Содержание

1. Факторы, непосредственно влияющие на качество товаров. 3

2. Классификаторы: категории, структура. Общероссийский классификатор продукции. 4

Список использованных источников. 18

1. Факторы, непосредственно влияющие на качество товаров

Качество - многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов. И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, рабочего.

 Специалисты Госстандарта России прежде всего совершенствуют нормативную базу в области качества. Сегодня государственная система стандартизации перестроена для работы в условиях рыночной экономики в соответствии с правилами работы и нормами международной стандартизации.

Стандартизация расценивается государством, как средство управления государством и повышения конкурентоспособности продукции, так сказать эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требований безопасности, защиту прав потребителей. По прогнозам специалистов в современных условиях вышеназванная роль стандартизации будет возрастать в связи с появлением новых сфер применения стандартов: в социальной сфере, банковской деятельности, страховой медицине, оценочной деятельности и ряде других.[1]

На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

 К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально - психологические.

 Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья - материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

 Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

 Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

 Социально - экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников - все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.

 Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д.

Все эти факторы связаны между собой и влияют на качество продукции.[2]

 

2. Классификаторы: категории, структура. Общероссийский классификатор продукции

Создание и развитие единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (далее именуется - система кодирования) в Российской Федерации осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации "О стандартизации" и Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

Основными задачами системы кодирования являются:

-    создание условий для формирования единого информационного пространства на территории Российской Федерации;

-    систематизация информации по единым классификационным правилам и их использование при прогнозировании социально-экономического развития страны и ведении учета и отчетности;

-    информационное обеспечение налогообложения, лицензирования, квотирования, операций с недвижимостью, социального страхования, финансового посредничества;

-    содействие специализации и кооперированию в области производства продукции и оказания услуг;

-    упорядочение стандартизации и сертификации выпускаемой продукции и оказываемых услуг;

-    создание условий для унификации документации при осуществлении межотраслевого документооборота;

-    обеспечение совместимости информационных систем и ресурсов;

-    обеспечение межотраслевого обмена информационными ресурсами;

-    гармонизация системы кодирования с международными и региональными классификациями и со стандартами.

Система кодирования включает:

-    общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее именуются - общероссийские классификаторы);

-    нормативные и методические документы, регламентирующие разработку, ведение и применение общероссийских классификаторов.

Общероссийские классификаторы создаются федеральными органами исполнительной власти или соответствующими организациями (далее именуются - учреждения, ответственные за разработку общероссийских классификаторов) по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Российским статистическим агентством и Министерством экономики Российской Федерации в части основных видов технико-экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом обмене.

Могут создаваться отраслевые (ведомственные) классификаторы технико-экономической и социальной информации и классификаторы указанной информации, используемые группой организаций, занимающихся аналогичными видами деятельности, или одной организацией.

Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии в соответствии с Законом Российской Федерации "О стандартизации" устанавливает порядок разработки, принятия, введения в действие, применения и ведения общероссийских классификаторов.

На этапе принятия общероссийских классификаторов Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии совместно с учреждением, ответственным за разработку общероссийского классификатора, определяет федеральный орган исполнительной власти или организацию, ответственные за ведение общероссийских классификаторов (далее именуются - учреждения, ответственные за ведение общероссийских классификаторов), а также организации, с которыми эти классификаторы должны быть согласованы в обязательном порядке.

Основными задачами ведения общероссийских классификаторов являются:

-    научно-методическое и организационное обеспечение работ по ведению общероссийских классификаторов;

-    поддержание общероссийских классификаторов в достоверном состоянии;

-    информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц в части общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений.

Поддержание общероссийских классификаторов в достоверном состоянии включает разработку, согласование, проведение экспертизы и утверждение изменений, вносимых в общероссийские классификаторы, их официальное издание, а также автоматизированное внесение изменений в машинные массивы общероссийских классификаторов.

Эти работы выполняются учреждениями, ответственными за ведение общероссийских классификаторов, при участии Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии и Российского статистического агентства.

Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии осуществляет общее руководство работами по ведению общероссийских классификаторов, координирует деятельность учреждений, ответственных за ведение общероссийских классификаторов, обеспечивает их экспертизу, утверждение вносимых в общероссийские классификаторы изменений и их представление в Российское  статистическое агентство, обеспечивает ведение закрепленных за Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии общероссийских классификаторов, а также официальное издание общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений.

Российское статистическое агентство обеспечивает ведение общероссийских классификаторов, в том числе в рамках автоматизированного банка общероссийских классификаторов с использованием информационно-вычислительной сети Агентства, разрабатывает инструктивно-методические и программно-технологические материалы по использованию информационно-вычислительной сети для ведения и предоставления информации об общероссийских классификаторах и о внесенных в них изменениях.

