Содержание.

Введение. 3

1. Социально-культурная деятельность и ее место в жизни человека. 4

Начало социально-культурного воспитания ребенка. 5

Роль сказки в формировании личности. 6

Игра как первая форма социально-культурной деятельности. 13

Проблемы социально-культурного воспитания подростков. 15

2. Институты социально-культурной деятельности. 21

Музей как центр социально-культурной деятельности. 21

Виды музеев, задачи, содержание деятельности. 21

Российский музей и Интернет. 22

Клуб как центр социально-культурной деятельности. 23

История возникновения клубов. 23

Клубные учреждения в советское время. 25

Современные учреждения клубного типа. 27

3. Особенности организации социально-культурной деятельности для различных возрастных категорий. 28

Формы работы КДУ с детьми и подростками. 30

Работа с детьми младшего школьного возраста. 31

Проблемы молодежного досуга. 31

Формы работы со старшеклассниками и молодежью.. 33

Организация отдыха пожилых людей. 34

Формы работы с пожилыми людьми. 35

4. Мировая индустрия развлечений на современном этапе развития общества. 35

Туризм. 36

Зарубежные тематические парки. 38

Заключение. 40

Список литературы: 41

Введение.

Настоящая работа посвящена рассмотрению феномена социально-культурной деятельности в жизни человека.

Целью данной работы автор ставит прослеживание целей, задач и особенностей организации социально-культурной деятельности для разных возрастных групп, основные, присущие возрасту формы этой деятельности.

Задачи, которые помогут нам достичь цели можно выделить следующие: описание понятия социально-культурной деятельности, ее функций и отличительных особенностей; выделение основных задач для каждой возрастной категории. Особенно в этой связи мы остановимся на детском и подростковом этапах, так как именно в этот период формируется социальная сущность человека. Отдельную главу мы посвятим наиболее подходящим формам работы с каждой возрастной группой и, наконец, осветим решение этих задач за рубежом.

Актуальность данной работы автор видит в повышении значимости социально-культурной работы в настоящее время, усложняющееся тем, что сейчас она, по сути, заменила тот ценностный вакуум, который образовался с распадом коммунистической идеологии. Практически, сейчас социально-культурная деятельность является генератором ценностей современного россиянина, и потому должна быть особенно профессиональной и зрелой.

1. Социально-культурная деятельность и ее место в жизни человека.

Социально-культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении  проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для социально-культурной деятельности и инициатив населения в сфере досуга.

В разные исторические периоды социально-культурная деятельность называлась:

         -внешкольное образование (до 1920 г.)

         -политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.)

         -культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 г.)

         -культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов)

         -социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов)

До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность культурно-досуговых учреждений  была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название – социально-культурная деятельность.

Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность культурно-досуговых учреждений в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности.

Особенности социально-культурной деятельности:

·        осуществляется в свободное время

·        отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т.д.

·        характеризуется многообразием видов

·        РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб

и т.д.)

Отличительные черты социально-культурной деятельности:

·        гуманистический характер

·        культурологический характер

·        развивающий характер

Функции социально-культурной деятельности:

·        развивающая

·        информационно-просветительская

·        культурно-творческая

·        рекреационно-оздоровительная

Знание принципов организации социально-культурной деятельности необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы.

Начало социально-культурного воспитания ребенка.

Социально-культурное воспитание сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Первым социально-культурным институтом в жизни ребенка является семья. Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии,  образования, рынка. Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь, и от того, насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека.

Именно в семье формируются первое осмысление и первые представления ребенка о мире. Ребенок еще в раннем возрасте, с 3-х лет, начинает создавать модели действительности. И делает он это с помощью сказки. Сказка выступает здесь как знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

Поэтому сказки, которые ребенок слушает в детстве являются первой важнейшей формой социально-культурной деятельности ребенка, наряду с игрой.

Роль сказки в формировании личности.

Сказка – один из древнейших жанров словесного творчества и один из основных жанров фольклора. Будучи жанром эпическим, сказка чаще воплощается в прозаической форме, чем в стихотворной. Обычно издатели в соответствии с содержанием выделяют следующие виды сказок.

Волшебная сказка – сказка, в которой присутствует магия, или волшебство. Героями таких сказок обычно бывают люди, которым по сюжету приходится взаимодействовать с носителями сверхъестественных сил (феи, лешие, скатерти-самобранки и т.п.). До определению Дж. Толкиена, «волшебная сказка – это такая история, которая имеет непосредственное отношение к Волшебной Стране, сама будучи любого жанра – сатирической, приключенческой, морализаторской или фантастической»[1].

Сказка о животных — сказка, действующими лицами которой являются животные. Обычно такие сказки, подобно басням, иллюстрируют человеческие  взаимоотношения.

Бытовая сказка – сказка, иллюстрирующая какую-то здравую мысль или социальную проблему при помощи бытового сюжета.

Авантюрная сказка – сказка, в основе которой лежит авантюрная история. (Однако авантюрность может присутствовать как в волшебных сказках, так и в бытовых, а так же в сказках о животных).

Иными словами, в основе сказочного сюжета всегда лежит вымышленная история волшебного, бытового или авантюрного характера.

Сказку следует отделять от легенды и предания, повествующих об исторических событиях и являющихся результатом их поэтического переосмысления или происхождении каких-либо предметов, и природных явлений и «привязывающих» настоящее к прошлому. А также от мифа, который кроме своей устремленности в прошлое, к началу начал, отличает высшей степени символичностью, когда каждый образ – олицетворение определенного явления природы. Миф – предлагаемая картина мира. Сказка – обладает относительно закрытой структурой и является скорее небольшой иллюстрацией, нежели развернутой панорамой.

В соответствии с авторской принадлежностью, сказки бывают фольклорными и литературными (созданные конкретными авторами).

Основными почитателями сказки считаются дети, начиная от трех лет и кончая отрочеством (одиннадцать, двенадцать лет). С. Г. Антонова в своем пособии для будущих редакторов причиной обращения писателей к жанру сказки называет то, что этот жанр очень любим детьми. «Они (дети) любят и бытовые сюжеты, и «сказочные», «волшебные». Замечено, что особенно привлекательным для читателей является юмор, который, как правило, бывает во многих сказках одним из основных мотивов развития повествования»[2]. Однако никакой прагматический расчет, никакое педагогическое рвение не заставят писателя, неспособного органично существовать в сказочном жанре, создать талантливое произведение.

А поскольку сказки любят не только дети, то пристрастие автора к этому жанру может быть объяснено не столько его педагогическими и методическими изысканиями, такими как поиск формы, наиболее доступной маленькому читателю, сколько просто складом его личности, особенностями мироощущения. ведь мы уже говорили, что вряд ли можно назвать детскими сказки О. Уайльда и Г. Андерсена? То же и фольклорные сказки. Исключение составляют так называемые «детские» сказки.

Сказочная форма повествования - это самый простой способ приобщения ребенка к реалиям окружающего мира. Прост он в том смысле, что он лежит на поверхности, подобно игровой форме обучения.

Педагогическая значимость сказки лежит на поверхности. А самый прямой результат ее воздействия на детское сознание - усвоение внушаемых ему моральных установок и знаний об окружающем. Сказка дает ребенку представление о мире на интеллектуальном и подсознательном уровнях, открывая ему новые горизонты, как в окружающей действительности, так и во внутреннем космосе. Словом, сказка дает человеку то же, что и литература других жанров. С той разницей, что чаще всего она не требует от ребенка обширных знаний и богатого нравственного опыта. Иными словами, требования к имеющейся базе у детской сказки посильны для ребенка. Правда, это не исключает необходимости учитывать соответствие каждой сказки конкретному возрасту.

