СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Понятие и историческое развитие метода «словесного портрета»……………5

2. Методика составления «словесного портрета»………………………………..16

3. Методика «словесного портрета» в оперативно-розыскной, следственной и экспертной практике……………………………………………………………….22

Заключение………………………………………………………………………...25

Список использованной литературы…………………………………………..26

Введение

Возможность использования анатомических и функциональных признаков внешности для идентификации человека обусловливается прежде всего относительной устойчивостью этих признаков. Устойчивость анатомических признаков определяется постоянством костно-хрящевой основы тела человека. Возрастные и болезненные изменения анатомических признаков не могут иметь существенного значения, так как, во-первых, возрастные изменения происходят медленно и в пределах идентификационного периода не приводят к качественным различиям; во-вторых, болезненные (травматические) изменения затрагивают лишь некоторые признаки, и поэтому индивидуальная совокупность признаков внешности каждого человека остается практически неизменной. Умышленные изменения анатомических признаков с помощью пластических операций не проходят бесследно, легко выявляются при освидетельствовании. Что касается функциональных признаков внешности, то они в этом отношении менее надежны, поскольку могут быть легко изменены. Однако существенно изменить всю совокупность присущих данному человеку функциональных признаков невозможно. Поэтому у каждого человека комплекс функциональных признаков тоже достаточно устойчив и неповторим. Устойчивость функциональных признаков объясняется системностью в работе больших полушарий головного мозга, образованием динамического стереотипа (устойчивой системы условных рефлексов) определенных движений при ходьбе, разговорной речи и т. д.

Тема данной курсовой работы – «Словесный портрет» и его применение в оперативно – розыскной и следственной практике» – актуальна в силу того, что, во-первых, при допросе о признаках внешности того или иного лица методика «словесного портрета» способствует получению более точных и подробных показаний. Обычно допрашиваемые дают поверхностную характеристику внешности человека даже в том случае, если они много раз видели его, во-вторых, идентификация человека путем непосредственного сопоставления его внешности с фото или изопортретом используется при проверке личности вызванного на допрос свидетеля, потерпевшего, эксперта, подозреваемого или обвиняемого путем сравнения его внешности с фотокарточкой в документе, удостоверяющим личность, в-третьих, возможность использования анатомических и функциональных признаков внешности для идентификации человека обусловливается прежде всего относительной устойчивостью этих признаков.

Целью данной работы является описать сущность «Словесного портрета» и его применение в оперативно – розыскной и следственной практике.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

1. показывается понятие и историческое развитие метода «словесного портрета»;

2. описывается методика составления «словесного портрета»;

3. рассматривается методика «словесного портрета» в оперативно-розыскной, следственной и экспертной практике;

Работа состоит из Введения, трех Пунктов, Заключения и Списка использованной литературы.

В Пункте 1 – Понятие и историческое развитие метода «словесного портрета» – решается первая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: показывается понятие и историческое развитие метода «словесного портрета».

В Пункте 2 – Методика составления «словесного портрета» – решается вторая из промежуточных задач, а именно: описывается методика составления «словесного портрета».

В Пункте 3 – Методика «словесного портрета» в оперативно-розыскной, следственной и экспертной практике – решается последняя из промежуточных задач, а именно: рассматривается методика «словесного портрета» в оперативно-розыскной, следственной и экспертной практике.

В Заключении делаются основные выводы по работе.

1. Понятие и историческое развитие метода «словесного портрета»

Словесный портрет - это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов.

Попытаемся мысленно перенестись в то далекое прошлое, когда не существовало ни фотографии, ни дактилоскопии, когда люди не умели описывать внешность человека по методу «словесного портрета» и пользоваться в целях установления личности антропометрией–измерением частей тела человека, и мы поймем, как трудно было без научных методов вести борьбу с преступностью, как легко преступникам удавалось скрывать свою личность. В то время и появились такие жестокие способы выделения преступников из общей массы людей, как калечение и клеймение.

Калечение служило в древности наказанием и одновременно искусственно создавало физические признаки, говорящие о характере преступления и даже о том, сколько преступлений совершено данным лицом. Так, например, древнеиндийский исторический памятник, известный под названием «Законы Ману», сложившийся во II в. до н. э., предписывал за удар, нанесенный низшим высшему, отрезать ту часть тела, которой нанесен удар. 1 В древнем Вавилоне, по законам Хаммурапи, у сына, ударившего отца, вырезался язык, у кормилицы, виновной в смерти ребенка, отрезались груди. В древнем Египте за совершение кражи, подлога отсекалась рука и т. д.

Калечение как наказание и как способ опознания преступников применялось и в России. В Соборном уложении 1649 г. по поводу «разбойных и татиных дел» говорилось: «А приведут татя, а доведут на него одну татьбу: и того татя пытать и в иных татьбах и в убийстве, да будет с пытки в иных татьбах и в убийстве не повинится, а скажет, что он крал впервые, а убийства не учинил; и того татя за первую татьбу бити кнутом и отрезать ему левое ухо, и посадити его в тюрьму на два года, а животы его отдатй истцом в выть, и из тюрьмы выимая его посылать в кандалах работать на всякия изделья, где Государь укажет. А как он два года в тюрьме отсидит, и его послать в Украинные городы, где Государь укажет, и велеть ему в Украинных городех быти, в какой чин он пригодится, и дать ему письмо за Дьячею прнписью, что он за свое воровство в тюрьме урочные годы отсидел, и из тюрьмы выпущен». 1

Если после освобождения «того же татя изъи-мают на другой татьбе», ему предписывалось отрезать правое ухо и посадить в тюрьму на 4 года с последующей высылкой «на Украинные городы». Если тать (вор) совершал кражу лошади у ратного (военного) человека, ему отсекалась рука.

