Содержание

Задание №1.  Выписать из словаря и уяснить следующие понятия. 3

Задание №2. Предмет социальной философии. 4

2.1. Какие свойства человека называют социальными. 4

2.2. В чем отличие понятий «социум» и «общество». 6

2.3. В чем заключается проблема определения понятия «общество». 7

2.4. Проанализируйте термин «социальная реальность»: что он означает, бывает ли реальность не социальная и почему?. 11

2.5. Какие основные проблемы изучает социальная философия. 13

2.6. Что такое социальная структура и социальная стратификация? Чем они определяются. 15

2.7. Чем отличаются понятия «страта» и «класс»?. 16

Задание №3. Этапы развития социальной философии. 17

Задание №4.  Логические задачи, упражнения, комментарии. 18

Задание №5. Тестовая проверка знаний. 20

Список литературы.. 23

Задание №1.  Выписать из словаря и уяснить следующие понятия

Общественно-экономическая формация - в марксизме - исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией. Основными общественно-экономическими формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

Общество - совокупность людей:

- объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей;

- характеризующаяся (1) устойчивостью, (2) целостностью, (3) саморазвитием и (4) наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.

Социализация - принятие индивидом в процессе социального взаимодействия определенных норм и ценностей, взглядов и образа действий. Различают:- первичную социализацию в родительском доме; - вторичную социализацию в детском саду и школе; - третичную социализацию в профессиональной деятельности. лат.Socialis – общественный.

Социальная система - целостное образование, основными элементами которого являются люди, а также их устойчивые связи, взаимодействия и отношения. Социальные системы складываются на основе совместной деятельности людей.

Социальная стратификация (от лат. stratum - слой и facio - делаю), одно из основных понятий буржуазной социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе; социальную структуру общества; отрасль буржуазной социологии.

Социальная структура - внутреннее устройство общества или социальной группы; упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и отношений между ними.

Социология - наука: - об обществе как целостном социальном организме; - о социальных общностях и взаимоотношениях между ними; - о социальных процессах, социальной организации; - о взаимодействии личности и общества; - о закономерностях социального поведения людей. лат.Societas - общество + греч.Logos – учение.

Социум - большая устойчивая социальная общность, характеризуемая: - единством условий жизнедеятельности людей; и - общностью культуры, культурного наследия и традиций. лат.Socium – общее.

Цивилизация - ступень общественного развития материальной и духовной культуры, связанная с разделением труда, рационализацией производства, потребления и распределения, формированием гражданского общества.

Философия истории - область философского знания, охватывающего онтологические вопросы исторического процесса: - смысл и направленность истории; - расчленение и последовательность основных исторических эпох; - специфика исторического процесса; - соотношение истории и природы, свободы и необходимости; + гносеологические проблемы исторической науки.[1]

Задание №2. Предмет социальной философии

2.1. Какие свойства человека называют социальными

По общепризнанному представлению принятому в гуманитарных и социальных науках, человек — высшая ступень развития биологической эволюции, элемент природы, генетически связанный с другими явлениями природы, формами жизни, биологическое, т.е. живое в человеке представлено телесной физической структурой, темпераментом, динамикой психических процессов, способностью реагировать, и т.д. С другой стороны, человек — элемент социальной жизни субъект социальной действительности, которую составляют взаимодействующие люди.

Социальная философия исследует проблему человека для понимания социальной реальности, социальных связей и взаимодействий. Человек — активный творец исторического процесса, развития материального производства, духовной культуры. Какими чертами должен обладать человек, чтобы стать личностью в процессе социализации? Прежде всего — сознанием.. (Умалишенные, олигофрены не могут в полном смысле слова, считаться личностями.)

Сознание позволяет человеку адекватно воспринимать действительность. Сознание определяет способность обобщать, синтезировать общие сходные черты, свойства. Благодаря этому человек осознанно причисляет себя к той или иной общности, осознает групповые интересы, осмысленно включается в жизнь социальных общностей, общества в целом. Сознание позволяет человеку выделять себя из общества, группы, осознать свое «Я», свое место в обществе, утверждает независимость личности, ее неповторимость. Важнейшей гранью сознания является способность к социальной ответственности, т.е. возможности предвидеть результат своей деятельности, поступка в отношении к обществу, социальному окружению.

