Содержание

1. Предпринимательство как фактор производства. 3

Тест 1. 16

Тест 2. 17

Тест 3. 18

Задача 1. 19

Задача 2. 24

Список литературы... 25

1. Предпринимательство как фактор производства.

Впервые понятие "предприниматель" ввел в экономическую теорию Р. Котильон. По его мнению, предприниматель - это чело век с непостоянными доходами: крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.д. Ж. Б. Сэй уже определял предпринимателя как "лицо", которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт. Й. Шумпетер называл предпринимателями хозяйственных субъектов, которые  способны на новые комбинации с основными факторами производства. Авторы учебника "Основы менеджмента" определяют "предпринимателя" как личность, которая "осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладывая собственные  средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск. Предпринимательство, по их мнению, это частный случай бизнеса, т.е. деятельности, направленной на получение прибыли путем создания и реализации определенной  продукции или услуг.[1]

Предпринимательство, однако, не просто некоторый частный случай бизнеса. Оно исторически и логически является начальной исходной точкой любого бизнеса и в целом рыночного хозяйства. Предпринимательство, поставленное историей в центр капиталистического производства,  заметно влияет на динамику общественного развития. Кто же у нас войдет в этот слой? Достанет ли у него трудолюбия, чувства социальной ответственности?

По А. Смиту "Предприниматель - это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек". Предпринимательская функция - это дело частного делового человека. Однако не каждый деловой человек является предпринимателем. С точки зрения социально-экономической, предприниматель - это тип "выскочки". Он революционер в экономике, невольный зачинатель социальной и политической революций – В. Зобарта. Быть предпринимателем - значит делать не так, как делают другие. Предприниматель лишен традиций" (И. Шумпетер). Он должен обладать специфическим набором качеств: здравым умом, постоянством, знанием людей, талантом управления.

Свои организаторские, управленческие способности предприниматель использует только с одной целью - получения прибыли.

Поэтому в жизни предпринимателями именуют себя и граждане, занимающиеся коммерцией эпизодически, не имея каких-либо документов, дающих им право заниматься этой деятельностью, например, лица, перепродающие импортные товары. Если гражданин занимается такого рода деятельностью эпизодически, не преследуя при этом извлечение прибыли, он не может расцениваться как предприниматель и не должен регистрироваться в этом качестве.

С точки зрения формально-юридической предпринимателем является только тот гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован в этом качестве государством. Вместе с тем, Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 года закрепил так называемую презумпцию предпринимательской деятельности гражданина. Она состоит в том, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированный в качестве предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он предпринимателем не является. К таким сделкам суд может применить правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

С позиции же публичного права (уголовного и административного) предпринимательская деятельность, осуществляемая лицом, незарегистрированным в качестве предпринимателя, является незаконным предпринимательством.

Российское дореволюционное торговое законодательство называло предпринимателя купцом. Купцом, с точки зрения торгового права, признавался тот, кто занимался производством торговых сделок в виде промысла от своего имени.[2]

Законодательству других государств известна фигура коммерсанта. Статус коммерсанта признается за лицом, которое осуществляет от своего имени сделки и иные хозяйственные операции в виде предпринимательства.

По мере усложнения хозяйственной дея­тельности и рыночных отношений стано­вятся более трудными задачи управления предприятием. В связи с этим повышается значение деятельности предпринимателя. Предприниматель — это человек (или группа людей), кото­рый берет на себя риск и ответственность за организацию и управление фирмой.

В зависимости от масштабов хозяйственной деятельности предпринимательство подразделяется на два вида: индивидуальное и коллективное (инициативным делом руководит какой-то коллектив, например члены товарищества, акционеры). При этом предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наемного труда, регистрируется как предприятие.

