Содержание

Введение. 3

1. Понятие и нормативное регулирование транспортного налога. 5

1.1. Объекты и ставки налогообложения транспортного налога. 5

1.2. Нормативное регулирование транспортного налога. 11

2.Проблемы начисления и взимания транспортного налога. 14

2.1. Проблемы определения налогооблагаемой базы.. 14

2.2. Проблемы нормативного регулирования транспортного налога. 16

3.Перспективы совершенствования транспортного налога. 20

Заключение. 24

Список литературы.. 25

Введение

На протяжении десятка последних лет  налоговая система России постоянно подвергается  изменениям, а законодательные органы правительства как России, так и ее субъектов  находятся в постоянном поиске  оптимальных решений в сфере налогообложения.

Наиболее подвержен динамике такой элемент налоговой системы,  как виды налогов и сборов, законодательно принятых в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований.

Очевидно, что необходимость  изучения правового регулирования системы налогов и сборов, существующих в Российской Федерации, является на сегодняшний день актуальной проблемой.

Целью данной работы является изучение правового и налогового регулирования за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов.

        Исходя из поставленной цели можно поставить следующие задачи:

·                           исследование нормативно-правовой базы осуществления налогового контроля;

·                            изучение основ организации контрольной работы налоговых органов;

·                            изучение действующих форм и методов для; определение наиболее перспективных путей совершенствования форм и методов налоговой политики.

Каждое общество всегда стоит перед выбором вариантов разви­тия. Сложность реальных экономических процессов, их противоречи­вость и неоднозначность в переходной экономике, создают значи­тельные трудности для выбора направления экономической полити­ки, отвечающих прогрессивной тенденции развития общества. Различие возможных вариантов экономической политики столь велико, что пос­ледовательная реализация каждого из них в течение 20-25 лет мо­жет привести к формированию различных моделей экономического раз­вития страны, в том числе и исторически бесперспективных, тупико­вых. Объективным основанием для этого служит то, что тенденции и за­кономерности современной экономики противоречат друг другу. Современная экономика - это сочетание противоречащих друг другу групп отношений: рыночной системы отношений и сознательного регулирова­ния всей экономики; активного предпринимательства, ориентированно­го на возрастание капитала, прибыльности и необходимости со­циально-ориентированного развития; тенденции к открытости экономи­ки и необходимости обеспечить защиту национального воспроизвод­ства особенно в тех секторах, где национальная промышленность еще неконкурентоспособна.

На современном этапе развития экономики актуализируются проблемы повышения эффективности налогообложения предприятия на всех иерархических уровнях. Весьма целесообразно и необходимо повышать эффективность применения налогов на предприятиях, определяющих социально экономический потенциал субъекта Российской Федерации.

При написании курсовой работы использовались труды ученых, журнальные статьи,  законодательные акты РФ, указы президента РФ, постановления правительства РФ, инструкции ФНС РФ.

1. Понятие и нормативное регулирование транспортного налога

1.1. Объекты и ставки налогообложения транспортного налога

Транспортный налог устанавливается НК РФ главой 28 и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. [4, с.38]

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.  Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей. 

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств. 

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

 Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке; 

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; 

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции; 

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; 

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; 

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы. 

Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах

1_1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;  

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в НК РФ, - как единица транспортного средства;

В отношении транспортных средств, указанных в НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговым периодом признается календарный год. [4, с.64]

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах

 

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка

(в рублях)

     Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

     до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

5

     свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

7

     свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

10

     свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

15

     свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

30

     Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

     до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

2

     свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

4

     свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

10

     Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

     до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

10

     свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

20

     Грузовые автомобили с мощностью двигателя

     (с каждой лошадиной силы):

     до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

5

     свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

8

     свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

10

     свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

13

     свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

17

     Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу

     (с каждой лошадиной силы)

5

     Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

     до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

5

     свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

10

     Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

     до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

10

     свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

20

     Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью

     двигателя (с каждой лошадиной силы):

     до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

20

     свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

40

     Гидроциклы с мощностью двигателя

     (с каждой лошадиной силы):

     до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

25

     свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

50

     Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

20

     Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

25

     Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

20

(позиция дополнительно включена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 108-ФЗ)

     Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

200

Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. 

