Содержание
1. Предпринимательство как фактор производства. 3
Тест 1. 16
Тест 2. 17
Тест 3. 18
Задача 1. 19
Задача 2. 24
Список литературы... 25
1. Предпринимательство как фактор производства.
Впервые понятие "предприниматель" ввел в экономическую теорию Р. Котильон. По его мнению, предприниматель - это чело век с непостоянными доходами: крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.д. Ж. Б. Сэй уже определял предпринимателя как "лицо", которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт. Й. Шумпетер называл предпринимателями хозяйственных субъектов, которые способны на новые комбинации с основными факторами производства. Авторы учебника "Основы менеджмента" определяют "предпринимателя" как личность, которая "осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск. Предпринимательство, по их мнению, это частный случай бизнеса, т.е. деятельности, направленной на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг.[1]
Предпринимательство, однако, не просто некоторый частный случай бизнеса. Оно исторически и логически является начальной исходной точкой любого бизнеса и в целом рыночного хозяйства. Предпринимательство, поставленное историей в центр капиталистического производства, заметно влияет на динамику общественного развития. Кто же у нас войдет в этот слой? Достанет ли у него трудолюбия, чувства социальной ответственности?
По А. Смиту "Предприниматель - это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек". Предпринимательская функция - это дело частного делового человека. Однако не каждый деловой человек является предпринимателем. С точки зрения социально-экономической, предприниматель - это тип "выскочки". Он революционер в экономике, невольный зачинатель социальной и политической революций – В. Зобарта. Быть предпринимателем - значит делать не так, как делают другие. Предприниматель лишен традиций" (И. Шумпетер). Он должен обладать специфическим набором качеств: здравым умом, постоянством, знанием людей, талантом управления.
Свои организаторские, управленческие способности предприниматель использует только с одной целью - получения прибыли.
Поэтому в жизни предпринимателями именуют себя и граждане, занимающиеся коммерцией эпизодически, не имея каких-либо документов, дающих им право заниматься этой деятельностью, например, лица, перепродающие импортные товары. Если гражданин занимается такого рода деятельностью эпизодически, не преследуя при этом извлечение прибыли, он не может расцениваться как предприниматель и не должен регистрироваться в этом качестве.
С точки зрения формально-юридической предпринимателем является только тот гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован в этом качестве государством. Вместе с тем, Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 года закрепил так называемую презумпцию предпринимательской деятельности гражданина. Она состоит в том, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированный в качестве предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он предпринимателем не является. К таким сделкам суд может применить правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
С позиции же публичного права (уголовного и административного) предпринимательская деятельность, осуществляемая лицом, незарегистрированным в качестве предпринимателя, является незаконным предпринимательством.
Российское дореволюционное торговое законодательство называло предпринимателя купцом. Купцом, с точки зрения торгового права, признавался тот, кто занимался производством торговых сделок в виде промысла от своего имени.[2]
Законодательству других государств известна фигура коммерсанта. Статус коммерсанта признается за лицом, которое осуществляет от своего имени сделки и иные хозяйственные операции в виде предпринимательства.
По мере усложнения хозяйственной деятельности и рыночных отношений становятся более трудными задачи управления предприятием. В связи с этим повышается значение деятельности предпринимателя. Предприниматель — это человек (или группа людей), который берет на себя риск и ответственность за организацию и управление фирмой.
В зависимости от масштабов хозяйственной деятельности предпринимательство подразделяется на два вида: индивидуальное и коллективное (инициативным делом руководит какой-то коллектив, например члены товарищества, акционеры). При этом предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наемного труда, регистрируется как предприятие.
Важно различать предпринимательство по характеру деятельности юридических лиц. В связи с этим созданные в нашей стране юридические лица подразделяются на два типа:
1) коммерческие организации, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятии;
2) некоммерческие организации, которые не получают прибыль в качестве основной цели деятельности. Они создаются в виде потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Коммерческая деятельность, или бизнес, — дело, приносящее доход. В нее входят:
• непроизводственный бизнес — профессиональный спорт, концертная деятельность и т. п.;
• торговый бизнес - на предприятиях торговли;
• бизнес в сфере услуг, например туристический сервис, юридическая контора;
• производственный бизнес - доходная деятельность на предприятиях в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т. д.
