СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ. 3

2. РАСЧЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ.. 5

3. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ.. 15

3.1. ПОПРОЦЕССНАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ.. 15

3.2. КАЛЬКУЛЯЦИЯ НЕРАЗДЕЛЯЕМЫХ ИЗДЕРЖЕК КОМПЛЕКСНОГО ПРОИЗВОДСТВА.. 17

3.3. КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ С ПОЛНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ЗАТРАТ И ПО ПЕРЕМЕННЫМ ИЗДЕРЖКАМ.. 20

4. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ ДОКУМЕНТАЦИИ.. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В практике деятельности хозяйствующих субъектов Российской Федерации пока не существует подразделения бухгалтерского учета на финансовый учет и управленческий учет. В странах с развитой рыночной экономикой уже несколько десятилетий существует деление бухгалтерского учета на финансовый и производствен­ный. В последние годы наметилось дальнейшее деление учета на управлен­ческий и производственный учет.

Курсовая работа по дисциплине «Планирование на предприятии» выполняется на основе данных одного из Хабаровских предприятий, род, деятельности которого производство.

Как известно независимо от рода деятельности все предприятия ведут экономическое планирование, ведут учёт затрат, устанавливают цены на свою продукцию, ведут анализ безубыточности, принимают решения по капиталовложениям, вот почему планирование на предприятии всегда остаётся актуальным.

Целью курсового проекта является изучение процесса планирования на предприятии.

В процессе написания курсового проекта необходимо выполнить следующие задачи:

- рассчитать цены на материалы

- рассчитать накладные расходы предприятия;

- рассчитать попроцессорную калькуляцию затрат;

- рассчитать калькуляцию изделия комплексного производства с неразделяемыми издержками;

- рассчитать калькуляцию себестоимости с полным распределением затрат по переменным издержкам;

- составить основные плановые документы;

- сформировать заключение об эффективности деятельности фирмы.

1. ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ

Планирование затрат на предприятии сопряжено с рядом трудностей, и в первую очередь с ценой, по которой его относить на производство, так как разные партии материала закупаются по разным ценам.

Списание можно осуществлять тремя методами:

1.     Первая партия на заказ, вторая в запас (метод FIFO);

2.     Последняя партия на заказ, первая в запас (метод LIFO);

3.     Отпуск материалов по средневзвешенной цене.

Перед специалистами предприятия встаёт вопрос, какой же из методов надо применять? При этом надо учесть, что определение цены отпускаемых запасов служат двум целям:

1. Начисляются материалы по разным заказам, затем образуют часть оценки запаса и себестоимость реализованной продукции. Здесь мы имеем дело с исчислением прибыли и оценкой запаса.

2. Калькулируются затраты будущих периодов на материалы в целях принятия решения и установления цены на продукцию.

Для планирования является главной вторая цель.

Использование материалов ведёт к тому, что надо на складе их возмещать. Расходы на материалы будущих периодов будут затратами замещения. Исчисление прибыли будет правильнее, если запасы будут учитываться по цене замещения.

Метод LIFO обеспечивает самые близкие затраты к затратам замещения. Разница между затратами и затратами замещения зависит от скорости оборачиваемости материалов. Когда скорость оборачиваемости достаточно широка, метод FIFO обеспечивает удовлетворительное приближение и выбор метода не имеет особого значения. При медленной оборачиваемости и высоком уровне инфляции выбирают LIFO [2. c.53].

Многие предприятия используют систему оценки по нормативам и определяют стоимость отпускаемых материалов по нормативной стоимости с учётом инфляции. Нормативные затраты – это целевые затраты, планируемые в начале планового периода, показывающие сколько должны будут стоить будущие закупки.

На ООО «ХБИ» используется несколько видов материалов, но для упрощения представленной информации целесообразно на примере показать расчёт стоимости материалов по трём партиям. Согласно отчётности и внутренним документам исследуемого предприятия ООО «ХБИ», рассчитаем стоимость материалов способами ФИФО и ЛИФО (см. табл. 1.1.).

Таблица 1.1.

Расчёт стоимости материалов, отпускаемых в производство

Показатели

Количество единиц, шт.

Цена за единицу, тыс. руб.

Сумма, тыс. руб.

1. Остаток материалов на 01.01.2004 г.

600

120

72000

2. Поступили материалы:

 

 

 

первая партия

1000

110

110000

вторая партия

1400

130

182000

третья партия

600

105

63000

3. Итого за месяц

3600

X

427000

4. Расходы материалов за месяц:

 

 

 

а) по методу ФИФО:

 

 

 

первая партия

600

120

72000

вторая партия

1000

110

110000

третья партия

1500

-

192500

Итого за месяц

3100

X

374500

б) по методу ЛИФО:

 

 

 

первая партия

600

105

63000

вторая партия

1000

130

130000

третья партия

1500

-

174000

Итого за месяц

3100

X

367000

5. Остаток материалов на 01.01.2005г.

 

 

 

а) по методу ФИФО.

500

105

52500

б) по методу ЛИФО.

500

120

60000

Для определения запасов наиболее приемлемы методы FIFO и LIFO. Для того, чтобы не внедрять две разные системы можно применить один метод оценки по нормативной стоимости. В зависимости от того, какие цели преследует предприятие и соответственно на какое русло направлен процесс планирования, в учётной политике должен быть прописан метод учёта стоимости списанных в производство материалов.