Сначала – о сказке как об инструменте интеллектуального развития.

Благодаря сказкам современный российский ребенок узнает о существовании королей и принцесс, падишахов, папы Римского, купцов, Кашмира и таких вещей, как яранга, зиндан, хутор, онучи и маисовая лепешка. Благодаря чтению сказок все эти понятия, наряду со многими другими, расширяют кругозор детей. Из литературных сказок в этом отношении очень ценны сказки Гауфа, Н. В. Гоголя, Р. Киплинга и др. Но не только прямое описание предметов и явлений развивает интеллект ребенка. Например, нарочитые нелепицы, которые встречаются в фольклоре, способствуют закреплению и систематизации имеющихся знаний. К. И. Чуковский в своем труде «От 2 до 5» горячо защищал этот прием. Да и сам он использовал перевертыши в своей «Путанице». «Польза подобных стихов и сказок, – писал К. И. Чуковский, – очевидна: за каждым «не так» ребенок живо ощущает «так», всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме, и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире. Он сдает как бы экзамен своим умственным силам и неизменно этот экзамен выдерживает, что значительно поднимает в нем уважение к себе, уверенность в своем интеллекте, столь необходимую ему, чтобы не растеряться в этом хаотическом мире: «Я-то не обожгусь холодной кашей»; «я-то не испугаюсь улитки»; «на дне моря я не стану искать землянику»[3].

Сказка не только дает ребенку сведения и систематизирует их. Жанр сказки раскрепощает воображение человека, предлагая самые разнообразные формы для его реализации. Значение сказки для развития творческого начала К. И. Чуковский  сформулировал так: «Трезвым и рутинерам принадлежит настоящее, а тем, кто фантазирует, – будущее»[4]. Далее он ссылается на высказывание известного английского физика Дж. Тиндаля, отнюдь не сказочника: «Без участия фантазии, – настаивал он, – все наши сведения о природе ограничились бы одной классификацией фактов. Отношения причин и их действий рассыпались бы в прах, и вместе с тем рухнула бы и сама наука, главная цель которой состоит в установлении связей между различными частями природы, ибо творческая фантазия – это способ быстро образовывать новые и новые связи»[5].

Итак, сказка - необходимая часть круга детского чтения. И не только потому, что сказочные сюжеты очень нравятся детям и забавляют их, а еще и потому, что сказка непринужденно открывает перед ребенком новые горизонты познания.

Освоение мира не состоит в одном лишь интеллектуальном его постижении. И воздействие сказки на личность намного более глубинно и многопланово. Сказка способна сыграть неоценимую роль в нравственном и психическом развитии ребенка, в формировании личности. «До 17 – 18 веков волшебные сказки рассказывались не только детям, но и взрослым. В Европе для жителей сельской местности они являлись основной формой развлечения в зимнее время года; рассказывание сказок стало своего рода духовной потребностью»[6].

М-Л фон Франц – швейцарский психоаналитик, последователь К. Г Юнга - утверждала, что «волшебные сказки является непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного. В сказках архетипы предстают в наиболее простой, чистой и краткой форме.

Работая многие годы над этой проблемой, М-Л фон Франц пришла к выводу, что все волшебные сказки по сути своей являются описанием одного и того же психического феномена, который Юнг назвал Самостью, и в котором заключено все психическое содержание личности. Постижение этого феномена столь сложно, что «нам нужны сотни сказок и тысячи их повторений с различными композиционными вариациями»[7]. Идентифицируя себя с персонажами сказок, читатель преодолевает сказочные преграды сказочными же средствами, получая жизнеутверждающий урок, который на бессознательном уровне напоминает о неограниченных жизненных возможностях. Этому служат не только волшебные сказки. Например, сказка Андерсена «Гадкий утенок» не содержит упоминания о каких-либо сверхъестественных силах, но она вдохновляет человека надеждой.

Уже в древности рассказывание сказок связывалось с обучением и воспитанием детей. При этом, как отмечают исследователи, сюжеты многих волшебных сказок остаются практически неизменными на протяжении тысячелетий. Таков, например, сюжет о женщине, спасающей своего возлюбленного в обличии зверя, использованный под названием «Амур и Психея» в романе античного философа и писателя Апулея (II век н.э.) «Золотой Осел». У русского народа этот сюжет воплощен в сказке «Финист ясный сокол», у английского – «Жених жаба». «Архетип – это относительно закрытая энергетическая система, пронизывающая своим потоком все аспекты коллективного «бессознательного»[8]. Символическая история, миф, давая формальное выражение архитипическому, связывает его с культурой этноса. Правда, со сказочными сюжетами, дело обстоит несколько иначе, они представляют общечеловеческую основу жизни. Исследуя волшебные сказки, М-Л. фон Франц заметила, что они «находятся вне культуры, вне расовых различий, поэтому способны очень легко мигрировать. Они является как бы интернациональным языком для всего человечества, для людей всех возрастов и всех национальностей, независимо от их культурных различий»[9]. Хотя у каждого народа один и тот же сюжет обрамляется в собственные национальные черты.

Обращение к мировому опыту является базой и средством духовного, психического и интеллектуального развития ребенка и позволяет ему находить инструменты противостояния тому негативному, что существует в окружающем мире. О самоидентификации читателя со сказочным персонажем мы уже говорили. Благодаря этому явлению психологам даже удалось разработать методику сказкотерапии. Сказка со счастливым концом воспитывает в ребенке оптимистичное восприятие жизни.

И есть еще одна очень важная функция сказки в детском чтении.

Сказки, пришедшие из глубины веков, пусть даже страшные, «открывают дверь в Другое Время, и переступив порог хотя бы на мгновение, мы оказываемся вне нашей эпохи, а может быть, вне Времени вообще»[10].

Размышляя о жанре волшебной сказки, Дж. Толкиен писал, что «волшебные сказки невозможно оценить по-настоящему, учитывая прежде всего детский вкус»[11]. «Прежде всего, если сказка хорошо написана, ее основная ценность та же, что и у любого литературного произведения»[12].

В равной степени это можно отнести ко всем остальным сказкам. Чтобы понять роль сказки в формировании художественного вкуса у ребенка, нужно рассматривать ее не как подготовительную ступень к литературе или литературу низшего ранга, своего рода тупик литературной эволюции. Сказка – это равноправная часть литературы, форма художественного осмысления, восприятия действительности.

Понятая и принятая ребенком сказка является как раз тем произведением, которое подготавливает ребенка к восприятию литературных произведений других жанров. И чем раньше ребенок постигает красоту сказочных условностей, тем скорее в нем развивается вкус к литературе вообще. Даже если с возрастом человек отречется от сказки как таковой.

Учась восприятию сказки, ребенок познает художественное осмысление окружающего. И, как заметил Дж. Толкиен, «один из уроков волшебных сказок заключается в том, что в неоперившемся, неуклюжем, себялюбивом юнце разговор об опасности, горе, тени смерти может пробудить достоинство, а иногда и мудрость»[13]. Иными словами, воспитание художественного вкуса, любви к литературе, в частности, к сказке, прямо связано с формированием Личности, и сложно отделить одно от другого.

Итак, сказки входят в круг детского чтения. Некоторые из них – те ,что создавались специально для детей – можно отнести к детской литературе (подобное можно с наибольшей долей вероятности установить в отношении сказок литературных, таких, как «Мойдодыр» К. И. Чуковского, «Великан Вася» Петрушевской, сказки Гауфа и др.). Другие относятся к литературе для детей (сказки О. Уайльда, Н. В. Гоголя, многие фольклорные сказки).

