Содержание

1. Законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки_______________________________________________________________ 3

2. Характеристика счета 10 «Материалы»__________________________ 5

3. План и программа аудита_____________________________________ 13

Список использованной литературы_____________________________ 18

1. Законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки

Основной перечень таких документов:

1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина РФ № 34н от 28.07.98).

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01г. №44н (ПБУ № 5/01).

3. Основные положения по учету тары на предприятиях (Приказ Минфина СССР № 166 30.09.85).

4. Положение по бухгалтерскому учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов (приложение к письму Минфина СССР№ 166 от 18.10.79).

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (Приказ Минфина РФ № 50 от 13.06.95).

6. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (Приказ Минфина СССР № 56 от 01.10.91 с последующими изменениями).

7. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ № 49 от 13.06.95).

8. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включенных в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утв. Постановлением Правительства РФ № 552 от 05.08.92 с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлениями № 661 OT01.07.95 и№ 1133от20.11.95).

9. Постановление Правительства РФ № 914 от 29.07.96. «Порядок ведения журналов учетов счетов-фактур при расчетах по НДС».

10. Основные положения по учету материалов на предприятиях и стройках (приложение к письму Минфина СССР № 103 от 03.04.74).

11. Инструкция о порядке исчисления и уплаты НДС (письмо Госналогслужбы РФ № 39 от 11.10.95 с последующими изменениями и дополнениями).[1]

2. Характеристика счета 10 «Материалы»

Счет 10 "Материалы" предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке).

Материалы учитываются на счете 10 "Материалы" по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам.

Организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции, продукцию собственного производства отчетного года, отражаемую на счете 10 "Материалы", в течение этого года (до составления годовой отчетной калькуляции) учитывают по плановой себестоимости. После составления годовой отчетной калькуляции плановая себестоимость материалов корректируется до фактической себестоимости.

При учете материалов по учетным ценам (плановая себестоимость приобретения (заготовления), средние покупные цены и др.) разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения (заготовления) ценностей отражается на счете 16 "Отклонение в стоимости материалов".

К счету 10 "Материалы" могут быть открыты субсчета:

10-1 "Сырье и материалы";

10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали";

10-3 "Топливо";

10-4 "Тара и тарные материалы";

10-5 "Запасные части";

10-6 "Прочие материалы";

10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону";

10-8 "Строительные материалы";

10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности";

10-10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе";

10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации" и др.

На субсчете 10-1 "Сырье и материалы" учитывается наличие и движение: сырья и основных материалов (в том числе строительных - у подрядных организаций), входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении; вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу; сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки, и т.п.

На субсчете 10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали" учитывается наличие и движение покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий (в том числе строительных конструкций и деталей - у подрядных организаций), приобретаемых для комплектования выпускаемой продукции (строительства), которые требуют затрат по их обработке или сборке. Изделия, приобретенные для комплектации, стоимость которых не включается в себестоимость продукции, учитываются на счете 41 "Товары".

Организации, занятые выполнением научно-исследовательских, конструкторских и технологических работ, приобретающие на стороне необходимые им в качестве комплектующих изделий для проведения этих работ по определенной научно-исследовательской или конструкторской теме специальное оборудование, инструменты, приспособления и другие приборы, учитывают эти ценности на субсчете 10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали".

На субсчете 10-3 "Топливо" учитывается наличие и движение нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления, твердого (уголь, торф, дрова и др.) и газообразного топлива.

На субсчете 10-4 "Тара и тарные материалы" учитывается наличие и движение всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.). Предметы, предназначенные для дополнительного оборудования вагонов, барж, судов и других транспортных средств в целях обеспечения сохранности отгружаемой продукции, учитываются на субсчете 10-1 "Сырье и материалы".

Организации, осуществляющие торговую деятельность, учитывают тару под товарами и тару порожнюю на счете 41 "Товары".

