Содержание
Введение_________________________________________________________________________ 3
Глава 1. Общая характеристика и роль малого предпринимательства__________________ 4
1.1. Основные критерии определения малого предприятия______________________________ 4
1.2. Роль малого предпринимательства в развитии экономики___________________________ 5
Глава 2. Необходимые условия для развития малого предпринимательства в России______ 7
2.1. Государственное регулирование малого бизнеса___________________________________ 7
2.2. Финансирование, кредитование и налогообложение_______________________________ 13
Заключение______________________________________________________________________ 20
Литература_____________________________________________________________________ 22
Введение
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.
Малое предпринимательство как полноправный субъект экономики существует в России более десяти лет. На эти годы пришелся, пожалуй, самый трудный период – период становления, когда заново создавались нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в специфических малых формах, когда вырабатывались основные цели и первоочередные задачи государственной политики в области малого предпринимательства, разрабатывались механизмы реализации целевых установок.
Глава 1. Общая характеристика и роль малого предпринимательства
1.1. Основные критерии определения малого предприятия
В соответствии с Федеральным законом от 1995 г. (с изм. и доп. от 31.07.98 г.) № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" с изменениями и дополнениями от 31.07.98г. (статья 3) под субъектами малого предпринимательства понимают коммерческие организации, в уставном капитале которых доля других предприятий (юридических лиц), не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, а средняя численность персонала составляет не более, чел.: в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30, в оптовой торговле — 50, в промышленности — 100, в строительстве — 100, на транспорте — 100, в сельском хозяйстве — 60, в научно-технической сфере — 60, в других видах деятельности —50.
Средняя численность работников малого предприятия за отчетный период (квартал, год) определяется с учетом всех его служащих, в том числе работающих по договорам, а также в других обособленных подразделениях этой организации. В случае превышения заданной нормы численности предприятие лишается установленных льгот на срок этого нарушения, а также в течение последующих трех месяцев (статья 3).
Субъектами малого предпринимательства являются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли. В зарубежных странах к малому бизнесу, как правило, относят предприятия с численностью занятых от одного до 500 чел., при этом: от одного до 20 — это ремесленные, 20-100 — малые, 100-500 — средние предприятия. В Германии, например, действуют такие группировки малых предприятий: от 1 до 19, от 20 до 49, от 50 до 99, от 100 до 199, от 200 до 499 чел.
В Японии в зависимости от численности персонала разделяют семь групп предприятий: 1-4, 5-9, 10-29, 30-49, 50-99, 100-299 и 300-499.
В качестве критерия размера предприятия, кроме численности персонала, используют также объем капитала. Так, Белая книга по малым и средним предприятиям Японии относит компании с капиталом от 10 до 100 млн. иен к малым и средним, а с капиталом свыше 100 млн. — к крупным.[1]
1.2. Роль малого предпринимательства в развитии экономики
Основу рыночной экономики любой страны составляет малый бизнес, осуществляемый малыми предприятиями. Статистика показывает, что в развитых странах на долю их производства приходится более половины всей продукции.
Малые предприятия не требуют больших средств на свое создание. Они оперативно реагируют на колебания рыночной конъюнктуры, быстро и гибко перестраивают свою хозяйственную деятельность. Малый бизнес является питательной средой, необходимой для развития инициативы и предприимчивости, без которых не может быть полноценной, эффективной экономики, развитого общества. Большинство новых, прогрессивных идей, связанных с развитием бизнеса, появляется и реализуется на практике именно на малых предприятиях.
Из 2 млн. всех предприятий Германии 95% составляют малые и средние фирмы. На их долю приходится 65% рабочей силы, 57% национального дохода, 41% годового объема капиталовложений.
По расчетам Международной Федерации мелких и средних промышленных предприятий в среднем по 18 странам (с общей численностью занятых 30 млн. чел.), на долю малых и средних предприятий приходится свыше 30% капитальных вложений. Кроме того, в таких странах, как США, Германия, Великобритания, Италия, за счет малого бизнеса создаются две трети новых рабочих мест.
Наибольшую долю и значимость малый бизнес представляет в торговле. По характеру своей деятельности торговые предприятия, особенно магазины, торгующие товарами повседневного спроса, максимально приближены к покупателю. В связи с этим города, их районы и даже микрорайоны должны быть охвачены густой сетью мелких магазинов. Статистика США показывает, что если общее количество занятых в малом бизнесе здесь составляет 3 млн. 806 тыс. чел., то в розничной торговле их насчитывается 1 млн. 45 тыс. (27,5%), а в оптовой — 421 тыс. (11,1%).