Сумма налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц. 

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Сведения представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. [2, с.58]

Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. 

Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации. 

Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.

1.2. Нормативное регулирование транспортного налога

Нормативное регулирование состоит из документов четырех уровней.

Документы первого уровня составляют Налоговый кодекс, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», иные федеральные законы, указы Пре­зидента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, прямо или косвенно регулирующие по­становку бухгалтерского учета в организации. Важными доку­ментами первого уровня являются Гражданский кодекс Россий­ской Федерации, Федеральный закон «Об акционерных обще­ствах». К документам первого уровня приравнивается и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Второй уровень составляют положения (стандарты) по бух­галтерскому учету, утверждаемые Министерством финансов Российской Федерации. В этих документах излагаются принци­пы и базовые правила бухгалтерского учета, основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, приводятся возмож­ные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механиз­ма применения их к определенному виду деятельности.

К документам третьего уровня относятся методические ука­зания в виде инструкций, рекомендаций и разъяснений, предла­гающие возможные варианты постановки бухгалтерского учета непосредственно в организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства на базе тре­бований и правил, изложенных в документах первого и второго уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятель­ности предприятий и Инструкция по его применению.

Четвертый уровень системы занимают рабочие документы организации, формирующие учетную политику в методичес­ком, техническом и организационном аспектах (рабочий план счетов, система документооборота, порядок инвентаризации и т.п.).

Приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н кодировка строк Формы N 6 была исключена, поэтому для удобства ее заполнения организации могут самостоятельно присваивать каждой строке свой код.      Поскольку рассматриваемая Форма представляется не только в налоговый орган, но и в Госкомстат РФ, который единообразно обобщает получаемую информацию, а один и тот же показатель в Форме разных организаций стало возможно кодировать по-разному, это не устроило работников статистики. В результате появился совместный Приказ Госкомстата РФ N 475 и Минфина РФ N 102н от 14 ноября 2003 г. "О кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики".

В этом Приказе определен перечень показателей бухгалтерской отчетности, которые обобщают органы статистики по всем организациям (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений), а каждому показателю был присвоен определенный обязательный код.      Тем не менее для единообразия автор рекомендует применять обязательную кодировку для отчетности в территориальные органы статистики и в отчетности для налоговых органов.

Используются следующие источники информации: учетная политика организации в целях бухгалтерского и налогового учета, приказы исполнительной дирекции о назначении ответственного за расчет и учет налога  на вмененный доход предприятия, первичная документация бухгалтерского и налогового учета, регистры бухгалтерского и налогового учета, налоговая декларация по налогу на вмененный доход предприятия.

Налоговую декларацию по налогу необходимо изучать в полном объеме и тщательным образом.

2.Проблемы начисления и взимания транспортного налога

2.1. Проблемы определения налогооблагаемой базы

Доходы в бюджет государства от транспортного налога с января по сентябрь 2003 года уже превысили показатели аналогичного периода прошлого года и составили 11,2 млрд руб. Об этом на сегодняшней пресс-конференции в Москве заявил заместитель руководителя МНС России Салават Аминев. Правда, в прошлом году налог был другим.

Транспортный налог был введен на территории РФ с 1 января 2003 года. Он заменил налог с владельцев транспортных средств. Объектом налогообложения является мощность двигателя автомобиля, исчисляемая в лошадиных силах. Согласно Налоговому кодексу, каждый субъект федерации вправе сам определить ставку налога на своей территории. Однако существующие федеральные ставки налога не должны быть увеличены или уменьшены более чем в пять раз. А налогоплательщиками выступают физические или юридические лица, на которых оформлено автотранспортное средство.

