Задача 1
Преобразуйте выражение в модель, отражающую зависимость среднегодовой выработки одного рабочего () от среднечасовой выработки одного рабочего (), средней продолжительности рабочего дня () и среднего количества дней, проработанных одним рабочим за год ().
Условные обозначения:
- среднегодовая производительность труда одного рабочего;
- объем выпускаемой продукции за год;
- среднесписочная численность рабочих за год.
Исходная модель:
;
Так как модель является кратной, она преобразуется методом расширения. Путем умножения числителя и знаменателя исходной модели на один или несколько показателей, при этом каждый имеет свой экономический смысл.
Преобразуем нашу модель путем умножения числителя и знаменателя на среднюю продолжительность рабочего дня (η) и среднего количества дней, проработанных одним рабочим за год ().
Имея формулу среднечасовой выработки одного рабочего:
получаем:
=**
Вывод: Методом расширения получили мультипликативную модель, отражающую зависимость среднегодовой выработки одного рабочего от среднечасовой выработки одного рабочего, средней продолжительности рабочего дня и среднего количества дней, проработанных одним рабочим за год.
Задача 2
Способом долевого участия определите раздельное влияние изменения среднегодовой стоимости внеоборотных и оборотных активов на изменение рентабельности всех активов.
Исходная информация для проведения факторного анализа рентабельности активов, тыс. руб Таблица 2.1
.
Показатели |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Отклонение (+/-) |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
9600 |
8500 |
|
Среднегодовая стоимость внеоборотных активов, тыс. руб. |
55400 |
60800 |
|
Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб. |
34600 |
31700 |
Определите при расчетах способом долевого участия долю прироста (снижения) каждого вида активов (в долях единицы) в общей сумме прироста всех активов. Затем величину влияния изменения стоимости активов на их рентабельность распределите пропорционально доле участия в этом каждого из видов активов.
Решение:
Рентабельность активов найдем как отношение прибыли предприятия к среднегодовой стоимости активов.
Так рентабельность активов в отчетном году равна
= 9600 / 90000 = 0,107 или 10,7%
В предыдущем:
= 8500 / 92500 = 0,092 или 9,2%
Рассчитаем отклонения в стоимости активов:
Расчет изменения показателя Таблица 2.2.
Показатель |
условное обозначение |
предыдущий год |
отчетный год |
Изменение (+;-) |
Чистая прибыль |
П |
9600 |
8500 |
-1100 |
Среднегодовая стоимость внеоборотных активов |
ВА |
55400 |
60800 |
5400 |
Среднегодовая стоимость оборотных активов |
ОА |
34600 |
31700 |
-2900 |
Общая стоимость активов |
|
90000 |
92500 |
2500 |
или -1,5%
Таким образом, уровень рентабельности снизился на 1,5% .
Определим долю каждого вида активов в общей сумме изменений всех активов способом долевого участия. Сначала определяется доля каждого фактора в общей сумме их изменений, которая затем умножается на общий прирост результативного показателя:
Таким образом, получим:
или -3,19%
или 1,71%
Расчет влияния факторов на результативный показатель способом долевого участия
Таблица 2.3.
Показатель |
Изменение активов, тыс. руб. |
Доля показателей в общем изменении активов, в долях единицы |
Изменение рентабельности, % |
Оборотные активы |
-2900 |
-1,16 |
+1,71 |
Внеоборотные активы |
5400 |
+2,16 |
-3,19 |
Всего активов |
2500 |
1,00 |
-1,5 |
По данным таблицы можно сделать вывод о том, что доля снижения оборотных активов в общей сумме прироста всех активов составила –1,16%, доля прироста внеоборотных активов в общей сумме прироста всех активов составила 2,16%. На увеличение рентабельности оборотные активы повлияли на 1,71%, внеоборотные активы повлияли на снижение рентабельности на 3,19%.
Для определения величины влияния факторов на прирост результативного показателя используем способ пропорционального деления.
Расчет проводится следующим образом:
Так в нашем случае, уровень рентабельности снизился на 1,5% в связи с увеличением активов предприятия на 2500 тыс. руб. При этом стоимость внеоборотных активов возросла на 5400 тыс. руб., а оборотного уменьшилась на 2900 тыс. руб. Значит, за счет первого фактора уровень рентабельности снизился, а за счет второго повысился:
Вывод:
Снижение доли оборотных активов в общей сумме прироста всех активов составила –1,16%, доля прироста внеоборотных активов - 2,16%. На увеличение рентабельности оборотные активы повлияли на 1,71%, внеоборотные активы повлияли на снижение рентабельности на 3,19%. В общем же произошло снижение рентабельности активов на 1.5% за исследуемый период.