На субсчете 10-5 "Запасные части" учитывается наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., а также автомобильных шин в запасе и обороте. Здесь же учитывается движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях организаций, на технических обменных пунктах и ремонтных заводах.

Автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.

На субсчете 10-6 "Прочие материалы" учитывается наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.); неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье); изношенных шин и утильной резины и т.п. Отходы производства и вторичные материальные ценности, используемые как твердое топливо, учитываются на субсчете 10-3 "Топливо".

На субсчете 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону" учитывается движение материалов, переданных в переработку на сторону, стоимость которых в последующем включается в затраты на производство полученных из них изделий. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям и лицам, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываются изделия, полученные из переработки.

Субсчет 10-8 "Строительные материалы" используется организациями-застройщиками. На нем учитываются наличие и движение материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, для возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительные конструкции и детали, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства (взрывчатые вещества и т.д.).

На субсчете 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности" учитывается наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте.

Субсчет 10-10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе" предназначен для учета поступления, наличия и движения специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, находящейся на складах организации или в иных местах хранения.

На субсчете 10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации" учитывается поступление и наличие специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды в эксплуатации (при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации). По кредиту субсчета 10-11 отражается погашение (перенос) стоимости специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды на себестоимость продукции (работ, услуг) в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат, а списание остаточной стоимости объектов при их досрочном выбытии - в корреспонденции с дебетом счета учета прочих доходов и расходов.

Организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции, могут открывать к счету 10 "Материалы" отдельные субсчета для учета: семян, посадочного материала и кормов (покупных и собственного производства); минеральных удобрений; ядохимикатов, используемых для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур; биопрепаратов, медикаментов и химикатов, используемых для борьбы с болезнями сельскохозяйственных животных, и др.

В зависимости от принятой организацией учетной политики поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" или без использования их.

В случае использования организацией счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При этом запись по дебету счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производится независимо от того, когда материалы поступили в организацию - до или после получения расчетных документов поставщика.

Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".

В случае если организацией не используются счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При этом материалы принимаются к бухгалтерскому учету независимо от того, когда они поступили - до или после получения расчетных документов поставщика.

Стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков, в конце месяца отражается по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (без оприходования этих ценностей на склад).

Фактический расход материалов в производстве или для других хозяйственных целей отражается по кредиту счета 10 "Материалы" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или другими соответствующими счетами.

При выбытии материалов (продаже, списании, передаче безвозмездно и др.) их стоимость списывается в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Аналитический учет по счету 10 "Материалы" ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).

Счет 10 "Материалы" корреспондирует со счетами:

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|         По дебету                |         По кредиту                 |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|10 Материалы                      |08 Вложения во внеоборотные активы  |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|15 Заготовление и приобретение ма-|10 Материалы                        |

|териальных ценностей              |                                    |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|20 Основное производство          |20 Основное производство            |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|23 Вспомогательные производства   |23 Вспомогательные производства     |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|25 Общепроизводственные расходы   |25 Общепроизводственные расходы     |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|26 Общехозяйственные расходы      |26 Общехозяйственные расходы        |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|28 Брак в производстве            |28 Брак в производстве              |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|29 Обслуживающие   производства  и|29 Обслуживающие производства и  хо-|

|хозяйства                         |зяйства                             |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|40 Выпуск продукции (работ, услуг)|44 Расходы на продажу               |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|41 Товары                         |45 Товары отгруженные               |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|43 Готовая продукция              |76 Расчеты с  разными  дебиторами  и|

|                                  |кредиторами                         |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|44 Расходы на продажу             |79 Внутрихозяйственные расчеты      |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|60 Расчеты с поставщиками  и  под-|80 Уставный капитал                 |

|рядчиками                         |                                    |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|66 Расчеты по краткосрочным креди-|91 Прочие доходы и расходы          |

|там и займам                      |                                    |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|67 Расчеты по долгосрочным  креди-|94 Недостачи  и потери от порчи цен-|

|там и займам                      |ностей                              |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|68 Расчеты по налогам и сборам    |97 Расходы будущих периодов         |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|71 Расчеты с подотчетными лицами  |99 Прибыли и убытки                 |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|75 Расчеты с учредителями         |                                    |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|76 Расчеты с разными дебиторами  и|                                    |

|кредиторами                       |                                    |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|79 Внутрихозяйственные расчеты    |                                    |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|80 Уставный капитал               |                                    |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|86 Целевое финансирование         |                                    |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|91 Прочие доходы и расходы        |                                    |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|97 Расходы будущих периодов       |                                    |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|99 Прибыли и убытки               |                                    |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