В России при общем количестве малых предприятий около 1 млн. (85% из них — частные) на оптовую, розничную торговлю и занятых на общественное питание приходится свыше 40%, на строительство — 16, промышленность — 15, общую коммерческую деятельность по обслуживанию рынка — 6, науку и научное обслуживание — 6, транспорт и связь — два, сельское хозяйство — один и на другие отрасли экономики — около 10%. В настоящее время в малом бизнесе работают свыше 15 млн. чел. Диапазон вовлеченности трудоспособного населения в малый бизнес колеблется от 2% в Мордовии до 31% в Москве. Объем инвестиций малых предприятий составил 11% от общих инвестиций в стране. Согласно экспертным оценкам, в России малые предприятия в состоянии дать ежегодную прибыль в 500 млн. руб., а также ежегодные поступления в бюджет налога на добавленную стоимость более 83 млн. руб. Таких показателей можно достичь в случае передачи малым предприятиям безвозмездно или в льготную аренду пятой части тех основных фондов, которые не используются на данный момент крупными промышленными предприятиями1.
По данным Торгово-промышленной палаты РФ, в настоящее время отечественный малый бизнес становится надежной опорой стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Так, в Москве налоговые сборы с малых предприятий дают до 50% поступлений в городской бюджет, в Зеленограде — до 80%. В Самарской и Новосибирской областях такие показатели составляют соответственно 29 и 20%. По оценкам экспертов ТПП РФ, на один рубль государственных средств, вложенных в поддержку малого предпринимательства, включая незначительные налоговые льготы, страна получает от 20 до 100 рублей дополнительной продукции и услуг. На долю малого бизнеса приходится 10—12% валового внутреннего продукта страны, а также 9% продукции промышленности.
В целом же российский малый бизнес находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей реального рыночного хозяйства[2].
Глава 2. Необходимые условия для развития малого предпринимательства в России
При Правительстве РФ создан Совет по предпринимательству. Он призван обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным бизнесом. Последний и без того имеет достаточно каналов для общения с властью. А вот она малое предпринимательство вниманием не балует. Между тем проблем у малых предприятий немало.
Министерство экономического развития и торговли РФ подготовило доклад о состоянии МП по итогам I квартала 2000 года. Цифры неутешительные по сравнению с а6нологичным периодом 1999 года. Количество малых предприятий уменьшилось на 1,9 процента. А всего их сейчас в России 873,6 тысячи.
В мировой практике общепринятым показателем уровня развития предпринимательства является число малых предприятий на 1000 жителей. В странах Евросоюза и Японии этот показатель достигает 45—50 предприятий. В России он гораздо скромнее. Для того чтобы приблизиться к стандартам Евросоюза, малых предприятий в нашей стране должно быть не менее 5 млн.
В европейских странах на малых предприятиях занято около 70 процентов от общего числа работающих, доля малого бизнеса в ВВП — более 50 процентов. В России каждый из этих показателей не превышает 10 процентов.
Причины подобного положения в докладе названы, но они не новы — сложность получения банковского кредита и его высокая учетная ставка, неподъемная арендная плата, сложная н долгая процедура регистрации малых предприятий) трудности в получении юридического адреса, неразвитость структуры конкретные цифры налоговой нагрузки: 80 коп. и более с каждого рубля выручки легального бизнеса. В то же время реальные составляющие налогооблагаемой базы малых предприятий — объемы оборота, прибыль. фонд оплаты труда — точно неизвестны.
2.1. Государственное регулирование малого бизнеса
В странах с социально ориентированной рыночной экономикой государственная поддержка МП опирается на четкое законодательство. Созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы МП, следящие за выполнением намеченных правительством программ. Используются два варианта управления – законодательное установление домосрочных программ развития малого бизнеса и включение последнего составной частью в государственные экономические и социальные программы.
В России также сложилась и действует определенная система государственной поддержки МП. В июне 1995г. был создан основной координирующий орган: Государственный комитет РФ по поддержке и развитию МП – ГРКП. Однако основная часть проблем МП и его государственной поддержки решаются на уровне субъектов Федерации. Объясняется это заинтересованностью региональных властей в «собственном» малом предпринимательстве как средстве сглаживания острых социальных противоречий (в первую очередь резкого снижения уровня жизни и роста безработицы).
Более чем в десяти областях и республиках приняты соответствующие нормативно-правовые акты. Вместе с тем во многих регионах законы имеют декларативный характер, не разработан еще механизм их реализации.
