Содержание
Введение. 3
1. Экономическая природа ценообразования как важнейшего инструмента предпринимательской деятельности
1.1. Основные подходы в концепции ценообразования. 5
1.2. Роль государства в регулировании ценообразования. 9
2. Методы ценообразования
2.1. Методы ценообразования, ориентированные на издержки. 11
2.2. Методы ценообразования, ориентированные на потребителей. 14
2.3. Методы ценообразования, ориентированные на конкурентов. 16
3. Ценообразование в системе страхования
3.1. Страховой рынок и его основные понятия. 18
3.2. Методы ценообразования, используемые в страховании. 21
Заключение. 28
Список литературы.. 30
Введение
Цена - экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С раннего возраста, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена ролью цен в экономической жизни, которая определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Поэтому овладение современной методологией ценообразования с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в области экономики и управления.
Формирование цен, отвечающих требованиям рыночной экономики, связано с аккумулированием современных знаний экономики, бухгалтерского учета, финансового менеджмента, маркетинга, налогового и таможенного законодательств.
Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
Однако в ценовом механизме следует разделять и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, c другой стороны - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым мы знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активной, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет цену. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.
Целью данной работы является изучение механизма ценообразования и его методов. В соответствии с поставленной целью, задачами в данной работе выступают следующие:
1) изучение экономической природы ценообразования, основных подходов в концепции ценообразования;
2) рассмотрение существующих механизмов ценообразования и их сущности;
3) рассмотрение роли государства в регулировании цен;
4) изучение ценообразования на примере определенной отрасли (страховой деятельности).
1. Экономическая природа ценообразования как важнейшего инструмента предпринимательской деятельности
1.1. Основные подходы в концепции ценообразования
Одним из ключевых элементов рыночной экономики являются цены, ценообразование, ценовая политика.
Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование - формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения.
Можно выделить три основных теоретических подхода к концепции ценообразования:
1. Классический. Это наиболее известная затратная теория цены (Смит, Рикардо, Маркс и др.). Стоимость товара представляет овеществленный в нем труд товаропроизводителей, т.е. стоимость товаре определяется количеством труда, необходимого для производства товара. Рыночная цена в данном случае формируется из средних затрат производителей, выпускающих данный товар. Количество содержащегося в товаре труда определяет потребительскую ценность товара, а процесс обмена трансформирует потребительскую стоимость в меновую. Недостатком этой модели является недооценка значения рыночного спроса.
2. Теория предельной полезности (Вальрас, Парето, Джевонс, Самуэльсон и др.). Базой для определения цены при таком подходе являются не затраты труда на производство товара, а его предельная полезность для покупателя. Основной трудностью здесь становится количественное измерение полезности, методы ее учета.
3. Теория спроса и предложения (Маршалл, Кларк, Пигу и др.). Основой этой теории послужили разработки Маршалла применительно к условиям свободной конкуренция. Он рассматривал спрос и предложение как равнозначные, ценообразующие факторы. Ценовое решение, не соответствующее спросу, ведет к серьезным изменениям хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того данный подход ориентирует участников рынка на оптимизацию принимаемых ценовых решений, что связано с оценкой альтернативных затрат в связи с изменениями спроса.[1]
Закон стоимости побуждает товаропроизводителей считаться с общественно необходимыми затратами труда и добиваться их снижения, регулирует распределение общественного труда и средств производства между отраслями народного хозяйства.
Закон стоимости действует в обстановке конкурентной борьбы, в которой побеждают товаропроизводители, применяющие новую технику и технологию, наиболее эффективные приемы организаций производства. Таким образом, под воздействием закона стоимости осуществляется технический прогресс и происходит расслоение товаропроизводителей: одни в результате конкурентной борьбы разоряются, другие обогащаются.
Закон стоимости является регулятором процесса производства и обращения товаров и действует через механизм цен, способствуя установлению определенного равновесия в соотношении цен на разные виды товаров и создавая основу для определения границы между экономически выгодным и невыгодным. Существует несколько теорий стоимости: теория трудовой стоимости; теория спроса и предложения; теория предельной полезности.
Теория трудовой стоимости оторвана от рынка и цены, так как стоимость общественно необходимых затрат труда без учета спроса и предложения ничего не выражает.
Согласно теории спроса и предложения стоимость товара может проявиться только в цене, т. е. в денежном выражении. Следовательно, цена определяется соотношением спроса и предложения. Эта теория дополняет теорию трудовой стоимости, так как увязывает ее с рынком, ценой и механизмом ее формирования.