Каждому возрасту соответствует свой «сказочный диапазон»[14]. Но в целом сказка оказывает незаменимую услугу ребенку, являясь эффективным инструментом познания мира. Сказка развивает ребенка интеллектуально и нравственно. Она вовлекает ребенка в мировой культурный процесс, позволяет формировать оптимистическое мироощущение, развивает в ребенке внутренний потенциал для мужественного восприятия действительности, прививает ребенку художественный вкус, приучая любить и чувствовать слово.

Игра как первая форма социально-культурной деятельности.

Игра - форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения (Й. Хейзинга, Д. Лихачев) и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и др.

Игра является формой деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Игрой называют и некоторые формы жизнедеятельности животных. Игра изучается в психологии, этнографии и истории культуры, в теории управления и педагогике и в других науках. Попытку систематического изучения этого явления первым предпринял в конце XIX в. немецкий ученый К. Гросс. Немецкий психолог К. Бюлер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения «функционального удовольствия».

Фрейдисты видят в игре выражение глубинных инстинктов или влечений. Теорию игры, исходящую из ее социальной природы, разрабатывали Е. А. Аркин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев. Связывая игровую деятельность с ориентировочной деятельностью, Д. Б. Эльконин определяет ее как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением[15].

На разных этапах развития ребенка игра предстает в разных формах и видах и служит разным целям.

На первом этапе игра представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Это – так называемая сюжетная игра.

В среднем дошкольном возрасте возникает ролевая игра. Единицей игры и в то же время центральным моментом, объединяющим все ее аспекты, является роль. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. Характерной особенностью игровой деятельности является ее двуплановость, присущая и драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой — ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двупланность обусловливает развивающий эффект игры.

Игра в современной культуре является своеобразным культом. До семи лет, пока ребенок не пошел в школу, ему разрешается играть. Игра – это средство для ребенка познать то, что ему недоступно.

Последним этапом в развитии игры в дошкольном возрасте служит игра по правилам. Этот этап игры представляется наиболее интересным, с точки зрения усвоения человеком социально-культурных образцов поведения. Если взять описание игры из работы Э. Берна «Игры, в которые играют люди», то можно проследить взаимосвязь между детской игрой по правилам и игрой в берновском смысле.

«Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпрепровождений двумя основными характеристиками: скрытыми мотивами и наличием выигрыша»[16].

Другой стороной игры по правилам является научение ребенка регуляции своих действий с помощью внешних правил и добровольное подчинение им. Ребенок, умеющий играть по правилам, готов к школе и может переходить к другой основной деятельности – обучению.

Проблемы социально-культурного воспитания подростков.

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших  средств сущностных сил человека и оптимизации  социо-культурной  среды,  окружающей его. Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности  можно представить как взаимодействие двух тенденций:  социализации  и  индивидуализации.  Если   первая   состоит   в присвоении индивидом социальной сущности, то  вторая  в  выработке  у  него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря  которым  он  получает возможность развиться.

    Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И  поэтому социализация, как  личностное  свойство  возникает  в  процессе  социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно,  формирование личности   подростков   может   осуществляться   в   процессе    социальной деятельности.

    Такая деятельность представляет собой двуединый процесс, где  с  одной стороны субъект в результате деятельности, «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует  себя  в  них,  с  другой  стороны  –  само  это объективирование  субъекта   предполагает   встречный   процесс   познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств «объекта,  который  был  создан предшествующим поколением, другими людьми до него».

    Такое  присваивание  «социальных  связей,  знаний,  умений  и  навыков успешно и самым  активным  образом  осуществляется  в  условиях  культурно-досуговой деятельности. Именно в досуговой деятельности  дети  и  подростки знакомятся  с   искусством,   природой,   трудом,   нормами   и   правилами межличностного  общения,  нравственными  и  эстетическими  ценностями.  Как известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием  нарушения процесса социализации.  И  ее  коррекция  возможна  лишь  через  вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как  здесь  подростки  более открыты для влияния и взаимодействия  на  них  самых  различных  социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью  воздействовать  на их нравственный облик и мировоззрение.

    При рассмотрении культурно-досуговой деятельности как  педагогического процесса, важное значение имеет определение  наиболее  эффективных  форм  и методов воздействия, составляющих в  системе  методику,  которая  позволяет достигнуть  социально-педагогических   целей   в   работе   с   подростками отклоняющегося поведения – объекта педагогического влияния.

    Прежде всего,  эффективность  воспитательного  воздействия  культурно-досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора  форм  как важных приемов выражения содержания деятельности.  Форма  –  это  сочетание способа и средств организации  процесса  культурно-досуговой  деятельности, обусловленное его содержанием[17].

    Организационные формы работы с подростками должны быть  направлены  на развитие их познавательных интересов и способностей.  Важно  отметить,  что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики,  физиологии,  взаимоотношений,  когда  подросток субъективно  вступает  в  отношения  с  миром  взрослых.   Поэтому   только дифференцированный подход в выборе тех  или  иных  форм  сможет  обеспечить эффективность их воздействия.

Одна из таких форм  –  художественная  форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые  объединены по степени  важности  и  преподносятся  образно  при  помощи  эмоциональных средств воздействия.

    К данной форме можно отнести – массовые представления, вечера  отдыха, шоу-представления,  зрелища,  литературные  вечера,  творческие  встречи  с известными людьми.

    Вышеперечисленные формы как вечера отдыха,  шоу-представления  вызовут особый  интерес  у  подростков  в  двух  случаях:  если   пронизаны   духом соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом. Ведь нереализованная нежность души  и  стремление  во  всем  соревноваться   со   сверстниками   являются особенностями трудных подростков.

    Яркой формой  организации  зрелищных  представления  являются  балы  и карнавалы. Они посвящаются важнейшим событиям в  жизни  подростков,  но,  к сожалению, эти формы сейчас применяются редко, так как для таких праздников нужны красивые костюмы, чего не могут дать многие досуговые учреждения.

    Просветительные  формы  включают  в  себя  лекции,  беседы,   диспуты, конференции, экскурсии.  Так,  например,  в  процессе  участия  в  диспуте, дискуссии подросток познает не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.     Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют ребенка  проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на  эту  тему  вызовут  большой интерес.

    В практике культурно-досуговой деятельности встречается  такая  форма, как  познавательно-развлекательная.  Она   имеет   большое   значение   для подросткового возраста. Именно в  этот  период  меняется  характер  игровой деятельности,   можно   сказать,   игра    теряет    свою    «сказочность», «таинственность». На первый план выступает познавательная значимость игры. Наибольший эффект дают формы, заимствованные с телевизионного  экрана, например  познавательно-развлекательные  игры  «Брейн-ринг»,   «Что?   Где? Когда?»[18].

    Наибольший интерес  у  подростков  вызывает  такая  форма  организации досуга,  как  дискотека  –  клуб.   Существует   два   вида   дискотеки   – просветительно-образовательные     (дискотека-клуб)     и      танцевально-развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случае преследуется четкая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не  имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию  музыкального вкуса.

    Особую  роль  в  развитии  духовных  начал  личности   подростка,   ее специализации играют социально-практические формы.  Учитывая  социальные  и практические интересы подростков, можно создавать  комнаты  психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения  шитью, техническому творчеству.

    Таким образом, сложившиеся в настоящее время формы культурно-досуговой деятельности  имеют  целью,  прежде  всего,  духовное   развитие   личности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и  обществом в целом.

    Рассмотрим  основные  направления  культурно-досуговой   деятельности, необходимые для воспитания и самовоспитания  подростков.  В  педагогическом процессе одним из  основных  направлений  деятельности  культурно-досуговых учреждений   является   гражданское   воспитание,    формирующее    научное мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В  гражданском воспитании можно использовать такие формы,  как  лекции,  беседы,  диспуты.