Сознание позволяет человеку проектировать свою деятельность, предвидеть, прогнозировать, моделировать непосредственные и отдаленные события. Сознание побуждает к практическим действиям в соответствии с принятыми в социуме ценностями, целями. Так формируется мотивационная сфера человеческой целенаправленной деятельности. Сознание позволяет человеку аккумулировать накопленный опыт, передавать информацию другим людям. Эти функциональные возможности сознания являются важнейшей предпосылкой социальной жизни.

Важнейшей чертой личности является индивидуальность, характеризующая уникальность, неповторимость, единичность, присущие данной личности. Индивид, соответственно, — это единичный человек как биосоциальное существо, особь.[2]

Социальная сущность человека непосредственно проявляется на индивидуальном уровне, индивидуальные начала связаны прежде всего с генотипом,  который несет генетический код, определяя тип нервной системы, динамику психических процессов, а в конечном счете — темперамент, данный каждому из нас природой. Темперамент накладывает отпечаток на всю совокупность деятельности конкретной личности.

2.2. В чем отличие понятий «социум» и «общество»

Поскольку социальная философия является одной из форм философствования (разделом философии), то описание форм социального в целом осуществляется с помощью общефилософской системы категорий, включающей такие понятия как "бытие", "сущее", "сущность", "субстанция", "причина", "следствие" и т.д. Кроме этого, для социального философствования особенное – смыслообразующее – значение имеют такие фундаментальные понятия как "социум" и "общество".

Следует иметь ввиду, что в современной социальной теории принято различать понятия "социум" и "общество", несмотря на адекватность перевода. В переводе с латинского "societas" – общность, общее, в результате чего в некоторых случаях это термины стали употребляться как синонимы. Действительно, эти понятия содержательно идентичны, но "социум" – это абстракция, принятая для обозначения наиболее общих системных характеристик, свойств, признаков, отличающих мир человека от мира природы. Понятия "социум", "социальное" являются одними из фундаментальных философских категорий, предельным основанием мышления. В то время как термин "общество" более конкретен, под обществом понимается некоторое исторически конкретное, реально фиксируемое коллективное образование людей, обладающее универсальными законами организации и конкретными формами их проявления. (Часто встречающиеся в повседневности смысловые конструкции типа " российское общество", "общество борьбы за трезвость", "общество охраны природы" и т.д. демонстрируют нам примеры нагруженности такой конкретикой).

2.3. В чем заключается проблема определения понятия «общество»

Несмотря на неразрывную связь с природой общество имеет свою специфику, обладает присущими только ему качественными характеристиками. Социальная философия пытается дать ответ на вопрос: что же составляет сущность общества? На протяжении истории были выработаны разные варианты понимания общества. В современной социальной философии также нет единства в понимании общества, однако можно выделить некоторые наиболее распространенные положения.

Общество представляет собой единое, целостное образование, состоящее из людей, находящихся в различных отношениях, связанных друг с другом различной степенью общности, условий, форм и результатов их совместной деятельности. Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т. е. все человечество в его историческом прошлом, настоящем и будущем.[3]

Общество — это целостная система жизнедеятельности людей. Объединение в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли и желания индивидов. Именно общество является непосредственной средой обитания человека, поэтому-то сущность человека и носит социальный характер.

Нет общества вообще, как нет и человека вообще, а есть конкретные формы общественной организации людей. Сущностную характеристику общества составляет то, что оно не находится в застывшем, неподвижном, всегда одном и том же состоянии, наоборот, — общество представляет собой развивающуюся систему. Оно исторически возникло и развивается, проходя последовательные стадии, этапы качественных состояний.

Общество может быть охарактеризовано и как единый социальный организм, внутренняя структура которого представляет собой совокупность определенных, присущих данному строю многообразных явлений и связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Но при этом следует учитывать, что сравнение общества с организмом не означает механического переноса на общество действия природных, биологических законов. Данное сравнение имеет смысл только в плане подчеркивания, выделения при анализе общества интегративного качества, т. е. характеристик, не свойственных частям, образующим общество, но присущих обществу в целом. Благодаря этому качеству обеспечивается относительно самостоятельное, обособленное существование и функционирование общества. Интегративность и целостность общества проявляется, во-первых, в системно-структурном отношении (наличие в любом типе общественного устройства общих, сходных характеристик); во-вторых, в плане развития как всемирно-исторического процесса единой человеческой цивилизации; в-третьих, в характеристике своих движущих сил, совокупности стимулов и действий, результатом которых является само возникновение, существование, функционирование и развитие общества.

