Управление миграционными процессами, как фактор развития региона.

Содержание

1. Теоретическая основа управления миграционными процессами в регионе 3

1.1. Регион, сущность и развитие.................................................................... 3

1.2. Миграция населения................................................................................. 5

1.3. Миграционная политика в системе управления регионами................. 15

Список использованной литературы............................................................... 26

1. Теоретическая основа управления миграционными процессами в регионе

1.1. Регион, сущность и развитие

Понятию «регион» в современной экономической, географической и градостроительной литературе уделено много внимания. Наиболее часто употребляемыми критериями для формирования понятия «регион» являются: географические (расположение, величина территории и количество населения), производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности), градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания), наконец, социологические (нормы общения, поведения). Такое разнообразие критериев затрудняет однозначное определение понятия «регион». Ведь регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации народного хозяйства, и как элемент системы распределения, и как элемент социальной организации общества, место всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека[1].

Понятие «регион» в научной и практической литературе используется для обеспечения различных территориальных общностей. Регионом может быть и субъект РФ, и административный округ, и район, и средний или крупный город с окрестностями, и другие территориальные образования. Следовательно, к региону можно и отнести Челябинскую область.

Термин “развитие” часто употребляется в следующих словосочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города. В каждом случае под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение прежде всего в экономической сфере[2]. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.

Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого региона.

Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.

Развитие региона – многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитие, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:

-         рост производства и доходов;

-         перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;

-         перемены в общественном сознании;

-         перемены в традициях и привычках.

В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

-         повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;

-         создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной системы, ориентированной на уважение человеческого достоинства;

-         увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.

Последние две составляющие качества жизни не всегда учитываются при оценке степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им придается большое значение.

Развитие любого региона – многоцелевой и многокритериальный процесс. Содержание развития регионов может сильно различаться. Действительно, развитие Бурятии, Калининградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Москвы по своему содержанию сильно различаются, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого региона, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и пр.

1.2. Миграция населения

Терминологическая путаница потребовала наведения порядка в научном аппарате. В обосновании терминологии и классификации определений участвовали Б.С. Хорев, А.У. Хомра, В.И. Староверов и многие другие исследователи миграции населения. Если не касаться различных мелких нюансов, то все определения миграции населения можно распределить по крайней мере три возможных подхода к включению в миграцию различных видов территориального движения населения:

Во-первых, под миграцией понимается все многообразие пространственного движения населения, независимо от его характера и целей. Сюда относят: переезды из одних населенных пунктов в другие; ежедневные поездки на работу или учебу за пределы населенных мест; прибытие в тот или иной район на временные, в том числе и сезонные работы; поездки в командировки, отпуск и другие перемещения. Большинство исследователей исключают из миграции те пространственные перемещения, которые совершаются в пределах одного и того же населенного пункта.

Во-вторых, в миграции включают такие пространственные перемещения, совершающиеся между населенными пунктами, которые ведут к постоянной или временной смене места жительства, а также представляют регулярное двустороннее движение между местом жительства и сферой труда или учебы. Не учитываются возвратные эпизодически совершающиеся деловые и рекреационные поездки из одних населенных мест в  другие.

В-третьих, к миграции относят такой процесс пространственного движения населения, который в конечном счете ведет к его территориальному перераспределению. В этом случае отнесение пространственного перемещения к миграции определяется фактическим переселением из одной местности в другую и в ряде стран формальной пропиской в новом месте жительства. При этом здесь происходит соединение места жительства со сферой приложения труда, учебы или иной деятельности в одном населенном пункте.

В зависимости от одного из трех подходов, определенной их комбинации можно к миграции отнести любой набор видов территориального перемещения населения.

Можно выделить четыре основных вида пространственного движения населения. К ним относятся эпизодическая, маятниковая, сезонная и постоянная миграции. Все четыре вида миграции специфичны по своему характеру, а участвующее в них население преследует совершенно различные цели.

Эпизодические миграции представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям. Если в деловых поездках участвуют трудоспособные контингенты, то в рекреационных и остальная часть населения. Состав участников эпизодической миграции весьма разнообразен. По своим масштабам этот вид миграции, видимо, превосходит все остальные. К сожалению, изучается он весьма слабо. Исключение составляют, пожалуй, лишь туристские поездки, объем которых постоянно растет.

Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населенных пунктах. В маятниковых миграциях участвует во многих странах значительная часть городского и сельского населения. В наиболее существенных масштабах она совершается в тех агломерациях, центрами которых являются крупные и крупнейшие города. В ряде стран масштабы ежедневных маятниковых миграций близки к объемам ежегодных безвозвратных переселений или даже превышают их. Маятниковые мигранты увеличивают количественно и изменяют качественно трудовые ресурсы поселений - центров притяжения, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда или не соответствует профессионально-квалификационной структуре населения. С другой стороны, маятниковая миграция создает условия для удовлетворения разнообразных потребностей в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест.

Сезонные миграции – это перемещения, главным образом, трудоспособного населения к местам временной работы и жительства на срок, обычно в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства. Сезонные миграции не только повышают реальный жизненный стандарт, хотя это очень важно, но и удовлетворяют потребности производства, испытывающего дефицит рабочей силы. Подобные миграции возникают вследствие того, что в экономике ряда районов доминирующее положение принадлежит отраслям, в которых потребность в рабочей силе неравномерна во времени. В результате в сезоны наибольшего объема работ эти отрасли испытывают превышающую обычные размеры потребность в рабочей силе. Поскольку она не может быть удовлетворена за счет местных ресурсов труда, то дополнительная рабочая сила привлекается из других районов.

К отраслям с сезонным характером производства относится прежде всего сельское хозяйство. В этой отрасли в сезоны посевных и уборочных работ потребность в рабочей силе намного больше, чем в остальное, особенно зимнее время. К сезонным относятся отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья. Интеграция этой отрасли промышленности с сельским хозяйством заметно сокращает потребность в сезонной миграции. Отраслями с сезонным характером, или стадиями, производства являются также лесозаготовительная (сплавные работы), рыбодобывающая (прибрежный лов) и ряд других.

Вместе с тем сезонный характер производства совсем не обязательно сопровождается сезонным характером труда. Агропромышленная интеграция, межотраслевое кооперирование в использовании рабочей силы, применение новых технологий и методов производства (например, океанического рыболовства) по существу сводит на нет потребность в сезонной миграции.

Безвозвратный вид (или переселение) может быть назван миграцией в строгом значении этого слова, соответствующий ему в этимологическом отношении. Этим объясняется тот факт, что ряд исследователей безвозвратную миграцию называют полной, полноценной, т. е. совершающейся насовсем. Безвозвратная миграция одновременно отвечает двум условиям: во-первых, население перемещается из одних населенных пунктов в другие, и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства. Первое условие исключает из миграции всевозможные перемещения населения внутри населенных пунктов, а второе – возвратные или краткосрочные поездки в другие населенные места.

Виды миграции различаются не только по формальным признакам, но и по существу. Так, безвозвратная миграция в отличие от других является важнейшим источником формирования постоянного состава населения в заселяемых местностях. Естественно, что между безвозвратной миграцией и остальными ее видами, нет непреодолимой стены. Один вид миграции может превращаться в другой или выступать его исходным пунктом. В частности, эпизодическая, маятниковая и сезонная миграции порой бывают предшественниками безвозвратной миграции, так как они создают условия (в первую очередь информационные) для выбора возможного постоянного места жительства.

Каждый из названных видов миграции может рассматриваться двояко: как межтерриториальное и межпоселенное перемещение. Переезд населения из одного населенного пункта в другой означает и его территориальное перемещение. Причем межпоселенные перемещения могут быть и внутритерриториальными. Внутрипоселенные перемещения по общему правилу к миграциям не относят. Как межтерриторнальные, так и межпоселенные перемещения представляют собой различные срезы одного  и того же явления – то ли безвозвратной, то ли  возвратной  миграций.

Классификация межтерриториальных миграций по географическому признаку целиком зависит от существующего в стране административного устройства. В миграциях обычно различают потоки: внутри- и межобластные, внутри- и межреспубликанские. Поскольку практика планирования выделяет также крупные экономические районы, включающие группы смежных областей, экономически взаимосвязанных между собой, миграции подразделяют еще на  межрайонные и внутрирайонные.