Примерная тематика  лекций:  «Отечество  на  рубеже  веков»,  «Историческое прошлое нашей  Родины»;  тематика  дискуссий:  «Какой  он  –  герой  нашего времени» и т.д.

      В данном случае  привлечение  наглядных  технических  средств  смогут придать эмоциональную окраску и выразительность, которые вызовут наибольший интерес у подростков.

    Другим важным направлением культурно-досуговой  деятельности  является трудовое воспитание.  Цель  трудового  воспитания  заключается  в  оказании содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение  имеют встречи   с   представителями    различных    профессий,    экскурсии    на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных профессий, технические кружки моделирования.

    Следующее направление культурно-досуговой деятельности –  формирование личности с высоким  нравственным  сознанием  и  поведением  –  нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания – это  принцип  воспитания  на положительных примерах. Нравственное воспитание в  клубе  осуществляется  в сфере общения со  сверстниками,  через  систему  нравственного  просвещения (этические  беседы,  диспуты,  встречи  с  интересными  людьми).   Развивая личность, важно учитывать ее способность правильно понимать  прекрасное  во всем многообразии его проявлений. Поэтому, одной из  основных  сторон  культурно-досуговой  деятельности является  эстетическое  воспитание.  Его  цель  –   развитие   способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни  и  в  искусстве  с общечеловеческих  позиций   духовного   наследия.   Педагогическая   задача учреждений  культуры  состоит  в  том,  чтобы  вовлечь  подростков  в  свою деятельность с помощью организаций шоу-представлений, творческих  конкурсов красоты   («мисс-лето»,   «джентльмен-шоу»),   встречи    с    музыкантами, модельерами, поэтами, посещение выставок и многое  другое.  Направление  на физическое  воспитание  обуславливает  развитие  и   укрепления   здоровья, физических способностей детей и  подростков.  Одной  из  задач  физического воспитания является воспитание воли и характера, его  моральных  качеств  и эстетических вкусов.  Таким  образом  осуществляется  связь  физического  с нравственным и эстетическим воспитанием. Развитию  данного  направления   способствует   организация   кружков, спортивных  секций,  встречи  с  людьми,  которые  имеют   непосредственное отношение к спорту (тренеры, мастера спорта).

    Таким образом, все эти  направления  культурно-досуговой  деятельности взаимосвязаны,  взаимозависимы,   совершенствование   (этой   деятельности) личности  делает  эту  деятельность  наиболее   эффективной.   В   процессе направленного воспитания личности подростка,  с  одной  стороны  происходит духовное  и  нравственное  развитие,   с   другой   –   идет   своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные  интересы и   потребности,   происходи   социализация   подростков,   которая   носит положительную направленность.

    Современное состояние педагогического процесса убеждает в том, что  их деятельность нуждается в более насыщенном этическом направлении, выдвижении на первый план социальных проблем, направленных на  гармонизацию  отношений между подростками, удовлетворение отдельной личности и общества в целом.

2. Институты социально-культурной деятельности.

Музей как центр социально-культурной деятельности.

Музей – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Во многих случаях причи­ны возникновения музеев похожи на те, по которым, за несколько веков до этого, возникли национальные го­сударства. Музеи в первую очередь были призваны проводить государ­ственную идеологию, а также быть собирателями, накопителями и рас­пространителями информации, сформированной этой идеологией. Они должны были обслуживать государственную политику и проводить ее на местах. В ответ на это государство направляло в учреждения культуры часть своих финансовых и других материальных ресурсов. В частности, музеям вменялось в обязанность собирать и хранить все связанное с культурой, общественной и естественной историей данной страны или территории.

Музейный фондсовокупность памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, находящихся в ведение музеев, постоянно действующих выставок, научных учреждений и учебных заведений. В музейный фонд также входят коллекции и отдельные предметы, собираемые различными экспедициями и имеющие музейную ценность.

Виды музеев, задачи, содержание деятельности.

Типы музеев – научно-просветительские, исследовательские, учебные.

Профили музеев – исторический, технический, сельскохозяйственный, естественно-научный, искусствоведческий, литературный, мемориальный, комплексный, краеведческий и др.

         Музеи бывают исторические, экспозиции посвящены историческим событиям; краеведческиерассказ о родном крае и населяющих его людях; зоологические, в экспозицию которых входят чучела животных и др.; музеи предприятий; музеи, посвященные определенным видам деятельности; в настоящее время даже во многих школах открыты «Комнаты Славы» - небольшие музеи с экспозицией о наиболее выдающихся выпускниках. Наибольшую славу снискали музеи живописи или картинные галереи, а также музеи, посвященные историческим личностям, например, «Музей Пушкина», «Музей Ленина», «Музей-усадьба Толстого» и др.

Очень популярны в наше время так называемые «кунсткамеры» - музеи восковых фигур, экспозиции которых пытаются наиболее достоверно воспроизвести известных личностей или других людей (выставка «Двор императрицы Екатерины», «Аномалии человеческого тела» и т.д.).  Музей может быть посвящен какому-либо одному событию («Малая земля», музей-панорама в Новороссийске). Экспозиции музея могут располагаться на своем историческом месте («Курская дуга» - музей под открытым небом).

Российский музей и Интернет.

Музеи оказались совершенно не готовыми к рынку, тем более что зарождающейся в России рыночной экономике тоже было не до них. Единственным способом выжить виделось выбивание денег из властей, иностранных благотворителей или меценатство.

Но постепенно культура оказалась востребованной, более того - модной и престижной, оказалось, что за "культурный досуг" люди готовы пла­тить, и платить немало. Ну и, конеч­но, дети: выяснилось, что родителей не устраивает то, что их дети играют в компьютер и смотрят боевики, на­до бы их к искусству приобщить. Совпали основополагающая функ­ция музейного дела - культурное просветительство и интересы музей­ного бизнеса, которые требуют от­крытости, увлекательности, позна­вательности, то есть того же культур­ного просветительства. Так появились виртуальные музеи, например, сайт www.muzeum.ru .

Интернет дает возмож­ность доступа к экспонатам музея потенциально самому широкому кру­гу пользователей сети, позволяет музею заявить о себе и предоставляет возможности, которых не имеет реальный музей, тем самым расширяет круг посетителей.

          Использование современных техноло­гий для удобства посетителей музеев: гиды на кассетах, электронные катало­ги и т.п. - весьма разнообразили посе­щение музеев и возможности деятельности работников музеев.

Клуб как центр социально-культурной деятельности.

Клубобщественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения. Клубные учреждениямассовые культурно-просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения.

История возникновения клубов.

Еще с конца 18 века стали возникать клубные формы времяпрепровождения дворян – Английские клубы в Москве и Петербурге для потомственных дворян. Своей задачей они ставили организацию отдыха, общения и развлечений представителей дворянских кругов.

Начало 19 века – время развития салонов, кружков, обществ различной направленности (музыкальных, литературных, спортивных). Предреволюционные процессы изменили коллективные формы дворянского досуга. С целью изыскания средств в дворянские клубы стали допускать представителей других сословий, что помогало поддерживать в них былой блеск и великолепие. Начались поиски более камерных форм досугового времяпрепровождения, получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и пр. Стали популярны виды спортивных занятий, требующие больших затрат и специально оборудованных площадок, что, в свою очередь, требовало объединения средств: большой теннис, конный спорт. Активно развивались клубы в офицерской среде (например, гостиная офицеров Измайловского полка, увлекающихся литературой).