3. План и программа аудита

Содержание плана и программы аудиторской проверки учета товарно-материальных ценностей приведены в табл. 1 и 2.

Таблица 1.

Общий план аудиторской проверки учета

 товарно-материальных ценностей.

Проверяемая организация                              ОАО «Машиностроительный завод»

Период аудита                                                  C 01.01.99.по 31.12.99.

Количество человеко-часов                            320

Руководитель аудиторской группы                Викторов И.Я.

Планируемый аудиторский риск                    4%

Планируемый уровень существенности        1. Качественно — соответствие

                                                                   нормативным актам

                                                               2. Количественно — 2%.

№ п/п

Планируемые виды работ

(комплексы задач)

Период проведения

Исполнители

1.

2.

3.

4.

1.

Аудит аналитического учета движения материальных ценностей на складах предприятия

Один раз в квартал

Викторов И.Я.

Соколова В.В.

2.

Аудит учета использования материальных ценностей, списания недостач, потерь и хищений

Один раз в квартал

Петрова И.В.

Соколова В.В.

3.

Аудит учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов

Один раз в квартал

Петрова И.В.

4.

Аудит сводного учета материальных ценностей

Один раз в квартал

Викторов И.Я.

5.

Проведение анализа использования материальных ценностей

Декабрь 1999

Викторов И.Я.

Соколова В.В.

Таблица 2.

Программа проведения аудита товарно-материальных ценностей

Проверяемая организация                              ОАО «Машиностроительный завод»

Период аудита                                                 С 01.01.02 по 31.12.02

Количество человеко-часов                            320

Руководитель аудиторской группы               Викторов И.Я.

Состав аудиторской группы                           Викторов И.Я., Соколова В.В.,

                                                                           Петрова И.В.

Планируемый аудиторский риск                   4%

Планируемый уровень                                    1. Качественно  —  соответствие

существенности                                                   нормативным актам

                                                                          2. Количественно — 2 %

№ п/п

Планируемые виды работ

(комплексы задач)

Период проведения

Исполнители

Рабочие документы аудитора

1.

2.

3.

4.

5.

1. Аудит аналитического учета движения материальных ценностей на складах предприятия

1.1.

Изучение организации хранения материальных ценностей (наличие весоизмерительных приборов, стеллажей и тары, состояние картотеки складских карточек

I квартал

Викторов И.Я.

Инструкция о приемке материалов, техпаспорта по весоизмерительным приборам, книги санитарного состояния складов

1.2.

Изучение организации пропускной системы при ввозе и вывозе материальных ценностей с предприятия

I квартал

Соколова В.В.

Петрова И.В.

Книга регистрации пропусков, сообщения работников охраны и кладовщиков

1.3.

Проверка полноты оприходования ценностей и правильность их оценки

В течении года

Соколова В.В.

Петрова И.В.

Таблицы сверки внутренних документов с документами поставщиков

1.4.

Установление соответствия данных складского учета данными бухгалтерского учета по складам, субсчетам и номенклатурным номерам материалов

В течении года

Соколова В.В.

Петрова И.В.

Оборотные ведомости, карточки складского учета

1.5.

Проверка полноты и качества инвентаризации производственных запасов

Декабрь 2002г.

Соколова В.В.

Петрова И.В.

Приказ о проведении инвентаризации, приказ об учетной политике, таблицы по данным инвентаризационных ведомостей

2. Аудит учета использования материальных ценностей, списания недостач, потерь и хищений

2.1.