Важно различать предпринимательство по характеру деятельности юридических лиц. В связи с этим созданные в нашей стране юридические лица подразделяются на два типа:

1) коммерческие организации, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятии;

2) некоммерческие организации, которые не получают прибыль в ка­честве основной цели деятельности. Они создаются в виде потребитель­ских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объе­динений), финансируемых собственником благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммер­ческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятель­ность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Коммерческая деятельность, или бизнес, — дело, приносящее доход. В нее входят:

•  непроизводственный бизнес — профессиональный спорт, концерт­ная деятельность и т. п.;

•  торговый бизнес - на предприятиях торговли;

•  бизнес в сфере услуг, например туристический сервис, юридическая контора;

•  производственный бизнес - доходная деятельность на предприятиях в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т. д.

Предпринимательство может проявляться в любой хозяйственной системе. Оно может быть и на государственном предприятии. Однако здесь инициатива руководителя хозяйства подавлена рамками жестких приказов и инструкций вышестоящих органов. В условиях рынка успех приносит совершенно иной тип предпринимательства. Как для жизни каждого человека нужен кислород, так для предпринимателя-бизнес­мена важна свобода его хозяйственной деятельности. Это свобода исполь­зовать принадлежащее ему, арендуемое или переданное в пользование имущество. Это свобода определять, что и как производить, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибы­лью, остающейся после уплаты налогов, и решать иные производствен­ные задачи.

Бытует мнение, что самым свободным является мелкий предприни­матель, не зависящий ни от кого. Однако в условиях современной эконо­мики, где ведущие позиции принадлежат крупным предприятиям, это, скорее всего, широко распространенная обманчивая видимость.

Расширение и совершенствование предпринимательской деятельно­сти прямо связано с возрастанием роли и значения функций, выполняе­мых организаторами бизнеса.

Чтобы осуществить свои коммерческие за­мыслы, предприниматель должен выпол­нять ряд функций. Первая функция - ресурсная. Для любой хозяйственной деятельно­сти необходимы объективные факторы (средства производства) и субъ­ективные, личные (работники с достаточными знаниями и умениями).

Вторая функция — организаторская. Ее существо — обеспечить такое соединение факторов производства, которое лучше всего способствует достижению поставленной цели.

Третья функция предпринимателей — творческая, связанная с организационно-хозяйственным новаторством. Значение этой функ­ции для бизнеса резко возросло в условиях современного научно-технического прогресса и развития неценовой конкуренции. В связи с усилением функции, связанной с инновациями (внедрением новинок в производство), создается новый экономический климат для предпри­нимательства. Быстро растет рынок научно-технических разработок, или венчурного бизнеса, занятого внедрением новинок техники и техноло­гии. Совершенствуется информационная инфраструктура предпринима­тельства - расширяется доступ к полезной информации в государствен­ных органах, укрепляются патентно-лицензионные службы, развивается сеть банков информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительных машин, и т. д.

Поскольку центр тяжести в функциях предпринимателя переместил­ся на новаторство, предъявляются новые требования к личности пред­принимателя, к его психологической характеристике.

Фирма «Мак-Бер энд компани» (США) в своих исследованиях выде­лила наиболее важные личностные качества удачливого бизнесмена:

•  поиск возможностей и инициативность (готов к неоднократным усилиям, чтобы встретить вызов или преодолеть препятствия, ме­няет намеченную линию поведения, чтобы достичь цели);

•  готовность к риску (предпочитает ситуацию умеренного риска, осу­ществляет действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результаты);

•  ориентация на эффективность и качество (находит пути делать вещи лучше, быстрее и дешевле);

•  вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя всю ответст­венность и идет на личные жертвы для выполнения работы, берется за дело вместе с работниками или вместо них);

•  целеустремленность (ясно выражает цели, обладает долгосрочным видением);

•  стремление быть информированным (лично собирает сведения о клиентах, поставщиках, конкурентах);

•  систематическое планирование и наблюдение (планирует, следит за хозяйственными показателями и использует их для принятия ре­шений);

•  способность убеждать и устанавливать деловые и личные контакты;

• независимость и уверенность в себе (стремится к независимости от правил и контроля других людей, верит в свою способность выпол­нять трудные задачи).