Задача 3
Рассчитайте влияние факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов на изменение объема продаж, применив способ абсолютных разниц и интегральный метод. Сопоставьте результаты расчетов.
Исходная информация для проведения факторного анализа объема продаж Таблица 3.1
Показатель |
условное обозначение |
Бизнес-план |
Отчет |
Изменение (+;-) |
Объем продаж, тыс. руб. |
N |
136710 |
125280 |
|
Среднегодовая численность рабочих, чел. |
R |
600 |
580 |
|
Количество отработанных дней в среднем за год одним рабочим, дни |
D |
245 |
240 |
|
Среднегодовая выработка продукции одним рабочим, руб. |
930 |
900 |
|
Интегральный метод позволяет устранить недостаток способа элиминирования, когда в расчетах исходят из того, что факторы изменяются независимо друг от друга. На самом же деле возникает дополнительное изменение результативного показателя, так как факторы действуют взаимосвязано.
Решение:
Объем продаж рассчитывается по формуле: N=R*D*,
где R - среднегодовая численность рабочих, чел.
D - количество отработанных дней в среднем за год одним рабочим, дни;
- среднедневная выработка продукции одним рабочим, руб.,
1. Рассчитаем влияние факторов на изменение объема продаж способом абсолютных разниц.
Применение способа абсолютных разниц Таблица 3.2.
Показатель |
условное обозначение |
Бизнес-план 0 |
Отчет 1 |
Изменение (+;-) |
|
|
Объем продаж, тыс. руб. |
N |
136710 |
125280 |
-11430 |
|
|
Среднегодовая численность рабочих, чел. |
R |
600 |
580 |
-20 |
-4557000 |
|
Количество отработанных дней в среднем за год одним рабочим, дни |
D |
245 |
240 |
-5 |
-2697000 |
|
Среднедневная выработка продукции одним рабочим, руб. |
930 |
900 |
-30 |
-4176000 |
||
Итого |
|
|
|
|
-11430000 |
Сделаем проверку:
-4557000+(-2697000)+(-4176000) = -11430000
-11430000=-11430000
Из рассчитанных данных способом абсолютных разниц можно сделать выводы, что:
· снижение среднегодовой численности рабочих на 20 человек привело к снижению объема продаж на 4557 тыс. руб.
· снижение количества отработанных дней в среднем за год одним рабочим на 5 дней привело к снижению объема продаж на 2697 тыс. руб.
· снижение среднедневной выработки продукции одним рабочим на 30 руб. привело к снижению объема продаж на 4176 тыс. руб.
2. Рассчитаем влияние факторов на изменение объема продаж интегральным методом.
Для трехфакторной мультипликативной модели N=R*D*:
Сделаем проверку:
-11430000 = -4438000+(-2699500)+(-4292500)
-11430 000= -11430000
Вывод: результаты расчетов интегральным способом совпали с фактическим отклонением выручки.
Из рассчитанных данных интегральным методом можно сделать выводы, что:
· снижение среднегодовой численности рабочих на 20 человек привело к снижению объема продаж на 4438 тыс. руб.
· снижение количества отработанных дней в среднем за год одним рабочим на 5 дней привело к снижению объема продаж на 2699.5 тыс. руб.
· снижение среднедневной выработки продукции одним рабочим на 30 руб. привело к снижению объема продаж на 4292.5 тыс. руб.
Сопоставление расчетов методом абсолютных разниц и интегральным методом
Таблица 3.3.
Показатель |
условное обозначение |
Метод абс. разниц |
Интегральный метод |
Объем продаж, тыс. руб. |
N |
|
|
Среднегодовая численность рабочих, чел. |
R |
-4557000 |
-4438000 |
Количество отработанных дней в среднем за год одним рабочим, дни |
D |
-2697000 |
-2699500 |
Среднегодовая выработка продукции одним рабочим, руб. |
-4176000 |
-4292500 |
|
Итого |
|
-11430000 |
-11430000 |
Из сопоставления результатов расчетов видно, что общий результат изменения выручки от продаж одинаковый (-11430 тыс. руб.), но изменения за счет факторов отличаются. Это происходит из-за того, что происходит дополнительное изменение результативного показателя, т.к. факторы действуют взаимосвязано.
Задача 4
Индексным методом проанализируйте влияние факторов на изменение результативного показателя — себестоимости реализованной продукции.
Таблица 4.1.
Вид продукции |
Количество продукции (q), шт |
Себестоимость единицы продукции (z), руб. |
||
Предыдущий год |
Отчетный год |
Предыдущий год |
Отчетный год |
|
А |
25 |
27 |
320 |
340 |
B |
40 |
40 |
150 |
200 |
С |
20 |
12 |
140 |
180 |
Решение:
Для проведения факторного анализа воспользуемся индексной системой:
откуда
Составим расчетную таблицу:
Таблица 4.2.