Клеймение преступников как метод их опознания также применялся с глубокой древности. Согласно «Законам Ману», низший, пытающийся занять место рядом с высшим, подлежал изгнанию с клеймом на бедре. Широко применялось клеймение во Франции в XIV–XVIII вв., где тело преступников покрывалось клеймами в виде букв, указывающих на характер преступления. Так, например, буква «V» обозначала «вор», две буквы «VV» – вор-рецидивист и т. д. Применялось клеймение и в других странах. В России правило о клеймении преступников впервые упоминается в Уставной грамоте великого князя Василия Дмитриевича, данной им жителям Двинской земли (1397–1398 гг.), «татя всякого пятнити». 2 В дошедших до нас позднейших исторических документах о клеймении не упоминается вплоть до XVII в. В 1637 г. в царской грамоте, заменившей «денежным» ворам смертную казнь битьем кнутом и ссылкой, вводилось правило для улики ставить им на щеки клейма «вор», «дабы эти воры впредь были знатны». В 1691 г. Указом Петра I предписывалось ссылать всех, кто освобожден от смертной казни, предварительно «запятнав» буквой «В» («буде впредь, кто из тех воров из ссылки сбежит, а объявится в Москве, был бы ту познан»).

В более позднем указе Петра I был точно определен и самый способ клеймения: «...Натирать те пятна порохом многожды накрепко, чтобы они тех пятен ничем не вытравливали и не живили, и чтобы те пятна на тех ворах были знатны по смерть их». В России клеймение преступников было отменено лишь в 1863 г., накануне введения судебной реформы 1864 г.

Научные методы опознания личности стали использоваться лишь во второй половине XIX в., начало их развитию было положено разработкой так называемого «словесного портрета». 1

Метод словесного портрета – это описание в однозначной терминологии признаков внешности человека на основе научно разработанной их системы. Создатель словесного портрета французский криминалист А. Бертильон в 1885 г. предложил описывать приметы преступников не в произвольной форме, как это делалось ранее, а на основе определенной системы. По этой тщательно разработанной ученым системе каждая видимая часть головы в целом и лица в особенности получала точное определение и обозначение в виде букв, из которых составлялась формула внешности.

Предложение Бертильона сразу же вошло в практику французской полиции. Полицейские стали заучивать формулы неизвестных им преступников, находящихся в заключении, а затем отправлялись в тюрьму и там опознавали их. И хотя бывали и ошибки, их было не так много, большей частью опознание было правильным.

Метод словесного портрета постепенно получал признание в других странах. Итальянский ученый проф. Оттоленги предложил расширить признаки словесного портрета и включить в их число психологические приметы, признаки, указывающие на формы движений, и т. д. В других странах, например в Англии, к словесному портрету отнеслись осторожно, в практику его не вводили, считая словесную конструкцию портрета слишком сложной и поэтому недоступной среднему полицейскому.

Однако у словесного портрета оказалось больше достоинств, чем недостатков, и с теми или иными модификациями он постепенно завоевал весь мир. Словесный портрет имеет и свою предысторию. Еще в глубокой древности признаки внешности человека использовались для целей опознания. Приведем описание внешности преступника, датируемое 14 г. до н. э. и получившее широкую известность в криминалистике: «Молодой раб Аристогена, сына Хри-зиппа, представителя от Алабанды, бежал в Александрию; имя его Герман, прозываемый также Нейлос; он уроженец Сирии, из Бамбико, приблизительно 18 лет от роду, среднего роста, безбородый, с прямыми ногами, с ямочкой на подбородке, с чечевицевидной бородавкой на левой стороне носа, с рубцом через левый угол рта, татуированный варварскими буквами на правом запястье».1 В этом описании по чертам внешности мы уже находим те признаки, которые впоследствии войдут в словесный портрет Бертильона, в нем четко названы особые приметы, играющие и в наши дни большую роль при розыске преступников.

В России описание личности по внешним приметам встречалось уже в XIV в. Это подтверждает так называемый «Кремлевский клад», найденный в 1843 г. На обнаруженном в нем куске сыромятной кожи значилось: «Микита плешив, бородат, швец-портной, бородавица на правом лици, пятно.

Последние 20-30 лет новейшими методами криминалистики протекают под знаком бурного прогресса на поприще разработки оригинальных методов практического следоведения в уголовном производстве. К примеру: правоохранительные органы США при расследовании убийств все чаще прибегают к знаниям ученных энтомологов; в Англии, Германии, а теперь уже и в России применяют метод генной идентификации  человека. Задачу сравнения объекта с большим количеством ему подобных эффективно может решать с помощью еще малоизвестного голографического метода оптической согласованной фильтрации. Особое внимание отечественных криминалистов уделяют таким методам, как составление «психологического профиля» разыскиваемого преступника; использование при получении оперативно – значимой информации полиграфа и гипноза.

Но не следует забывать и о «старых» методах применяемых при расследовании преступлений. Ведь именно при помощи них, когда отсутствовали компьютеры и детекторы лжи; отечественные и зарубежные специалисты раскрывали нередко самые запутанные преступления.

