Содержание
1. Факторы, непосредственно влияющие на качество товаров. 3
2. Классификаторы: категории, структура. Общероссийский классификатор продукции. 4
Список использованных источников. 18
1. Факторы, непосредственно влияющие на качество товаров
Качество - многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов. И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, рабочего.
Специалисты Госстандарта России прежде всего совершенствуют нормативную базу в области качества. Сегодня государственная система стандартизации перестроена для работы в условиях рыночной экономики в соответствии с правилами работы и нормами международной стандартизации.
Стандартизация расценивается государством, как средство управления государством и повышения конкурентоспособности продукции, так сказать эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требований безопасности, защиту прав потребителей. По прогнозам специалистов в современных условиях вышеназванная роль стандартизации будет возрастать в связи с появлением новых сфер применения стандартов: в социальной сфере, банковской деятельности, страховой медицине, оценочной деятельности и ряде других.[1]
На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.
К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально - психологические.
Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья - материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.
Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.
Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.
Социально - экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников - все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.
Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д.
Все эти факторы связаны между собой и влияют на качество продукции.[2]
2. Классификаторы: категории, структура. Общероссийский классификатор продукции
Создание и развитие единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (далее именуется - система кодирования) в Российской Федерации осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации "О стандартизации" и Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
Основными задачами системы кодирования являются:
- создание условий для формирования единого информационного пространства на территории Российской Федерации;
- систематизация информации по единым классификационным правилам и их использование при прогнозировании социально-экономического развития страны и ведении учета и отчетности;
- информационное обеспечение налогообложения, лицензирования, квотирования, операций с недвижимостью, социального страхования, финансового посредничества;
- содействие специализации и кооперированию в области производства продукции и оказания услуг;
- упорядочение стандартизации и сертификации выпускаемой продукции и оказываемых услуг;
- создание условий для унификации документации при осуществлении межотраслевого документооборота;
- обеспечение совместимости информационных систем и ресурсов;
- обеспечение межотраслевого обмена информационными ресурсами;
- гармонизация системы кодирования с международными и региональными классификациями и со стандартами.
Система кодирования включает:
- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее именуются - общероссийские классификаторы);
- нормативные и методические документы, регламентирующие разработку, ведение и применение общероссийских классификаторов.
Общероссийские классификаторы создаются федеральными органами исполнительной власти или соответствующими организациями (далее именуются - учреждения, ответственные за разработку общероссийских классификаторов) по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Российским статистическим агентством и Министерством экономики Российской Федерации в части основных видов технико-экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом обмене.
Могут создаваться отраслевые (ведомственные) классификаторы технико-экономической и социальной информации и классификаторы указанной информации, используемые группой организаций, занимающихся аналогичными видами деятельности, или одной организацией.
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии в соответствии с Законом Российской Федерации "О стандартизации" устанавливает порядок разработки, принятия, введения в действие, применения и ведения общероссийских классификаторов.
На этапе принятия общероссийских классификаторов Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии совместно с учреждением, ответственным за разработку общероссийского классификатора, определяет федеральный орган исполнительной власти или организацию, ответственные за ведение общероссийских классификаторов (далее именуются - учреждения, ответственные за ведение общероссийских классификаторов), а также организации, с которыми эти классификаторы должны быть согласованы в обязательном порядке.
Основными задачами ведения общероссийских классификаторов являются:
- научно-методическое и организационное обеспечение работ по ведению общероссийских классификаторов;
- поддержание общероссийских классификаторов в достоверном состоянии;
- информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц в части общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений.
Поддержание общероссийских классификаторов в достоверном состоянии включает разработку, согласование, проведение экспертизы и утверждение изменений, вносимых в общероссийские классификаторы, их официальное издание, а также автоматизированное внесение изменений в машинные массивы общероссийских классификаторов.
Эти работы выполняются учреждениями, ответственными за ведение общероссийских классификаторов, при участии Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии и Российского статистического агентства.
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии осуществляет общее руководство работами по ведению общероссийских классификаторов, координирует деятельность учреждений, ответственных за ведение общероссийских классификаторов, обеспечивает их экспертизу, утверждение вносимых в общероссийские классификаторы изменений и их представление в Российское статистическое агентство, обеспечивает ведение закрепленных за Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии общероссийских классификаторов, а также официальное издание общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений.
Российское статистическое агентство обеспечивает ведение общероссийских классификаторов, в том числе в рамках автоматизированного банка общероссийских классификаторов с использованием информационно-вычислительной сети Агентства, разрабатывает инструктивно-методические и программно-технологические материалы по использованию информационно-вычислительной сети для ведения и предоставления информации об общероссийских классификаторах и о внесенных в них изменениях.
