Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Трудовая миграция....................................................................................... 6

Влияние трудовой миграции на рынок труда........................................ 14

Государственная политика в области трудовой миграции................... 19

Федеральная миграционная служба России....................................................................... 22

Заключение.................................................................................................. 29

Литература................................................................................................... 30

Введение

 Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы, беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением обстоятельств. Масштабы потоков и драматизм положения таких мигрантов в отдельные исторические периоды, и годы превращаются в глобальные проблемы. Их разрешение требует широкого международного сотрудничества.

    Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеров, особенностей и последствий миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки. Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны-импортеры и страны-экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные коррективы в свою миграционную политику.

      Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.).

      Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.

      Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.

     Сегодня признаются и используются следующие положительные последствия трудовой миграции.

     Прежде всего, учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны—экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

      К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п.

      Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

Трудовая миграция

Миграция населения известна с давних времен; исторически это была первая форма существования международных экономических отношений. Движение рабочей силы тесно взаимосвязано с движением капитала и во многом обусловлено его перемещениями.

Миграция (от лат. "перехожу", "переселяюсь") - это перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства. Мигранты пускались в путь в поисках лучшей жизни, новых впечатлений или спасаясь от своих проблем.

Однако этот. процесс не всегда происходил добровольно. Первым массовым переселением трудовых ресурсов в новое время была доставка черных рабов на Американский континент. После запрещения работорговли второй крупной волной миграции явилась эмиграция из Европы в страны Нового Света.

Эмиграция (от пат. "выселяюсь") - это выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное жительство по политическим, экономическим и социальным причинам.

В настоящее время мировой миграционный процесс характеризуется интенсивными иммиграционными потоками.

Иммиграция (от лат. "вселяюсь") - это процесс, когда граждане одного государства поселяются постоянно (или на длительное время) на территории другого государства.

Трудовая миграция является формой экспорта и импорта рабочей сипы, или того, что является "способностью человека к труду".

Трудовая миграция является нормальным явлением в жизни международного сообщества, если она осуществляется в цивилизованных формах на основе национального законодательства и международных актов.

Международно-правовую основу для внешней трудовой миграции составляют Всеобщая декларации прав человека- от 10 декабря 1948 г.. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе - СБСЕ (1 августа 1975 г.), Итоговый документ Венской встречи 1986 года представителей государств-участников СБСЕ, рекомендации и конвенции Международной организации труда о внешней трудовой миграции и положении трудящихся-мигрантов, а также Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов н членов их семей, и др.

Российское законодательство определяет права и обязанности как российских граждан, осуществляющих свою профессиональную деятельность за границей, так и иностранных граждан, находящихся на территории России. Принятый в июле 1991 года Закон "О занятости населения в России" установил право граждан России на самостоятельный поиск работы и на трудоустройство за рубежом. Свободное передвижение и свободный выбор труда определен также "Декларацией прав и свобод человека и гражданина", принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1. 991 года (ст. 12 и 23) .

Кроме этих нормативных актов в России принят закон "О беженцах" (1993 год), "Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты. трудящихся-мигрантов" (1994 год), распространяющееся и на страны СНГ, постановление "О мерах по предупреждению и сокращению неконтролируемой миграции" (1994 год), Указ "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" (1993 год), а также Указ "О мерах по введению иммиграционного контроля" (1993 год).

Миграция населения между странами называется "внешней", и она влияет на численность населения той или иной страны. "Внутренняя" миграция происходит в пределах национальных границ (когда население перемещается между регионами страны, из села в город, между городами и т. д.), но на общую численность населения страны она не влияет. Такая форма перераспределения трудовых ресурсов имеет важное экономическое значение, так как является существенным фактором изменения состава и размещения населения.[1]

Изучая внешнюю миграцию, можно понять причины миграции трудового населения из развивающихся стран в развитые или из менее экономически развитых европейских стран в более индустриально развитые (например, из Турции, Испании, Португалии - в Англию, Францию, Германию). Но какие экономические причины имеет миграция рабочей силы между США и Канадой, Англией и США, которые находятся на одинаковом уровне с точки зрения социальных, культурных, бытовых условий жизни? Очевидно, что существуют не только экономические причины, которые влияют на миграционные процессы. Это причины гуманитарного, культурного, экологического, психологического, 'правового порядка, которые будут усиливаться по мере выравнивания уровней социально-экономического развития стран.

