Содержание

1. Источники финансирования природоохранных мероприятий, их краткая характеристика. 3

2. Формирование и использование экологических фондов. 5

3. Использование бюджетных средств и др. источников в целях охраны окружающей среды в регионе, на предприятии. 11

Список литературы. 15

1. Источники финансирования природоохранных мероприятий, их краткая характеристика.

Реализация программы основана на следующих экономи­ческих принципах:

• самофинансирование, т.е. предприятия и основной по­требитель их специфической продукции — государство, являющиеся основным источником негативного воздей­ствия на природную среду, несут значительную часть зат­рат по их нейтрализации в рамках программы;

• территориальность, т.е. наибольшую часть затрат берет на себя областной и городские бюджеты;

• экономическую ответственность, связанную с системой санкций за нарушение сроков и качества выполнения ме­роприятий программы.

Дополнительным источником средств для реализации про­граммы могут быть страховые фонды, создание которых разре­шено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 661 "О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации про­дукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результа­тов, учитываемых при налогообложении прибыли":

• разрешить организациям, начиная с 1 января 1996 г., со­здавать страховые фонды (резервы) для финансирования расходов, связанных со страховыми рисками (как-то: пре­дупреждение и ликвидация последствий аварий, пожа­ров, стихийных бедствий, экологических катастроф и др. чрезвычайных ситуаций);

• установить, что размер отчислений на указанные цели, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), не может превышать 1% объема реализуемой продукции.[1]

Источником средств для реализации программы может быть также предоставление предприятиям, расположенным на терри­тории области, инвестиционного налогового кредита в пределах сумм, зачисляемых в федеральный бюджет. Предоставление указанного инвестиционного налогового кредита осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ "Об инвестиционном налоговом кредите

Для увеличения поступлений средств необходима сис­темная организационная и методическая работа облкомэкологии с природопользователями. Так, введение экономического механизма природопользования в Самарской области уже сей­час дает положительные результаты. Этот механизм регулиру­ется постановлениями и решениями органов представительной и исполнительной власти. Данными постановлениями предус­матривается утверждение коэффициентов экологической ситу­ации в области и отдельных городах, вводятся льготы для раз­личных категорий природопользователей, определяется порядок внесения платежей.

В настоящее время число природопользователей, имею­щих источники загрязнения природной среды, в области уве­личилось с 700 до 14000, что соответствует почти 100%-ному охвату природопользователей и позволяет увеличить взимание платы в 25 раз с момента внедрения экономического механиз­ма природопользования.

Таким образом, практически все возможности и резервы финансирования настоящей программы со стороны области, городов и предприятий использованы.

Проведение программных мероприятий требует значитель­ных инвестиций из различных источников финансирования, включая бюджеты - федеральный, областной, районные (город­ские), экологические фонды, кредиты и займы, средства пред­приятий.

2. Формирование и использование экологических фондов.

Для решения неотложных природоохранных задач, восста­новления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных задач создан Федеральный экологический фонд РФ. Исполнительным орга­ном Фонда является исполнительная дирекция.

Федеральный экологический фонд РФ взаимодействует с экологическими фондами субъектов РФ, местными экологиче­скими фондами в целях реализации федеральных и иных эко­логических программ и проектов.[2]

Порядок взаимодействия Федерального экологического фон­да РФ и территориальных внебюджетных экологических фондов определяется соглашениями (договорами).

Федеральный экологический фонд РФ может создавать отде­ления, филиалы и иные обособленные подразделения.

Доходы Федерального экологического фонда РФ формиру­ются в основном за счет 10%-ных отчислений территориальных экологических фондов.

Средства Федерального экологического фонда используются на:

•долевое участие в разработке и реализации имеющих фе­деральное значение программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;

•научно-технические исследования, разработки, внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;

•участие в финансировании строительства, реконструкции природоохранных объектов, осуществляемых предпри­ятиями и организациями;

•осуществление мер по воспроизводству природных ресурсов, нанесших ущерб в результате загрязнения природной среды;

•выплату в установленном порядке компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненного их здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воз­действиями на окружающую природную среду;

•развитие экологического воспитания и образования. Использование средств Федерального экологического фонда осуществляется в направлениях, предусмотренных бюджетом Фонда на текущий год, и в соответствии со сметами расходов. Например, в законе по бюджету 2004 г. они направлены на: фи­нансирование федеральных целевых экологических программ, субсидии на прочие природоохранные мероприятия, обеспече­ние мониторинга загрязнения окружающей среды, обеспечение специнспекций и спецморинспекций, содержание дирекции фонда и ее филиалов.

Передача средств под конкретные природоохранные меро­приятия осуществляется на основании договоров.

Средства Федерального экологического фонда не могут быть использованы на цели, не связанные с природоохранной дея­тельностью. Контроль за финансовой деятельностью Федераль­ного экологического фонда осуществляет ревизионная комис­сия, образуемая Коллегией Госкомприроды РФ.