Проблемой налоговиков стало определение самого объекта налогообложения, то есть мощности автомобиля. По данным заместителя руководителя МНС Салавата Аминева, до позапрошлого года в 70% случаев в техпаспортах автомобилей не указывалась мощность двигателя в лошадиных силах. Поэтому определить ставку и размер транспортного налога для большинства машин, зарегистрированных более двух лет назад, попросту не представлялось возможным. Аминев отметил, что именно поэтому МНС стало работать в тесном контакте с ГИБДД, которая при регистрации новых автомобильных средств стала указывать их мощность в техпаспортах. Более того, по заказу МНС Сертификационный институт выпустил справочник, по которому можно определить мощность всех существующих видов автомобилей. «Но и по сей день мы нередко получаем от ГИБДД неполные сведения, в которых мощность машины не указывается»,– заявил Аминев. На сегодняшний день в МНС уже поступили сведения о 38 млн потенциальных плательщиков транспортного налога. Большая часть из них, почти 26 млн, – частные лица

Согласно Налоговому кодексу РФ налогоплательщику должно быть заблаговременно прислано уведомление об уплате налога. Здесь возникает третья проблема. По словам Аминева, в крупных мегаполисах, прежде всего Москве и Санкт-Петербурге, существует проблема с рассылкой уведомлений физлицам – плательщикам транспортного налога. Это связано с тем, что зачастую МНС не обладает достоверной информацией о владельцах транспортных средств, которые предоставляются из базы данных Госавтоинспекции. В частности, по словам замминистра, указанный адрес владельца транспортного средства не всегда совпадает с адресом его реального проживания.

Напомним, что в каждом субъекте федерации определяется свой срок оплаты налога. В Москве он наступит с 20 января 2004 года. Салават Аминев заверил, что за оставшиеся два с половиной месяца все автовладельцы получат уведомления.

Если вы, получив уведомление, расписались в его получении, но вовремя не заплатили, то начинают начисляться пени. Если же по каким-то причинам вы вообще не хотите платить транспортный налог, то деньги с вас все равно взыщут, правда, уже через суд.

Как выяснилось, прибегать к помощи служителей фемиды налоговикам не впервой. Налоговый год еще не закончился, а МНС уже подало в суд 134 тыс. исков против автовладельцев, не желающих платить. Как пояснил Аминев, речь идет в основном о тех людях, которые продали свои автомобили по генеральной доверенности. Машина уже давно им не принадлежит, а уведомления об оплате приходят. В Налоговом кодексе написано, что если владелец продал машину по доверенности до вступления в силу Закона о транспортном налоге, то есть до 1 января 2003 года, налог придется платить именно ему, а не доверенному лицу. Вот и получилась ситуация, когда автовладельцу приходится платить за то, что ему уже не принадлежит.

«Это четвертая и, наверное, самая сложная проблема, касающаяся транспортного налога. Год назад, продавая машины по доверенности, люди попросту не знали, что потом их заставят платить за уже не принадлежащее им транспортное средство. Поэтому Госдума должна как можно скорее внести поправку в закон, чтобы отсрочить выплаты по подобным ситуациям», – уверен Виктор Похмелкин. Но на внесение поправки и ее принятие потребуется много времени. А у автовладельцев, которым уже пришли вызовы в суд, времени уже почти нет.

2.2. Проблемы нормативного регулирования транспортного налога

На первых же стадиях действия налога появились проблемы. В ряде регионов, в том числе в Тюменской и Белгородской областях, Ханты-Мансийском АО и в Башкирии, местные власти ввели максимальные ставки по налогу, что сразу же вызвало волну недовольства местных автовладельцев. Действительно, ситуация получилась непонятная. За одинаковые автомобили с идентичными двигателями и примерно равной стоимостью, к примеру, в Ханты-Мансийском АО приходилось платить налог в пять раз больше, чем в Орловской области. Где-то – наоборот, на машины с такой мощностью вводились льготные ставки. Уже тогда раздались первые предложения о доработке закона. «Можно смело сказать, что транспортный налог страшно несовершенный. Мы видим резкое несоответствие в налоговых ставках в разных субъектах федерации, поскольку в определении ставки налога региональные органы получили очень большие полномочия. И это вызывает возмущение автомобилистов», – заявлял «Газете.Ru» в конце мая депутат Госдумы Виктор Похмелкин.

Согласно действующему законодательству налоговые органы администрируют транспортный налог на основании сведений, которые получают от регистрирующих органов (ГИБДД, Гостехнадзор, государственная инспекция по маломерным судам, государственная речная судоходная инспекция). Пунктами 5 и 4 статьи 362 НК РФ определен порядок и сроки представления информации регистрирующими органами о транспортных средствах и их владельцах.