Признаки внешности человека издавна использовались при опознании и уголовной регистрации преступников. Эти признаки весьма разнообразны, многочисленны и в обиходе имеют разные названия. Что бы использовать их в целях отождествления человека, необходима была классификация и единая терминология признаков. В 80 – х годах XIX в. французским криминалистам А. Бертильоном была создана специальная методика описание признаков внешности человека, названная им «словесным портретом». Впоследствии эти признаки стали успешно использоваться в фото портретной идентификации  экспертизе. Широкое применение «словесный портрет» получил в розыскной работе. Причиной выбора много данный темп послужило то, что не смотря на применение российскими правоохранительными органами новейших методик при расследовании преступлений, метод криминалистической идентификации по признакам внешности человека остается основным способом раскрытия 70% совершились в России преступлений. 1

Поэтому я решила исследовать методики возникновения этой методики и изменения, которые она претерпела за 2 века её существования для дальнейшего применения этого метода на практике.

Со времен Бертильона методика «словесного портрета» претерпела значительные изменения. В настоящее время при описании внешности человека не используется методика измерения отдельных частей тела. Классификация признаков внешности человека выделяет две основные группы:

1) Признаки, характеризующие особенности анатомического строения человека, как-то: пол и возраст, рост, общее телосложение, характеристика головы, волос, лица, лба, бровей, глаз, носа, губ, рта, зубов, подбородка, ушных раковин, шеи, плеч, груди, спины и конечностей.

2) Признаки, физиологической основой которых являются условно-рефлекторные процессы, сопровождающиеся возникновением динамического стереотипа движения человека. Это - привычные, автоматизированные движения и положения тела человека и его отдельных частей (походка, осанка, жестикуляция, мимика, голос и речь).

Важное значение в методике словесного портрета имеют не только нормальные вариации признаков внешности, но и патологические формы - анатомические и функциональные аномалии, образующие самостоятельную группу особых примет (цветовые аномалии, телесные наросты, шрамы, искривление позвоночника, горб, рубцы, родимые пятна, бородавки, татуировки и др.). В отдельную группу выделяют и так называемые броские признаки - сравнительно редкие, ярко выраженные, легко запоминающиеся признаки, имеющие значение при розыске. Например: необычайная манера размахивания руками при ходьбе, раздвоеность губы, слишком крупный нос и др. При допросе о признаках внешности того или иного лица, методика словесного портрета, способствует получению более точных и подробных показаний. Обычно допрашиваемые дают поверхностную характеристику внешности человека даже в том случае, если они много раз видели его. При этом чаще всего упоминается лишь рост, общее телосложение, цвет волос, отдельные признаки одежды и некоторые другие броские приметы. Используя методику словесного портрета, следователь может помочь допрашиваемому более подробно описать признаки внешности, расчленить целостный мысленный образ описываемого, выделить наиболее характерные особенности, уточнить и детализировать отдельные приметы.

Опасны в этих случаях наводящие вопросы. Учитывая психологические закономерности восприятия и памяти, необходимо путем активизации ассоциативных процессов, постановки дополнительных уточняющих вопросов помочь допрашиваемому по возможности подробно и точно описать признаки внешности. Желательно при этом придерживаться терминологии «словесного портрета». Однако, если допрашиваемый не знаком с этой терминологией и употребляет другие наименования признаков внешности, их следует сохранить в описании, поскольку замена этих наименований специальными терминами может привести к искажению показаний. Методика «словесного портрета» используется также в процессе освидетельствования при описании телесных повреждений, накожных примет и других анатомических признаков, обнаруженных на теле освидетельствуемого. Широкое применение методика «словесного портрета» находит также в фотопортретной идентификационной экспертизе.

В оперативно-розыскной практике иногда возникает необходимость восстановления лица по черепу (так называемая скульптурная реконструкция портрета). Данный метод, разработанный проф. М. М. Герасимовым, заключается в том, что на череп наносится восковой слой, толщина которого определяется с учетом данных о толщине мягких покровов лица и их функциональной связи с формой скелета. Созданный таким образом скульптурный портрет сравнивается по признакам внешности с прижизненными фотографиями или «словестным портретом» без вести пропавшего лица. Объектом экспертного исследования такой скульптурный портрет быть не может, так как при создании его на основе черепа не представляется возможности точно восстановить так называемые топографо-анатомические (антропометрические) очки лица, являющиеся базой экспертного отождествления человека по признакам внешности. Данный портрет используют лишь в оперативно-розыскных мероприятиях для идентификации.