В начале нынешнего года было решено разработать и внести в самое ближайшее время в Госдуму 24 правовых акта, так или иначе касающихся развития малого и среднего предпринимательства. По словам заместителя председателя комиссии Госдумы (сейчас лидера общероссийского общественно-политического движения «Развитие предпринимательства» и председателя комиссии Госдумы по ипотеке) Ивана Грачева было уже разработано три основных закона, которые охватили наиболее актуальные темы (проблемы) МП – налоги, административные барьеры и финансовую поддержку. Законопроекты, в частности, предусматривают отмену всех налогов с МП. Останется только налог с валового дохода в размере 5-10%. Инициативы законодателей поддержало антимонопольное министерство. Однако не все зависит от министерской поддержки. В окончательном варианте федерального бюджета на 2001 год не были записаны отдельной строкой расходы на финансовую поддержку малого и среднего бизнеса. Средства, предназначенные для этого, оказались внутри отдельных статей, и пришлось их от туда, что называется, вырывать. А это 150 млн. руб. Еще 50 млн. руб. должны были быть выделены из резервного фонда правительства. У фонда нет возможностей чтобы полноценно поддержать предпринимателей, как это предполагалось изначально. Одна из причин того, что 200 млн. руб. из 500-миллионного актива фонда оказались заморожены в банке «СБС-Агро», и еще неизвестно, удастся ли судебным исполнителям вернуть их в полном объеме. Поэтому пока фонд собирается активно заняться поиском внешних финансовых источников и готов выделить лишь 40 млн. руб. для федеральной программы развития малого бизнеса на 2001-2002 годы.
Госдума одобрила Федеральную программу господдержки МП на 2000-2001гг. Целью программы является обеспечение благоприятных условий для развития МП на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. В результате реализации мероприятий программы предполагается увеличить к концу 2002г. количество рабочих мест в сфере МП до 8,5 млн. единиц. По завершении мероприятий программы общий вклад МП в объем внутреннего продукта увеличится до 12%.
В принципе целевое программирование, на котором должны основываться программы государственной поддержки МП как федерального, так и регионального уровня, предполагает точное выполнение каждого мероприятия программы в установленные сроки. В рыночных условиях для программы такого типа обычно предполагается возможность отклонения от точного выполнения, но не более чем на 5-10% в зависимости от общей численности конъюнктуры. Однако в российских условиях из-за сложностей с финансированием нередко становится вопрос об отказе от обязательности в подготовке и реализации программ замене обязательности полной индикативностью (рекомендательностью).
По решению II съезда предпринимателей и поручению Правительства РФ 5 августа 2000г. было принято постановление № 581 «О Совете по предпринимательству при Правительстве РФ», цель которого обеспечить эффективное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и субъектов предпринимательской деятельности.
Большое значение для развития МП имеет разработка республиканских, областных и местных программ, реализация которых способствует созданию необходимых организационно-хозяйственных, нормативно-правовых, финансовых и отчасти социально-экономических условий. Они, как правило, являются составной частью программ социально-экономического развития данной территории и служат инструментом управления формированием малого бизнеса. В целом осуществление таких программ позволило организовать рыночную инфраструктуру малого бизнеса, ориентировать предпринимательство на решение приоритетных проблем, расширить сферу предпринимательства за счет разгосударствления и приватизацию собственности местных органов власти, создать экономический механизм территориального регулирования предпринимательской деятельности.
Не менее важной проблемой является помощь в образовании финансовых и инвестиционных ресурсов малого бизнеса. Большое значение здесь имеет создание ипотечных банков, тендерных центров, страховых, депозитных и инвестиционных (центров) компаний малого бизнеса. Например, тендерные центры малого бизнеса объединяют материальные, финансовые и интеллектуальные средства для расширения рынка движимого и недвижимого имущества, развития залогового механизма и получают при этом прибыль, налоги с которой пополняют государственный бюджет. Страховые компании начинают формировать рынок страховых услуг, что повышает надежность залогового механизма. Инвестиционные компании активно включаются в освоение рынка ценных бумаг и используют возможности депозитных компаний в вопросах обращения ценных бумаг, формируют соответствующие инфраструктурные возможности для МП.
Весомый вклад в систему государственной поддержки малого бизнеса вносят лизинговые компании. Они созданы при министерствах, ведомствах в различных отраслях народного хозяйства. Ряд лизинговых компаний специализируются на поддержке МП. Во многих субъектах Федерации образуются специализированные лизинговые компании (Москва, Нижний Новгород, Белгород, Воронеж, Орел, Владимир, Краснодар, Республика Татарстан, Иркутск, Ханты-Мансийск и др.)
Сформированы основы правового обеспечения лизинга. Ф1995 г. приняты постановление правительства «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» и «Временное положение о лизинге», которые приравняли лизинг к инвестиционной деятельности создало минимальную нормативную базу лизинговых операций. Ведется активная работа над проектом закона о лизинге.
