Содержание

Введение. 2

Социальная медицина. 3

Из истории организации медико-социальной помощи в России. 5

Современное состояние социально-медицинской помощи. 7

Влияние цивилизации и культуры на формирование социально-медицинской помощи. 10

Заключение. 15

Список литературы: 16

Введение.

Настоящая работа посвящена изучению и описанию особенностей организации социально-медицинской помощи населению.

Структура работы включает в себя описание социальной медицины как сферы деятельности, историю организации социально-медицинской помощи населению России, современное состояние социально-медицинской помощи населению и влияние культурных факторов на ее формирование.

Главной целью нашей работы является создание представления о социально-медицинской помощи в наше время.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: изучить предпосылки явления, пути его формирования, современный вид социально-медицинской помощи.

Актуальность данной работы продиктована изучением социальной работы и ее сфер, углублением знания социальных потребностей.

Социальная медицина является важной частью любой социальной работы, так как решает жизненно важные вопросы людей, нуждающихся в социальной защите.  

Социальная медицина.

Социальная работа позволяет решать широкий круг задач социальной защиты населения. Их число и разнообразие настолько велико, что порой заслоняет основную, конечную цель социальной работы. Поэтому у социальных работников нередко складывается впечатление, что такой целью является благополучие подопечных лиц, т.е. обеспечение минимального или большего бытового комфорта, удовлетворительного питания и предоставление достаточного набора услуг[1]. Однако конечной целью всех усилий является охрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. Без понимания этой цели социальные работники не всегда правильно могут организовать свою работу. Они должны четко понимать, что в основе любой социальной программы должны быть запросы здоровья, т.е. рекомендации гигиены — медицинской науки о здоровье, способах его сохранения и улучшения, о здоровом образе жизни. Отклонения программ от принципа гигиенической обоснованности приводят к их ущербности и снижают их эффективность. Оттого не случайно, а вполне естественно, что среди разновидностей социальной работы, т.е. среди форм социальной защиты населения, предусмотрены медицинские услуги. Причем речь идет не о лечебных манипуляциях и оперативных вмешательствах (это делали и делают учреждения медицинской службы) , речь идет о координационной работе, позволяющей охватить необеспеченных и оказавшихся вне общества лиц услугами, которые так или иначе связаны с защитой их здоровья, т.е. речь идет о так называемых социально-медицинских услугах населению. Эта форма социальной работы предусматривает посредничество между учреждениями здравоохранения и населением[2].

Социальная медицина направлена на исследование, оценку и выработку эффективных мер по обеспечению общественного здоровья населения. Она охватывает такие аспекты социально-медицинской помощи населению, как:

1.     Общественное здоровье в трудовых коллективах, социально организованных и социально неорганизованных группах населения, социальное здоровье отдельных граждан.

2.     Общественное здоровье детей и подростков. Социально организованных и социально неорганизованных.

3.     Общественное здоровье молодежи. Социально организованной и неорганизованной.

4.     Общественное здоровье пожилых людей. Социально организованных и неорганизованных.

5.     Общественное здоровье лиц, нуждающихся в активной социальной защите. Больных, инвалидов войны и труда, инвалидов детства.

6.     Решение проблем мигрантов и вынужденных переселенцев.

7.     Разработка социально-медицинских программ для оказания активной социально-медицинской помощи лицам, без определенного места жительства (БОМЖ).

Медико-социальная помощь заключается в решении медицинских, социально-бытовых, психологических, юридических вопросов. Обеспечение инвалидов медикаментами, продуктами питания по льготным ценам, оформление и переоформление документов для направления больного на медико-социальную экспертизу при стойких ограничениях жизнедеятельности и трудоспособности также входят в круг обязанностей медико-социального работника. Больные с ограниченными возможностями должны быть трудоустроены с использованием различных форм организации труда (надомный труд, неполный трудовой день и т.д.) . В компетенцию медико-социального работника входят вопросы, связанные с нетрудоспособностью больных, направленных в санатории из больничных учреждений после хирургического заболевания или оперативного вмешательства, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986—1987 гг.), инвалидов, пострадавших от радиационного воздействия, эвакуированных из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению и других категорий лиц.

Социальный работник медицинской ориентации должен курировать женщин после родов, особенно из неблагополучных семей.