Общество как чрезвычайно сложное образование обладает четкой внутренней расчлененностью составляющих его частей и их тесной взаимосвязью, иными словами, — в обществе существует сложная иерархия, соподчиненность его элементов. В качестве элементов общества (т. е. простейших, первичных и вместе с тем всеобщих его составляющих, частей) принято выделять социальные субъекты, виды их деятельности и общественные отношения.

Философских интерпретаций общества мы насчитаем ровно столько, сколько философских систем вовлечем в наш анализ. Но в нашу задачу не входит непременное рассмотрение всех возможных точек зрения. На первом месте стоит уразумение простого факта: философское понимание общества состоит в интерпретации общества на основе философских (по возможности наилучших) воззрений.

В античности общество понимали, например, на основе концепций идей Платона или форм Аристотеля. Выше излагалось учение Платона об обществе. Он рассматривал общество как воплощение идеи справедливости. Так же поступал и Аристотель, и он исходил из необходимости построения справедливого общества. Разница между Платоном и Аристотелем состоит в том, что первый толкует об идее справедливости и считает ее, равно как и любую идею, космическим, а не сугубо человеческим началом. Аристотель же считает справедливость сочетанием добродетелей человека. У него справедливость присуща человеку, это не идеал, а форма.

Интересно, что античная интерпретация общества на основе справедливости как ценности не только дожила до наших дней, но и остается весьма актуальной. Несколько лет тому назад разгорелась острая дискуссия между двумя крупнейшими современными философами и социологами - американцем Джоном Ролзом и немцем Юргеном Хабермасом. Оба согласны с тем, что принцип справедливости остается в понимании общества центральным. Вопрос в том, что такое справедливость, как ее достичь. Ролз рассуждает так: вопрос о справедливости решают выбранные представители общества, которые должны быть честными, а это возможно лишь в том случае, если они абстрагируются от существующих общественных условий: "Мы, мол, не знаем, каким общество является сейчас и каким оно будет; мы хотим справедливости". Ролз полагает, что представители общества - рационалисты, они подумают и придут к согласию относительно двух принципов справедливости: 1) все люди равноправны, 2) надо помогать бедным. В позиции Ролза мы без особого труда обнаруживаем философию, непосредственные истоки которой находятся в Новом времени (рационализм, принцип "все равны"), а также прагматизм, что является сугубо американским изобретением. Хабермас еще энергичнее, чем Ролз, настаивает на необходимости рациональной дискуссии и достижения согласия людей (за счет дискуссий разрешаются многие конфликтные ситуации, значит надо обеспечить в обществе простор для обмена мнениями). Но в отличие от Ролза Хабермас полагает, что дискуссия приведет к открытию абсолютного морального закона (здесь он сторонник Канта).

Итак, вернемся к античности: в наилучших философских интерпретациях общества используют концепцию идей и концепцию форм, а также представления о добродетелях человека.

В средние века философское понимание общества основывается, как и следовало ожидать, на философии абсолютной личности, Бога. На этой основе Августин уже в IV веке дает философскую интерпретацию обществу. Он различает "град небесный" и "град земной". Все в граде земном, что противоречит граду небесному, Августин критиковал, а смысл истории видел в движении града земного к совершенству града небесного.

Разумеется, в ходе истории ее христианская интерпретация приобретала все большее многообразие. Современные православная, католическая, протестантская интерпретации общества во многих отношениях отличаются друг от друга. В православии настаивают на особо тесном единстве народа со Всевышним (соборность); в католицизме расстояние между обществом и Богом увеличивают ("мы и Он"); в протестантизме во главу угла ставят личностное отношение к Богу ("я и Ты"). Однако во всех трех случаях град земной интерпретируется как вторичный по отношению к граду небесному. Показательно в этой связи следующее утверждение В. С. Соловьева: "Сила, долженствующая дать человеческому развитию его безусловное содержание, может быть только откровением высшего общественного мира...".

Итак, мы в очередной раз видим, что многие однажды выработанные философские интерпретации не исчезают бесследно, а возобновляются, иногда почти буквально, в последующих веках, в том числе в наши дни.

