставку продукции и его эффективная обработка;

• комплектация, упаковка и выполнение  ряда других логистических операций по подготовке товарных потоков к генерации;

• организация рациональной отгрузки;

• управление доставкой и контроль над выполнением транспортно-перемещающих операций в логистических цепях;

• планирование, организация и управление логистическим сервисом.

Распределительная логистика должна обеспечить системную взаимосвязь:

− процесса управления материальными и информационными потоками с целями и задачами маркетинга;

− процесса распределения с процессами производства и закупок в плане сквозного управления материальными потоками;

− всех функций внутри самого распределения.

Объектом изучения в распределительной  логистике является материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю.

Материальный поток исходит  либо из источника сырья, либо из производства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распределительный центр, либо конечному потребителю.

Во всех случаях материальный поток поступает в потребление, которое может быть:

− производственным (текущее использование общественного продукта на производственные нужды в качестве средств труда и предметов труда).

− непроизводственным (текущее использование общественного продукта на личное потребление и потребление населения в предприятиях непроизводственной сферы).

На всех этапах  движения материального потока в пределах логистики происходит его производственное потребление. Лишь на конечном этапе, завершающем логистическую цепь, материальный поток попадает в сферу непроизводственного потребления.

К производственному потреблению относится также процесс преобразования материального потока в распределительном центре. Здесь осуществляются такие логистические операции, как подсортировка, упаковка, формирование партии груза, хранение, комплектация, фасовка, перемещение и другие. Комплекс этих операций составляет процесс производства в сфере обращения.

На всех этапах движения материальный поток является предметом труда участников логистического процесса. На стадии движения продукции производственно-технического назначения это могут быть необработанные сырьевые материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.д. На стадии товародвижения материальный поток представляет собой движение готовых товаров народного потребления.

Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные логистическим каналом распределения.

Канал распределения – это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю.[4]

Использование каналов распределения приносит производителям определенные выгоды:

− экономию финансовых средств на распределение продукции;

− возможность вложения сэкономленных средств в основное производство;

− продажу продукции более эффективными способами;

− высокую эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков;

− сокращение объемов работ по распределению продукции.

Существует несколько принципиальных отличий распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи:

1) подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;

2) системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);

3) системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.

К целям распределительной логистики (у предприятия-изготовителя) относят:

− обеспечить постоянную готовность к расширению предложения товаров или услуг;

− обеспечить конкурентоспособность товаров или услуг;

− постоянно осуществлять поиск новых рынков сбыта и закреплять положение на старых рынках;

− обеспечивать транспортировку товаров к месту назначения;

− совершенствовать условия поставки;

− устанавливать устойчивые контакты с потребителями;

− следить за выполнением заказов на поставку;

− создавать новые склады на рынках потребителя;

− обеспечивать экстренные нужды потребителей;

− создавать и поддерживать необходимый уровень товарно-материальных запасов;

− обеспечивать максимальный сервис.

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик – потребитель, начиная от момента постановки задач реализации  и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.[5]

Учитывая специфику предприятия и поставленные цели, задачи решаются на микроуровне (уровне предприятия) и макроуровне.

На уровне предприятия  к задачам распределительной логистики относятся следующие задачи:

• планирование процесса реализации;

• организация получения и обработки заказа;

•  выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;

• организация отгрузки продукции;

• организация доставки и контроль за транспортированием;

• организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне задачами распределительной логистики являются:

• выбор схемы распределения материального потока;

• определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

• определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории;

• ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.

Для решения задач по оптимизации распределения необходимо обеспечить контроль за всеми звеньями системы перемещения грузов.