Для учёта материалов считаю нужным рекомендовать использовать метод FIFO, так как данный метод отражает реальную стоимость материалов на отчётную дату.

2. РАСЧЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ

Схема разделения накладных расходов:

1. Распределение накладных расходов между производственными и обслуживающими подразделениями;

2. Перераспределение накладных расходов обслуживающих подразделений на производственные;

3. Расчёт ставок распределения накладных расходов для каждого производственного подразделения;

4. Отнесение накладных расходов на виды работ.

Некоторые расходы не могут быть отнесены к конкретным подразделениям, поскольку они осуществляются в интересах нескольких подразделений сразу. Это касается в первую очередь расходы обслуживающих подразделений.

Большинство компаний относят накладные расходы на продукцию, ис­пользуя двухступенчатую процедуру.

На первой ступени накладные расходы распределяются по центрам затрат, в то время как на второй ступени на­кладные расходы, накопленные в центрах затрат, распределяются на продукцию.

Центр затрат — это центр ответственно­сти, где менеджеры отвечают (отчитываются) за расходы, находящиеся под их ответственностью [1, с. 103].

Цель первой ступени названной процедуры распределить все производствен­ные расходы по центрам производственных затрат. Эта первая ступень достигает двух целей.

Во-первых, расходы, расписанные по центрам затрат, используются для контроля за уровнем затрат и для оценки результативной деятельности.

На­кладные расходы сначала учитываются по центру затрат и анализируются по статьям расходов, например, время простоя в цехе А, дополнительные материа­лы отдела Б и т.д. Эти расходы периодически суммируются и заносятся в соот­ветствующую отчетность, где также отражаются сметные расходы.

Разница ме­жду сметными и фактическими затратами по каждой статье расходов отражает­ся в отчетах об исполнении сметы и обеспечивает информацию обратной связи для оценки результативности деятельности и для контроля за уровнем затрат.

Во-вторых, аккумулированные центром производственных затрат расходы на второй ступени процедуры распределяются на продукцию в интересах требова­ний финансового учета по оценке запасов.

На второй ступени выбирается основа для распределения производственных на­кладных расходов на продукцию. Эта основа называется базой распределения затрат. За базу распределения затрат чаще всего принимается время, фактиче­ски отработанное производственными рабочими и/или оборудованием.

Ставка накладных расходов для каждого центра производственных затрат рассчиты­вается делением общих затрат, распределенных на центр, на общий размер базы распределения затрат. Иногда ставки накладных расходов называют ставкой бремени, т.е. отношением накладных расходов к затра­там по оплате труда.

Накладные расходы распределяются на продукцию пу­тем умножения ставки накладных расходов каждого центра на полученную на второй ступени базу распределения накладных расходов, потребленных ка­ждым продуктом [1, с. 75-81].

Например, если на центр производства распределены 100000 тыс. руб. накладных расходов, а за базу распределения накладных расходов принято время, фактически отработанное производственными рабочими, тогда если центром потреблено 20000 ч. фактически отработанного производствен­ными рабочими времени, ставка накладных расходов составит 5 тыс. руб. на час фактически отработанного производственными рабочими времени. Таким образом, если на производство продукта требуется 10 ч. фактически отработанного вре­мени в центре производства, то 50 тыс. руб. накладных расходов будут отнесены на этот продукт [3, с. 102-104].

В некоторых компаниях отказываются от первой ступени двухступенчатой процедуры распределения накладных расходов. Иными словами, производственные накладные расходы не распределяются по центрам затрат. Вместо этого вводится единая ставка распределения накладных расходов для всего предприятия, которая и распределяется на всю продукцию независимо от того, в каком цехе она была произведена. Термин «единая ставка распределения накладных расходов» используется для обозначения ставки накладных расходов, установленной для всего предприятия в целом. Допустим, что суммарные общезаводские накладные расходы предприятия за какой-то период составили 120000 тыс. руб. и что за этот период основными производственными рабочими было отработано 60000 ч. В этом случае единая ставка распределения накладных расходов составит 2 тыс. руб. за фактически отработанный 1 ч., и на все продукты предпри­ятия накладные расходы будут начисляться по этой ставке.

Единая ставка распределения накладных расходов — не лучший метод распределения накладных расходов, если предприятие состоит из ряда различных центров производства, и выпускаемые продукты "потребляют" накладные расходы центров затрат в разных пропорциях. Накладные расходы в 120 000 тыс. руб. и 60 000 ч. отработанного времени являются итогом деятельности производственных подразделений А, В и С и что эти результаты проанализированы следующим образом (табл. 2.1.):

Таблица 2.1.

Анализ результатов накладных расходов по подразделениям

Показатель

А

В

С

Итого

Накладные расходы, тыс. руб.

12000

100000

8000

120000

Фактически отработанное основными производственными рабочими время, ч.

20000

20000

20000

60000

Накладные расходы на 1 ч., фактически отработанный, тыс. руб.

0,6

5

0,4

2

Целесообразно определять ставки распределения наклад­ных расходов по подразделениям, а не использовать единую ставку в 2 тыс. руб. за ч.

Имеются такие статьи накладных расходов, которые не могут быть напрямую отнесены к конкретному подразделению, поскольку они осуществляются в интересах многих подразделений. Для этих статей необходимо установить логическую базу. В приведенной ниже таблице обобщены наиболее распространенные ба­зы распределения.

Таблица 2.2.