В Новое время философия приводит к концепциям равноправия членов общества и общественного договора. В христианстве постулировался договор народа с Богом (завет и означает договор). Теперь договор понимается как необходимость, осмысленная в связи с задачей самосохранения человека, иначе люди перебьют друг друга (Т. Гоббс). В общественном договоре заключен суверенитет народа и его нельзя отчуждать в пользу кого бы то ни было, считал Ж. -Ж. Руссо. Общественный договор - это признак гражданского общества. Общественный договор, гражданское общество - это все творения человека разумного, а значит, и философии о нем. Разумный человек признает право на жизнь, свободу, собственность (Дж. Локк).

Другая нововременная концепция общества принадлежит К. Марксу. Люди в обществе "склеены" общественным трудом, развитие которого обеспечивает переход от капитализма к социализму.

У истоков новейших философских интерпретаций общества мы находим самого цитируемого социолога Макса Вебера. Согласно Веберу, в основе социологического знания лежит интерпретация социального действия. Социальное действие обладает смыслом, которым не обладает действие в природе. Для понимания этого смысла необходима соответствующая интерпретация. Здесь-то и необходима философия. Вебер четко выделяет свою главную мысль: всегда и везде, во все эпохи природу общества понимали как истолкование смысла социальных действий людей. Добавим к этому, что в наши дни для этих целей используют новейшие философские направления - феноменологию, герменевтику, постмодернизм, аналитическую философию.

Что такое общество, согласно феноменологам, герменевтикам, постмодернистам, аналитикам? Жизненный мир, более или менее удачно построенный в соответствии с феноменологией сознания (Э. Гуссерль), понимающее бытие-в-мире (М. Хайдеггер), свободный практический и творческий выбор (М. Фуко), жизнь людей согласно их речевым актам (Дж. Остин).

Итак, в качестве обобщения всего предыдущего можно взять за основу следующее определение общества. Общество - это совокупность людей в рамках ими же производимой системы социальных действий и их смыслов, ценностей.

2.4. Проанализируйте термин «социальная реальность»: что он означает, бывает ли реальность не социальная и почему?

Проблема определения сущности социального. Понятие «социальное», определяющее предметный горизонт данного раздела, в зависимости от контекста, может иметь несколько значений. Приведем наиболее распространенные:

1. Трактовка «социального» как реальности не-природной или иноприродной, основанной на дихотомии «социальное-биологическое». Например, определение социального, представленное в большинстве учебников философии, воспроизводят именно этот контекст: «Социальное – это все то, что характеризует совместное сущестование людей и отлично от их природной, физико-биологической основы». (В.А. Канке).

2. «Социальное» понимается как реальность над индивидуальная или не-индевидуальная. Основанием подобной трактовки выступает категориальная оппозиция «социальное-индивидуальное», подчеркивающая неизменность присутствия социальных характеристик в каждой отдельной личности.

Эти подходы к пониманию социального можно рассматривать как взаимодополняющие, т.к. они не противоречат друг другу, а подчёркивают разные существенные аспекты исследуемого явления. Большинство социальных исследователей разделяют обе представленные точки зрения и на основании их предпринимают попытки описания различных моделей общества.

Ввиду сложности и многообразия проявлений социального, дать строгое и однозначное определение социальной реальности (общества) затруднительно, и в современной философии, в отличие от философии XVIII – начала XX веков, наблюдается отчётливая тенденция, заключающаяся в том, что философы и социологи стремятся не определить, что такое общество, а описать формы его проявления. Тем самым феномен "общество" представляется возможным не только как определённый факт объективной реальности, явленный в таких образованиях как производство, государство, политические институты и т.д., но и как проект исследователя. Подобная ситуация оправдана потому, что сам исследователь является не только наблюдателем и аналитиком по отношению к предмету исследования, но и фрагментом, частью исследуемой реальности, её воплощением, представленным в создаваемом им проекте. В зависимости от отношения к бытию своего предмета, всех социальных мыслителей, таким образом, можно отнести к представителям объективистского либо субъективистского подходов. Объективисты считают общество реальностью объективной, данной вне и автономно от сознания. При объективистском подходе общество изучается как факт предметного мира, очевидность которого бесспорна. Наиболее характерно этот подход представлен философскими взглядами таких направлений как марксизм, позитивизм, структурализм. Субъективисты полагают, что реальность общества напрямую связана с реальностью сознания, поскольку социальные связи и отношения становятся предметом исследования только в том случае, если имеются соответствующие им идеальные конструкции т.е. проекты исследователя. Такая точка зрения характерна для философов феноменологического направления, герменевтической школы. Представители обоих подходов предлагают различные варианты решений основных социально-философских проблем.