Проверка операций по отпуску материальных ценностей в производство и на сторону на основе расходных документов

В течении года

Соколова В.В.

Расходные документы по учету материалов, счета-фактуры

2.2.

Проверка обоснованности списания отклонений в стоимости материалов на выпуск готовой продукции

Один раз в квартал

Соколова В.В.

Акты и другие документы на списание расхода материалов

2.3.

Проверка обоснованности списания хищений, недостач, потерь материальных ценностей

Декабрь 2002

Соколова В.В.

Акты на списание хищений, недостач, потерь

3. Аудит сводного учета материальных ценностей

4.1.

Проверка данных аналитического и синтетического учета по синтетическим счетам, субсчетам, направлениям затрат

Один раз в квартал

Викторов И.Я.

Сводные ведомости по расходу материалов, ведомости незавершенного производства, журнал-ордер №10

4.2.

Сверка данных бухгалтерских регистров и отчетности

Один раз в квартал

Викторов И.Я.

Баланс (ф.№1), приложение №5, разработочные таблицы, журнал-ордер №10

4. Проведение анализа использования материальных ценностей

5.1.

Выявление неиспользуемых материалов в течении отчетного года

Декабрь 2002

Соколов В.В.

Карточки складского учета, оборотные ведомости

5.2.

Выявление неиспользуемых материалов свыше одного и более лет

Декабрь 2002

Викторов И.Я.

Карточки складского учета, оборотные ведомости

Приведенные общий план и программа проверки используются для составления общего календарного плана и программы работ в целом по аудиту всех разделов и счетов учета, а также для определения общей (по договору с экономическим субъектом) трудоемкости и стоимости работ.[2]

Список использованной литературы

1.     Гражданский Кодекс РФ. Части 1 и 2.

2.     Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Прил. к Указу Президента РФ от 22.12.93 № 2263.

3.     Правило (Стандарт) аудиторской деятельности. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита. Протокол № 6 от 25.12.96.

4.     Аудит Монтгомери/Ф.Л.Дефлиз, Г.Р.Дженик, В.М.О’Рейлли, М.Б.Хирш; Пер. с англ. под ред. Я.В.Соколова.-М.: Аудит, ЮНИТИ, 2001.

5.     Аудит: Учебник для вузов/В.И.Подельский, Г.Б.Поляк, А.А.Савин, Л.В.Сотникова; Под ред. проф. В.И.Подольского.-М.: Аудит, ЮНИТИ, 2001.

6.     В помощь бухгалтеру и аудитору/справочно-методическое пособие/ Авт. -сост. Н.П.Барышников. Том 1,2 . Изд-е 3-е.- М.:Инфориационно-издательский дом “Филин”, 2002.

7.     Луговой В. Аудит организации учета основных средств. Газета “Экономика и жизнь” № 28, 29/94.

8.     Парушина Н.В. Аудит цикла выпуска и продажи готовой продукции// Аудиторские ведомости №11;№12, 2001г.

9.      Подольский В.И. Аудит. – М .2003. Юнити.

10.                        Русакова Е.А., Ибрагимов Н.А. Учет основных средств. - М.: Финансы и статистика, 2002.

11.                        Самоучитель аудитора и бухгалтера/Под ред. С.И.Поляновой.-М.: АКДИ “Экономика и жизнь”, 2001.

12.                        Суйц В.П., Смирнов Н.Б. Основы Российского аудита-М.: ИЦ “Анкил”, ИКЦ “ДИС”, 2000.


[1] Аудит Монтгомери/Ф.Л.Дефлиз, Г.Р.Дженик, В.М.О’Рейлли, М.Б.Хирш; Пер. с англ. под ред. Я.В.Соколова.-М.: Аудит, ЮНИТИ, 2001. С. 208.

[2] Самоучитель аудитора и бухгалтера/Под ред. С.И.Поляновой.-М.: АКДИ “Экономика и жизнь”, 2001. С. 195.