Содержание

Введение. 3

1. Форма государственного правления: понятие, признаки и виды монархий  4

2. Президент Российской Федерации: основы конституционного статуса, положение в системе органов государства. 11

3. Гражданский Кодекс РФ – основной источник гражданского права: понятие, структура, объекты регулирования, юридическая характеристика. 16

Заключение. 21

Список литературы.. 22

Введение

Сегодня, пожалуй, нет  более спорного вопроса в политической науке, чем вопрос государства, его природе и роли в общественной жизни.

Государство – это прежде всего исторически сложившиеся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов, социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют другие черты государства . Управление обществом – управление определенной массой людей, на которой и могут быть распространены государственные управленческие функции.

Государство  объединяет  своей  властью  и  защитой  всех  людей,  населяющих  его  территорию,  независимо  от  их  принадлежности  какому -либо  роду  или  племени.  Это  означает,  что  государство  имеет  свою  территорию,  определяет  ее   границы  и  защищает  от  нападения  извне.  Постоянное  население  данной  территории,  как  правило,  имеет  устойчивую  связь  с  государством  в  виде  подданства  или  гражданства  и  пользуется  его  защитой  внутри  страны  и  за  ее  пределами.  Государственная  власть  распространяется  и на  находящихся  в  стране  иностранцев  и  лиц,  не  имеющих  гражданства. 

Целью данной работы является рассмотрение следующих вопросов:

1. Формы государственного правления: понятие, признаки и виды монархий;

2. Президент Российской Федерации: основы конституционного статуса, положение в системе органов государства;

3. Гражданский Кодекс РФ – основной источник гражданского права: понятие, структура, объекты регулирования, юридическая характеристика.

1. Форма государственного правления: понятие, признаки и виды монархий

Форма правления - это организация высших органов власти в государстве. Зная форму правления в государстве можно ответить на вопросы: кто правит, т. е. какие органы осуществляют верховную власть в стране (президент, король, царь, дума)? как высшие органы государства взаимодействуют между собой? каков порядок их формирования и роспуска и какова степень ответственности этих органов перед обществом?

Форма государственного правления позволяет уяснить:

-             Как создаются высшие органы власти и каково их строение;

-             Какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами ;

-             Как строятся взаимоотношение между верховной государственной властью и населением страны;

-             В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.[1]

Выделяются следующие основные виды форм правления:

1. Монархия - форма правления, при которой верховная власть в государстве юридически принадлежит одному лицу, представителю правящей династии (король, царь, султан, эмир, раджа, шах, император). Монарх, как правило, получает свою власть по наследству.

Признаки монархии:

- существование единоличного главы государства;

- бессрочное правление;

- безответственность монарха;

- наследственный порядок передачи власти. Монархические государства: Великобритания, Швеция, Саудовская Аравия, Япония, ОАЭ.

2. Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются населением на прямую, либо формируются представительным общенациональным органом.

Признаки республики:

- коллективное правление, которое осуществляется не одним лицом, а системой государственных органов;

- взаимоотношения между высшими органами государственной власти построены по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- представительные органы власти и отдельные должностные лица избираются на определенный законом срок;

- высшие органы государственной власти несут ответственность перед народом.

Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в Древнем Мире, попытался разработать классификацию государств по критерию, кто и как правит в этих государствах, то есть по критерию формы правления. Он выделил несколько форм правления : монархию, республику, деспотию – положив в основу классификации способы образования органов государства, их соотношение, приемы осуществления государственной власти. Прежде всего, теория государства и права два основных устройства государственной власти, которые характеризуются содержанием формы правления: монархию и республику.

Монархическая – “персональное единовластие” – древняя форма правления.

Впервые зародилась в раннеклассовых обществах, власть в которых захватывали военноначальники, представители разросшихся семей или соседских общин. Свои истоки монархическая форма правления имела в той достаточно простой, социально не слишком расчлененной организации общества, которая появилась на рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры, в итоге нелитической революции.