Сущность теории предельной полезности заключается в том, что стоимость товара зависит от его предельной полезности: чем больше товара конкретного вида на рынке, тем меньше его ценность, и наоборот. Если количество какого-либо товара меньше потребности в нем, то его ценность возрастает. При увеличении предложения данного товара ценность его падает до предельной полезности. Следовательно, теория предельной полезности основывается на теории спроса и предложения.
В условиях рыночной экономики в основе ценообразования лежит теория альтернативной стоимости, объединяющая рассмотренные теории в единую теорию стоимости. Суть ее такова: прежде чем приобрести товар, покупатель стоит перед необходимостью принятия альтернативного решения, какой товар выбрать из множества предлагаемых на рынке. Купив один из них, он отказывается от других. Стоимость купленного товара представляет собой альтернативную стоимость. Покупатель оценивает товар с точки зрения своих интересов и возможностей.
В то же время альтернативная стоимость влияет на предложение данного товара, так как товаропроизводитель ради организации его производства и получения прибыли отказался от других благ.
Таким образом, альтернативная стоимость формируется на рынке в конкурентной борьбе в зависимости от спроса и в то же время влияет на производство и, следовательно, на предложение.
В рыночной экономике цена находится под влиянием множества разнообразных факторов, причем эти факторы действуют с разной силой в различных направлениях и в различные периоды времени. Учесть действие всех факторов практически невозможно, поэтому определить точно, какова будет рыночная цена на конкретный товар, весьма затруднительно. Можно определить лишь ориентировочную (базовую) цену на товар.
Конкретные цены на товары и их динамика являются результатом комплексного и одновременного влияния всей совокупности факторов. В настоящее время в практике сложилась следующая укрупненная классификация групп факторов, воздействующих на цену:
1. экономические;
2. технические;
3. технологические;
4. политические;
5. психологические.
Ценообразующие факторы оказывают далеко не равнозначное воздействие на процесс формирования цен. К наиболее существенным факторам ценообразования относятся:
ü государственное регулирование ценообразования;
ü потребители;
ü издержки предприятия;
ü конкуренция;
ü участники каналов товародвижения.
1.2. Роль государства в регулировании ценообразования
Регулирование ценообразования необходимая часть государственной политики. В зависимости от состояния экономики степень такого воздействия государства на цены меняется. Оно позволяет контролировать цены монополий, не допустить инфляционного роста цен. Оно способствует созданию нормальной конкуренции. Государство осуществляет свою политику цен через создание определённой рыночной структуры, принятие антимонопольного законодательства с целью защиты потребителей, устранения недобросовестной деловой практики.
Регулирование цен осуществляется на двух уровнях: государства и предприятия. Регулирование цен на уровне предприятия – это саморегулирование. Оно осуществляется в связи с тем, что производитель несомненно заинтересован в оптимизации цен и целью гарантии сбыта продукции и обеспечения прочных позиций на рынке в текущий момент и в будущем.
Государственное регулирование – это воздействие на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом. При рыночном ценообразовании цены на товары определяются их собственниками. Государство может регулировать цены только на очень ограниченный круг товаров. На все остальные товары оно определяет только общие подходы и принципы ценообразования. Государственные органы не имеют права устанавливать конкретные цены на товары, изготовляемые их собственниками. При рынке фирмы продают свою продукцию, работы, услуги, по ценам и тарифам, установленным по их усмотрению или на договорной основе, и только в частных случаях, предусмотренных законодательными актами, - по государственным ценам.
Свобода предприятий в ценообразовании ограничивается государством. Выделяются три уровня подобной деятельности:
Установление государством фиксированных цен:
- в виде государственных прейскурантных цен;
- так называемое "замораживание" рыночных свободных цен;
- фиксирования монопольных цен.
Регулирование государством цен посредством установления условий ценообразования для предприятий. Такого рода ограничения осуществляются в формах:
- фиксирования предельного уровня цен;
- выделения максимума надбавок или коэффициентов к фиксированным
прейскурантным ценам;
- внедрения предельного значения элементов розничной цены;
- установления максимального уровня разового повышения цен;
- государственного контроля за монопольными ценами; установления цен для продукции государственных предприятий.
Свободные (договорные) цены. Государство ограничивает степень самостоятельности предприятий определением правил игры на рынке за счет различных запретов. Формы таких ограничений:
- запрет на горизонтальное фиксирование цен;
- запрещение вертикального фиксирования цен;
- запрещение ценовой дискриминации (купля-продажа с нагрузкой, покупка только у одного производителя);
- запрещение демпинга (продажа товаров ниже себестоимости с целью устранения конкурентов);
- запрет на недоброкачественную ценовую рекламу.