К началу ХХ века в организационном и финансовом отношении активно участвует в столичных клубах купечество, породив такую новую форму досуга, как совместные обеды в дорогих ресторанах. Стало возрастать число людей в либерально настроенных дворянских кругах, посвящавших свой досуг общественной работе и развитию народного образования. Самым многочисленным сословием стало мещанство (ремесленники, мелкие торговцы, мелкие домовладельцы, «работные» люди). В их среде наблюдалась тесная связь работы с домашним бытом и досугом, так как большинство работали на дому и в производстве принимала участие вся семья. Способы времяпрепровождения у мещан были весьма разнообразны. Это и многолюдные «вечеринки» для завязывания знакомств с играми, сопровождавшимися поцелуями, фантами, танцами и т.д. Данью крестьянским традициям были девичьи «капустницы» которые чаще всего устраивали семьи, где были невесты, так как на обязательную после рубки капусты «вечерку» приглашали холостых парней.

В зажиточных мещанских семьях для молодежи устраивали домашние вечера. Нередко молодые люди проводили время в офицерских или в приказчичьих клубах, когда в них проводились публичные мероприятия. Большим успехом пользовались вечера в Купеческом собрании. Наиболее просвещенная молодежь нередко устраивала домашние спектакли, совместные чтения.      

Самым распространенным видом досуга женщин-мещанок было рукоделие, нередко рукодельная работа сочеталась с беседой – так называемые «работные посиделки». Зажиточные же мужчины проводили время в клубах, трактирах, чайных, посвящая это время игре в карты, бильярду, лото, и даже нелегальным петушиным боям. Популярностью всех пользовался кинематограф, в зрительном зале можно было увидеть студентов и жандармов, офицеров и курсисток, интеллигентов и рабочих, приказчиков, торговцев, дам света, модисток, чиновников и т.д. Балаганы сменились стационарными кинотеатрами. Кино входило в повседневный быт.

Начало ХХ века было отмечено расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга (воскресные и вечерние школы, образовательные курсы и кружки, народные университеты), которые могли посещать мещане и рабочие фабрик и заводов. В этой среде стали появляться самодеятельные общества самообразования рабочих и первые Народные дома, где силами интеллигенции велась культурно-просветительная работа: проводились лекции, устраивались спектакли, экскурсии, создавались творческие драматические и хоровые коллективы. А также с нарастанием революционного движения велись беседы на политические темы, под видом гуляний проводились маевки и митинги, что послужило причиной их закрытия после разгрома революции 1906-1907 года. Выжили лишь общества самообразования рабочих, где больше внимания уделялось вопросам образования и духовного развития.

Клубные учреждения в советское время.

После революции театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства были переданы государству. Важное значение стало придаваться просвещению и образованию людей. Внешкольный отдел при Наркомпросе и местные органы народного образования оказывали содействие в налаживание культурно-досуговой работы. Большая роль отводилась учреждениям культуры в деле обучения людей, не получивших начального образования. Создавались пункты «ликбез». В целях расширения политической пропаганды в клубах стали проводиться митинги, митинги-концерты, лекции, доклады, вечера вопросов и ответов и др. При клубах создавались политкружки. В 20-е годы стала активно развиваться художественная самодеятельность, кружки создавались в воинских частях, клубах, народных домах.

После неурожая 1921 года, явившегося следствием гражданской войны, культурно-досуговые учреждения перевели на местный бюджет, что привело к сокращению учреждений культуры, особенно в сельской местности. И лишь с продолжением финансирования в конце началось восстановление сети и ее развитие. В конце 20-х годов были открыты первые Дома Культуры, в начале 30-х – Дворцы культуры, а в сельской местности – колхозные и совхозные клубы и библиотеки. В 30-е годы клубы стали проводниками идей индустриализации и коллективизации, выполнения пятилетних планов, социалистических соревнований. В клубах, Домах и Дворцах культуры проводились вечера «обмена опытом», «рабочей смекалки». Стали регулярно проводиться смотры народного творчества.

Со второй половины 30-х годов в жизнь вошли новые типы культурных учреждений – передвижные библиотеки, кино- и радиопередвижки, передвижные выставки, агитповозки, агитмашины – обслуживая населенные пункты, не имеющие учреждений культуры, а также крестьян. Произошли изменения в системе управления культурно-просветительной работой: на смену Главполитпросвету в наркомпроссах были созданы сектора массовой политико-просветительной работы. Сфера досуга этого времени отмечена возросшей посещаемостью клубов, Домов и Дворцов культуры, библиотек, кинотеатров, театров. Стало сокращаться число людей, посещающих церкви и отмечающих религиозные праздники.

С началом ВОВ резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, наполовину по сравнению с предвоенным периодом уменьшилась их сеть. Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма. Стали проводиться встречи с фронтовиками, небольшие концерты. Были созданы передвижные учреждения культуры – походные клубы, агитэскадрильи, библиотеки-передвижки, агитпоезда и др. Использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны. Культработники шли в цеха, в поле, на фермы, разъясняя людям смысл военных событий. Порой, рискуя жизнью, работники культуры спасали культурные ценности, исторические, художественные и литературные памятники. На фронте были созданы фронтовые и армейские дома Красной Армии, в частях имелись дивизионные клубы, клубы частей, полков, руководили которыми призванные в армию учителя школ, преподаватели вузов.

Война нанесла огромный ущерб учреждениям культуры, количество клубов сократилось более чем в два раза. По мере освобождения территории восстанавливались и учреждения культуры. Была поставлена задача: при каждом сельсовете – клуб, в каждом районном центре – Дом культуры.

В послевоенный период возросли затраты на осуществление культурно-досуговой деятельности, расширилась сеть культурно-досуговых учреждений. В восстановлении и строительстве их государство опиралось на безвозмездную помощь населения. Ремонтировались разрушенные здания, приводились в порядок пустующие помещения, в которых открывались клубы, читальни, красные уголки. В 1965 году было положено начало преобразованию сельских клубов в Дома культуры. В пределах районного центра создавался комплекс учреждений культуры (районный Дом культуры, широкоэкранный кинотеатр, ДМШ, музей, районная библиотека, народная филармония, парк культуры и отдыха, художественно-оформительская мастерская) В 70-х годах в среде молодежи началось движение за создание молодежных клубов, развивалось любительское движение (клубы по интересам).

Современные учреждения клубного типа.

Все действующие в России КДУ подразделяются на несколько типов, каждый из которых включает группу однородных учреждений, обладающих характерными признаками.

Библиотекиподразделяются по назначению и характеру работы, составу книжных фондов, масштабам деятельности, музеи, клубные учреждения, санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные и туристско-экскурсионные Центры (с находящимися на их базе библиотеками, музеями, клубами и пр.), социально-культурные комплексы и центры, зрелищные учреждения искусств (мюзик-холлы, театры, цирки, филармонии и пр.), учреждения лекционной пропаганды (лектории, планетарии), выставки и выставочные залы (возрождаются также ВДНХ), учреждения для детей и подростков (Дома Детского творчества, Центры Эстетического Воспитания и др.). Большое распространение получают в наши дни виртуальные учреждения культуры (Интернет-салоны, Интернет-клубы).

За последние 10 лет произошли огромные изменения в системе КДУ. В наши дни гражданам предоставлен большой выбор, появились КДУ, рассчитанные на определенные слои населения по опыту работы на Западе (клубы бизнесменов, клубы лидер-леди). Отрицательно то, что сократилась сеть сельских КДУ (клубов, ДК, библиотек), т.к. государство не в состоянии содержать эту сеть.

Поскольку учреждения культуры в настоящее время финансируются ничтожно малыми суммами по сравнению с теми, которые требуются для нормального функционирования культурно-досуговой работы, администрация КДУ вынуждена часть искать свои пути решения материальной проблемы.

3. Особенности организации социально-культурной деятельности для различных возрастных категорий.