Получив посредством лизинга доступ ко многим видам новейшего дорогостоящего оборудования, производители могут осуществлять ускоренное обновление производства на основе последних достижений науки и техники. Лизинг, являющийся по существу финансовой, банковской деятельностью, дает высокую прибыль, а предпринимателю позволяет свободнее маневрировать финансовыми средствами. Широкое распространение получили три вида лизинга: с денежным платежом; компенсационный лизинг с платежом в форме товаров, произведенных на данном оборудовании, или в форме встречной услуги; лизинг со смешанной формой платежей.
Учитывая высокую результативность лизинга в сфере малого бизнеса, государство оказывает ему поддержку. В 1996 г. впервые было выделено 120 млрд. руб. для помощи малым предприятиям, пользующимся лизинговыми услугами1.
Государство может оказывать существенную помощь малому бизнесу и в обеспечении инвестиционными ресурсами. Причем речь идет не о выделенных денежных средств, которых у государства нет, а о предоставлении предпринимателям на определенных условиях части государственной собственности. Например, ее можно не выставлять на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен отдаваться экономическим работам с благоприятным предпринимательским климатом.
Привлечение средств частных инвесторов в малый бизнес и сведение их рисков к минимуму возможны только при использовании специализированных фондов и соответствующего законодательства, регулирующего их деятельность. Одним из основных источников средств в федеральных и территориальных фондах могут стать капиталы частных инвесторов, аккумулируемые через облигационные займы. Однако облигации под малый бизнес не будут ликвидными, а следовательно, и привлекательными для частных, особенно иностранных инвесторов, если малые предприятия не получат налоговых льгот. В противном случае доходность (ликвидность) возможна на основе финансовых пирамид.
Для оценки уровня привлекательности инвестиций целесообразно создать банк данных по предприятиям различных форм собственности. Основой этого банка должна стать бизнес-карта, которая будет источником информации об имеющихся возможностях и условиях инвестирования в создании новых предпринимательских структур в каждом субъекте Федерации, о неиспользуемых производственных мощностях, объектах незавершенного строительства, о транспортной инфраструктуре, свободных трудовых ресурсах.
Одним из элементов целенаправленной политики в сфере МП может быть обеспечение ее тесной связи с процессом приватизации. В программе приватизации необходимо учесть возможности участия малого бизнеса. Доходы от приватизации нужно направлять не только в федеральный фонд поддержки МП, но и в аналогичные территориальные фонды, которые могли бы получать примерно 20% дохода от реализации муниципальной собственности. Кроме того, как один из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их преобразования в систему (объединение) малых предприятий.
Важная задача – создание более благоприятных условий для привлечения иностранного капитала к участию в процессе приватизации путем обеспечения соответствующих гарантий и льгот МП, включая предоставление права на владение контрольным пакетом акций.
Актуальной является организация на приграничных территориях и межгосударственных консалтинговых структур (бизнес-центров). Целесообразность создания подобных структур должна быть основана при подготовке соответствующих межправительственных соглашений, таких же, как формирование финансово-промышленных групп. Необходимо обеспечить режим наибольшего благоприятствования для этих структур. В частности, стоит подумать о принятии соответствующих нормативных актов, которые способствовали бы деятельности бизнес-центров.
Особую государственную помощь следовало бы оказывать малым предприятиям, действующих в сфере высоких технологий, поскольку они располагают значительным инновационным потенциалом. Важное значение имеет и интеграция малых предприятий в производственные сети более мощных экономических структур, причем особую роль здесь могли бы сыграть финансово-промышленные группы. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для МП, особенно в случаях, когда финансово-промышленные группы действуют и на внешних рынках.
В России, учитывая недостаточное развитие предпринимательства и низкий уровень инновационных стимулов, следует уделить особое внимание разработке законодательных актов, регламентирующих деятельность технопарков, а также национальной программы в области инновационной политике с учетом конверсии. Технопарки осуществляют экспертизу и отбор инновационных предложений, научно-технических проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий, а также оценивают рисковость этих предложений, оказывают содействие в проведении научно-исследовательских работ и передачи их результатов в производство. Кроме того, они предоставляют малым инновационным фирмам производственные площади, оборудование для выполнения научно-исследовательских работ, предлагают юридические, финансовые, маркетинговые, хозяйственные и иные услуги, содействуют правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности.