В миграционных потоках могут быть выделены четыре направления: внутри городской местности, т.е. между городами и поселками городского типа; внутри сельской местности, т.е. между сельскими поселениями; между сельскими и городскими поселениями, причем раздельно перемещение из сел в города (сельско-городское миграционное движение) и из городов в села (городско-сельское движение). Два последних направления обычно называют сельско-городской миграцией. Добавим, что внутрисельская миграция к миграция населения из сел в города по своему социальному содержанию – разные процессы, как, впрочем, и остальные направления.

Миграция как городских, так и сельских жителей характеризуется большим разнообразием, обусловленным величиной людности поселений, различиями их функции и генезиса. Подобно тому, как с географией районов взаимосвязано прямое и обратное движение мигрантов, со спецификой поселений взаимосвязана структура миграционных потоков.

Выяснив суть территориального перемещения и определив его основные виды, можно перейти к определению миграции населения.

Современные определения этого явления относятся к последним десятилетиям. В.И. Переведенцев дает обстоятельный анализ эволюции понятия “миграция”. Миграция в переводе с латинского (migratio) означает перемещение, переселение. Применительно к человечеству термин “миграция” обычно употребляется в сочетании с термином “население”.

Перемещение и переселение – отнюдь не синонимы. Благодаря этому стало возможным разными терминами именовать миграцию в узком и широком смысле слова. В узком смысле миграции представляет собой законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства, т.е. в буквальном смысле слова означает переселение. Термин переселение, широко используемый в литературе XIX в. очень точно отражает суть такого явления, как миграция. Иными словами, это тот случай, когда точность определения не принесена в жертву краткости. Перемещение территориальное - более широкое толкование миграции. Многие исследователи к миграциям в широком смысле относят, наряду с безвозвратной (переселением), также сезонные и маятниковые перемещения. В настоящее время мы придерживаемся точки зрения, что это зауженное определение. Миграция в широком смысле слова, как уже говорилось, охватывает все четыре вида перемещений: безвозвратные, сезонные, маятниковые и эпизодические. Последние не отличаются от сезонных ни своей продолжительностью, ни подчас своими целями: они могут быть не только рекреационными, но и трудовыми. Продолжительность эпизодической миграции жителей северных районов в рекреационных целях часто больше, чем трудовой сезонной миграции.

Население представляет собой не только совокупность людей, но и специфическую систему общественных связей и отношений, выступая тем самым в качестве подсистемы “общество”.

Миграция населения воздействует на общественное развитие посредством осуществления своих функций. Функции – это те конкретные роли, которые играют миграции населения в жизнедеятельности общества. Естественно, что функции миграции выражают ее сущность, обусловливают свойства этого явления.

Функции миграции населения не однозначны. Одни из них независимы от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ, характер других определяется социально-экономическими условиями конкретных обществ. Первые – общие функции миграции, вторые – специфические функции той или иной общественно-экономической формации.

Т.И. Заславская при анализе миграции населения среди ее наиболее общих функции выделяет ускорительную, селективную и перераспределительную. В более поздних работах суть первой из них она сводит к обеспечению того или иного уровня пространственной подвижности населения.

Территориальные перемещения способствуют изменению социально-психологических характеристик людей, расширению их кругозора, накоплению знаний о различных областях жизни, обмену трудовыми навыками и производственным опытом, развитию личности, ее материальных, социальных и духовных потребностей, интеграции национальных культур. Более подвижное население, как правило, является и социально более активным. Таким образом, миграция в любом случае ведет к развитию населения.

Другой функцией миграции является перераспределение населения, связанное с размещением производительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений. Особенность перераспределительной функции обусловлена ее межтерриториальным характером, поскольку для перераспределения необходимо взаимодействие населения по крайней мере двух регионов.

Выполняя перераспределительную функцию, миграция не только увеличивает численность населения отдельных территорий, но и опосредованно влияет на динамику демографических процессов, ибо мигранты участвуют в воспроизводстве населения. Поэтому значение миграции в изменении численности населения той или иной местности всегда больше, чем доля мигрантов в составе населения этой местности.