До 1 февраля текущего календарного года, органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы на 31 декабря истекшего календарного года. Регистрирующие органы так же обязаны сообщать сведения о зарегистрированных или снятых с регистрации в текущем году, в течение 10 дней после их регистрации или снятии с регистрации.

Транспортный налог введен с 1 января 2003 года. До 2003 года налоговые органы не имели данных о движимом имуществе, зарегистрированном на физических лиц. В 2003 году начата огромная работа по созданию своей базы данных по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц. В 2004 года эта работа продолжалась. Будет она вестись и в 2005 году, так как около 10% сведений, а это почти 7 тысяч транспортных средств, зарегистрированным на 01.01.2003 органами ГИБДД не предоставлена нам этим регистрирующим органом.

2004 год был первым годом работы налоговых органов Новосибирской области в новом программном комплексе «Система электронной обработки данных». В результате возникли проблемы, которые не позволили налоговым органам своевременно направить всем налогоплательщикам налоговые уведомления на уплату транспортного налога за 2004 год.

Вместе с тем и своевременно направленные налоговые уведомления  содержали как неверно исчисленную сумму налога, так как не были учтены некоторые льготы, в том числе и по причине не представления налогоплательщиками Заявлений о льготе, так и в связи с неверно указанной налоговой базой. Заявления от налогоплательщиков о внесении изменений в базу данных о мощности транспортных средств или о типе транспортного средства в 2003 году принимались налоговыми органами, и после получения подтверждения от регистрирующих органов вносились в базу. Однако при проведении конвертации действующего программного комплекса в 2004 году часть такой информации была потеряна.

Налогоплательщики при получении налогового уведомления не соглашались с указанной в ней информацией и вновь вынуждены были обращаться в налоговые инспекции по месту своего жительства. В инспекции подавалось заявление о замене налогового уведомления и указывалось на ошибки, допущенные в полученном налоговом уведомлении и подтверждающие это документы. Налоговые органы должны были пересчитать сумму налога и выписать новое налоговое уведомление.

На сегодня остались проблемы, которые не удалось решить, поэтому предстоит напряженная работа и в 2005 году по уточнению базы данных транспортных средств.

Споры вокруг увеличения ставок транспортного налога стали главной темой думских прений, которые обсуждаются не меньше, чем постановления об игровых автоматах и особо охраняемых территориях. Пока решается вопрос о том, увеличить ставку на 10% из-за инфляции или принимать различные показатели для разных категорий транспорта, не учитывается то, как собственно идет сбор налогов.

«Главная проблема транспортного налога сейчас в том, что он очень плохо собирается. По улучшению его администрирования никаких мер не предпринимается. Вот и получается, что те порядочные граждане, кто исправно транспортный налог платил, теперь будут в два раза больше напрягаться на пополнение областного бюджета. А те, кто из года в год не платят – могут и дальше спать спокойно»,– считает депутат.

По данным налоговиков, в 2003 году транспортный налог принес в бюджет на 50 миллионов меньше, чем планировалось. К 2005 году эта сумма значительно выросла: на 1 августа автомобилисты «недоплатили» 222 млн. рублей налогов. Для того, чтобы собрать эти деньги, было выслано 80 тысяч обращений автовладельцам и написано 20 тысяч исковых заявлений в суд. Только на эту «бумажную» работу было потрачено 40 млн. рублей.

«Проблема трудности сбора транспортного налога во многом надуманная,– считает член комитета по бюджету, финансам и налогам Областной Думы Георгий Перский, – ее нетрудно решить. Спрашивают же у нас сотрудники ГИБДД полис «автогражданки», так что мешает им точно так же проверять квитанцию об уплате налога?»

Депутат подчеркивает, что отсутствие дифференцированных ставок по типам машин приводит к тому, что люди, находящиеся в разных «весовых категориях» платят одинаково. К примеру, в категорию легковых автомобилей мощностью до 100 лошадиных сил входят и «Копейка», и «Нисан Альмера».

«Вот мы сейчас повысили ставки налога на игорный бизнес и с замиранием сердца ждем - уменьшится у нас налогооблагаемая база или нет. Пропадут три «ромашки» и два «столбика» с автовокзала или нет. Но это ведь автоматы. А в этом случае у нас налогооблагаемая база – живые люди»,– подводит итог Георгий Перский.