Создание технопарков требуют участия не одного, а нескольких регионов. Необходимы не только усилия предпринимательских, научных и аналитических кругов, нужна активная работа соответствующих структур субъектов Федерации, их экономических ассоциаций. Для развития производственной и инновационной инфраструктуры МП необходимы соответствующая кадровая база, использование высоко эффективных форм отбора и подготовки предпринимателей и государственных служащих с применением современных треннинговых методов, использование кооперативных и командных форм организации бизнеса.
Результативность системы государственной поддержки МП во многом обусловлено деятельностью информационно-аналитических центров, которые представляют соответствующие сведение в Москву и получают из нее федеральные данные. Аналитическая информация центров используется предпринимателями при защите от риска, подготовке и принятии управленческих решений и др. Государственная поддержка должна проявляться и через содействие созданию соответствующих общественных организаций в сфере малого бизнеса. Они обеспечивают взаимодействие между предпринимателями в различных регионах и по обмену опытом, выявлению общих болевых точек помогают согласовывать действия по защите прав предпринимателей в органах законодательной и исполнительной власти.
Значительную помощь МП оказывает и Торгово-промышленная палата с сетью ее региональных филиалов и собственной инфраструктурой в России и за рубежом. Большую работу проводят и учебно-деловые центры, школы бизнеса, консультационные центры и аудиторские конторы, которые подготавливают кадры для сферы бизнеса.
Одним из методов поддержки МП может стать организация территориально-производственных зон. Они формируются на базе предприятий оборонных отраслей промышленности с целью размещения на их площадях малых предприятий, использующих незагруженные производственные мощности. Главным координатором работы в зоне выступает совет, действующий на общественных началах. Основными его задачами является обеспечение условий для эффективного использования незагруженных мощностей, сохранение рабочих мест путем координации и контроля производственной деятельности.
Обобщая вышесказанное, целесообразно осуществить следующие меры по дальнейшему развитию МП:
1. укрепить законодательную базу МП, устранив прежде всего те административные препоны, которые сдерживают его деятельность, препятствуют свободному перемещению товаров и услуг;
2. ускорить принятие субъектами Федерации законодательства о земле, активнее проводить земельную реформу, что позволит предпринимателю с большей гарантией вкладывать средства в аграрный сектор;
3. предоставить определенные льготы финансовым структурам, выделяющим кредиты предпринимателям, что расширит их финансовую базу;
4. активнее внедрять учебно-методические программы с целью подготовки и переподготовки специалистов в области управления коммерческими организациями, а также индивидуальных предпринимателей.
2.2. Финансирование, кредитование и налогообложение
Реализация экономического потенциала малых предприятий во многом зависит от возможностей и условий их финансирования. Речь идет прежде всего о структуре финансовых источников, важное значение в которой имеет соотношение собственных и заемных средств. Малый бизнес характеризуется низкой долей собственного капитала и высокой долей заемного. Согласно российскому законодательству, финансирование малых предприятий осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников. В качестве внешних источников финансирования используются бюджетные средства, целевые кредиты, средства внебюджетных некоммерческих фондов, долгосрочные кредиты коммерческих банков, средства негосударственных фондов (пенсионных, страховых и др.), средства от эмиссии акций предприятий и др. Основными внутренними источниками финансирования малых предприятий являются прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности и т.п.
Наиболее высокую долю средств для реализации инвестиционных проектов малых предприятий выделяют банковские учреждения, а наименьшую – Федеральный фонд поддержки предпринимательства. Следует отметить, что до последнего времени проводилась политика паритетного финансирования проектов малых предприятий. Гарантии банков, выступавших агентами при прохождении платежей, становились надежной формой обеспечения возвратности кредита.
Существование у банков высокие риски выдачи ссуд под залог или на приобретение недвижимости тем не менее не мешают некоторым из них оказывать услуги по выдаче кредитов под залог недвижимости.
Собственные средства-малых предприятий на инвестиционные цели создаются за счет прибыли и амортизационных отчислений. Федеральное правительство законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ предоставлено малым предприятиям право применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства (обращения)в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных средств. Дополнительно малые предприятия в первый год функционирования могут списывать в качестве амортизационных отчислений 50% первоначальной стоимости основных средств со сроком службы свыше 3 лет1.
Финансовая поддержка малого предпринимательства должна носить стимулирующий и выборочный характер. Стимулировать прежде всего жизнеспособные хозяйственные структуры, деятельность которых отвечает целям и направлениям социально-экономической политики. Поддержка не должна принимать форму основного источника увеличения дохода и повышения рентабельности. В поддержке малых производственных и инновационных предприятий, сочетающих стадии старта и развертывания деятельности, государство должно переходить от предоставления прямых льготных кредитов, имеющих низкую степень возвратности, к выдаче адресных поручительств, гарантий. Они являются более эффективным средством использования финансовых ресурсов и привлечения частных инвестиций. Практика показывает, что на 1 руб. гарантийного фонда можно привлечь 3-5 руб. частных кредитов2.