Вид продукции |
Количество продукции (q), шт |
Себестоимость единицы продукции (z), руб. |
Расчетные показатели |
||||
Предыдущий год |
Отчетный год |
Предыдущий год |
Отчетный год |
z0q0 |
z1q1 |
z0q1 |
|
А |
25 |
27 |
320 |
340 |
8000 |
9180 |
8640 |
B |
40 |
40 |
150 |
200 |
6000 |
8000 |
6000 |
С |
20 |
12 |
140 |
180 |
2800 |
2160 |
1680 |
сумма |
|
16800 |
19340 |
16320 |
Совокупное действие двух факторов на изменение общей себестоимости определим с помощью индекса затрат на производство продукции (результативного индекса):
= 19340 / 16800 = 1,151 или 115,1%.
Индекс показывает, что общая себестоимость продукции в отчетном периоде по сравнению с прошлым увеличилась на 15,1%, что в абсолютном выражении составило:
= 19340 – 16800 = 2540 руб.
Влияние изменения себестоимости единицы продукции на величину общих затрат определим с помощью факторного индекса себестоимости продукции:
= 19340 / 16320 = 1,185 или 118,5%.
Следовательно, за счет изменения себестоимости единицы продукции по каждому товару произошло увеличение общей себестоимости на 18,5%, что в абсолютном выражении составило:
= 19340 – 16320 = 3020 руб.
Влияние изменения объема продукции на величину общих затрат определим с помощью факторного индекса физического объема продукции:
= 16320 / 16800 = 0,971 или 97,1%.
Следовательно, за счет снижения общего объема продукции себестоимость всей продукции снизилась на 2,9%, что в абсолютном выражении составило:
= 16320 – 16800 = -480 руб.
Поверим взаимосвязь индексов и разложение абсолютного прироста по факторам:
Izq = Iz x Iq 1,151 = 1,185 х 0,971
2540 = 3020 – 480 руб.
Вывод: общая себестоимость продукции в отчетном периоде по сравнению с прошлым увеличилась на 15,1%, что в абсолютном выражении составило 2540 руб. В свою очередь, за счет изменения себестоимости единицы продукции по каждому товару произошло увеличение общей себестоимости на 18,5%, или 3020 руб., а за счет снижения общего объема продукции себестоимость всей продукции снизилась на 2,9% или 480 руб.
Задача 5
Осуществите сравнительную рейтинговую оценку деятельности пяти акционерных обществ (АО) на основе исходной информации о пяти финансовых показателях аij и коэффициентах их значимости Кj.
Для комплексной оценки хозяйственной деятельности организации используйте два метода:
· метод суммы мест
· метод расстояний.
Сопоставьте результаты расчетов по двум методам. Выявите и объясните причины различий.
Исходная информация для проведения анализа Таблица 5.1.
Номер АО и Кj |
Финансовые показатели для комплексной оценки (aij) |
||||
коэффициент ликвидности |
коэффициент оборачиваемости оборотных активов |
рентабельность продаж, % |
рентабельность капитала, % |
доля собственного капитала в совокупном капитале, % |
|
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
1,5 |
3,5 |
30 |
28 |
14 |
2 |
1,8 |
3,2 |
25 |
26 |
20 |
3 |
1,4 |
3,1 |
35 |
24 |
30 |
4 |
2,0 |
2,7 |
26 |
38 |
18 |
5 |
1,6 |
2,2 |
24 |
21 |
35 |
Кj |
2 |
2 |
4 |
3 |
3 |
Решение:
1. При применении методы суммы мест суммируются места, достигнутые организациями по отобранным показателям: наименьшая сумма мест означает первое место и т. д.
Все показатели являются стимуляторами, так как увеличение каждого из них способствует улучшению общей оценки. Распределим позиции элементов матрицы исходя из сортировки по убыванию: первое место у наибольшего числа.
Применение метода суммы мест Таблица 5.2.
Номер АО и Кj |
Финансовые показатели для комплексной оценки (aij) |
Сумма позиций |
Место |
||||
коэффициент ликвидности |
коэффициент оборачиваемости оборотных активов |
рентабельность продаж, % |
рентабельность капитала, % |
доля собственного капитала в совокупном капитале, % |
|||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
1,5 (4) |
3,5(1) |
30(2) |
28(2) |
14(5) |
14 |
2 |
2 |
1,8(2) |
3,2(2) |
25(4) |
26(3) |
20(3) |
14 |
2 |
3 |
1,4 (5) |
3,1(3) |
35(1) |
24(4) |
30(2) |
15 |
3 |
4 |
2(1) |
2,7(4) |
26(3) |
38(1) |
18(4) |
13 |
1 |
5 |
1,6 (3) |
2,2(5) |
24(5) |
21(5) |
35(1) |
19 |
4 |
Таким образом, на первом месте оказалось предприятие № 4, второе разделили предприятия № 1 и 2, на третьем – № 3, на четвертом -№ 5.
