Содержание

 

Задача_ 3

Решение 4

1. Теоретические вопросы_ 4

2. Практически вопросы: 9

Список литературы_ 12

Задача

ОРС акционерного общества «Пурнефтегаз» предъявила иск к управлению Свердловской железной дороге и Пензенскому заводу точных приборов о взыскании 1 800 155 убытков от недостачи светильников и цветомузыкальных приборов при отправке №62208779 Пенза-4 – Ноябрьск-1 в связи с тем, что железная дорога возвратила претензию без рассмотрения, хотя все необходимые документы были приложены к претензии.

Решением Свердловского областного арбитражного суда от 24.06. 1994 года иск ОРСа удовлетворен за счет грузоотправителя по мотиву неполноты сведений в накладной.

В принесенном заместителем Председателя Высшего Арбитражного Суда протесте на указанной решение ставится вопрос о его отмене в связи с тем, что перевозка электроприборов по спорной отправке была неисправной. Контейнер с приборами прибыл на попутную станцию Сургут без пломбы грузоотправителя с приоткрытой на 5 см дверью, содержимое контейнера было перегружено этой станцией в другой контейнер и отправлено по назначению за ее пломбой. При комиссионной выдаче груза получателю станцией назначения Ноябрьск-1 в наличии оказалось 143 коробки с цветомузыкальными установками и 98 с декоративными светильниками.

Указанные обстоятельства подтверждены актами общей формы станции Сургут и коммерческим актом станции Ноябрьск-1.

При сличении получателем количества полученного от железной дороги груза с отгрузочными и платежными документами выявлена недостача 7 цветомузыкальных устройств и 2 декоративных светильников, что подтверждается справкой за подписью начальника и главного бухгалтера.

Ответь на:

1 Теоретические вопросы:

а) каков порядок предъявления и рассмотрения претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора железнодорожной перевозки груза?

б) в какой форме заключается договор железнодорожной перевозки груза и какое значение несет товарно-транспортная накладная?

2. Практические вопросы:

а) кто по условиям задачи должен нести ответственность перед грузополучателем?

б) какое постановление должен принять Президиум Высшего Арбитражного Суда?

Решение

1. Теоретические вопросы

а) Данный вопрос регулируется Гражданским кодексом РФ и Транспортным уставом железной дороги РФ.

До предъявления к железной дороге иска, возникшего в связи с осуществлением перевозки груза или грузобагажа, обязательно предъявление к железной дороге претензии. Право на предъявление к железной дороге претензии, возникшей в связи с осуществлением перевозок груза или грузобагажа, либо иска имеют: грузополучатель или грузоотправитель в случае утраты груза, грузобагажа при условии представления грузовой квитанции, грузобагажной квитанции о приеме груза, грузобагажа с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза, грузобагажа либо при условии представления подтвержденного банком или иной кредитной организацией документа об оплате стоимости груза, грузобагажа и справки железной дороги об отправке груза, грузобагажа с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии данного груза, грузобагажа; грузополучатель или грузоотправитель в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, грузобагажа при условии представления либо транспортной железнодорожной накладной или надлежаще заверенной ее копии, либо грузобагажной квитанции и выданного железной дорогой коммерческого акта, либо транспортной железнодорожной накладной или надлежаще заверенной ее копии с отметкой железной дороги о составлении коммерческого акта в случае его утраты, либо транспортной железнодорожной накладной или надлежаще заверенной ее копии и документов об обжаловании отказа железной дороги в составлении коммерческого акта; грузополучатель или грузоотправитель в случае просрочки доставки груза, грузобагажа при условии представления подлинных транспортной железнодорожной накладной, грузобагажной квитанции; грузополучатель или грузоотправитель в случае задержки выдачи груза, грузобагажа при условии представления транспортной железнодорожной накладной, грузобагажной квитанции и акта общей формы. Грузоотправитель, грузополучатель могут передать свои права на предъявление таких претензий и исков иным юридическим, физическим лицам посредством надлежащего оформления договора поручения или доверенности.

Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов или грузобагажа, предъявляются к железной дороге назначения. Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются: к железной дороге назначения, если конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция; к соответствующей организации транспорта другого вида, которая обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которой находится данный пункт. Претензии грузоотправителей, грузополучателей в отношении штрафов и пеней предъявляются к железной дороге отправления или железной дороге назначения. Претензии в отношении повреждений железной дорогой подвижного состава, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим организациям либо арендованных ими, рассматриваются железной дорогой по месту нахождения таких грузоотправителей, грузополучателей, других организаций или арендаторов подвижного состава, контейнеров. Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки пассажиров, багажа, могут быть предъявлены к железной дороге отправления или железной дороге назначения по усмотрению заявителя претензии.

