Содержание
1. Источники финансирования природоохранных мероприятий, их краткая характеристика. 3
2. Формирование и использование экологических фондов. 5
3. Использование бюджетных средств и др. источников в целях охраны окружающей среды в регионе, на предприятии. 11
Список литературы. 15
1. Источники финансирования природоохранных мероприятий, их краткая характеристика.
Реализация программы основана на следующих экономических принципах:
• самофинансирование, т.е. предприятия и основной потребитель их специфической продукции — государство, являющиеся основным источником негативного воздействия на природную среду, несут значительную часть затрат по их нейтрализации в рамках программы;
• территориальность, т.е. наибольшую часть затрат берет на себя областной и городские бюджеты;
• экономическую ответственность, связанную с системой санкций за нарушение сроков и качества выполнения мероприятий программы.
Дополнительным источником средств для реализации программы могут быть страховые фонды, создание которых разрешено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 661 "О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли":
• разрешить организациям, начиная с 1 января 1996 г., создавать страховые фонды (резервы) для финансирования расходов, связанных со страховыми рисками (как-то: предупреждение и ликвидация последствий аварий, пожаров, стихийных бедствий, экологических катастроф и др. чрезвычайных ситуаций);
• установить, что размер отчислений на указанные цели, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), не может превышать 1% объема реализуемой продукции.[1]
Источником средств для реализации программы может быть также предоставление предприятиям, расположенным на территории области, инвестиционного налогового кредита в пределах сумм, зачисляемых в федеральный бюджет. Предоставление указанного инвестиционного налогового кредита осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ "Об инвестиционном налоговом кредите
Для увеличения поступлений средств необходима системная организационная и методическая работа облкомэкологии с природопользователями. Так, введение экономического механизма природопользования в Самарской области уже сейчас дает положительные результаты. Этот механизм регулируется постановлениями и решениями органов представительной и исполнительной власти. Данными постановлениями предусматривается утверждение коэффициентов экологической ситуации в области и отдельных городах, вводятся льготы для различных категорий природопользователей, определяется порядок внесения платежей.
В настоящее время число природопользователей, имеющих источники загрязнения природной среды, в области увеличилось с 700 до 14000, что соответствует почти 100%-ному охвату природопользователей и позволяет увеличить взимание платы в 25 раз с момента внедрения экономического механизма природопользования.
Таким образом, практически все возможности и резервы финансирования настоящей программы со стороны области, городов и предприятий использованы.
Проведение программных мероприятий требует значительных инвестиций из различных источников финансирования, включая бюджеты - федеральный, областной, районные (городские), экологические фонды, кредиты и займы, средства предприятий.
2. Формирование и использование экологических фондов.
Для решения неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных задач создан Федеральный экологический фонд РФ. Исполнительным органом Фонда является исполнительная дирекция.
Федеральный экологический фонд РФ взаимодействует с экологическими фондами субъектов РФ, местными экологическими фондами в целях реализации федеральных и иных экологических программ и проектов.[2]
Порядок взаимодействия Федерального экологического фонда РФ и территориальных внебюджетных экологических фондов определяется соглашениями (договорами).
Федеральный экологический фонд РФ может создавать отделения, филиалы и иные обособленные подразделения.
Доходы Федерального экологического фонда РФ формируются в основном за счет 10%-ных отчислений территориальных экологических фондов.
Средства Федерального экологического фонда используются на:
•долевое участие в разработке и реализации имеющих федеральное значение программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;
•научно-технические исследования, разработки, внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;
•участие в финансировании строительства, реконструкции природоохранных объектов, осуществляемых предприятиями и организациями;
•осуществление мер по воспроизводству природных ресурсов, нанесших ущерб в результате загрязнения природной среды;
•выплату в установленном порядке компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненного их здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду;
•развитие экологического воспитания и образования. Использование средств Федерального экологического фонда осуществляется в направлениях, предусмотренных бюджетом Фонда на текущий год, и в соответствии со сметами расходов. Например, в законе по бюджету 2004 г. они направлены на: финансирование федеральных целевых экологических программ, субсидии на прочие природоохранные мероприятия, обеспечение мониторинга загрязнения окружающей среды, обеспечение специнспекций и спецморинспекций, содержание дирекции фонда и ее филиалов.
Передача средств под конкретные природоохранные мероприятия осуществляется на основании договоров.
Средства Федерального экологического фонда не могут быть использованы на цели, не связанные с природоохранной деятельностью. Контроль за финансовой деятельностью Федерального экологического фонда осуществляет ревизионная комиссия, образуемая Коллегией Госкомприроды РФ.
