СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ. 3
2. РАСЧЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ.. 5
3. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ.. 15
3.1. ПОПРОЦЕССНАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ.. 15
3.2. КАЛЬКУЛЯЦИЯ НЕРАЗДЕЛЯЕМЫХ ИЗДЕРЖЕК КОМПЛЕКСНОГО ПРОИЗВОДСТВА.. 17
3.3. КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ С ПОЛНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ЗАТРАТ И ПО ПЕРЕМЕННЫМ ИЗДЕРЖКАМ.. 20
4. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ ДОКУМЕНТАЦИИ.. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 29
ВВЕДЕНИЕ
В практике деятельности хозяйствующих субъектов Российской Федерации пока не существует подразделения бухгалтерского учета на финансовый учет и управленческий учет. В странах с развитой рыночной экономикой уже несколько десятилетий существует деление бухгалтерского учета на финансовый и производственный. В последние годы наметилось дальнейшее деление учета на управленческий и производственный учет.
Курсовая работа по дисциплине «Планирование на предприятии» выполняется на основе данных одного из Хабаровских предприятий, род, деятельности которого производство.
Как известно независимо от рода деятельности все предприятия ведут экономическое планирование, ведут учёт затрат, устанавливают цены на свою продукцию, ведут анализ безубыточности, принимают решения по капиталовложениям, вот почему планирование на предприятии всегда остаётся актуальным.
Целью курсового проекта является изучение процесса планирования на предприятии.
В процессе написания курсового проекта необходимо выполнить следующие задачи:
- рассчитать цены на материалы
- рассчитать накладные расходы предприятия;
- рассчитать попроцессорную калькуляцию затрат;
- рассчитать калькуляцию изделия комплексного производства с неразделяемыми издержками;
- рассчитать калькуляцию себестоимости с полным распределением затрат по переменным издержкам;
- составить основные плановые документы;
- сформировать заключение об эффективности деятельности фирмы.
1. ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ
Планирование затрат на предприятии сопряжено с рядом трудностей, и в первую очередь с ценой, по которой его относить на производство, так как разные партии материала закупаются по разным ценам.
Списание можно осуществлять тремя методами:
1. Первая партия на заказ, вторая в запас (метод FIFO);
2. Последняя партия на заказ, первая в запас (метод LIFO);
3. Отпуск материалов по средневзвешенной цене.
Перед специалистами предприятия встаёт вопрос, какой же из методов надо применять? При этом надо учесть, что определение цены отпускаемых запасов служат двум целям:
1. Начисляются материалы по разным заказам, затем образуют часть оценки запаса и себестоимость реализованной продукции. Здесь мы имеем дело с исчислением прибыли и оценкой запаса.
2. Калькулируются затраты будущих периодов на материалы в целях принятия решения и установления цены на продукцию.
Для планирования является главной вторая цель.
Использование материалов ведёт к тому, что надо на складе их возмещать. Расходы на материалы будущих периодов будут затратами замещения. Исчисление прибыли будет правильнее, если запасы будут учитываться по цене замещения.
Метод LIFO обеспечивает самые близкие затраты к затратам замещения. Разница между затратами и затратами замещения зависит от скорости оборачиваемости материалов. Когда скорость оборачиваемости достаточно широка, метод FIFO обеспечивает удовлетворительное приближение и выбор метода не имеет особого значения. При медленной оборачиваемости и высоком уровне инфляции выбирают LIFO [2. c.53].
Многие предприятия используют систему оценки по нормативам и определяют стоимость отпускаемых материалов по нормативной стоимости с учётом инфляции. Нормативные затраты – это целевые затраты, планируемые в начале планового периода, показывающие сколько должны будут стоить будущие закупки.
На ООО «ХБИ» используется несколько видов материалов, но для упрощения представленной информации целесообразно на примере показать расчёт стоимости материалов по трём партиям. Согласно отчётности и внутренним документам исследуемого предприятия ООО «ХБИ», рассчитаем стоимость материалов способами ФИФО и ЛИФО (см. табл. 1.1.).
Таблица 1.1.
Расчёт стоимости материалов, отпускаемых в производство
Показатели |
Количество единиц, шт. |
Цена за единицу, тыс. руб. |
Сумма, тыс. руб. |
1. Остаток материалов на 01.01.2004 г. |
600 |
120 |
72000 |
2. Поступили материалы: |
|
|
|
первая партия |
1000 |
110 |
110000 |
вторая партия |
1400 |
130 |
182000 |
третья партия |
600 |
105 |
63000 |
3. Итого за месяц |
3600 |
X |
427000 |
4. Расходы материалов за месяц: |
|
|
|
а) по методу ФИФО: |
|
|
|
первая партия |
600 |
120 |
72000 |
вторая партия |
1000 |
110 |
110000 |
третья партия |
1500 |
- |
192500 |
Итого за месяц |
3100 |
X |
374500 |
б) по методу ЛИФО: |
|
|
|
первая партия |
600 |
105 |
63000 |
вторая партия |
1000 |
130 |
130000 |
третья партия |
1500 |
- |
174000 |
Итого за месяц |
3100 |
X |
367000 |
5. Остаток материалов на 01.01.2005г. |
|
|
|
а) по методу ФИФО. |
500 |
105 |
52500 |
б) по методу ЛИФО. |
500 |
120 |
60000 |
Для определения запасов наиболее приемлемы методы FIFO и LIFO. Для того, чтобы не внедрять две разные системы можно применить один метод оценки по нормативной стоимости. В зависимости от того, какие цели преследует предприятие и соответственно на какое русло направлен процесс планирования, в учётной политике должен быть прописан метод учёта стоимости списанных в производство материалов.
Для учёта материалов считаю нужным рекомендовать использовать метод FIFO, так как данный метод отражает реальную стоимость материалов на отчётную дату.
2. РАСЧЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
Схема разделения накладных расходов:
1. Распределение накладных расходов между производственными и обслуживающими подразделениями;
2. Перераспределение накладных расходов обслуживающих подразделений на производственные;
3. Расчёт ставок распределения накладных расходов для каждого производственного подразделения;
4. Отнесение накладных расходов на виды работ.
Некоторые расходы не могут быть отнесены к конкретным подразделениям, поскольку они осуществляются в интересах нескольких подразделений сразу. Это касается в первую очередь расходы обслуживающих подразделений.
Большинство компаний относят накладные расходы на продукцию, используя двухступенчатую процедуру.
На первой ступени накладные расходы распределяются по центрам затрат, в то время как на второй ступени накладные расходы, накопленные в центрах затрат, распределяются на продукцию.
Центр затрат — это центр ответственности, где менеджеры отвечают (отчитываются) за расходы, находящиеся под их ответственностью [1, с. 103].
Цель первой ступени названной процедуры — распределить все производственные расходы по центрам производственных затрат. Эта первая ступень достигает двух целей.
Во-первых, расходы, расписанные по центрам затрат, используются для контроля за уровнем затрат и для оценки результативной деятельности.
Накладные расходы сначала учитываются по центру затрат и анализируются по статьям расходов, например, время простоя в цехе А, дополнительные материалы отдела Б и т.д. Эти расходы периодически суммируются и заносятся в соответствующую отчетность, где также отражаются сметные расходы.
Разница между сметными и фактическими затратами по каждой статье расходов отражается в отчетах об исполнении сметы и обеспечивает информацию обратной связи для оценки результативности деятельности и для контроля за уровнем затрат.
Во-вторых, аккумулированные центром производственных затрат расходы на второй ступени процедуры распределяются на продукцию в интересах требований финансового учета по оценке запасов.
На второй ступени выбирается основа для распределения производственных накладных расходов на продукцию. Эта основа называется базой распределения затрат. За базу распределения затрат чаще всего принимается время, фактически отработанное производственными рабочими и/или оборудованием.
Ставка накладных расходов для каждого центра производственных затрат рассчитывается делением общих затрат, распределенных на центр, на общий размер базы распределения затрат. Иногда ставки накладных расходов называют ставкой бремени, т.е. отношением накладных расходов к затратам по оплате труда.
Накладные расходы распределяются на продукцию путем умножения ставки накладных расходов каждого центра на полученную на второй ступени базу распределения накладных расходов, потребленных каждым продуктом [1, с. 75-81].
Например, если на центр производства распределены 100000 тыс. руб. накладных расходов, а за базу распределения накладных расходов принято время, фактически отработанное производственными рабочими, тогда если центром потреблено 20000 ч. фактически отработанного производственными рабочими времени, ставка накладных расходов составит 5 тыс. руб. на час фактически отработанного производственными рабочими времени. Таким образом, если на производство продукта требуется 10 ч. фактически отработанного времени в центре производства, то 50 тыс. руб. накладных расходов будут отнесены на этот продукт [3, с. 102-104].
В некоторых компаниях отказываются от первой ступени двухступенчатой процедуры распределения накладных расходов. Иными словами, производственные накладные расходы не распределяются по центрам затрат. Вместо этого вводится единая ставка распределения накладных расходов для всего предприятия, которая и распределяется на всю продукцию независимо от того, в каком цехе она была произведена. Термин «единая ставка распределения накладных расходов» используется для обозначения ставки накладных расходов, установленной для всего предприятия в целом. Допустим, что суммарные общезаводские накладные расходы предприятия за какой-то период составили 120000 тыс. руб. и что за этот период основными производственными рабочими было отработано 60000 ч. В этом случае единая ставка распределения накладных расходов составит 2 тыс. руб. за фактически отработанный 1 ч., и на все продукты предприятия накладные расходы будут начисляться по этой ставке.
Единая ставка распределения накладных расходов — не лучший метод распределения накладных расходов, если предприятие состоит из ряда различных центров производства, и выпускаемые продукты "потребляют" накладные расходы центров затрат в разных пропорциях. Накладные расходы в 120 000 тыс. руб. и 60 000 ч. отработанного времени являются итогом деятельности производственных подразделений А, В и С и что эти результаты проанализированы следующим образом (табл. 2.1.):
Таблица 2.1.
Анализ результатов накладных расходов по подразделениям |
||||
Показатель |
А |
В |
С |
Итого |
Накладные расходы, тыс. руб. |
12000 |
100000 |
8000 |
120000 |
Фактически отработанное основными производственными рабочими время, ч. |
20000 |
20000 |
20000 |
60000 |
Накладные расходы на 1 ч., фактически отработанный, тыс. руб. |
0,6 |
5 |
0,4 |
2 |
Целесообразно определять ставки распределения накладных расходов по подразделениям, а не использовать единую ставку в 2 тыс. руб. за ч.
Имеются такие статьи накладных расходов, которые не могут быть напрямую отнесены к конкретному подразделению, поскольку они осуществляются в интересах многих подразделений. Для этих статей необходимо установить логическую базу. В приведенной ниже таблице обобщены наиболее распространенные базы распределения.
Таблица 2.2.
Распространенные базы распределения
Затраты |
База распределения |
Арендная плата, освещение, отопление |
Площадь |
Расходы по служащим: |
|
руководство работой, столовой, отдела учета времени и заработной платы |
Численность служащих |
Амортизация и страхование станков и оборудования |
Цена единиц оборудования и станков |
Проблема распределения затрат заключается в том, что невозможно это сделать каким-то универсальным способом. Можно применять альтернативные методы распределения затрат, но нельзя сказать, верны они или нет. В определенных обстоятельствах может использоваться не один метод, и следовательно, выбор метода распределения накладных расходов часто субъективен.