Наконец, четвертая функция бизнесмена - обеспечить получение до­хода (прибыли) от коммерческой деятельности. Чтобы сделать предпри­нимательскую деятельность экономически эффективной, важно строго соблюдать коммерческий расчет.[3]

Предпринимательство представляет собой неотъемлемую часть общеэкономических и социально-экономических процес­сов. Как общеэкономические процессы, так и предприниматель­ская деятельность включают в свою орбиту одних и тех же субъ­ектов:

• организатора производственного процесса,

• потребителя,

• работника,

• партнеров,

• государство.

При этом, однако, субъекты предпринимательского (в от­личие от общеэкономического) процесса имеют свои специфи­ческие, отличительные характеристики. Организатором произ­водственного процесса выступает предприниматель.

Кто такой предприниматель и почему человек становится предпринимателем? Ответы на эти вопросы в каждой конкрет­ной ситуации могут быть неоднозначными. В России в переход­ный период мы называем предпринимателем любого делового человека, который действует в негосударственном секторе эко­номики (владелец коммерческой лавки, к примеру). Хотя, в со­ответствии с мировой классификацией, вряд ли к нему приме­нима характеристика предпринимателя.

Один из первых мыслителей, обобщивших опыт предпри­нимательства, И. Шумпетер характеризовал предпринимате­ля прежде всего как новатора (поэтому, характеризуя предпри­нимательство, мы выделяем прежде всего его инновационную направленность). Задача предпринимателей, — писал он, — ре­формировать и революционизировать производство путем внед­рения изобретений, а в более общем смысле — через использо­вание новых технологических возможностей для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом благо­даря открытию нового источника сырья или нового рынка гото­вой продукции — вплоть до реорганизации прежней и созда­ния новой отрасли промышленности.

Феномен предпринимателя сводится к тому, что он явля­ется постоянным "возмутителем" общественного производства. Он не позволяет производству "топтаться" на месте, "застаиваться". От него исходят импульсы, двигающие производство по линии поступательного развития.

К примеру, у предпринимателя созрело решение производить но­вый товар. Он изменяет свои требования к партнерам-поставщикам, которые вынуждены также перестраивать свою привычную деятель­ность. Все это, однако, возможно лишь в случае, если потребитель "про­голосует" за такое предпринимательское решение, т. е. выразит готов­ность приобрести такой товар. Все общество приходит, таким обра­зом, в движение.

Необходимо заметить, что "возмутителем спокойствия" в этом плане выступает именно предприниматель, но никак не го­сударство. Государство может лишь помогать предпринимате­лю или, наоборот, подавлять его предпринимательскую иници­ативу. В России сегодня политика государства во многом фактически, строится именно на подавлении предпринимательской инициативы, от чего страдает общество в целом, не только предприниматели.

В этой связи мы не можем не согласиться с выводом, что если человек — существо мыслящее, то предприниматель дол­жен обладать более углубленным (по сравнению со средним уровнем) мышлением, способностью анализировать и подме­чать все новое, что появляется в жизни вообще и в отрасли его деятельности в частности. Такие качества необходимы для того, чтобы реализовать основные принципы предприни­мательства — новаторство и новизну. Предприниматель не обя­зательно должен быть изобретателем. Он не обязательно дол­жен реализовывать свои собственные изобретения, но подме­чать, отыскивать и продумывать конкретные формы использо­вания новых идей — его призвание. Известный американский предприниматель Эндрю Карнеги, к примеру, не являлся авто­ром изобретений, но он лучше других знал, как эти изобрете­ния, принадлежащие другим людям, можно использовать в ста­лелитейном производстве. Правда, есть и другие примеры. Так, Генри Форд не только знал, как использовать новые идеи, но и был их автором.

Важной особенностью предпринимателя выступает его способность предугадать, как реализация новых идей в про­изводственном процессе будет воспринята рынком. Умение соединить в одном процессе эти два компонента — внедрение новинки и реакцию рынка — залог будущего успеха предпри­нимателя.