В переходный к рынку период, в обстановке смешанной экономики рыночное ценообразование призвано эластично сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные товары. Это дает возможность государству с помощью цен определять и реализовывать приоритеты экономического развития.
2. Методы ценообразования.
2.1. Методы ценообразования, ориентированные на издержки.
Политика цен, ориентированная на издержки, ставит своей целью покрытие всех или, по крайней мере, значительной части затрат. Расчет издержек строится на основе данных производственного учета и планирования (из расчета себестоимости).
Из методов ценообразования, ориентированных на издержки, наиболее часто применяются следующие:
ü метод полных издержек;
ü метод возврата инвестиций;
ü метод маржинальных издержек.
Метод полных издержек наиболее широко распространен и состоит в превышении цены над издержками, обеспечивающем некоторый уровень рентабельности. Большинство предприятий и организаций использует этот метод путем добавления к издержкам производства и обращения определенного процента. Некоторые предприятия усложняют эту модель введением "специального" (пониженного) процента для определенных клиентов (например, правительства).
Ценовые надбавки для разных товаров могут различаться. Например, на западных рынках для всех супермаркетов нижеприведенные ставки одинаковы: на детское питание — 9 %, на табачные изделия — 14%, на специи—37% и т.д.
Недостатком метода полных издержек является игнорирование текущего спроса, покупательской оценки и конкуренции, что едва ли способствует определению оптимальной цены. Предположим, производитель продаст не 300, а 100 телевизоров. Его издержки на единицу вырастут за счет увеличения доли постоянных расходов, а ожидаемый доход снизится. Следовательно, этот метод применим тогда, когда ожидаемый объем продаж совпадет с реальным, а это возможно лишь при высокой предсказуемости рынка, хорошем знании спроса и конкуренции. Вместе с тем рассматриваемый метод ценообразования остается популярным по ряду причин:
а) предпринимателям легче ориентироваться на издержки, чем на сложно прогнозируемый спрос;
б) при использовании метода полных издержек большинством производителей отрасли цены приобретают тенденцию к выравниванию;
в) "справедливость" метода в целом, как для покупателей, так и для продавцов: последним в любом случае обеспечивается получение закрепленного дохода, при этом они не могут поднять цену на товар при увеличении спроса.
Метод рентабельности инвестиций заключается в том, что предприятие устанавливает цену такой, чтобы она обеспечила так называемый уровень возврата инвестиций (УВИ).
Подобный метод ценообразования применяется, например, корпорацией General Motors, которая установила УВИ равным (15 -20)%. Метод широко применяется на предприятиях общественного питания, транспорта, связи, в образовательных учреждениях и здравоохранении, т.е. в организациях, которые ограничены в получении "справедливого" и достаточного дохода от своей деятельности. Таким образом, установление надбавки на издержки ориентируется на определенную величину, обеспечивающую УВИ.
А каковы же пути выхода из ситуации, когда реальный объем продаж не достиг планируемого? Первый возможный вариант действий – как можно скорее увеличить объем продаж посредством стимулирования сбыта, что приводит к снижению издержек на единицу. Кроме того, необходимо создать ценовые преимущества, чтобы переключить на себя хотя бы часть спроса на продукцию конкурентов, а значит — снизить цены. Таким образом, желанная цель — получение запланированной прибыли — становится менее достижимой, даже при увеличении производства и снижении цены.
Возможен и второй вариант действий (на первый взгляд может показаться, что он противоречит логике и вообще опасен для фирмы); сокращение объема производства и продаж. Однако именно второй вариант приведет к желаемой цели. Цели — получение дохода — можно достигнуть, снизив предельный объем производства, т.е. приблизив точку безубыточности к своим производственным возможностям. Предельный объем можно снизить, уменьшив постоянные издержки и увеличив цены.
К сожалению, метод рентабельности инвестиции не учитывает конъюнктуры рынка, т.е. при формировании цены ориентирован, прежде всего, на внутренние факторы.
Метод маржинальных издержек предполагает использование системы учета затрат "директ-костинг". Сущность метода заключается в раздельном учете условно переменных и условно постоянных затрат. Формирование цены происходит путем добавления к общей величине переменных затрат суммы, покрывающей условно постоянные расходы и обеспечивающей нормальную прибыль (маржинальная прибыль). Таким образом, особенностью данного метода является расчет верхнего и нижнего пределов цены. Верхний предел должен обеспечить возмещение всех затрат и получение планируемой прибыли. Нижний предел цены ориентирован на покрытие переменных затрат.