Третья функция миграции селективная. Суть ее в том, что неравномерное участие в миграции различных социально-демографических групп ведет к изменению качественного состава населения разных территорий. Опыт показывает, что мужчины и лица трудоспособных возрастов участвуют в миграции более активно, чем нетрудоспособные и женщины. Велики различия в миграционной подвижности лиц разных национальностей, а также коренных жителей того или иного района и недавно вселившихся туда из других местностей. Первые относятся к постоянному населению данной территории, а вторые – к новоселам.

Функции повышения подвижности, перераспределительная и селективная проявляют себя неоднозначно в различных видах миграции. В одних случаях, как, например, в эпизодической миграции, наибольшее значение принадлежит функции развития подвижности, в других, – таких, как переселение, – все функции проявляют себя в полной мере. Тем не менее во всех миграционных перемещениях сущность миграции в наибольшей мере раскрывается через ее функции.

Именно поэтому миграция в различных социально-экономических условиях выполняет специфически присущие этим условиям функции, наиболее важными из которых являются экономическая и социальная. Миграция населения в социалистическом обществе осуществляется в условиях функционирования плановой экономики. Естественно, поэтому, что экономическая функция миграции населения состоит в обеспечении соединения территориально распределенных средств производства с необходимой рабочей силой и их функционирования в процессе производства. Осуществление в полной мере этой задачи на основе реализации общих функций миграции: ускорительной, перераспределительной и селективной — приводит к обеспечению количественного и качественного соответствия между вещественными и личностными факторами производства.

Социальная функция миграции населения в социалистическом обществе всецело определяется господствующими производственными отношениями. Она способствует осуществлению цели социалистического общества – повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся. Суть социальной функции миграции населения состоит в более полном удовлетворении потребностей переселенцев. Можно, конечно, возразить против этой формулировки, как, впрочем, и против любой другой. Г.С. Вечканов, например, полагает, что социальная функция должна способствовать не только удовлетворению личных интересов, но и всестороннему развитию всех членов общества. Но, во-первых, в миграциях участвуют не все члены общества, а только 4-5 %, во-вторых, по-видимому, если возрастает уровень жизни у каждого мигранта, то он повышается и у всех мигрантов и соответственно у всего населения.

Миграция вследствие реализации ее социальной функции представляет собой итерационный процесс повышения жизненного уровня мигрирующего населения.

Безусловно, формулировки экономической и социальной функций миграции должны быть корректными и в наибольшей мере отражать сущность миграции населения в социалистическом обществе. Главное - в создании условий, при которых экономическая и социальная функции находились бы в гармонии, а не в противоречии, как, например, при отставании уровня жизни населения в тех районах, где производительные силы должны развиваться наиболее высокими темпами. Поэтому миграция населения рациональна тогда, когда достигается соответствие между экономической и социальной функциями.

Миграции населения играют большую роль в формировании его национального, поло-возрастного состава. Миграция (лат. migratio – переселение) – процесс территориального перемещения населения с целью улучшения условий своей жизни. Миграции различают и внутренние (внутри страны), и внешние (из страны в страну). Оба этих вида переселения людей играли и играют определенную роль в формировании населения края. В свое время в Россию, и в том числе на территорию края, прибывали по разным причинам армяне, греки, другие народы. Мотивами, вызывающими миграцию, являются экономические, политические, социальные, экологические и другие. В различные периоды состояния общества, положения в той или иной стране, районе их значимость меняется. Одни утрачивают свою роль, действие других усиливается.

Как отмечает Ж.А. Зайончковская, современные миграционные процессы в России определяют две группы факторов, воздействующих на миграции в противоположных направлениях. Первая группа факторов – распад СССР и связанные с этим процессы. После образования на территории СССР суверенных государств - бывших союзных республик, в край стали прибывать как русские (из Казахстана. Азербайджана и др. стран ближнего зарубежья), так и азербайджанцы и армяне со своих исторических родин в связи с национальными конфликтами, стихийными бедствиями, В качестве примера внутренней миграции в край следует отметить поток русских и чеченцев из Чеченской республики в связи с вооруженным конфликтом на ее территории и упадком хозяйства. Передвижение населения внутри края главным образом из сел в города обусловлено экономическими причинами. Передвижение населения в крае носит также и иной вид. Многие жители края ежедневно выезжают на работу из одного населенного пункта в другой и возвращаются на ночлег к постоянному месту жительства. Такой вид миграции - “маятниковая” - характерен для пригородов Ставрополя, городов КМВ.

Вторая группа связана с демократизацией жизни в стране, расширением прав и свобод личности, в том числе свободы передвижения. В России принят закон, обеспечивающий свободу выезда и въезда в страну. Наша страна провозгласила в Конституции Российской Федерации свободу передвижения и выбора мести жительства. Это коренным образом изменило масштабы и географию внешней миграции.

Считается, что рынок труда и миграция находятся в определенном взаимодействии. С одной стороны, насыщенность рынка труда, его география, соотношение спроса и предложения на отдельные виды труда – одни из важнейших факторов миграции населения. C другой – мигранты трудоспособного возраста принимают участие в формировании производственного потенциала территорий.

1.3. Миграционная политика в системе управления регионами

Миграция населения как объективный социально-экономический процесс имеет несколько основных тесно взаимосвязанных составляющих: иммиграция, эмиграция и внутренняя миграция (в том числе вынужденная и трудовая).

Концепция эффективной государственной миграционной политики предполагает одновременное регулирование как внешней миграции, так внутренней. Такая политика призвана изменить или поддержать численность и состав населения государства и отдельных его территорий, воздействуя на движение потоков и состав мигрантов. Главная ее цель – обеспечить рациональное размещение населения для эффективного развития экономики и самого населения, улучшения его качественного состава, равномерного развития регионов, сглаживания социально-экономической дифференциации условий жизни.

Именно в переходный период, когда воздействие одних регуляторов на процессы размещения населения и изменения его численности прекращается, а других оказывается односторонним, особенно важна научно, экономически и демографически обоснованная государственная миграционная политика. Являясь частью социально-экономической политики, она должна увязывать проект социально-экономического развития с проектом (прогнозом) численности, качественного состава и размещения населения. Но роль государственной миграционной политики не должна сводиться лишь к планированию движения населения и управлению им.

Другая ее функция, не менее важная – контроль за меняющейся ситуацией и гибкое реагирование на новые условия социально-экономической реальности, возникающие в процессе реформирования экономики и общества.

Процесс разработки государственной миграционной политики должен состоять из трех последовательных этапов.

Первый этап включает проведение всестороннего глубокого анализа миграционных процессов в стране и социально-экономического положения за достаточно длительный период. Он предполагает также анализ факторов, влияющих на миграционную ситуацию и ее дальнейшее развитие.

Следующий шаг на этом этапе – разработка прогноза развития миграционных процессов. Анализ факторов, определяющих сложившуюся ситуацию, должен служить основой для разработки возможных перспективных сценариев. Различные сценарии дают возможность обосновывать соответствующие гипотезы миграционного поведения населения. Количественные расчеты реализации тех или иных гипотез позволяют получить варианты прогнозов миграционной ситуации как в самой стране, так и в государствах возможного исхода населения.

Неотъемлемым элементом этапа фактической реализации политики является мониторинг миграционной обстановки, преследующий две равнозначные задачи:

контроль за эффективностью проведения выработанных мер с целью их оперативного корректирования и отслеживание социально-экономической и миграционной

ситуации для своевременного изменения миграционной политики с тем, чтобы не допустить ее разрыва с реальной ситуацией (как внутри-, так и внешнеполитической).

Распад единого экономического пространства налагает на страны, пережившие этот процесс, особые обязательства перед населением. Учет этого обстоятельства. Первый этап включает проведение всестороннего глубокого анализа миграционных процессов в стране и социально-экономического положения за достаточно длительный период. Он предполагает также анализ факторов, влияющих на миграционную ситуацию и ее дальнейшее развитие.

Следующий шаг на этом этапе – разработка прогноза развития миграционных процессов. Анализ факторов, определяющих сложившуюся ситуацию, должен Параллельный прогноз экономического роста дает представление о спросе на трудовые ресурсы. Сопоставление прогнозных расчетов потребности в трудовых ресурсах с прогнозами естественного движения населения выявляет разницу между потребностями страны в численности населения для экономического развития и собственными демографическими ресурсами.

