Содержание

Введение. 3

1. Международные избирательные стандарты в избирательном законодательстве государств СНГ. 5

1.1. Стандарты демократических выборов. 5

1.2. Основные принципы стандартов демократических выборов в государствах-содружествах СНГ. 7

1.3. Основы статуса международного наблюдателя СНГ по наблюдению за выборами. 30

2. Политико-правовой анализ использования стандартов демократических выборов в республике Украина с позиции международных наблюдателей. 38

Заключение. 47

Список литературы.. 49

Введение

На современном этапе международное наблюдение за выборами является одной из важнейших задач по поддержанию процесса демократического развития и обеспечения основных политических прав и свобод человека и гражданина в ходе выборов.

Признавая обеспечение и защиту избирательных прав и свобод граждан  одной  из  важнейших  целей демократического развития государств Содружества, Межпарламентская Ассамблея СНГ отмечает необходимость  дальнейших усилий по совершенствованию механизма правового регулирования избирательного процесса, скорейшей выработке и эффективному использованию в практике организации и проведения выборов международных избирательных стандартов.

Подписание 7  октября  2002  года в Кишиневе президентами Республики Армения, Грузии, Кыргызской  Республики,  Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины внесенной Межпарламентской Ассамблеей СНГ на рассмотрение Совета глав государств Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых  Государств  подтверждает исключительную важность и актуальность таких усилий.

Инициатива Межпарламентской  Ассамблеи  СНГ по формированию пространства общих правовых стандартов в области организации и проведения выборов поддержана на состоявшейся в сентябре 2002 года конференции Ассоциации организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы, а базовые положения подписанной президентами стран Содружества Конвенции легли в основу проекта европейской Конвенции о стандартах выборов, избирательных прав и свобод.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса связанного с концепцией о стандартах демократических выборов, из избирательных прав и свобод в государствах участниках Содружества Независимых Государств

Задачи работы:

-  Рассмотреть стандарты демократических выборов

-  Определить основные принципы стандартов демократических выборов в государствах-содружествах СНГ

-  Определить основы статуса международного наблюдателя СНГ по наблюдению за выборами

-  Проанализировать использование стандартов демократических выборов в республике Украина с позиции международных наблюдателей.

1. Международные избирательные стандарты в избирательном законодательстве государств СНГ

1.1. Стандарты демократических выборов

Демократические выборы являются одним из высших непосредственных выражений власти и воли народа, основой избираемых органов и должностных лиц. Международными документами в той или иной мере предусматриваются нижеследующие основные принципы подготовки и проведения выборов, которые принято называть международными стандартами демократических выборов:

 - право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы народного (национального) представительства, на выборные государственные и муниципальные должности;

 - свободный, периодический и обязательный, справедливый, подлинный, открытый и гласный, ответственный характер выборов; - участие в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу волеизъявления избирателей;

 - гарантии реализации избирательных прав и свобод человека и гражданина, иных участников избирательного процесса, а также судебная и иная защита избирательных прав и свобод всех участников выборов;

 - проведение выборов независимыми избирательными органами (избирательными комиссиями);

 - обеспечение действенного общественного и беспристрастного международного наблюдения за выборами.[1]

 Общепризнанные принципы и нормы международного права признают за государством допустимость конституционного и законодательного ограничения избирательных прав и свобод участников выборов, не носящего дискриминационный характер и соответствующих международным обязательствам государства, в частности таких политических свобод, как свобода собраний, свобода объединений, свобода слова и свобода массовой информации, а также запрещение призывов к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению территориальной целостности государства, призывов, направленных на пропаганду войны, террористических, любых иных насильственных действий и возбуждающих социальную, гендерную, расовую, национальную, этническую, религиозную ненависть и вражду.

 Ограничения для выдвижения кандидатов, списков кандидатов от политических партий (коалиций - избирательных блоков), касающиеся создания и деятельности политических партий (коалиций), избирательных прав и свобод, могут применяться в интересах защиты конституционного строя, национальной безопасности, поддержания общественного порядка, защиты общественного благосостояния и морали, прав и свобод человека и гражданина и должны соответствовать международным обязательствам государства.

 Не являются ограничением законодательное лишение (ограничение) права избирать и (или) быть избранными в отношении лиц, признанных судом недееспособными, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, а также дополнительные законодательные меры, принимаемые для обеспечения адекватного представительства какой-либо части населения страны, в частности, национальных меньшинств и этнических групп, которые в действительности из-за политических, экономических, религиозных, социальных, исторических и культурных и иных условий лишены возможности пользоваться равным с остальным населением положением в отношении избирательных прав и свобод. При этом в своем стремлении к демократизации избирательного процесса государство может исходить из того, что существующие ограничения или дополнительные гарантии в реализации избирательных прав и свобод, предусмотренные конституцией, законами и не противоречащие международным обязательствам государства, по мере создания надлежащих национальных условий подлежат отмене с тем, чтобы обеспечить всем участникам избирательного процесса равные правовые условия для участия в выборах. Основная задача международных наблюдателей – оценка соответствия национального избирательного законодательства и практики проведения выборов международным обязательствам государства.[2]

1.2. Основные принципы стандартов демократических выборов в государствах-содружествах СНГ

Право избирать и быть избранным

Право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства, на выборные должности закрепляется в конституции и (или) законах, а порядок его осуществления определяется национальными законами и иными нормативными правовыми актами.

 Мужчины и женщины должны иметь равные избирательные права и свободы и равные возможности для их реализации и защиты при проведении выборов. С целью создания равных возможностей для реализации указанного избирательного права государства могут принимать меры, в том числе законодательного характера, к тому, чтобы обеспечивать женщинам наравне с мужчинами справедливые и реальные правовые возможности реализации права избирать и быть избранными в выборные органы, на выборные должности как лично, так и в составе кандидатов (списка кандидатов) политической партии (коалиции) в соответствии с условиями и порядком, предусмотренными конституцией и (или) законами, иными нормативными правовыми актами. Кроме того, могут приниматься меры, в том числе законодательного характера, к тому, чтобы обеспечивать лицам с физическими и иными отклонениями (недугами), а также иным категориям граждан (представителям коренных и малочисленных народов, народностей, национальных меньшинств, этнических групп), нуждающихся в этом, дополнительные условия для их участия в выборах, в том числе для реализации права избирать и быть избранным в личном качестве или в качестве представителя политической партии (коалиции), участия в голосовании с помощью лиц, указанных в законах. Право избирать и быть избранным должно реализоваться независимо от пола, расы, национальности, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству или этнической группе, имущественного положения, а также иных подобных обстоятельств.[3]

Всеобщее избирательное право

Соблюдение принципа всеобщего избирательного права означает, как правило, следующее.

Каждый гражданин по достижении возраста, установленного конституцией и (или) законом, имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, иные органы народного (национального) представительства, на выборные должности в порядке и на условиях, предусмотренных конституцией и (или) законами, другими нормативными правовыми актами, и это право реализуется вне зависимости от ограничений или преимуществ дискриминационного характера, в том числе по признакам физического или иного отклонения (недуга) лица (инвалидности и др.). Право избирать может предоставляться лицу по достижении возраста совершеннолетия, когда оно может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности; право быть избранным может предоставляться по достижении вышеуказанного возраста, но не позднее чем по достижении возраста 25 лет, за исключением случаев, предусмотренных конституцией и (или) законами в отношении кандидатов на отдельные выборные посты, в частности, на должность главы государства и (или) высшего должностного лица территориального образования в составе федеративного (федерального) государства, кандидатов в парламенты.