Метод маржинальных издержек учитывает спрос, и это является его принципиальной отличительной особенностью. Другим существенным преимуществом этого метода является отказ от необходимости распределения накладных расходов на единицу продукции.
2.2. Методы ценообразования, ориентированные на потребителей.
Эта группа методов учитывает конкурентные преимущества товаров и предприятий-производителей. Методы используются в рамках активной стратегии ценообразования, ориентированной на определенную комбинацию цены и качества товара.
Применяя такие методы, предприятия исходят из готовности потребителя платить определенную цену (верхняя граница цен). Если не учитывать необходимости оперировать ценами выше нижней границы, то при ориентации на потребителей не существует непосредственной связи между затратами и установлением цен. Имея свои представления о максимальной цене, которую они готовы заплатить, потребители устанавливают определенную границу, за которой спрос на продукт прекратится либо по причине финансовых ограничений, либо потому, что по такой цене можно приобрести более качественный товар.
Из методов ценообразования, ориентированных на потребителей, наиболее часто применяются следующие:
• метод ценообразования по ощущаемой ценности;
• тендерный метод.
Ценообразование по ощущаемой ценности. Все большее число предприятий формирует цены, базируясь на покупательской оценке продукта (а не на издержках производства и обращения). Для создания покупательской оценки используются неценовые маркетинговые рычаги.
Описываемая модель ценообразования хорошо сочетается с позиционированием товара на рынке, т.е. ситуацией, когда компания создает концепцию продукта для конкретного рынка, планируя качество и цену. Менеджер оценивает объем продукции, который он предполагает реализовать по данной цене, и это определяет планируемый объем производства, инвестиций и издержек на единицу товара. Следующим этапом является оценка достаточности доли прибыли на единицу при установленной цене и издержках. Если расчеты удовлетворительны, можно начинать производство, если нет— идею оставляют до лучших времен.
Ключом к использованию этой модели является тщательное определение покупательского восприятия (оценки) предлагаемого товара. Имея такие данные, с помощью несложного расчета можно легко оправдать запрашиваемую цену. Для подсчета и определения покупательской оценки используются соответствующие методики.
Ценообразование тендерным методом в большей мере ориентировано на покупательское восприятие цены в сравнении с конкурентными ценами. Если предприятие хочет выиграть конкурс (тендер), ему необходимо правильно сформировать свою цену. При этом занижение цены по сравнению с конкурентными дальше определенного предела (нижний уровень цены, обеспечивающий покрытие всей суммы затрат) невозможно. Чем выше цены предприятия, тем меньше вероятность получения контракта.
Использование этого критерия при установлении цены имеет смысл лишь в том случае, если предприятие широко использует указанный метод. Играя на разнице цен, можно достигнуть максимума прибыли и в долгосрочной перспективе. Эпизодическое же использование данного метода практически не дает преимуществ.
2.3. Методы ценообразования, ориентированные на конкурентов.
В зависимости от структуры рынка, числа и силы конкурентов, однородности продукта предприятие выбирает одно из трех направлений действия:
ü приспособление к рыночной цене;
ü последовательное занижение цен;
ü последовательное повышение цен (основанное на высокой репутации и качестве продукта).
Политика низких цен, ориентированная на конкурентов, часто применяется при вводе новых продуктов с целью быстрого привлечения большого числа покупателей, использования преимуществ массового производства и устранения потенциальных конкурентов.
Представленные направления действий не исключают друг друга. Существует связывающий эти три формы ценообразования метод, называемый методом калькуляционного выравнивания. Он применяется в основном при одновременном установлении цен на большое количество товаров. Его специфика заключается в отказе от затратно ориентированного ценообразования на продукты, которые являются "индикаторами" возможностей предприятия. Суть метода состоит в том, что значение продуктов, входящих в производственную программу, неодинаково с точки зрения их влияния на конечный результат — это является следствием конкретных условий конкуренции и спроса. Высокие доходы, получаемые за счет одних продуктов, должны, по крайней мере, компенсировать убытки по реализации других.
В рамках ценовой конкуренции может применяться значительное количество моделей ценообразования. Наиболее популярным в условиях рынка стал метод ценообразования по существующим ценам, который основывается на оценке цен конкурентов с меньшим вниманием к своим издержкам и спросу на продукт. Предприятие может маневрировать, устанавливая такие же, как у конкурентов, а также низшие или высшие цены. В промышленных олигополиях, продающих сталь, бумагу, удобрения, обычно устанавливается цена, равная цене конкурентов. Небольшие предприятия выбирают политику "следования за лидером". Они меняют свои цены с изменением цен лидера чаще, чем этого требуют спрос или их издержки. Некоторые предприятия вводят небольшие скидки или премии, но колебание обычно невелико.