Медико-социальная работа, которую проводит социальный работник, — это реальное воплощение медико-социальной защиты населения. Она направлена на оказание конкретной помощи людям, в ней нуждающимся[3].

Из истории организации медико-социальной помощи в России.

России всегда была присуща социальная поддержка нуждающихся в ней граждан. Известны указы Ивана Грозного, Петра I о помощи "сирым и убогим", которые пользовались кровом и пищей в монастырях и богадельнях. В послереволюционный период в России был узаконен патронаж психически больных, находящихся в семьях. История оказания маломобильному населению социальной помощи в России тесно связана с деятельностью Российского Общества Красного Креста. Впервые оно возникло в 1867 году как филантропическое Общество попечения о раненых, больных воинах и военнопленных. В 1879 году оно было переименовано в Российское Общество Красного Креста (РОКК) и в своей деятельности руководствовалось принципами и Уставом Международного Красного Креста, согласно которым было призвано оказывать помощь раненым, больным и военнопленным вне зависимости от их гражданства или подданства, а также оказывать помощь лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, эпидемий, голода и других событий. Общество было самостоятельной, не зависимой от государства организацией и существовало на пожертвования населения, которые поступали не только в виде денежных средств, но и в виде натуральных видов (одежда, продовольствие, белье и другие предметы первой необходимости).

Общество объединяло 94 общины, в которых на общественных началах трудились 2780 сестер милосердия, занималось подготовкой младшего медицинского персонала, оказывало правовую помощь раненым и военнопленным. Во время первой мировой войны широкое распространение получило новое направление деятельности Общества - бюро справок о военнопленных и отдел, информирующий население о раненых, больных и воинах, пропавших без вести После Октябрьской революции в деятельности Красного Креста произошли серьезные изменения. С 1918 года деятельность РОКК определяется уже не международными принципами, а прежде всего политическими, классовыми задачами государства. Декретом от 6 января 1918 гола все имущество Красного Креста на территории России было объявлено государственной собственностью. С 1919 года, согласно Положения ВЦИК и СНК, РОКК был обязан сосредоточить свою деятельность на " восстановлении здоровья раненых бойцов Красной Армии", что предусматривало сугубо классовый подход. Это повлекло изоляцию РОКК от международного сообщества и превратило его в придаток государственной системы здравоохранения. Деятельность РОКК в военные и послевоенные годы свидетельствует о том, что медико-социальное обслуживание носило, в основном, характер шефства над лицами, проживающими в домах-интернатах, домах для детей-сирот и пр. В отношении отдельных граждан (в основном, инвалидов войны 1 группы) это осуществлялось в виде предоставления одноразовой материальной помощи, в приобретении путевок на санаторно-курортное лечение. Активная работа проводилась по содействию в усыновлении детей-сирот. Начиная с 1960 года при комитетах обществ Красного Креста было создано "Бюро медицинских сестер по обслуживанию больных на дому" в целях оказания помощи органам здравоохранения в медицинском обслуживании и уходе за одинокими престарелыми больными, которые нуждаются в постельном режиме, но не госпитализированы в лечебные учреждения. Для такой работы были организованы специальные курсы, на которых медицинские сестры в течение 2-4 недель проходили специальную подготовку. К каждой районной поликлинике прикреплялось не менее двух патронажных медицинских сестер Красного Креста. Оплата их труда производилась обществом Красного Креста, контроль да их работой осуществлялся старшей медицинской сестрой поликлиники. Задачами патронажных медицинских сестер являлось: выполнение назначений участковых врачей, наблюдение за состоянием здоровья больного, оказание помощи в умывании, приеме пищи, смене белья. Патронажные сестры оказывали также социальные услуги: покупали лекарства, продукты питания, приготавливали пищу, оплачивали коммунальные услуги и пр. Согласно нормативным документам, рабочий день патронажной медицинской сестры составлял 6,5 часов и за это время она была обязана обслужить 5-6 больных.

Современное состояние социально-медицинской помощи.

С начала 90-х годов XX века в России осуществляется возвращение к принципам рыночной экономики. В условиях нарастающего финансово-экономического кризиса становится все более труднодостижимой задачей осуществление закрепленного права граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи - прежде всего из-за уменьшения средств бюджета.