Цель — выбрать метод, позволяющий оценивать ресурсы, потребленные в каждом подразделении.
Например, использование показателя "производственная площадь" для распределения затрат на освещение и отопление подразумевает, что центры затрат (подразделения) с большей площадью потребляют больше освещения и отопления.
Аналогично использование числа служащих как базы для распределения накладных расходов на инспектирование предполагает, что центры затрат с большим числом служащих требуют больших затрат на инспектирование. Конечный результат на этом этапе — распределение всех производственных накладных расходов между производственными и обслуживающими подразделениями предприятия.
Обслуживающие подразделения — это подразделения, которые должны тем или иным способом обеспечивать работу других подразделений, например, складов и отделов технического обслуживания.
Метод распределения расходов обслуживающих подразделений между производственными должен быть выбран с учетом выгоды, которую производственные подразделения получают от функционирования обслуживающих.
Расходы отдела технического обслуживания часто распределяются на базе зарегистрированного времени, отработанного обслуживающим персоналом в различных производственных подразделениях. После того, как расходы обслуживающих подразделений распределены между производственными подразделениями, все общезаводские накладные расходы будут распределяться только между производственными подразделениями.
Вторая ступень двухступенчатой процедуры — распределение накладных расходов каждого производственного подразделения на продукты, проходящие через это подразделение. Наиболее распространены базы распределения, основанные на количественных показателях и на учете времени, в течение которого продукт находится в центре затрат производства, например, часы, фактически отработанные основными производственными рабочими, время работы станков и основного оборудования и основной заработной платы.
При использовании базы распределения, основанной на количественных показателях, предполагается, что продукты "потребляют" ресурсы центра затрат пропорционально объему их производства. Для подразделений, не оборудованных станками, в качестве базы распределения накладных расходов чаще всего используется время работы основных производственных рабочих. Это основывается на том, что накладные расходы производственного подразделения тесно связаны с временем, фактически отработанным основными производственными рабочими.
Для подразделений, оснащенных станками, наиболее предпочтительной базой распределения накладных расходов является время работы станков, поскольку основная часть накладных расходов (т.е. амортизация оборудования) наиболее тесно связана с временем работы станков. Таким образом ставка распределения накладных расходов рассчитывается следующим образом.
Таблица 2.3.
Расчёт ставки распределения накладных расходов |
|||
Показатель |
Сборочный цех А |
Сборочный цех В |
Сборочный цех С |
Распределяемые накладные расходы, тыс. руб. |
80000 |
160000 |
240000 |
Время работы основных производственных рабочих, ч. |
80000 |
40000 |
120000 |
Время работы станков, ч. |
— |
— |
80 000 |
Ставка распределения накладных расходов: |
1 тыс. руб. на 1 ч. труда основных производственных рабочих |
1 тыс. руб. на 4 ч. труда основных производственных рабочих |
1 тыс. руб. на 3 ч. труда основных производственных рабочих |
В табл. 2.4. представлено распределение накладных расходов центров затрат на виды продукции.
Таблица 2.4.
Распределение накладных расходов центров затрат на виды продукции |
|
Показатель |
тыс. руб. |
Сборочный цех А: |
|
10 ч. Труда основных производственных рабочих по 1 тыс. руб. за 1 ч. |
10 |
Сборочный цех В: |
|
6 ч. Труда основных производственных рабочих по 4 тыс. руб. за 1 ч. |
24 |
Машинный цех С: |
|
5 ч. Работы станка по 3 тыс. руб. за 1 ч. |
15 |
Итого |
49 |
В соответствии с вышеизложенным рассчитаем распределение накладных расходов между производственными обслуживающими подразделениями на примере исследуемого предприятия ООО «ХБИ». По данным, предоставленным руководством предприятия, общезаводские накладные расходы за год на предприятии, где имеются три производственных подразделения (два станочных цеха и один сборочный) и два обслуживающих подразделения (склад и отдел технического обслуживания).
Таблица 2.5.
Общезаводские накладные расходы |
||
Показатель |
руб. |
итого руб. |
Заработная плата вспомогательных рабочих и контроль: |
||
станочный цех А |
100 000 |
|
станочный цех Б |
99 500 |
|
сборочный цех С |
92 500 |
|
склад |
10 000 |
|
отдел технического обслуживания |
60 000 |
362000 |
Затраты на вспомогательные материалы: |
||
станочный цех А |
100 000 |
|
станочный цех Б |
100 000 |
|
сборочный цех С |
40 000 |
|
склад |
4 000 |
|
отдел технического обслуживания |
9 000 |
253 000 |
Освещение и отопление |
123 000 |
|
Арендная плата и пошлины |
98 000 |
|
Страховка оборудования |
56 000 |
|
Амортизация оборудования |
180 300 |
|
Страховка зданий |
75 000 |
|
Заработная плата управленческого персонала |
120 000 |
420 000 |
Итого: |
1 267 300 |
35 000 |
Имеется также следующая информация (см. табл. 2.6.):
Таблица 2.6.
Исходные данные |
|||||
Центры затрат |
Стоимость оборудования, руб. |
Площадь, кв. м. |
Численность занятых, чел. |
Продолжительность труда основных производственных рабочих, ч. |
Время работы станков, ч. |
Станочный цех А |
800000 |
10000 |
30 |
200000 |
100000 |
Станочный цех Б |
500000 |
5000 |
20 |
150000 |
50000 |
Сборочный цех С |
100000 |
15000 |
30 |
200000 |
|
Склад |
50000 |
15000 |
10 |
|
|
Отдел технического обслуживания |
50000 |
5000 |
10 |
|
|
Итого |
1500000 |
50000 |
100 |
|
|
Из учетных записей отдела технического обслуживания следует, что время, затраченное на работы по техническому обслуживанию, проведенные в других подразделениях, составляет, ч.