В процессе непрерывного перемещения трудовых ресурсов сформировался мировой рынок рабочей силы. Принято различать четыре его основных центра: Ближний Восток, США, Западную Европу и Латышскую Америку (см. схему).

Различают два вида миграции рабочей силы: первый вид - это "миграция малоквалифицированной рабочей силы" (как правило, это миграция из развивающихся стран в промышленно развитые) и "миграция высококвалифицированной рабочей силы" — это и есть знаменитая "утечка умов". •

"Утечка умов" — это односторонняя миграция научно-технических кадров в рамках мирового хозяйства в преимущественно промышленно развитые страны, ведущая к утрате квалифицированных специалистов стран-"доноров". Осуществляется такая миграция по следующим основным каналам:

а) выезд специалистов в промышленно развитые страны,

б) привлечение иностранных специалистов на работу в фирмы, научные центры, исследовательские лаборатории промышленно развитых стран (сразу после получения ими высшего образования в учебных заведениях этих стран),

в) привлечение местных квалифицированных кадров на работу в филиалах транснациональных компаний (такая миграция называется "косвенной" миграцией).

Схема 1. Мировые миграционные потоки

По методике Организация Объединенных Наций к категории высококвалифицированных мигрантов относятся научные работники инженеры, врачи и т. д.; причинами такой миграции, как правило, являются:

а) политика поощрения притока специалистов из-за рубежа, проводимая промышленно развитыми странами (обычно это касается вопросов заработной платы, условий труда и быта, так называемого "социального комфорта");. б) стереотипы западной культуры, прививаемые в процессе обучения за рубежом;

в) диспропорции экономической и социальной структуры стран - "доноров".

В США в 80-е годы удельный вес иностранцев среди инженеров достигал 10%, врачей - 24%; 23% членов Национальной академии наук США и 33% лауреатов Нобелевской премии -иммигранты в США.

Странами - "донорами" обычно называются страны, откуда исходит эмиграция. Как правило, эмиграция улучшает положение на внутреннем рынке труда данной страны; частично снижается безработица, во-вторых, после работы за границей в страну возвращаются, как правило, более квалифицированные работники.. Кроме этого, страны эмиграции имеют возможность получать валютные переводы от своих эмигрировавших граждан, работающих за рубежом. Конечно, возникают и "минусы", которые состоят в оттоке части трудовых ресурсов, причем в наиболее трудоспособном возрасте. Страны - "доноры" также теряют часть понесенных затрат на общеобразовательную и профессиональную подготовку лиц, ставших эмигрантами.[2]

"Принимающими" странами называют страны иммиграции. "Плюсами" для этих стран являются: во-первых, определенная экономия на обучении работников-эмигрантов, во-вторых, экономия на заработной плате, так как иностранные рабочие оплачиваются ниже уровня зарплаты национальных кадров. В связи с этим даже различают два вида рынка рабочей силы: рынок "иностранной" и рынок "национальной" рабочей силы, в-третьих, за счет иммигрантов расширяется емкость внутреннего рынка предметов потребления, в-четвертых, временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирования экономики. Наконец, иммигранты играют значительную роль в изменении возрастной структуры трудовых ресурсов в сторону их омоложения.

К "минусам" иммиграции для принимающих стран следует отнести появление дискриминации по отношению к иностранцам, с одной стороны, и возникающее недовольство коренного населения, с другой. Кроме этого, возникают проблемы социально-экономического, нравственного, идеологического характера. Поэтому существует необходимость как национального, так и межнационального регулирования миграционных процессов.

Не вдаваясь в социально-этическую область миграции населения, остановимся в основном на современных социалЬно-экономических причинах, вызывающих международное движение трудовых ресурсов.