Средства территориальных экологических фондов образуются за счет средств, поступающих от предприятий и граждан в виде:
•90%-ной платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, другие виды загрязнения (радиоактивные, шумовые и т. д.);
•сумм по искам о возмещении вреда, штрафов за экологические правонарушения;
•средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции и др.
Платежи за загрязнение окружающей среды взимаются за следующие виды вредного воздействия:
•выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
•сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
•размещение отходов;
•другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.).
Эти платежи вносят предприятия, учреждения и организации — природопользователи. Плата за загрязнение призвана компенсировать экономический ущерб от выбросов и сбросов, включая затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов, и стимулировать снижение или поддержание уровня загрязнения среды в пределах нормативов.[3]
При расчете платежей за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия используют два вида базовых нормативов: в пределах допустимых нормативов и в пределах установленных лимитов (временно согласованных повышенных нормативов).
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности для окружающей природной среды и здоровья населения. Они определяются как произведение установленного удельного экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов или лимитов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для окружающей природной среды и здоровья населения и на коэффициенты индексации платы.
Показатели относительной опасности веществ рассчитываются как единица, деленная на среднесуточную предельно допустимую концентрацию (ПДК).
Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются как произведение удельных затрат на размещение единицы (массы) отхода IV класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов, и на коэффициент индексации платы. Дифференцированные ставки платы за загрязнение природной среды рассчитываются умножением базовых нормативов платы на повышающие коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферы воздуха и водных бассейнов на территории субъекта Федерации. Например, коэффициенты экологической значимости состояния водных объектов по районам Тульской области колеблются от 1,15 до 1,21, а коэффициент экологической значимости состояния атмосферного воздуха по всей территории области равен 1,9.
1) Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину различных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнений.
2) Плата за загрязнение природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Разница между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами и объемами размещения значительно больше, чем предельно допустимые их значения. Плата за сверхлимитное (сверхнормативное) загрязнение окружающей природной среды исчисляется путем умножения соответствующих базовых ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов (нормативов) на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов, объемов размещения отходов и уровней вредного воздействия над установленными лимитами (нормативами) и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент. В случае отсутствия у природопользователя разрешения на сброс, выброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитная. То же имеет место при загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя.[4]
Размер платежей природопользователей рассчитывается как сумма всех платежей за загрязнение в пределах нормативов, лимитов и сверхлимитного загрязнения. Плановый годовой размер платежей за загрязнение (с разбивкой по кварталам) определяется природопользователем и утверждается им по согласованию с Комитетом по охране природы субъекта Федерации до 1 апреля текущего года. Средства, взимаемые за загрязнение окружающей среды, перечисляются природопользователями в бесспорном порядке в размере 90% на специальные счета территориальных экологических фондов и 10% — в целевой бюджетный фонд федерального бюджета.
Поступающие средства аккумулируются на счетах экологических фондов субъектов РФ и в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды» распределяются в следующем порядке:
•60% средств — на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского, районного) значения с зачислением соответствующих сумм на счета городских, районных экологических фондов;
•30% средств — в распоряжение экологических фондов субъектов Федерации РФ для финансирования мероприятий соответствующего значения;
•10% средств — в Федеральный экологический фонд на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.
3. Использование бюджетных средств и др. источников в целях охраны окружающей среды в регионе, на предприятии.
В федеральном бюджете на 2004 г. предусмотрены ассигнования в сумме 10807,7 млн. руб. на финансирование мероприятий, связанных с улучшением охраны окружающей среды или с ростом против 2003 г. на 1048,9 млн. руб., или на 10,7%. Указанные средства предполагается направить на осуществление государственного экологического контроля, мониторинга, организацию и содержание государственных природных заповедников и национальных парков, государственных инспекций по маломерным судам.
Для выполнения задач, возложенных на МПР России по обеспечению сохранности, воспроизводства и неистощительного использования лесных ресурсов, в федеральном бюджете 2004 г. предусмотрены ассигнования в объеме 6325,8 млн. руб.
Указанные бюджетные ассигнования позволят в значительной мере решить вопросы по финансированию лесного хозяйства, и в первую очередь мероприятий по тушению лесных пожаров, финансирование которых начиная с 1998 г. предусматривается в плановом порядке как отдельный вид расходов (объем ассигнований на 2004 г. — 970,3 млн. руб.).
На 2004 г. выделяются ассигнования в сумме 1041,0 млн. руб. на берегоукрепительные работы, ремонт дамб, расчистку устьев рек, очистку водохранилищ, содержание насосных станций и гидротехнических сооружений, а также другие мероприятия по воспроизводству, охране и восстановлению водных объектов и обеспечению на этой основе населения и народного хозяйства качественной водой.