Возможность и (или) обязательность наличия гражданства.

Проживание избирателя на территории, на которой проводятся выборы, при этом требование к продолжительности проживания может предусматриваться только при проведении региональных и (или) местных выборов и она может не превышать более шести месяцев, если более продолжительный и разумный срок не связан с обеспечением избирательных прав представителей национальных меньшинств и (или) этнических групп избирателей, избирателей соответствующей территории в целом.

Правом избирать и быть избранными обладают граждане, проживающие (находящиеся) на законных основаниях за пределами территории своего государства. Дипломатические представительства и консульские учреждения, их должностные лица оказывают гражданам содействие в реализации их избирательных прав и свобод.

Не могут иметь права избирать и быть избранными лица, не достигшие возраста, установленного конституцией и (или) законами. Допускается ограничение законом избирательных прав и свобод, в том числе права избирать и (или) быть избранными, лиц, признанных судом недееспособными, а также лиц, в отношении которых вступил в законную силу приговор суда за совершенное уголовное преступление. Право гражданина избирать и быть избранным реализуется вне зависимости от каких бы то ни было ограничений дискриминационного характера по признаку пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству или этнической группе, имущественного положения или иных подобных обстоятельств. Не должны допускаться такие ограничения дискриминационного характера, как невключение в список избирателей и в иные избирательные документы лиц, не имеющих минимального уровня грамотности, не владеющих государственным языком либо не соответствующих иным подобным обстоятельствам, препятствование реализации ими своего права на доступ к документированной информации (персональным данным) о себе.

Каждый имеет право на беспрепятственный доступ к действенной, беспристрастной и равной процедуре государственной или иной установленной законом регистрации (учета) избирателей на основании документов и сведений, указанных в законах, к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также вправе знать, кто, когда и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена; при этом избирателю гарантируется право получать информацию о включении его в список избирателей, обжаловать в установленном законодательством судебном и (или) ином порядке невключение в список избирателей либо исключение из списка избирателей, либо неточности в сведениях об избирателях.[4]

Равное избирательное право

Соблюдение принципа равного избирательного права означает, как правило, следующее.

Каждый избиратель имеет один голос или равное с другими избирателями число голосов, причем его голос имеет такой же вес, как и голоса других избирателей, при этом на равный вес голоса избирателя не может влиять применяемая в государстве избирательная система.

При проведении голосования по территориальным избирательным округам (одномандатным и (или) многомандатным) и избирательным участкам эти округа и участки должны образовываться на справедливой основе так, чтобы результаты голосования максимально точно и полно выражали волю избирателей, принявших участие в голосовании. При этом одним из оснований образования округов и участков может быть соблюдение равенства числа избирателей с допустимым минимальным отклонением от средней нормы представительства на округ, в том числе с учетом компактности проживания национальных меньшинств и этнических групп.

В случаях и в порядке, предусмотренных законами, избирателю может быть предоставлена возможность реализовать свое право избирать посредством таких форм голосования, как голосование вне помещения для голосования, голосование по почте, голосование по открепительному удостоверению, досрочное голосование, голосование по доверенности, либо иных форм голосования, обеспечивающих создание максимальных удобств для избирателя, в том числе для лица с физическими и иными отклонениями (недугами), либо находящегося в больнице, или в доме престарелых, или в ином месте временного или постоянного пребывания, а также свободу и тайну личного волеизъявления избирателя. Государство должно предпринимать необходимые законодательные меры к тому, чтобы создавать дополнительные гарантии и условия для участия в голосовании лиц с физическими отклонениями (инвалидов и др.).

Каждый гражданин должен иметь равные правовые возможности выдвинуть свою кандидатуру на выборах, а также для участия в выдвижении кандидатов. Ограничения, связанные с особенностями участия в избирательной кампании кандидатов, баллотирующихся на выборную должность на новый срок, регулируются конституцией и (или) законами; при этом соблюдение установленных ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами, выборными должностными лицами своих полномочий и выполнению своих обязательств перед избирателями.

Каждый избиратель имеет право на равный и беспрепятственный доступ на избирательный участок, а также в помещение для голосования с тем, чтобы реализовать свое право на участие в свободном голосовании. Голосование избирателей осуществляется на избирательных участках в оборудованных избирательными органами помещениях для голосования.[5]

Прямое избирательное право

Соблюдение принципа прямого избирательного права означает, как правило, следующее.

При проведении выборов в национальный законодательный орган (парламент), региональные, местные и иные представительные органы избиратели голосуют соответственно за избираемого ими кандидата, кандидатов, список кандидатов или против кандидата, кандидатов, списка кандидатов непосредственно.

Государство принимает необходимые меры к тому, чтобы все депутатские мандаты по крайней мере одной из палат национального законодательного (представительного) органа - парламента были объектом свободной состязательности кандидатов и (или) списков кандидатов в ходе прямых всенародных (всеобщих) выборов в порядке, предусмотренном конституцией и законами. При этом, если парламент является двухпалатным органом и часть мандатов или все мандаты другой его палаты не являются объектом свободной состязательности кандидатов и (или) списков кандидатов в ходе всеобщих выборов, а также если выборные должностные лица не избираются непосредственно в ходе всеобщих выборов, то сохранение или изменение такого порядка формирования национального парламента является прерогативой государства.[6]

 Тайное голосование

Соблюдение принципа тайного голосования означает, как правило, следующее.

Право гражданина на тайну голосования является абсолютным и не может быть никоим образом и чем бы то ни было ограничено или ущемлено.

Проведение выборов с использованием процедуры тайного голосования.

Соблюдение принципа тайны и свободы голосования в рамках предусмотренных законом форм голосования означает исключение, какого бы то ни было контроля за волеизъявлением избирателей, обеспечение равных правовых условий для свободного выбора между кандидатами, списками кандидатов политических партий (коалиций).

Никто не вправе оказывать давление на гражданина с целью воздействия на его свободное волеизъявление. Ни один избиратель, ни судом, ни иначе не может быть принужден объявить, как он намерен голосовать или как он голосовал.

Избирательные органы во время проведения голосования обеспечивают соблюдение предусмотренных конституцией, законом, иными правовыми актами равных условий для свободного выбора, в том числе условий, которые исключают возможность осуществления какого бы то ни было контроля и (или) наблюдения за заполнением избирателем бюллетеня в месте тайного голосования.[7]

Демократический характер выборов

Проведение международного наблюдения за выборами должно основываться на демократических стандартах политической жизни - правах и свободах человека и гражданина, верховенстве конституции и закона, уважении общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, которые лежат в основе демократии и демократического характера выборов.