Распространенные базы распределения

Затраты

База распределения

Арендная плата, освещение, отопление

Площадь

Расходы по служащим:

руководство работой, столовой, отдела учета времени и заработной платы

Численность служащих

Амортизация и страхование станков и                                                оборудования

Цена единиц оборудования и станков

Проблема распределения затрат заключается в том, что невозможно это сделать каким-то универсальным способом. Можно применять альтернатив­ные методы распределения затрат, но нельзя сказать, верны они или нет. В определенных обстоятельствах может использоваться не один метод, и следовательно, выбор метода распределения накладных расходов часто субъективен.

Цель — выбрать метод, позволяющий оценивать ресурсы, потребленные в каждом подразделении.

Например, использование показателя "производственная площадь" для распределения затрат на освещение и отопление подразумевает, что центры затрат (подразделения) с большей пло­щадью потребляют больше освещения и отопления.

Аналогично использо­вание числа служащих как базы для распределения накладных расходов на инспектирование предполагает, что центры затрат с большим числом слу­жащих требуют больших затрат на инспектирование. Конечный результат на этом этапе — распределение всех производственных накладных рас­ходов между производственными и обслуживающими подразделениями предприятия.

Обслуживающие подразделения это подразделения, которые должны тем или иным способом обеспечивать работу других подразделений, например, скла­дов и отделов технического обслуживания.

Метод распределения расходов обслуживающих подразде­лений между производственными должен быть выбран с учетом выгоды, ко­торую производственные подразделения получают от функционирования обслуживающих.

Расходы от­дела технического обслуживания часто распределяются на базе зарегист­рированного времени, отработанного обслуживающим персоналом в раз­личных производственных подразделениях. После того, как расходы об­служивающих подразделений распределены между производственными подразделениями, все общезаводские накладные расходы будут распре­деляться только между производственными подразделениями.

Вторая ступень двухступенчатой процедуры — распределение накладных расходов каждого производственного подразделения на продукты, проходя­щие через это подразделение. Наиболее распространены базы распределе­ния, основанные на количественных показателях и на учете времени, в те­чение которого продукт находится в центре затрат производства, например, часы, фактически отработанные основными производственными рабочими, время работы станков и основного оборудования и основной заработной платы.

При использовании базы распределения, основанной на количественных показа­телях, предполагается, что продукты "потребляют" ресурсы центра затрат пропорционально объему их производства. Для подразделений, не оборудованных станками, в качестве базы распределения накладных расходов чаще всего используется время работы основных производственных рабочих. Это основывается на том, что накладные расходы производственного подразде­ления тесно связаны с временем, фактически отработанным основными производственными рабочими.

Для подразделений, оснащенных станками, наиболее предпочтительной базой распределения накладных расходов явля­ется время работы станков, поскольку основная часть накладных расходов (т.е. амортизация оборудования) наиболее тесно связана с временем работы станков. Таким образом ставка распределения накладных расходов рассчитывается следующим образом.

Таблица 2.3.

Расчёт ставки распределения накладных расходов

Показатель

Сборочный цех А

Сборочный цех В

Сборочный цех С

Распределяемые накладные расходы, тыс. руб.

80000

160000

240000

Время работы основных производственных рабочих, ч.

80000

40000

120000

Время работы станков, ч.

80 000

Ставка распределения накладных расходов:

1 тыс. руб. на 1 ч. труда основных производственных рабочих

1 тыс. руб. на 4 ч. труда основных производственных рабочих

1 тыс. руб. на 3 ч. труда основных производственных рабочих

В табл. 2.4. представлено распределение накладных расходов центров затрат на виды продукции.

Таблица 2.4.

Распределение накладных расходов центров затрат на виды продукции

Показатель

тыс. руб.

Сборочный цех А:

10 ч. Труда основных производственных рабочих по 1 тыс. руб. за 1 ч.

10

Сборочный цех В:

 

6 ч. Труда основных производственных рабочих по 4 тыс. руб. за 1 ч.

24

Машинный цех С:

 

5 ч. Работы станка по 3 тыс. руб. за 1 ч.

15

Итого

49

В соответствии с вышеизложенным рассчитаем распределение накладных расходов между производственными обслуживающими подразделениями на примере исследуемого предприятия ООО «ХБИ». По данным, предоставленным руководством предприятия, общезаводские накладные расходы за год на предприятии, где имеются три производственных подразделения (два станочных цеха и один сборочный) и два обслуживающих подразделения (склад и отдел технического обслуживания).

Таблица 2.5.

Общезаводские накладные расходы

Показатель

 руб.

итого руб.

Заработная плата вспомогательных рабочих и контроль:

станочный цех А

100 000

 

станочный цех Б

99 500

 

сборочный цех С

92 500

 

склад

10 000

 

отдел технического обслуживания

60 000

362000

Затраты на вспомогательные материалы:

станочный цех А

100 000

 

станочный цех Б

100 000

 

сборочный цех С

40 000

 

склад

4 000

 

отдел технического обслуживания

9 000

253 000

Освещение и отопление

123 000

 

Арендная плата и пошлины

98 000

 

Страховка оборудования

56 000

 

Амортизация оборудования

180 300

 

Страховка зданий

75 000

 

Заработная плата управленческого персонала

120 000

420 000

Итого:

1 267 300

35 000

Имеется также следующая информация (см. табл. 2.6.):

Таблица 2.6.

Исходные данные

Центры затрат

Стоимость оборудования, руб.

Площадь, кв. м.

Численность занятых, чел.

