Содержание
Введение_______________________________________________________ 3
Дознание и его виды. Порядок производства, сроки, итоговые решения_ 4
Дознаватель, его полномочия_____________________________________ 8
Задержание подозреваемого в совершении преступления___________ 8
Допрос подозреваемого_______________________________________ 11
Заключение____________________________________________________ 13
Список источников и литературы_______________________________ 14
Введение
Правоохранительные органы обязаны делать все необходимое для обеспечения сохранности государственной, коллективной и индивидуальной собственности, охраны чести и достоинства граждан, вести решительную борьбу с преступностью, предупреждать любые правонарушения и устранять порождающие их причины.
Одной из важнейших задач правовой науки является вооружение правоохранительных органов государства действенными средствами и методами борьбы с преступностью и ликвидация порождающих ее причин. Решение этой задачи в значительной степени зависит от уровня развития уголовно-процессуальной науки. При этом на общем фоне усиления борьбы с преступностью уголовно-процессуальное законодательство должно сохранять исходные тенденции развития судебной, прокурорской и следственной практики, связанные с демократизацией и гуманнизацией уголовного судопроизводства - усилением гарантий, прав, законных интересов и свобод личности, повышением роли и независимости суда при осуществлении правосудия, расширением и укреплением института защиты по уголовным делам, коренным улучшением прокурорской и следственной работы, созданием гарантий законности и справедливости судебных решений.
Дознание и его виды. Порядок производства, сроки, итоговые решения
Дознание — это деятельность специально на то уполномоченных административных органов государства, направленная на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск и изобличение виновных, осуществляемая в установленном законом порядке.[1]
В соответствии со ст. 40 УПК органами дознания являются:
1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.
4) таможенные органы Российской Федерации — по делам о контрабанде, о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации, об уклонении от уплаты таможенных платежей.[2]
Закон возложил на органы дознания осуществление следующих уголовно-процессуальных функций:
а) рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях;
б) дознание;
в) досудебную подготовку материалов в протокольной форме;
г) производство следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей;
д) оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий.
Процессуальная деятельность указанных органов заключается в производстве предварительного расследования в форме дознания. Однако для всех органов дознания, кроме милиции и Федеральных органов налоговой полиции, эта деятельность не является их основной функцией.
Все органы дознания действуют в пределах своей компетенции и обладают равными процессуальными полномочиями.
Основное место среди этих органов принадлежит милиции. На нее возложена обязанность принимать любые заявления и сообщения о преступлениях и решать возникшие по ним вопросы в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом.
Надзор за деятельностью милиции как органа дознания осуществляет территориальная прокуратура.
Командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений вправе возбуждать уголовные дела в пределах своей компетенции и проводить дознание в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. Для непосредственного производства дознания командир части своим приказом сроком на два года назначает дознавателей из числа наиболее подготовленных для этого офицеров. Производство по конкретному делу поручается органом дознания одному из назначенных таким приказом лиц.[3]
Права и обязанности органов дознания и дознавателей в Вооруженных Силах определены уголовно-процессуальным законом, а также специальной Инструкцией.
Органы Федеральной службы безопасности обладают функциями дознания по делам об особо опасных государственных и иных преступлениях. Вся тяжесть расследования преступлений, отнесенных к компетенции органов Федеральной службы безопасности, лежит на следователях этих органов. Существенную помощь в расследовании оказывают оперативные отделы, действующие как органы дознания.
Начальники исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов действуют как органы дознания по делам о преступлениях, совершенных в расположении исправительно-трудового учреждения, следственного изолятора лицами, отбывающими наказание, и иными лицами. Они также являются органами по делам о преступлениях против порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений.[4]
Основная задача исправительно-трудовых учреждений — исправить и перевоспитать осужденных на основе приобщения их к общественно-полезному труду. Дознание здесь является важным средством укрепления дисциплины и порядка. Оно производится самим начальником исправительно-трудового учреждения или по его письменному распоряжению одним из лиц начальствующего состава.