В этих раннеклассовых обществах организация власти осуществлялась на жестко централизованной основе, сверху вниз, была наиболее эффективной и понятной.

Монарх назначал чиновника по управлению регионами или функциональными службами, те в свою очередь назначали более мелких руководителей работ. Такая вертикальная иерархия власти позволила строить весьма эффективную форму правления, при которой земледельцы – общинники, ремесленники и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры.

Сам же монарх решал, в нормальном режиме прав, вопросы связанные с организацией и осуществлением власти. Он советовался со своими чиновниками ( советниками ), среди которых были пророки, предсказатели, другие культовые служители.

Монархии, как форме правления, присуще четкие юридические признаки. Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства. Монарху же приходится принимать решения по самым важным вопросам _ принципиально – государственным. Он обладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна. Он – высшая власть в государстве. Его власть объявлялась священной, наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы жизни, в том числе и на судебную. Таким образом, власть монарха не знает ограничений и может и может распространятся на различные сферы государственной деятельности. Монарх – свободный от ответственности. Он не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления, а за ошибки злоупотребления в государственном правлении отвечают его советники.

Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя, патриархального быта. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только государственные рабы принадлежали монарху.

Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей эры). Эта эпоха империи разделяется на два периода – период принципиата и период доминанта. При принципиате формально еще сохраняются формы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют консулы, преторы и народные трибуны, но существенной роли не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора.

В III веке н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия (доминант). Полностью исчезают республиканские учреждения. Управление государством – полностью в руках императора, который назначает исполнителей – сановников.Порядок поддерживается при помощи административно – судебного и военного аппарата.

Феодальная (средневековая монархия) последовательно переходит три периода своего развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархии.

Конституционная монархия представляет такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии, и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания и др.).

Конституционная монархия бывает парламентной и дуалистической.

Парламентная монархия характеризуется основными свойствами:

-             Правительство формируется из представителей определенной партии, получивших большинство на выборах;

-             Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

-             В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

-             Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

-             Правительство согласно конституции несет ответственность перед парламентом.[2]

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии.

Республика – такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемым населением на определенный срок.

Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания, советы имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.

Органы республиканского правления наделяются различными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти.

Надо обратить внимание и на то обстоятельство, что все ветви единой государственной власти осуществляют именно властные полномочия, т.е. организуют и обеспечивают отношения “власти – подчиненные” в соответствующих сферах государственной жизни. Кроме того, следует подчеркнуть, что, несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласованно, системно, организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга. Например: исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту проекты законов, а судебная власть функционирует как система, предотвращающая нарушение законов.

Вместе с тем в современных посттоталитарных государствах большую роль играет и власть главы государства, президента. Эта самостоятельность, вытекающая из статуса главы государства, как гаранта конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом, президентом и правительством, и созданием при президенте специальных органов ( администрации, управлении делами, комиссий и т.п.) содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства, гаранта конституции, например: в реализации его права законодательной инициативе.

Большое отличие от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти. Республика – это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются общенациональным представительным учреждением. История государственно – организованного общества, его народов знает несколько основных разновидностей республиканского правления.

Парламентарная республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства избирается парламентом. Глава государства обладает обширными полномочиями. Он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами.

Глава правительства (премьер-министр) назначается президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Обладает важнейшими финансовыми полномочиями.

Парламентская форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанного на началах правовой законности.

Президентская республика – соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Характерные черты:

-             Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

-             Ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

-             Более широкие, чем в парламентской республике, полномочия главы государства.

Социалистическая республика – особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции. Основные особенности:

-             Ведущая роль принадлежит представительным органам, которые составляют основу аппарата государственной власти;

-             Социалистическая республика должна сочетать политическое, хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью в едином государственном механизме, что позволило бы государственной власти суверенно распоряжаться общественными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ;

-             Высшие и местные органы власти объединяются в единую представительскую систему, основанную на принципе демократического централизма;

-             В условиях социалистического государственного правления законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений;

-             Социалистическая республиканская форма правления предполагает подотчетность и подконтрольность исполнительно – распорядительных органов органам законодательной власти;

-             Социалистическая республика создает необходимые условия и предпосылки для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни.