Метод целевых затрат впервые разработан в Японии. Суть его заключается в том, что планирование будущей себестоимости продукции начинается с установления целевой величины, в которую следует уложиться, с тем, чтобы продажа продукции по существующим рыночным ценам обеспечила не только покрытие будущих затрат, но и получение прибыли. Следовательно, верхним ограничительным пределом являются рыночные цены в том регионе, где предполагается реализация продукции, намеченной к выпуску.
Рассматриваемый метод ценообразования весьма распространен. Поскольку издержки на единицу продукта зачастую с трудом поддаются оценке, положиться на конкурентные цены — хорошее решение вопроса. Однако могут возникнуть трудности, связанные с отсутствием достоверной информации о ценах конкурентов из-за предоставления последними скидок или начисления дополнительной премии на цену за обслуживание или установку. В целом метод хорош тем, что установившиеся цены обеспечивают гарантированный доход, смягчают ценовую конкуренцию и стабилизируют рынок.[2]
3. Ценообразование в системе страхования
3.1. Страховой рынок и его основные понятия
Страховой рынок - это особая социально-экономическая структура, сфера денежного обращения, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируется спрос и предложение на нее. Объективная основа осуществления и развития страхового рынка заключена в необходимости оказания денежной пострадавшим в случае непредвиденных, неблагоприятных обстоятельств. Иначе говоря, страховой рынок - это форма организации денежного обращения по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества.
Структура страхового рынка может быть представлена в институциональном и территориальном аспектах. В первом случае страховой рынок представлен совокупностью страховых организаций, которые принимают участие в оказании соответствующих услуг. Первичным звеном такого рынка выступают страховые компании, представляющие собой обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживания. Во втором случае страховой рынок может быть охарактеризован как международный страховой рынок, на котором представлены страховые компании разных стран, национальный государственный, региональный (местный) страховой рынок, охватывающий отдельный город, регион, область.
Основными участниками страхового рынка являются продавцы в виде страховых компаний, страховщиков, реализующих страховой продукт (страховую защиту) и покупатели в виде физических и юридических лиц, страхователей, приобретающих страховой продукт, и посредников в виде маклеров и страховых агентов.
Специфический товар, предлагаемый на страховом рынке, - страховая услуга имеет потребительную стоимость и стоимость. Потребительной стоимостью является обеспечение страховой защиты. Стоимость страховой услуги - это затраты труда, которые находят денежное выражение в цене страховой услуги (страховой тариф).
Страховым тарифом, или тарифной ставкой, является либо денежная плата со 100 руб. страховой суммы в год, либо процентная ставка от совокупной страховой суммы на определенную дату. С помощью тарифных ставок исчисляются страховые взносы, уплачиваемые страхователями. Страховой взнос (платеж, премия) представляет собой произведение страхового тарифа на число сотен страховой суммы, либо процентной тарифной ставки на совокупную страховую сумму, деленное на сто.
Основная задача, которая ставится при построении страховых тарифов, связана с определением вероятной суммы ущерба, приходящейся на каждого страхователя или на единицу страховой суммы. Если тарифная ставка достаточно достоверно отражает вероятный ущерб, то обеспечивается необходимая раскладка ущерба между страхователями.
Травные ставки тесно связаны с объемом страховой ответственности. Установление, расширение и ограничение объема страховой ответственности находят свое отражение в тарифных ставках. Проводя страхование, страховщик стремиться решить двоякую задачу: при минимальных тарифах, доступных для широкого круга страхователей, обеспечить достаточно значительный объем страховой ответственности. С помощью доступных тарифных ставок достигается наименьшее изъятие части доходов страхователей в виде страховых платежей в целях оказания им необходимой помощи из страхового фонда.
Если тарифные ставки рассчитаны правильно, то обеспечивается необходимая финансовая устойчивость страховых операций, т.е. устойчивое сбалансирование доходов и расходов страховщика, либо превышение доходов над расходами. Завышение тарифной ставки приводит к перераспределению через страховой фонд излишних средств, занижение, наоборот, к образованию дефицита финансовых ресурсов в страховом фонде и к не выполнению страховщиком своих обязательств перед страхователями.
3.2. Методы ценообразования, используемые в страховании
Тарифная ставка, лежащая в основе страхового взноса, называется брутто-ставкой. Она состоит из нетто-ставки и нагрузки к нетто-ставке. Нетто-ставка предназначена для формирования страхового фонда в его основной части, которая используется для выплаты страхового возмещения. Нагрузка необходима для покрытия затрат на проведения страхования. Нагрузка составляет меньшую часть брутто-ставки (9 - 40%).