Прежде всего необходимо указать на причину демографического свойства, с которой связаны избыточные население и рабочая сила. Она возникает, когда масштабы и структура общественного производства не соответствуют предложению рабочей силы. В результате часть населения эмигрирует в поисках рабочих мест и улучшения своего социального положения в другие страны. Это тем более становится возможным в результате низкой рождаемости и малозаметной динамики роста населения в целом ряде стран. Однако интенсивные потоки миграции населения уже в настоящее время порождают социально-политические и иные проблемы в странах, принимающих иммигрантов. Тому примером могут служить такие промышленно развитые страны, как Франция и Германия.

Другой причиной международной миграции трудовых ресурсов служит разливе в уровнях оплаты труда, что также вызывает перетоки рабочей силы из одних стран в другие. Речь идет в первую очередь о высококвалифицированных рабочих, специалистах, научно-техническом персонале, научно-педагогических кадрах. Страны, из которых эмигрируют такого рода ресурсы, выполняют роль донора, тогда как страны, принимающие этих иммигрантов, «выкачивают» высшие по качеству ресурсы, не затратив на их формирование и подготовку никаких средств.

Среди других причин миграции рабочей силы следует назвать цикличность экономического развития и структурные сдвиги, происходящие в народном хозяйстве. Во время экономических кризисов и структурных преобразований в национальной экономике формируется циклическая и структурная безработица. В этих условиях работники сфер и отраслей народного хозяйства, имеющих избыток рабочей силы, устремляются за рубеж в поисках рабочих мест, соответствующих их профессиональной подготовке.

В современных условиях заметную роль в миграции трудовых ресурсов играют НТП и движение реального капитала, за которыми следует поток специалистов, научных работников, преподавательских кадров, инженерных работников, рабочих высокой квалификации. Причем параллельно идет подготовка специалистов и рабочих из национальных кадров, способных выполнять те или иные профессиональные функции в процессе эксплуатации вновь вводимых объектов.

Необходимо учитывать и те качественные изменения, которые происходят под воздействием фронтального научно-технического переворота. Использование новых технологий, широкое внедрение микропроцессоров, роботов резко снижают роль живого труда в производственных процессах, уменьшают масштабы трудоемких производств, что ведет к переоценке роли стран с так называемыми рынками дешевой рабочей силы. Применение принципиально новых технологий может существенно снизить и спрос на сырье, что поставит развивающиеся страны перед проблемой валютных поступлений и соответственно проблемой экономического роста.

Процесс миграции населения в каждой стране регулируется и регламентируется ее законодательством и международными правовыми актами, если они подписываются соответствующими государственными органами. В правовом поле регулирования миграционных потоков можно выделить две тенденции. Одна из них отстаивает свободное перемещение трудовых ресурсов и населения как одно из важных условий открытой экономики. Другая сопряжена с ограничениями в области международной миграции и проведением политики протекционизма в отношении и иммигрантов, и эмигрантов. Иногда он носит только однонаправленный характер. Все зависит от многих составляющих, определяющих специфику страны, прежде всего связанных с населением, рынком труда, его структурой и перспективами экономического развития.[3]

Каждая страна вырабатывает национальную миграционную политику, которая опирается на комплекс законодательных, организационно-финансовых и иных мер, направленных на регулирование эмиграционных и иммиграционных потоков: предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, привлечение зарубежных рабочих ресурсов, создание системы социальной защиты своих работников в период их пребывания за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальной защиты.

Влияние трудовой миграции на рынок труда

Движение рабочей силы на международном рынке труда осуществляется в виде трудовой миграции, типологию которой можно представить следующим образом:

*               по продолжительности: регулярная (возвратная), нерегулярная (безвозвратная);

*               по ограничениям на жительство и работу: контрактная и деловая;

*               по юридическому статусу мигрантов: легальная и нелегальная;

*               по уровню квалификации: миграция квалифицированной рабочей силы и миграция неквалифицированной рабочей силы.

Регулярная миграция, в свою очередь, может подразделяться на: свободное перемещение, постоянное поселение и разрешение находиться в стране в течение определенного срока.