Предпринимательство может проявляться в любой хозяйственной системе. Оно может быть и на государственном предприятии. Однако здесь инициатива руководителя хозяйства подавлена рамками жестких приказов и инструкций вышестоящих органов. В условиях рынка успех приносит совершенно иной тип предпринимательства. Как для жизни каждого человека нужен кислород, так для предпринимателя-бизнесмена важна свобода его хозяйственной деятельности. Это свобода использовать принадлежащее ему, арендуемое или переданное в пользование имущество. Это свобода определять, что и как производить, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, и решать иные производственные задачи.
Бытует мнение, что самым свободным является мелкий предприниматель, не зависящий ни от кого. Однако в условиях современной экономики, где ведущие позиции принадлежат крупным предприятиям, это, скорее всего, широко распространенная обманчивая видимость.
Расширение и совершенствование предпринимательской деятельности прямо связано с возрастанием роли и значения функций, выполняемых организаторами бизнеса.
Чтобы осуществить свои коммерческие замыслы, предприниматель должен выполнять ряд функций. Первая функция - ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы объективные факторы (средства производства) и субъективные, личные (работники с достаточными знаниями и умениями).
Вторая функция — организаторская. Ее существо — обеспечить такое соединение факторов производства, которое лучше всего способствует достижению поставленной цели.
Третья функция предпринимателей — творческая, связанная с организационно-хозяйственным новаторством. Значение этой функции для бизнеса резко возросло в условиях современного научно-технического прогресса и развития неценовой конкуренции. В связи с усилением функции, связанной с инновациями (внедрением новинок в производство), создается новый экономический климат для предпринимательства. Быстро растет рынок научно-технических разработок, или венчурного бизнеса, занятого внедрением новинок техники и технологии. Совершенствуется информационная инфраструктура предпринимательства - расширяется доступ к полезной информации в государственных органах, укрепляются патентно-лицензионные службы, развивается сеть банков информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительных машин, и т. д.
Поскольку центр тяжести в функциях предпринимателя переместился на новаторство, предъявляются новые требования к личности предпринимателя, к его психологической характеристике.
Фирма «Мак-Бер энд компани» (США) в своих исследованиях выделила наиболее важные личностные качества удачливого бизнесмена:
• поиск возможностей и инициативность (готов к неоднократным усилиям, чтобы встретить вызов или преодолеть препятствия, меняет намеченную линию поведения, чтобы достичь цели);
• готовность к риску (предпочитает ситуацию умеренного риска, осуществляет действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результаты);
• ориентация на эффективность и качество (находит пути делать вещи лучше, быстрее и дешевле);
• вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя всю ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы, берется за дело вместе с работниками или вместо них);
• целеустремленность (ясно выражает цели, обладает долгосрочным видением);
• стремление быть информированным (лично собирает сведения о клиентах, поставщиках, конкурентах);
• систематическое планирование и наблюдение (планирует, следит за хозяйственными показателями и использует их для принятия решений);
• способность убеждать и устанавливать деловые и личные контакты;
• независимость и уверенность в себе (стремится к независимости от правил и контроля других людей, верит в свою способность выполнять трудные задачи).
Наконец, четвертая функция бизнесмена - обеспечить получение дохода (прибыли) от коммерческой деятельности. Чтобы сделать предпринимательскую деятельность экономически эффективной, важно строго соблюдать коммерческий расчет.[3]
Предпринимательство представляет собой неотъемлемую часть общеэкономических и социально-экономических процессов. Как общеэкономические процессы, так и предпринимательская деятельность включают в свою орбиту одних и тех же субъектов:
• организатора производственного процесса,
• потребителя,
• работника,
• партнеров,
• государство.