Учреждения, ответственные за ведение общероссийских классификаторов, обеспечивают ведение закрепленных за ними общероссийских классификаторов, подготавливают предложения о внесении в них изменений, согласовывают их с заинтересованными организациями и представляют на утверждение в Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии.
Формы представления общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений (на бумажном и машинном носителях) устанавливает Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии по согласованию с Российским статистическим агентством, Министерством экономики Российской Федерации и учреждениями, ответственными за ведение общероссийских классификаторов.
Использование общероссийских классификаторов при разработке правовых актов, а также при создании информационных систем и ресурсов осуществляется путем: прямого применения общероссийских классификаторов (выборок позиций из общероссийских классификаторов) без изменения принятых кодов и наименований позиций; включения в общероссийские классификаторы (выборки позиций из общероссийских классификаторов) дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.
Присвоение кодов по общероссийским классификаторам хозяйствующим субъектам осуществляют органы государственной статистики при их учете и идентификации в составе Единого государственного регистра предприятий и организаций.
В других случаях присвоение кодов объектам классификации по общероссийским классификаторам хозяйствующие субъекты осуществляют самостоятельно путем их отнесения к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неправильное их присвоение и применение.
При межотраслевом обмене информацией, создании информационных систем и ресурсов не допускается применение отраслевых (ведомственных) классификаторов технико-экономической и социальной информации и классификаторов организаций для объектов классификации, установленных в общероссийских классификаторах, а также резервных кодов общероссийских классификаторов.
Использование международных и региональных классификаций осуществляется на основе гармонизации с ними разрабатываемых общероссийских классификаторов путем: прямого применения международных и региональных классификаций без изменения принятых в них кодов и наименований; включения в них дополнений, отражающих специфику российской экономики, не нарушающих коды и наименования позиций международных и региональных классификаций и предусмотренных в них резервных позиций, если иное не предусмотрено в международной и региональной классификации.[3]
Таблица 1.
Перечень общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации
Наименование общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации |
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за ведение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации |
Общероссийский классификатор стандартов (ОКС) |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН) |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор продукции (ОКП) |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов (ЕСКД) |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор валют (ОКБ) |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН) |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор деталей, изготавливаемых сваркой, пайкой, склеиванием и термической резкой (ОКД) |
Госстандарт России |
Общероссийский технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения (ОТКД) |
Госстандарт России |
Общероссийский технологический классификатор сборочных единиц машиностроения и приборостроения (ОТКСЕ) |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ) |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах (ОКОК) |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ) |
Росстат |
Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) |
Росстат |
Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО) |
Росстат |
Таблица 2.
Перечень общесоюзных классификаторов технико-экономической информации, подлежащих замене на соответствующие общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации
Наименование общесоюзных классификаторов технико-экономической информации |
Федеральные органы исполнительной власти и организации, ответственные за ведение общесоюзных классификаторов технико-экономической информации |
Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) |
Росстат |
Общесоюзный классификатор технико-экономических и социальных показателей (ОКТЭСП) |
Росстат |
Общесоюзный классификатор платежного оборота (ОКПлО) |
Банк России |
Общесоюзный классификатор информации по денежному обращению (ОКИДО) |
Банк России |
Общесоюзный классификатор гидроэнергетических ресурсов (ОКГР) |
Минтопэнерго России |
Общесоюзный классификатор полезных ископаемых и подземных вод (ОКПИиПВ) |
МПР России |
Общесоюзный классификатор пунктов погрузки и выгрузки на речном, морском, воздушном и автомобильном транспорте (ОКППВ) |
Минтранс России |
бщесоюзный классификатор работ и услуг на транспорте (ОКРУТ) |
Минтранс России |
Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС) |
Росстат |
Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) |
Росстат |
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) |
Минэкономики России |
Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР) |
Минэкономики России |
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) |
Минобразование России |
Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК) |
Минобразование России |
Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО) |
Минобразование России |
Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) |
Минтруд России |
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) |
Минтруд России |
Общесоюзный классификатор пунктов погрузки и выгрузки на железнодорожном транспорте (ОКППВ) |
МПС России |
Общесоюзный классификатор грузов (ОКГ) |
МПС России |
Общесоюзный классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов (ОКВГУМ) |
МПС России |
Общесоюзный классификатор строительной продукции (ОКСП) |
Госстрой России |
Общесоюзный классификатор работ и услуг в строительстве (ОКРУС) |
Госстрой России |
Общесоюзный классификатор работ и услуг в промышленности, кроме машиностроения (ОКРУП) |
Минэкономики России |
Общесоюзный классификатор работ и услуга машиностроении (ОКРУМ) |
Минэкономики России |
Общесоюзный классификатор работ и услуг в материально-техническом снабжении (ОКРУМТС) |
Госстандарт России |
Общесоюзный классификатор работ и услуг в торговле (ОКРУТорг) |
Минторг России |
Общесоюзный классификатор работ и услуг в сельском хозяйстве (ОКРУСХ) |
Минсельхозпрод России |
Общесоюзный классификатор информации по изобретениям и открытиям (ОКИО) |
Минюст России |
Общесоюзный классификатор подсистем и комплексов задач АСУ (ОКПКЗ) |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор продукции (далее - ОКП) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.[4]
ОКП разработан и введен в действие на территории Российской Федерации взамен Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции.
ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации и продукции в таких сферах деятельности как стандартизация, статистика, экономика и другие.
ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации. Классификатор используется при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукцию по важнейшим технико - экономическим признакам; при сертификации продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок ОКП; для статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях; для структуризации промышленно - экономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо - сбытовых операций.
Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции, которые записывают по следующей форме:
Например:
Код |
КЧ |
Наименование |
57 1193 |
1 |
Пески из природного камня, прочие |
В ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования.
На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.
На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 000), на второй - подклассы (XX X000), на третьей - группы (XX XX00), на четвертой - подгруппы (XX XXX0) и на пятой - виды продукции (XX XXXX).
Коды 2 - 5-разрядных группировок продукции дополнены нулями до 6 разрядов и записываются с интервалом между вторым и третьим разрядами.
Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.
При записи отдельных наименований классификационных группировок используют сокращенную форму записи с заменой лексических элементов графическими, при этом:
- опускают начальную часть полного наименования, вместо которой ставят тире, когда она повторяет предшествующее наименование
- предшествующее наименование или его часть, соответствующая опускаемой части сокращенного наименования, отделяют косой чертой.
Например:
Код |
КЧ |
Наименование |
57 1193 |
1 |
Пески из природного камня, прочие |
57 1430 |
9 |
Плиты облицовочные пиленые / из природного камня |
57 1431 |
4 |
- из гранита, диорита, сиенита, лабродорита, габбро, базальта, диабаза, андезита; |
57 1432 |
0 |
- из белого мрамора; |
57 1433 |
5 |
- из цветного мрамора. |
Для однозначности понимания и разграничения объемов используемых понятий отдельные позиции ОКП включают пояснения.
Пояснения приведены непосредственно под наименованием позиции, к которой они относятся.
Пояснения приводятся для исключения возможности попадания в данную позицию классификатора объекта, входящего в другую его позицию, в целях единообразного понимания специалистами отдельных слов или словосочетаний в составе наименования позиции, при необходимости уточнения области применения данной позиции или при необходимости перечисления объектов, которые могут входить в данную позицию.
Например:
Код |
КЧ |
Наименование |
58 5300 |
1 |
Детали водопропускных труб Пояснение: включая плиты днищ, блоки плитных перекрытий, оголовки. |
В ОКП для кодирования иноаспектных группировок используют "нулевые" группировки, имеющие 0 на внутреннем разряде кода.
Иноаспектные группировки образованы по признакам, отличающимся от признаков группировок основного классификационного деления.
Содержание "нулевых" группировок определяется, как правило, алгоритмом сбора, т.е. перечнем входящих в них группировок основного классификационного деления. Разработку "нулевых" группировок и составление к ним соответствующих алгоритмов сбора осуществляют министерства, ведомства для решения конкретных экономических задач. "Нулевые" группировки располагают в общем для всех позиций порядке возрастания кодов.
"Нулевые" группировки отмечены в конце наименования условным знаком *.
При необходимости отражения конкретных типов, марок, моделей и других характеристик отдельных видов продукции, в создаваемых для этих целей отраслевых классификаторах продукции в качестве первых шести знаков должны использоваться коды из настоящего Общероссийского классификатора продукции.
Ведение ОКП осуществляет Всероссийский научно - исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России совместно с головными и ведущими организациями по ОКП министерств и ведомств.[5]
Список использованных источников
1. Аристов О.В. Управление качеством. – М.: ИНФРА-М, 2004.
2. Круглов М.Г. Менеджмент систем качества. – Спб.: Нева, 2004.
3. Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93.
4. Общероссийский классификатор стандартов ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001-2000.
5.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 1 ноября
[1] Круглов М.Г. Менеджмент систем качества. – Спб.: Нева, 2004. – С. 119
[2] Аристов О.В. Управление качеством. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 140
[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 1
ноября
[4] Общероссийский классификатор стандартов ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001-2000.
[5] Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93.