Продолжительность труда основных производственных рабочих, ч.

Время работы станков, ч.

Станочный цех А 

800000

10000

30

200000

100000

Станочный цех Б      

500000

5000

20

150000

50000

Сборочный цех С          

100000

15000

30

200000

 

Склад                           

50000

15000

10

 

 

Отдел технического обслуживания

50000

5000

10

 

 

Итого

1500000

50000

100

 

 

Из учетных записей отдела технического обслуживания следует, что время, за­траченное на работы по техническому обслуживанию, проведенные в других под­разделениях, составляет, ч.

Станочный цех А: 12000; Станочный цех Б: 8000; Сборочный цех С: 5000; Итого: 25000.

Данные о стоимости материалов (основных и вспомогательных),  выданные производственным цехам, составляют, руб.

Станочный цех А: 61338; Станочный цех Б: 46004; Сборочный цех С: 15335; Итого: 122677.

Для распределения статей накладных расходов ме­жду производственными и обслуживающими подразделениями необходимо подготовить ведомость анализа накладных расходов (см. табл. 2.7.).

Таблица 2.7.

Распределение накладных расходов

Статьи расходов

База

Всего, тыс. руб.

Производственные отделы

Служебные отделы

Станочный цех Х, руб.

Станочный цех Y, руб.

Сборочный цех, руб.

Склад, руб.

Тех. Обсл., руб.

Заработная плата вспомогательных рабочих и контроль

по факту

362000

100000

99500

92500

10000

60000

Вспомогательные материалы

по факту

253000

100000

100000

40000

4000

9000

Освещение и отопление

площадь

123000

24600

12300

36900

36900

12300

Арендная плата и пошлины

площадь

98000

19600

9800

29400

29400

9800

Страховка оборудования

балансовая стоимость

56000

29867

18667

3733

1867

1867

Амортизация оборудования

балансовая стоимость

180300

96160

60100

12020

6010

6010

Страховка зданий

площадь

75000

15000

7500

22500

22500

7500

Заработная плата управленческого персонала

Числен-ть

120000

36000

24000

36000

12000

12000

 

1267300

421227

331867

273053

122677

118477

Перераспределение расходов обслуживающего подразделения:

 

 

 

 

 

 

 

склад

стоимость выданных материалов

 

61338

46004

15335

-122677

 

отдел обслуживания

техническая оценка

 

56869

37913

23695

 

-118477

 

1267300

539434

415783

312083

0

0

Время работы станков и продолжительность труда основных производственных рабочих

 

 

100000

50000

200000

 

 

Ставка накладных расходов на 1 ч работы станков

 

 

5,39

8,32

 

 

 

Ставка накладных расходов на 1 ч труда основных производственных рабочих

 

 

 

 

1,56

 

 

Заработная плата вспомогательных рабочих и затраты вспомогательных материалов распределены по соответствующим подразделениям. Арендная плата и пошлины, освещение и отопление, а также страховка зданий соотносятся с общей площадью зданий и что доля, приходящаяся на каждое подразделение, может быть определена в соответствии с той площадью, которую оно занимает. Общая площадь фабрики (помещения) составляет 50000 кв.м, из которых 20% занимает станочный цех А и еще 10% — станочный цех Б. Таким образом, 20% арендной платы и пошлин, платы за освещение и отопление, а также страховки зданий будет приходиться на станочный цех А, а 10% — на станочный цех Б. Выплаченная страховая премия и амортизация станочного парка входят в балансовую стоимость оборудования. Поскольку балан­совая стоимость оборудования станочного цеха А составляет 8/15 балансовой стоимости всего оборудования и для станочного цеха Б — 5/15 балансовой стоимости всего оборудования, то 8/15 и 5/15 стоимости страховки и амортиза­ции оборудования приходятся на цехи А и Б соответственно. Время, которое руководство предприятия затрачивает на каждый отдел, соответствует данным о численности сотрудников данного отдела; если в станочном цехе А работает 30% всех сотрудников, то 30% заработной платы работников управления приходится на этот цех [3, с. 256- 270].

Следующий шаг — перераспределение накладных расходов обслуживающих подразделений на производственные в соответствии с той долей услуг, которые получили эти последние. Количество выданных материалов являет­ся подходящим ориентировочным критерием той пользы, которую каждое из производственных подразделений получило от функционирования скла­да. Отсюда следует, что если станочному цеху А выдано 50% всех материа­лов, то это составит 50% всех расходов склада и они приходятся на цех А. В отделе технического обслуживания регистрируется время, затраченное пер­соналом на проведение работ по техническому обслуживанию других под­разделений, и данные этого учета являются основой для оценки услуг, полу­ченных каждым производственным подразделением от отдела технического обслуживания. Если из 25000 ч, отработанных отделом технического обслу­живания, 12000 ч затрачены на работы в станочном цехе А, то 48% расхо­дов приходятся на этот цех.

Итак, общезаводские накладные расходы перераспределены на производственные подразделения. Вторая ступень двухступенчатой процедуры имеет целью установление ставок накладных расходов в каждом подразде­лении для отнесения их на продукты, проходящие через эти подразделения. Ставка распределения накладных расходов рассчитывается путём деления цеховых накладных расходов на цеховое время работы основных производственных рабочих или время работы станков.

Расчеты производятся следующим образом:

539434/100000=5,39;

415783/50000=8,32;

312083/200000=1,56.