При этом, однако, субъекты предпринимательского (в отличие от общеэкономического) процесса имеют свои специфические, отличительные характеристики. Организатором производственного процесса выступает предприниматель.
Кто такой предприниматель и почему человек становится предпринимателем? Ответы на эти вопросы в каждой конкретной ситуации могут быть неоднозначными. В России в переходный период мы называем предпринимателем любого делового человека, который действует в негосударственном секторе экономики (владелец коммерческой лавки, к примеру). Хотя, в соответствии с мировой классификацией, вряд ли к нему применима характеристика предпринимателя.
Один из первых мыслителей, обобщивших опыт предпринимательства, И. Шумпетер характеризовал предпринимателя прежде всего как новатора (поэтому, характеризуя предпринимательство, мы выделяем прежде всего его инновационную направленность). Задача предпринимателей, — писал он, — реформировать и революционизировать производство путем внедрения изобретений, а в более общем смысле — через использование новых технологических возможностей для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции — вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности.
Феномен предпринимателя сводится к тому, что он является постоянным "возмутителем" общественного производства. Он не позволяет производству "топтаться" на месте, "застаиваться". От него исходят импульсы, двигающие производство по линии поступательного развития.
К примеру, у предпринимателя созрело решение производить новый товар. Он изменяет свои требования к партнерам-поставщикам, которые вынуждены также перестраивать свою привычную деятельность. Все это, однако, возможно лишь в случае, если потребитель "проголосует" за такое предпринимательское решение, т. е. выразит готовность приобрести такой товар. Все общество приходит, таким образом, в движение.
Необходимо заметить, что "возмутителем спокойствия" в этом плане выступает именно предприниматель, но никак не государство. Государство может лишь помогать предпринимателю или, наоборот, подавлять его предпринимательскую инициативу. В России сегодня политика государства во многом фактически, строится именно на подавлении предпринимательской инициативы, от чего страдает общество в целом, не только предприниматели.
В этой связи мы не можем не согласиться с выводом, что если человек — существо мыслящее, то предприниматель должен обладать более углубленным (по сравнению со средним уровнем) мышлением, способностью анализировать и подмечать все новое, что появляется в жизни вообще и в отрасли его деятельности в частности. Такие качества необходимы для того, чтобы реализовать основные принципы предпринимательства — новаторство и новизну. Предприниматель не обязательно должен быть изобретателем. Он не обязательно должен реализовывать свои собственные изобретения, но подмечать, отыскивать и продумывать конкретные формы использования новых идей — его призвание. Известный американский предприниматель Эндрю Карнеги, к примеру, не являлся автором изобретений, но он лучше других знал, как эти изобретения, принадлежащие другим людям, можно использовать в сталелитейном производстве. Правда, есть и другие примеры. Так, Генри Форд не только знал, как использовать новые идеи, но и был их автором.
Важной особенностью предпринимателя выступает его способность предугадать, как реализация новых идей в производственном процессе будет воспринята рынком. Умение соединить в одном процессе эти два компонента — внедрение новинки и реакцию рынка — залог будущего успеха предпринимателя.
С этой точки зрения предпринимательство есть форма соединения уникальных знаний и конкретной рыночной ситуации с целью обеспечения твердых позиций на рынке. Оно предполагает поиск новых экономических возможностей путем реформирования или революционизирования производства с целью его постоянного (плавного или скачкообразного — в зависимости от складывающихся обстоятельств) перевода на более эффективный уровень функционирования через внедрение инновационных (технических, научных, технологических, организационных или управленческих) достижений.[4]
Владение и умение оперировать капиталом или управлять финансами, соединение и комбинирование факторов производства в условиях рынка, ориентация на извлечение максимально возможной в складывающихся условиях прибыли и наиболее эффективные способы ее капитализации, умение принять риск, особая система управления, способность вписаться или приспособиться к меняющимся экономическим условиям, почти интуитивное угадывание или прогнозирование изменений рыночного спроса, восприимчивость к инновациям — все это относится к тем характеристикам, без которых не может существовать современное эффективное предпринимательство.