К претензии должны быть приложены подтверждающие предъявленные заявителем требования, подлинные документы или надлежаще заверенные копии документов. К претензии в отношении просрочки доставки грузов, грузобагажа должны быть приложены подлинные документы. К претензии в отношении утраты, недостачи или повреждения (порчи) грузов, грузобагажа, кроме подтверждающих право на предъявление данной претензии документов, должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленных грузов, грузобагажа без включения неполученных доходов и неосуществленных фактических затрат либо стоимость недостающих грузов, грузобагажа, деталей, запчастей.

Претензии к железным дорогам могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение 45 дней. Указанные сроки предъявления претензий исчисляются в отношении: возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу груза, багажа или грузобагажа со дня выдачи груза, багажа или грузобагажа; возмещения за утрату груза по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки; возмещения за утрату груза в процессе его перевозки в прямом смешанном сообщении по истечении 4 месяцев со дня приема груза для перевозки; возмещения за утрату багажа, грузобагажа по истечении 30 дней после окончания срока доставки багажа, грузобагажа физических лиц и по истечении 10 дней после окончания срока доставки грузобагажа юридических лиц; просрочки доставки груза, багажа, грузобагажа со дня выдачи груза, багажа, грузобагажа; возврата платы за пользование вагонами, контейнерами, штрафа за задержку вагонов, контейнеров со дня получения заявителем претензии копии инкассового поручения (счета) железной дороги о начислении таких платы, штрафа; взыскания штрафа за невыполнение принятой заявки на перевозку груза по истечении 5 дней с момента взыскания штрафа; взыскания штрафа за самовольное занятие железной дорогой вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим организациям или арендованных ими, по истечении срока доставки грузов в таких вагонах, контейнерах либо срока возврата их в пункт приписки; иных случаев, возникших в связи с осуществлением перевозки, со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий. Железная дорога вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных настоящей статьей сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Железная дорога обязана рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии. При частичном удовлетворении или отклонении железной дорогой претензии заявителя в уведомлении железной дороги должно быть указано основание принятого ею решения со ссылкой на соответствующую статью настоящего Устава. В таком случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю. Если при рассмотрении претензии установлено, что груз, грузобагаж переадресованы либо выданы другому грузополучателю по заявлению грузоотправителя или первоначального грузополучателя, претензия возвращается заявителю с указанием, где, когда и кому выданы груз, грузобагаж, а также с указанием наименования грузополучателя, которому выданы груз, грузобагаж, или организации, по заявлению которой проведена переадресовка либо выдача груза, грузобагажа, для непосредственного расчета заявителя с фактическим грузополучателем или указанной организацией.

 Иски к железной дороге, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа железной дороги удовлетворить претензию либо в случае неполучения от железной дороги ответа в течение 30 дней со дня получения претензии. Указанные иски предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд по месту нахождения управления железной дороги, к которой предъявлены или могли быть предъявлены претензии, в течение одного года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий. При рассмотрении исков документы о причинах несохранности грузов, багажа или грузобагажа юридических, физических лиц (коммерческий акт, акт общей формы, иные акты), составленные железной дорогой в одностороннем порядке, подлежат оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут послужить основаниями для имущественной ответственности железной дороги, грузоотправителя (отправителя) либо грузополучателя (получателя) грузов, багажа или грузобагажа юридических, физических лиц.

б) Письменная форма договора перевозки груза предопределена обязанностью перевозчика составить и выдать грузоотправителю соответствующий документ о принятии груза к перевозке. Таким документом может быть транспортная накладная, коносамент или иной документ, предусмотренный транспортным уставом или кодексом (ст.785 ГК, ст.31 ТУЖД, ст.105 ВК). Сдача груза перевозчику, выдача последним документа, подтверждающего принятие груза к перевозке, дает основания для отнесения этого договора к категории реальных гражданско-правовых договоров.

