Содержание

Введение_____________________________________________________ 3

Профессия – следователь_______________________________________ 4

Заключение___________________________________________________ 7

Список источников и литературы______________________________ 8

Введение

Под "следователем" до судебной реформы 60-х годов XIX в. понималось должностное лицо полиции, производящее расследование преступления. Он должен был собирать доказательства совершенного преступления, на которых судья мог бы основывать свое убеждение и приговор о существовании преступления и о виновности или невиновности обвиняемого. Само следствие состояло из следующих частей: обыск, розыск, свидетельство (освидетельствование), спросы (допросы), очные ставки, повальный обыск (опрос не менее 24 человек, знавших лицо, подозреваемое в совершении преступления, об образе жизни и поведении последнего).[1]

Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК. Предварительное следствие, безусловно, является основной формой расследования. Предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Компетенция между ними распределяется в соответствии с установленной законом подследственностью уголовных дел (с ст. 151). Однако независимо от ведомственной принадлежности все следователи наделены одинаковыми полномочиями.

Профессия – следователь

Принято считать, что следователь процессуально самостоятелен. Однако эта самостоятельность не абсолютна. Более того, комментируемый УПК значительно сузил самостоятельность следователя. Так, он теперь должен согласовывать с прокурором свое решение о возбуждении дела. Однако закон позволяет следователю оценивать собранные им доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и собственным правосознанием.

Часть 3 ст. 38 УПК РФ определяет, что указания прокурора, за небольшим исключением, обязательны для следователя. Если следователь не согласен с ними, то может обжаловать вышестоящему прокурору, но выполнить все равно обязан. Исключение из этого правила содержится в этой же части комментируемой статьи. Часть 4 ст. 38 УПК РФ предоставляет вышестоящему прокурору право выбора: либо отменить указание нижестоящего прокурора либо поручить производство расследования другому следователю (с учетом особенностей п. 8 и 9 ч. 2 ст. 37 УПК).

Причем буквальное толкование упомянутых ч. 3 и 4 позволяет сделать вывод, что такое решение прокурор может принять в любом случае обжалования следователем поведения надзирающего прокурора.

Письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий обязательны для органа дознания. При этом следователь лишь формулирует задачу, а организация ее исполнения - функция органа дознания. Орган дознания сам определяет, кто конкретно будет производить требуемые действия. Следователь может обратиться к органу дознания (письменное обращение адресуется руководителю) с просьбой оказать содействие при осуществлении процессуальных действий.

В материалах уголовного дела обязательно должно сохраняться данное поручение, иначе все произведенные органом дознания следственные действия будут считаться незаконными, а полученные в результате доказательства утратят свое значение.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 3181-1 "Об оперативно-розыскной деятельности" следователь по уголовным делам, находящимся в его производстве, уполномочен давать письменные поручения органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Давая поручения о производстве оперативно-розыскных действий, следователь в общем виде ставит задачу по установлению обстоятельств, подлежащих выяснению по делу, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. При этом он не вправе указывать, какие конкретно мероприятия должны быть для этого выполнены.

Производство оперативно-розыскных мероприятий органом дознания осуществляется самостоятельно. Вместе с тем если подозреваемый установлен, то дальнейшие мероприятия по нему оперативные работники могут проводить лишь по поручению или с разрешения следователя. Если же совершившее преступление лицо не установлено, то розыскные мероприятия оперативно-розыскное подразделение осуществляет самостоятельно.

Статья 38 не устанавливает срока, в течение которого орган дознания обязан исполнить поручение или указание следователя. Однако ст. 152 УПК обязывает выполнять поручение следователя в 10-дневный срок. При этом следует иметь в виду, что выполнение поручений и указаний, даваемых следователем в порядке ст. 38, нередко предполагает довольно длительную деятельность органа дознания, не укладывающуюся в рамки десятидневного срока. В этом случае лицо, исполняющее поручение, должно по истечении 10 дней сообщить о проделанной работе и продолжить выполнение задания. Срок исполнения поручения или указания следователя органами дознания должен быть определен следователем с учетом обстоятельств конкретного уголовного дела.

Заключение

Ныне действующий УПК отнес фигуру следователя к стороне обвинения. Однако это не означает, что он должен собирать только доказательства вины подследственного. Осуществляя уголовное преследование, он должен в первую очередь руководствоваться принципами судопроизводства (гл. 2 УПК), в том числе презумпцией невиновности и необходимостью защиты личности от необоснованного обвинения и ограничения прав и свобод.

Следователь по находящимся в его производстве делам вправе вызывать в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта; производить осмотры, обыски и другие предусмотренные УПК следственные действия; требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, которые позволяют установить необходимые фактические данные по делу.

Список источников и литературы

1.      Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г.)

2.      Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации/Отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Юристъ, 2004 г..


[1] Долгов Д. Основные формы уголовных следствий, вообще принятые при их следствии. СПб., 1864. С. 18.