Различают три разновидности социалистической формы государственного правления: Парижскую коммуну, Советскую республику и народно-демократическую (народную) республику, которые изначально выступают как государственная форма диктатуры пролетариата.

2. Президент Российской Федерации: основы конституционного статуса, положение в системе органов государства

Конституция 1993 г. впервые по отношению к президенту ввела термин "глава государства". Причем Конституция установила не президентскую и не парламентскую республику, а республику смешанного типа, но фактически тяготеющую больше к президентской форме республик с широкими полномочиями президента - главы государства и фактически полным подчинением ему исполнительной власти, по образцу полупрезидентской республики во Франции.

В системе органов государственной власти Президент РФ занимает особое место. В соответствии с системой разделения властей Президент не входит ни в одну из отраслей власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни тем более в судебную. По Конституции 1993 г. Российская Федерация имеет республиканскую форму правления, т.е. во главе государства стоит избираемый прямым голосованием граждан Президент.

В РСФСР в свое время не было единоличного главы государства. В советское время считалось, что коллегиальным главой государства являлся избираемый Верховным Советом РСФСР Президиум во главе с Председателем Президиума, но на практике это был полностью безвластный орган, который служил придатком партийного аппарата. Должность Президента РСФСР была введена Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. "О Президенте РСФСР" в соответствии с результатами проведенного 17 марта 1991 г. референдума о введении поста президента. 24 мая 1991 г. институт президента был включен в действовавшую тогда Конституцию РСФСР.[3]

На учреждение поста Президента в Российской Федерации повлияли причины внутреннего характера, необходимость усиления исполнительной власти, проведения реформ во всех сферах государственной и политической жизни, совершенствования всего государственного механизма. Не последнюю роль сыграло и учреждение поста президента СССР и избрание на эту должность М.С.Горбачева. В соответствии с поправками, внесенными в текст Конституции РСФСР 1978 г., Президент объявлялся "высшим должностным лицом в государстве" и главой исполнительной власти.

Институт президентства в Российской Федерации претерпел серьезную эволюцию, которую можно определить как развитие от менее сильного к более сильному президенту. Ранее действовавшая Конституция еще советского периода предоставляла ему полномочия, которые блокировались рядом ее статей. Исполнительная власть, главой которой провозглашался президент, должна была увязывать свои действия с принципами полновластия Съезда народных депутатов и его органа - Верховного Совета. По Конституции Съезд мог принять к своему рассмотрению и решать любой вопрос, входящий в компетенцию Российской Федерации. По тексту Конституции важнейшие вопросы, имеющие значение для всей Федерации, должны были решаться Съездом народных депутатов, и его Верховным Советом. То, что по Конституции Президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти, было откровенной декларацией. Президент не имел реальных конституционных полномочий для сдерживания полновластия законодательной власти, а следовательно, принцип разделения властей не действовал. В конечном итоге такое положение завершилось конфликтом исполнительной и законодательной властей и роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

Конституционные должности Президента заключаются в том, что он является главой государства, Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации и Председателем Совета безопасности РФ.

Полномочия Президента в зависимости от их правовой специфики можно подразделить на несколько групп.

Первая группа полномочий носит общий характер и отражает положение президента как главы Российского государства. Прежде всего, Президент выступает в качестве гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Это значит, что Президент сам должен действовать только в рамках Конституции, не нарушать Конституцию и действующее законодательство, его деятельность должна быть направлена на осуществление и гарантии прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, как глава государства, он имеет право контроля за соблюдением Конституции и действующего законодательства органами государственной власти и управления. Это выражается в том, что Президент имеет право обратиться в Конституционный суд РФ с ходатайством о признании актов Совета Федерации, Государственной думы, представительных органов субъектов РФ несоответствующими Конституции и о прекращении их действия. Акты же исполнительных органов Федерации (Правительства) Президент может прямо отменить, а акты исполнительных органов власти субъектов РФ - приостановить.