В мире бытует устоявшееся мнение, что предпринимательский слой в любом обществе довольно тонок. По оценкам, такой деятельностью на высоком профессиональном уровне могут заниматься не более 6-8% самодеятельного населения. Предпринимательство требует определенных личностных качеств бизнесмена, как и любая другая профессия. Какими же качествами должен обладать предприниматель?
Прежде всего предпринимателю требуется уверенность в себе и своих способностях. Неуверенный в себе человек, не верящий в свои силы, не способен довести дело до конца в любой сфере, не только в предпринимательстве. Правда, необходимо остерегаться того, чтобы это качество не перешло в самоуверенность, не явилось бы основой собственной переоценки, что для предпринимателя гибельно. Такие опасения будут сведены до минимума, если предприниматель реалистично смотрит на себя и окружающую действительность. Реалистичность требует взвешенной экспертной оценки своих идей. С одной стороны, не нужно спешить с реализацией какой-либо возникшей идеи. С другой — нельзя медлить с ее воплощением в практику. Выход из такой противоречивой ситуации один: любая идея должна дозреть. Сырую, непродуманную до конца во всех деталях идею нельзя претворять в жизнь. Вначале обычно выстраивается общая схема реализации идеи. Выделяются те моменты, которые пока неясны, и последующая работа связывается обычно с отработкой таких деталей. Эта работа весьма важна и необходима, ибо в ней основа будущего успеха (в том числе и финансового).
Такая предпринимательская активность предполагает поисковый характер деятельности. Инициативный поиск новых возможностей предполагает постоянное изучение всех деталей предпринимательской среды. Главное заключается в том, что предприниматель не просто изучает складывающиеся вокруг него обстоятельства, а определяет свое место в этой ситуации. При этом предпринимательский успех будет во многом зависеть от умения предпринимателя разработать бизнес-план, т. е. план своих предпринимательских действий. В основе разработки такого плана должны быть устойчивый настрой на достижение результата, гибкая тактика, готовность к риску (но риску "взвешенному"), использование максимально возможного объема информации, постоянный анализ финансовых результатов, эффективности партнерских связей, ориентация на потребителя (его требования к качеству, упаковке и другим характеристикам производимого товара).
Предприниматель редко осуществляет реализацию своей идеи в одиночку. Выигрывает, конечно же, тот, кто в состоянии создать "нужную команду", способную эффективно воздействовать на процесс реализации предпринимательской идеи. В этой связи перед предпринимателем возникают непростые задачи — какого профиля специалисты нужны, какими личностными качествами они должны обладать, смогут ли они вписаться в тот психологический климат, который предприниматель конструирует.
Бизнесом занимается человек, и эффект от любой деятельности зависит именно от человека, и прежде всего от уровня культуры труда. Японцы, например, утверждают, что в основе их "экономического чуда" лежит не только наука, научно-технические и технологические достижения, а прежде всего изменение культуры труда, для чего японскому обществу потребовалось 30 лет.
Под культурой труда мы понимаем определенный уровень общей организации производства, отказ от традиционных, устаревших и восприимчивость к новым, более эффективным методам труда и приемам общения с коллегами и подчиненными, поиск новых идей, технологий и т. п., бережное отношение к собственности и средствам производства. Может быть, в этой связи следует сделать одно добавление. О культуре труда можно, видимо, судить лишь в том случае, если процессу труда свойственна гуманистическая направленность.