Станочный цех А: 12000; Станочный цех Б: 8000; Сборочный цех С: 5000; Итого: 25000.
Данные о стоимости материалов (основных и вспомогательных), выданные производственным цехам, составляют, руб.
Станочный цех А: 61338; Станочный цех Б: 46004; Сборочный цех С: 15335; Итого: 122677.
Для распределения статей накладных расходов между производственными и обслуживающими подразделениями необходимо подготовить ведомость анализа накладных расходов (см. табл. 2.7.).
Таблица 2.7.
Распределение накладных расходов |
|||||||
Статьи расходов |
База |
Всего, тыс. руб. |
Производственные отделы |
Служебные отделы |
|||
Станочный цех Х, руб. |
Станочный цех Y, руб. |
Сборочный цех, руб. |
Склад, руб. |
Тех. Обсл., руб. |
|||
Заработная плата вспомогательных рабочих и контроль |
по факту |
362000 |
100000 |
99500 |
92500 |
10000 |
60000 |
Вспомогательные материалы |
по факту |
253000 |
100000 |
100000 |
40000 |
4000 |
9000 |
Освещение и отопление |
площадь |
123000 |
24600 |
12300 |
36900 |
36900 |
12300 |
Арендная плата и пошлины |
площадь |
98000 |
19600 |
9800 |
29400 |
29400 |
9800 |
Страховка оборудования |
балансовая стоимость |
56000 |
29867 |
18667 |
3733 |
1867 |
1867 |
Амортизация оборудования |
балансовая стоимость |
180300 |
96160 |
60100 |
12020 |
6010 |
6010 |
Страховка зданий |
площадь |
75000 |
15000 |
7500 |
22500 |
22500 |
7500 |
Заработная плата управленческого персонала |
Числен-ть |
120000 |
36000 |
24000 |
36000 |
12000 |
12000 |
|
1267300 |
421227 |
331867 |
273053 |
122677 |
118477 |
|
Перераспределение расходов обслуживающего подразделения: |
|
|
|
|
|
|
|
склад |
стоимость выданных материалов |
|
61338 |
46004 |
15335 |
-122677 |
|
отдел обслуживания |
техническая оценка |
|
56869 |
37913 |
23695 |
|
-118477 |
|
1267300 |
539434 |
415783 |
312083 |
0 |
0 |
|
Время работы станков и продолжительность труда основных производственных рабочих |
|
|
100000 |
50000 |
200000 |
|
|
Ставка накладных расходов на 1 ч работы станков |
|
|
5,39 |
8,32 |
|
|
|
Ставка накладных расходов на 1 ч труда основных производственных рабочих |
|
|
|
|
1,56 |
|
|
Заработная плата вспомогательных рабочих и затраты вспомогательных материалов распределены по соответствующим подразделениям. Арендная плата и пошлины, освещение и отопление, а также страховка зданий соотносятся с общей площадью зданий и что доля, приходящаяся на каждое подразделение, может быть определена в соответствии с той площадью, которую оно занимает. Общая площадь фабрики (помещения) составляет 50000 кв.м, из которых 20% занимает станочный цех А и еще 10% — станочный цех Б. Таким образом, 20% арендной платы и пошлин, платы за освещение и отопление, а также страховки зданий будет приходиться на станочный цех А, а 10% — на станочный цех Б. Выплаченная страховая премия и амортизация станочного парка входят в балансовую стоимость оборудования. Поскольку балансовая стоимость оборудования станочного цеха А составляет 8/15 балансовой стоимости всего оборудования и для станочного цеха Б — 5/15 балансовой стоимости всего оборудования, то 8/15 и 5/15 стоимости страховки и амортизации оборудования приходятся на цехи А и Б соответственно. Время, которое руководство предприятия затрачивает на каждый отдел, соответствует данным о численности сотрудников данного отдела; если в станочном цехе А работает 30% всех сотрудников, то 30% заработной платы работников управления приходится на этот цех [3, с. 256- 270].
Следующий шаг — перераспределение накладных расходов обслуживающих подразделений на производственные в соответствии с той долей услуг, которые получили эти последние. Количество выданных материалов является подходящим ориентировочным критерием той пользы, которую каждое из производственных подразделений получило от функционирования склада. Отсюда следует, что если станочному цеху А выдано 50% всех материалов, то это составит 50% всех расходов склада и они приходятся на цех А. В отделе технического обслуживания регистрируется время, затраченное персоналом на проведение работ по техническому обслуживанию других подразделений, и данные этого учета являются основой для оценки услуг, полученных каждым производственным подразделением от отдела технического обслуживания. Если из 25000 ч, отработанных отделом технического обслуживания, 12000 ч затрачены на работы в станочном цехе А, то 48% расходов приходятся на этот цех.
Итак, общезаводские накладные расходы перераспределены на производственные подразделения. Вторая ступень двухступенчатой процедуры имеет целью установление ставок накладных расходов в каждом подразделении для отнесения их на продукты, проходящие через эти подразделения. Ставка распределения накладных расходов рассчитывается путём деления цеховых накладных расходов на цеховое время работы основных производственных рабочих или время работы станков.
Расчеты производятся следующим образом:
539434/100000=5,39;
415783/50000=8,32;
312083/200000=1,56.
Накладные расходы соотнесены со временем, но поскольку накладные расходы станочных цехов преимущественно ориентированы на станки, в расчетах используются станко-часы. В сборочном цехе, однако, работы на станках не производятся, и в расчетах для этого отдела фигурирует продолжительность (ч) труда основных производственных рабочих.
Заключительный этап состоит в распределении накладных расходов по продуктам, проходящим через производственные подразделения.