Накладные расходы соотнесены со временем, но поскольку накладные расходы станочных цехов преимущественно ориентированы на станки,  в расчетах используются станко-часы. В сборочном цехе, однако, работы на станках не производятся, и в расчетах для этого отдела фигурирует продолжительность (ч) труда основных производственных рабочих.

Заключительный этап состоит в распределении накладных расходов по продуктам, проходящим через производственные подразделения.

Распределение накладных расходов усложняется, когда обслуживающие подразделения обслуживают друг друга. В данном случае склад не предоставляет услуг отделу технического обслуживания и наоборот.

3. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ

3.1. ПОПРОЦЕССНАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ

Система попроцессорной калькуляции не предусматривает увязку затрат с конкретными заказами. Она используется, когда изделия проходят в определённой последовательности через все этапы производства. Процесс накопления затрат идет параллельно процессу производства. Прямые затрат определяются также как при позаказной системе на каждом процессе, но считаются легче, так как не надо детализировать затраты по каждой единицы продукции. Возможно считать многие постоянные затраты как переменные, например затраты на амортизацию внутри одного подразделения [7, с. 23].

На рис. 3.1 представлено описание изменения себестоимости в процессе производства.

Рис. 3.1. Изменение себестоимости в системе попроцессной калькуляции затрат на производство

В процессе производства неизбежны потери. Если это слу­чается при нормальной организации системы производства, такие потери называются нормативными, или неконтролируемыми. Помимо потерь, которых нельзя избежать, существуют потери, которые не ожидаются при нормальной организации производства. Потери, не характерные для процесса производства, называются сверхнормативными или контролируемыми.

Расчет нормативных и сверхнормативных потерь требует различного подхо­да. Первые включаются в себестоимость изделия, а вторые в нее не включают­ся, а списываются со счета затрат по соответствующему процессу и фиксируют­ся как сверхнормативные. Они рассчитываются как затраты периода и записы­ваются на счет прибылей и убытков в конце производственного периода.

В процессе производства ООО «ХБИ» сборочным цехом было использовано 925 шт. (из табл. 2.7. – вспомогательные материалы) деталей стоимо­стью 92500 руб.

Исходя из прошлого опыта и технических расчетов, ожидали норма­тивные потери в размере 1/6 начального количества, однако фактический выход в течение периода составил только 750 шт. Фактические потери составили 174 шт., а не 155 шт., как ожидалось. Дополнительная потеря 19 шт. — это сверхнорма­тивные потери. Себестоимость ожидае­мого выпуска продукции определяется путём деления себестоимости на ожидаемый выпуск продукции:

92500/770=120,12 руб. за единицу.

Затраты на вводимые детали распределяются следующим образом (см. табл. 3.1.):

Таблица 3.1.

Распределение затрат на вводимые ресурсы

Показатель

Тыс. руб.

Готовая продукция, переданная на следующий процесс или на склад готовой продукции:

751 шт. по цене 120,12 руб.

90218

Сверхнормативные потери:

19 шт. по цене 120,12 руб.

2282

Итого

92500

Впоследствии можно будет контролировать сверхнормативные потери, если определить их причины и принять меры для их устранения.

3.2. КАЛЬКУЛЯЦИЯ НЕРАЗДЕЛЯЕМЫХ ИЗДЕРЖЕК КОМПЛЕКСНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Если вся продукция, произведенная за определенный период, реализована, то проблемы распределения комплексных издержек между конкрет­ными продуктами не существует. Оценка МПЗ не нужна, а для расчета при­были требуется просто вычесть величину совокупной себестоимости из ве­личины дохода от реализации. Однако если в конце периода часть продук­ции не реализована, необходимо распределить затраты между продуктами. Поскольку любое такое распределение неизбежно будет субъективным и произвольным, то этот процесс требует от бухгалтера принятия решений, которые труднее всего обосновать. Все, что можно сделать, это постараться выбрать наиболее рациональный и разумный метод распределения. Методы, используемые для распределения комплексных издержек до точки разделе­ния, можно сгруппировать в 2 категории.

1. Методы для измерения доходов от каждого отдельного продукта, к кото­рому относятся комплексные издержки, исчисленные при помощи натуральных показателей, таких, как масса, объем и т.д.

2. Методы для измерения возможности возмещения комплексных издержек на основе их распределения в соответствии с рыночной стоимостью продуктов [10. c. 111-115].

Такие методы распределения затрат предусматривают простое их распре­деление пропорционально объему производства. Предполагается, что каж­дый продукт принесет одинаковые доходы, для получения которых затрачены комплексные издержки, и, следовательно, на каждый продукт относится про­порциональная объему его производства доля комплексных издержек. При использовании этого метода можно распределить затраты следующим образом (см. табл. 3.2.):

Таблица 3.2.

Распределение затрат

Продукт

Число произведённых единиц

Доля от общего выпуска

Распределённая доля комплексных издержек, тыс. руб. (равно итогу табл. 2.5.)

Себестоимость единицы продукции, тыс. руб.

Телевизоры

923

0,3

3800190

4117

Видеомагнитофоны

1423

0,2

2533460

1780

Музыкальные центры

3020

0,5

6333650

2097

Итого

5366

-

12667300

-

Если цены реализации совместно производимых продуктов различны, то предположение об одинаковой себестоимости единицы продукции каждого вида приведет к тому, что на какие-то продукты будет показана высокая прибыль, а на другие — убытки. Это может повлечь за собой неверный рас­чет прибыли. Рассмотрим калькуляцию прибыли на продукты, используемую на ООО «ХБИ» (см. табл. 3.3.).