Личностные характеристики предпринимателя формируют основу его деловых качеств. В соответствии с современными требованиями деловые качества включают:
• способность создавать улучшенные организационные структуры путем формирования новых производственных подразделений или путем купли-продажи компаний (при этом используется анализ структурных факторов развития, выделение на этой основе той экономико-хозяйственной "ниши", которая пока еще остается "незанятой", и т. д.);
• способность правильно оценивать ситуацию на рынке, все происходящие, а также намечающиеся изменения, выявлять потребности рынка, которые "носятся в воздухе"; эти потребности могут не удовлетворять вообще, либо удовлетворять неполностью, либо могут быть удовлетворены лучше, эффективнее;
• умение осуществить первоначальные предпринимательские расчеты, исходя из результатов конъюнктурного и маркетингового исследований, на основе чего предприниматель делает вывод, стоит ли заниматься этой идеей;
• готовность и способность принять предпринимательское решение, основанное на принципе максимизации как собственного дохода, так и выгод потребителя;
• способность осуществить руководство процессом реализации предпринимательского проекта, т. е. формулирование целей и задач, выработка мер по стимулированию участия подчиненных, коллег и партнеров в достижении таких целей.
Особое, значение в деятельности предпринимателя имеет способность к творчеству. Проявление творческих начал потребуется как при разработке предпринимательской идеи, так и в ходе ее реализации. Личностные характеристики предпринимателя могут быть связаны с его природной предрасположенностью к профессиональному ведению дел или являются результатом специальной подготовки и приобретенного опыта. Мобилизационные (организаторские) способности многие относят к прирожденным свойствам человека. Особо выделим одно (может быть, самое главное) качество предпринимателя — его готовность и способность к принятию решения. Такое качество можно назвать и по-иному — способность принять на себя ответственность. Действительно, принимая решение, предприниматель берет на себя ответственность за последствия такого решения не только перед теми, кто помогает ему в реализации идеи, не только перед своими партнерами, но и перед своим будущим. Может быть, именно этим требованием или достаточно четким осознанием такого требования и объясняется феномен предпринимателя.
Предпринимательство, таким образом, представляет собой самостоятельную хозяйственную инициативу, самостоятельную деятельность по производству и продвижению на рынок товара, способного принести прибыль (предпринимательский доход). К предпринимателям мы относим деловых людей, сознательно идущих на экономический риск путем самостоятельного принятия инновационных предпринимательских решений, содержание которых сводится к производству и поставке на рынок таких товаров, которые могут принести предпринимательский доход (прибыль).[5]
Тест 1.
Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии если:
А) спрос равен предложению;
Б) цена равна издержкам плюс прибыль;
В) уровень технологии производства товара изменяется постепенно;
Г) объем предложения товара равен объему спроса;
Ответ: а) так как равновесное состояние рынка предполагает равновесие спроса и предложения, другие ответы не подходят по сути вопроса.
Тест 2.
На рынке капитала процентная ставка по облигациям будет ниже, чем:
А) короче срок, на который они выпущены;
Б) больше возможный риск;
В) ниже ликвидность данных облигаций;
Г) больше ожидаемая инфляция;
Д) больше номинальная цена по отношению к рыночной цене.
Ответ: б) так как риск предполагает неизвестность, а ставка может оказаться ниже, чем понесенная потеря, ответ а) затрагивает срок, которая не уместна, ответ в) не стыкуется с вопросом теста, ответ г) противоречит сути процентной ставки, ответ д) не является ответом данному вопросу.
Тест 3.
Дополните перечень функций рынка вписав соответствующую функцию в пустующую строку:
А) информационная;
Б) посредническая;
В) контрольная;
Г) дифференцирующая;
Д) ценообразующая.
Задача 1.
В таблице показаны три набора безразличия двух товаров: продуктов питания (F) и развлечений (Н), каждый из которых представляет различный уровень полезности.
Набор 1 |
Набор 2 |
Набор 3 |
|||
Н |
F |
Н |
F |
Н |
F |
2 |
40 |
10 |
40 |
12 |
45 |
4 |
34 |
12 |
35 |
14 |
40 |
8 |
26 |
14 |
30 |
16 |
35 |
12 |
21 |
17 |
25 |
18 |
30 |
17 |
16 |
20 |
20 |
21 |
25 |
22 |
12 |
25 |
16 |
27 |
20 |
29 |
9 |
30 |
14 |
33 |
17 |
34 |
7 |
37 |
12 |
38 |
15 |
40 |
5 |
48 |
10 |
44 |
13 |
45 |
4 |
50 |
8 |
50 |
12 |
По данным таблицы:
А) начертите три кривые безразличия;
Б) какая из кривых безразличия отражает наиболее высокий уровень полезности?