Распределение накладных расходов усложняется, когда обслуживающие подразделения обслуживают друг друга. В данном случае склад не предоставляет услуг отделу технического обслуживания и наоборот.
3. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ
3.1. ПОПРОЦЕССНАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ
Система попроцессорной калькуляции не предусматривает увязку затрат с конкретными заказами. Она используется, когда изделия проходят в определённой последовательности через все этапы производства. Процесс накопления затрат идет параллельно процессу производства. Прямые затрат определяются также как при позаказной системе на каждом процессе, но считаются легче, так как не надо детализировать затраты по каждой единицы продукции. Возможно считать многие постоянные затраты как переменные, например затраты на амортизацию внутри одного подразделения [7, с. 23].
На рис. 3.1 представлено описание изменения себестоимости в процессе производства.
Рис. 3.1. Изменение себестоимости в системе попроцессной калькуляции затрат на производство
В процессе производства неизбежны потери. Если это случается при нормальной организации системы производства, такие потери называются нормативными, или неконтролируемыми. Помимо потерь, которых нельзя избежать, существуют потери, которые не ожидаются при нормальной организации производства. Потери, не характерные для процесса производства, называются сверхнормативными или контролируемыми.
Расчет нормативных и сверхнормативных потерь требует различного подхода. Первые включаются в себестоимость изделия, а вторые в нее не включаются, а списываются со счета затрат по соответствующему процессу и фиксируются как сверхнормативные. Они рассчитываются как затраты периода и записываются на счет прибылей и убытков в конце производственного периода.
В процессе производства ООО «ХБИ» сборочным цехом было использовано 925 шт. (из табл. 2.7. – вспомогательные материалы) деталей стоимостью 92500 руб.
Исходя из прошлого опыта и технических расчетов, ожидали нормативные потери в размере 1/6 начального количества, однако фактический выход в течение периода составил только 750 шт. Фактические потери составили 174 шт., а не 155 шт., как ожидалось. Дополнительная потеря 19 шт. — это сверхнормативные потери. Себестоимость ожидаемого выпуска продукции определяется путём деления себестоимости на ожидаемый выпуск продукции:
92500/770=120,12 руб. за единицу.
Затраты на вводимые детали распределяются следующим образом (см. табл. 3.1.):
Таблица 3.1.
Распределение затрат на вводимые ресурсы
Показатель |
Тыс. руб. |
Готовая продукция, переданная на следующий процесс или на склад готовой продукции: |
|
751 шт. по цене 120,12 руб. |
90218 |
Сверхнормативные потери: |
|
19 шт. по цене 120,12 руб. |
2282 |
Итого |
92500 |
Впоследствии можно будет контролировать сверхнормативные потери, если определить их причины и принять меры для их устранения.
3.2. КАЛЬКУЛЯЦИЯ НЕРАЗДЕЛЯЕМЫХ ИЗДЕРЖЕК КОМПЛЕКСНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Если вся продукция, произведенная за определенный период, реализована, то проблемы распределения комплексных издержек между конкретными продуктами не существует. Оценка МПЗ не нужна, а для расчета прибыли требуется просто вычесть величину совокупной себестоимости из величины дохода от реализации. Однако если в конце периода часть продукции не реализована, необходимо распределить затраты между продуктами. Поскольку любое такое распределение неизбежно будет субъективным и произвольным, то этот процесс требует от бухгалтера принятия решений, которые труднее всего обосновать. Все, что можно сделать, это постараться выбрать наиболее рациональный и разумный метод распределения. Методы, используемые для распределения комплексных издержек до точки разделения, можно сгруппировать в 2 категории.
1. Методы для измерения доходов от каждого отдельного продукта, к которому относятся комплексные издержки, исчисленные при помощи натуральных показателей, таких, как масса, объем и т.д.
2. Методы для измерения возможности возмещения комплексных издержек на основе их распределения в соответствии с рыночной стоимостью продуктов [10. c. 111-115].
Такие методы распределения затрат предусматривают простое их распределение пропорционально объему производства. Предполагается, что каждый продукт принесет одинаковые доходы, для получения которых затрачены комплексные издержки, и, следовательно, на каждый продукт относится пропорциональная объему его производства доля комплексных издержек. При использовании этого метода можно распределить затраты следующим образом (см. табл. 3.2.):
Таблица 3.2.
Распределение затрат
Продукт |
Число произведённых единиц |
Доля от общего выпуска |
Распределённая доля комплексных издержек, тыс. руб. (равно итогу табл. 2.5.) |
Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. |
Телевизоры |
923 |
0,3 |
3800190 |
4117 |
Видеомагнитофоны |
1423 |
0,2 |
2533460 |
1780 |
Музыкальные центры |
3020 |
0,5 |
6333650 |
2097 |
Итого |
5366 |
- |
12667300 |
- |
Если цены реализации совместно производимых продуктов различны, то предположение об одинаковой себестоимости единицы продукции каждого вида приведет к тому, что на какие-то продукты будет показана высокая прибыль, а на другие — убытки. Это может повлечь за собой неверный расчет прибыли. Рассмотрим калькуляцию прибыли на продукты, используемую на ООО «ХБИ» (см. табл. 3.3.).
Таблица 3.3.
Калькуляция прибыли на продукты
Продукт |
Доход от реализации, тыс. руб. |
Совокупная себестоимость, тыс. руб. |
Прибыль (убыток), тыс. руб. |
Прибыль на объём реализации, % |
|
Телевизоры |
6922500 |
3800190 |
3122310 |
45 |
|
Видеомагнитофоны |
3984400 |
2533460 |
1450940 |
36 |
|
Музыкальные центры |
9060000 |
6333650 |
2726350 |
30 |
|
Итого |
19966900 |
12667300 |
7299600 |
37 |
При использовании метода, базирующегося на стоимости реализации, комплексные издержки распределяются на совместно производимые продукты пропорционально оценкам стоимости их реализации, причем предполагается, что более высоким ценам реализации соответствуют более высокие затраты. Распределение по методу стоимости реализации будет следующим (см. табл. 3.4.):
Таблица 3.4.