Исследуя кадры потенциальной международной миграции исследователи пришли к выводу, что они представлены в целом более молодыми, профессионально подготовленными, экономически активными, но социально обделенными работниками. Этот вывод подтверждается также данными зарубежных источников. Так, Дж. Борджес отмечает, что иностранные рабочие в США, например, в начале получают меньше, чем коренные американцы, но через 10-15 лет начинают зарабатывать больше, что во многом объясняется "естественным отбором" иностранных рабочих: в их составе оказываются наиболее способные и целеустремленные люди.

Следует иметь в виду, что отнесение тех или иных последствий международной миграции рабочей силы к позитивным или негативным не может быть однозначным и окончательным, оно может зависеть от конкретной социально-экономической ситуации в стране (табл. 1).

Например, переориентация инвестиций из тяжелой индустрии в сферу потребления имеет негативный характер в условиях насыщенного потребительского рынка и значительной величины безработицы в стране, в ситуации же острого дефицита потребительских товаров и благ этот результат вряд ли можно считать отрицательным. К тому же различные последствия явно не равнозначны по своему влиянию на экономику страны: сокращение дефицита платежного баланса в какой-то момент может перевесить все отрицательные последствия рассматриваемого явления.[4]

Рассмотрение позитивных и негативных последствий международной миграции рабочей силы лежит в основе определения направленной государственной и региональной политики и построения системы регулирования этого процесса, предусматривающей создание определенных общественных институтов и структур, управляющих международной миграцией на различных уровнях.

Таблица 1.

Возможные социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы

Позитивные

Негативные

Страна-экспортер рабочей силы

1. Приобретение работником новой квалификации

1. Потеря квалифицированной рабочей силы

2. Сокращение дефицита платежного баланса

2. Усиление зависимости от иностранного спроса не только на товары, но и на рабочую силу

3. Ослабление напряжения на внутреннем рынке труда

3. Переориентация капитальных вложений с освоения производственных ресурсов на потребление

4. Облегчение структурной и технологической перестройки производства

4. Рост инфляции

Страна-импортер рабочей силы

1. Облегчение структуры региональных сдвигов

1. Блокирует внедрение трудосберегающей технологии

2. Содействие вертикальной мобильности местных работников

2. Осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы

3. Снижение стоимости рабочей силы, общих издержек, связанных с сокращением численности рабочей силы

3. Увеличиваются расходы на содержание безработных иностранцев и их семей

4. Торможение роста цен, благодаря склонности иностранных работников к сбережениям

5. Повышение качества рабочей силы путем отбора более молодых, квалифицированных работников

Как ни горько приходится признать: процесс воспроизводства трудовых ресурсов в нашей стране нарушен. И выражается это не только в повсеместном падении рождаемости, но в крайне низкой заработной плате, не дающей адекватной отдачи за работу. Быть может, самый тяжелый из всех кризисов, поразивших нашу экономику, - кризис профессиональный. Можно в конце концов занять деньги, купить технологию, даже справиться со стихийными бедствиями. Но, чтобы вырастить здоровых грамотных работников, нужна вековая традиция. Невозможность нормально питаться, одеваться, отдыхать, развиваться, наряду с технологической отсталостью привела к падению производительности, интенсивности и качества труда. Одним из эффективных путей "прорыва" может стать экспорт нашей рабочей силы в другие страны.[5]

Главный "плюс" состоит в том, что постоянный поток выезжающих и возвращающихся позволит пропустить наших людей, причем наиболее активную часть, через зарубежные рынки труда. Опыт государств, давно экспортирующих рабочую силу показывает, что человек, вернувшийся из-за рубежа, обычно уже по-другому смотрит на условия труда, на уровень заработной платы, на профессиональные возможности, на свою карьеру. Он знает себе цену и подыскивает удовлетворяющую его работу.

Однако, процесс миграции из России развивается в большей степени стихийно, в меньшей - организованно. И тем не менее, в настоящее время трудовая миграция из России принимает все более широкие масштабы. Так, по оценкам западных специалистов, в ближайшие годы от 2 до 5 млн. российских граждан захотят выехать на работу за рубеж. Рабочие и специалисты из России работают сегодня во Франции, Германии, Австрии, Дании, Канаде, некоторых странах Латинской Америки. В перспективе Латинская Америка (прежде всего Аргентина, Уругвай, Чили) обещает стать важным центром восточноевропейской эмиграции, в том числе - из России.