Результаты анализа с обоснованием различных гипотез взаимного влияния миграционных процессов и социально-экономических изменений позволят правильно провести отбор критериев, используемых при формулировке миграционной политики, ее целей, задач, принципов и основных направлений. Базовые критерии должны дать ответы на несколько важнейших вопросов: отвечает ли количественный и качественный состав населения требованиям социально-экономического развития; достаточна или чрезмерна численность населения в государстве; соответствует ли его размещение размещению природных ресурсов; какие категории мигрантов и виды миграционных процессов требуют специальных методов регулирования.

Если демографические прогнозы показывают убыль населения, то задача миграционной политики состоит в привлечении мигрантов и удовлетворении спроса на рабочую силу на локальных рынках труда. Наличие достаточной численности населения может обеспечивать рост производства путем разработки имеющихся природных ресурсов, и это обязательно должно сочетаться с поощрением миграции капиталов. В этом случае миграция населения выступает в качестве фактора,

В то же время численность и состав населения определяют спрос на товары и услуги, т. е. емкость внутреннего рынка. Повышение уровня спроса также приводит к экономическому росту. Кроме того, численность и состав населения обусловливают возможность формирования в государстве вооруженных сил, т.е. обеспечивают обороноспособность и безопасность страны.

Если в результате социально-экономического анализа и прогноза численности населения выявляется необходимость в сокращении относительной избыточности населения, то используются рычаги правового, экономического и административного воздействия для уменьшения притока населения, а в ряде случаев – его оттока из региона или страны в целом.

Второй этап разработки государственной миграционной политики предполагает выработку ее целей, задач, принципов, основных направлений и определение основных механизмов ее реализации. Для этого очень важно изучение, селекция и использование наиболее подходящих для конкретных исторических и экономических условий государства методов управления миграционными потоками. Автоматический перенос чужого опыта на специфическую почву данного государства, использование общих приемов и методов управления представляет большую опасность.

Третий этап заключается в разработке инструментов и механизмов реализации политики для достижения поставленных целей и задач в соответствии с определенными на первом этапе критериями.

Неотъемлемым элементом этапа фактической реализации политики является мониторинг миграционной обстановки, преследующий две равнозначные задачи: контроль за эффективностью проведения выработанных мер с целью их оперативного корректирования и отслеживание социально-экономической и миграционной ситуации для своевременного изменения миграционной политики с тем, чтобы не допустить ее разрыва с реальной ситуацией (как внутри-, так и внешнеполитической).

Распад единого экономического пространства налагает на страны, пережившие этот процесс, особые обязательства перед населением. Учет этого обстоятельства должен быть приоритетным при выработке государственной миграционной политики. Эти обязательства в случае присоединения государства к соответствующим международным документам стоят на одном уровне с международными обязательствами стран по отношению к беженцам.

При выборе приоритетов и определении целей миграционной политики общие функции миграции населения (ускорительная, перераспределительная и селективная) играют стратегическую роль. Для достижения определенных целей наибольшее значение имеют такие специфические функции миграции, как экономическая и социальная. Так, экономическая функция обеспечивает количественное и качественное соответствие вещественных и личностных факторов производства. Однако в конкретных исторических условиях, в частности в переходный период, достижение такого соответствия с помощью миграции происходит с огромными издержками и также подвержено кризису. Поэтому в такие периоды особенно важна регулирующая роль государства в выполнении миграцией ее специфических функций.

Таким образом, целью государственной миграционной политики России должно стать управление миграционными процессами, которое способствует реализации интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, устойчивому социально-экономическому росту страны и пропорциональному развитию регионов, демографическому развитию, т. е. стабилизации или увеличению численности населения, национальной безопасности и целостности государства.

Основными целями миграционной политики Российской Федерации на региональном уровне является уменьшение негативных последствий миграционных процессов и обеспечение социально-экономической, политической стабильности в регионах, обеспечение баланса прав и законных интересов населения этих регионов, мигрантов и лиц, ищущих убежища на территории России.