Распределение затрат
Продукт |
Произведенные единицы |
Стоимость реализации, тыс. руб. |
Доля стоимости реализации в совокупной реализации, % |
Распределение затрат, тыс. руб. |
Телевизоры |
923 |
6922500 |
0,3 |
3800190 |
Видеомагнитофоны |
1423 |
3984400 |
0,2 |
2533460 |
Музыкальные центры |
3020 |
9060000 |
0,5 |
6333650 |
Итого |
|
19966900 |
|
12667300 |
Пересмотренная калькуляция на продукты будет выглядеть так (см. табл. 3.5.):
Таблица 3.5.
Калькуляция на продукты
Продукт |
Доход от реализации, тыс. руб. |
Совокупная себестоимость, тыс. руб. |
Прибыль (убыток), тыс. руб. |
Прибыль на объём реализации, % |
Телевизоры |
5990070 |
3800190 |
2189880 |
0,37 |
Видеомагнитофоны |
3993380 |
2533460 |
1459920 |
0,37 |
Музыкальные центры |
9983450 |
6333650 |
3649800 |
0,37 |
Итого |
19966900 |
12667300 |
7299600 |
0,37 |
Если предположить, что 80% продукции продано, оценку МПЗ партии можно представить так (см. табл. 3.6.):
Таблица 3.6.
Оценка МПЗ
Продукт |
Себестоимость, тыс. руб. (20 %) |
Стоимость реализации, тыс. руб. (20 %) |
Телевизоры |
760038 |
1198014 |
Видеомагнитофоны |
506692 |
798676 |
Музыкальные центры |
1266730 |
1996690 |
Итого |
2533460 |
3993380 |
Метод, базирующейся на стоимости реализации, свободен от недостатков метода натуральных показателей, но один недостаток все-таки есть: он основан на предположении, что предыдущие затраты определяются доходами от реализации.
3.3. КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ С ПОЛНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ЗАТРАТ И ПО ПЕРЕМЕННЫМ ИЗДЕРЖКАМ
В данном подразделе рассмотрена альтернативная система, известная как система калькуляции себестоимости по переменным издержкам, или маржинальная система калькуляции. При этой альтернативной системе только переменные издержки производства распределяются на продукты и включаются в оценку МПЗ. Постоянные издержки производства не распределяются на продукты, а рассматриваются как затраты периода и относятся непосредственно на счет прибылей и убытков. Системы калькуляции себестоимости с полным распределением затрат и по переменным издержкам полностью соответствуют одна другой в том плане, что непроизводственные расходы учитываются как затраты периода (см. рис. 3.2.).
Рис. 3.2. Системы калькуляции себестоимости с полным распределением затрат и по переменным издержкам
Объем производства и реализации компании ООО «ХБИ»за каждый период выглядят так (см. табл. 3.7.):
Таблица 3.7.
Объём производства и реализации
Показатель |
Период 1 |
Период 2 |
Период 3 |
Период 4 |
Период 5 |
Период 6 |
Итого |
Проданная продукция |
3993380 |
1996690 |
4991725 |
3993380 |
2995035 |
1996690 |
19966900 |
Произведённые единицы продукции |
3993380 |
1996690 |
4991725 |
3993380 |
2995035 |
1996690 |
19966900 |
Отчеты о переменных издержках и полностью распределенных затратах за периоды 1 — 6 показаны в образцах 3.8. и 3.9. соответственно.
Таблица 3.8.
Отчёты о прибыли при калькуляции себестоимости по переменным издержкам
Показатели |
Период 1 |
Период 2 |
Период 3 |
Период 4 |
Период 5 |
Период 6 |
Производственные расходы (за 6 периодов 12547300) |
2509460 |
1254730 |
3136825 |
2509460 |
1882095 |
1254730 |
Себестоимость реализованной продукции |
2509460 |
1254730 |
3136825 |
2509460 |
1882095 |
1254730 |
Постоянные расходы |
20000 |
20000 |
20000 |
20000 |
20000 |
20000 |
Совокупные расходы |
2529460 |
1274730 |
3156825 |
2529460 |
1902095 |
1274730 |
Реализация |
3993380 |
1996690 |
4991725 |
3993380 |
2995035 |
1996690 |
Валовая прибыль |
1463920 |
721960 |
1834900 |
1463920 |
1092940 |
721960 |
Минус непроизводственные расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Чистая прибыль (за 6 периодов 7335700) |
1463920 |
721960 |
1834900 |
1463920 |
1092940 |
721960 |
Таблица 3.9.
Отчёты о прибыли при калькуляции себестоимости с полным распределением затрат
Показатели |
Период 1 |
Период 2 |
Период 3 |
Период 4 |
Период 5 |
Период 6 |
Производственные расходы |
2509460 |
1254730 |
3136825 |
2509460 |
1882095 |
1254730 |
Себестоимость реализованной продукции |
2509460 |
1254730 |
3136825 |
2509460 |
1882095 |
1254730 |
Корректировки на недостаток (избыток) возмещения накладных расходов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Совокупные расходы |
2509460 |
1254730 |
3136825 |
2509460 |
1882095 |
1254730 |
Реализация |
3993380 |
1996690 |
4991725 |
3993380 |
2995035 |
1996690 |
Валовая прибыль |
1483920 |
741960 |
1854900 |
1483920 |
1112940 |
741960 |
Минус непроизводственные расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Чистая прибыль |
1483920 |
741960 |
1854900 |
1483920 |
1112940 |
741960 |
При использовании калькуляции себестоимости по переменным издержкам (см. табл. 3.9.) себестоимость единицы продукции включает только переменные издержки, так как только переменные издержки производства распределяются на продукты.