Выбор места работы и проживания - право каждого человека. Однако причина выезда во многих случаях такова, что сами страны не могут подчас найти своим талантливым специалистам соответствующего применения. Их знания остаются нередко невостребованными, и они вынуждены менять страну своего проживания. В то самое время, в целом ряде случаев выезд работников за границу объясняется чисто экономическими причинами. Расчеты экономистов показывают, что эффективность экспорта рабочей силы в 5 раз превышает эффективность экспорта товаров. В некоторых арабских странах, например, доходы от экспорта рабочей силы составляют 20-30% общей суммы валютных поступлений по национальному платежному балансу. Экономическая выгода заключается в том, что эмигранты отправляют переводы, привозят валюту, ценные бумаги, технику бытового и производственного назначения.

Процесс трудовой эмиграции из России будет очевидно развиваться по нарастающей линии, и важно, чтобы это развитие происходило в цивилизованных формах, на основе международных норм права и межгосударственных соглашений.

Таким образом, развитие международного рынка рабочей силы вносит серьезные изменения в существующую практику трудовых отношений. Формируется новый тип международного работника, который достаточно гибко и быстро может приспосабливаться к возросшим требованиям современного производства, легко передвигаться, быть достаточно гибким в контактах с другими группами работников. Именно из этого типа работников формируется новый отряд занятых в международном ориентированном производстве, которое под влиянием целого ряда факторов экономического и политического порядка продолжает непрерывно расти и развиваться.

Государственная политика в области трудовой миграции

     Россия не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории России оказалось в середине 90-х годов около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не прекращаются.

      Рост безработицы подтолкнул сотни тысяч российских граждан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов населения в последние десятилетия нынешнего столетия. На Конференции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигрантов была признана безотлагательная необходимость международной помощи. На территории России оказались сотни тысяч перемещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов.

       Правительство Российской Федерации вынуждено в этих условиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки — материальной и финансовой — у международных организаций, развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.

      Выход России на внешние рынки труда предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.

       Разработана федеральная миграционная программа. Правительство РФ наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов.

      Практическому претворению в жизнь конституционных и законодательных норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.

      Федеральной миграционной службой России предоставлены лицензии многим организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением мигрантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Формирование правовой и организационной базы регулирования миграционных процессов в РФ продолжается.

      Наиболее важные аспекты российской миграционной политики:

• реализация гражданами РФ прав на свободу перемещения;

• гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;

      • обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.

      Поскольку Россия в международной миграции является одновременно принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.

     В области импорта рабочей силы наиболее важными задачами, как показывают складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального  использования  прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.

      В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграционной политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.

Принципиальное значение для РФ имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой целью намечено создать специальную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь. Возможно также предоставление различных налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности.

        С целью дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:

• введение специальных депозитных счетов;

• продажа земельных участков под строительство;

• выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных банках;

• создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;

• открытие валютного счета для беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования;

• создание специального пенсионного фонда.

Федеральная миграционная служба России

Федеральная миграционная служба России (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию политики Российской Федерации в области миграции населения и координирующим эту работу в Российской Федерации.

ФМС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественными объединениями.

ФМС России, подведомственные ей организации и органы миграционной службы субъектов Российской Федерации образуют государственную систему управления миграционными процессами в Российской Федерации.

Нормативная основа

ФМС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением о Федеральной миграционной службе России (утв. постановлением СМ - Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 173) (в редакции от 29 марта 1994 г.) (с изменениями от 6 ноября 1998 г.).