2. При использовании метода многомерного сравнительного анализа, основанного на методе расстояний, учитываются как абсолютные значения сравниваемых показателей, так и степень их отклонений от эталона.
Наилучшее с экономической точки зрения значение каждого из сравниваемых показателей аij принимается за эталон.
Расчет показателей предприятия-эталона Таблица 5.3.
Номер АО и Кj |
Финансовые показатели для комплексной оценки (aij) |
||||
коэффициент ликвидности |
коэффициент оборачиваемости оборотных активов |
рентабельность продаж, % |
рентабельность капитала, % |
доля собственного капитала в совокупном капитале, % |
|
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
1,5 (4) |
3,5(1) |
30(2) |
28(2) |
14(5) |
2 |
1,8(2) |
3,2(2) |
25(4) |
26(3) |
20(3) |
3 |
1,4 (5) |
3,1(3) |
35(1) |
24(4) |
30(2) |
4 |
2(1) |
2,7(4) |
26(3) |
38(1) |
18(4) |
5 |
1,6 (3) |
2,2(5) |
24(5) |
21(5) |
35(1) |
Кj |
2 |
2 |
4 |
3 |
3 |
Эталон mах аij |
2 |
3,5 |
35 |
38 |
35 |
Затем создается матрица стандартизованных коэффициентов хij по алгоритму хij = аij / mах аij:
Матрица стандартизированных коэффициентов Таблица 5.4.
Номер АО |
Финансовые показатели |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
0,75 |
1 |
0,86 |
0,74 |
0,40 |
2 |
0,90 |
0,91 |
0,71 |
0,68 |
0,57 |
3 |
0,70 |
0,89 |
1 |
0,63 |
0,86 |
4 |
1 |
0,77 |
0,74 |
1 |
0,51 |
5 |
0,80 |
0,63 |
0,69 |
0,55 |
1 |
Все элементы матрицы координат возводятся в квадрат. Из суммы квадратов показателей, выбранных для комплексной оценки, извлекается квадратный корень для получения показателя обобщающей рейтинговой оценки Ri. Алгоритм расчета:
Результаты расчетов сведем в таблицу 5.5. Наибольшее значение Ri. соответствует первому месту.
Сравнительная оценка АО методом расстояний Таблица 5.5.
Номер АО |
Квадраты стандартизированных коэффициентов с учетом Кj |
Рейтинговая оценка |
Место |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
1 |
1,125 |
2,000 |
2,939 |
1,629 |
0,480 |
2,859 |
3 |
2 |
1,620 |
1,672 |
2,041 |
1,404 |
0,980 |
2,778 |
5 |
3 |
0,980 |
1,569 |
4,000 |
1,197 |
2,204 |
3,154 |
1 |
4 |
2,000 |
1,190 |
2,207 |
3,000 |
0,793 |
3,032 |
2 |
5 |
1,280 |
0,790 |
1,881 |
0,916 |
3,000 |
2,805 |
4 |
Таким образом, первое место занимает АО под номером 3, т.е. оно имеет самую высокую рейтинговую оценку по сравнению с остальными предприятиями, это означает, что на предприятии самые высокие показатели ликвидности, устойчивости и рентабельности.
Вывод: сопоставив результаты расчетов видно, что рейтинговые оценки мест не совпадают, это происходит из-за коэффициента значимости финансовых показателей. Так как коэффициент рентабельности продаж имеет наибольший коэффициент значимости, то его оценка является основополагающей в итоговой рейтинговой оценке методом расстояний. Рейтинговая оценка методом расстояний сглаживает показания рейтинговой оценки методом суммы мест. И все же метод расстояний более точный.
Задача 6
Определите сумму переменных расходов, если объем продаж составил 700 тыс. руб., а доля маржинального дохода — 30%.
Решение:
Переменные затраты = Выручка — Маржинальный доход
Маржинальный доход = Доля маржинального дохода х Выручка
Маржинальный доход = 700 х 0,3 = 210 тыс. руб.
Переменные затраты = 700 – 210 = 490 тыс. руб.
Вывод: переменные затраты составили 490 тыс. руб.
Список литературы
1. Теория экономического анализа. Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов IV курса специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». М.: ВЗФЭИ, 2009.
Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской.- 2-е изд., доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА