Содержание
Введение 3
Глава 1. Разработка учетной политики в целях финансового учета 4
1.1. Основные понятия и положения учетной политики. 4
1.2. Методологические аспекты учетной политики. 7
1.3. Учетная политика ООО «Электрон». 11
Глава 2. Бухгалтерский учет хозяйственных операций ООО «Электрон» за март 2005 года. 26
2.1. Расчет величин исходного баланса. 26
2.2. Журнал хозяйственных операций. 28
2.3. Бухгалтерские расчеты. 33
2.4. Свод счетов. 38
2.5. Сальдо-оборотная ведомость. 42
Литература. 44
Приложение 45
Введение
Принятая Концепция развития российского бухгалтерского учета предполагает постепенный переход основных регулирующих учет функций от государственных органов саморегулирующимся организациям бухгалтеров.
Сегодня учетный процесс организуется самими предприятиями исходя из особенностей их деятельности и выбранной учетной политики. Учетная политика является одним из важнейших документов, регулирующих порядок ведения учета предприятием.
Целью данной работы является усвоение основных понятий и положений учетной политики. Для этого решаются следующие задачи:
- анализируются нормативные документы по данному вопросу;
- рассматриваются методологические аспекты учетной политики;
- разрабатывается учетная политика конкретного предприятия;
- с учетом разработанной учетной политики проводится бухгалтерский учет предприятия за отчетный период.
Объектом исследования является ООО «Электрон», которое выполняет сервисное обслуживание IBM PC, разовый ремонт IBM PC, диагностику и консультации по ремонту IBM PC, услуги по закупке и реализации компьютеров и оргтехники. Численность предприятия составляет 6 человек.
Глава 1. Разработка учетной политики в целях финансового учета
1.1. Основные понятия и положения учетной политики
Согласно п.3 ст.5 Закона "О бухгалтерском учете" организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
В настоящее время основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений), устанавливаются Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н.
Согласно п.2 ПБУ 1/98 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Т.е. учетная политика организации - это внутренний документ организации, раскрывающий всем заинтересованным лицам все особенности бухгалтерского (налогового) учета этой организации в конкретном отчетном периоде.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Положение ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" определило основные допущения, которые должны иметь в виду организации при формировании учетной политики.
1. Допущение имущественной обособленности, которое означает, что имущество и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников предприятия и других организаций.
2. Допущение непрерывности деятельности предприятия, означающее, что предприятие будет продолжать свою деятельность в недалеком будущем и у него отсутствует необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства предприятия будут погашены в установленном порядке.
3. Допущение последовательного применения учетной политики, означающее, что выработанная предприятием учетная политика применяется от одного отчетного периода к другому.
4. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности предприятия, которое означает, что факты хозяйственной деятельности предприятия относятся и отражаются в бухгалтерском учете того отчетного периода, в котором они имели место, независимо от факта поступления или выплаты денежных средств.
Последнее допущение имеет важное значение для построения системы бухгалтерского учета во всех странах с рыночной экономикой. Оно означает, что отражение операций в бухгалтерском учете должно производиться по системе начислений.
При этой системе все доходы и расходы регистрируются немедленно, то есть доходы признаются в тех случаях, когда деньги еще не поступили, а в расходы включаются затраты, по которым денежные выплаты еще не произведены.
В Российской практике это допущение ассоциируется с режимом налогообложения по методу отгрузки, то есть перехода права собственности на произведенную предприятием продукцию в момент ее отгрузки покупателю.
Согласно п.7 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" учетная политика организации должна отвечать ряду требований (полнота, своевременность, осмотрительность, рациональность, непротиворечивость, приоритет содержания перед формой и т.д.).
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.
Закон "О бухгалтерском учете" устанавливает перечень случаев, в которых (и только в которых) организация может изменять свою учетную политику. Согласно п.4 ст.6 Закона изменение учетной политики может производиться в случаях:
1) изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;
2) разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
3) существенного изменения условий ее деятельности.
Законом "О бухгалтерском учете" указывается, что в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерского учету.
Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно - распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
Одновременно с утверждением учетной политики организация должна разрабатывать и утверждать в виде приложений к приказу об учетной политике следующие рабочие документы (п.5 ПБУ 1/98):
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета. Он утверждается на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые унифицированные формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет;
порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации и методы их оценки. При этом следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имеющихся у организации имущества и обязательств. Она необходима для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности;
правила документооборота и технология обработки учетной информации. Устанавливается порядок и график прохождения документов, определяется круг ответственных за их оформление лиц. Основная цель введения графика состоит в рационализации документооборота в организации с тем, чтобы каждый первичный документ как можно быстрее проходил через все необходимые подразделения и конкретных исполнителей. Чаще всего график документооборота оформляется в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением и отдельными исполнителями. Контроль за соблюдением графика осуществляет главный бухгалтер (бухгалтер);
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Внутренний контроль за осуществляемыми организацией хозяйственными операциями может осуществляться специально созданной в этих целях службой внутреннего контроля. При отсутствии специальной службы контрольные функции обычно передаются одному из работников или равномерно распределяются между несколькими (всеми) работниками.