Соблюдение принципа демократического характера выборов означает, как правило, следующее:

- государство признает, что воля народа, свободно и справедливо выраженная на подлинных и периодических выборах, является основой государственной власти и местного самоуправления, легитимности избираемых органов государственной власти, местных органов власти (органов местного самоуправления), иных органов народного (национального) представительства, депутатов, выборных должностных лиц;

 - государство создает надлежащие конституционные и законодательные условия для закрепления, реализации и защиты права граждан на участие в управлении делами своей страны как непосредственно, так и через своих представителей, избираемых гражданами непосредственно в результате свободных, открытых и гласных, справедливых и подлинных выборов, организуемых через разумные периодические интервалы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при свободном и тайном голосовании или же посредством других равнозначных форм голосования, обеспечивающих свободу и тайну волеизъявления избирателя;

 - государство создает систему правовых, организационных, финансовых (бюджетных), информационных, технологических и иных гарантий обеспечения избирательных прав и свобод человека и гражданина при подготовке и проведении выборов любого уровня, принимает необходимые, в том числе законодательные, меры с целью создания дополнительных возможностей для участия в выборах, в том числе в голосовании и обеспечении тайны голосования, в реализации права быть избранными женщинам, лицам с физическими и иными отклонениями (недугами), а также представителям малочисленных народов, народностей, иных национальных меньшинств и этнических групп;

 - конституционное и законодательное регулирование права гражданина избирать и быть избранным, ограничения избирательных прав и свобод граждан, порядок назначения и проведения выборов (избирательная система) не должны противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права, ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации или носить дискриминационный характер и должны соответствовать международным обязательствам государства.

Конституционное и избирательное законодательство обеспечивает использование при подготовке и проведении выборов государственного языка или государственных языков, а в случаях и порядке, устанавливаемых законами, - также официальных языков составных частей территории государства, языков народов и народностей, национальных меньшинств и этнических групп, иных национальных групп на территориях их компактного проживания.

Назначение, подготовка и проведение выборов, официальное опубликование общих и полных итогов голосования и результатов выборов должно осуществляться на основе конституции и (или) законов, иных нормативных правовых актов. При этом государство предпринимает необходимые меры к тому, чтобы полная законодательная база выборов принималась национальным законодательным органом заблаговременно до начала избирательной кампании, и правовые нормативы, обеспечивающие проведение выборов, не устанавливались преимущественно актами исполнительной власти.

Государство должно гарантировать защиту демократических принципов и норм избирательного права, демократический характер выборов, добровольное и свободное волеизъявление граждан на выборах, обоснованность требований, относящихся к признанию выборов легитимными (состоявшимися и действительными).[8]

Периодические и обязательные выборы

Соблюдение принципа периодичности выборов означает, как правило, следующее.

Выборы должны проводиться с разумной периодичностью и в сроки, устанавливаемые конституцией и (или) законом, так, чтобы основой избрания выборных органов и выборных должностных лиц всегда была свободная воля народа (избирателей), выраженная в ходе тайного голосования. При этом срок полномочий законодательного (представительного) органа, иных представительных органов не должен превышать, как правило, пяти лет, а исполнительного органа государственной власти - семи лет. Срок полномочий представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления (органов местной власти) может варьироваться в пределах от двух до пяти лет.

Выборы избираемых органов и выборных должностных лиц являются обязательными и проводятся в порядке и сроки, установленные конституциями и законами.

Срок полномочий избираемых органов и выборных должностных лиц должен устанавливаться конституциями и законами и может изменяться только в предусмотренном ими порядке. Срок полномочий указанных органов и лиц должен изменяться на основании соответствующих законов или решения, принятого на референдуме.

Не должны предприниматься действия или распространяться призывы, или каким-либо образом поощряться действия и призывы, побуждающие или имеющие своей целью побуждение к срыву или отмене, или переносу срока выборов, избирательных действий и процедур, назначенных в соответствии с конституцией, законами, соответствующими международными обязательствами государства.

Время начала и окончания голосования на выборах, а также продолжительность периода голосования устанавливаются так, чтобы создать наиболее благоприятные и равные правовые условия для волеизъявления всех избирателей.

В условиях чрезвычайного или военного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с конституцией, законами могут устанавливаться ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, а также может быть отложена (перенесена на более поздний срок) дата проведения выборов.[9]

Свободные выборы

Соблюдение принципа свободных выборов означает, как правило, следующее.

Верховенство конституции, законов является правовой основой для проведения свободных выборов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами государства, обеспечения гражданам и иным участникам избирательного процесса возможности и условий, не подвергаясь какому бы то ни было насилию, угрозе применения насилия или противоправному воздействию, сделать свой выбор относительно участия или неучастия в выборах в допускаемых законом формах и законными методами, не опасаясь наказания либо воздействия, либо принуждения, какими бы ни были итоги голосования и результаты выборов, а также основой правовых, организационных, информационных и иных гарантий неукоснительного соблюдения принципа свободных выборов в течение всего избирательного процесса.

Выборы должны проводиться на основе конституции, а также законов и иных нормативных правовых актов, которые принимаются уполномоченными на то органами, должностными лицами и вступают в силу заблаговременно до начала избирательной кампании с тем, чтобы обеспечить всем участникам выборов равные правовые условия и возможности для полноценного участия в выборах.

Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, голосовать "за" или "против" какого-либо определенного кандидата (кандидатов), определенного списка кандидатов, а также воздействовать на его свободное волеизъявление либо принудить объявить, как он намерен голосовать или как он голосовал.

Гражданам обеспечено право на свободу собраний и публичных ассоциаций, на свободу слова, мнений, информации, на форму голосования, обеспечивающую свободу волеизъявления.

Кандидат, политическая партия и другие участники избирательного процесса несут ответственность перед обществом и государством в соответствии с конституцией и законом. Ни один кандидат, ни одна политическая партия, никакие иные органы, организации и лица не имеют права и не должны использовать методы морального, психического, физического, информационного, религиозного насилия, принуждения или призывы к насилию, или угрозы применения насилия или любые иные формы принуждения, устрашения, несанкционированного воздействия на организацию и проведение свободных выборов.

Каждый избиратель имеет право на равный и беспрепятственный доступ на избирательный участок, а также в помещение для голосования с тем, чтобы реализовать свое право на участие в свободном голосовании.

Не допускается не предусмотренное национальным законодательством какое-либо прямое или косвенное противоправное участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных общественных движений, международных организаций, иных иностранных субъектов в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц.

Открытость и гласность выборов

Соблюдение этого принципа означает, как правило, следующее.

Назначение, подготовка и проведение выборов осуществляется, открыто и гласно в порядке и сроки, предусмотренные конституцией, законами.

Любые нормативные правовые акты, затрагивающие избирательные права, свободы и обязанности гражданина, не могут применяться, если они не были опубликованы официально для всеобщего сведения. Нормативные правовые акты, ограничивающие избирательные права и свободы гражданина и не противоречащие международным обязательствам государства, не могут иметь обратной юридической силы.

Нормативные акты и решения избирательных органов, нормативные правовые акты и решения органов государственной власти и органов местного самоуправления, уполномоченных законами должностных лиц, принятые в пределах их компетенции и полномочий и связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов, обеспечением и защитой избирательных прав и свобод гражданина, должны быть официально опубликованы либо доведены до всеобщего сведения иным путем в порядке и сроки, предусмотренные законами.