Задачи

Основными задачами Федеральной авиационной службы России являются:

1) формирование и реализация государственной политики в гражданской авиации, направленной на безопасное производство полетов, удовлетворение государственных нужд и потребностей населения в воздушных перевозках и других видах авиационных услуг;

2) организация и проведение работ по обязательной сертификации и лицензированию деятельности в гражданской авиации;

3) разработка и совершенствование нормативно-правовой базы, форм и методов государственного управления и регулирования деятельности гражданской авиации;

4) проведение экономической, инвестиционной, тарифной, научно-технической, кадровой и социальной политики, осуществление экономических реформ и структурной перестройки, связанных с переходом гражданской авиации к рыночным отношениям, повышением эффективности ее работы и конкурентоспособности;

5) участие в формировании и осуществлении политики в области образования, подготовки и переподготовки кадров для гражданской авиации;

6) осуществление государственной политики по развитию международного сотрудничества и внешнеэкономических связей Российской Федерации с другими государствами и межгосударственными (международными) организациями в области гражданской авиации;

7) формирование концепции государственной политики в области охраны труда в гражданской авиации, осуществление организационно-методического руководства и координации работы по ее реализации.

Функции

ФМС России в соответствии с возложенными на нее задачами, осуществляет выполнение следующих функций:

*               в области прогнозирования миграционных процессов и формирования миграционной политики

подготавливает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложения по формированию политики Российской Федерации в области миграции населения и организует работу по ее реализации;

разрабатывает текущие и долговременные прогнозы внутренней и внешней миграции;

организует научные исследования по проблемам миграции;

организует разработку и внедрение единой информационной системы в области миграции;

*               в области защиты прав мигрантов

подготавливает совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти предложения о порядке и условиях определения правового статуса лиц, прибывающих или намеревающихся прибыть на территорию России;

обеспечивает защиту прав и социальных гарантий мигрантов в соответствии с законодательством;

осуществляет совместно с федеральными органами исполнительной власти контроль за реализацией законодательства по проблемам миграции;

создает с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на государственной и благотворительной основе службы социальной поддержки мигрантов;

*               в области разработки миграционных программ и обустройства мигрантов

организует совместно с федеральными органами исполнительной власти разработку проектов основных направлений, концепций, федеральных и межгосударственных программ в области миграции и организует их выполнение;

организует совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработку региональных и межрегиональных государственных программ по вопросам миграции и осуществляет в пределах своей компетенции контроль за их реализацией;

распределяет финансовые средства и материальные ресурсы, выделяемые Правительством Российской Федерации на решение проблем миграции;

осуществляет контроль за использованием выделенных финансовых средств, а также в необходимых случаях производит перераспределение неизрасходованных средств, исходя из приоритетов и сроков реализации программ;

выступает в качестве заказчика работ, предусмотренных утвержденными в установленном порядке федеральными миграционными программами;

рассматривает и решает в установленном порядке вопросы компактного расселения мигрантов, содействует развитию крестьянских (фермерских) хозяйств, малых и иных предприятий, обеспечивающих рабочие места для мигрантов;

определяет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти порядок выплаты беженцам и вынужденным переселенцам пособий, установленных законодательством;

обеспечивает работу пунктов приема и временного размещения беженцев, вынужденных мигрантов и репатриантов;

осуществляет во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работу по приему, размещению, хозяйственному обустройству и оказанию помощи в трудоустройстве мигрантов;

организует совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работу по приему беженцев в условиях чрезвычайных ситуаций;

*               в области внешней трудовой миграции

принимает участие в разработке проектов соглашений и других международных документов по вопросам трудовой миграции граждан Российской Федерации за границу и иностранных граждан в Российскую Федерацию, осуществляет меры по их реализации, а также разрабатывает и реализует в установленном порядке совместные с иностранными фирмами и компаниями проекты и программы по вопросам трудовой миграции граждан Российской Федерации за границу;

содействует гражданам Российской Федерации в поиске работы и трудоустройстве за границей, организует регистрацию этих граждан, учет и контроль за соблюдением условий их трудовых контрактов;

организует с участием Федеральной службы занятости России учет трудовых контрактов и разрешений на работу иностранных граждан, въезжающих в Россию;

осуществляет с участием Федеральной службы занятости России организационно-методическое обеспечение лицензирования деятельности негосударственных организаций, связанной с трудовой миграцией граждан Российской Федерации за границу;

обеспечивает лицензирование привлечения в Российскую Федерацию иностранной рабочей силы по предложению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым в установленном порядке;

*               в области миграционного контроля

осуществляет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти иммиграционный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

организует учет и регистрацию беженцев и вынужденных переселенцев;