Нетто-ставка, как вероятность нанесения страхователям определенного ущерба, отражает каждый вид страховой ответственности, которую взял на себя страховщик. Если условия страхования данной группы имущества или иных рисков содержат несколько видов страховой ответственности, то совокупная нетто-ставка может состоять из суммы нескольких частных нетто-ставок.
Нагрузка к нетто-ставке включает, как правило, следующие накладные расходы страховщика: оплату труда штатных и нештатных работников страховой организации, что составляет основу всех накладных расходов; затраты на заготовку бланкового материала, пропаганду и рекламу страхового дела; административно-хозяйственные расходы, отчисления в резервные фонды. В нагрузку может включаться также определенный норматив на формирование плановой прибыли от страховой деятельности.
Поскольку при страховании происходит замкнутая раскладка ущерба между страхователями, при построении нетто-ставки принято исходить из равенства:
П = В,
где: П - страховые платежи, соответствующие нетто-ставкам;
В - страховое возмещение.
При указанном равенстве, рассчитав его правую часть, получают искомую величину страховых платежей.
Если условно представить себе, что от каждого происшедшего страхового случая гибнет один застрахованный объект, то вероятность ущерба, лежащая в основе нетто-ставки, зависит прежде всего от вероятности наступления страховых случаев. Зная вероятное число страховых случаев за тарифный период, можно определить степень вероятности наступления этих случаев. Она представляет собой отношение количества страховых случаев к числу застрахованных объектов. В денежном выражении числитель указанного отношения равен сумме страхового возмещения (f), а знаменатель - максимально возможному страховому возмещению, равному совокупной страховой сумме всех застрахованных объектов (b). Данное отношение (f/b) есть показатель убыточности страховой суммы. Поскольку числитель этого показателя меньше знаменателя, его значение всегда меньше единицы.
Показатель убыточности страховой суммы математически выражает вероятность ущерба в виде той доли совокупной страховой суммы, которая выбывает из страхового портфеля ежегодно или за тарифный период в связи с наступлением страховых случаев и возмещением ущерба. Эта доля (с каждых 100 руб. страховой суммы или как определенная процентная ставка) составляет основу для построения нетто-ставки.
Убыточность страховой суммы, как отношение денежных показателей, является величиной синтетической, которая зависит от действия различных факторов. Их можно свести к следующим показателям, которые принято в страховой статистике обозначать буквами латинского алфавита:
a - число застрахованных объектов;
b - страховая сумма застрахованных объектов;
c - число страховых случаев;
d - число пострадавших объектов;
f - сумма страхового возмещения;
q - показатель убыточности страховой суммы.
С помощью указанных обозначений можно вывести три показателя, влияющих на убыточность страховой суммы, которые называют элементами убыточности:
1. c/a - частота страховых случаев. Выражает коэффициент (процент) горимости строений, падежа скота, аварийности средств транспорта и т.д.
2. d/c - опустошительность одного страхового случая. Показывает среднее число объектов, пострадавших от одного страхового случая.
3. f * b / d * a - отношение рисков: отношение среднего страхового возмещения по одному пострадавшему объекту к средней страховой сумме одного застрахованного объекта. При частичном повреждении объектов оно свидетельствует о средней степени повреждения одного объекта, при полном уничтожении - о гибели в среднем более крупных или менее крупных рисков по сравнению с их средней страховой оценкой по всему страховому портфелю.
Произведение указанных трех элементов убыточности дает синтетический показатель убыточности страховой суммы:
Анализируя ежегодные отчетные данные о показателях убыточности и ее элементов, страховщик имеет возможность выявлять положительные и негативные факторы, оказывающие влияние на эти показатели, и принимать необходимые меры к их удержанию на тарифном уровне.
Методика расчета нетто-ставки по каждому виду или однородным объектам страхования сводится к определению среднего показателя убыточности страховой суммы за тарифный период, т.е. за 5 или 10 лет, с поправкой на величину рисковой надбавки. Для этого, прежде всего, строится динамический ряд показателей убыточности страховой суммы и оценивается его устойчивость, в зависимости от чего решается вопрос о размере рисковой надбавки. Рассмотрим указанную методику на примере.
В среднем по области (краю, республике) сложились следующие показатели убыточности страховой суммы по добровольному страхованию имущества ( данные условные, в коп. со 100 руб. страховой суммы табл. 3.2.1).