В то же время нарастающие негативные явления в социальной и экономической сферах общества, ухудшение медико-демографических показателей, нарушение экологического равновесия, социальная стратификация и другие факторы не способствуют улучшению общественного здоровья и увеличивают потребность в медицинских услугах[4].

В результате российское общество переживает состояние социальной аномии. Это понятие, введенное в научный оборот социологом Э. Дюркгеймом, означает такое состояние общества, когда прежние нормы и ценности отвергнуты большинством и уже не являются регуляторами общественных отношений, а новые еще не сложились. В аналогичном состоянии находятся все структурные элементы и социальные институты общества, в том числе и система охраны здоровья.

В связи с вышеизложенным имеется настоятельная потребность социологического осмысления роли и места этой системы в жизни общества, роли и места конкретного пациента, что в достаточно полной мере может обеспечить такая научная дисциплина, как социология медицины.

Среди современных крупнейших западных социологов нет, пожалуй, ни одного, который бы ни занимался вопросами социологии медицины. Формирование этой дисциплины в отдельную науку наблюдалось одновременно с обособлением таких дисциплин, как социология семьи, социология науки, социология права, социология образования, социология религии, искусства и др.

Основными прикладными задачами социологии медицины в настоящее время являются следующие:

- расширение социологического кругозора на до- и последипломном этапе подготовки специалистов для здравоохранения;

- систематизация, совершенствование методологии, стратегическое планирование медико-социологических исследований в системе охраны здоровья;

- реализация государственного заказа по оценке социальных результатов экономических нововведений, структурных преобразований и реформирования отрасли;

- использование результатов медико-социологических исследований в планировании и прогнозировании развития сети здравоохранения;

- использование конкретных медико-социологических исследований: для гармонизации интересов субъектов и участников ОМС; для интегральной оценки качества жизни и эффективности деятельности системы охраны здоровья и других целей.

Что касается предоставления социальных услуг и стационарного обслуживания, то, несмотря на огромный объем оказанных социальных услуг, спрос на них удовлетворяется не полностью. Более 17 тыс. человек ожидают места в стационарных учреждениях. Очередь на надомное обслуживание составляет около 80 тыс. человек. Озабоченность вызывает техническое состояние многих учреждений социального обслуживания. Более 25 процентов зданий, где расположены эти учреждения, требуют капитального ремонта, находятся в аварийном состоянии или относятся к категории ветхих.

Качественная медико-социальная помощь проживающим оказывается во всех стационарных учреждениях социального обслуживания, но в более широком объеме в специализированных геронтологических центрах, геронтопсихиатрических центрах и домах-интернатах милосердия. Предстоит расширить сеть этих учреждений (средний возраст проживающих 82-83 года, и такой контингент растет) для оказания специализированной помощи лицам преклонного возраста и долгожителям и проведения организационно-методической работы по проблемам социальной геронтологии. 

Нужно добиваться того, чтобы открыть геронтологические центры во всех субъектах Российской Федерации. Учитывая, что сеть "хосписов" недостаточно развита, в системе социальной защиты населения можно предусмотреть развитие так называемых "хосписов на дому". 

Влияние цивилизации и культуры на формирование социально-медицинской помощи.

Медицина берет свое начало еще в первых человеческих цивилизациях – Месопотамской и Египетской. В примитивных и доисторических обществах медицина была магической по сути. Примитивная медицина основывалась на предположении о сверхъестественной причине болезни, а именно злонамеренного воздействия злых духов или колдунов. Поэтому лечение состояло из магических заклинаний, заговоров, песнопений и разнообразных сложных ритуалов. Злых духов нужно было отпугнуть шумом, обмануть масками или сменой имени больного. В основном использовалась симпатическая магия (основанная на вере в то, что на человека может сверхъестественным образом влиять его имя или представляющий его предмет, например изображение). Магическая медицина до сих пор практикуется на островах Полинезии, в некоторых регионах центральной Африки и в Австралии.

Понятие «социальная медицина» появилось во Франции только в 1848 году. И только после второй мировой войны социальная медицина выделилась в отдельную область науки. Тогда же к врачам, занимавшимся социологией медицины, присоединились к разработке ее проблем социологи-неврачей.

В России же развитие общественной медицины в России с современных позиций изучено явно недостаточно. Запутанным остается вопрос о взаимосвязи общественной и земской медицины. Это объясняется прежде всего поверхностным исследованием ряда проблем истории отечественной медицины второй половины XVIII—первой половины XIX века.