Средства территориальных экологических фондов образуются за счет средств, поступающих от предприятий и граждан в виде:

•90%-ной платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняю­щих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, другие виды загрязнения (радиоактивные, шумо­вые и т. д.);

•сумм по искам о возмещении вреда, штрафов за экологи­ческие правонарушения;

•средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства, незаконно добытой с их помощью продук­ции и др.

Платежи за загрязнение окружающей среды взимаются за сле­дующие виды вредного воздействия:

•выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стацио­нарных и передвижных источников;

•сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подзем­ные водные объекты;

•размещение отходов;

•другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, элек­тромагнитные и радиационные воздействия и т. п.).

Эти платежи вносят предприятия, учреждения и организации — природопользователи. Плата за загрязнение призвана компен­сировать экономический ущерб от выбросов и сбросов, включая затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов, и стимулировать снижение или поддержание уровня загрязнения среды в пределах нормативов.[3]

При расчете платежей за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия используют два вида базовых нормативов: в пределах допустимых нормативов и в пределах установленных лимитов (временно со­гласованных повышенных нормативов).

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ин­гредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воз­действия с учетом степени опасности для окружающей природ­ной среды и здоровья населения. Они определяются как произ­ведение установленного удельного экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах допусти­мых нормативов или лимитов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для окружаю­щей природной среды и здоровья населения и на коэффициен­ты индексации платы.

Показатели относительной опасности веществ рассчитывают­ся как единица, деленная на среднесуточную предельно допус­тимую концентрацию (ПДК).

Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются как произведение удельных затрат на размещение единицы (массы) отхода IV класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов, и на коэффициент индексации платы. Дифференцированные ставки платы за загрязнение природной среды рассчитываются умножением базовых нормативов платы на повышающие коэффициенты экологической ситуации и эко­логической значимости состояния атмосферы воздуха и водных бассейнов на территории субъекта Федерации. Например, коэффициенты экологической значимости состояния водных объектов по районам Тульской области колеблются от 1,15 до 1,21, а коэффициент экологической значимости состояния атмо­сферного воздуха по всей территории области равен 1,9.

1) Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину различ­ных видов загрязнения и суммирования полученных произведе­ний по видам загрязнений.

2) Плата за загрязнение природной среды в пределах уста­новленных лимитов определяется путем умножения соот­ветствующих ставок платы на разницу между лимитными и пре­дельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих ве­ществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воз­действия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Разница между лимитными и предельно допустимыми вы­бросами, сбросами и объемами размещения значительно больше, чем предельно допустимые их значения. Плата за сверхли­митное (сверхнормативное) загрязнение окружающей природной среды исчисляется путем умножения соответствующих базовых ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов (нормативов) на величину превышения фактической массы вы­бросов, сбросов, объемов размещения отходов и уровней вред­ного воздействия над установленными лимитами (нормативами) и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффи­циент. В случае отсутствия у природопользователя разрешения на сброс, выброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверх­лимитная. То же имеет место при загрязнении окружаю­щей природной среды в результате аварии по вине природопользователя.[4]

Размер платежей природопользователей рассчитывается как сумма всех платежей за загрязнение в пределах нормативов, ли­митов и сверхлимитного загрязнения. Плановый годовой размер платежей за загрязнение (с разбивкой по кварталам) определяет­ся природопользователем и утверждается им по согласованию с Комитетом по охране природы субъекта Федерации до 1 апреля текущего года. Средства, взимаемые за загрязнение окружающей среды, перечисляются природопользователями в бесспорном по­рядке в размере 90% на специальные счета территориальных экологических фондов и 10% — в целевой бюджетный фонд фе­дерального бюджета.

Поступающие средства аккумулируются на счетах экологиче­ских фондов субъектов РФ и в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды» распределяются в следующем порядке:

•60% средств — на реализацию природоохранных меро­приятий местного (городского, районного) значения с за­числением соответствующих сумм на счета городских, районных экологических фондов;

•30% средств — в распоряжение экологических фондов субъектов Федерации РФ для финансирования мероприя­тий соответствующего значения;

•10% средств — в Федеральный экологический фонд на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.

3. Использование бюджетных средств и др. источников в целях охраны окружающей среды в регионе, на предприятии.

В федеральном бюджете на 2004 г. предусмотрены ассигнования в сумме 10807,7 млн. руб. на финансирование мероприятий, связанных с улучшением охраны окружаю­щей среды или с ростом против 2003 г. на 1048,9 млн. руб., или на 10,7%. Указанные средства предполагается напра­вить на осуществление государственного экологического контроля, мониторинга, организацию и содержание госу­дарственных природных заповедников и национальных пар­ков, государственных инспекций по маломерным судам.

Для выполнения задач, возложенных на МПР России по обеспечению сохранности, воспроизводства и неистощительного использования лесных ресурсов, в федеральном бюджете 2004 г. предусмотрены ассигнования в объеме 6325,8 млн. руб.

Указанные бюджетные ассигнования позволят в значи­тельной мере решить вопросы по финансированию лесного хозяйства, и в первую очередь мероприятий по тушению лесных пожаров, финансирование которых начиная с 1998 г. предусматривается в плановом порядке как отдельный вид расходов (объем ассигнований на 2004 г. — 970,3 млн. руб.).