Для того, чтобы по показаниям свидетеля, потерпевшего или обвиняемого смонтировать портрет виденного им лица, допрашиваемому показывают фотоснимки или рисунки изображающие основные разновидности строения головы, лба, глаз, носа, губ, ушных раковин и др. Допрашиваемый выбирает тот вариант, который больше всего соответствует внешности искомого человека. Когда отбор соответствующих фотоснимков или рисунков различных частей лица и носильных вещей закончен, производится монтаж этих деталей, чтобы получить комбинированный портрет искомого лица. Этот способ, получения изображения разыскиваемого лица, называется методом комбинированных портретов или фоторобот. Внедрение компьютерной техники в работу следственных органов облегчило составление фоторобота и нам больше не приходится при составлении портрета преступника вручную менять для просмотра тысячи полосок с изображением разных носов, ртов и подбородков. Первая компьютерная программа – фоторобот была создана в США в 1983 году. Сравнительно недавно, в середине 90 -х годов в России была разработана и внедрена собственная программа. 1

Эта программа содержит в себе женскую и мужскую библиотеки признаков внешности, содержащих в себе прически, глаза, носы, брови, подбородоки, овалы лица, губы, головные уборы, усы, бороды и верхнюю часть одежды. Все элементы были внесены в программу путем сканирования с уже имеющейся картотеки фотографий. Современная компьютерная техника позволяет быстро пополнять эти библиотеки новыми элементами. При отсутствии в библиотеке необходимого элемента в программе имеется возможность самостоятельно нарисовать недостающий элемент. Функциональные возможности программы позволяют уменьшить количество возможных вариантов внешности путем предварительного введения данных о возрасте и характерных чертах лица, что существенно сокращает время поиска необходимого элемента.

Однако, при всех позитивных качествах данной программы не решается основная проблема, связанная с точностью зрительного восприятия свидетелей. Беда заключается в том, что чаще всего люди видят преступника мельком, к тому же, бывает, вечером или ночью. И если на отдельные детали внешности преступника человек почему-то обратил внимание и они врезались ему в память, то уточнить то, что требует от него следователь - например, форму носа или ширину бровей, способны не многие.  У некоторых свидетелей в памяти может сохранится довольно точное общее представление о внешнем виде разыскиваемого, однако человек теряется, когда нужно выбрать, например, одну из сотен пар глаз, мелькающих перед ним на экране компьютера.

И, наконец, последнее в дискуссии о том, насколько необходим правоохранительным органам для обнаружения преступников фоторобот. Несмотря на успехи компьютерной техники, позволяющей словно из пластилина «лепить» человеческие лица, чтобы лучше варьировать их, фоторобот все-таки по-прежнему далек от фотографии и, конечно, не во всех случаях может оказать серьезную помощь следствию. Но при недоступности иных методов идентификации личности, фоторобот является единственным средством применения методики словесного портрета.

Таким образом, методика «словесного портрета» используется главным образом в различных идентификационных и уголовно – регистрационных целях: при регистрации не опознаваемых трупов; при регистрации лиц, содержащихся по стражей; при применении метода комбинированных портретов; в процессе освидетельствования.

Из всего этого следует, что он несмотря  на то, что этот метод не является новым, что встречен он был с недоверием, сегодня, он по праву занимает ведущее место в раскрытии преступлений разного характера.

И то, что данные современной науки поставлены на службу этому методу, позволяет предполагать, что он еще долго будет одним из эффективных методов борьбы с преступностью. И нам как будущим специалистам в правоохранительной деятельности необходимо не только знать о существовании этого метода но и обладать методикой использования «словесного портрета», чему помогают такие дисциплина как «Криминалистика» и изученный нами спец. курс «использование ЭВМ в профессиональной деятельности». 1

Существует несколько видов идентификации человека по признакам внешности с использованием методики «словесного портрета». 1. Идентификация человека путем предъявления его для опознания. Данный вид идентификации встречается в следственной и судебной практике очень часто. Для опознания могут быть предъявлены живые лица, труп или их фотоизображения. Отождествление проводится по мысленному образу, запечатленному в памяти опознающего. 2. Идентификация человека путем непосредственного сопоставления его внешности с фото- или изопортретом используется при проверке личности вызванного на допрос свидетеля. потерпевшего, эксперта, подозреваемого или обвиняемого путем сравнения его внешности с фотокарточкой в документе. удостоверяющем личность. Кроме того, этот вид идентификации эффективен при осуществлении розыскных мероприятий когда оперативный работник сопоставляет внешность разыскиваемого, изображенного на имеющейся у него фотокарточке или комбинированном портрете, с внешностью человека, похожего на разыскиваемого. Сопоставление признаков внешности необходимо производить с использованием методики «словесного портрета», чтобы последовательно и детально сопоставлять признаки между собой и обращать внимание не только на общее сходство внешнего облика, но и на совпадения отдельно взятых признаков внешности. 3. Идентификация человека путем непосредственного сопоставления его внешности с имеющимся «словесным портретом». При отсутствии фотокарточки разыскиваемого оперативному работнику, осуществляющему розыск, приходится устанавливать искомое лицо по словесному описанию внешности. В этих условиях соблюдение методики «словесного портрета» особенно важно, так как бессистемное описание признаков внешности вообще, а особенно при отсутствии фотокарточки, серьезно осложняет отождествление разыскиваемого преступника. 4. Идентификация человека путем сопоставления «словесного портрета» с фотоизображением нередко применяется в ходе розыскных мероприятий. В этих случаях ранее составленный «словесный портрет» разыскиваемого сопоставляется с фотоснимками проверяемых лиц или комбинированными портретами. 5. Если для проведения розыскных мероприятия не удается получить фотокарточку разыскиваемого, может проводиться идентификация путем сопоставления двух «словесных портретов». Достоверность результатов сравнения при этом зависит от точности и полноты описания признаков внешности в обоих «словесных портретах». В оперативно-розыскной практике иногда возникает необходимость восстановления лица по черепу (так называемая скульптурная реконструкция портрета). Данный метод, разработанный проф. М. М. Герасимовым, заключается в том, что на череп наносится восковой слой, толщина которого определяется с учетом данных о толщине мягких покровов лица и их функциональной связи с формой скелета. Созданный таким образом скульптурный портрет сравнивается по признакам внешности с прижизненными фотографиями или «словестным портретом» без вести пропавшего лица. Объектом экспертного исследования такой скульптурный портрет быть не может, так как при создании его на основе черепа не представляется возможности точно восстановить гак называемые топографо-анатомические (антропометрические) очки лица, являющиеся базой экспертного отождествления человека по признакам внешности. Данный портрет используют лишь в оперативно-розыскных мероприятиях для идентификации человека в форме опознания. Результаты такого опознания требуют к себе весьма критического отношения, принимать их всегда за бесспорную истину нельзя. 7. Экспертное отождествление человека по фотоснимкам (фотопортретная идентификационная экспертиза) – наиболее важный и сложный вид идентификации человека по признакам внешности.