Представление о том, что общественная медицина родилась на гребне революционной волны 50-х годов XIX века, как и отождествление ее с земской медициной, не соответствуют ходу общественного развития в России. Еще в 1958 г. М. П. Мультановскнй обращал внимание на “укоренившееся игнорирование” эпохи, предшествовавшей земской медицине, подчеркивая необходимость более глубокого ее изучения . Именно в этот период, отражавший зарождение в стране капиталистических производственных отношений, под влиянием просветительских идей шло исключительно бурное развитие прогрессивной общественной мысли, в том числе и общественно-медицинской.

В 80—90-е годы прошлого столетия сформировались либерально-просветительское и либерально-реформистское направление общественно-медицинской мысли. С именем А. Н. Радищева связано зарождение ее революционного направления, получившего свое выражение в программных документах декабристов, впервые подошедших к здравоохранению и медицине как к важнейшей сфере общественно-политической жизни страны. Под влиянием этих направлений и началась общественно-медицинская деятельность в России.

В разночинный период революционно-освободительной борьбы в России дальнейшее развитие общественно-медицинской мысли шло под влиянием революционного и либерального направлений. Революционное направление определяли теории утопического социализма, основной формой которого стало народничество[5]. Его идеологи Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, П. А. Лавров и др. придавали большое значение вопросам народонаселения, социальной гигиены, медицинского обеспечения народных масс. В 60—70-е годы народничество превратилось в массовую идеологию разночинной интеллигенции, стремившейся быть выразителем интересов крестьянства.

Первая революционная ситуация в России привела к бурному развитию общественной медицины: появились десятки новых врачебных обществ, периодических медицинских изданий, общественных лечебных учреждений. В конце 50-х — начале 60-х годов возросла роль русских университетов как центров свободомыслия. Работавшие в них стремились к широкой общественной деятельности.

К 1913 г., но материалам Всероссийской гигиенической выставки в Петербурге (3. Г. Френкель), в России было всего около 250 земских санитарных врачей. Характер санитарной деятельности в земствах существенно отличался от положения за рубежом. Там санитарные органы были непосредственно связаны с органами государства, с полицейской и судебной медициной, с одной стороны, и с лабораториями (гигиеническими, химико-бактериологическими) — с другой.

Прогрессивные общественные деятели отстаивали проведение широких оздоровительных мероприятий в области гигиены жилищ, питания, охраны труда и были противниками одностороннего увлечения бактериологическими лабораторными методами. Основа спора была не столько научной, сколько общественно-политической. Это в значительной мере объясняет ту страстность, с какой велась борьба между представителями обоих направлений[6].

Таким образом, социально-медицинская помощь – явление общественно-политическое.

Здравоохранение – комплекс государственных, социальных, экономических, медицинских и других мер, предпринимаемых обществом для охраны и улучшения здоровья членов этого общества. Характер здравоохранения определяется прежде всего социальным строем общества и государства. Поэтому принципы и характер здравоохранения в капиталистических и социалистических обществах различны, хотя цель здравоохранения единая - изучение здоровья и болезней, предупреждение и лечение их, сохранение здоровья и трудоспособности. Интернациональны методы здравоохранения, меры индивидуальной и комплексной профилактики, способы надзора и контроля за биосферой, методы диагностики, лечения болезней и т.п. Но для здравоохранения каждого государства характерны национальные особенности и традиции.

Так система здравоохранения за рубежом строится на страховой медицине.