2.5. Какие основные проблемы изучает социальная философия

Начиная со 2-й половины XIX века в гуманитарных науках формируется особый раздел – обществознание. Проблемы, связанные с определением сущности социальной природы человека оформляются в самостоятельный предметный регион и начинают изучаться такими дисциплинами как социология и социальная философия. На сегодняшний день социальное познание представлено целым комплексом гуманитарных наук. Кроме уже названных социологии и социальной философии, это и социальная психология, и социальная антропология и политология и т.д. Каждая из них определяет свой предмет в контексте интегративного целого, рассматриваемого как социум или социальная реальность. Философия же осуществляет рефлексию над всей этой целостностью, осмысляя саму сущность и специфику социального как такового.

Таким образом, социальная философия – это раздел философии, изучающий особенности общественной формы существования индивидов, ее цель (интенция) состоит в описании социального бытия в наиболее общих, предельных понятиях.[4]

Основная проблема социальной философии может быть сформулирована следующим образом: "Является ли "социальность" свойством каждого отдельного человека или же каким-то образом присуща некоторому сообществу людей в целом?" Если принять во внимание ту точку зрения, что общество является системным образованием, то проблема может быть переформулирована так: "Как возникают системные характеристики, выражающие специфику социального? Каким образом в процессе взаимодействия между людьми возникают особенные, не выводимые из индивидуальной природы человека, свойства?". Язык, культура, наука, традиции – всё это явления, возникшие в результате социальной деятельности человека, особые системные образования, сущность и содержание которых не могут быть объяснены, исходя из характеристик индивидуальных сознаний.

Тематика, к которой обращается социальная философия весьма разнообразна: в сферу её интересов попадают проблемы эволюции социальных форм жизни, критериев общественного прогресса, отчуждения, коммуникации, определения специфики постиндустриального общества, информационной и технотронной форм цивилизации и их перспектив и т.д. Поскольку многие феномены (такие как, например, наука, образование, коммуникативная деятельность и т.д.) являются по природе социальными, то границы, отделяющие социально-философскую проблематику от других разделов философии, достаточно условны. Социальная философия, иначе говоря, рассматривает всю традиционную философскую проблематику, но в специфическом – социальном – контексте. Так, например, проблема познания и познавательной деятельности человека традиционно относятся к такому разделу философии как гносеология, однако, некоторые из них (проблема особенностей научного познания, проблема преемственности знания и т.д.) могут также рассматриваться как проблемы социальной философии. Это обусловлено тем, что социальный контекст любого вида человеческой деятельности принципиально неустраним как само основание этой деятельности, следовательно, всякое её проявление можно рассматривать как социальное явление. Поэтому социально-философская проблематика ориентирована не только на изучение специфики социума как целого, но и интересуется проблемами деятельности любого отдельного индивида в той мере, в какой его поведение характеризует человека как существо, отличное от природы, т.е. социализированное.

2.6. Что такое социальная структура и социальная стратификация? Чем они определяются

Социальная структура - понятие, широко используемое в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее совокупность устойчивых элементов социальной системы (институтов, ролей, статусов), относительно независимых от незначительных колебаний в отношениях между системой и средой и обеспечивающих преемственность и устойчивость моделей поведения и социальных отношений во времени.

Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статусы) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как групповая, классовая, общностная и т.д. система. Таким образом, социальная структура – это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.[5]

Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозна­чает расположение пластов Земли по вертикали. Социология упо­добила строение общества строению Земли и разместила социаль­ные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лест­ница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения - среднюю, а богатые - верхнюю.

Стратификация может быть дополнена описанием социальных общностей, объединённых не по принципу иерархии, а на основании следующих существенных социальных признаков:

-     сфера приложения труда (рабочие, крестьяне, бизнесмены, а также представители профессиональных общностей: учителя, врачи, продавцы и т.д.);

-     этническая и национальная принадлежность (народы и этносы);

-     половозрастные характеристики индивидов (демографические общности: дети, подростки, пенсионеры и т.д.);

-     место проживания (территориальные общности: сельские жители, горожане, жители столицы, население Дальнего Востока и т.д.).

2.7. Чем отличаются понятия «страта» и «класс»?