Решения избирательных органов своевременно передаются в средства массовой информации и телекоммуникаций для опубликования и обнародования; при этом избирательный орган в течение срока, установленного законодательством о выборах, официально публикует в своем печатном органе или в иных средствах массовой информации сведения об итогах голосования, а также данные об избранных лицах.

Информация о выборах и кандидатах, предусмотренная законами, в том числе перечень политических партий, которые имеют право участвовать и (или) участвуют в выборах, должна своевременно и в полном объеме доводиться уполномоченными на то органами или должностными лицами до всеобщего сведения избирателей и иных участников выборов.

Государством могут предприниматься меры к тому, чтобы обеспечивать беспристрастность в освещении избирательной кампании средствами массовой информации, в том числе в сети Internet, невозможность устанавливать юридические или административные барьеры для доступа к средствам массовой информации на недискриминационной основе для политических партий и кандидатов, формировать единый информационный банк данных результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, данные которого должны предоставляться участникам избирательного процесса, а также международным наблюдателям по их запросам для ознакомления или копирования, внедрять новые информационные технологии, обеспечивающие открытый характер выборов, повышающие степень доверия избирателей к итогам голосования и результатам выборов.

Обеспечение реализации принципа открытости и гласности выборов не распространяется на тайну волеизъявления и голосования избирателя.

Соблюдение принципа открытости и гласности выборов должно обеспечивать создание правовых условий для осуществления действенного общественного контроля и беспристрастного международного наблюдения за выборами.

Подлинные выборы

Соблюдение принципа подлинных выборов означает, как правило, следующее.

Проведение выборов в органы и выборных должностных лиц, которые избираются непосредственно гражданами, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, выявление свободно выраженной воли народа и ее непосредственное осуществление.

Предоставление избирателям реального и основанного на законе выбора кандидатов (списков кандидатов), наличие реального политического плюрализма, идеологического многообразия и многопартийности, осуществляемых через функционирование политических партий, политических общественных объединений, законная деятельность которых должна находиться под юридической защитой государства.

Подлинные выборы предполагают справедливые правовые условия для выдвижения, регистрации, отказа в регистрации или отмены регистрации кандидатов, списков кандидатов политических партий (коалиций), а также для участия всех политических партий (коалиций) в избирательной кампании. Регистрационные требования должны устанавливаться заблаговременно до начала избирательной кампании, быть ясными, четкими и не содержать условий, способных стать основанием для ограничений дискриминационного характера либо возможных злоупотреблений, и должны применяться единообразно.

Назначение и проведение выборов, как очередных, так и досрочных, дополнительных и иных выборов, а также осуществление избирательных действий, предусмотренных конституцией и законами, в порядке и в сроки, позволяющие кандидатам, политическим партиям (коалициям) и другим участникам избирательного процесса развернуть полноценную предвыборную агитационную деятельность.

При назначении, подготовке и проведении выборов используется государственный язык, а в случаях и в порядке, устанавливаемых конституцией и (или) законами, иными нормативными правовыми актами, - также официальные языки составных частей территории государства, языки малочисленных народов и народностей, национальных меньшинств и этнических групп на территориях их компактного проживания.

Каждый кандидат и каждая политическая партия (коалиция), участвующие в выборах, должны признавать итоги голосования и результаты демократических выборов и иметь возможность обжаловать нарушения законодательства о выборах, официальные итоги голосования, результаты выборов, нарушающие избирательные права и свободы гражданина, в судебные и (или) иные органы в порядке и сроки, предусмотренные законами, международными обязательствами государства.

Справедливые выборы

Соблюдение принципа справедливых выборов обеспечивает создание равных правовых условий для всех участников избирательного процесса. При проведении справедливых выборов должны обеспечиваться:

Всеобщее равное и прямое избирательное право.

Порядок выдвижения кандидатов, списков кандидатов, при котором кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и (или) в порядке самовыдвижения, а также по отдельности или в составе списка - политическими партиями (коалициями), иными общественными объединениями и другими субъектами права выдвижения кандидатов и (или) списков кандидатов, указанными в конституции, законах.

Равные правовые условия для участия каждого кандидата или каждой политической партии в предвыборной кампании, в том числе равные условия доступа к государственным и иным средствам массовой информации.

Закон и государственная политика должны быть направлены на разделение партии и государства, проведение избирательных кампаний в атмосфере свободы, ответственности, прозрачности и честности, позволяющей партиям (коалициям) и кандидатам свободно излагать свои политические взгляды и оценки, положения предвыборных программ (платформ), а избирателям знакомиться с ними, обсуждать их и голосовать "за" или "против" свободно, не опасаясь наказания или какого бы то ни было преследования, не допускать использования государственных, административных и иных ресурсов и возможностей с целью выражения предпочтения либо создания преимуществ либо ограничений для отдельных кандидатов, отдельных политических партий (коалиций), принимающих участие в выборах.

Гласное, своевременное и в полном объеме финансирование выборов, избирательных кампаний кандидатов, политических партий (коалиций), а также информирование о всех финансовых расходах, связанных с назначением, подготовкой и проведением выборов, избирательными кампаниями кандидатов, политических партий (коалиций) с тем, чтобы обеспечить открытость и прозрачность всех денежных пожертвований кандидатам, политическим партиям (коалициям), участвующим в выборах, исключить запрещенные законодательством пожертвования кандидатам, политическим партиям (коалициям), выдвинувшим кандидатов (списки кандидатов) на выборах.

Честность при выполнении предусмотренных законами избирательных действий и избирательных процедур, в том числе при голосовании и подсчете голосов, полное и оперативное информирование обо всех итогах голосования, начиная с уровня избирательных участков, в том числе предоставление наблюдателям возможности получения официальных копий протоколов избирательных органов об итогах голосования и (или) установлении результатов выборов, с последующим официальным опубликованием всех итогов голосования и результатов выборов в разумный срок.

Ответственные выборы

Реализация этого принципа означает, в частности, что избранные лица, получившие необходимое число голосов, определенное конституцией, законом, надлежащим образом вступают в должность в порядке и сроки, установленные конституцией и (или) законами, тем самым признавая свою ответственность перед избирателями, и остаются в должности до истечения срока своих полномочий или до их прекращения иным образом, который регулируется конституцией, законами в соответствии с демократическими парламентскими и конституционными процедурами.

Проведение выборов избирательными органами (избирательными комиссиями)

Реализация этого принципа предусматривает, в частности, следующее.

Подготовка и проведение выборов, в том числе установление и официальное опубликование итогов голосования и результатов выборов, обеспечение сохранности избирательных документов (бюллетеней, протоколов) до истечения срока их хранения, обеспечение избирательных прав и свобод участников выборов возлагаются на коллегиальные избирательные органы во главе с центральным избирательным органом, действующие независимо, самостоятельно и беспристрастно в пределах компетенции и полномочий, установленных конституцией и (или) законами, иными нормативными правовыми актами.