Алгоритм формирования распределительной логистики следующий:

− изучение конъюнктуры рынка и определение стратегических целей системы распределения;

− расчет прогнозируемой величины материального потока, проходящего через систему распределения;

−  сопоставление прогноза необходимой величины запасов по системе в целом и на отдельных участках материалопроводящей цепи;

− изучение транспортной сети региона обслуживания, составление схемы материальных потоков в пределах системы распределения;

− разработка различных вариантов построения систем распределения;

− оценка логистических издержек для каждого из вариантов;

− выбор для реализации одного из разработанных вариантов.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод: распределительная  логистика представляет собой науку о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

3. ЗАДАЧИ

Задача 1.   Определить потребность склада в плоских поддонах и пятиярусных пятнадцатисекционных каркасных стеллажах, если допустимая высота пакета 900 мм, запас хранимых цветных металлов 281,4 т, размеры ящика 200х360х150, вес одного ящика 42 кг. В стеллаже размеры ячейки 1200х800х910 мм.

Решение

Количество контейнеров, поддонов определяется отношением запаса З (т) к грузоподъемности контейнера Р (т) (масса брутто), поддона:

                                            Nпод =З(т) / Р(т).                                                   (1)

При расчете потребности в поддонах требуется определить фактический вес груза на поддонах (в отличие от возможного веса брутто). Вес пакета определяется весом одной малой грузовой единицы Рм.г.е. и количества их в пакете (nобщ.):

                                                Р= Рм.г.е.* nобщ.                                                             (2)

Общее количество малых грузовых единиц в пакете определяется умножением их количества в основании пакета (nосн.) на число ярусов укладки (nяр.) в пакете:

                                              N общ.= nосн.* nяр.                                                           (3)

Количество ярусов укладки в пакете зависит от высоты пакета (Нпак.), высоты малой грузовой единицы (h м.г.е.) и высоты поддона (h под.):

                                     nяр. = (Нпак.- h под. ) / h м.г.е.                                            (4)

Количество грузовых единиц в основании пакета определяется раскладкой, то есть сравнением размеров ящика с размерами поддона.

Потребность в каркасных стеллажах определяется отношением количества пакетов, в которые распределился весь запас к вместимости стеллажа:

                                            Nкарк ст = Nпак. / nяч.* nпак.                                      (5)

где nяч. − количество ячеек в стеллаже;

      nпак. − количество пакетов, помещаемых в ячейку.

1. Определим путем раскладки количество ящиков в основании пакета:

                                                  1200

200

360

                      800

Получаем 12 ящиков.

2.Определим количество ярусов укладки в пакете, допустимая высота пакета составляет 900 мм:

nяр. = (900-150) / 150=5 ярусов

3.Определим общее количество малых грузовых единиц в пакете:

N общ.= 12*5=60 ящиков.

4.Определим вес пакета:

 Р=42 кг *60 ящ.= 2 520 кг, или 2,52 т.

 5. Определяем потребность в поддонах:

Nпод =281,4 т /2,52 т =112 поддонов.

6.Определим емкость каркасного стеллажа. Она равна количеству ячеек в стеллаже, при условии, что в одной ячейке хранится один пакет. Так как по условию задачи стеллаж пятиярусный пятнадцатисекционный, то

nяч. =5*15=75ячеек. В одной ячейке хранится один пакет.

7.Определим потребность в каркасных стеллажах:

 Nкарк ст =112 пакетов/75 яч=1,5 ст.

Берем целое число, округляя в большую сторону, получаем 2 стеллажа.

Задача 2. Рассчитать грузовую и общую площадь склада при штабельном хранении метизов в ящиках, если штабель формируется в 10 ярусов из пакета на стандартных плоских поддонах (1200х800х150), запас метизов 60 т, вес 1-го ящика – 80 кг, в пакете их 8 шт. Коэффициент неплотности укладки 1,1. Коэффициент использования площади склада 0,7.

Решение

Для материалов, упакованных в тару (ящики, тюки, мешки), а также пакетированных материалов, укладываемых в штабель, грузовая площадь определяется по формуле:

                                    Fскл. = f пак.*Nпак.н.у. / nяр.,                                          (6)

где f пак. − площадь, занимаемая одним упакованным местом, м2;

      Nпак  − количество мест в штуках; определяется делением нормы запаса на средний вес одного места;

      nяр .−  количество рядов по высоте штабеля;

      Кн.у. − коэффициент неплотности укладки в штабель.