2. Методика составления «словесного портрета»

Правила описания по методу словесного портрета могут быть представлены следующим образом.

1. Сначала фиксируются признаки, характеризующие общефизические элементы внешности: пол, возраст, национальность (антропологический тип), рост, телосложение, затем анатомические признаки отдельных областей тела и элементов; после этого - функциональные признаки сопутствующих предметов.

2. Описание признаков внешности осуществляется по схеме «от общего к частному» и «сверху-вниз». При этом сначала характеризуют фигуру в целом, голову в целом, лицо в целом, отдельные его элементы, шею, плечи, спину, грудь, руки, ноги.

3. Каждый из анатомических элементов характеризуется по форме, размеру и положению, а некоторые - по цвету.

4. При описании формы используют наименование геометрических фигур (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный и др.) или геометрических линий (прямая, выпуклая, извилистая и т.п.).

5. Описание размеров элементов дается не в абсолютных величинах, а по отношению к другим элементам внешности. При этом характеризуют его высоту, длину, ширину, количество и т.д. Градация величин чаще всего бывает трехчленная: большой, средний, малый.

6. Положение элемента определяется относительно вертикальных и горизонтальных плоскостей тела (горизонтальное, наклонное, скошенное внутрь и т.п.), а также по взаиморасположению (слитное, раздельное).

7. По цвету характеризуют волосы, глаза, и иногда цвет кожи.

8. Для описания должны использоваться единые принятые в словесном портрете термины, исключающие разночтение и неясность.

9. Анатомические признаки описывают применительно к двум ракурсам: вид спереди и вид сбоку.

Как уже отмечалось, потребность в получении и фиксации сведений о признаках внешности возникает при криминалистическом учете (уголовной регистрации) живых лиц и неопознанных трупов; при необходимости розыска лиц, совершивших преступление и скрывающихся от органов следствия и суда; лиц, совершивших побег из мест заключения. Источники получения сведений о каждой категории различны, однако все они могут быть разделены по своей природе на две группы: субъективные и объективные. Способы фиксации сведений, получаемых из этих источников: словесное (вербальное) описание и материально-фиксированное изображение или отображение признаков внешности человека. 1

Субъективными являются представления (психофизиологические отображения) о внешности искомого лица в памяти человека («мысленный образ»). Этот мысленный образ может быть зафиксирован в протоколе допроса, ориентировке, рапорте и т.п., а также путем передачи изображений, несущих в себе значительный элемент субъективизма (рисованные, композиционные портреты).

К объективным источникам относятся фотоснимки, кинокадры, видеозапись, рентгенограммы.

Объективными источниками являются и отображения элементов человека (слепок с лица трупа, слепок следа босой ноги), а также костные останки, череп.

Объективными являются материалы оперативных и криминалистических учетов, личные и учетные дела арестованных и осужденных.

Оценка информации из субъективных источников требует особого подхода. Поэтому, допрашивая лицо о признаках внешности, полезно придерживаться общей схемы словесного портрета - от общего к частному.

Мысленный образ может быть представлен в виде субъективного портрета. Вместе с тем, рисованные и композиционные портреты используются только в целях розыска. Для экспертного отождествления они непригодны и объектами фотопортретной экспертизы не являются.

Дополнительные сведения о разыскиваемой личности могут быть получены при осмотре места происшествия и анализе вещной обстановки.

Наиболее объективным, полным и достоверным способом фиксации являются фотоснимки, выполненные по правилам сигналетической фотосъемки. Кинокадры и кадры видеозаписи способны передавать функциональные признаки и признаки сопутствующих предметов. 1

Антропологический тип

Определяется ориентировочно по совокупности признаков, а именно, роста, цвета кожа, волос и глаз, характера и формы волос, выступания скул, определенных пропорций лица и носа, профиля спинки носа, наличия или отсутствия эпикантуса.

Центральные европеоиды - средний рост, светлые кожа, волосы, глаза, прямые или волнистые мягкие волосы, среднее выступание скул, средние по пропорциям лицо и нос, прямая или вогнутая спинка носа, средняя высота переносья и верхней губы, отсутствие эпикантуса.

Северные европеоиды - рост выше среднего (высокий для групп населения Прибалтики), наиболее светлые для европеоидов кожа, волосы, глаза, относительно более высокое, чем у центральных европеоидов, лицо, короткий нос с высоким переносьем, большая высота верхней губы, отсутствие эпикантуса.