1.2. Методологические аспекты учетной политики
Оценка материально-производственных запасов (МПЗ)
Требования к отражению в приказе по учетной политике порядка учета материально-производственных запасов.
1. Порядок учета поступления материально-производственных запасов:
а) по фактической стоимости;
б) по учетной цене.
2. Метод оценки списания материально-производственных запасов:
- по себестоимости последних по времени приобретения материально - производственных запасов (способ ЛИФО).
3. Порядок учета полученных товаров:
- по фактической покупной себестоимости;
- по продажной стоимости (только для розничной торговли);
- по учетной цене.
4. Порядок учета транспортно-заготовительных расходов, связанных с доставкой товаров:
- в составе издержек обращения;
- в составе себестоимости купленных товаров.
5. Порядок оценки стоимости проданных товаров:
- ФИФО;
- средней цены;
- цены единицы.
Кроме того, в приказе по учетной политике необходимо отразить технические вопросы, связанные с учетом материально-производственных запасов.
1. Выбранный порядок их складского учета.
2. Сроки и порядок представления отчетов материально-ответственными лицами.
3. Внутренние первичные документы по учету материально-производственных запасов.
4. Внутрифирменную управленческую отчетность по движению материально-производственных запасов.
Отражение в учетной политике основных средств
Основным документом, регламентирующим порядок учета основных средств в бухгалтерском учете, является ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).
Минфин России Приказом от 13.10.2003 N 91н утвердил новые Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств.
Согласно этим документам в приказе по учетной политике необходимо отразить следующие положения:
1) порядок признания основных средств в целях бухгалтерского учета;
2) порядок применения методов начисления амортизации;
3) лимит стоимости единовременного списания объектов основных средств;
4) порядок проведения ежегодных переоценок стоимости основных средств;
5) порядок начисления износа по неамортизируемым объектам основных средств;
6) порядок учета расходов на ремонт основных средств.
Методическими указаниями также предлагается разрабатывать внутренние положения, инструкции и иные документы, необходимые для учета, контроля за движением ОС. Организации, в частности, могут утверждать:
- формы первичных документов (поступление, выбытие, передача ОС), порядок их оформления, правила документооборота, технологию обработки учетной информации;
- перечень должностных лиц, на которых возложена ответственность за поступление, выбытие и перемещение ОС;
- порядок осуществления контроля за сохранностью и рациональным использованием объектов ОС.
Оценка нематериальных активов
В приказе по учетной политике необходимо отразить следующие вопросы, связанные с организацией учета и оценки нематериальных активов:
1) порядок признания активов в качестве нематериальных;
2) порядок определения срока их полезного использования;
3) порядок начисления амортизации;
4) метод начисления амортизации;
5) организация контроля за их рациональным использованием.
Нематериальные активы принимаются к учету в соответствии с требованиями, изложенными в ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н.
Оценка финансовых вложений
В приказе по учетной политике необходимо отразить следующие вопросы, связанные с организацией учета и оценки финансовых вложений:
1) порядок определения фактической себестоимости поступивших финансовых вложений;
2) порядок проведения инвентаризации финансовых вложений;
3) порядок переоценки финансовых вложений;
4) порядок создания резерва под обесценивание вложений в ценные бумаги;
5) порядок определения стоимости выбывших ценных бумаг.
Определение порядка учета расходов
Расходы по основным видам деятельности в целях бухгалтерского учета группируются и учитываются в порядке, предусмотренном ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.2000 N 33н.
Расходами по обычным видам деятельности в соответствии с ПБУ 10/99 являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ и оказанием услуг.
Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме (или величине кредиторской задолженности).
Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.
Коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году в качестве расходов по обычным видам деятельности.
Предприятие может самостоятельно определять затраты, которые связаны с его производственной деятельностью. Они должны быть обоснованы - их состав и величина определяться на основании первичных документов. Нормируемые виды расходов должны быть оформлены приказами руководителя, в которых определяется сумма выплат по командировочным расходам, компенсация использования личных автомобилей в служебных целях, размер представительских расходов и т.п.