Государственную политику стимулирования малого предпринимательства надо проводить с учетом приоритетности главных направлений сферы производства. Такой механизм будет стимулировать перелив капитала в производство. Российская же налоговая система одинакова и для производителя и для посредника. И пока не будет устранен этот парадокс, бегство капитала малого бизнеса из производства в сферу обращения не прекратится.
Необходимо также резко понизить процентную ставку по банковским кредитам в системе как Центробанка России, так и коммерческих банков. Размер ставки должен быть дифференцирован по принципу: минимальная (к примеру, 10% годовых) - по долгосрочным кредитам, используемым в инвестиционных целях, вдвое - второе выше - по краткосрочным в производство, еще выше - на прочие нужды и для посреднических операции. Производство станет более привлекательной сферой для вложения денег, чем перепродажи и спекуляция.
Одним из основных направлений финансовой поддержки, способствующих развитию малого бизнеса, является система льготного налогообложения. Действующим налоговым законодательством предусмотрен довольно широкий спектр льгот по налогообложению субъектов малого предпринимательства. Наряду с общими для всех предприятий и организаций налоговыми льготами для определенной категории малых предприятий существуют и специальные по налогу на прибыль, на добавленную стоимость и на имущество.
Ряд льгот получили банки и страховые компании, финансирующие малый бизнес. Так, банки, предоставляющие не менее 50% общей суммы кредитов малым предприятиям, работающим в приоритетных направлениях, и страховые компании, которые не менее 50% страховых взносов за отчетный период получили от страхования имущественных интересов малых предприятий, уплачивают налог на прибыль по ставке, сниженной в полтора раза.
По налогу на имущество. В течение одного года после регистрации не облагается имущество новых малых предприятий за исключением тех, которые созданы на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их структурных подразделений. Не облагаются этим налогом предприятия и организации агропромышленного комплекса, а также крестьянские (фермерские) хозяйства как предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.
Указанные льготы создают определенные экономические преимущества для функционирующих, прежде всего для вновь создаваемых малых предприятий. Однако по-прежнему ставки налогов в этом секторе слишком высоки и не стимулируют успешную работу, особенно в сфере производства. В настоящее время на налоги уходит около 64% всего дохода предприятия. В то же время мировая практика показывает, что уровень налоговых изъятий в 45% дохода является той границей, за которой под угрозой оказывается даже простое воспроизводство1.
Надо отметить, что ряд положений закона о государственной поддержке малого предпринимательства, относящихся к льготам в налоговой сфере, весьма выгоден для предпринимателей. В частности, предусмотрено, что в течение первых четырех лет с момента регистрации малого предприятия налоговая база не пересматривается, если после регистрации она для него меняется в худшую сторону. Предприятие будет платить налоги в размере, установленном на момент регистрации. Если налоговые ставки в это время снижаются, то оно будет платить налоги по сниженным ставкам. Таким образом, создаются некоторые налоговые гарантии начинающим предпринимателям1.
Важной мерой либерализации налоговой системы является вступление в силу в январе 1996 г. федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для су6ъектов малого предпринимательства"2. Такая система вводится наряду с действующими нормами налогообложения и регулирования деятельности субъектов малого бизнеса. Закон допускает добровольный переход этих хозяйствующих субъектов на упрощенную систему налогообложения. Она заключается в следующем. Вместо всех основных налогов и сборов (федеральных, региональных и местных) налогоплательщик обязуется уплачивать единый налог, начисляемый по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. При этом сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, госпошлины, налога на приобретение автотранспорта, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
Объектом обложения единым налогом является совокупный доход. Законом установлены предельные ставки единого налога: если объектом обложения налогом является совокупный доход - 10% от дохода в федеральный бюджет и до 20% в бюджет субъекта Федерации и местный бюджет; если объектом является валовая выручка - 3,33 и 6,67% соответственно. При этом органы государственной власти регионов вправе устанавливать вместо указанных объектов обложения и ставок расчетный порядок определения единого налога. Вправе эти органы устанавливать и льготы, если они не затрагивают интересов Федерации.
В соответствии с принятым законом налогооблагаемая база малых предприятий возросла в 1,5-2 раза. Пользоваться единым налогом на выручку выгодно прежде всего тем, у кого норма прибыли максимально высокая, а затраты относительно низкие. Обложение этим налогом дохода выгодно, в частности, предприятиям, у которых низкие затраты на оплату труда, в первую очередь тем, кто использует неквалифицированный труд. Напротив, в наукоемких областях экономики, где требуются высококвалифицированные (и высокооплачиваемые) работники, переход на единый налог не эффективен.