Средняя за 5 лет величина убыточности страховой суммы составит:
q = 17+16+16+15+15 = 15, 8
Оценка устойчивости данного динамического ряда производится с помощью известных из теории статистики коэффициента вариации и медианы.
Таблица 3.2.1. Убыточность страховой суммы
Показатель |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
4-й год |
5-й год |
Убыточность страховой суммы (q) |
17 |
16 |
16 |
15 |
15 |
Для определения коэффициента вариации как отношение среднеквадратического отклонения от средней величины к средней величине произведем расчеты величины среднеквадратического отклонения по данным приведенного динамического ряда. Для тарифных расчетов применяется следующая формула среднеквадратического отклонения:
L =
Сумма среднеквадратических отклонений определяется с помощью расчетной таблицы:
Год |
Линейные отклонения |
Квадраты линейных отклонений |
1-й |
17 - 15,8 = + 1,2 |
1,44 |
2-й |
16 - 15,8 = + 0,2 |
0,04 |
3-й |
16 - 15,8 = + 0,2 |
0,04 |
4-й |
15 - 15,8 = - 0,8 |
0,64 |
5-й |
15 - 15,8 = - 0,8 |
0,64 |
Сумма линейных отклонений = 0 |
Сумма квадратических отклонений = 2,80 |
L = = 0,85
Коэффициент вариации при исчисленном значении среднеквадратического отклонения составит:
V = 0,85 / 15,8 = 0,054 или 5,4%
Вариация в указанной степени незначительна и свидетельствует об устойчивости нашего динамического ряда.
Если расположить приведенный ряд в ранжированном порядке: 15, 15, 16, 16, 17, то медианой, т.е. серединным значением ранжированного ряда, будет величина 16. В тех случаях, когда медиане близка к средней величине, ряд оценивается как устойчивый. В нашем примере медиана достаточно близка к среднему значению ряда - 15,8.
Если динамический ряд показателей убыточности можно рассматривать как устойчивый, то в качестве рисковой надбавки применяется однократное среднеквадратическое отклонение от средней величины убыточности, которое в теории статистики оценивается как наиболее типичное отклонение. При неустойчивости ряда возможно применение двукратной рисковой надбавки либо увеличение тарифного периода до 10 лет. Использование для рисковой надбавки величины среднеквадратического отклонения связано с установленной теорией статистики закономерности, согласно которой при q + L вероятность того, что в будущем фактические показатели убыточности окажутся меньше размера нетто-ставки, составляет 68% . При q + 2L та же вероятность равна 95%. В нашем примере размер нетто-ставки будет составлять: 15,8 + 0,85 = 16,7 коп или 17 коп.
Методика расчета нагрузки к нетто-ставке основана на определении фактических затрат на содержание страховых органов, приходящихся на тот или иной вид страхования, как правило, за последние один-два года, поскольку удельный вес нагрузки в брутто-ставке имеет тенденцию к снижению. Фактические затраты на проведение соответствующего вида страхования рассчитываются по данным действующей бухгалтерской отчетности, затем определяется их удельный вес (в %) в сумме поступивших за этот же период страховых платежей.
Для расчета нагрузки применяется формула:
B - N,
где: В - брутто-ставка; N - нетто-ставка.
В свою очередь, брутто-ставку можно рассчитать по формуле:
,
где: Н (%)- удельный вес нагрузки в брутто-ставке, определенный на основе расчета фактических накладных расходов страховщика за последние 1-2 года.
Например, если Н (%) равен 20%, N = 17 коп., то
В = 17*100 / 100 - 20 = 21,3 коп или 22 коп.
Отсюда нагрузка равна: 22 -17 = 5 коп.
Показатели убыточности страховой суммы как основа для построения нетто-ставок существенно различаются по территориям (областям, краям, республикам), видам и формам страхования, группам однородных объектов страхования в зависимости от степени риска их гибели или повреждения. Поэтому в целях приведения в соответствие страховых тарифов с уровнем убыточности страховой суммы применяется соответствующая дифференциация тарифных ставок.
По страхованию имущества сельскохозяйственных предприятий тарифные ставки дифференцируются по территориям, группам сельхозкультур, видам животных, по группам основных и оборотных фондов.
По добровольному страхованию различных объектов дифференциация тарифных ставок построена по территориям, видам страхования, однородным объектам страхования. Территориальная дифференциация учитывает различия в уровне убыточности страховой суммы на селе и в городах, что связано в основном с более высокими показателями горимости строений на селе. По страхованию животных дифференциация тарифов учитывает различия в показателях убыточности по видам животных (крупный рогатый скот, овцам, козам, свиньям, лошадям и т.д.), их возрастным группам.