3.Перспективы совершенствования транспортного налога

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны. [3, 152]

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства.

Факторы социального и экономического порядка стимулируют обновление производственных отношений в части налогов: так, переход к рыночной системе хозяйствования объективно потребовал от государства проведение коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики.

В системе стабилизационных мер Правительства Российской Федерации по выходу страны из экономического кризиса ведущее место отводится налоговым органам Российской Федерации, с помощью которой обеспечивается основная масса налоговых поступлений в бюджет. Кроме того, существующее сегодня налоговое бремя "душит" предприятия, налоговая нагрузка на реальный сектор экономики слишком велика. Без ее снижения и перераспределения невозможно рассчитывать на подъем отечественного производства и стабилизацию социально-экономического положения.

Экономический кризис, переживаемый страной, при всем его негативном влиянии на российскую экономику может принести ей и определенную пользу. Именно в этот период можно принять решительные меры по реформированию системы налогообложения. В течение длительного времени многие предложения по изменению налоговой системы наталкивались на непонимание и не принимались под влиянием аргументов о возможном сокращении доходной базы бюджета.

Специалисты налоговых органов России разработали целостную систему мер по совершенствованию налоговой политики. Она направлена:

— на снижение налоговой нагрузки на отечественных товаропроизводителей и ее перераспределение с реального сектора экономики в сферу потребления;

— на упрощение налоговой системы;

— на повышение собираемости налогов и сборов и усиление контроля за их поступлением в бюджет.

Причем перераспределение налогового бремени из сферы производства в сферу потребления нельзя понимать как увеличение общей суммы налогов, сборов и обязательных платежей, взимаемых с физических лиц. Дело в том, что в конечной цене товаров, работ и услуг, реализуемых населению, сосредоточены все налоги, сборы и платежи, уплаченные в сфере производства и реализации продукции. Государственная налоговая служба России предлагает, не увеличивая общей суммы налогов в цене, перераспределить их по цепочке из сферы производства в сферу потребления.

В настоящее время на основе “классических” принципов сформулированы современные принципы “хорошей налоговой системы”.

1.     Экономическая эффективность. Налоговая система должна носить поощрительный характер, не мешать эффективному использованию ресурсов, развитью предпринимательства.

2.     Дешевизна налогообложения. Законы о налогах должны быть простыми по формулировке, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой.

3.     Гибкость. Налоговая система должна быть в состоянии реагирования на изменения экономической ситуации.

4.     Определенность налогообложения. Налоговая система должна иметь такую структуру, при которой каждый плательщик точно знает сколько он платит.

5.     Справедливость. Налоговая система должна обеспечивать справедливый подход к различным индивидам.

6.     Анализируя действующую налоговую систему России можно утверждать, что она построена на основе единых принципов для всех предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия и, обеспечивая равнонапряженность налогового изъятия, однократность налогообложения, недопущение двойного обложения, отличается стабильностью, гибкостью, простотой, доступностью, определенностью установления ставок и правил исчисления налога и его уплаты.

Вместе с тем нельзя не отметить, что в реальной действительности имеет место отступления от этих принципов и прежде всего в отношении стабильности и четкости, т.к. для пополнения бюджета главным критерием является принятие тех или иных налогов. В целом, вопросы возможного воздействия того или иного применяемого налога игнорируются законодателями. Но зато какое прямолинейное отношение, могло бы при определенных условиях превратить систему налогообложения из инструмента, способствующего развитию экономики в систему, оказывающую на экономику серьезное разрушительное воздействие. [7, 59]

Известны три основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет:

1)     расширение круга налогоплательщиков;

2)     увеличение тех объектов, с которых взимаются косвенные налоги;

3)     повышение налоговых ставок и при прямом и при косвенном налогообложении. Но однако уровень налоговых ставок не должен превышать размера, при превышении которого их дальнейший рост не просто теряет смысл, но и отрицательно сказывается на состоянии экономики.

Многие государства стараются сделать предпринимательскую деятельность привлекательной, а налоги -стабильными, легкими и гибкими. Налоговая политика в современных условиях должна обеспечивать равно выгодность производства продуктов на предприятиях, независимо от их принадлежности к той или иной форме собственности, стимулировать производство конкурентных товаров.