Руководство и надзор за дознанием осуществляет прокурор, надзирающий за соблюдением законности в местах лишения свободы, а в случае, если дело подсудно военному суду, — военный прокурор.
Органы государственного пожарного надзора являются органами дознания по делам о пожарах и нарушении противопожарных правил.
К ним относятся: Главное управление государственной противопожарной службы МВД РФ, Управления (отделы) государственной противопожарной службы МВД субъектов Российской Федерации, подразделения государственной противопожарной службы городских, районных управлений, отделов внутренних дел, транспортных органов внутренних дел. Если в районах внутренних дел нет указанных подразделений, то полномочиями органа дознания обладают инспектора по пожарному надзору.
Главной задачей этих учреждений является пожарная охрана государственного и общественного имущества и личного имущества граждан, предупреждение и ликвидация пожаров. Дознание является дополнительным средством к разрешению этой задачи.
Оперативные органы системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации пользуются правами органов дознания по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Надзор за производством дознания осуществляется военной прокуратурой Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
Капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, являются органами дознания по делам о всех преступлениях, совершенных на судне в момент плаваний. Дознание проводят они лично или поручают его одному из своих помощников либо другому лицу из числа начальствующего состава экипажа судна.
Капитан вправе в особом помещении задержать лиц, поведение которых угрожает безопасности судна или другим находящимся на нем лицам и имуществу. При совершении на судне преступления капитан обязан пресечь преступнику возможность скрыться, задержать его и передать надлежащим властям в первом российском порту захода или же встретившемуся в море российскому военному кораблю.[5]
Надзор за производством дознания осуществляется прокуратурой по месту приписки судна.
Начальники зимовок являются органами дознания по делам о всех преступлениях, совершенных в период отсутствия транспортных связей с зимовкой. При наличии такой связи преступления расследуют соответствующие территориальные органы.
Главное управление налоговых расследований является органом дознания по делам о налоговых преступлениях (ст. 10 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции").
Правами органов дознания обладают Департамент налоговой полиции РФ, Департамент управления налоговой полиции субъектов РФ, органы налоговой полиции городов, районов Санкт-Петербурга, округов Москвы, межрайонные отделы управлений, отделы департамента налоговой полиции.
Таможенные органы РФ обладают полномочиями органов дознания по делам о контрабанде, о нарушении таможенного законодательства РФ, об уклонении от уплаты таможенных платежей.
В соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса РФ органами дознания являются Государственный таможенный комитет РФ, региональные таможенные управления РФ, таможни РФ, таможенные посты РФ.
Достижение целей, стоящих перед предварительным расследованием, требует, чтобы оно подчинялось законодательно закрепленным правилам, соблюдение которых обязательно при производстве по каждому уголовному делу, независимо ни от фактических обстоятельств, ни от других характеристик. Согласно гл. 21 УПК эти правила называются общими условиями предварительного следствия. Поскольку нормы этой главы относятся и к дознанию, есть все основания вести речь об общих условиях производства предварительного следствия и дознания.[6]
Дознаватель, его полномочия
Задержание подозреваемого в совершении преступления
Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, может производиться как органом дознания, так и следователем.
По своей правовой природе задержание является мерой уголовно-процессуального принуждения По существу это кратковременное лишение подозреваемого свободы. В силу неотложности этого действия закон не требует для его производства санкции прокурора, однако устанавливает ряд гарантий законности и обоснованности задержания, четко регламентируя условия, основания, мотивы и сроки его применения.
Согласно ст. 91 УПК РФ задержание применимо лишь к лицу, подозреваемому в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
Орган дознания вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, только при наличии одного из следующих оснований:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;
3) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в том случае, если это лицо покушалось на побег или когда оно не имеет постоянного места жительства, или когда не установлена личность подозреваемого.
О всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания обязан составить протокол с указанием оснований, мотивов, дня и часа, года и месяца, места задержания, объяснений задержанного, времени составления протокола и в течение двадцати четырех часов сделать письменное сообщение прокурору. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и задержанным.
Протокол задержания подозреваемого в совершении преступления, составленный лицом, производящим дознание, приобретает юридическое значение только после утверждения начальником органа дознания.[7]
Задержание относится к числу неотложных следственных действий, а потому может иметь место только по уголовному делу. В случае доставления лица, на которое пало подозрение в совершении преступления, в милицию или иной орган дознания вопрос о его задержании решается одновременно с вопросом о возбуждении уголовного дела.
К иным данным, дающим основания подозревать лицо в совершении преступления, относятся доказательства, не подпадающие под признаки, и данные, полученные с помощью технических средств, в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об оперативно - розыскной деятельности".
Мотивами задержания могут быть опасения, что подозреваемый, в случае оставления на свободе, будет продолжать преступные действия, или скроется от дознания либо предварительного следствия, или станет препятствовать установлению истины. Эти опасения должны быть обоснованы, вытекать из установленных по делу обстоятельств.
Задержание в связи с подозрением в совершении преступления допускается только в целях выяснения причастности задержанного к преступлению и разрешения вопроса о применении к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу. В течение двадцати четырех часов с момента задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания должен известить об этом прокурора посредством письменного сообщения. Об освобождении задержанного из-под стражи достаточно письменного указания прокурора на протоколе задержания или постановлении об избрании ареста мерой пресечения в случае, когда прокурор отказал в санкции.
Проверять законность содержания лиц в изоляторах временного содержания не реже 1 раза в 10 дней, практиковать проверки во внерабочее время, незамедлительно принимать меры по жалобам на незаконность задержания. Не допускать использования задержания как средства получения от подозреваемого признания вины в совершении преступления".
В настоящее время порядок и условия содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, определяются Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (СЗ РФ, 1995, N 29, ст. 2759).
О процессуальных правах лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, говорится в ст. 46 УПК РФ.
Нормы о содержании задержанных лиц имеют основанные на законе указания на основания освобождения из-под стражи: неподтверждение подозрения; отсутствие необходимости в применении меры пресечения - заключения под стражу; истечение срока задержания.
Об освобождении задержанного лицо, производящее дознание, следователь, прокурор (в случае обнаружения незаконности задержания при проверке места содержания задержанных) выносят постановление.
Истечение срока задержания как основания освобождения задержанного должно применяться только начальником места содержания задержанных. Если в установленный срок задержания, т.е. в течение 48 часов, постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора об освобождении подозреваемого либо применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу не поступило в место содержания задержанных, то начальник места содержания задержанных освобождает задержанного и направляет уведомление об этом прокурору, лицу, производящему дознание или следователю (см. ст. 49, 50 указанного Федерального закона).
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в тех случаях, если покушалось на побег, не имеет постоянного места жительства или не установлена его личность.
Под иными данными следует понимать сведения, полученные с помощью технических средств, в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». К иным данным также можно отнести показания свидетелей и потерпевших, не являющихся очевидцами, о сходстве подозреваемого по приметам с разыскиваемым преступником и т. п. В то же время закон связывает допустимость задержания по иным данным с наличием определенных условий (покушением на побег, отсутствием постоянного места жительства, неустановлением личности подозреваемого). Кроме того, мотивами задержания могут быть опасения, что подозреваемый, в случае оставления на свободе, будет продолжать преступные действия или скроется от дознания либо предварительного следствия, или станет препятствовать установлению истины по делу. Эти опасения должны быть обоснованы, вытекать из установленных по делу доказательств.
Задержание применяется только к подозреваемым и не может продолжаться более 48 часов.[8]
О задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания обязан в течение 12 часов письменно известить прокурора.
После доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права.( ст. 92 УПК РФ).
Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"2.