Учреждения, ответственные за ведение общероссийских классификаторов, обеспечивают ведение закрепленных за ними общероссийских классификаторов, подготавливают предложения о внесении в них изменений, согласовывают их с заинтересованными организациями и представляют на утверждение в Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии.

Формы представления общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений (на бумажном и машинном носителях) устанавливает Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии по согласованию с Российским статистическим агентством, Министерством экономики Российской Федерации и учреждениями, ответственными за ведение общероссийских классификаторов.

Использование общероссийских классификаторов при разработке правовых актов, а также при создании информационных систем и ресурсов осуществляется путем:  прямого применения общероссийских классификаторов (выборок позиций из общероссийских классификаторов) без изменения принятых кодов и наименований позиций;  включения в общероссийские классификаторы (выборки позиций из общероссийских классификаторов) дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.

Присвоение кодов по общероссийским классификаторам хозяйствующим субъектам осуществляют органы государственной  статистики при их учете и идентификации в составе Единого  государственного регистра предприятий и организаций.

В других случаях присвоение кодов объектам классификации по общероссийским классификаторам хозяйствующие субъекты осуществляют самостоятельно путем их отнесения к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неправильное их присвоение и применение.

При межотраслевом обмене информацией, создании информационных систем и ресурсов не допускается применение отраслевых (ведомственных) классификаторов технико-экономической и социальной информации и классификаторов организаций для объектов классификации, установленных в общероссийских классификаторах, а также резервных кодов общероссийских классификаторов.

Использование международных и региональных классификаций осуществляется на основе гармонизации с ними разрабатываемых общероссийских классификаторов путем:  прямого применения международных и региональных классификаций без  изменения принятых в них кодов и наименований;  включения в них дополнений, отражающих специфику российской экономики, не нарушающих коды и наименования позиций международных и региональных классификаций и предусмотренных в них резервных позиций, если иное не предусмотрено в международной и региональной классификации.[3]

 

Таблица 1.

Перечень общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации

Наименование общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации

Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за ведение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации

Общероссийский классификатор стандартов (ОКС)

Госстандарт России

Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН)

Госстандарт России

Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН)

Госстандарт России

Общероссийский классификатор продукции (ОКП)

Госстандарт России

Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД)

Госстандарт России

Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов (ЕСКД)

Госстандарт России

Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ)

Госстандарт России

Общероссийский классификатор валют (ОКБ)

Госстандарт России

Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ)

Госстандарт России

Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН)

Госстандарт России

Общероссийский классификатор деталей, изготавливаемых сваркой, пайкой, склеиванием и термической резкой (ОКД)

Госстандарт России

Общероссийский технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения (ОТКД)

Госстандарт России

Общероссийский технологический классификатор сборочных единиц машиностроения и приборостроения (ОТКСЕ)

Госстандарт России

Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ)

Госстандарт России

Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах (ОКОК)

Госстандарт России

Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ)

Росстат

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО)

Росстат

Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)

Росстат

Таблица 2.

Перечень общесоюзных классификаторов технико-экономической информации, подлежащих замене на соответствующие общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации

Наименование общесоюзных классификаторов технико-экономической информации

Федеральные органы исполнительной власти и организации, ответственные за ведение общесоюзных классификаторов технико-экономической информации

Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ)

Росстат

Общесоюзный классификатор технико-экономических и социальных показателей (ОКТЭСП)

Росстат

Общесоюзный классификатор платежного оборота (ОКПлО)

Банк России

Общесоюзный классификатор информации по денежному обращению (ОКИДО)

Банк России

Общесоюзный классификатор гидроэнергетических ресурсов (ОКГР)

Минтопэнерго России

Общесоюзный классификатор полезных ископаемых и подземных вод (ОКПИиПВ)

МПР России

Общесоюзный классификатор пунктов погрузки и выгрузки на речном, морском, воздушном и автомобильном транспорте (ОКППВ)

Минтранс России

бщесоюзный классификатор работ и услуг на транспорте (ОКРУТ)

Минтранс России

Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС)

Росстат

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ)

Росстат

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП)

Минэкономики России

Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР)

Минэкономики России

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО)

Минобразование России

Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК)

Минобразование России

Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО)

Минобразование России

Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ)

Минтруд России

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)

Минтруд России

Общесоюзный классификатор пунктов погрузки и выгрузки на железнодорожном транспорте (ОКППВ)

МПС России

Общесоюзный классификатор грузов (ОКГ)

МПС России

Общесоюзный классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов (ОКВГУМ)

МПС России

Общесоюзный классификатор строительной продукции (ОКСП)

Госстрой России

Общесоюзный классификатор работ и услуг в строительстве (ОКРУС)

Госстрой России

Общесоюзный классификатор работ и услуг в промышленности, кроме машиностроения (ОКРУП)