Заключение

Транспортный налог был введен на территории РФ с 1 января 2003 года. Он заменил налог с владельцев транспортных средств. Объектом налогообложения является мощность двигателя автомобиля, исчисляемая в лошадиных силах. Согласно Налоговому кодексу, каждый субъект федерации вправе сам определить ставку налога на своей территории. Однако существующие федеральные ставки налога не должны быть увеличены или уменьшены более чем в пять раз. А налогоплательщиками выступают физические или юридические лица, на которых оформлено автотранспортное средство.

Проблемой налоговиков стало определение самого объекта налогообложения, то есть мощности автомобиля.

Согласно Налоговому кодексу РФ налогоплательщику должно быть заблаговременно прислано уведомление об уплате налога. Здесь возникает третья проблема. По словам Аминева, в крупных мегаполисах, прежде всего Москве и Санкт-Петербурге, существует проблема с рассылкой уведомлений физлицам – плательщикам транспортного налога.

Вместе с тем и своевременно направленные налоговые уведомления  содержали как неверно исчисленную сумму налога, так как не были учтены некоторые льготы, в том числе и по причине не представления налогоплательщиками Заявлений о льготе, так и в связи с неверно указанной налоговой базой. Заявления от налогоплательщиков о внесении изменений в базу данных о мощности транспортных средств или о типе транспортного средства в 2003 году принимались налоговыми органами, и после получения подтверждения от регистрирующих органов вносились в базу. Однако при проведении конвертации действующего программного комплекса в 2004 году часть такой информации была потеряна.

Список литературы

1.     Налоговый кодекс РФ (Часть 1): Федеральный закон № 146 – ФЗ от 31.07.98, изм. и доп. 09.07.99 (№ 155 – ФЗ) // Экономика и жизнь. 2004 г. № 30.- 250 с.

2.     Налоговый кодекс РФ (Часть 2): Федеральный закон № 117 – ФЗ от 05.08.2000 // Экономика и жизнь. 2004 г. № 32.- 350 с.

3.     Касьянов М. М. Налоги должны обогащать страну, гарантируя благополучие граждан // Российская газета. 2004 г. № 101. -64 с.

4.     Налоги: Учебное пособие / Под ред. Черника Д. Г. 3-е изд. М.: Финансы и статистика, 2002. 688 с.

5.     Юткина Т. Ф.  Налоги и налогообложение:  Учебник.  М.: ИНФРА-М, 2003. 429 с.

6.     «Налог на добавленную стоимость» Учебно-практическое пособие по дистанционному обучению. М: 2004г.-с.425

7.      О. В. Мещерякова Налоговые системы развитых стран мира: Справочник, Москва, Фонд  Правовая культура 2003 г., стр. 550

8.      С. Алексашенко, Исчисления налога на прибыль, Экономические науки 2003 г. № 6, стр. 38

9.      П. Бернд Шпан Будущее налогов в Европейском сообществе, Интерлинк 2003 г. № 4, стр. 175

10.                        Т. М. Бойко  Первое знакомство с новым налогом , ЭКО 2004 г. № 2- с.65

11.                        В. Болотин НДС : преодоление иррационального», Российский экономический журнал 2004г. № 9- с.57

12.                        И. В. Караваева, Эволюция налога на добавленную стоимость в налоговой теории и практике, Право и экономика 2003г. № 9, стр. 51

13.                        А. Н. Козырин, К. В. Рыжков, Правовое регулирование налогов, Финансы2004 г. № 4, стр. 230

14.                       Акчурина Е.В. Оптимизация налогообложения: Учебно-практическое пособие. - М.: ОСЬ-89, 2003. - 496 с.

15.                       Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налогообложение предпринимателей и организаций. Упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. / Под ред. к.ю.н. А.В. Брызгалина. - Екб.: Издательство Налоги и финансовое право, 2003. - 192 с.

16.                       Желудков А., Новиков А. Финансовое право (конспект лекций) - М.: "Издательство ПРИОР", 2002. - 192 с.

17.                       Камышанов П.И. Основы налогообложения в России -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2005 – 600с.

18.                       Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учеб. для ВУЗов. – М.: БЕК, 2004

19.                       Перов А.В. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2003г.- 635с.