Порядок формирования, полномочия и срок их осуществления, организация деятельности избирательных органов, а также основания, порядок и сроки расформирования избирательного органа или досрочного прекращения полномочий его члена (членов) должны устанавливаться законом и (или) иными нормативными правовыми актами. Государство может принимать законодательные меры к расширению перечня избирательных органов, действующих на постоянной основе.

Кандидату, политической партии (коалиции), выдвинувшей и (или) зарегистрировавшей список кандидатов, может предоставляться право и возможность в порядке, предусмотренном законом и иными нормативными правовыми актами, назначить в избирательный орган, зарегистрировавший этого кандидата (список кандидатов), и в нижестоящие избирательные органы по одному члену избирательного органа с правом совещательного голоса, представляющему интересы назначившего его кандидата, политической партии (коалиции).

Государство не допускает образование и деятельность каких-либо иных структур, которые подменяют избирательные органы либо полностью или частично осуществляют их функции и полномочия, либо присваивают эти функции и полномочия.

Государственные органы, органы местной власти (органы местного самоуправления), а также их должностные лица обязаны в пределах, указанных законами, оказывать избирательным органам содействие в реализации их полномочий, а организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий - предоставлять им бесплатное эфирное время, возможность для размещения печатной информации для информирования избирателей о выборах, ходе избирательной кампании.

Организация выборов избирательными органами (избирательными комиссиями), работающими открыто и гласно под действенным общественным (гражданским) и международным наблюдением и судебным контролем.

Решения избирательных органов принимаются большинством, а в случаях, предусмотренных законами, - квалифицированным большинством голосов от общего числа членов избирательного органа. Решения и нормативные акты избирательных органов, принятые в пределах их компетенции и полномочий, обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, политических партий (коалиций) и иных общественных объединений, общественных организаций, их уполномоченных представителей, нижестоящих избирательных органов, а также иных лиц и органов, указанных в законах.

Члены избирательного органа не связаны решениями и иными документами политических партий (коалиций), членами которых они являются и которые выдвинули их кандидатуры в состав избирательного органа. На время исполнения своих обязанностей в составе постоянно действующего избирательного органа члены избирательного органа могут приостанавливать свое членство в политической партии (коалиции) или иной политической организации. Органы и должностные лица, назначившие членов избирательного органа, не вправе отозвать их.

Решение, действие (бездействие) избирательного органа может быть обжаловано в указанный в законе избирательный орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном законодательством. Вышестоящий избирательный орган вправе отменить решение нижестоящего избирательного органа, противоречащее закону или принятое с превышением установленной компетенции, и либо принять решение по существу вопроса, изложенного в жалобе, либо направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение нижестоящим избирательным органом, решение которого было отменено.[10]

 

1.3. Основы статуса международного наблюдателя СНГ по наблюдению за выборами

Статус международного наблюдателя Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами

Государство, приглашающее международных наблюдателей, исходит из того, что их присутствие способствует открытости и гласности выборов, соблюдению международных обязательств государств по проведению демократических выборов.

Международным наблюдателем от Содружества Независимых Государств (СНГ) по наблюдению за выборами является лицо, представляющее уставные органы СНГ - Межпарламентскую Ассамблею государств - участников СНГ, Исполнительный комитет СНГ, а также органы, предусмотренные иными международными правовыми документами СНГ (орган (органы) СНГ), приобретающее право на осуществление наблюдения за выборами в соответствии с порядком, установленном национальным законодательством о выборах, международно-правовыми документами и международными обязательствами государства - участника СНГ, в котором проводятся выборы.[11]

Орган (органы) СНГ может принять решение о направлении нескольких международных наблюдателей, которые в этом случае составляют группу (миссию) международных наблюдателей СНГ.

Орган (органы) СНГ, принявший решение о направлении международного наблюдателя (наблюдателей), определяет количественный состав миссии международных наблюдателей, порядок ее формирования и принимает решение о назначении лица (лиц) международным наблюдателем и о назначении руководителя миссии.[12]

Международные наблюдатели получают разрешение на въезд в государство, где проводятся выборы, в порядке, установленном национальным законодательством. Разрешение на въезд в государство требуется только в случае существования визового режима пересечения государственной границы.

Международный наблюдатель на территории страны проведения выборов находится под покровительством принимающего государства. Это означает, что принимающее государство предпринимает все предусмотренные национальным законодательством меры по защите прав международных наблюдателей, а также необходимые меры в отношении тех лиц, которые нарушают права международных наблюдателей, вплоть до привлечения их к ответственности в соответствии с национальным законодательством.

Деятельность международных наблюдателей по наблюдению за выборами осуществляется на началах открытости.

Международные наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением заходом выборов, вмешиваться в избирательный процесс, проводить в день голосования опросы избирателей о том, как они намерены проголосовать или уже проголосовали, принимать участие в процедурах голосования и подсчета голосов избирателей, установлении итогов голосования, результатов выборов. Государство может оставить за собой право лишать аккредитации тех международных наблюдателей, которые нарушают законы, иные нормативные правовые акты, общепризнанные принципы и нормы международного права.

Национальными законами может быть предусмотрено, что международный наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если он пытается воспрепятствовать работе избирательного органа либо осуществлению гражданином своих избирательных прав, а также нарушить свободу и тайну голосования. Соответствующее решение может приниматься участковым или вышестоящим избирательным органом. Кроме того, избирательный орган вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении удаленного международного наблюдателя к ответственности, предусмотренной национальными законами. Избирательный орган обязан сообщить об этом факте в центральный избирательный орган, а последний, в свою очередь, - в орган (органы) СНГ.

В случае нарушения международным наблюдателем национальных законов, общепризнанных принципов и норм международного права центральный избирательный орган в соответствии с национальными законами вправе отозвать аккредитацию международного наблюдателя. При этом центральный избирательный орган уведомляет о принятом решении орган (органы) СНГ, которым было направлено приглашение этому лицу для участия в наблюдении за выборами в качестве международного наблюдателя.

Порядок аккредитации международных наблюдателей

Аккредитация международных наблюдателей СНГ производится центральными избирательными органами страны проведения выборов на основе приглашения уполномоченных на то государственных органов, высших должностных лиц страны проведения выборов.

Удостоверение международного наблюдателя - документ, удостоверяющий его статус. Как правило, образец и описание удостоверения международного наблюдателя утверждаются центральными избирательными органами в соответствии с национальным законодательством.

Центральный избирательный орган выдает международному наблюдателю удостоверение международного наблюдателя в соответствии с представленными им заявлением, документом, удостоверяющим его личность, и приглашением органа (органов) СНГ. Это удостоверение дает право международному наблюдателю осуществлять свою деятельность в период подготовки и проведения выборов.

Международный наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Это означает, что он вправе в день голосования посещать избирательные участки без специального сопровождения и предварительного согласования своих действий по наблюдению за выборами с соответствующими избирательными органами.

Правовые основы деятельности международных наблюдателей

Правовой основой для проведения международного наблюдения и деятельности международных наблюдателей являются национальные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права в области организации избирательного процесса, международные обязательства государства, в котором проводятся выборы.