Аудитория социально-культурной среды охватывает население практически всех возрастных групп – от малышей до стариков. Совсем в раннем возрасте дети становимся участниками своих первых игровых программ и детских утренников, посетителями аттракционов в парке. Позднее, становясь младшими школьниками, в жизнь ребенка, помимо утренников и игр, входят различные увлечения –  хореография, пение, спорт и др. Ребенок начинает посещать всевозможные кружки, ища себе занятие по душе. Примерно в этом же возрасте (7 – 9 лет) дети впервые начинают посещать библиотеку. В среднем школьном возрасте дети активно участвуют в конкурсах, концертных программах. Подростки предпочитают интеллектуальные игры («Брейн-ринг», «Эрудит»), ток-шоу, различные конкурсы и игровые программы по типу телевизионных передач. Одной из форм времяпрепровождения подростка становится дискотека.

Люди молодого и среднего поколений чаще всего выбирают себе любительские объединения, исходя из уже сложившихся пристрастий – это различные кружки и самодеятельные взрослые концертные коллективы (хор, эстрадная вокальная группа, хореографический ансамбль, оркестр и т.д.), клубы по интересам (туристский, поисковый и др.), литературные гостиные и другие формы времяпрепровождения. Ведется большая работа с ветеранами (клубы фронтовых друзей, хоры ветеранов, организация встреч с ветеранами труда и ВОВ).

С внедрением рыночных отношений в сферу культуры разрушенной оказалась её инфраструктура, сузился круг культурных образов, оказалась свёрнутой культурная жизнь в провинции и на селе, где приезд кинопередвижки можно сравнить с эпохальным событием, не говоря уже о выездном спектакле или концерте артистов областной филармонии, которые безвозвратно ушли в прошлое. Именно поэтому в наши дни растет число самодеятельных творческих коллективов – их участники, «люди из народа», заменяют образовавшуюся нишу былых гастролей заезжих знаменитостей и сами становятся артистами городских и сельских концертных площадок.

Сеть учреждений культуры для детей и подростков широко развита в нашей стране. К ним относятся Дома детского творчества, Дома и Дворцы молодежи, Центры эстетического воспитания. Основной их целью является создание необходимых условий для организации свободного времени школьников. Для этого в КДУ для детей и школьников функционируют кружки и студии различных направлений – художественной самодеятельности, художественного творчества, технические.

 Формы работы КДУ с детьми и подростками.

Во многих детских и молодежных КДУ основной формой работы в кружках и студиях является прежде всего образовательный процесс (дополнительное образование), ведутся занятия по образовательным и авторским программам, выдаются свидетельства об окончании. Занятия в таких КДУ проводятся по четкому расписанию, отводятся часы на игровую и досуговую деятельность. Для проверки полученных кружковцами или студийцами знаний регулярно проводятся контрольные, зачеты, срезы знаний – творческие увлечения детей и подростков приобретают значение профессионального образования с возможной подготовкой к поступлению в средние учебные заведения и вузы.

Задачей детских и юношеских КДУ становится правильное распределение и активизация досуга школьников в свободное от уроков время. Каждый ребенок или подросток вправе выбрать занятие себе по душе с учетом предполагаемой нагрузки – будут ли это интенсивные занятия в студии (уроки, репетиции, концерты, выставки, срезы знаний), занятия по увлечениям в кружках с меньшей нагрузкой и большей свободой общения или игровая досуговая деятельность. Руководитель кружка или студии для детей и подростков становится прежде всего педагогом, главные качества которого – любовь к детям, мастерство, такт, порядочность. Часто в детские и юношеские КДУ приходят заниматься дети из неблагополучных семей, ища в кружках и студиях доброго отношения к себе и общения со сверстниками. Задача педагога-руководителя – помочь такому ребенку адаптироваться в жизни, не потерять собственное лицо и остаться личностью.

В детских КДУ активно развиваются игровые формы досуговой деятельности:

1.     Массовые мероприятия (КВН, познавательные конкурсы, - музыкальные, исторические, литературные, концерты с участием детских и юношеских коллективов, фестивали)

2.     Вечера общения (диспуты, пресс-конференции, брифинги, ток-шоу, конференции-споры)

3.     Встречи с интересными людьми (профессионально-ориентированные, валеологические, творческие, встречи с ветеранами)

4.     Праздничные музыкально-танцевальные или театрализованные мероприятия (балы, карнавалы, вечера, утренники для детей)

Для ознакомления детей и подростков с лучшими отечественными художественными традициями в КДУ проводятся детские недели (музыки, книги, театра).

 Работа с детьми младшего школьного возраста.

Основной принцип работы с детьми младшего школьного возраста – рациональная организация их досуга:

·        Образовательная деятельность (направлена на получение начальных навыков профессии или художественного мастерства) – занятия в кружках, студиях.

·        Игровая досуговая деятельность (активный отдых в игровой форме, направлен на расширение кругозора детей и организацию свободного времени) – конкурсы, викторины, игровые программы, утренники.

·        Рекреативный досуг (направлен на переключение внимания детей и отдых от уроков в школе, общение, ознакомление с природой и культурными ценностями) – походы, экскурсии, клубы общения по интересам.

Проблемы молодежного досуга.

Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и обусловлена воздействием телевидения — наиболее влиятельного источника эстетического и социализирующего воздействия. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. На этом фоне активно развиваются молодежные субкультуры, появившиеся еще в 70-х годах и к концу 20 века принимающие все более агрессивные черты.

Молодые люди выбирают демократическую форму правления, учитывая даже негативные стороны современного социального развития общества. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более, что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постепенно снижается. Наблюдается тенденция к деморализации  в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении и разрушении образа человека (сцены и эпизоды насилия и секса, жестокости), что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие    на молодёжную (в частности) аудиторию. Это воздействие подтверждается многочисленными исследованиями.

Ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала резко изменяться, приобретая всё более негативный характер. В частности "идолы потребления" (поп-музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи) вытеснили собой на теле-, кино-, видеоэкранах "идолов производства". Репертуар телевидения конца 20 – начала 21 на 90% состоит из зарубежных фильмов, жанровый репертуар которых возглавляют боевик и эротика.

В создавшейся ситуации именно культурно-досуговым учреждениям приходится выполнять роль «очага культуры», привлекать в свои объединения молодежь и подростков для организации их социального досуга, прививать молодым людям художественный вкус.

Формы работы со старшеклассниками и молодежью

1.     Работа в студиях и кружках КДУ, коллективах художественной самодеятельности (ВИА, эстрадные и хореографические студии и кружки, изостудии, студии молодежной моды, профессиональные студии – журналистские, телевизионные)

2.     Оздоровительные мероприятия, в число которых входит туризм, беседы с врачами-специалистами, профилактические мероприятия, массовые посещения бассейна, тренажерного зала, занятия аэробикой, фитнес-клубы)

3.     Конкурсные мероприятия развлекательной и познавательной направленности (ринги, КВНы, клубы эрудитов)

4.     Вечера отдыха (тематические дискотеки, праздничные вечера, вечера общения и знакомств, молодежные балы)

5.     Камерные формы работы – литературные, художественные и музыкальные салоны и гостиные

6.     Диспут-клубы, ток-шоу, брифинги, научные и нравственные конференции, коммунарские сборы.

7.     Экскурсионная работа – ознакомление с художественными и историческими ценностями, памятниками культуры, местами былой славы.

8.     Встречи с интересными людьми, построенные в различных формах  - беседы, «темные», программы по сюжетам телевизионных передач («Большая стирка», «Маска-откровение», «Моя семья»). Широко практикуются встречи с ветеранами ВОВ и Афганистана, встречи с создателями и участниками молодежных объединений для обмена опытом работы.