Страты – это статусные группы, иерархически организованные внутри общества и объединённые на основании профессиональных, сословных, этнических и т.д. признаков. Этот термин позволяет провести различия между формами социального ранжирования и неравенства, характеризующими любое общество и зачастую употребляется в значении, близком по смыслу понятию "класс". В зависимости от сферы, в которой осуществляется стратификация, можно говорить о различных её видах:

– профессиональная (рабочий – мастер – начальник цеха – руководитель предприятия; учитель – завуч – директор школы; медсестра – врач – зав. отделением – главврач и т.д.);

– политическая (член партии – лидер партии);

– экономическая (бедные – средний класс – богатые).

Под "классом" чаще всего имеют ввиду также определённое положение в системе социальной стратификации (например, понятия "рабочий класс", "средний класс"). В данном случае разница между понятиями " страта" и "класс" только количественная: класс может включать в себя несколько страт и, соответственно, понимается как термин с большим объёмом. От такого понимания следует отличать марксистскую трактовку термина "класс". В философии марксизма "классы" – это большие группы людей, объединённые по их месту в процессе производства и отношению к собственности на средства производства. Отношения между классами в данном случае имеют антагонистический характер (например, буржуазия и пролетариат в капиталистическом обществе).

Задание №3. Этапы развития социальной философии

а) В приведенной ниже таблице заполнить колонки 2 и 3, написав в них имена авторов известных социально-философских концепций и время их появления;

б) в приведенной ниже таблице дайте характеристику основных этапов развития социальной философии

Название концепции

Автор

Век

Концепция общественного договора

Первый – дорефлексивный – с IV века до н.э. по XVII-XVIII вв. Для этого периода характерно отождествление "общественного" и "государственного", и осуществление анализа всех форм социальности в терминах государства и политики. Основные представители: Платон, Аристотель, Макиавелли и др.

Т. Гоббс, Ж.Ж.Руссо

XVIII

Концепция общественно-экономических формаций

Второй – период зарождения проблематики обществознания в философии с XVII до середины XIX веков, для которого существенным является особое внимание к проблеме происхождения общества и государства. На этом этапе развития в понятийный аппарат социальной философии вписывается категория "общество", ставятся и решаются проблемы сущности и генезиса коллективных форм существования человека, не исчерпывающихся только такой сферой как государство. Представители этого периода: Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др.

К.Маркс, Ф.Энгельс

XIX - XX

Концепция социальной стратификации

Третий – период становления рефлексивного обществознания с середины XIX до начала XX века. В этот период происходит оформление социальных проблем в отдельный корпус наук, свидетельством чему явилось появление социологии. Активно обсуждаются не только проблема происхождения общества, но и проблемы его структуры, а также специфики социального как особого региона бытия. Все важнейшие вопросы современной социальной философии, фактически, были сформулированы в это время. Характерным для этого этапа можно считать господство объективистской исследовательской установки в социальном познании. Главные представители этого периода: К. Маркс, О. Конт, М Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель и др.

П.Сорокин

XX

Концепция социального действия

Четвертый – современный период, условной датой начала которого можно считать середину XX века. Наряду с проблематикой, сформированной в предыдущий период, в это время происходит становление и утверждение такой исследовательской установки как су6ъективизм. Современная социальная философия представлена огромным количеством учений и концепций, представляющих самые разнообразные методологические стратегии: от традиционно-объективистской до постмодернистской. К числу ведущих представителей современной социальной философии можно отнести как философов, так и социологов, среди которых наиболее известны: А. Шюц, Р. Арон, П. Бергер, Г. Лукман, П. Бурдье, Ю. Хабермас, Э. Гидденс, П. Штомпка, А. Гоулднер, К. Мангейм, Л. Гольдман, Н. Луман, А. Ф. Филиппов, Ю. Н. Давыдов, Л. Г. Ионин, В. В. Радаев, В. А. Ядов, Ю.Л. Качанов и др.