Таблица 3.3.

Калькуляция прибыли на продукты

Продукт

Доход от реализации, тыс. руб.

Совокупная себестоимость, тыс. руб.

Прибыль (убыток), тыс. руб.

Прибыль на объём реализации, %

Телевизоры

6922500

3800190

3122310

45

Видеомагнитофоны

3984400

2533460

1450940

36

Музыкальные центры

9060000

6333650

2726350

30

Итого

19966900

12667300

7299600

37

При использовании метода, базирующегося на стоимости реализации, комплексные издержки распределяются на со­вместно производимые продукты пропорционально оценкам стоимости их реализации, причем предполагается, что более высоким ценам реализации соответствуют более высокие затраты. Распределение по методу стоимости реализации будет следующим (см. табл. 3.4.):

Таблица 3.4.

Распределение затрат

Продукт

Произведенные единицы

Стоимость реализации, тыс. руб.

Доля стоимости  реализации в совокупной реализации, %

Распределение затрат, тыс. руб.

Телевизоры

923

6922500

0,3

3800190

Видеомагнитофоны

1423

3984400

0,2

2533460

Музыкальные центры

3020

9060000

0,5

6333650

Итого

 

19966900

 

12667300

Пересмотренная калькуляция на продукты будет выглядеть так (см. табл. 3.5.):

Таблица 3.5.

Калькуляция на продукты

Продукт

Доход от реализации, тыс. руб.

Совокупная себестоимость, тыс. руб.

Прибыль (убыток), тыс. руб.

Прибыль на объём реализации, %

Телевизоры

5990070

3800190

2189880

0,37

Видеомагнитофоны

3993380

2533460

1459920

0,37

Музыкальные центры

9983450

6333650

3649800

0,37

Итого

19966900

12667300

7299600

0,37

Если предположить, что 80% продукции продано, оценку МПЗ партии можно представить так (см. табл. 3.6.):

Таблица 3.6.

Оценка МПЗ

Продукт

Себестоимость, тыс. руб. (20 %)

Стоимость реализации, тыс. руб. (20 %)

Телевизоры

760038

1198014

Видеомагнитофоны

506692

798676

Музыкальные центры

1266730

1996690

Итого

2533460

3993380

Метод, базирующейся на стоимости реализации, свободен от недостат­ков метода натуральных показателей, но один недостаток все-таки есть: он основан на предположении, что предыдущие затраты определяются дохода­ми от реализации.

3.3. КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ С ПОЛНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ЗАТРАТ И ПО ПЕРЕМЕННЫМ ИЗДЕРЖКАМ

В данном подразделе рассмотрена альтернативная система, известная как система калькуляции себестоимости по переменным издержкам, или маржиналь­ная система калькуляции. При этой альтернативной системе только перемен­ные издержки производства распределяются на продукты и включаются в оценку МПЗ.  Постоянные издержки производства не распределяются на продукты, а рассматриваются как затраты периода и относятся непосредст­венно на счет прибылей и убытков. Системы калькуляции себестоимости с полным распределением затрат и по переменным издержкам полностью со­ответствуют одна другой в том плане, что непроизводственные расходы учи­тываются как затраты периода (см. рис. 3.2.).

Рис. 3.2. Системы калькуляции себестоимости с полным распределением затрат и по переменным издержкам

Объем производства и реализации компании ООО «ХБИ»за каждый период выглядят так (см. табл. 3.7.):

Таблица 3.7.

Объём производства и реализации

Показатель

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

Итого

Проданная продукция

3993380

1996690

4991725

3993380

2995035

1996690

19966900

Произведённые единицы продукции

3993380

1996690

4991725

3993380

2995035

1996690

19966900

Отчеты о переменных издержках и полностью распределенных затратах за периоды 1 — 6 показаны в образцах 3.8. и 3.9. соответственно.

Таблица 3.8.

Отчёты о прибыли при калькуляции себестоимости по переменным издержкам

Показатели

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

Производственные расходы (за 6 периодов 12547300)

2509460

1254730

3136825

2509460

1882095

1254730

Себестоимость реализованной продукции

2509460

1254730

3136825

2509460

1882095

1254730

Постоянные расходы

20000

20000

20000

20000

20000

20000

Совокупные расходы

2529460

1274730

3156825

2529460

1902095

1274730

Реализация

3993380

1996690

4991725

3993380

2995035

1996690

Валовая прибыль

1463920

721960

1834900

1463920

1092940

721960

Минус непроизводственные расходы

0

0

0

0

0

0

Чистая прибыль (за 6 периодов 7335700)

1463920

721960

1834900

1463920

1092940

721960

Таблица 3.9.

Отчёты о прибыли при калькуляции себестоимости с полным распределением затрат

Показатели

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Период 6

Производственные расходы

2509460

1254730

3136825

2509460

1882095

1254730

Себестоимость реализованной продукции

2509460

1254730

3136825

2509460

1882095

1254730

Корректировки на недостаток (избыток) возмещения накладных расходов

-

-

-

-

-

-

Совокупные расходы

2509460

1254730

3136825

2509460

1882095

1254730

Реализация

3993380

1996690

4991725

3993380

2995035

1996690

Валовая прибыль

1483920

741960

1854900

1483920

1112940

741960

Минус непроизводственные расходы

0

0

0

0

0

0

Чистая прибыль

1483920

741960

1854900

1483920

1112940

741960

При использовании калькуляции себестоимости по переменным издержкам (см. табл. 3.9.) себестоимость единицы продукции  включает только переменные издержки, так как только переменные издержки производства распределяются на продукты.