Президент как глава государства вправе оценивать деятельность подотчетных ему органов (Правительства, Совета безопасности, администрации) с точки зрения защиты ими прав и свобод человека и гражданина, а также тех структур, по которым он вносит предложения о кадровых назначениях (Генеральный прокурор РФ, высшие суды РФ). Как глава государства он вправе отстранить от должности любых подотчетных ему должностных лиц и назначить новых. Эти его назначения и отстранения от должности не требуют утверждений какими-либо другими государственными органами.

Президент имеет право вносить предложения о поправках к Конституции, о проектах законов, затрагивающих вопросы правового положения граждан. Президент активно совместно с Правительством участвует в подготовке проекта государственного бюджета, а следовательно, оказывает влияние на социальное положение граждан Российской Федерации, реализацию их социально-экономических прав.

Важнейшая функция Президента как главы государства заключается в охране суверенитета, независимости и государственной целостности РФ. Как глава государства он является главой всей Федерации.

По Конституции Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Конечно, он определяет их не единолично, а во взаимодействии с другими органами государственной власти и различными политическими силами.

Президент определяет основные направления политики государства и во взаимодействии с органами исполнительной власти, прежде всего Правительством. Диапазон деятельности Президента по определению внутренней и внешней политики государства очень широк: от кадровых назначений на важнейшие государственные посты; утверждения военной доктрины Российской Федерации до непосредственного руководства внешнеполитической деятельностью РФ; участия в определении правовой политики и руководства текущей социально-экономической политикой.[4]

Все его полномочия как главы государства не могут быть переданы никакому другому государственному органу.

Можно выделить отдельно блок полномочий Президента в области кадровой политики.

Прежде всего, с согласия Государственной думы, Президент назначает Председателя Правительства, а по представлению Председателя Правительства назначает всех остальных членов Правительства: заместителей Председателя, федеральных министров, руководителей других федеральных ведомств. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Он же без согласования с какими-либо другими государственными органами принимает решение об отставке всего Правительства, а по представлению Председателя Правительства - об отставке или назначении новых членов Правительства. Президент представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка, ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка России. В его полномочия входит представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда, кандидатуру Генерального прокурора. Он также вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора, назначает судей других федеральных судов.[5]

Президент самостоятельно формирует и сам возглавляет Совет безопасности, статус которого определяется федеральным законом, формирует Администрацию Президента и отдельно назначает главу администрации. Президент назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных сил РФ, утверждает военную доктрину Российской Федерации. Президенту принадлежит право назначать и освобождать от должности полномочных представителей Президента, назначать и отзывать после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Следующая группа полномочий Президента связана с его взаимоотношениями с Федеральным Собранием. Прежде всего, в соответствии с Конституцией и федеральным законом, Президент назначает выборы (очередные или внеочередные) в Государственную думу. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент распускает Государственную думу.

Таких оснований несколько: в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства, вносимой Президентом на ее утверждение; в случае повторного в течение трех месяцев вынесения Правительству вотума недоверия со стороны Государственной думы; в случае, если само Правительство ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии и получает отказ в доверии.

Только Президент может назначить референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Президент является субъектом законодательной инициативы. Он может вносить законопроекты по любым вопросам, входящим в компетенцию Государственной думы.

Президент обладает значительными полномочиями в области внешней политики. Прежде всего, он осуществляет общее руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.[6]

И, наконец, полномочия Президента в области гражданских прав. Президенту как главе государства предоставлено исключительное право решения вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища. От имени государства Президент награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания.