В) какая из кривых представляет самый низкий уровень полезности?
Г) рассмотрите следующие комбинации товаров.
А. 50Н и 8F
Б. 45Н и 4F
В. 12Н и 45F
Г. 25Н и 16F
Д. 21Н и 11F
Обозначьте эти комбинации на кривых безразличия.
Д) наложите на построенный график бюджетную линию построенную на основе следующих данных: студент ежедневно получает на карманные расходы 20 у.е. (на еду и развлечение). Цена продуктов питания 0,5 у.е. за единицу, цена развлечения – 0,5 у.е. за единицу. Определить потребительский набор товаров, представляющих максимальную полезность для студента.
Решение:
А)
Рис.1 График безразличия для набора 1.
Рис.2 График безразличия для набора 2.
Рис.3 График безразличия для набора 3.
Б) График безразличия на рисунке 3. показывает наиболее большую полезность так как полезности по Н и F и нее по сравнению с другими наборами на порядок больше.
В)
Рис.1 График безразличия для набора 1.
Рис.2 График безразличия для набора 2.
Рис.3 График безразличия для набора 3.
Д) Максимально полезный набор будет следующая:
Набор |
|
Н |
F |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Рис. 4. График бюджетной линии.
Задача 2.
В таблице представлены данные о различных товарах.
Характеристика |
Рынок В |
Рынок Г |
Р0 |
|
25у.е.за 1шт. Товара Х |
Q0 |
16шт. |
160шт. Товара Z |
P1 |
|
35 у.е. за 1шт. Товара Х |
Q1 |
40шт. |
160шт. Товара Z |
Y0 |
20000 у.е. |
|
Y1 |
40000 у.е. |
|
На основе приведенных данных определите:
А) какой вид эластичности можно установить для товаров, представленных на каждом рынке?
Б) коэффициенты эластичности
Решение:
А) По первому рынку можно сказать, что цена увеличилась за счет уменьшения предложения, спрос остался неизменным, эластичность по предложению.
По второму рынку цена увеличилась и увеличилось предложение можно сказать, что спрос увеличился на данный вид товара, эластичность по спросу.
Б)
Еyd = (40-16)/(40000-20000)= 0,0012– по рынку В коэфф.эластичности;
Еsp= (160-160)/(35-25)=0 – по рынку Г коэфф.эластичности;
Список литературы
1. Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 640 с.
2. Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П Журавлевой, Л.С. Тарасевич – М.: ИНФРА –М, 2001. – 714 с – (“Серия высшее образование”)
3. Экономическая теория. Учебник / Под ред. акад. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 – 527 с
4. Экономическая теория: Учебное посиобие. Часть 2 / Н.М. Ломова, О.Н. Петрушенко, А.В. Корицкий, Л.С.Грушецкая, Л.П. Буфетов. – Новосибирск: СибУПК, 2001. – 212 с.
5. Общая экономическая теория: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина – М.: ИНФРА, 2002. – 315 с.
[1] Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 640 с.
[2] Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П Журавлевой, Л.С. Тарасевич – М.: ИНФРА –М, 2001. – 714 с – (“Серия высшее образование”)
[3] Экономическая теория. Учебник / Под ред. акад. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 – 527 с
[4] Экономическая теория: Учебное посиобие. Часть 2 / Н.М. Ломова, О.Н. Петрушенко, А.В. Корицкий, Л.С.Грушецкая, Л.П. Буфетов. – Новосибирск: СибУПК, 2001. – 212 с.
[5] Общая экономическая теория: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина – М.: ИНФРА, 2002. – 315 с.