9.     Концерты и фестивали, конкурсы с участием творческой молодежи и самодеятельных молодежных коллективов, выставки работ молодых художников, поэтов, начинающих писателей. Постановка молодежных спектаклей и мюзиклов, шоу с участием молодых исполнителей и коллективов.

Организация отдыха пожилых людей.

Пожилые люди в силу своего возраста не могут вести активный образ жизни, заниматься профессиональной деятельностью. С уходом на пенсию они, оторвавшись от работы и привычного круга общения, рискуют оказаться изолированными от внешнего мира. Для того, чтобы пожилые люди чувствовали себя полноценными членами общества, существует отдельное ветвь социально-культурной деятельности – работа с пожилыми людьми.

В городах существуют организации, занимающиеся отдельными направлениями работы с пожилыми людьми – советы ветеранов (войны, труда). Советы ветеранов также создаются при организациях, деятельность их направлена на поддержку ветеранов профессии (ветераны педагогического труда, ветераны-производственники).

Направления работы советов ветеранов:

1.     Социальная работа (помощь малоимущим, квартирные вопросы, пособия и пайки, льготы)

2.     Медико-социальная работа (бесплатная медицинская помощь, льготы на медикаменты, санаторно-курортное и профилактическое лечение, дома и интернаты для престарелых, комиссии по инвалидности)

3.     Политически-просветительная работа (обзоры прессы, разъяснение ситуации в стране, конференции, митинги и демонстрации)

4.     Работа с ветеранами войны (организация праздников, митингов, социальная поддержка и шефская помощь, организация встреч с детьми и молодежью)

5.     Культурно-досуговая работа (вечера отдыха, праздничные мероприятия, конкурсы).

Формы работы с пожилыми людьми

·        Одна из наиболее любимых форм работы с ветеранами – вечера отдыха ветеранов войны, труда, трудового фронта. Для этого в организуются вечера, посвященные праздничным и памятным датам (8 марта, 23 февраля, 9 мая, 2 сентября, 7 ноября). Вечера ставят своей целью возможность общения пожилых людей.

·        Также в праздничные дни для ветеранов обычно проводятся большие концертные программы. Формы ее могут быть разными: торжественное собрание с концертной программой, литературно-музыкальная композиция, концерт-поздравление.

·        Большую работу проводят со своими ветеранами предприятия и организации – вечера отдыха, концерты к праздничным датам и профессиональным праздникам, торжественные вручения трудовых наград.

·        Существуют добровольные любительские организации ветеранов.

·        Действуют коллективы художественной самодеятельности пожилых людей.

4. Мировая индустрия развлечений на современном этапе развития общества.

В зарубежных странах идет процесс увеличения объема свободного времени у населения, а следовательно, процесс качественного увеличения досуговых программ и услуг. Лидерами в области организации досуга стали США и Канада, где в рамках коммерческого сектора создана мощная индустрия досуга, а также свои услуги предоставляют государственные организации.

За рубежом используются два понятия: досуг и рекреация. В понятие «досуг» вкладывается коммерческо-развлекательный смысл, в понятие «рекреация» - социальный, как восстановление сил и оздоровление. Рекреационные зоны – туристические маршруты, национальные морские побережья, природные достопримечательности.

В связи с этим в деятельность туристических агентств входит:

1.     Отслеживание эксплуатации, сохранности территорий и объектов туризма.

2.     Строительство и благоустройство стоянок, причалов, мест для пикников, прогулочных троп, трасс для верховой езды и др.

Национальные фонды поощрения искусства основаны для поддержки и развития художественного творчества, атмосферы процветания искусства. Они финансируют различные проекты и  программы в области искусства, оказывают поддержку творческой интеллигенции, культурно-досуговые учреждения.

Огромное значение придается в США, Канаде, странах запада и в других странах с развитой индустрией туризма работе с инвалидами, малоимущими, людьми из групп риска, детьми, на высокий уровень вышло понятие семейного досуга. Большую работу по организации досуга инвалидов проводят музеи, театры, библиотеки. Плоховидящим и малослышащим инвалидам предлагаются следующие услуги:

·        Экскурсии на языках жестов и знаков.

·        Тексты магнитофонных экскурсий

·        Световая сигнализация (язык)

·        Допуск собак-поводырей в музеи и др. места отдыха

·        Гид-кассеты

Туризм

Весь мир путешествует. Сегодня мировой туризм и путешествия — наиболее динамично развивающийся сектор человеческой деятельности.

Туризм – временный выезд граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально – деловых, спортивных, религиозных и иных целях, без занятия оплачиваемой деятельностью в стране пребывания или месте. Устойчивый экономический рост за рубежом, повышение благосостояния и увеличение свободного времени населения, укрепление взаимосвязей во всех сферах деятельности позволили существенно расширить географию, увеличить объём туристического обмена, внести конструктивный вклад в общее развитие международного туризма. Поступления от международного туризма являются одним из важнейших источников пополнения валютных ресурсов стран. Предприниматель, решивший заняться обслуживанием путешествующих, вынужден бороться за место под солнцем в режиме многоборья.

Рекреационный туризм - это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым. Рекреационный туризм можно условно разделить на несколько типов:

·        Туристско-оздоровительный тип

·        Познавательно-туристский тип

Общественно-добровольные молодежные организации«бойскауты», «герлскауты» организуют молодежный туризм и рекреацию. В США свои услуги молодежи представляет более 400 организаций (в том числе религиозные концессии). Они располагают солидной материальной базой – спортивными залами и площадками, бассейнами, библиотеками и т.д.

Коммерческий досуговый сектор это высокодоходный вид бизнеса. Областями досугово-рекреационного бизнеса являются:

·        Путешествия и туризм, отдых на природе

·        Производство досуговых товаров

·        Развлекательная индустрия (кабаре, клубы, казино, парки, цирки, родео, бега, эстрада и др.)

·        Индустрия спорта (производство обуви и спортивных реквизитов, содержание спортивных залов и стадионов)

Примеры выгодного досугового бизнеса: во Франции созданы университеты, где пожилые люди могут получить высшее образование, пенсионеры и инвалиды имеют возможность заниматься спортом. В Германии торговые центры превращаются силами владельцев в развлекательные центры путем оборудования в них баров, клубов, музеев, проведения встреч с известными людьми. Таким образом, досуг превращается в «полезную и приятную» трату материальных средств.

Зарубежные тематические парки       

1. Парки развлечений

Американец Уолт Дисней, владелец студии мультфильмов, увековечил себя в истории также созданием увеселительных парков, названных его именем и получивших распространение по всему миру. Чего только нет в Диснейлендах: бассейны, водные аттракционы, солярии, пляжи, огромные площадки для театрализованных представлений, трассы для приключений (реки с украшенными берегами, лабиринты), замки и павильоны (смеха, ужасов, исторические, фантастические), и, конечно, множество аттракционов, включая неподражаемые «американские» горки, которые сами американцы называют почему-то «русскими». Нам остается только мечтать, что подобные увеселительные места для детей и взрослых появятся в нашей стране. Тематические парки – высокоразвитые коммерческие досуговые структуры, размещающие на огромных территориях свои аттракционы и павильоны, выдержанные в единой тематике.

Чтобы отличаться от парков Диснея, разбросанных по всему миру, в разных странах постоянно идут поиски новой тематики для увеселительных парков. В Китае действуют круглосуточные аквапарки, парки фонарей, тигриные парки, во Франции – парк иллюзорных путешествий (футуроскоп), в котором можно путешествовать и, не вставая с кресел, побывать в любой стране.

2. Национальные парки.

Национальными парками объявляются территории, которые включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма.

3. Природные парки.

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

4. Марш парков.