Напомним, что меры пресечения к подозреваемому до предъявления ему обвинения применимы на срок не свыше 10 суток. Если подозреваемый задержан и затем в качестве меры пресечения заключен под стражу, то срок действия данной меры исчисляется с момента задержания. Если ко времени истечения 10 суток обвинение подозреваемому не предъявлено, то мера пресечения отменяется. Об избрании или отмене меры пресечения выносится мотивированное постановление.
Подозреваемый освобождается из-под стражи, если: подозрение не подтверждено; отсутствует необходимость применять данную меру пресечения; истек срок задержания.
В последнем случае задержанный освобождается из-под стражи по постановлению начальника места содержания, о чем он письменно уведомляет .прокурора, лицо, производящее дознание или следователя.
О всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, должен быть составлен протокол. В протоколе задержания излагаются его основания и мотивы, день и час, год и месяц, место задержания, объяснение задержанного и время составления протокола. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным.
Протокол задержания, составленный лицом, производящим дознание, должен быть утвержден начальником этого органа дознания.
Если при задержании необходимо произвести личный обыск подозреваемого, то в соответствии со ст. 93 УПК РФ для этого требуются постановление и санкция прокурора.
.Орган дознания, в производстве которого находится уголовное дело, обязан незамедлительно известить одного из близкие родственников подозреваемого о месте или об изменение ареста его содержания (ч. 3 ст. 7 Закона).
Допрос подозреваемого
В соответствии со ст. 46 ч. 2 УПК РФ допрос подозреваемого производится немедленно после его задержания или заключения под стражу.
Вызов и допрос подозреваемого производится с соблюдением правил, установленных статьями 187- 191 УПК РФ.
Перед допросом подозреваемому должны быть разъяснены его права, предусмотренные статьей 46 УПК РФ. Ему должно быть объявлено, в совершении какого преступления он подозревается, о чем делается отметка в протоколе его допроса.
Если подозреваемый был задержан или в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, его допрос производится немедленно. Однако если произвести допрос немедленно не представляется возможным, подозреваемый должен быть допрошен не позднее двадцати четырех часов с момента задержания.
Подозреваемый вправе, а не обязан давать показания. Поэтому его допрос может состояться при условии, что подозреваемый не отказывается давать показания.
Подозреваемому, если он задержан или арестован, разъясняется право иметь защитника с момента объявления протокола задержания или постановления о применении меры пресечения до предъявления обвинения. О разъяснении этого права на практике составляется протокол. Целесообразно разъяснять подозреваемому одновременно и права, предусмотренные ст. 46 и 187-191 УПК РФ. Допрос может быть отложен на срок до двадцати четырех часов по требованию подозреваемого, связанному с обеспечением участия в деле защитника, по решению следователя в связи с необходимостью производства других, не терпящих отлагательства следственных действий (осмотра места происшествия, допроса потерпевшего и очевидцев преступления и т.д.). Но подозреваемый должен знать свои процессуальные права сразу же после задержания или ареста с тем, чтобы воспользоваться ими до допроса.[9]
Если допрос подозреваемого производится немедленно после задержания или применения меры пресечения в виде заключения под стражу, сущность подозрения ему разъясняется перед началом допроса, а отметка об этом делается в протоколе допроса до фиксации показаний. При отложении допроса на срок до двадцати четырех часов или отказе подозреваемого давать показания сущность подозрения следует разъяснять одновременно с разъяснением процессуальных прав и делать об этом отметку в упомянутом выше протоколе.