При реализации миграционной политики на региональном уровне перед федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, общественными объединениями стоят следующие задачи:

1) в политической и государственно-правовой сфере:

-         достижение согласия между федеральными органами государственной  власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении полномочий по вопросам регулирования миграционных процессов и допустимых инструментах реализации миграционной политики;

-                   принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации для ликвидации имеющихся пробелов в сфере регламентирования миграционных процессов, свободы передвижения, выбора места жительства и пребывания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, использования иностранной рабочей силы;

-         разрешение противоречий между федеральными законами, нормативными правовыми актами Федерации и законами, нормативными правовыми актами субъектов  Федерации, регулирующими миграционные процессы и смежные вопросы;

-         согласование интересов Российского государства и субъектов Федерации при разработке и реализации миграционных программ и принятии оперативных мер, затрагивающих интересы мигрантов;

-         защита и обеспечение законных прав и интересов мигрантов;

-         выработка государственных мер раннего предупреждения конфликтов в регионах, связанных с притоком мигрантов, их обустройством и интеграцией в местную среду;

-         снятие противоречий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, между высшими государственными органами субъектов региона в области миграционной политики путем согласительных процедур на основе Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, а также соответствующих договоров и соглашений между субъектами Российской Федерации.

2) в социально-экономической сфере:

-         регулирование миграционных процессов с учетом социально-экономической ситуации в регионах, уделяя особое внимание ситуации на рынках труда, жилья, развитию социальной, культурно-бытовой и инженерной инфраструктуры;

-         учет миграционной нагрузки на регионы при формировании федерального бюджета и бюджетов субъектов;

-         создание условий для приема и размещения мигрантов, их обустройства;

-         учет традиций хозяйствования и природопользования, экологической обстановки  при регулировании миграционных потоков в регионах;

-         рациональное использование трудового потенциала, опыта хозяйственной деятельности и квалификации мигрантов;

-         разработка и реализация региональных и межрегиональных программ социально-экономического развития;

-         развитие государственных систем коммуникации и информации в целях информирования потенциальных мигрантов о ситуации в регионах; содействие общественным организациям мигрантов.

3) в духовной сфере:

-         объективное информирование населения субъектов региона о специфике психологии мигрантов (особенно вынужденных), мотивации и проблемах мигрантов, сложностях их адаптации;

-         формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, общественного и межнационального согласия, культивирование   чувства российского и кавказского патриотизма;

-         распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих регионы;

-         учет национальных обычаев, традиций и обрядов мигрантов, принадлежащих к национальным меньшинствам.

4) в области внешней политики:

-         выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмов решения проблем беженцев, лиц ищущих убежище и вынужденных переселенцев;

-         сотрудничество государств - бывших республик СССР в предотвращении и мирном разрешении этнополитических и региональных конфликтов;

-         заключение межгосударственных договоров и соглашений Российской Федерации с участием заинтересованных субъектов региона по регулированию межгосударственных миграций и обмене соответствующей информации с заинтересованными странами происхождения мигрантов, прибывающих в соседние регионы;

-         присоединение России к межгосударственным соглашениям о правах трудящихся - мигрантов;

-         достижение межгосударственных и межправительственных договоренностей Российской Федерации (в первую очередь с сопредельными государствами) по упрощению приграничной торговли, облегчению культурных, бытовых и иных контактов с субъектами региона;

-                   содействие реализации прав зарубежных российских соотечественников на полноправное социально-политическое, экономическое и культурное развитие в странах проживания и обеспечение духовных и иных связей с Россией;

-         реализация международных и двухсторонних соглашений о защите национальных меньшинств.

Миграционная политика Российской Федерации в регионах основывается на следующих принципах:

-         согласования государственных интересов России, интересов регионов;

-         обеспечения прямого действия Конституции Российской Федерации и применения федеральных законов в области регулирования миграционных процессов и защиты законных прав мигрантов на территории субъектов региона;

-         законодательной регламентации субъектами региона прав и законных интересов мигрантов с учетом социально-экономической и политической ситуации в регионах;

-         единообразного применения в регионах Северного Кавказа федеральных стандартов в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, защиты законных прав мигрантов;

-         недопустимости дискриминации мигрантов по признаку расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, пола, социальной принадлежности, убеждений;

-         дифференцированного подхода к регулированию различных видов  миграций (добровольных/вынужденных, внешних/внутренних, законных/нелегальных, на постоянное проживание/временное проживание/транзитные, российских граждан/иностранцев и апатридов и др.);

-         рационального территориального распределения вынужденных мигрантов;

-         квотирования приема беженцев и предоставления временного убежища.

