Содержание

Введение. 3

1. Содержание понятий отходов производства и отходов потребления. 4

2. управление отходами производства и отходами потребления в Российской федерации. 6

Заключение. 12

Список литературы.. 14

Введение

Проблема отходов в конце XX века приобрела особую актуальность, став поистине глобальной. Производство отходов, обусловленное, главным образом, несовершенством технологий, всегда сопровождало процессы промышленного производства.

Существует два основных направления в «борьбе» с отходами: переработка и захоронение. Но есть и третий путь - экспорт отходов. Он позволяет разрядить обстановку в отдельно взятом регионе, не снимая проблемы в целом. Законодательство развитых стран мира в последнее десятилетие развивается по пути ужесточения требований к охране окружающей среды, чем создаются объективные предпосылки для перемещения отходов в страны третьего мира, где природоохранительное законодательство менее развито. Постсоветская Россия, ослабленная экономическими кризисами и значительно уступившая свои позиции на мировой арене, рискует превратиться в одну из таких мировых «свалок».

Трансграничный перенос отходов регулируется целым рядом международных конвенций, в числе которых «Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», Декларация Конвенции ООН по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 1992) и прочие, к которым присоединилась и Россия. В то же время, существующий механизм учёта трансграничного переноса отходов, достаточно эффективный и отработанный в международной практике, не срабатывает на территории РФ.

1. Содержание понятий отходов производства и отходов потребления

В Российской Федерации правовые основы обращения с отходами определяются Федеральным законом № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления», неоспоримым достоинством которого является то, что он определяет понятия «отходы», «трансграничное перемещение отходов» и т.д[1].

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

– отходы производства и потребления – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

– захоронение отходов производство и потребления – изоляция этих отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Также в литературе принят термин «возвратные отходы производства» – к ним относятся остатки сырья и материалов, образовавшихся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и т.п.)[2].

Итак, в понятие «отходы» (отходы производства и потребления) законом включаются «остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства». В ст. 1 указанного закона понятия «отходы производства и потребления» и «опасные отходы» чётко разграничены. Однако представляет сложность разграничение понятий «отходы» и «попутная продукция» (наиболее удачное, на наш взгляд, определение понятия отходов сформулировано в Модельном законе «Об отходах производства и потребления», принятом на 11-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ Постановлением №11-9 от 15 июня 1998 г.: отходы - любые вещества, материалы и предметы, которые образуются в процессе человеческой деятельности и не имеют дальнейшего использования в месте их образования или обнаружения и от которых их собственник избавляется, имеет намерение или должен избавиться путём утилизации или удаления). Говоря о недопущении ввоза на территорию страны отходов, подразумевается, прежде всего, радиоактивное топливо, токсичные химические вещества и т.п. Ст. 17 запрещает ввоз отходов на территорию РФ с целью захоронения и обезвреживания, а также требует наличия специального разрешения на ввоз отходов с целью их использования.

В то же время существует и латентная форма трансграничного переноса отходов: либерализация торговых отношений привела к нерегулируемому экспорту вместе с товарами народного потребления огромного количества сопутствующих товаров и упаковки. Механизм их учёта не разработан, что не позволяет получить статистическую картину обращения отходов на территории России.

2. Управление отходами производства и отходами потребления в Российской федерации

Следует обратить внимание на следующий аспект: затраты на утилизацию отходов в странах-экспортёрах закладывается в стоимость товара. Таким образом, при значительных поставках товаров, в стоимость которых уже включены расходы по экосертификации и экомаркировки, Россия несёт экономические потери. Они складываются из следующих составляющих[3]:

1) экономические затраты на оплату стоимости товаров, идущей на экосертификацию и экомаркировку, а также специализированных программ по маркировке товаров. В качестве иллюстрации этого пункта можно привести следующие факты: в соответствии с Сингапурской схемой зелёных бирок надбавка к стоимости составляет 5%; в ходе исследований по продуктам питания в США выявлена цифра 5-7%. На основе данных по Иркутской области, в расчёте на надбавку 2% и объём товаров в год, официально регистрируемый таможней по Иркутской области, в 1 млрд. долл. США, ежегодные потери только этой области составляют 20 млн. долл. На основании данных отчёта Всемирного Банка за 1995 г. получена цифра объемов внешнего импорта как разница между ВНП и ВВП Российской Федерации, который составил 118 млрд. долл. США, то есть ежегодные потери России составляют 2,36 млрд. долларов (по приблизительной оценке за период с 1991 по 1996 гг. сумма потерь составила 14,16 млрд. долларов);