Право перейти на единый налог возникает при условии, что в течении года, предшествующего кварталу, в котором подано заявление на применение упрощенной системы, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил 100 тыс. минимальных зарплат.
Важнейшее условие формирования благоприятного налогового климата заключается не только в ослаблении налогового бремени, но и в изменении структуры налогов. Речь идет об общем снижении уровня налогообложения при увеличении доли рентных налогов (налогов на недвижимость и т. д.) и уменьшении доли трансакционных налогов (НДС, налогов от реализации), унификации санкций за неуплату налогов.
Одновременно с субсидиями, кредитными и налоговыми льготами поддержка мелкого бизнеса возможна по следующим двум направлениям.
Первое. Интеграция малых предприятий и фирм в производственные сети более мощных экономических структур, а именно, финансово-промышленных групп. Это обеспечило бы гарантированные рынки сбыта для мелкого бизнеса.
Второе. Самостоятельное завоевание рыночных ниш малыми предприятиями. В данном направлении особенно важна государственная поддержка в соответствии с приоритетами промышленной политики в целом. Государственная поддержка должна оказываться в первую очередь малым предприятиям и фирмам, обладающим значительным инновационным потенциалом и имеющим реальные возможности роста.
Главными инструментами такой поддержки могут стать: создание специализированных государственных фондов по страхованию инвестиционных рисков малого бизнеса; становление агентских отношений с коммерческими банками, которые осуществляли бы мониторинг конкурентоспособности предприятий малого бизнеса, кредитование их оборотного капитала и инвестиционных проектов под гарантии правительства; отладка гибких механизмов сертификации продукции и распространения достоверной информации о мировых стандартах на те или иные изделия.
Опыт поддержки и развития этого сектора экономики в большинстве регионов России свидетельствует о важности разработки и реализации в субъектах Федерации программ поддержки малого предпринимательства. В настоящее время подавляющая часть регионов разработала такие программы. Наряду с федеральными средствами для реализации программ привлекаются средства местного бюджета, самих предпринимателей, а также другие источники. Основным каналом финансового содействия развитию малого бизнеса является соответствующая система фондов - Федерального и региональных.
Недостаток финансовых ресурсов для реализации мероприятий и проектов, включенных в региональные программы, может быть дополнен набором уже имеющихся механизмов и средств. К ним следует отнести: страховые, залоговые и гарантийные фонды; льготы по налогам на прибыль в инновационной сфере; эластичную систему кредитных ставок в зависимости от значимости и приоритетности проекта; развитие системы взаимного кредитования, ипотечного кредитования; участие малых предприятий в производстве продукции по госзаказам и др1.
Шире должна применяться практика венчурного финансирования. Для этого надо разработать Положение о венчурных фондах, в котором должно быть зафиксировано участие государства в таких фондах, например, путем внесения 25% государственных средств в венчурный капитал, предназначенный для финансирования малого предпринимательства. Необходимо обеспечить стабильные источники финансирования, мер государственной поддержки малого предпринимательства, в размере не менее 0,5% доходной части федерального бюджета.
Для поддержки и развития МП банки должны устанавливать ставку по кредитам для фирм в пределах 25% годовых и срок возврата кредитов исходя из специализации предприятий - не ниже 3 лет.
В целом следует подчеркнуть, что необходима активизация государственной поддержки в сфере кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Центр тяжести при решении этих проблем надо переносить на региональный и муниципальный уровни, четко разграничив сферы компетенции и подведомственности, Поддержку малого предпринимательства на федеральном уровне целесообразно ограничить определением общефедеральных приоритетов, формированием необходимого фонда финансовых ресурсов за счет средств федерального бюджета, разработкой и обеспечением реализации единых принципов организации помощи малым предприятиям по всей территории страны1.
Заключение
В процессе деятельности своей над своей курсовой работой я провел комплексное исследование методологических, теоретических и практических аспектов малого бизнеса и сделала вывод, что МП – неотъемлемый элемент современной рыночной схемы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
На сегодняшний день сектор малого предпринимательства уже не характеризуется такими бурными темпами роста, какие наблюдались в начале 90-х годов.
Малый бизнес России, несмотря на огромный потенциал, все еще не стал стратегическим фактором социально-экономического возрождения страны, что явится прямым следствием недальновидности политики, проводимой федеральными властями.