При калькуляции себестоимости с полным распределением затрат постоянные накладные расходы распределяются на отдельные продукты и включаются в издержки производств.
4. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ ДОКУМЕНТАЦИИ
Необходимо подготовить совокупную финансовую смету и следующие документы: программу сбыта; производственную программу; смету использования основных материалов; смету затрат на приобретение основных материалов; смету по труду основных рабочих; смету общезаводских накладных расходов; смету отдела сбыта и администрации; общую смету.
Программа сбыта показывает количество каждого изделия, которое компания планирует продать, и планируемую цену реализации. В программе представлен прогноз совокупного дохода, на основе которого будут оцениваться наличные поступления от потребителей, а также показаны основные данные для составления сметы издержек производства, расходов на реализацию и административных расходов. Программа сбыта, таким образом, является основой всех других смет, поскольку все расходы непосредственно зависят от объема продаж. Если программа сбыта составлена неточно, все другие сметные оценки будут ненадежными (см. табл. 4.1.).
Таблица 4.1.
Программа сбыта продукции ООО «ХБИ»
Изделия |
Продано, ед. |
Цена реализации за 1 ед., тыс. руб. |
Совокупный доход, тыс. руб. |
Телевизоры |
923 |
7500,00 |
6922500 |
Видеомагнитофоны |
1423 |
2800,00 |
3984400 |
Музыкальные центры |
3020 |
3000,00 |
9060000 |
Итого |
- |
- |
19966900 |
Следующий этап составления программы сбыта — подготовка производственной программы. Она формируется только в количественных показателях и входит в сферу ответственности руководителя производства. Целью программы являются обеспечение объема производства, достаточного для удовлетворения покупательского спроса, и создание экономически целесообразного уровня запасов (см. табл. 4.2.).
Таблица 4.2.
Производственная программа ООО «ХБИ»
|
Телевизоры |
Видеомагнитофоны |
Музыкальные центры |
Изделия к реализации, ед. |
923 |
1423 |
3020 |
Планируемый запас на конец периода |
120 |
95 |
12 |
Всего на продажу и запасы |
1043 |
1518 |
3032 |
Минус планируемый запас на начало периода |
120 |
95 |
12 |
Произвести изделий |
923 |
1423 |
3020 |
Начальники цехов 1 и 2 должны подготовить оценку материалов, которые требуются для выполнения производственной программы. Смета использования материалов на год должна выглядеть, как в табл. 4.3.
Таблица 4.3.
Смета использования основных материалов ООО «ХБИ»
|
Цех 1 |
Цех 2 |
Всего |
||||||
|
Кол-во |
Цена |
Итого |
Кол-во |
Цена |
Итого |
Кол-во |
Цена |
Итого |
Телевизоры |
51000 |
1,8 |
91800 |
6420 |
1,8 |
11556 |
57420 |
1,8 |
103356 |
Видеомагнитофоны |
12750 |
4 |
51000 |
2223 |
4 |
8890 |
14973 |
4 |
59890 |
Музыкальные центры |
12750 |
4 |
51000 |
5000 |
4 |
20000 |
17750 |
4 |
71000 |
|
|
|
193800 |
|
|
40446 |
|
|
234246 |
За составление сметы затрат на приобретение основных производственных материалов отвечает начальник отдела закупок. Годовая смета затрат на приобретение основных материалов приведена в табл. 4.4.
Таблица 4.4.
Смета затрат на приобретение основных материалов ООО «ХБИ»
|
Телевизоры |
Видеомагнитофоны |
Музыкальные центры |
Итого |
Количество, необходимое для удовлетворения потребностей производства по годовой смете использования материалов |
57420 |
14973 |
17750 |
90143 |
Планируемый запас на конец периода |
850 |
425 |
352 |
1627 |
Итого |
58270 |
15398 |
18102 |
91770 |
Минус планируемый запас на начало периода |
850 |
425 |
352 |
1627 |
Итого приобрести |
57420 |
14973 |
17750 |
90143 |
Планируемая цена приобретения единицы, тыс. руб. |
1,8 |
4 |
4 |
10 |
Итого расходы на закупки, тыс. руб. |
103356 |
59890 |
71000 |
234246 |
Ответственность за составление сметы по труду лежит на руководителях цехов 1 и 2. Сметные почасовые нормы определяет отдел труда. Смета по труду основных производственных рабочих дана в табл. 4.5.
Таблица 4.5.
Смета по труду основных производственных рабочих ООО «ХБИ»
|
Цех А |
Цех B |
Цех C |
Всего |
Запланированное производство, ед. |
923 |
1423 |
3020 |
5366 |
Время на изготовление единицы продукции, ч. |
53,5 |
47 |
51 |
- |
Общее запланированное время, ч. |
49380,5 |
66881 |
154020 |
270281,5 |
Плановые ставки почасовой заработной платы, тыс. руб. |
1,5 |
2 |
1 |
- |
Итого на заработную плату, тыс. руб. |
74070,75 |
133762 |
154020 |
362000 |
За составление сметы общезаводских накладных расходов отвечает также руководитель производственного отдела. Накладные расходы необходимо анализировать, с тем чтобы выяснить, управляемы они или нет, и установить контроль за уровнем этих расходов (см. табл. 4.6.).
Таблица 4.6.