3. Гражданский Кодекс РФ – основной источник гражданского права: понятие, структура, объекты регулирования, юридическая характеристика

По своей юридической силе наиболее важное место в настоящее время занимают часть первая и часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации. Часть первая ГК принята Государственной Думой 21 октября 1994 г., подписана Президентом 30 ноября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения их в действие. Так, глава 4 "Юридические лица" введена в действие со дня официального опубликования части первой кодекса, т.е. с 8 декабря 1994 г., а глава 17 "Право собственности и другие вещные права на землю" вводится в действие лишь со дня введения в действие нового Земельного кодекса. Часть вторая ГК принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г., подписана Президентом 26 января 1996 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г. Часть третья ГК, рассчитанная на институты интеллектуальной собственности, наследственное право и международное частное право, т. е. на отношения с иностранным элементом, еще не принята.

Структура части первой и части второй ГК опирается на объективно существующую систему гражданского права. Вместе с тем между системой гражданского права и структурой ГК имеются некоторые расхождения, обусловленные как объективными, так и субъективными причинами.

ГК как отраслевой кодифицированный законодательный акт призван обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим ГК закрепляет наиболее важные положения гражданского законодательства, направленные на регулирование, в принципе, всех общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Характерной чертой части первой и части второй ГК является то, что они заложили основу нормативной базы для гражданского оборота в условиях рыночной экономики. В них дано определение предпринимательской деятельности и содержится немало правовых норм, направленных на регулирование отношений в области предпринимательства.

Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ "О введении в действие Части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ознаменовал собой начало новой эпохи в регламентации гражданских правоотношений. Вступивший в силу с 1 января 1995 г. новый Гражданский кодекс приобрел основополагающее значение в сфере определения правового положения всех участников гражданского оборота в России. Будучи актом комплексного характера, он заключает в себе все основные принципы, институты и нормы, необходимые для регулирования обращения товаров, услуг, имущественных ценностей в предпринимательской сфере.

ГК РФ 1994 г. ввел понятие гражданского законодательства. Согласно ст. 3 оно состоит из собственно Гражданского кодекса, а также принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регламентирующих гражданские правоотношения. Фундаментальное значение кодекса проявляется в том, что его положениям должны отвечать все прочие правовые акты, содержащие гражданско-правовые нормы (п. 2 ст. З ГК РФ). При коллизии актов, издаваемых исполнительной властью, и положений кодекса или иного закона применению подлежит кодекс или соответствующий закон. Данное правило распространяется на все правовые акты, включая указы Президента РФ и постановления Правительства, что делает его особенно важным для судебной практики.[7]

Еще одно важное последствие принятия кодекса состоит в создании прочных предпосылок для преодоления хаотизации законодательства о предпринимательстве, тенденция к которой приобрела в последнее время весьма заметные очертания.

Гражданский кодекс РФ восстановил частноправовые начала в регулировании отношений имущественного оборота. При этом он не исключил возможности ограничения частных прав в общественных интересах, приблизившись тем самым к общепринятой практике в странах с развитыми системами частного права.

Новое гражданское право, воплощенное в ГК РФ 1994 г., не является продуктом, возникшим вне всякой связи с предшествующим правовым развитием. Кодекс содержит многие положения ранее действовавшего ГК РСФСР 1964 г., воспроизводившего, в свою очередь, некоторые положения ГК 1922 г., и дореволюционного гражданского права России. Это позволяет закрепить необходимые в обороте преемственность и стабильность правового регулирования.

В то же время кодекс закрепил целый ряд принципиально новых положений, существенно обогатил палитру гражданско-правового регулирования.

Структура, содержание ч. 1 ГК РФ обширнее ГК РСФСР 1964 г. Это проявляется как в объеме кодекса (он насчитывает 453 статьи, в то время как соответствующая часть ГК 1964 г. состояла лишь из 236 статей), так и в его основных началах.

Основными структурными элементами выступают в кодексе разделы (всего их - три), некоторые из них включают в себя подразделы.

Внешне структура ГК 1994 г. выглядит так:

Раздел I - Общие положения.

Подраздел 1 - Основные положения.

Подраздел 2 - Лица.

Подраздел 3 - Объекты гражданских прав.

Подраздел 4 - Сделки и представительства.

Подраздел 5 - Сроки, исковая давность.

Раздел II - Право собственности и другие вещные права.