Южные европеоиды (кавказские группы населения) - темная кожа, волосы, глаза, менее выступающие скулы, относительно длинный нос, чаще с выпуклой спинкой, горизонтальный и нередко опущенным основанием носа, густые брови, большая ширина глазной щели, отсутствие эпикантуса.

Среднеазиатские европеоиды (таджики, туркмены, узбеки) - более темные, чем у южных европеоидов, кожа, волосы и глаза, волосы жесткие, лицо уже, спинка носа прямая, изредка выпуклая, отсутствие эпикантуса.

Центральносибирские монголоиды (якуты, буряты) - низкий рост, смуглая кожа, черные, прямые, жесткие волосы, сильное выступание скул, большая высота и ширина лица, низкое переносье, вогнутая спинка носа, наличие эпикантуса.

Северовосточные монголоиды (чукчи, коряки) - наиболее темные для монголоидов кожа и волосы, менее жесткие волосы, менее широкое лицо по сравнению с центральносибирскими монголоидами, нос с прямой или выпуклой спинкой, наличие эпикантуса.

Среднеазиатские монголоиды (казахи, киргизы) - средний рост, смуглая кожа, черные прямые волосы, сильное выступание скул, наличие эпикантуса.

Уральско-поволжский тип (коми, мордва, чуваши, башкиры и пр.) - рост средний и низкий, кожа, волосы и глаза несколько темнее, чем у северных и центральных европеоидов, волосы жестче, чаще прямые, однако мягче и светлее, чем у монголоидов, лицо самое короткое среди представителей перечисленных групп, выступание скул, среднее и сильнее, но меньше, чем в монголоидных группах, переносье среднее и низкое, нос короткий, часто с вогнутой спинкой, встречается эпикантус. 1

Возраст

Определяется периодом жизни человека, так как истинный (календарный, хронологический) не всегда соответствует возрасту, определяемому на вид.

Выделяют следующие возрастные периоды: детский (новорожденный, грудной, раннее детство, первый и второй периоды детства), подростковый, юношеский, молодой, средний, пожилой, старческий, долгожитель.

2.1. Юношеский период (от 17 до 21 года для юношей, от 16 до 20 лет для девушек) - пропорции тела достигают пропорций тела взрослого. У юношей заметны лобные бугры и надбровные дуги, мелкие морщинки на лбу и небольшие углубления у крыльев носа, развитый волосяной покров на лице (особенно к концу данного возрастного периода). У девушек округляется фигура и развиты молочные железы. В волосах головы нередко обильная перхоть, на участках с наибольшим количеством сальных желез (лоб, щеки, нос, подбородок) кожа лоснится, на ней видны угри, гнойнички, синевато коричневые пятна (следы прыщей). Отчасти совпадает со старшим школьным возрастом (от 15 до 16 лет).

2.2. Молодой возраст - завершение формирования анатомических элементов и признаков (от 22 до 35 лет для мужчин, от 21 года до 35 лет для женщин). У мужчин появляются височные залысины, к концу данного периода могут быть более редкие волосы в лобовой части головы, есть зачетные, но неглубокие морщинки на лбу, у наружных углов глаз, заметна носогубная складка, цвет кожи обычный для соответствующего антропологического типа. У женщин появляются поверхностные морщинки на лбу и едва заметные у наружных углов глаз, цвет кожи лица обычный для соответствующего антропологического типа.

2.3. Средний возраст (от 36 до 60 лет для мужчин, от 36 до 55 лет для женщин) - проседь в волосах, к концу данного периода обильная седина. У мужчин - редкие волосы или лысина в теменной, затылочной областях, глубокие морщины на лбу, выраженная на всем протяжении носогубная складка (после 50 лет резкая), морщины ("гусиные лапки") у наружных углов глаз, поверхностные складки от внутренних углов глаз к спинке носа (после 50 лет), нависание неподвижной части верхнего века над наружным углом глаза, увеличивающееся к концу данного периода, продольные и поперечные складки в области нижнего века (после 40 лет), провалы и одутловатость в подглазной впадине (после 45 лет), предкозелковые складки (после 40 лет), морщины на шее (после 45 лет), цвет лица желтовато-землистый (до 40 лет), землисто-бледный (после 40-45 лет) У женщин - мелкие морщинки на лбу, у наружных углов глаз, в носогубной области, к концу возрастного периода заметное нависание неподвижной части верхнего века над наружным углом глаза, бороздки, складки в области углов нижней челюсти («бульдожки», щеки как бы отвисают), к концу возрастного периода заметные вертикальные складки под подбородком и морщины на шее, цвет лица нередко желтовато-землистый. Отчасти совпадает со зрелым возрастом (от 21 года до 60 лет у мужчин, от 20 лет до 55 лет у женщин).

2.4. Пожилой возраст (от 61 года до 75 лет у мужчин, от 56 до 75 лет у женщин) - седые, часто редкие волосы, очень заметные лобные морщины, резкие морщины в углах глаз, нависание неподвижной части верхнего века над серединой глаза, вялая, порой иссеченная мелкими морщинками кожа подглазных впадин, подглазные мешки, резкая носогубная складка, поверхностные морщины на спинке носа, редкие, короткие, небольшие морщины на верхней губе, отвисание щек, небольшие рассеянные углубления на подбородке, поперечные и косые складки на боковых и передней поверхностях шеи, мелкие бороздки на поверхности мочек ушных раковин, цвет кожи землистый, заметные мелкие пигментные пятна на лице и руках, помутнение роговицы глаза.