Срок осуществления наблюдения и полномочия международного наблюдателя

Срок полномочий международного наблюдателя начинается со дня аккредитации в центральном избирательном органе страны проведения выборов и заканчивается, как правило, в день официального опубликования общих результатов выборов.

Международные наблюдатели вправе осуществлять свою деятельность на любом этапе избирательной кампании, но не ранее дня официального опубликования решения уполномоченного органа или должностного лица о назначении даты выборов.

Деятельность международных наблюдателей регулируется национальным законодательством, международно-правовыми документами, наделяющими их полномочиями, которые они вправе реализовать в своей деятельности. В соответствии с указанными правовыми актами международные наблюдатели имеют право, в частности, на:

- доступ ко всем документам (не затрагивающим интересы национальной безопасности, конфиденциального характера информации об избирателе), регулирующим избирательный процесс, получение от избирательных органов необходимой информации и копий указанных в национальных законах избирательных документов;

 - контакты с политическими партиями, коалициями, кандидатами, избирателями, сотрудниками избирательных органов, должностными и иными лицами, которые в соответствии с избирательным законодательством обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям, иным участникам избирательного процесса;

- свободное посещение всех избирательных участков и помещений для голосования, в том числе в день проведения голосования;

- наблюдение за ходом голосования, подсчетом голосов и установлением их результатов в условиях, обеспечивающих обозримость процедуры подсчета бюллетеней;

 - ознакомление с результатами рассмотрения жалоб (заявлений) и претензий, связанных с нарушением законодательства о выборах;

 - информирование представителей избирательных органов о своих наблюдениях, рекомендациях без вмешательства в работу органов, осуществляющих выборы;

 - публичное изложение своего мнения о подготовке и проведении выборов после окончания голосования;

 - предоставление организаторам выборов, органам государственной власти и соответствующим должностным лицам своего заключения о результатах наблюдения за ходом выборов.

Международные наблюдатели должны, в частности:

 - соблюдать конституцию и законы страны пребывания, положения международных документов в области организации и проведения выборов;

 - иметь при себе удостоверение об аккредитации в качестве международного наблюдателя, выдаваемое в порядке, определенном страной пребывания, и предъявлять его по требованию организаторов выборов;

 - выполнять свои функции, руководствуясь принципами политической нейтральности, беспристрастности, отказа от выражения каких бы то ни было предпочтений или оценок по отношению к избирательным органам, государственным и иным органам, должностным лицам, участникам избирательного процесса;

 - не вмешиваться в избирательный процесс;

 - основывать все свои заключения на наблюдении и фактическом материале.

Национальными законами международным наблюдателям могут быть предоставлены дополнительные права сверх тех, которые непосредственно вытекают из международных обязательств государства.

По окончании наблюдения за выборами международные наблюдатели представляют в направивший их орган (органы) итоговое заключение о результатах международного наблюдения за выборами, которое подлежит опубликованию в их официальных изданиях.

Оказание содействия международному наблюдателю

Избирательные органы, органы государственной власти, местные органы власти (органы местного самоуправления), иные государственные органы в пределах своей компетенции и полномочий, предусмотренных законодательством, оказывают международным наблюдателям необходимое содействие, то есть создают соответствующие равные условия для свободной и независимой реализации всеми международными наблюдателями своих функций по наблюдению.

Списки международных наблюдателей, осуществляющих наблюдение за выборами, отдельными этапами избирательной кампании, в том числе за ходом голосования и подсчетом голосов в избирательных органах, составляются соответствующими избирательными органами на основе предъявляемых международными наблюдателями удостоверений (свидетельств об аккредитации) и представляются для сведения всем лицам, имеющим в соответствии с законами право находиться в помещении избирательного органа, помещении для голосования и подсчета голосов, а в случаях, предусмотренных законодательством, могут доводиться до всеобщего сведения через средства массовой информации или иным способом.[13]

2. Политико-правовой анализ использования стандартов демократических выборов в республике Украина с позиции международных наблюдателей

Международные наблюдатели от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением повторного голосования на выборах президента Украины 21 ноября 2004 года распространили заявление.

В нем говорится: «Международные наблюдатели от Содружества Независимых Государств продолжили выполнение своих функций после 31 октября 2004 года и приняли участие в мониторинге подготовки и проведения повторного голосования на выборах президента Украины.

      Организация мониторинга и условия его проведения характеризуются тем, что наблюдателям от СНГ были созданы организационно-технические возможности и правовые гарантии для осуществления международного наблюдения за выборами. Как и на первом этапе, большую практическую помощь оказывала Межведомственная рабочая группа по содействию деятельности официальных наблюдателей от иностранных государств.

В своей деятельности руководствовались избирательным законодательством Украины, положениями Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ, Копенгагенского документа ОБСЕ, других обязательств, касающихся мониторинга президентских и парламентских выборов в странах СНГ. Миссия наблюдателей от Содружества, как это определено названными документами СНГ, соблюдала принципы политической нейтральности, беспристрастности, невмешательства в избирательный процесс, отказа от выражения предпочтений или оценок по отношению к обоим кандидатам на пост Президента Украины.

В ходе наблюдения уделялось особое внимание сбору и анализу фактического материала. Наблюдатели от СНГ располагали информацией, предоставленной Центризбиркомом Украины и избирательными комиссиями всех уровней. При выполнении функций наблюдения проводилось конструктивное взаимодействие с другими международными наблюдателями и, прежде всего, с Бюро по демократическим правам человека ОБСЕ. Осуществлялись регулярные контакты и постоянный обмен информацией с национальными наблюдателями.

Представители Миссии наблюдения от СНГ встречались с руководителями центральных и ряда региональных избирательных штабов обоих кандидатов на пост Президента страны. В ходе этих встреч были уточнены структура и организация работы штабов различного уровня, источники их финансирования, содержание и использование агитационных материалов.

На этапе подготовки и в день повторного голосования на президентских выборах во всех 225 избирательных округах мониторинг осуществляли международные наблюдатели от государств - участников Содружества, от Межпарламентской Ассамблеи и центральных избирательных комиссий стран СНГ, а также от Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Исполнительного комитета Содружества. Как и на предыдущих этапах выборов Президента Украины, их деятельность координировал Штаб Миссии в Киеве и его отделения в Днепропетровске, Львове, Симферополе, Харькове.

Беспрепятственно посещали избирательные участки, встречались с избирателями, изучали правоприменительную деятельность Центральной избирательной комиссии, организацию работы территориальных и участковых комиссий, получали от них сведения о ходе избирательного процесса.

Все это позволяет сделать предварительные оценки хода избирательного процесса и повторного голосования на основе объективного подхода.

Предвыборная ситуация и организация повторного голосования на выборах Президента Украины отличалась заметно возросшим интересом к ней международного сообщества. Об этом свидетельствует и тот факт, что число аккредитованных иностранных наблюдателей увеличилось и составило 4 788 человек, в том числе 649 - от Содружества Независимых Государств.

Избирательные комиссии всех уровней, органы государственной власти и управления Украины стремились обеспечить условия для проведения повторного голосования в соответствии с международными стандартами и национальным избирательным законодательством. Организаторами выборов были частично учтены недостатки, отмеченные в день выборов 31 октября 2004 года.