М.Вебера, Ф.Знанецкого, Т.Парсонса

XX

Задание №4.  Логические задачи, упражнения, комментарии

«Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» (К.Маркс). Проанализируйте данное высказывание:

1. Какая принципиально новая исследовательская установка на изучение общества была сформулирована Марксом

Маркс утверждал, что общество образуется как результат взаимодействия индивидов между собой. Он выдвинул диалектический подход к исследованию сущности общества в рамках своей теории диалектического материализма. Согласно диалектическому материализму, развитие общества проходит по определенным этапам, которые он назвал общественно-экономическими формациями. Смена общественно-экономических формаций связана со сменой характера отношений в обществе, между индивидами

Общественно-экономические формации охватывают все стороны общественной жизни в их органической взаимосвязи. В основе каждой формации лежит определённый способ производства. Производственные отношения, взятые в их совокупности, образуют сущность данной формации. Системе данных производственных отношений, образующих экономический базис формации, соответствует политико-юридическая и идеологическая надстройка. В структуру формации органически входят не только экономические, но и все социальные отношения между общностями людей, которые существуют в данном обществе (например, социальными группами, народностями, нациями и т.п.), а также определённые формы быта, семьи, образа жизни

2. Почему общество нельзя определить как простую совокупность индивидов?

Общество нельзя определить как простую совокупность индивидов, т.к. сущность общества – результат совместного сосуществования и взаимодействия индивидов. Как говорил древнегреческий философ Аристотель: «Целое не равно сумме его частей», так и общество нельзя получить сложив отдельных индивидов.

Общество - совокупность людей, характеризующаяся (1) устойчивостью, (2) целостностью, (3) саморазвитием и (4) наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.

И в процессе становления этих качеств и свойств: устойчивость, целостность, саморазвитие, ценностей и норм, индивиды взаимодействуют между собой, творят, создают более совершенные системы, что по отдельности не под силу одному человеку. Поэтому общество нельзя получить сложив индивидов.

3. Чем отличается общество от толпы?

Общество представляет собой единое, целостное образование, состоящее из людей, находящихся в различных отношениях, связанных друг с другом различной степенью общности, условий, форм и результатов их совместной деятельности.

Общество — это целостная система жизнедеятельности людей. Объединение в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли и желания индивидов. Толпа в отличие от общества – это совокупность индивидов, без системности и целостности во внутренней организации. В толпе нет организации, взаимосвязей и порядка.

4. Какие связи и отношения между людьми изучаются в социальной философии?

Социальная философия – это раздел философии, изучающий особенности общественной формы существования индивидов, ее цель (интенция) состоит в описании социального бытия в наиболее общих, предельных понятиях.

Социальная философия рассматривает связи и отношения связанные с деятельностью, любовью, формированием социальных слоев, групп и т.п.

Задание №5. Тестовая проверка знаний

1. Кто из философов XIX века считается основателем науки об обществе – социологии?

а)     Гегель;

б)    Маркс;

в)     Конт;

г)     Ницше.

2. Какая из перечисленных проблем не относится непосредственно к социально-философским:?

а)    Проблема прогресса и его критериев;

б)    Проблема роли личности в истории;

в)     Проблема коллективного бессознательного;

г)     Проблема смысла жизни.

3. Закончите определение: «Дифференциация некоей данной совокупности людей на классы в иерархическом ранге называется стратификацией».

4. Какая из указанных совокупностей индивидов в наименьшей степени может рассматриваться как общество?

а)    Очередь за пивом;

б)    Студенческая группа;

в)     Жители города Хабаровска;

г)     Работники трамвайного парка.

5. Кто из перечисленных философов не поддерживал концепцию «общественного договора»?

а)     Ж.Ж.Руссо;

б)    Р.Декарт;

в)     Т.Гоббс;

г)     Д.Локк.

6. Назовите известного американского философа и социолога, автора терминов «постиндустриального общества» и «информационного общества»:

Р.Парк;

Т.Парсонс;

Д.Белл;

Т.Беккер.

 7. Назовите имя крупнейшего классического социолога и философа, автора знаменитых концепций «целерационального действия», «харизматического лидерства», «идеальных социальных типов»:

а)     К.Маркс;

б)    Г.Зиммель;

в)     М.Вебер;

г)     Э.Дюркгейм.

8. Вставьте пропущенное слово в определение: «Предметом изучения социальной философии является общество вообще как особая не-природная (над-природная) реальность».

Список литературы

1.     Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002.

2.     Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – Социальная философии. - М.: Просвещение, 2004.

3.     Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001.

4.     Чанышев А.Н. Курс лекций по философии. - М.: Высшая школа, 2003.

5.     Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.


[1] Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001.

[2] Чанышев А.Н. Курс лекций философии. - М.: Высшая школа, 2003. – с. 116.

[3] Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – Социальная философии. - М.: Просвещение, 2004. – с. 57.

[4] Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – с. 215.

[5] Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – с. 249.