Так, ст.31 ТУЖД гласит: при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить на каждую отправку груза составленную надлежащим образом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза*. В соответствии с договором перевозки груза железная дорога обязуется своевременно и в сохранности доставить груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза. Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта разрабатывает и утверждает перевозочные документы на перевозки грузов по железнодорожным путям общего пользования, формы которых публикуются в сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте. В подтверждение приема груза для перевозки железная дорога обязана проставить в транспортной железнодорожной накладной календарный штемпель. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. Железная дорога выдает грузоотправителю, грузополучателю бланки транспортных железнодорожных накладных и заявок на перевозки, а также по просьбам грузоотправителя, грузополучателя согласно фактическим затратам копии документов, в том числе учетных карточек, ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемосдатчиков, за плату.

Таким образом, транспортная накладная фактически и является письменной формой документа, подтверждающая заключение договора, без нее договор считается незаключенным.

2. Практически вопросы:

а) Понятие «несохранность» груза в качестве условия ответственности перевозчика введено в нормативный оборот ГК.

Понятие «несохранность» в ГК и ТУЖД означает утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза. Под утраченным понимается отправленный по соответствующей накладной, но не прибывший в пункт назначения груз по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки либо 4 месяцев - со дня приема груза к перевозке в прямом смешанном сообщении. Недостача груза означает разницу между количеством (массой) груза, указанным в транспортном документе, и фактическим количеством (массой) груза, прибывшим в пункт назначения. Повреждение (порча) груза - результат такого воздействия на груз, которое привело к ухудшению его качества и снижению стоимости.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза после принятия его для перевозки, т.е. вручения перевозчику, и до выдачи его грузополучателю. Время принятия и выдачи груза указывается в накладной. Если груз утрачен, то время принятия его к перевозке определяется по данным грузовой квитанции с отметкой железнодорожной станции назначения о прибытии груза.

Данная норма ТУЖД соответствует общей норме ГК об ответственности перевозчика за несохранность груза только при наличии его вины, которая предполагается. Грузоотправитель (грузополучатель) не обязан доказывать вину железной дороги в несохранности груза. Железная дорога, чтобы освободиться от ответственности за несохранность груза, должна доказать, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые она не смогла предотвратить и устранение которых от нее не зависело.

Таким образом, ответственность в данной случае должна нести железная дорога.

б) Президиум Высшего арбитражного Суда РФ должен отменить решение областного суда и отправить дело на новое рассмотрение с указанием необходимых рекомендаций.

Задание

Производственный кооператив, подобно товариществам и обществам, представляет собой коммерческую организацию, основанную на началах членства, т.е. корпорацию. Однако в отличие от товариществ и обществ кооперативы рассчитаны не только и не столько на объединение имущества участников, сколько на их совместное, личное трудовое участие в деятельности созданной ими организации. Отсюда распределение полученного дохода между участниками главным образом (или даже исключительно) по труду, а не пропорционально имущественным вкладам, а также наличие у каждого из них лишь одного голоса при решении всех общих вопросов (т. е. полное равенство в управлении общими делами).

Таким образом, производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение не являющихся предпринимателями граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом (или ином) участии и объединении определенных имущественных (паевых) взносов, при их личной ограниченной субсидиарной ответственности по обязательствам этой коммерческой организации (п.1 и 2 ст.107 ГК; ст.1 Закона о производственных кооперативах).

Основные отличия между производственным кооперативом и хозяйственным обществом:

§  В производственном кооперативе обязательно личное участие учредителей, в отличие от хозяйственного общества;

§  В производственном кооперативе минимальное число членов 5 человек;

§   Учредители производственного кооператива несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам кооператива, в отличие от хозяйственного общества, где отвечают в пределах вклада;

§  В производственном кооперативе упрощенная система органов управления;

§  Каждый учредитель имеет право 1 голоса независимо от размера пая.

 

Список литературы

I.                    Нормативные акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 г. – М., 2005.

2. Транспортный устав железной дороги Российской Федерации.Принят Государственной Думой 19 декабря 1997 г. Одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 г.Подписан Президентом Российской Федерации 8 января 1998 г. № 2-ФЗ  / Правовая система Консультант.

 

II.                 Учебные пособия

1.     Гражданское право. Том. 2. Учебник. Издание четвертое, переработанное и дополненное / Под. ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К.. – М.: ООО «ТК Велби», 2004. –  784 с.

2.     Гражданское право. Том.2. Полутом 2. Учебник. / Под. ред. Суханова Е.А., – М.: БЕК, 2003. –  704 с.

3.     Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., 1996.