Так как в пакете находится 8 ящиков, а вес одного ящика равен 80 кг, то средний вес одного места  (пакета) = 80*8 = 640 кг.

Тогда  количество мест в штуках составит:

Nпак.= 60000кг / 640 кг = 93,75 шт.  

Площадь, занимаемая одним пакетом,  составит:

f пак. = 1,2м*0,8м = 0,96 м2

Найдем грузовую площадь склада по формуле (6):

Fскл. = 0,96*93,75*1,1 / 10 = 9,9 м2

Общая площадь склада определяется по формуле:

                                           Fобщ. = Fскл. / Кi                                                       (7)

где Кi   − коэффициент использования площади склада.

Общая площадь склада составит:

Fобщ. = 9,9 / 0,7 = 14,14 м2

Задача 3. Определить количество необходимых автопогрузчиков на складе тарно-штучных грузов с суточным грузооборотом 200 т, если продолжительность 1-го цикла 15 мин, грузоподъемность  погрузчика 5 т, продолжительность смены 7 часов, время фактической работы 6 часов. Коэффициент использования механизма по грузоподъемности 0,9. 

Решение

Потребность в средствах механизации определяется по формуле:

                                          Nптосут / (Р*Т),                                               (8)

где Асут  ─ суточная грузопереработка, т;

       Р – часовая производительность механизма, т/час;

       Т – суточный фонд времени работы одного механизма, час.

Суточная грузопереработка механизма включает переработку грузов при поступлении Qпост (выгрузка), внутрискладскую переработку 2Qскл: укладка, затем выемка, при отпуске Qотп (отпуск):

                  Асут  = Qпост+2Qскл+ Qотп = Qпост+Qукл+ Qвыем+Qотп                       (9)

Суточный фонд времени работы одного механизма определяется количеством и продолжительностью смен:

                                              Т = Тсм*Nсм,                                                      (10)

где Тсм ─ продолжительность смены, час;

                Nсм ─ количество смен за сутки.

Часовая производительность механизма Р т/час определяется следующим образом:

                                         Р=60*q*Кпто / t,                                                     (11)

где q ─ грузоподъемность механизма по паспорту, т;

       t ─ длительность одного цикла работы механизма, мин;

       Кпто ─ коэффициент использования механизма  по времени и грузоподъемности, который определяется:

                                         Кпто = Кптоtптоq,                                                   (12)

где Кптоt ─ коэффициент использования механизма  по времени;

       Кптоq   коэффициент использования механизма  по грузоподъемности.

                                          Кптоt = Тфак. / Тсм,                                                  (13)

где Тсм – продолжительность смены, час;

       Тфак. – продолжительность фактической работы за смену, час.

1. Определим суточную грузопереработку автопогрузчиков:

Асут  = 200+2*200+200 = 800 т.

2. Определим коэффициент использования механизма  по времени:

Кптоt = 6/7=0,857.

Тогда   общий коэффициент использования автопогрузчика составит:

Кпто = 0,857*0,9 = 0,77

3. Определим    часовую производительность автопогрузчика:

Р = 60*5т*0,77 / 15мин = 15,4 т

4. Определим  потребность склада в автопогрузчиках:

Nпто= 800 т / (15,4 т*7 ч) = 7,42 пто

Берем целое число, округляя в большую сторону, получаем 8 автопогрузчиков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаджинский А. М. Логистика: учебник. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2004. – 431 с.

2. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика: Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 1999. – 412 с.

3. Иванова М. Логистика. Учебное пособие. – М.: РИОР, 2004. – 76 с.

4. Логистика: учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 327 с.

5.  Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 252 с.

          6. Николайчук В. Е. Логистика. – СПб: Питер, 2001. – 160 с.


[1] Логистика: учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 24

[2] Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 11

[3] Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 27

[4] Логистика: учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 192

[5] Гаджинский А. М. Логистика: учебник. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2004. – с. 318