Рост

Абсолютная длина тела в сантиметрах включает 7 градаций, приведенных ниже. У женщин значения роста снижаются в среднем на 8-11 см. На практике рост конкретного человека измеряется точно (от наиболее выступающей точки темени до подошв ног без обуви) либо определяется приблизительно путем сравнения с каким-либо предметом известной длины или ростом человека, знакомого составителю описания.

3.5. Очень высокий, «гигантский», «громадный» (выше 185 см).

3.4. Высокий, «большой» (176-185 см).

3.4.1. Выше среднего (171-175см).

3.3. Средний, «нормальный», «обычный» (166-170 см).

3.2.1. Нижнесреднего (161-165 см).

3.2. Низкий, «малый», «небольшой», «невысокий» (151-160 см).

3.1. Очень низкий, «маленький» (до 150 см).

3. Методика «словесного портрета» в оперативно-розыскной, следственной и экспертной практике

Методика «словесного портрета» используется главным образом в розыскных, идентификационных и уголовно- регистрационных целях. При розыске скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц «словесный портрет» используется для подготовки розыскных требований с подробным описанием признаков внешности разыскиваемых, в том числе характеристики «особых примет» и «броских признаков», что дает возможность лицам, осуществляющим розыск, создать и прочно удержать в памяти мысленный образ разыскиваемого. Источниками сведений о признаках внешности разыскиваемого могут быть материалы уголовной регистрации, архивные материалы и личные дела, фотоснимки, данные, полученные в результате допроса, личного наблюдения, осмотра места происшествия. «Словесный портрет» скрывшегося преступника, личность которого не установлена, составляется, как правило, по показаниям потерпевших и свидетелей-очевидцев, а также по данным, полученным при анализе обстоятельств совершения преступления. Изучение обнаруженных на месте происшествия следов и других вещественных доказательств позволяет иногда получить сведения о внешности преступника, его физических особенностях. Наиболее ценны в этом отношении дорожка следов ног, следы рук, зубов, орудий взлома и некоторые другие следы и предметы. Они иногда дают возможность судить о росте, половой принадлежности, телосложении, физических недостатках преступника. 1 Например, по отпечаткам пальцев и месту их расположения можно определить примерный рост преступника, по размеру отверстия, через которое он проник на место происшествия, - его телосложение. При регистрации неопознанных трупов и без вести пропавших лиц признаки внешности по возможности подробно описываются в регистрационных картах, используемых для идентификационных целей. При регистрации лиц, содержащихся под стражей, признаки внешности описываются также по правилам «словесного портрета». Это описание наряду с опознавательными фотоснимками является существенным дополнением к по-фамильному (алфавитному) учету лиц, совершивших преступление. Методика «словесного портрета» в известной степени определяет правила сигналетической (опознавательной) фотосъемки. Она требует изображения в фас и правый профиль при открытой свободной от волос ушной раковине, строго вертикального положения головы, четкости фотоизображения. Портретная съемка в фас и профиль рассчитана на то, чтобы при отождествлении личности по опознавательным фотоснимкам использовать методику «словесного портрета», иметь дополнительную возможность сопоставить признаки внешности, отобразившиеся на фотоснимке, со «словесным портретом». «Словесный портрет» используется также при разработке и применении метода комбинированных портретов – «фоторобота», «изоробота». Известно, что воспроизведение допрашиваемым наблюдавшихся им признаков внешности того или иного человека облегчается, если воспоминание дополняется другой, более простой формой воспроизведения - узнаванием. Так, если показать допрашиваемому фотоснимки (или рисунок) с изображением нескольких вариантов одних и тех же черт лица, то он, как правило, безошибочно укажет на тот вариант, который более всего соответствует внешности человека, личность которого выясняется на данном допросе. Эта психологическая закономерность в сочетании с методикой «словесного портрета» и лежит в основе метода комбинированных портретов. 1 Для того чтобы по показаниям свидетеля, потерпевшего или обвиняемого создать (смонтировать) портрет виденного им лица, допрашиваемому показывают фотоснимки или рисунки, изображающие основные разновидности строения головы, лба, глаз, носа, губ, подбородка, ушной раковины, шеи, плеч и т. д. Допрашиваемый выбирает тот вариант, который больше всего соответствует внешности искомого человека. То же самое делается в отношении его головного убора, очков, галстука и других вещей. Фотоснимки или рисунки различных вариантов этих предметов также представляют допрашиваемому. Когда отбор соответствующих фотоснимков или рисунков различных частей лица и носильных вещей закончен, производится монтаж этих деталей, чтобы получить составной (комбинированный) портрет искомого лица. После монтажа портрет предъявляют допрашиваемому и в случае необходимости вносят исправления в соответствии с его замечаниями. Окончательно смонтированный портрет размножают и рассылают в соответствующие органы для использования в розыске скрывающегося преступника. При допросе о признаках внешности того или иного лица методика «словесного портрета» способствует получению более точных и подробных показаний. Обычно допрашиваемые дают поверхностную характеристику внешности человека даже в том случае, если они много раз видели его. При этом чаще всего упоминаются лишь рост, общее телосложение, цвет волос, отдельные признаки одежды и некоторые «броские признаки». Используя методику «словесного портрета», следователь может помочь допрашиваемому более подробно описать признаки внешности, расчленить целостный мысленный образ описываемого, выделить наиболее характерные особенности, уточнить и детализировать отдельные приметы. Опасны в этих случаях наводящие вопросы. Учитывая психологические закономерности восприятия и памяти, необходимо путем активизации ассоциативных процессов, постановки дополнительных уточняющих вопросов помочь допрашиваемому по возможности подробно и точно описать признаки внешности. Желательно при этом придерживаться терминологии «словесного портрета».