Как позитивный момент оцениваем работу Центральной избирательной комиссии по разъяснению порядка применения отдельных положений Закона «О выборах Президента Украины» во время организации подготовки и проведения повторного голосования на президентских выборах. Проведена определенная практическая работа по уточнению и обновлению списков избирателей для повторного голосования, которые были сформированы на более качественном уровне. Участковым избирательным комиссиям в день повторного голосования было разрешено на основании письменного заявления избирателя и предъявления паспорта вносить изменения в списки избирателей при наличии в них технических неточностей.

Миссия наблюдателей от СНГ отмечает конструктивную позицию Президента Украины Л.Д. Кучмы, благодаря которой не вступил в силу Закон «Об особенностях применения Закона «О выборах Президента Украины» на повторном голосовании 21 ноября 2004 года», принятый Верховной Радой 18 ноября 2004 года. Этот законодательный акт запрещал голосование по открепительным удостоверениям и за пределами помещения для голосования, в том числе гражданам, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не могут самостоятельно прибыть на избирательный участок. Его применение лишило бы сотни тысяч граждан Украины их конституционного права участвовать в выборах Президента, поставило бы под вопрос соблюдение принципа общего избирательного права.

В руководстве избирательных комиссий было примерно равное количество представителей обоих кандидатов в Президенты, что является важным условием объективного подведения итогов голосования. По сведениям Центризбиркома, в составе территориальных комиссий находилось 448 представителей В.А. Ющенко и 442 представителя В.Ф. Януковича.

 Информационная поддержка и предвыборная агитация во втором туре президентских выборов, по мнению Миссии наблюдателей от СНГ, отличалась более сбалансированным подходом к освещению хода избирательных кампаний обоих кандидатов в средствах массовой информации.

Позитивное влияние на улучшение предвыборной ситуации в стране перед повторным голосованием оказали прошедшие в корректной форме открытые теледебаты между двумя претендентами на высший государственный пост. Факт проведения теледебатов является одним из важных свидетельств демократичности избирательного процесса.

В то же время некоторые средства массовой информации допускали случаи пристрастного освещения избирательной кампании.

На прошедших перед повторным голосованием митингах зачастую создавалась напряженная обстановка, звучали излишне эмоциональные высказывания, несдержанные заявления с призывами к противоправным действиям. Наблюдателями от Содружества не зафиксировано ни одного заявления кандидата в Президенты В.А. Ющенко или членов его штаба о готовности признать победу своего конкурента. Наоборот, весь ход избирательной кампании В.А. Юшенко основан на стратегии непризнания итогов выборов в случае своего поражения. По сравнению с первым этапом голосования существенно увеличилось количество анонимной печатной продукции, которая носила оскорбительный характер по отношению к претендентам на пост Президента Украины. Проведенный Миссией СНГ анализ агитационных материалов показал, что некорректные методы использовались штабами обоих кандидатов в Президенты. В то же время, как в количественном отношении, так и в плане подачи необъективной информации значительно преобладали материалы, изданные сторонниками кандидата в Президенты В.А. Ющенко.

Рассмотрение жалоб по избирательному процессу постоянно анализировалось в ходе наблюдения. Миссия СНГ отмечает,  что Закон «О выборах Президента Украины» достаточно четко определяет порядок обжалования действий субъектов избирательного процесса.

В ходе подготовки и проведения избирательной кампании в Центральную избирательную комиссию поступило 1094 жалобы, в том числе от кандидатов на пост Президента и их доверенных лиц - 692, от членов избирательных комиссий - 95, от партий - 47, от граждан - 231, от других субъектов - 29. По состоянию на день повторного голосования ЦИК Украины рассмотрела 1067 жалоб.

Местные суды рассмотрели 46,5 тысячи заявлений, поступивших 31 октября 2004 года, в отношении списков избирателей..

В соответствии с запросами руководства Миссии наблюдателей от СНГ в органы внутренних дел и прокуратуры Украины получены сообщения, что Министерством внутренних дел возбуждено 92 уголовных дела, связанных с избирательным процессом. По фактам нарушений избирательного законодательства органами прокуратуры возбуждено и расследуется 14 уголовных дел.

Наблюдение за повторным голосованием и подсчетом голосов наблюдатели Миссии СНГ осуществляли на 4 632 избирательных участках, в том числе - на четырех заграничных. Они посетили значительное количество территориальных избирательных комиссий во всех областях Украины, в Автономной Республике Крым и в городе Киеве. Наблюдали процессы открытия избирательных участков, голосования избирателей, закрытия участков, подсчета голосов и составления участковыми комиссиями протоколов о результатах голосования.

Состоявшееся 21 ноября 2004 года повторное голосование на выборах Президента Украины в целом прошло организованно, при высокой активности избирателей, с учетом требований национального избирательного законодательства. Отмечены более согласованные действия членов участковых избирательных комиссий по своевременному проведению заседаний до начала голосования, на которых были произведены предусмотренные законом избирательные процедуры по подготовке к повторному голосованию и своевременному открытию избирательных участков.

Для граждан, не имевших возможности по состоянию здоровья прийти на избирательные участки, было организовано голосование на дому, в больницах. При этом голосование проводилось в присутствии наблюдателей.

Были зафиксированы недостатки и упущения при проведении второго тура голосования. Так, на ряде избирательных участков не были устранены неточности в списках избирателей, некоторые помещения для голосования не соответствовали требованиям избирательного законодательства, имели место жалобы избирателей о том, что на них оказывалось давление, осуществлялись подкуп и запугивание.

В день голосования отдельные участки (в Киеве, Львове, Одессе) открылись несвоевременно. Избирательный участок № 102 избирательного округа № 100 (г. Кировоград) из-за неявки председателя и одиннадцати членов участковой комиссии открылся для голосования только в 16 часов. В ряде мест урны для голосования были опечатаны с нарушением установленных законом требований. В некоторых регионах (Киев, Львов) наблюдатели от СНГ зафиксировали агитационные  материалы в поддержку кандидата В.А. Ющенко, а также открытую агитацию за него в непосредственной близости от помещений для голосования.

На отдельных участках группы молодых людей под видом журналистов, без соответствующих документов, оказывали давление на членов участковых комиссий, вмешивались в их деятельность (Днепропетровская, Одесская области). При выходе из избирательного участка № 33 избирательного округа № 167 (город Збараш Тернопольской области) наблюдателю от СНГ группа молодых людей угрожала физической расправой.

Как и 31 октября 2004 года, наблюдатели от Содружества зафиксировали факты проведения так называемых «экзит-полов». Такие опросы не имеют под собой правовой базы, являются недостоверными и вместо средства объективного информирования о ходе голосования превращаются в инструмент воздействия на общественное сознание в пользу того или иного кандидата. В связи с этим их результаты не могут быть приняты во внимание.

Имевшиеся в ходе повторного голосования на президентских выборах в Украине упущения и нарушения, допущенные избирательными комиссиями, не носили массового характера. Отдельные из них устранялись непосредственно в ходе наблюдения и в целом не оказали существенного влияния на свободное волеизъявление граждан.