Минэкономики России

Общесоюзный классификатор работ и услуга машиностроении (ОКРУМ)

Минэкономики России

Общесоюзный классификатор работ и услуг в материально-техническом снабжении (ОКРУМТС)

Госстандарт России

Общесоюзный классификатор работ и услуг в торговле (ОКРУТорг)

Минторг России

Общесоюзный классификатор работ и услуг в сельском хозяйстве (ОКРУСХ)

Минсельхозпрод России

Общесоюзный классификатор информации по изобретениям и открытиям (ОКИО)

Минюст России

Общесоюзный классификатор подсистем и комплексов задач АСУ (ОКПКЗ)

Госстандарт России

Общероссийский классификатор продукции (далее - ОКП) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.[4]

ОКП разработан и введен в действие на территории Российской Федерации взамен Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции.

ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации и продукции в таких сферах деятельности как стандартизация, статистика, экономика и другие.

ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации. Классификатор используется при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукцию по важнейшим технико - экономическим признакам; при сертификации продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок ОКП; для статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях; для структуризации промышленно - экономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо - сбытовых операций.

   Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции, которые записывают по следующей форме:

  

 Например:

Код

КЧ

Наименование

57 1193

1

Пески из природного камня, прочие

 

В ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования.

   На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.

   На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 000), на второй - подклассы (XX X000), на третьей - группы (XX XX00), на четвертой - подгруппы (XX XXX0) и на пятой - виды продукции (XX XXXX).

   Коды 2 - 5-разрядных группировок продукции дополнены нулями до 6 разрядов и записываются с интервалом между вторым и третьим разрядами.

   Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.

   При записи отдельных наименований классификационных группировок используют сокращенную форму записи с заменой лексических элементов графическими, при этом:

- опускают начальную часть полного наименования, вместо которой ставят тире, когда она повторяет предшествующее наименование

- предшествующее наименование или его часть, соответствующая опускаемой части сокращенного наименования, отделяют косой чертой.

   Например:

Код

КЧ

Наименование

57 1193

1

Пески из природного камня, прочие

57 1430

9

Плиты облицовочные пиленые / из природного камня

57 1431

4

- из гранита, диорита, сиенита, лабродорита, габбро, базальта, диабаза, андезита;

57 1432

0

- из белого мрамора;

57 1433

5

- из цветного мрамора.

Для однозначности понимания и разграничения объемов используемых понятий отдельные позиции ОКП включают пояснения.

   Пояснения приведены непосредственно под наименованием позиции, к которой они относятся.

   Пояснения приводятся для исключения возможности попадания в данную позицию классификатора объекта, входящего в другую его позицию, в целях единообразного понимания специалистами отдельных слов или словосочетаний в составе наименования позиции, при необходимости уточнения области применения данной позиции или при необходимости перечисления объектов, которые могут входить в данную позицию.

 

  Например:

Код

КЧ

Наименование

58 5300

1

Детали водопропускных труб Пояснение: включая плиты днищ, блоки плитных перекрытий, оголовки.

В ОКП для кодирования иноаспектных группировок используют "нулевые" группировки, имеющие 0 на внутреннем разряде кода.

   Иноаспектные группировки образованы по признакам, отличающимся от признаков группировок основного классификационного деления.

   Содержание "нулевых" группировок определяется, как правило, алгоритмом сбора, т.е. перечнем входящих в них группировок основного классификационного деления. Разработку "нулевых" группировок и составление к ним соответствующих алгоритмов сбора осуществляют министерства, ведомства для решения конкретных экономических задач. "Нулевые" группировки располагают в общем для всех позиций порядке возрастания кодов.

   "Нулевые" группировки отмечены в конце наименования условным знаком *.

   При необходимости отражения конкретных типов, марок, моделей и других характеристик отдельных видов продукции, в создаваемых для этих целей отраслевых классификаторах продукции в качестве первых шести знаков должны использоваться коды из настоящего Общероссийского классификатора продукции.

   Ведение ОКП осуществляет Всероссийский научно - исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России совместно с головными и ведущими организациями по ОКП министерств и ведомств.[5]

Список использованных источников

1.                     Аристов О.В. Управление качеством. – М.: ИНФРА-М, 2004.

2.                     Круглов М.Г. Менеджмент систем качества. – Спб.: Нева, 2004.

3.                     Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93.

4.                     Общероссийский классификатор стандартов ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001-2000.

5.                     Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. № 1212 «О проведении работ по развитию единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации»


[1] Круглов М.Г. Менеджмент систем качества. – Спб.: Нева, 2004. – С. 119

[2] Аристов О.В. Управление качеством. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 140

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. № 1212 «О проведении работ по развитию единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации»

[4] Общероссийский классификатор стандартов ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001-2000.

[5] Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93.