Содержание

Особенности уплаты налогов во Франции_ 3

Практика налогообложения кредитных организаций в США_ 5

Практическое задание 8

Список литературы_ 10

          Особенности уплаты налогов во Франции

Прежде чем приступить к рассмотрению налогов, взимаемых с коммерческих банков зарубежный стран, хотелось бы отметить некоторые аспекты.

Во-первых, налоговые системы развитых стран Запада базируются на аналогичных принципах построения.

Во-вторых, система налогообложения коммерческих банков носит комплексный характер и имеет широкий круг объектов налогообложения.

В-третьих, основным видом налога для коммерческих банков является налогообложение прироста капитала в виде налога на прибыль.

Для современной практики налогообложения коммерческих банков в развитых странах мира характерны следующие особенности: низкая удельная доля налогов в доходах бюджета, уплачиваемых предприятиями (в т.ч. банками); применение единого налога на прибыль для предприятий и банков; полное или частичное освобождение от обложения подоходным налогом и налогом на прибыль процентов по займам, полученным физическими и юридическими лицами.

Традиционно корпорационный налог и прочие налоги на прибыль компаний, включающие все виды обложения прибыли компаний на центральном и местном уровнях и основанные на изъятии по определенным ставкам чистой облагаемой прибыли, рассматриваются как основная форма налогового изъятия.

Ведущим звеном в налогообложении банков во Франции является налог на добавленную стоимость. Действительно Франция – родина НДС. Он разработан в этой стране в начале 1950-х годов и действует с 1954 г.

Налог на добавленную стоимость зависит от характера совершаемой сделки и не принимает в расчет финансовое состояние налогоплательщика. Ставка налога не связана с ценой товара. Объектом налогообложения служит продажная цена товара или услуги. Кроме розничной цены сюда включаются сборы и пошлины, без самого НДС.

Основная ставка налога во Франции в настоящее время равна 18,6%. Стоимость услуг, оказываемых банковскими учреждениями, облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 18,6%, однако существует перечень услуг, которые не являются объектом налогообложения.

Так, статьей 25 финансового законодательства 1991 г. установлено, что предприятия могут быть освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость в том случае, если за предыдущий финансовый год их оборот не превысил 70 тыс. франков. В этом случае они пользуются режимом освобождения от НДС с начала отчетного года, следующего за отчетным.

Теперь остановимся немного на подоходном налоге. Подоходным налогом облагается чистая прибыль предприятия, которая определяется с учетом сальдо всех его операций. Она равняется разнице между доходами предприятия и расходами, произведенными в интересах производственной деятельности. Общая ставка налога – 34%. В отдельных случаях она может повышаться до 42%. Более низкая ставка вводиться для прибыли от вкладов в ценные бумаги – от 10 до 24%.

Если предприятие в отчетном году понесло убытки, то их можно вычесть из облагаемой чистой прибыли будущих лет, а в некоторых случаях – из чистой прибыли предыдущих лет.

Основой для расчета служит годовая прибыль (убыток) предприятий. Каждое юридическое лицо ежегодно составляет детальную декларацию о доходах и предоставляет его в налоговое ведомство до 1 апреля, следующего за отчетным. До окончательных годовых расчетов предприятие вносит авансовые квартальные платежи.

Во Франции существуют особые правила налогообложения доходов, полученных от операций с ценными бумагами. Они облагаются по ставке – 16% в том случае, если ежегодный доход от них превышает определенный предел, пересматривающийся достаточно часто.

Практика налогообложения кредитных организаций в США

Бенджамин Франклин в свое время произнес такую историческую фразу: в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов.

Прошло более двухсот лет. Налоговая система США совершенствовалась, принимала все более разветвленный характер. В современном виде она отвечает задачам не просто фискальным – обеспечивать доходами федеральный бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты.

Важное звено в налоговой системе занимает налогообложение юридических лиц, в том числе кредитных организаций. На данном вопросе мы и остановимся более подробно.