Раздел III - Общая часть обязательственного права.

Подраздел 1 - Общие положения об обязательствах.

Подраздел 2 - Общие положения о договоре.

Правильное применение Гражданского кодекса требует учета ряда исходных положений. Главное из них состоит в том, что следует опираться на нормы Конституции РФ, конкретизированные кодексом. Речь идет о целом комплексе норм.

-             Первую их группу составляют нормы, гарантирующие свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности и единство экономического пространства (ст. 8).

-             Во-вторых, речь идет о допустимости включения в круг объектов права частной и иных форм собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, 36).

-             В-третьих, о закреплении права каждого на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту чести и доброго имени (ст. 23).

-             В-четвертых, о праве на жилище и его неприкосновенности (ст.ст. 25, 40).

-             В-пятых, об охране законом права частной собственности (ст. 35).

-             В-шестых, о праве каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).

Другими исходными положениями, подлежащими учету при применении Гражданского кодекса, служат те, которые связаны с соотношением кодекса с иными ранее принятыми актами, содержащими нормы гражданского права.

Вопрос об обратной силе норм ГК 1994 г. решен в кодексе отрицательно. Действие его норм не распространяется на отношения, возникшие до того, как он вступил в силу. Следовательно, прежнее гражданское законодательство, в том числе и общая часть ГК 1964 г., применяется при рассмотрении споров, возникших до 1 января 1995 г. Таково общее правило. Применительно к длящимся правоотношениям, т.е. таким, которые возникли до введения в действие нового ГК, но продолжались и после даты его вступления в силу, нормы нового кодекса распространяются лишь на права и обязанности, возникшие в них после 1 января 1995 г. Исключений из этого правила немного. Так, обратная сила признается для оснований и последствий признания сделок недействительными: нормы нового ГК применяются к этим вопросам независимо от момента заключения соответствующих сделок. Кроме того, новые сроки исковой давности применяются и к тем искам, сроки предъявления которых, предусмотренные ранее действовавшим законодательством, не истекли до введения в действие ГК РФ.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены следующие вопросы

1. Формы государственного правления: понятие, признаки и виды монархий;

2. Президент Российской Федерации: основы конституционного статуса, положение в системе органов государства;

3. Гражданский Кодекс РФ – основной источник гражданского права: понятие, структура, объекты регулирования, юридическая характеристика.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

Выделяются следующие основные виды форм правления:

1. Монархия - форма правления, при которой верховная власть в государстве юридически принадлежит одному лицу, представителю правящей династии (король, царь, султан, эмир, раджа, шах, император). Монарх, как правило, получает свою власть по наследству.

2. Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются населением на прямую, либо формируются представительным общенациональным органом.

В системе органов государственной власти Президент РФ занимает особое место. В соответствии с системой разделения властей Президент не входит ни в одну из отраслей власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни тем более в судебную. По Конституции 1993 г. Российская Федерация имеет республиканскую форму правления, т.е. во главе государства стоит избираемый прямым голосованием граждан Президент.

Гражданский Кодекс РФ по своей юридической силе занимает наиболее важное место в гражданском законодательстве. Часть первая ГК принята Государственной Думой 21 октября 1994 г., подписана Президентом 30 ноября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения их в действие.

Список литературы

1.           Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система гарант.

2.           Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант.

3.           Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права.- СПб.: Питер, 2003.

4.           Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 2004.

5.           Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: ИНФРА-М, 2004.

6.           Общая теория права и государства./Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Филинъ, 2004.

7.           Залесский В. В. Гражданское право: учебник для вузов. - М.: Филинъ, 2005.


[1] Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права.- СПб.: Питер, 2003. – с. 173.

[2] Общая теория права и государства./Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Филинъ, 2004. – с. 152.

[3] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 2004. – с. 167.

[4] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 2004. – с. 171.

[5] Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 185.

[6] Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 211.

[7] Залесский В. В. Гражданское право: учебник для вузов. - М.: Филинъ, 2005. – с. 56.