При калькуляции себестоимости с полным распределением затрат постоянные накладные расходы распределяют­ся на отдельные продукты и включаются в издержки производств.

 

 

 

 

 

4. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ ДОКУМЕНТАЦИИ

Необходимо подготовить совокупную финансовую смету и следую­щие документы: программу сбыта; производственную программу; смету использования основных материалов; смету затрат на приобретение основных материалов; смету по труду основных рабочих; смету общезаводских накладных расходов; смету отдела сбыта и администрации; общую смету.

Программа сбыта показывает количество каждого изделия, которое ком­пания планирует продать, и планируемую цену реализации. В программе представлен прогноз совокупного дохода, на основе которого будут оцени­ваться наличные поступления от потребителей, а также показаны основные данные для составления сметы издержек производства, расходов на реали­зацию и административных расходов. Программа сбыта, таким образом, яв­ляется основой всех других смет, поскольку все расходы непосредственно зави­сят от объема продаж. Если программа сбыта составлена неточно, все дру­гие сметные оценки будут ненадежными (см. табл. 4.1.).

Таблица 4.1.

Программа сбыта продукции ООО «ХБИ»

Изделия

Продано, ед.

Цена реализации за 1 ед., тыс. руб.

Совокупный доход, тыс. руб.

Телевизоры

923

7500,00

6922500

Видеомагнитофоны

1423

2800,00

3984400

Музыкальные центры

3020

3000,00

9060000

Итого

-

-

19966900

Следующий этап составления программы сбыта — подготовка производственной программы. Она формируется только в количественных показате­лях и входит в сферу ответственности руководителя производства. Целью программы являются обеспечение объема производства, достаточного для удовлетворения покупательского спроса, и создание экономически целесообразного уровня запасов (см. табл. 4.2.).

Таблица 4.2.

Производственная программа ООО «ХБИ»

 

Телевизоры

Видеомагнитофоны

Музыкальные центры

Изделия к реализации, ед.

923

1423

3020

Планируемый запас на конец периода

120

95

12

Всего на продажу и запасы

1043

1518

3032

Минус планируемый запас на начало периода

120

95

12

Произвести изделий

923

1423

3020

Начальники цехов 1 и 2 должны подготовить оценку материалов, которые требуются для выполнения производственной программы. Смета использования материалов на год должна выглядеть, как в табл. 4.3.

Таблица 4.3.

Смета использования основных материалов ООО «ХБИ»

 

Цех 1

Цех 2

Всего

 

Кол-во

Цена

Итого

Кол-во

Цена

Итого

Кол-во

Цена

Итого

Телевизоры

51000

1,8

91800

6420

1,8

11556

57420

1,8

103356

Видеомагнитофоны

12750

4

51000

2223

4

8890

14973

4

59890

Музыкальные центры

12750

4

51000

5000

4

20000

17750

4

71000

 

 

 

193800

 

 

40446

 

 

234246

За составление сметы затрат на приобретение основных производственных материалов отвечает начальник отдела закупок. Годовая смета затрат на приобретение ос­новных материалов приведена в табл. 4.4.

Таблица 4.4.

Смета затрат на приобретение основных материалов ООО «ХБИ»

 

Телевизоры

Видеомагнитофоны

Музыкальные центры

Итого

Количество, необходимое для удовлетворения потребностей производства по годовой смете использования материалов

57420

14973

17750

90143

Планируемый запас на конец периода

850

425

352

1627

Итого

58270

15398

18102

91770

Минус планируемый запас на начало периода

850

425

352

1627

Итого приобрести

57420

14973

17750

90143

Планируемая цена приобретения единицы,  тыс. руб.

1,8

4

4

10

Итого расходы на закупки,  тыс. руб.

103356

59890

71000

234246

Ответственность за составление сметы по труду лежит на руководителях цехов 1 и 2. Сметные почасовые нормы определяет отдел труда. Смета по труду основных производственных рабочих дана в табл. 4.5.

Таблица 4.5.

Смета по труду основных производственных рабочих ООО «ХБИ»

 

Цех А

Цех B

Цех C

Всего

Запланированное производство, ед.

923

1423

3020

5366

Время на изготовление единицы продукции, ч.

53,5

47

51

-

Общее запланированное время, ч.

49380,5

66881

154020

270281,5

Плановые ставки почасовой заработной платы, тыс. руб.

1,5

2

1

-

Итого на заработную плату, тыс. руб.

74070,75

133762

154020

362000

За составление сметы общезаводских накладных расходов отвечает также руководитель производственного отдела. Накладные расходы необ­ходимо анализировать, с тем чтобы выяснить, управляемы они или нет, и установить контроль за уровнем этих расходов (см. табл. 4.6.).

Таблица 4.6.