В рамках медицинской социологии исследуется влияние культуры на распространение болезней. Хотя ортодоксальная эпидемиология и исследует социальные факторы заболеваемости, она подвергается критике некоторыми социологами за то, что рассматривает болезнь скорее как проблему самого индивида в отношении социальной окружающей среды (возлагая на него ответственность за свое заболевание) , а не как следствие действия социальной структуры. Поскольку эпидемиология развивалась в рамках медицинской модели, она не использует социологические переменные в качестве основы причинного объяснения болезни и ее социального распространения. Тем не менее, некоторые социологи медицины называют себя социальными эпидемиологами. Так, например, с начала 1980-х годов растет интерес исследователей к проблемам СПИДа (синдрома приобретенного иммунодефицита) , связанного со СПИДом комплекса ARC (Aids Related Complex) и ВИЧ (вируса иммунодефицита человека) . К сожалению, социологи в свое время несколько задержались с исследованиями в данной области, однако, в настоящее время существует социологическая ассоциация по изучению проблем СПИДа (AIDS Network) , обеспечивающая определенное интеллектуальное пространство для дискуссий и исследований. Социологи внесли вклад в исследование этиологии СПИДа, его распространения и восприятия, в изучение того, каким образом люди, заболевшие СПИДом, справляются с его социо-культурными последствиями, и в развитие программ, направленных на совершенствование сексуального воспитания. Поначалу социологи связывали проблему СПИДа исключительно с гомосексуалами и эпидемиологически определяемыми "группами риска", такими как иммигранты с Гаити и наркоманы, пользующиеся внутривенными инъекциями. При этом представление о СПИДе как об эпидемии, характерной преимущественно для гомосексуальных общин, негативно сказалось на понимании характера распространения СПИДа среди белых мужчин-гетеросексуалов и ВИЧ - среди женщин. В США 90% людей, болеющих СПИДом, составляют мужчины, а с этническими меньшинствами связаны 40% заболеваний. За последнее время значительные изменения произошли в поведении гомосексуалов, стремящихся к снижению риска заболевания, в частности, путем отказа от множественных сексуальных контактов. Исследования показывают, что раса, класс и пол являются основными детерминирующими факторами распространения СПИДа.

Заключение.

В заключении хотелось бы подвести основные итоги.

Мы обрисовали круг задач социальной медицины. Проследили историю возникновения социально-медицинской помощи в России, в которой можно выделить два источника: общество Красного Креста и земские общества. Также нами было описано современное, находящееся в состоянии переходного периода положение социальной медицины. Мы постарались провести параллели между уровнями развития цивилизации и культуры и состоянием социально-медицинской помощи населению.

В результате, можно считать цель нашей работы – создание представления о современном состоянии социальной медицине, причинах и возможных путях дальнейшего развития – можно считать достигнутой.

Хотелось бы под занавес отметить, что важность социально-медицинской помощи населению тем выше, чем сильнее экономическая нестабильность и неравенство в обществе.

Список литературы:

1.     Артюнина Г. П. Основы социальной медицины. Изд-во Академический проект, Псков 2005.

2.     К вопросу совершенствования медико-социального обеспечения городской семьи в современных условиях // Проблемы соц. гигиены и история медицины. 1994. № 5. С. 27 - 30.

3.     Мартыненко  А.В.  Концепция  медико-социальной работы  в условиях России конца 90-х гг. // Вестн. АМН. 1997. № 3.

4.     Медицинская информационная сеть. Адрес в сети http://medicinform.net/history/nauka/8.htm  

Обращение к документу 1. 12. 2005

5.     Особый ребенок и его окружение: медицинские, социальные и психологические аспекты / Ин-т профес. развития для практических психологов и социальных работников. М., 1994.

6.     Плавунов Н.Ф. и др. Хоспис и паллиативная помощь // Проблемы соц. гигиены и история медицины. 1997. № 5.

7.     Проблемы охраны здоровья населения // Теория и методика социальной работы. М., 1994.

8.     Социальная защита личности в условиях формирования новых экономических отношений в здравоохранении // Здравоохранение РФ. 1993. № 11. С. 5 - 9.

9.     Социальные проблемы здоровья и продолжительности жизни. М., 1989.

10.                       Черносвитов Е. В. «Социальная медицина», Изд-во Юнити-Дана, М., 2002.


[1] Социальные проблемы здоровья и продолжительности жизни. М., 1989. с. 46.

[2] Проблемы охраны здоровья населения // Теория и методика социальной работы. М., 1994. с. 14.

[3] Черносвитов Е. В. «Социальная медицина», Изд-во Юнити-Дана, М., 2002.  с. 26.

[4] Мартыненко  А.В.  Концепция  медико-социальной работы  в условиях России конца 90-х гг. // Вестн. АМН. 1997. № 3. с. 7.

[5] Медицинская информационная сеть. Адрес в сети http://medicinform.net/history/nauka/8.htm  

[6] Медицинская информационная сеть. Адрес в сети http://medicinform.net/history/nauka/8.htm