2) экономические затраты, связанные с необходимостью утилизации отходов от товаров и сопутствующих им элементов, которые могут изыматься в виде налога на тару (как это решено в таможенных правилах и Указе Правительства Москвы), введения специальных налогов на уборку территории, выделение бюджетных средств на обустройство полигонов хранения и переработки отходов (в данном случае налицо элементы двойного налогообложения, что противоречит международным правилам);

3) экономические затраты на изъятие земельных ресурсов для полигонов захоронения отходов. Можно оценить, как сократилось выделение правительствами развитых стран земель под строительство полигонов переработки отходов и размещении автомобильных свалок при развитии торговых отношений с Россией, а также сокращение в этих странах стоимости субсидий на данные цели;

4) затраты на охрану окружающей среды и проведение специальных мероприятий, в том числе на оценку оказываемого воздействия и использования ассимиляционного потенциала территории.

Таким образом, Российская Федерация оплачивает ввоз и размещение на своей территории отходов (поскольку мы считаем, что упаковочные и прочие сопутствующие материалы, продукция ненадлежащего качества являются отходами и такая позиция не противоречит перечисленным нормативно-правовым документам), хотя, в соответствии со всеми международными нормами и правилами, платить за такие «услуги» должны страны-экспортеры.

Возникла не только острая необходимость, но и возможность изменить суть технологической цивилизации, придать ей природоохранительный характер.

Одно из направлений такого развития -создание безопасных производств. Используя достижения науки, технологический прогресс может быть организован таким образом, чтобы отходы производства не загрязняли окружающую среду, а вновь поступали в производственный цикл как вторичное сырьё. Пример даёт сама природа: углекислый газ, выделяемый животными, поглощается растениями, которые выделяют кислород, необходимый для дыхания животных.

Безотходным является такое производство, в котором всё исходное сырье, в конечном счете, превращается в ту или иную продукцию. Если учесть, что 98% исходного сырья современная промышленность переводит в отходы, то станет понятной необходимость задачи создания безотходного производства.

Расчёты показывают, что 80% отходов теплоэнергетической, горнодобывающей, коксохимической отраслей годны в дело. При этом получаемая из них продукция зачастую превосходит по своим качествам изделия, изготовленные из первичного сырья. Например, зола тепловых электростанций, используемая в качестве добавки при производстве газобетона, примерно в два раза повышает прочность строительных панелей и блоков. Большое значение имеет развитие природовосстановительных отраслей (лесное, водное, рыбное хозяйство), разработка и внедрение материалосберегающих и энергосберегающих технологий.

Возникает закономерный вопрос: каким образом возможен возврат или компенсация понесённых Россией экономических потерь? Существует три возможных варианта решения[4]:

1. Подготовка материалов и предложений для Правительства РФ с целью подготовки соответствующих международных документов и соглашений, в том числе с целью избежания элементов двойного налогообложения, образующегося в результате отчислений и сборов на данные цели в стране-производителе и стране-покупателе.

2. Подготовка законодательных актов РФ для внесения изменений в таможенные правила при заключении контрактов на поставки товаров для извлечения указанной добавочной стоимости.

3. Исследование условий и реализация проекта, в котором Россия становилась бы равноправным партнёром при распределении указанных средств и реализации мероприятий и проектов по утилизации и переработке отходов на территории России, образующихся от поставок зарубежных товаров, финансируемых международными специализированными фондами.

Масштабы образования промышленных отходов в России в расчете на уровень производства  в 2004 году можно оценить (в условиях отсутствия статистических данных) примерно в 2,6 млрд. т в год. Более 90% от этого объема составляют отходы добычи и обогащения полезных ископаемых. Количество образования других промышленных отходов составило в 2004 году не менее 123 млн. т, в том числе золы и шлаки ТЭС – 23,9 млн. т, галитовые отходы – 22,7 млн. т, лом черных металлов – 25,3 млн. т, древесные отходы – 19,3 млн. т, шлаки доменные – 14,3 млн. т, шлаки сталеплавильные – 5,3 млн. т, фосфогипс – 6, 4 млн. т, пиритный огарок – 1,3 млн. т, макулатура -    1,2 млн.т, полимерные отходы - 0,6 млн.т, текстильные отходы – 0,25 млн. т, изношенные шины -  0,6 млн. т, стеклобой – 0,2  млн. т[5].