В США налогооблагаемая база при взимании с кредитных учреждений налога на доходы корпораций определяется по схожей методике. Под налогами на доходы корпораций подразумеваются и налоги на доходы банков.

Особенностью в области налогообложения является применение одного корпорационного налога - общего для банков и предприятий. Возможность применения единого налога объясняется использованием общих принципов для расчета налога на прибыль компаний и банков. В первую очередь, это относится к системе вычетов из выручки, применяемой для расчета налогооблагаемой базы. Основными вычетами по корпорационному налогу являются: заработная плата работников, расходы на ремонт, безнадежные долги, рентные платежи, уплаченные налоги (региональные и местные), проценты за кредит, амортизация, расходы на рекламу, взносы в пенсионные фонды, убытки от стихийных бедствий, благотворительные взносы и др. Из них наибольшее значение имеют: амортизационные отчисления. Главной задачей амортизационных отчислений является обеспечение полной замены капитальных активов по истечении срока их жизни, рассчитанного с учетом физического и морального износа. В целях ускорения процесса обновления оборудования в 80-х годах в США (исходя из соображений технического, экономического и финансового характера) применялся метод неравномерного списания, в соответствии с которым наибольшая доля стоимости оборудования списывалась в первый год - это стимулировало полную модернизацию оборудования вместо частичной замены исходя из критериев износа, расходы на создание резервов и фондов. Кроме амортизационных отчислений в издержки включаются вычеты на создание целого ряда резервов и фондов: на обесценение запасов, на сомнительных должников, на будущие убытки и т.д., всего более 15-25 видов вычетов. Наиболее широкое применение резервные фонды получили в Германии. Резервные фонды в Германии создаются с целью компенсации: инфляционного роста цен на сырье, материалы, энергию; средств, полученных компанией в результате изменения оценочной стоимости имущества. Это касается отчислений на случай возникновения непредвиденных финансовых обязательств, убытков и т.п., а также отчислений в пенсионные фонды, которые находятся в долгосрочном пользовании компаний и фактически представляют долгосрочное вложение резервного капитала. Рост отчислений в резервные фонды ведет к уменьшению размеров облагаемой прибыли. Расходы на покрытие убытков. В случае появления операционных убытков большинство стран предоставляет возможность уменьшить налогооблагаемую прибыль как за последующие периоды, так и за предшествующие. Например, в США после реформы 1986 г. операционные убытки могут быть распределены на три предшествующие года и пятнадцать последующих. В отношении косвенных налогов для большинства стран характерно освобождение от налогообложения банковских, страховых и финансовых услуг. Однако, как уже было сказано, налоговое регулирование банковской деятельности включает в себя и налогообложение клиентов (граждан и компаний).

На доходы в пределах от 100 до 335 тыс. установлен дополнительный сбор в размере 5%. Из чистого дохода вычитаются налоги штатов и местных органов власти, 100% дивидендов от находящихся в полной собственности местных дочерних компаний, 70-80% дивидендов, полученных от участия в деятельности местных корпораций, проценты, полученные по ценным бумагам, эмитированным местными органами власти и штатами, взносы в благотворительные фонды[1]. Важная особенность налогообложения американских банков - альтернативный минимальный налог, введенный в 1986 г. Он взимается в размере 20% (вместо трех действующих ставок налога на прибыль корпораций -15%, 25% и 34%) к сумме, состоящей из двух компонентов: обычного облагаемого дохода, увеличенного на сумму налоговых льгот и половины суммы превышения дохода над облагаемым доходом с учетом налоговых льгот. При этом, если сумма альтернативного налога выше суммы обычного налога, то взимается большая сумма.

Помимо федерального налога на прибыль банков, штаты в пределах своей юрисдикции устанавливают налог на прибыль банков. Наиболее низкие ставки налога в штатах Миссисипи - от 3% до 5%, Юта - 5%. В некоторых штатах вместо налога на прибыль предусмотрена лицензия, за которую надо платить, в других - действуют специальные правила налогообложения банковской деятельности, в третьих - разработаны специальные налоги. Так, в штате Техас банки уплачивают налог на владение недвижимостью, а также налог на акции банков. Налог на акции взимается с разницы в денежном выражении стоимости акций и пропорциональной стоимости, принадлежащей банку недвижимости, приходящейся на одну акцию[2].