На 2004 г. выделяются ассигнования в сумме 1041,0 млн. руб. на берегоукрепительные работы, ремонт дамб, расчи­стку устьев рек, очистку водохранилищ, содержание на­сосных станций и гидротехнических сооружений, а также другие мероприятия по воспроизводству, охране и восста­новлению водных объектов и обеспечению на этой основе населения и народного хозяйства качественной водой.

В целях снижения ущербов от паводков и наводнений в составе мероприятий, осуществляемых за счет средств по подразделу "Водные ресурсы", особое внимание будет уде­лено финансированию предупредительных, ремонтно-восстановительных и эксплуатационных работ противопаводкового характера.

На финансирование указанных работ предлагается на­править средства федерального бюджета, в 1,5 раза пре­вышающие ассигнования 2003 г.

Расходы на финансирование гидрометеорологии на 2004 г. определены в сумме 1845,5 млн. руб.

Указанные средства будут направлены на финансиро­вание гидрометеорологического обеспечения и контроля в области гидрометеорологии, предоставления информации о возникновении опасных стихийных гидрометеорологичес­ких явлений в регионах.

Для организации работ по визуальному мониторингу загрязнения природной среды в Азово-Черноморском бас­сейне в составе расходов предусмотрены ассигнования в сумме 22,0 млн. руб. для аренды самолета-лаборатории, а также ассигнования в сумме 8,1 млн. руб. для восстановле­ния деятельности наблюдательной сети гидрометеорологи­ческих и труднодоступных станций.

Для реализации национальных интересов России в рам­ках Договора об Антарктике 1959 г. предусмотрены ассиг­нования в сумме 311,1 млн. руб. на проведение Российской антарктической экспедиции. Эти средства будут направле­ны на обеспечение жизнедеятельности персонала российс­ких антарктических станций, на обеспечение выполнения сезонных работ и программ наблюдения, текущий ремонт судна "Академик Федоров", а также на проведение необ­ходимых природоохранных мероприятий в Антарктиде.

Предусмотрены средства на проведение топографо-геодезических и картографических работ в сумме 660,2 млн. руб., в том числе по обновлению государственных топогра­фических карт, дистанционного зондирования земли, де­маркации границ Российской Федерации, упорядочению употребления географических названий.

Указанные средства будут направлены также на реа­лизацию мероприятий федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению нар­котикам и их незаконному обороту (2002—2004 годы)".[5]

В 2005 г. предполагается продолжить финансирование по охране водных ресурсов Хабаровского края, а также других при­родоохранных мероприятий в регионах.

Рассмотрим пример на предприятии ООО “ИВЕС”, компания занимается переработкой мазута.

Деятельность предприятия на прямую связана с окружающей среды, от деятельности таких компании окружающая среда несет непоправимые последствия. Для снижения ущерба природе компания наработал программу по оздоровлению и снижению ущерба окружающей среде.

Для этой цели компания в 2003 году приобрел и освоил новые технологии, которыми пользуются западные нефтяные компании, приобретение новой технологии по обработке нефти позволило компании снизить себестоимость нефтепродуктов и очень выгодно сказалось на качество выпускаемой продукции, и что обусловило повышения конкурентоспособности продукции данной компании. Приобретение нового оборудование повысило кредиторскую задолженность, в частности за счет лизинга в 50 млн.$ от банка УралСиб, которую ИВЕС обязуется выплачивать в течении 10 лет с дисконтной процентной ставкой 15%.

Для оздоровления окружающей среды компания из своей прибыли за 2004 год выделил, как спонсорскую помощь, 5 млн. рублей для Хабаровского края. Так же компания проводит и свои мероприятия по оздоровлению окружающей среды, тому примером может служить то, что компания проводила Форум “Сохрани природу” среди учащихся средних школ города Хабаровска, участвовали школьники разных возрастов, призеры форума были намечены путевками в летний лагерь Орленок, за счет компании ИВЕС.

Список литературы.

1.     Бобылев С.Н. Экономика природопользования: Учебное пособие. – М.: ТЕИС, 2004.

2.     Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования: Учебное пособие – М.: ЮНИТИ, 1999

3.     Макар С.В. Основы экономики природопользования. Учебное пособие. – ИМПЭ, 2002.

4.     Природопользование: Учебник / Под.ред. Э.А. Арустамова. – М.: Дашков и К, 2004

5.     Шимова О.С. Основы экологии и экономика природопользования: Учебник. – Минск: БГЭУ, 2003


[1] Бобылев С.Н. Экономика природопользования: Учебное пособие. – М.: ТЕИС, 2004

[2] Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования: Учебное пособие – М.: ЮНИТИ, 1999

[3] Макар С.В. Основы экономики природопользования. Учебное пособие. – ИМПЭ, 2002.

[4] Природопользование: Учебник / Под.ред. Э.А. Арустамова. – М.: Дашков и К, 2004

[5] Шимова О.С. Основы экологии и экономика природопользования: Учебник. – Минск: БГЭУ, 2003