Образование ТБО составляет примерно 35-40 млн. т в год. Осадки и шламы очистных сооружений  образуются в количестве   30  млн. т  в год.

Помимо этого значительное количество отходов, могущих быть использованными в качестве вторичного сырья, накоплено в отвалах, хвостах обогащения и флотации шламонакопителях и других объектах размещения отходов. Общее количество накопленных отходов можно оценить примерно в 80 млрд. т. 70 млрд. т из них составляют отходы добычи и обогащения сырья, 1,3 млрд. т. – золы и шлаки ТЭС, 300 млн. т. – металлургические шлаки, 200 млн. т – галитовые отходы, 140 млн. т – фосфогипс, 16 млн. т – пиритный огарок, 3 млн. т – лигнин.

 Наиболее высокими показателями использования отходов в качестве вторичного сырья характеризуется черная и цветная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, химическая промышленность. Так, доля вторичного сырья в производстве стали в среднем составляет около  40%, цветных металлов – 20%, картона и бумаги - 25%, цемента – 25%, изделий из термопластов 8-10%. Ряд видов продукции изготавливается полностью или почти полностью из вторичного сырья – отдельные виды бумаги и картона, арболит, изделия широкого хозяйственного потребления из полиэтилена (ящики, ведра, поливочные шланги, пленка, и т.д.).

Масштабы переработки промышленных отходов в России можно оценить примерно в 0,92 млрд. т  в год.     Около 94% от этого объема или 0,87 млрд. т в год составляют отходы добычи  и обогащения полезных ископаемых, закладываемые в выработанное пространство. Среди других видов отходов большими объемами использования характеризуются лом и отходы черных металлов (21,6 млн. т в год), галитовые отходы (9,6 млн. т), древесные отходы (5,9 млн. т), золы и шлаки ТЭС (2,4 млн. т), лом и отходы цветных металлов (0,9 млн. т), макулатура (0,7 млн. т).

Средний уровень полезного использования промышленных отходов в хозяйственных целях составляет примерно 35%.     Наиболее высоким уровнем использования в качестве вторичного сырья характеризуются следующие виды отходов: лом и отходы черных и цветных металлов (86% и 100% соответственно), щелоки сульфитные (68%), макулатура (66%), древесные отходы (50%), галитовые отходы (42%), шлаки доменного производства (39%), огарки пиритные (около 30%).

Плохо используются золы и шлаки ТЭС (10,4%), полимерные отходы (8,3%). ТБО перерабатываются лишь на 3-4%, шины изношенные – на 4,7%, фосфогипс – на 2,0%.

Токсичные виды отходов использованы и обезврежены в 2000 году, по данным Госкомстата России, на 38,3%, в том числе отходы 1 класса опасности – на 17,6%, 2-го класса опасности – на 73, 9%, 3-го класса опасности – на 52, 2 %, 4-го класса опасности – на 36,6%.

В ближайшие 5-10 лет ситуация в области сбора и переработки отходов будет определяться, главным образом, следующим фактором: будет ли Правительство Российской Федерации принимать меры по созданию более благоприятных экономических условий для организации сбора и переработки отходов.

При сохранении сложившихся экономических условий, когда рентабельная переработка может быть обеспечена  лишь только для одной трети отходов, не следует ожидать заметных изменений в уровне переработки основных видов отходов. При таких условиях объемы переработки отходов будут возрастать примерно теми же темпами, что и рост выпуска продукции, в которой используются отходы, т.е. с темпами порядка 3-6% в год. Исключением могут стать полимерные отходы потребления (использованные ПЭТ- тара, сельскохозяйственная пленка, изделия  хозяйственного обихода из полиэтилена и ПВХ), а также определенная номенклатура опасных отходов, сбор и переработка которых осуществляются в порядке их обезвреживания[6].        