 

Практическое задание

В составе банка имеет 3 обособленных подразделения. Банк и его обособленные подразделения расположены в четырех субъектах РФ. За 9 месяцев фактическая среднесписочная численность работников составляет 425 человек, в том числе банк без обособленных подразделений – 120 чел., подразделение №1 – 130 чел., подразделение №2 = 100 чел., филиал №3 – 75 чел.

Остаточная стоимость амортизируемого имущества составляет по организации в целом 22 млн. руб. за тот же период, в том числе банк без обособленных подразделений – 5 млн. руб., подразделение №1 – 15 млн. руб., подразделение №2 – не имеет имущества, подразделение №3 – 2 млн. руб.

Налоговая база по коммерческому банку в целом – 5 млн. руб. Ежемесячные авансовые платежи за IV квартал по коммерческому банку - 0,2 млн. руб.

Результаты занести в расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль по обособленным подразделениям организации.

Показатели

В целом

по

организации

По

организации

и без

подразделений

По подразделениям

Подразделение №1

Подразделение №2

Подразделение №3

1.              Налоговая база

5 млн. руб.

*

*

*

*

2.              Доля налоговой базы (%)

100

28,2

30,6

23,5

17,7

3.              Налоговая база исходя из доли

5 000 000

1 411 764

1 529 411

1 176 470

882352,5

4.              Налоговая база в бюджет

субъекта РФ

5.              Налоговая база в местный бюджет

отменили

отменили

отменили

отменили

отменили

6.              Ставка налога (%)

24%

(17,5% - в бюджет субъекта)

7.              Сумма налога в бюджет субъекта РФ

875 000

247 058,7

267 646,9

205 882,25

154 411,7

8.              Сумма налога в местный бюджет

отменили

отменили

отменили

отменили

отменили

9.              Начислено налога

1 200 000

338 883,4

364 658,64

282 352,8

211 764,6

10.          К доплате или к уменьшению

*

*

*

*

*

11.          Ежемесячные авансовые платежи на квартал

200 000

56 400

61 200

47 000

35 400

Решение

Для решения данной задачи будет использована следующая формула: W=Q/Ч,

где W – выработка на одного работника, Q – объем (в нашем случае налогооблагаемая база), Ч – численность работников.

W= 5 млн. руб./425 чел. = 11764,7

Согласно ст. 284 НК НФ налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов. При этом:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

                                                                                                 

Список литературы

1.         Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ  (ред. от 06.06.2005, с изм. от 01.07.2005) / Правовая система Консультант.

2.         Комментарий (постатейный) к главе 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» / Под ред.А.В. Толкушкин. – Издательство Юрайт. – 2003.

3.         Постатейный комментарий к части второй налогового кодекса Российской Федерации / По ред. А.Н. Гуев – Издательский Дом ИНФРА-М. – 2002.

4.         Тыртышный С.А. Зарубежный опыт налогообложения коммерческих банков/ С.А. Тыртышный // Финансы. - 1996. - № 7. -

5.         Банковское право США: Пер. с англ./ Общ. ред. Я.А. Куника. - М.: Прогресс, 1992..

6.         Фомина О. Налогообложение прибыли (доходов) юридических лиц в зарубежных странах// Хозяйство и право. - 1998. - № 10.

7.         Налоговые системы зарубежных стран: Учебник для вузов. / Под ред. В.Г.Князева, Д.Г. Черникова. – 2-е изд., перераб. и допол. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. – 191 с.


[1] См.: Тыртышный С.А. Зарубежный опыт налогообложения коммерческих банков/ С.А. Тыртышный // Финансы. - 1996. - № 7. - С. 23.

[2] См.: Банковское право США: Пер. с англ./ Общ. ред. Я.А. Куника. - М.: Прогресс, 1992. -С. 653.