Перед допросом подозреваемому объявляется, в совершении какого преступления он подозревается, разъясняются его права, предусмотренные ст. 189 УПК, и об этом делается отметка в протоколе. В соответствии с законом подозреваемый имеет право на защиту. Реализации этого права служит и право давать показания и представлять доказательства. В связи с этим подозреваемый не отвечает за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Поэтому его допрос может состояться при условии, если подозреваемый не отказывается от дачи показаний. При задержании или аресте подозреваемого ему разъясняется право иметь защитника с момента объявления протокола задержания или постановления о применении меры пресечения до предъявления обвинения. По требованию подозреваемого его допрос может быть отложен на срок до двадцати четырех часов для обеспечения участия в деле защитника. Перед началом допроса подозреваемому разъясняется сущность подозрения, о чем делается отметка в протоколе. Помимо обстоятельств, послуживших основанием применить к подозреваемому меру пресечения, он может быть допрошен об иных обстоятельствах, имеющих значение для дела, в том числе касающихся его личности.
Получению от подозреваемого полных и правдивых показаний способствуют тактические приемы, которые применяются в рамках и на основании процессуальных правил допроса.
Заключение
Судебное разбирательство уголовного дела, как правило, требует большой подготовительной работы по собиранию и оценке всех доказательств, способных неопровержимо установить факт преступления и совершения его определенным лицом (лицами). Выполнение этой сложной и ответственной работы по раскрытию преступлений и обнаружению лиц, их совершивших, возлагается законом на специальные государственные органы - органы предварительного расследования.
Предварительное расследование — это деятельность специально уполномоченных органов государства по обнаружению преступлений и лиц их совершивших, сбору, проверке, всестороннему, полному и объективному исследованию и оценке доказательств, выявлению причин и условий совершения преступлений.
Под дознанием в уголовном процессе РФ следует понимать виды предварительного расследования, производимого уполномоченными на то законом должностными лицами и состоящие:
в совершении неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, в выполнении поручений и указаний следователя о производстве следственных действий по делам, по которым проводится предварительное следствие;
в полном расследовании по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.
Список источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ
3. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Отв. Ред. В.И. Радченко; под ред. В.Т. Томина. - 4-е изд. Перераб. и доп. - М.: «Юрайт», 2000. - 760с.
4. Большой юридический словарь // Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. -704с.
5. Уголовно -процессуальное право: Учебник / Под общей редакцией профессора, заслуженного деятеля науки РФ П.А. Лупинской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999. - 591с.
6. Уголовный процесс: Учебник. Отв. редактор профессор Лупинская П.А. М.: Юристъ, 1995. У головно-процессуальное право России. Учебник. Отв. редактор профессор Лупинская П.А. М.: Юристъ, 1999. - 521с.
7. Учебник уголовного процесса. Отв. редактор профессор Кобликов А.С. М.: СПАРК, 1998. - 435с.
8. Уголовный процесс. Учебник. Отв. редактор профессор Гуценко К.Ф. М.: Зерцало; ТЕИС, 1999. - 350с.
9. Кокорев Л.Д., Кузнецов Н.П. Уголовный процесс: доказательства и доказывание. Воронеж: изд-во Воронежского ун-та, 2000. - 460с.
[1] Ларин А. М. и др. Уголовный процесс России. Москва. БЕВ. 1997.
[2] Российское уголовное право. Общая часть. Учебник / под ред. академика В.Н. Кудрявцева и проф. А.В.Наумова. - М.,1997
[3] Уголовный процесс. Учебник под ред. Кобликова А. С. Москва. СПАРК. 1995.
[4] Ларин А. М. и др. Уголовный процесс России. Москва. БЕВ. 1997.
[5] Российское уголовное право. Общая часть. Учебник / под ред. академика В.Н. Кудрявцева и проф. А.В.Наумова. - М.,1997
[6] Российское уголовное право. Общая часть. Учебник / под ред. академика В.Н. Кудрявцева и проф. А.В.Наумова. - М.,1997
[7] Ларин А. М. и др. Уголовный процесс России. Москва. БЕВ. 1997.
[8] Ларин А. М. и др. Уголовный процесс России. Москва. БЕВ. 1997.
[9] Российское уголовное право. Общая часть. Учебник / под ред. академика В.Н. Кудрявцева и проф. А.В.Наумова. - М.,1997