В случае принятия Правительством Российской Федерации мер по созданию более благоприятных экономических условий для сбора и переработки отходов темпы роста объемов переработки многих видов отходов будут опережать средние темпы роста промышленной продукции. В особой мере это будет относится ко вторичному сырью, выделенному из ТБО (в том числе к отходам упаковки), золам и шлакам ТЭС, отходам добычи и обогащения, лигнину, фосфогипсу, древесным отходам, отработанным нефтепродуктам, изношенным шинам, металлургическим шлакам.  

Заключение

В 60-х годах 20 века впервые ученые заговорили об экологическом кризисе. Первыми почувствовали на себе его воздействие экономически развитые страны, природная среда которых уже не могла самоочищаться от промышленных и бытовых загрязнений. Это явилось следствием стихийного природоиспользования, свойственного для капиталистических отношений, когда предприниматели, преследуя высокие прибыли, пренебрегают строительством природоочистительных сооружений и идут на то, чтобы выбрасывать в гидроатмосферу ядовитые вещества. Положение усугубляется тем, что на все возрастающие объемы промышленного производства требовали все больше природных ресурсов. Буржуазные футурологи, не видя  в условиях капитализма выхода из создавшейся обстановки, провозгласили в качестве спасительной меры лозунг «назад к природе», призывая прекратить дальнейшее развитие производства, ограничить таким образом потребление. Иначе, утверждали они, человечество через 50-100 лет погибнет, исчерпав природные ресурсы планеты и отравив себя отходами производства.

В любом городе, особенно крупном, образуется ежегодно десятки и сотни тонн разных отбросов – твердых, жидких. Их количество зависит от величины города, характера используемых в нем отопительных систем и вида топлива, развития сети общественного питания, благоустройства, климата данной местности и т. п. В среднем принято считать, что ежегодно на одного жителя в городе накапливается 200 кг мусора, однако эта цифра может значительно отклоняться в ту или другую сторону.

По своему физическому и химическому составу отбросы, образующиеся на территории города, различны. В состав твердых отбросов входит мусор из жилых и общественных зданий, отбросы от промышленных и пищевых предприятий, дворовый и уличный смет и т. п. К жидким – относятся нечистоты, банно-прачечные и промышленные сточные воды, дождевой сток. В отбросах длительное время могут сохраняться возбудители различных инфекционных заболеваний.

Наряду с органическими веществами территория города загрязняется различными промышленными отходами, в том числе с предприятий химической промышленности. При этом может образоваться пыль, которая вредна для здоровья человека.

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) //Российская газета от 25 декабря 1993 г.

2.     Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 «Об охране окружающей природной среды»// Российская газета от 3 марта 1992 г.

3.     Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»//Российская газета от 30 ноября 1995 г.

4.     Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»//Российская газета от 30 июня 1998 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июня 1998 г., № 26, ст. 3009.

5.     Информационный бюллетень о состоянии экологической обстановке в области//Изд. Областного комитета по охране природы, 1997 г.

6.     Как защитить ваши экологические права: руководство для граждан и неправительственных организаций/Под ред. В. Л. Мищенко. М.: Дело, 2005.

7.     Кикава О. Ш. и др. Строительные материалы из отходов производства//Экология и промышленность России 12/1997. С. 23-28.

8.     Комар А. Г. и др. Об эффективности использования жидких и твердых отходов промышленности // Промышленное производство 1/2004. С. 5-6.

9.     Каплан М. Б. и др. Переработка промышленных отходов//Строительные материалы 6/2005. С. 10-12.


[1] Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»//Российская газета от 30 июня 1998 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июня 1998 г., № 26, ст. 3009.

[2] Комар А. Г. и др. Об эффективности использования жидких и твердых отходов промышленности // Промышленное производство 1/2004. – с. 5.

[3] Каплан М. Б. и др. Переработка промышленных отходов//Строительные материалы 6/2005. – с. 10.

[4] Каплан М. Б. и др. Переработка промышленных отходов//Строительные материалы 6/2005. – с. 12.

[5] Как защитить ваши экологические права: руководство для граждан и неправительственных организаций/Под ред. В. Л. Мищенко. М.: Дело, 2005. – с. 50.

[6] Кикава О. Ш. и др. Строительные материалы из отходов производства//Экология и промышленность России 12/1997. – с. 23.