Смета общезаводских накладных расходов ООО «ХБИ»

 

Ставка распределения накладных расходов на 1 ч. Труда основных производственных рабочих

Накладные расходы

Итого

 

А

В

С

А

В

С

 

Контролируемые накладные расходы:

 

 

 

 

 

 

 

вспомогательные материалы

0,3

0,2

0,2

277

285

604

 

труд вспомогательных рабочих

0,3

0,3

0,3

277

427

906

 

энергия (переменная часть)

0,15

0,1

0,1

138

142

302

 

ремонт и техобслуживание (переменная часть)

0,05

0,1

0,1

46

142

302

 

 

 

 

 

738

996

2114

3849

Неконтролируемые накладные расходы:

 

 

 

 

 

 

 

амортизация

 

 

 

21440

13400

2680

 

контроль

 

 

 

12000

9000

10000

 

энергия (постоянная часть)

 

 

 

2106

1053

3160

 

ремонт и техобслуживание (постоянная часть)

 

 

 

1100

900

980

 

 

 

 

 

36646

24353

16820

77819

Совокупные накладные расходы

 

 

 

37384

25349

18934

81668

Сметная ставка распределения общезаводских накладных расходов

 

 

 

1,5

2

 

 

Сметы отдела сбыта и администрации объединены здесь в одну (см. табл. 4.7.).

Таблица 4.7.

Смета отдела сбыта и администрации ООО «ХБИ»

Отдел сбыта:

 

 

жалованье

20000

 

транспортные расходы

7500

 

реклама

15000

42500

Администрация:

 

 

канцелярские расходы                                             

10

 

жалованье   

30000

 

прочие расходы

5000

35010

 

 

77510

Когда все сметы составлены, сметный счет прибылей и убытков обеспечивают общую картину плановой производительности на сметный период (табл. 4.8.).

Таблица 4.8.

Реализация

 

 

 

19966900

Запасы сырья на начало периода (из баланса на начало периода)

 

227

 

 

Закупки

5366

 

 

 

5593

 

 

Минус запасы сырья на конец периода

227

 

Стоимость потребленного сырья

 

5366

 

 

Труд основных производственных рабочих

362000

 

Общезаводские накладные расходы

 

81668

 

 

Совокупные производственные расходы

12667300

 

Плюс запасы готовой продукции на начало периода (из баланса на начало периода)

227

 

 

 

Минус запас готовой продукции на конец периода

227

0

 

Стоимость реализованной продукции

 

 

 

12667300

Валовая прибыль

 

7299600

Реализационные и административные расходы

 

 

 

77510

Планируемая прибыль от производственной деятель­ности за год

 

 

 

7222090

Сметный счет прибылей и убытков бухгалтер должен представлять на рассмотрение планово-финансовой ко­миссии вместе с рядом финансовых коэффициентов, предусмотренных бюдже­том, таких, как коэффициент окупаемости капиталовложений, отношение обо­ротного капитала к краткосрочным обязательствам, коэффициент ликвидности и коэффициенты, характеризующие использование средств. Если эти коэффи­циенты окажутся приемлемыми, то смета будет принята [3. c. 148-182].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате написания курсовой работы были приобретены следующие навыки и умения:

- расчёт накладных расходов и использование цеховых ставок накладных расходов;

- составление ведомости анализа накладных расходов и расчет ставки распределения цеховых накладных расходов;

- расчет неполного возмещения накладных расходов или их возмещение с избытком;

- изучение шести различных методов возмещения накладных расходов;

- выявление разницы между попроцессной и позаказной калькуляцией себестоимости продукции;

- изучение сущность калькуляции нормативных и сверхнормативных убытков;

- умение составлять сметы, характеризовать стадии составления сметы; готовить функциональную и обобщенную сметы.

Принятие основных решений по планированию — часть процесса пер­спективного планирования. Однако процесс составления годовой сметы ве­дет к конкретизации этих планов, так как руководители должны составлять подробные планы для проведения в жизнь перспективных планов. Если го­довая смета отсутствует, проблемы повседневной деятельности могут скло­нить руководителя отказаться от планирования будущих операций. Состав­ление же сметы гарантирует, что руководители будут планировать будущие операции, принимая во внимание возможные изменения условий деятель­ности в следующем году, и определять меры, которые необходимо принять сейчас, чтобы отреагировать на предстоящие изменения условий. Этот процесс заставляет руководителей предвидеть проблемы до того, как они возникнут, и вероятность поспешных решений, принимаемых экспромтом, которые опреде­ляются сиюминутной целесообразностью, будет сведена к минимуму.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник.- 3-е изд., доп. и пер.- М.: Омега – Л, 2004.- 576 с.
  2. Друри К. введение в управленческий и производственный учёт: Учеб. Пособие/ Пер. с англ. Под ред. Н.Д. Эриашвили.- 3-е изд., перераб. И доп.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.- 783 с.
  3. Ивашневич В.Б. Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник.- М.: Юристъ, 2003.- 618 с.
  4. Карпова Т.П. Управленческий учёт: Учебник.- М.: Юнити-Дана, 2004.- 351 с.
  5. Керимов В.Э. Управленческий учёт: Учебник.- М.: «Дашков и Ко», 2005.- 460 с.
  6. Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент [Учебник].- М.: Финансы и статистика, 2004.- 768 с.: ил.
  7. Лихачёва О.И. Финансовое планирование на предприятии: Учеб. Пособие.- М.: ТК Велби, 2004.- 264 с.
  8. Николаева О.Е. Управленческий учёт: Учебник.- М.: Едиториал УРСС, 2003.- 320 с.
  9. Управленческий учёт: Учеб. Пособие/ Под ред. А.Д. Шеремета.- 2-е изд. испр.- М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002.- 512 с.
  10. Филатов О.К. Планирование, финансы, управление на предприятии: учебник.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 384 с.