Основными факторами ухудшения ситуации в сфере малого предпринимательства по оценкам предпринимателей, являлись нехватка собственных денежных средств, неплатежеспособность потребителей продукции, нестабильность правовых норм и налоговой политики, недостаточное развитие рынков сбыта, а также рынков сырья и материалов.
Сами малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности МП активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более чем половина МП неторгового профиля помимо основной деятельности занимается еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.
Ясно, что МП – дело государственное.
А раз так, то и заниматься им должны не только и не столько отработавшие, а кое-где и скомпрометировавшие себя институты поддержки. Следует уже сейчас поднять роль советов по предпринимательству при главах субъектов РФ, тогда они вполне смогут стать, во-первых, формой постоянного диалога малого бизнеса и власти на местах и, во-вторых, элементом вертикали.
Эта проблема должна быть в ряду приоритетных задач Министерства экономического развития и торговли России. И именно ему, отвечающему за стратегическое планирование развития страны, и необходимо предметно заняться МП. Развитие МП, несомненно, дин из приоритетов в деятельности Госсовета РФ. На его заседании целесообразно обсудить вопрос о состоянии и развитии МП.
Только такой уровень обеспечит реализацию этого вопроса как вопроса стратегического, имеющего прямую связь с экономическим ростом в стране Нужна лишь политическая воля.
Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса. Целесообразно законодательно установить для малых предприятий единый налог в размере 30%. Это позволит создать благоприятную среду для функционирования предпринимателей, снизит степень социально-политической нестабильности в обществе. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности МП в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволит перейти к четвертому этапу по-настоящему рыночного развития российского малого предпринимательства.
Литература
- Федеральный закон от 14.07.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». В ред. от 31.07.98.
- Федеральный закон от 29.12.1995г. №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
- Программа государственной поддержки МП на 2001-2002.
- Андреев И.М. О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности // Налоговый вестник. - 2001. - №2. С 17-20.
- Архиев А.О. Становление механизма реализации потенциала малого предпринимательства // Внешнеэкономический бюллетень. – 1999 - № 7. С. 24-27.
- Виленский Л. Почему не востребован малый бизнес в России // Бизнес для всех. - 2000. - № 2. С. 34-37
- Дипломатический лизинг для малого бизнеса // Учет, налоги, право. - 2001. - № 23. С. 23-25.
- Дымов Т. Малые предприятия в капкане аренды // Малое предприятие. - 2001. - № 1. С. 12-18.
- Иванова Л. Есть ли потенциал у малого предпринимательства // Малое предприятие. - 2000. - № 1. С. 30-36.
- Каретников М.В. Государственное регулирование экономики. Челябинск. - 1998.
- Крайний В. Большая борьба малого бизнеса // Финансовая Россия. - 2000. - № 12. С. 7-15.
- Ксенофонтова Н., Шуткин А. Лизинг как альтернатива имущественной поддержки малого предпринимательства // Финансовая газета. - 2000. - № 2. С. 23-30.
- Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА – М, 1998.
- Павлюк Н. Работодателей много, а дел-то нет. // Экономика и жизнь. - 2001. - № 4. С. 5-19
- Подпорин Ю. Малых не становится больше. // Экономика и жизнь. - 2001. - № 6. С. 32-39.
- Предпринимательство: Учебник/ под ред. М.Г. Лапусты – М.: ИНФРА – М, 2000. – (Серия «Высшее образование»).
- Проект Программы Общероссийской политической обществой организации «Отечество» О развитии малого и среднего предпринимательства России // Малое предприятие. - 2000. - № 10. С. 21-25
- Цуканов И. Льготный режим для честного бизнеса // Российская газета. - 2001. - № 20. С. 34-38
[1] Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА – М, 1998. –с.39-41.
1 Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1998.- с.-43-48.
[2] Подпорин Ю. Малых не становится больше. // Экономика и жизнь. - 2001. - № 6. – с. 32-34.
1 Дипломатический лизинг для малого бизнеса // Учет, налоги, право. - 2001. - № 23. С.37-39.
1 Андреев И.М. О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности // Налоговый вестник. - 2001. - №2. С. 17-21
2 Подпорин Ю. Малых не становится больше. // Экономика и жизнь. - 2001. - № 6. С. 23-24.
1 Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – М.: Юрайт-М, 2001. – с. 263-265.
1 Цуканов И. Льготный режим для честного бизнеса // Российская газета. - 2001. - № 20. – с. 15-20.
2 Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – М.: Юрайт-М, 2001. – с. 263-265.
1 Подпорин Ю. Малых не становится больше. // Экономика и жизнь. - 2001. - № 6. С.23-27.
1 Подпорин Ю. Малых не становится больше. // Экономика и жизнь. - 2001. - № 6. С.20-23.