Ежегодно 22 апреля во многих странах мира отмечается День Земли. Начиная с1990 г. темой Дня Земли в США становятся национальные парки. В этот день проводится сбор средств в поддержку охраняемых природных территорий. Праздник приобрел новое значение , а вместе с ним и новое название - Марш Парков. С 1995г. к празднику присоединились заповедники и национальные парки России. В 1996г. Марш Парков был проведен более чем в 120 заповедниках, национальных парках и природохранных организациях, в нем участвовали около ста тысяч человек. В этой массовой акции участвовало уже около 200 тысяч человек, от Центральной Европы до Средней Азии. Цель этого праздника -  привлечь людей к участию в природоохранной деятельности заповедников и национальных парков. Во время Марша Парков люди по всему миру проводят самые разные мероприятия, но самым важным остается экологическое просвещение. Необходимо показать людям, что заповедники и национальные парки сохраняют для нас в нетронутом виде красивейшие ландшафты, тысячи редких видов растений и животных.

Заключение.

В заключении хотелось бы подытожить сказанное.

На протяжении всей жизни человек живет в социальной среде, является ее частью, впитывает ее культуру. Потребности в социально-культурной деятельности сохраняются у человека на протяжении всей его жизни. Именно благодаря этому существует возможность влиять на культурный уровень, запросы и участие человека в социально-культурной жизни общества.

На каждом этапе эти потребности разные и способы удовлетворения, актуальные для каждого возраста тоже отличаются. Мы рассмотрели особенности потребностей и их удовлетворения для всех возрастных групп, таким образом, мы можем считать цель нашей работы достигнутой. 

Особое внимание мы уделили формированию социально-культурной жизни ребенка через игру, как первую форму социально-культурной деятельности.

Подростковый возраст характеризуется известным негативизмом по отношению влияния со стороны старшего поколения, но при этом значение социальной жизни для подростка резко возрастает, по сравнению с детством. Таким образом, правильно построенная работа с подростком является залогом успешной его социализации.

И еще особо хотелось бы выделить значение социально-культурной деятельности для пожилых людей. С выходом на пенсию человек теряет свою профессиональную идентичность, что переживается как тяжелый кризис. Поэтому особенно важно дать возможность человеку найти свою нишу в социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность будучи социально значимой поможет человеку найти свое место в социуме и отдалить свою социальную смерть, являющуюся первой ступенькой человека в направлении смерти физической. Список литературы:

1.     Антонова С.Г. Книга для детей. Вопросы типологии и издания: Учебное пособие. – М.: 1995. – 100с.

2.     Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – Социальное здоровье России, 2004 г.                                      

3.     Белкина Р. Детская сказка. Полет фантазии глазами редактора. М., 2004 г.

4.     Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Лениздат, 1992 г.

5.     Бирженюк Г.М. Основы региональной культурной политики и  формирования культурно-досуговых программ, С-Пб., 1992 г.  

6.     Богомолова Л.В. Подростковая культура: проблемы эстетического    воспитания подростков. М., 1988 г.

7.     Волков В.И. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования, 1988 г.

8.     Ерошенков И.И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М.: Просвещение, 1986 г.

9.      Ефимкина Р. П. Психология развития. Методические указания по курсу. Учебно-научный центр психологии. Н., 2004 г.

10.                        Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности, 1998 г.

11.                        Киселева Г.Г. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995 г.

12.                        Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989 г.       

13.                        Краковский А.П. О подростках. М.: Просвещение, 1970 г.

14.                        Крестьянов В.П. Методика работы клуба с детьми и подростками. М., 1980 г.

15.                        Краткий психологический словарь. сост. Карпенко Л.А.; под ред. А.В. Петровского. М., 1985   

16.                       Лелюх В.Ф. Проблемы девиантности и социально-правовой адаптации молодежи. Улан-Удэ, 1999 г.

17.                        Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995 г. 

18.                        Павленок Г.Д. Основы социальной работы. М., 1998 г.

19.                        Проблемы эстетического развития личности школьника под ред.А.И.Бурова. М., 1987 г.

20.                        Психологический словарь, 2-е изд. Под ред. Зимченко В.П. М., 1996 г.    

21.                        Рябушев В.Н. Теория социально-культурной деятельности, Улан-Удэ, 1999 г.

22.                        Социальная работа: проблемы и пути развития // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 1997 г.

23.                       Теория и методика социальной работы. Часть II, М., 1994 г.  

24.                        Толкиен Дж. О волшебных сказках//Толкин Дж. Приключения Тома Бомбадила и другие стихи из Алой Книги: Стихи и повести/ Пер. с англ. М.: 2003.-С.181-251.

25.                        Флейк-Хобсон К. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992 г.

26.                        Франц М.-Л. фон. Теории волшебных сказок//Франц М-Л. фон. Психология сказки /Пер. с англ. – СПб: 2004. – С. 9 – 29.

27.                        Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. М., 1982 г.

28.                       Чуковский К.И. От двух до пяти//Чуковский К.И. Собр. соч.: В 2 т. – М., 1990. – Т.1- С.73 – 466.

29.                        Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков М., 1967 г.

30.                        Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978 г.                                                                                                                                                  


[1] Толкиен Дж. О волшебных сказках//Толкин Дж. Приключения Тома Бомбадила и другие стихи из Алой Книги: Стихи и повести/ Пер. с англ. М.: 2003.- с.182.

[2] Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – Социальное здоровье России, 2004. – с. 89.

[3] Чуковский К.И. От двух до пяти//Чуковский К.И. Собр. соч.: В 2 т. – М., 1990. – Т.1- с. 289.

[4] Чуковский К.И. От двух до пяти//Чуковский К.И. Собр. соч.: В 2 т. – М., 1990. – Т.1- с. 247.

[5] Чуковский К.И. От двух до пяти//Чуковский К.И. Собр. соч.: В 2 т. – М., 1990. – Т.1- С.279.

[6] Франц М.-Л. фон. Теории волшебных сказок//Франц М-Л. фон. Психология сказки /Пер. с англ. – СПб: 2004. – с.12.

[7] Франц М.-Л. фон. Теории волшебных сказок//Франц М-Л. фон. Психология сказки /Пер. с англ. – СПб: 2004. – с. 9-10.

[8] Франц М.-Л. фон. Теории волшебных сказок//Франц М-Л. фон. Психология сказки /Пер. с англ. – СПб: 2004. – с.11.

[9] Франц М.-Л. фон. Теории волшебных сказок//Франц М-Л. фон. Психология сказки /Пер. с англ. – СПб: 2004. – с. 10.

[10] Толкиен Дж. О волшебных сказках//Толкин Дж. Приключения Тома Бомбадила и другие стихи из Алой Книги: Стихи и повести/ Пер. с англ. М.: 2003.- с.206.

[11] Толкиен Дж. О волшебных сказках//Толкин Дж. Приключения Тома Бомбадила и другие стихи из Алой Книги: Стихи и повести/ Пер. с англ. М.: 2003.- с.185.

[12] Толкиен Дж. О волшебных сказках//Толкин Дж. Приключения Тома Бомбадила и другие стихи из Алой Книги: Стихи и повести/ Пер. с англ. М.: 2003.- с.247.

[13] Толкиен Дж. О волшебных сказках//Толкин Дж. Приключения Тома Бомбадила и другие стихи из Алой Книги: Стихи и повести/ Пер. с англ. М.: 2003.- с.189.

[14] Белкина Р. Детская сказка. Полет фантазии глазами редактора. М., 2004 г.  с. 24.

[15] Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978 г.                                                                                                                                              

[16] Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Лениздат, 1992 г. - с.37.

[17] Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности, 1998 г. с. 54.

[18] Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. М., 1982 г. – с.79.