Методика «словесного портрета» используется также в процессе освидетельствования при описании телесных повреждений, накожных примет и других анатомических признаков, обнаруженных на теле освидетельствуемого. Широкое применение методика «словесного портрета» находит также в фотопортретной идентификационной экспертизе.

Заключение

При словесной фиксации признаков внешности руководствуются специальными правилами, входящими в методику «словесного портрета». Словесный портрет - это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов. При допросе о признаках внешности того или иного лица методика «словесного портрета» способствует получению более точных и подробных показаний. Обычно допрашиваемые дают поверхностную характеристику внешности человека даже в том случае, если они много раз видели его. При этом чаще всего упоминаются лишь рост, общее телосложение, цвет волос, отдельные признаки одежды и некоторые «броские признаки». Используя методику «словесного портрета», следователь может помочь допрашиваемому более подробно описать признаки внешности, расчленить целостный мысленный образ описываемого, выделить наиболее характерные особенности, уточнить и детализировать отдельные приметы. Опасны в этих случаях наводящие вопросы. Учитывая психологические закономерности восприятия и памяти, необходимо путем активизации ассоциативных процессов, постановки дополнительных уточняющих вопросов помочь допрашиваемому по возможности подробно и точно описать признаки внешности. Желательно при этом придерживаться терминологии «словесного портрета». Однако, если допрашиваемый не знаком с этой терминологией и употребляет другие наименования признаков внешности, их следует сохранить в описании, поскольку замена этих наименований специальными терминами может привести к искажению показаний. Методика «словесного портрета» используется также в процессе освидетельствования при описании телесных повреждений, накожных примет и других анатомических признаков, обнаруженных на теле освидетельствуемого. Широкое применение методика «словесного портрета» находит также в фотопортретной идентификационной экспертизе.

Список использованной литературы

1. Агафонов В. В., Филиппов А. Г. Криминалистика, М. Юриспруденция, 2004г.

2. Гейндль Р. Дактилоскопия и другие методы уголовной техники. М, 1927 г.

3. Законы Ману. М., 1960 г.

4. Криминалистическое описание внешности человека: Учеб. пособие/ Виниченко И.Ф., Житиников В.С., Зинин А.М. и др.; Под общ. ред. Снеткова В.А.; Моск. юрид. ин-т МВД России.- М.: Щит-М, 2002 г.

5. Криминалистика: Учебник / Под ред. И.Ф. Кантелеева, Н.А. Селиванова. М.:Юрид.лит., 1984 г.

6. Криминалистика: Учебник/Под ред. И.Ф. Панфилова, Н.А. Селиванова. М.: Юрид.лит., 1988 г.

7. Крылов И.Ф. В мире криминалистики. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та.1989 г.

8. Памятники русского права: В 8 вып. Вып. III. М., 1955 г.

9. Памятники русского права: В 8 вып. Вып. VI. М., 1957 г.

10. Скорченко П. «Новое в практике выявления и раскрытия преступлений» - Записки криминалистов, Вып 4. М., 1993 г.

11. Торвальд Ю. Век криминалистики., Ростов – на – дону «Феникс», 1996 г.


1 Законы Ману. М., 1960 г. С. 171.

1 Памятники русского права: В 8 вып. Вып. VI. М., 1957 г. С. 384–385.

2 Памятники русского права: В 8 вып. Вып. III. М., 1955 г. С. 163.

1 Памятники русского права: В 8 вып. Вып. III. М., 1955 г. С. 165.

1 Гейндль Р. Дактилоскопия и другие методы уголовной техники. М, 1927 г. С. 233.

1 Скорченко П. «Новое в практике выявления и раскрытия преступлений» - Записки криминалистов, Вып 4. М., 1993 г. С. 47.

1 Торвальд Ю. Век криминалистики., Ростов – на – дону «Феникс», 1996 г. С. 87.

1 Торвальд Ю. Век криминалистики., Ростов – на – дону «Феникс», 1996 г. С. 91.

1 Скорченко П. «Новое в практике выявления и раскрытия преступлений» - Записки криминалистов, Вып 4. М., 1993 г. С. 63.

1 Скорченко П. «Новое в практике выявления и раскрытия преступлений» - Записки криминалистов, Вып 4. М., 1993 г. С. 65.

1 Скорченко П. «Новое в практике выявления и раскрытия преступлений» - Записки криминалистов, Вып 4. М., 1993 г. С. 67.

1 Криминалистическое описание внешности человека: Учеб. пособие/ Виниченко И.Ф., Житиников В.С., Зинин А.М. и др.; Под общ. ред. Снеткова В.А.; Моск. юрид. ин-т МВД России.- М.: Щит-М, 2002 г. С. 147.

1 Криминалистическое описание внешности человека: Учеб. пособие/ Виниченко И.Ф., Житиников В.С., Зинин А.М. и др.; Под общ. ред. Снеткова В.А.; Моск. юрид. ин-т МВД России.- М.: Щит-М, 2002 г. С. 153.