С этой точки зрения предпринимательство есть форма соединения уникальных знаний и конкретной рыночной ситуации с целью обеспечения твердых позиций на рынке. Оно предполагает поиск новых экономических возмож­ностей путем реформирования или революционизирования производства с целью его постоянного (плавного или скачко­образного — в зависимости от складывающихся обстоя­тельств) перевода на более эффективный уровень функцио­нирования через внедрение инновационных (технических, на­учных, технологических, организационных или управленчес­ких) достижений.[4]

Владение и умение оперировать капиталом или управлять финансами, соединение и комбинирование факторов производ­ства в условиях рынка, ориентация на извлечение максималь­но возможной в складывающихся условиях прибыли и наибо­лее эффективные способы ее капитализации, умение принять риск, особая система управления, способность вписаться или приспособиться к меняющимся экономическим условиям, по­чти интуитивное угадывание или прогнозирование изменений рыночного спроса, восприимчивость к инновациям — все это от­носится к тем характеристикам, без которых не может сущест­вовать современное эффективное предпринимательство.

В мире бытует устоявшееся мнение, что предприниматель­ский слой в любом обществе довольно тонок. По оценкам, такой деятельностью на высоком профессиональном уровне могут за­ниматься не более 6-8% самодеятельного населения. Предпри­нимательство требует определенных личностных качеств биз­несмена, как и любая другая профессия. Какими же качества­ми должен обладать предприниматель?

Прежде всего предпринимателю требуется уверенность в себе и своих способностях. Неуверенный в себе человек, не ве­рящий в свои силы, не способен довести дело до конца в любой сфере, не только в предпринимательстве. Правда, необходимо остерегаться того, чтобы это качество не перешло в самоуверен­ность, не явилось бы основой собственной переоценки, что для предпринимателя гибельно. Такие опасения будут сведены до ми­нимума, если предприниматель реалистично смотрит на себя и окружающую действительность. Реалистичность требует взве­шенной экспертной оценки своих идей. С одной стороны, не нужно спешить с реализацией какой-либо возникшей идеи. С другой — нельзя медлить с ее воплощением в практику. Выход из такой противоречивой ситуации один: любая идея должна дозреть. Сы­рую, непродуманную до конца во всех деталях идею нельзя пре­творять в жизнь. Вначале обычно выстраивается общая схема реализации идеи. Выделяются те моменты, которые пока неясны, и последующая работа связывается обычно с отработкой та­ких деталей. Эта работа весьма важна и необходима, ибо в ней основа будущего успеха (в том числе и финансового).

Такая предпринимательская активность предполагает по­исковый характер деятельности. Инициативный поиск новых возможностей предполагает постоянное изучение всех деталей предпринимательской среды. Главное заключается в том, что предприниматель не просто изучает складывающиеся вокруг него обстоятельства, а определяет свое место в этой ситуации. При этом предпринимательский успех будет во многом зави­сеть от умения предпринимателя разработать бизнес-план, т. е. план своих предпринимательских действий. В основе раз­работки такого плана должны быть устойчивый настрой на до­стижение результата, гибкая тактика, готовность к риску (но риску "взвешенному"), использование максимально возможного объема информации, постоянный анализ финансовых резуль­татов, эффективности партнерских связей, ориентация на по­требителя (его требования к качеству, упаковке и другим ха­рактеристикам производимого товара).

Предприниматель редко осуществляет реализацию своей идеи в одиночку. Выигрывает, конечно же, тот, кто в состо­янии создать "нужную команду", способную эффективно воз­действовать на процесс реализации предпринимательской идеи. В этой связи перед предпринимателем возникают непро­стые задачи — какого профиля специалисты нужны, какими личностными качествами они должны обладать, смогут ли они вписаться в тот психологический климат, который предприни­матель конструирует.

Бизнесом занимается человек, и эффект от любой деятель­ности зависит именно от человека, и прежде всего от уровня культуры труда. Японцы, например, утверждают, что в осно­ве их "экономического чуда" лежит не только наука, научно-технические и технологические достижения, а прежде всего из­менение культуры труда, для чего японскому обществу потре­бовалось 30 лет.

Под культурой труда мы понимаем определенный уровень об­щей организации производства, отказ от традиционных, устаревших и восприимчивость к новым, более эффективным методам труда и приемам общения с коллегами и подчиненными, поиск новых идей, техно­логий и т. п., бережное отношение к собственности и средствам произ­водства. Может быть, в этой связи следует сделать одно добавление. О культуре труда можно, видимо, судить лишь в том случае, если про­цессу труда свойственна гуманистическая направленность.