Для удобства проведения страхования применяется также дифференциация тарифов по категориям страхователей. Например, по страхованию имущества кооперативных и общественных организаций установлены тарифные ставки по видам кооперации, общественным и другим организациям.
По страхованию средств транспорта, принадлежащих гражданам, дифференциация тарифных ставок отражает различия степени риска отдельных видов транспорта: автомобилей, мотоциклов, мопедов, моторных лодок и т.д. Здесь применяется также дифференциация, стимулирующая страхование средств транспорта в полной стоимости.
Дифференциация страховых тарифов является действенным инструментом раскладки ущерба, отражающим оптимальное участие каждого страхователя в формировании страхового фонда.
Заключение
Цена на продукт является для предприятия не только важным фактором, определяющим его прибыль, но и условием успешной реализации товаров. Это и обуславливает выработку соответствующих подходов к установлению уровня цены на выпускаемую продукцию. Решение данной задачи дело далеко не простое. Оно предполагает учет многих факторов и обстоятельств, действующих порой противоречиво и неоднозначно. Действительно, если внутри предприятия цена изделия определяется издержками на его производство, величина которых в значительной степени зависит от усилий самого предприятия, то при выходе на рынок ее уровень обуславливается складывающейся конъюнктурой рынка. Рыночная цена для предприятия является величиной, на которую оно повлиять не может. Поэтому стремление получить как можно большую прибыль объективно вызывает проведение на каждом предприятии собственной ценовой политики.
Механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами и, с другой - способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени.
Процесс ценообразования должен выявлять те направления деятельности, где необходимо принимать меры, ту продукцию, на которую следует делать упор, или ту продукцию, которая требует использования большого количества ресурсов и дает наибольшую или надает совсем прибыли.
Рассмотренные методы ценообразования и рыночная корректировка цены позволяют определить окончательную цену. Для принятия этого решения необходимо учесть факторы, отражающие потребительское поведение, реакцию рынка и другие маркетинговые элементы, влияющие на цену.
В заключение можно отметить, что переход от централизованно планируемой экономики к рыночной вызвал коренную ломку представлений о формировании себестоимости продукции (работ и услуг) промышленных предприятий и соответственно об определении будущих финансовых результатов.
В условиях рынка все предприятия, достойные продолжать свою деятельность, должны быть самоокупаемыми, приносить прибыль, в противном случае их ждёт банкротство. Поэтому основным моментом в ценообразовании при переходе к рынку стал отказ от навязывания покупателям нереальных цен, оторванных от действительных запросов рынка. Как сама продукция, так и цены на неё должны быть признаны рынком и только им. Первое, с чем придётся в дальнейшем считаться российским предприятиям, – это развитие и усиление конкуренции на всех рынках (включая монополизированные, где будет усиливаться государственное ограничение роста цен). В таких условиях фирме-продавцу надо учитывать не только собственные финансовые интересы, но и интересы покупателя, чтобы удержать его и сохранить свою долю на рынке. А это может быть достигнуто только при соблюдении заранее разработанной ценовой политики, используя все современные наработки.
Список литературы
1. Голубков Е.П. Основы маркетинга. – М.: Финпресс, 2002 – 544 с.
2. Ерухимович И.Л. Ценообразование: Учеб. - метод. пособие. – 2-е изд., стереотип. – К.: МАУП, 1999г.
3. Клейн Н.И. Предпринимательское право. – М.: Юридическая литература, 2001.
4. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник. – М.: Издательство БЕК, 2004.
5. Рузавин Г.И. Курс рыночной экономики. – М.: Банки и биржи, 2002.
6. Салимжанов И.К. Цены и ценообразование. Учебник для вузов. – М: ЗАО
"Финстатинформ", 2003.
7. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование: Учебное пособие. –
М.: Инфра-М, 2001.
8. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика, 2-е изд. – М.:
Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2005.
9. «Ценообразование», под ред. Слепова В.А., . - М.-2001
10. Керимов В.Э. Управленческий учет и ценовая политика предприятия//Финансовая газета, №18, 1999 г.
11. Экономика предприятия: Учебник. Под ред. Проф. Н. А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 2001
12. Экономика предприятия (фирмы): учебник// Под ред. И.О. Волкова, О.В. Девяткина. – М.: Инфра-М, 2004.
[1] См.: Салимжанов И.К. Цены и ценообразование. Учебник для вузов. – М: "Финстатинформ", 2003. – С. 250
[2] См.: Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика, 2-е изд. – М.:Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2005. – С. 365.