Предварительные оценки состоявшихся в Украине президентских выборов делались на основе официальных документов, а также собственного наблюдения и собранного при этом фактического материала. В своем предыдущем Заявлении наблюдатели от СНГ в целом положительно оценили избирательное законодательство Украины. Отметим, что Закон «О выборах Президента Украины» является одним из наиболее демократичных среди избирательных законодательных актов стран Содружества. Он обеспечивает необходимую правовую базу для проведения свободных и демократичных выборов. Вместе с тем, отдельные его положения нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Подтверждаем свои рекомендации и предложения, изложенные в Заявлении наблюдателей от  СНГ по результатам предыдущего голосования на президентских выборах в Украине.

Наблюдатели от СНГ отмечают, что прошедшие выборы Президента Украины стали общенациональной кампанией с активным участием в ней различных политических сил и партий, которые соревновались между собой и агитировали за своих кандидатов в условиях свободы и равенства перед законом.

Выборы продемонстрировали, что граждане Украины имели возможность и воспользовались ею для свободного тайного волеизъявления на основе всеобщего равного избирательного права.

Миссия международных наблюдателей от Содружества Независимых Государств считает, что повторное голосование на выборах Президента Украины 21 ноября 2004 года проведено избирательными комиссиями в соответствии с избирательным законодательством Украины и оценивает эти выборы как транспарантные, легитимные и свободные.[14]

Заключение

Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работы были решены:

-  Рассмотрены стандарты демократических выборов

-  Определены основные принципы стандартов демократических выборов в государствах-содружествах СНГ

-  Определены основы статуса международного наблюдателя СНГ по наблюдению за выборами

-  Проанализировано использование стандартов демократических выборов в республике Украина с позиции международных наблюдателей.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, развитие и совершенствование демократических институтов народного волеизъявления, процедур их реализации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права на основе национальной конституции и правовых актов является целью и обязанностью правового государства, одним из неотъемлемых условий общественной стабильности и дальнейшего укрепления сотрудничества между государствами во имя осуществления и защиты идеалов и принципов, являющихся их общим демократическим достоянием.

Демократические выборы являются одним из высших непосредственных выражений власти и воли народа, основой избираемых органов государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц.

Участие международных наблюдателей Содружества Независимых Государств, наряду с международными наблюдателями от международных организаций и иностранных государств, в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением выборов в соответствии с национальным законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными обязательствами государства становится одним из важных условий обеспечения открытости и гласности избирательного процесса, реализации избирательных прав и свобод всех участников выборов, поступательного демократического развития.

 Стандартами демократических выборов являются такие принципы организации избирательного процесса, как право гражданина по достижении установленного конституцией и (или) законодательством возраста избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства, на выборные должности на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также свободный, периодический и обязательный, справедливый, подлинный, открытый и гласный характер выборов, осуществление судебного контроля, а также гражданского (общественного) и международного наблюдения за выборами.

Список литературы

1.                     Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Логос, 2003.

2.                     Борисов И.Б. Некоторые особенности развития и применения избирательного законодательства стран СНГ. – М.: ЮНИТИ, 2003.

3.                     Васильев В.И. Избирательная реформа: опыт, проблемы, перспективы. - М.: ИНФРА-М, 2004.

4.                     Веденеев Ю.А., Богодарова Н.А. Очерки по истории выборов и избирательного права. – Калуга: КГУ, 2003.

5.                     Голосов Г.В. Измерения избирательных систем. – Спб.: Нева, 2003.

6.                     Иванченко А. К цивилизованным выборам. – Спб.: Питер, 2002.

7.                     Иванченко А.В. Избирательное право и избирательный процесс. – М.: Дело, 2004.

8.                     Каюнов О.Н. Незримая логика избирательных законов. - М.: Сфера, 2003.

9.                     Кириченко Л.А. Избирательная система для общества переходного периода. - М.: БЕК, 2002.

10.                Ковлер А. И. Избирательные технологии: Российский и зарубежный опыт. – М.: ИГП РАН, 2004

11.                Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, Кишинев, 7 октября 2002 г.

12.                Лейкман Д., Ламберт Дж. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. - М.: Логос, 2003.8.

13.                Лейпхарт А. Конституционные альтернативы для новых демократий//Политические исследования, 2004,  № 2. С. 135-146.

14.                Лысенко В.И. Представительные начала и избирательные системы в контексте правового регулирования избирательного процесса. – М.: МГУ, 2003.

15.                Маклаков В. В. Избирательное право стран – СНГ. – М.: ИНИОН РАН, 2003.

16.                Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М.: Юристъ, 2003.

17.                Постановление “О ходе ратификации Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств и практике наблюдения за выборами в государствах Содружества наблюдателей от Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ” (Принято Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств, Санкт-Петербург, 15 ноября 2003 г.

18.                Рекомендации Парламентской ассамблеи государств - участников СНГ для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами, Санкт-Петербург, 5 декабря 2002 г.

19.                Решение Совета министров иностранных дел государств - участников СНГ о Положении о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (Минск, 26 марта 2004 г.

20.                Рыбаков А.В. Избирательное право и избирательные системы//Социально-политический журнал, 2003, №7. – С. 23-28

21.                Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: ЮНИТИ, 2004.

22.                Таагепера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем. – Спб.: Питер, 2003.

23.                Чиркин В.Е.  Сравнительное конституционное право. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2004.

24.                Шапиро И. Демократия и гражданское общество//Политические исследования,  2003. № 4. - С. 17-29.

25.                Шейнис В.Л., Каюнов О.Н., Луценко В.И. Законодательство о выборах и его применение. – М.: Юристъ, 2004.

26.                http://provokator.com.ua/n/2004/11/23/190924.html


[1] Борисов И.Б. Некоторые особенности развития и применения избирательного законодательства стран СНГ. – М.: ЮНИТИ, 2003. – С. 51

[2] Каюнов О.Н. Незримая логика избирательных законов. - М.: Сфера, 2003. – С. 97

[3] Шейнис В.Л., Каюнов О.Н., Луценко В.И. Законодательство о выборах и его применение. – М.: Юристъ, 2004. – С. 113

[4] Кириченко Л.А. Избирательная система для общества переходного периода. - М.: БЕК, 2002. – С. 173

[5] Иванченко А.В. Избирательное право и избирательный процесс. – М.: Дело, 2004. – С. 169

[6] Иванченко А. К цивилизованным выборам. – Спб.: Питер, 2002. - 84

[7] Веденеев Ю.А., Богодарова Н.А. Очерки по истории выборов и избирательного права. – Калуга: КГУ, 2003. – С. 218

[8] Голосов Г.В. Измерения избирательных систем. – Спб.: Нева, 2003. – С. 140

[9] Таагепера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем. – Спб.: Питер, 2003. – С. 151

[10] Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, Кишинев, 7 октября 2002 г.

[11] Рекомендации Парламентской ассамблеи государств - участников СНГ для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами, Санкт-Петербург, 5 декабря 2002 г.

[12] Решение Совета министров иностранных дел государств - участников СНГ о Положении о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (Минск, 26 марта 2004 г.

[13] Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, Кишинев, 7 октября 2002 г.

[14] http://provokator.com.ua/n/2004/11/23/190924.html