осуществляет совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти меры по обеспечению установленных законодательством условий проживания на территории Российской Федерации иностранных граждан, которые следуют транзитом в третьи страны с целью получения там убежища или поиска работы;

разрабатывает мероприятия по предупреждению случаев неконтролируемой миграции, принимает соответствующие меры по депортации (высылке) лиц, незаконно прибывших в Российскую Федерацию;

*               в области международного сотрудничества

участвует в установленном порядке в подготовке проектов межправительственных соглашений (договоров) в области миграции населения;

проводит в установленном порядке консультации и переговоры с международными и зарубежными правительственными и неправительственными организациями, ассоциациями, иностранными фирмами по вопросам международного сотрудничества в области миграции;

вносит в установленном порядке предложения по ратификации Российской Федерацией конвенций и других международных документов по вопросам миграции населения;

принимает в установленном порядке участие в работе международных организаций по вопросам миграции населения;

Права

ФМС России предоставляется право:

*               принимать в пределах своей компетенции решения, в том числе совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями;

*               участвовать в разработке мер финансово-кредитной, инвестиционной, налоговой, региональной политики, влияющих на состояние миграции населения в Российской Федерации;

*               осуществлять издательскую деятельность, в том числе выпускать справочную и другую печатную продукцию по проблемам миграции;

*               организовывать проведение благотворительных акций и программ, направленных на социальную поддержку мигрантов;

*                проводить в установленном порядке конференции, семинары, совещания.

Заключение

Итак, самостоятельным процессом в международных экономических отношениях является миграция рабочей силы. Однако принимая во внимание специфику данного ресурса, который связан непосредственно с самим человеком как имманентная его составляющая, при рассмотрении причин и условий миграции трудовых ресурсов должны учитываться не только экономические, но и политические, социальные, правовые, религиозные, национальные, культурные, демографические предпосылки и последствия.

Важное значение имеет международное движение трудовых ресурсов с его положительными и отрицательными последствиями. Среди последних - это прежде всего «перекачка умов» в высокоразвитые страны мира их развивающихся и постсоциалистических стран. Миграция трудовых ресурсов регламентируется как международным правом и межгосударственными соглашениями, так и национальными законодательствами.

И в заключении я хотела бы отметить, что нам необходимо осознать, что наряду с правами человека есть и права народа, общества, государства, интересы которых всегда на Руси были и должны быть приоритетными, особенно в это трудное и грозное время социально-экономических потрясений, испытываемых нашей Родиной, а также в условиях изменяющейся геополитической ситуацией в мире.

Литература

                    Горелов Н.А. Экономика трудовых ресурсов. – М., 1989.

                    Экономика трудовых ресурсов и уравление миграцией: Учебное пособие / Под ред. проф. А.Н. Попова; УрСЭИ АтиСО. – Челябинск, 2001.

                    Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Международный бизнес России. 1997 №1.

                    Ачкасов, О.М. Прексин Международные валютно-кредитные отношения: два пути развития. - М.: Финансы и статистика, 1988.

                    Иохин В.Я. Экономическая теория. - М., 2001.

                    Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. - М.: Республика, 1992.

                    Левшин Ф. М. Мировой рынок. - М., 1993.

                    Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. /Под ред. Красавиной Л.Н. - М., 1994.

                    Современная экономика /Под ред. Мамедова О.Ю. - Ростов на Дону, 1996.

                    Фомичев В.И. Международная торговля. - М.: ИНФРА-М, 1998.

                    Положение о Федеральной миграционной службе России (утв. постановлением СМ - Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 173) (в редакции от 29 марта 1994 г.) (с изменениями от 6 ноября 1998 г.).//СЗ РФ. 1993. №3. Ст. 237.


[1] Иохин В.Я. Экономическая теория. - М., 2001. С. 839

[2] Фомичев В.И. Международная торговля. - М.: ИНФРА-М, 1998. С. 584

[3] Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. /Под ред. Красавиной Л.Н. - М., 1994. С. 125

[4] Иохин В.Я. Экономическая теория. - М., 2001. С. 840

[5] Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Международный бизнес России. 1997 №1.