К приоритетным сферам миграционной политики России в регионах относятся:

-         Контроль миграционной обстановки в регионах Северного Кавказа и оперативное реагирование на ее изменения с использованием  законодательных, экономических, административных и иных мер по предупреждению и ограничению отдельных видов миграционных потоков.

-         Регламентация, обеспечение и защита законных прав мигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежище.

-         Обеспечение свободы передвижения, выбора места жительства и пребывания граждан Российской Федерации а также, в соответствии с действующим законодательством, иностранных граждан и лиц без гражданства, законно находящихся на территории России.

-         Повышенная готовность к кризисным, в том числе чрезвычайным ситуациям в регионе, в сопредельных государствах и на территориях Российской Федерации, способных вызвать массовый приток мигрантов в отдельные субъекты региона.

-         Создание экономических, бытовых, социальных,  психологических и иных условий для приема и обустройства нуждающихся в помощи и поддержке отдельных категорий мигрантов. Приоритетная помощь, в соответствии с действующим законодательством, социально незащищенных групп мигрантов.

-         Повышение эффективности использования финансовых, материально-технических и иных ресурсов, выделяемых на помощь и поддержку мигрантов.

-

В заключении можно сделать вывод, о том, что миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие региона. Современное положение требует четкой миграционной политики на уровне страны и региона, а также отлаженной системы управления миграционными процессами. Одним из возможных направлений совершенствования системы управления миграцией может стать предварительная корректировка бюджета края с учетом социально-экономических последствий миграции. Все вышеуказанное позволяет сделать некоторые выводы:

1. Миграционные процессы в регионе при снижении их масштабов определяют в современных условиях прирост численности населения и являются крайне разнообразными по социальному, этническому, демографическому составу мигрантов.

2. Миграционные потоки в различной степени влияют на социальное и экономическое положение края и отдельные элементы его социальной инфраструктуры. При этом край практически исчерпал свои возможности в приеме некоторых категорий мигрантов (в частности, вынужденных).

3. Система управления миграцией в крае сводится сегодня к фиксации прибывающих мигрантов и принятию ограничительных актов. При этом не просчитываются последствия различных видов миграции в край и не корректируется бюджет региона.

Список использованной литературы

1.     Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2001

2.     Гапоненко А.Л., Полянский В.Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. – М.: Изд-во РАГС, 1999.

3.     Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1998.

4.     Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2001.

5.     Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой – М.: Финансы и статистика, 2002.

6.     Кузнецова О. Экономическое развитие регионов. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. – 308 с.

7.     Миграционная ситуация и миграционная политика в современном мире: Материалы школы-семинара: Миграция, методы и практика регулирования миграционных процессов (3.22 августа 2003, Cмоленск). – Смоленск, Универсум, 2003. – 272 с.

8.     Общий и специальный менеджмент: Учебник /Общ. Ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. – М.: Изд-во РАГС, 2000

9.     Развитие экономики регионов: учебное пособие. Под ред. Н.И. Каширских, И.В. Разорвина, И.Д. Тургель. Екатеринбург, 2002.

10.                       Регион: к новому качеству управления /Под науч. ред. Ю.П.Алексеева и А.Н.Падучина. М.: Издательство “Луч”. 2000. Спецкурс, Вып. 9. 320 с.

11.                       Уколов В.Ф. Приоритеты управления региональным развитием. - М.: 2001. - 250 с.

12.                       Управление развитием региона и города. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (октябрь 1999 г.) / Под общ. ред. А.П.Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2000. – 235 с.


[1] Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – с.132-133

[2] Общий и специальный менеджмент: Учебник /Общ. Ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. – М.: Изд-во РАГС, 2000. – с.276