Смета общезаводских накладных расходов ООО «ХБИ»
|
Ставка распределения накладных расходов на 1 ч. Труда основных производственных рабочих |
Накладные расходы |
Итого |
||||
|
А |
В |
С |
А |
В |
С |
|
Контролируемые накладные расходы: |
|
|
|
|
|
|
|
вспомогательные материалы |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
277 |
285 |
604 |
|
труд вспомогательных рабочих |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
277 |
427 |
906 |
|
энергия (переменная часть) |
0,15 |
0,1 |
0,1 |
138 |
142 |
302 |
|
ремонт и техобслуживание (переменная часть) |
0,05 |
0,1 |
0,1 |
46 |
142 |
302 |
|
|
|
|
|
738 |
996 |
2114 |
3849 |
Неконтролируемые накладные расходы: |
|
|
|
|
|
|
|
амортизация |
|
|
|
21440 |
13400 |
2680 |
|
контроль |
|
|
|
12000 |
9000 |
10000 |
|
энергия (постоянная часть) |
|
|
|
2106 |
1053 |
3160 |
|
ремонт и техобслуживание (постоянная часть) |
|
|
|
1100 |
900 |
980 |
|
|
|
|
|
36646 |
24353 |
16820 |
77819 |
Совокупные накладные расходы |
|
|
|
37384 |
25349 |
18934 |
81668 |
Сметная ставка распределения общезаводских накладных расходов |
|
|
|
1,5 |
2 |
|
|
Сметы отдела сбыта и администрации объединены здесь в одну (см. табл. 4.7.).
Таблица 4.7.
Смета отдела сбыта и администрации ООО «ХБИ»
Отдел сбыта: |
|
|
жалованье |
20000 |
|
транспортные расходы |
7500 |
|
реклама |
15000 |
42500 |
Администрация: |
|
|
канцелярские расходы |
10 |
|
жалованье |
30000 |
|
прочие расходы |
5000 |
35010 |
|
|
77510 |
Когда все сметы составлены, сметный счет прибылей и убытков обеспечивают общую картину плановой производительности на сметный период (табл. 4.8.).
Таблица 4.8.
Реализация |
|
|
|
19966900 |
Запасы сырья на начало периода (из баланса на начало периода) |
|
227 |
|
|
Закупки |
5366 |
|
||
|
|
5593 |
|
|
Минус запасы сырья на конец периода |
227 |
|
||
Стоимость потребленного сырья |
|
5366 |
|
|
Труд основных производственных рабочих |
362000 |
|
||
Общезаводские накладные расходы |
|
81668 |
|
|
Совокупные производственные расходы |
12667300 |
|
||
Плюс запасы готовой продукции на начало периода (из баланса на начало периода) |
227 |
|
|
|
Минус запас готовой продукции на конец периода |
227 |
0 |
|
|
Стоимость реализованной продукции |
|
|
|
12667300 |
Валовая прибыль |
|
7299600 |
||
Реализационные и административные расходы |
|
|
|
77510 |
Планируемая прибыль от производственной деятельности за год |
|
|
|
7222090 |
Сметный счет прибылей и убытков бухгалтер должен представлять на рассмотрение планово-финансовой комиссии вместе с рядом финансовых коэффициентов, предусмотренных бюджетом, таких, как коэффициент окупаемости капиталовложений, отношение оборотного капитала к краткосрочным обязательствам, коэффициент ликвидности и коэффициенты, характеризующие использование средств. Если эти коэффициенты окажутся приемлемыми, то смета будет принята [3. c. 148-182].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате написания курсовой работы были приобретены следующие навыки и умения:
- расчёт накладных расходов и использование цеховых ставок накладных расходов;
- составление ведомости анализа накладных расходов и расчет ставки распределения цеховых накладных расходов;
- расчет неполного возмещения накладных расходов или их возмещение с избытком;
- изучение шести различных методов возмещения накладных расходов;
- выявление разницы между попроцессной и позаказной калькуляцией себестоимости продукции;
- изучение сущность калькуляции нормативных и сверхнормативных убытков;
- умение составлять сметы, характеризовать стадии составления сметы; готовить функциональную и обобщенную сметы.
Принятие основных решений по планированию — часть процесса перспективного планирования. Однако процесс составления годовой сметы ведет к конкретизации этих планов, так как руководители должны составлять подробные планы для проведения в жизнь перспективных планов. Если годовая смета отсутствует, проблемы повседневной деятельности могут склонить руководителя отказаться от планирования будущих операций. Составление же сметы гарантирует, что руководители будут планировать будущие операции, принимая во внимание возможные изменения условий деятельности в следующем году, и определять меры, которые необходимо принять сейчас, чтобы отреагировать на предстоящие изменения условий. Этот процесс заставляет руководителей предвидеть проблемы до того, как они возникнут, и вероятность поспешных решений, принимаемых экспромтом, которые определяются сиюминутной целесообразностью, будет сведена к минимуму.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник.- 3-е изд., доп. и пер.- М.: Омега – Л, 2004.- 576 с.
- Друри К. введение в управленческий и производственный учёт: Учеб. Пособие/ Пер. с англ. Под ред. Н.Д. Эриашвили.- 3-е изд., перераб. И доп.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.- 783 с.
- Ивашневич В.Б. Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник.- М.: Юристъ, 2003.- 618 с.
- Карпова Т.П. Управленческий учёт: Учебник.- М.: Юнити-Дана, 2004.- 351 с.
- Керимов В.Э. Управленческий учёт: Учебник.- М.: «Дашков и Ко», 2005.- 460 с.
- Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент [Учебник].- М.: Финансы и статистика, 2004.- 768 с.: ил.
- Лихачёва О.И. Финансовое планирование на предприятии: Учеб. Пособие.- М.: ТК Велби, 2004.- 264 с.
- Николаева О.Е. Управленческий учёт: Учебник.- М.: Едиториал УРСС, 2003.- 320 с.
- Управленческий учёт: Учеб. Пособие/ Под ред. А.Д. Шеремета.- 2-е изд. испр.- М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002.- 512 с.
- Филатов О.К. Планирование, финансы, управление на предприятии: учебник.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 384 с.