В целях снижения ущербов от паводков и наводнений в составе мероприятий, осуществляемых за счет средств по подразделу "Водные ресурсы", особое внимание будет уделено финансированию предупредительных, ремонтно-восстановительных и эксплуатационных работ противопаводкового характера.
На финансирование указанных работ предлагается направить средства федерального бюджета, в 1,5 раза превышающие ассигнования 2003 г.
Расходы на финансирование гидрометеорологии на 2004 г. определены в сумме 1845,5 млн. руб.
Указанные средства будут направлены на финансирование гидрометеорологического обеспечения и контроля в области гидрометеорологии, предоставления информации о возникновении опасных стихийных гидрометеорологических явлений в регионах.
Для организации работ по визуальному мониторингу загрязнения природной среды в Азово-Черноморском бассейне в составе расходов предусмотрены ассигнования в сумме 22,0 млн. руб. для аренды самолета-лаборатории, а также ассигнования в сумме 8,1 млн. руб. для восстановления деятельности наблюдательной сети гидрометеорологических и труднодоступных станций.
Для реализации национальных интересов России в рамках Договора об Антарктике 1959 г. предусмотрены ассигнования в сумме 311,1 млн. руб. на проведение Российской антарктической экспедиции. Эти средства будут направлены на обеспечение жизнедеятельности персонала российских антарктических станций, на обеспечение выполнения сезонных работ и программ наблюдения, текущий ремонт судна "Академик Федоров", а также на проведение необходимых природоохранных мероприятий в Антарктиде.
Предусмотрены средства на проведение топографо-геодезических и картографических работ в сумме 660,2 млн. руб., в том числе по обновлению государственных топографических карт, дистанционного зондирования земли, демаркации границ Российской Федерации, упорядочению употребления географических названий.
Указанные средства будут направлены также на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту (2002—2004 годы)".[5]
В 2005 г. предполагается продолжить финансирование по охране водных ресурсов Хабаровского края, а также других природоохранных мероприятий в регионах.
Рассмотрим пример на предприятии ООО “ИВЕС”, компания занимается переработкой мазута.
Деятельность предприятия на прямую связана с окружающей среды, от деятельности таких компании окружающая среда несет непоправимые последствия. Для снижения ущерба природе компания наработал программу по оздоровлению и снижению ущерба окружающей среде.
Для этой цели компания в 2003 году приобрел и освоил новые технологии, которыми пользуются западные нефтяные компании, приобретение новой технологии по обработке нефти позволило компании снизить себестоимость нефтепродуктов и очень выгодно сказалось на качество выпускаемой продукции, и что обусловило повышения конкурентоспособности продукции данной компании. Приобретение нового оборудование повысило кредиторскую задолженность, в частности за счет лизинга в 50 млн.$ от банка УралСиб, которую ИВЕС обязуется выплачивать в течении 10 лет с дисконтной процентной ставкой 15%.
Для оздоровления окружающей среды компания из своей прибыли за 2004 год выделил, как спонсорскую помощь, 5 млн. рублей для Хабаровского края. Так же компания проводит и свои мероприятия по оздоровлению окружающей среды, тому примером может служить то, что компания проводила Форум “Сохрани природу” среди учащихся средних школ города Хабаровска, участвовали школьники разных возрастов, призеры форума были намечены путевками в летний лагерь Орленок, за счет компании ИВЕС.
Список литературы.
1. Бобылев С.Н. Экономика природопользования: Учебное пособие. – М.: ТЕИС, 2004.
2. Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования: Учебное пособие – М.: ЮНИТИ, 1999
3. Макар С.В. Основы экономики природопользования. Учебное пособие. – ИМПЭ, 2002.
4. Природопользование: Учебник / Под.ред. Э.А. Арустамова. – М.: Дашков и К, 2004
5. Шимова О.С. Основы экологии и экономика природопользования: Учебник. – Минск: БГЭУ, 2003
[1] Бобылев С.Н. Экономика природопользования: Учебное пособие. – М.: ТЕИС, 2004
[2] Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования: Учебное пособие – М.: ЮНИТИ, 1999
[3] Макар С.В. Основы экономики природопользования. Учебное пособие. – ИМПЭ, 2002.
[4] Природопользование: Учебник / Под.ред. Э.А. Арустамова. – М.: Дашков и К, 2004
[5] Шимова О.С. Основы экологии и экономика природопользования: Учебник. – Минск: БГЭУ, 2003