Личностные характеристики предпринимателя формиру­ют основу его деловых качеств. В соответствии с современны­ми требованиями деловые качества включают:

•  способность создавать улучшенные организационные структуры путем формирования новых производствен­ных подразделений или путем купли-продажи компаний (при этом используется анализ структурных факторов развития, выделение на этой основе той экономико-хозяй­ственной "ниши", которая пока еще остается "незанятой", и т. д.);

• способность правильно оценивать ситуацию на рынке, все происходящие, а также намечающиеся изменения, выяв­лять потребности рынка, которые "носятся в воздухе"; эти потребности могут не удовлетворять вообще, либо удов­летворять неполностью, либо могут быть удовлетворены лучше, эффективнее;

• умение осуществить первоначальные предприниматель­ские расчеты, исходя из результатов конъюнктурного и маркетингового исследований, на основе чего предприни­матель делает вывод, стоит ли заниматься этой идеей;

• готовность и способность принять предпринимательское решение, основанное на принципе максимизации как соб­ственного дохода, так и выгод потребителя;

• способность осуществить руководство процессом реали­зации предпринимательского проекта, т. е. формулиро­вание целей и задач, выработка мер по стимулированию участия подчиненных, коллег и партнеров в достижении таких целей.

Особое, значение в деятельности предпринимателя имеет способность к творчеству. Проявление творческих начал по­требуется как при разработке предпринимательской идеи, так и в ходе ее реализации. Личностные характеристики предпри­нимателя могут быть связаны с его природной предрасположен­ностью к профессиональному ведению дел или являются ре­зультатом специальной подготовки и приобретенного опыта. Мо­билизационные (организаторские) способности многие относят к прирожденным свойствам человека. Особо выделим одно (мо­жет быть, самое главное) качество предпринимателя — его го­товность и способность к принятию решения. Такое качество можно назвать и по-иному — способность принять на себя от­ветственность. Действительно, принимая решение, предприниматель берет на себя ответственность за последствия такого решения не только перед теми, кто помогает ему в реализации идеи, не только перед своими партнерами, но и перед своим бу­дущим. Может быть, именно этим требованием или достаточно четким осознанием такого требования и объясняется феномен предпринимателя.

Предпринимательство, таким образом, пред­ставляет собой самостоятельную хозяйственную инициати­ву, самостоятельную деятельность по производству и про­движению на рынок товара, способного принести прибыль (предпринимательский доход). К предпринимате­лям мы относим деловых людей, сознательно идущих на эко­номический риск путем самостоятельного принятия инно­вационных предпринимательских решений, содержание кото­рых сводится к производству и поставке на рынок таких то­варов, которые могут принести предпринимательский доход (прибыль).[5]

Тест 1.

Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии если:

А) спрос равен предложению;

Б) цена равна издержкам плюс прибыль;

В) уровень технологии производства товара изменяется постепенно;

Г) объем предложения товара равен объему спроса;

Ответ: а) так как равновесное состояние рынка предполагает равновесие спроса и предложения, другие ответы не подходят по сути вопроса.

Тест 2.

На рынке капитала процентная ставка по облигациям будет ниже, чем:

А) короче срок, на который они выпущены;

Б) больше возможный риск;

В) ниже ликвидность данных облигаций;

Г) больше ожидаемая инфляция;

Д) больше номинальная цена по отношению к рыночной цене.

Ответ: б) так как риск предполагает неизвестность, а ставка может оказаться ниже, чем понесенная потеря, ответ а) затрагивает срок, которая не уместна, ответ в) не стыкуется с вопросом теста, ответ г) противоречит сути процентной ставки, ответ д) не является ответом данному вопросу.

Тест 3.

Дополните перечень функций рынка вписав соответствующую функцию в пустующую строку:

А) информационная;

Б) посредническая;

В) контрольная;

Г) дифференцирующая;

Д) ценообразующая.

Задача 1.

В таблице показаны три набора безразличия двух товаров: продуктов питания (F) и развлечений (Н), каждый из которых представляет различный уровень полезности.

Набор 1

Набор 2

Набор 3

Н

F

Н

F

Н

F

2

40

10

40

12

45

4

34

12

35

14

40

8

26

14

30

16

35

12

21

17

25

18

30

17

16

20

20

21

25

22

12

25

16

27

20

29

9

30

14

33

17

34

7

37

12

38

15

40

5

48

10

44

13

45

4

50

8

50

12

По данным таблицы:

А) начертите три кривые безразличия;

Б) какая из кривых безразличия отражает наиболее высокий уровень полезности?

В) какая из кривых представляет самый низкий уровень полезности?

Г) рассмотрите следующие комбинации товаров.

А. 50Н и 8F

Б. 45Н и 4F

В. 12Н и 45F

Г. 25Н и 16F

Д. 21Н и 11F

Обозначьте эти комбинации на кривых безразличия.

Д) наложите на построенный график бюджетную линию построенную на основе следующих данных: студент ежедневно получает на карманные расходы 20 у.е. (на еду и развлечение). Цена продуктов питания 0,5 у.е. за единицу, цена развлечения – 0,5 у.е. за единицу. Определить потребительский набор товаров, представляющих максимальную полезность для студента.

Решение:

А)

Рис.1 График безразличия для набора 1.

Рис.2 График безразличия для набора 2.

Рис.3 График безразличия для набора 3.

Б) График безразличия на рисунке 3. показывает наиболее большую полезность так как полезности по Н и F и нее по сравнению с другими наборами на порядок больше.

В)

Рис.1 График безразличия для набора 1.

Рис.2 График безразличия для набора 2.

Рис.3 График безразличия для набора 3.

Д) Максимально полезный набор будет следующая:

Набор

Н

F

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Рис. 4. График бюджетной линии.

Задача 2.

В таблице представлены данные о различных товарах.

Характеристика

Рынок В

Рынок Г

Р0

 

25у.е.за 1шт. Товара Х

Q0

16шт.

160шт. Товара Z

P1

 

35 у.е. за 1шт. Товара Х

Q1

40шт.

160шт. Товара Z

Y0

20000 у.е.

 

Y1

40000 у.е.

 

На основе приведенных данных определите:

А) какой вид эластичности можно установить для товаров, представленных на каждом рынке?

Б) коэффициенты эластичности

Решение:

А) По первому рынку можно сказать, что цена увеличилась за счет уменьшения предложения, спрос остался неизменным, эластичность по предложению.

По второму рынку цена увеличилась и увеличилось предложение можно сказать, что спрос увеличился на данный вид товара, эластичность по спросу.

Б)

Еyd = (40-16)/(40000-20000)= 0,0012– по рынку В коэфф.эластичности;

Еsp= (160-160)/(35-25)=0 – по рынку Г коэфф.эластичности;

Список литературы

1.     Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 640 с.

2.     Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П Журавлевой, Л.С. Тарасевич – М.: ИНФРА –М, 2001. – 714 с – (“Серия высшее образование”)

3.     Экономическая теория. Учебник / Под ред. акад. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 – 527 с

4.     Экономическая теория: Учебное посиобие. Часть 2 / Н.М. Ломова, О.Н. Петрушенко, А.В. Корицкий, Л.С.Грушецкая, Л.П. Буфетов. – Новосибирск: СибУПК, 2001. – 212 с.

5.     Общая экономическая теория: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина – М.: ИНФРА, 2002. – 315 с.


[1] Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 640 с.

[2] Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П Журавлевой, Л.С. Тарасевич – М.: ИНФРА –М, 2001. – 714 с – (“Серия высшее образование”)

[3] Экономическая теория. Учебник / Под ред. акад. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 – 527 с

[4] Экономическая теория: Учебное посиобие. Часть 2 / Н.М. Ломова, О.Н. Петрушенко, А.В. Корицкий, Л.С.Грушецкая, Л.П. Буфетов. – Новосибирск: СибУПК, 2001. – 212 с.

[5] Общая экономическая теория: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина – М.: ИНФРА, 2002. – 315 с.