Оценка стоимости готовой продукции
Готовая продукция приходуется на склад в течение отчетного периода по фактическому количеству. В конце месяца производится ее оценка по фактической себестоимости.
Оценка стоимости незавершенного производства
Стоимость незавершенного производства определяется предприятием на основе специальных методов ее расчета. Особенности исчисления стоимости незавершенного производства зависят от выбранного метода учета и калькулирования затрат.
Расходы будущих периодов
Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском учете по счету 97 "Расходы будущих периодов" и подлежат списанию в течение периода, к которому они относятся, равными долями или единовременно. Поэтому в приказе по учетной политике необходимо отразить порядок признания этих расходов.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета к расходам будущих периодов относятся расходы, связанные с подготовкой и освоением новых производств, направлений деятельности и выпуска новой продукции, в том числе расходы на рекламу, произведенные до момента продажи рекламируемой продукции.
Создание резервов
Организации, предоставляющие своим клиентам услуги по гарантийному ремонту, могут предусмотреть в учетной политике создание резерва по гарантийному ремонту. В бухгалтерском учете этот резерв может быть создан двумя способами:
- процентом отчисления к сумме расходов предприятия;
- процентом отчисления к сумме выручки предприятия.
Неиспользованный резерв по окончании срока гарантийного ремонта списывается во внереализационные доходы.
Организация может списывать единовременно просроченную задолженность при наступлении срока исковой давности или иным обстоятельствам. В этом случае резерв не создается.
Метод признания доходов в бухгалтерском учете
В целях бухгалтерского учета предприятие может выбрать:
- метод учета выручки по отгрузке;
- метод по оплате.
Предприятие при этом руководствуется ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 1/98 "Учетная политика организации". Оно может, основываясь на собственных предпочтениях, выбрать любой метод определения с момента реализации. Расходы в целях бухгалтерского учета организация учитывает в соответствии с требованиями, предъявляемыми ПБУ 9/01 "Доходы организации". Если организация выбирает в бухгалтерском учете метод учета реализации по оплате, то свою выручку она учитывает по моменту зачисления денежных средств на свой счет или получения их в кассу.
1.3. Учетная политика ООО «Электрон»
Приказ
Руководителя ООО «Электрон»
(наименование организации)
"31 декабря 2004 года" N 1 г. Новосибирск
Об утверждении учетной политики организации
на 2005 год
В соответствии с п.3 ст.5 Закона о бухгалтерском учете и ПБУ 1/98 приказываю:
1. Утвердить учетную политику организации для целей финансового учета на 2005 г.
2. Утвердить рабочий план счетов бухгалтерского учета организации на 2005 г. - Приложение N 1.
3. Утвердить Положение о порядке проведения инвентаризаций имущества и обязательств организации и осуществлении внутреннего контроля за хозяйственными операциями - Приложение N 2.
4. Утвердить график документооборота и формы первичных учетных документов организации - Приложение N 3.
Учетная политика организации вводится в действие с 1 января 2005 г.
Руководитель организации подпись
Утверждена
приказом руководителя организации
от 31 декабря 2004 года N 1
1. Учетная политика для целей финансового учета
Установить следующие элементы учетной политики:
1) бухгалтерский учет вести в бухгалтерии организации. Ответственным за организацию и состояние бухгалтерского учета является бухгалтер организации;
2) для ведения бухгалтерского учета использовать журнально - ордерную форму учета с применением средств вычислительной техники. Бухгалтерскую информацию хранить на машинных и бумажных носителях. Ответственность за обеспечение сохранности бухгалтерской информации от несанкционированного доступа возложить на бухгалтера;
3) при определении выручки от реализации продукции (работ, услуг) использовать метод начислений ("по отгрузке");
4) при осуществлении финансовых вложений разницу между фактическими затратами на приобретение долговых ценных бумаг и их номинальной стоимостью списывать единовременно - при выбытии ценных бумаг;
5) материально - производственные запасы при их выбытии оценивать по стоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО);
6) готовую продукцию оценивать по фактической производственной себестоимости;
7) незавершенное производство оценивать по фактической производственной себестоимости;
8) при осуществлении расходов на ремонт объектов основных средств фактически произведенные затраты списывать за счет учета будущих периодов с последующим отнесением на себестоимость продукции (работ, услуг) равными долями до конца календарного года;
9) стоимость объектов основных средств стоимостью до 10 тыс. руб. за единицу списывать на себестоимость продукции (работ, услуг) в момент ввода в эксплуатацию. С целью обеспечения сохранности таких объектов основных средств организовать аналитический учет в течение всего срока полезной эксплуатации объектов;
10) амортизацию объектов основных средств производить линейным способом;
10) амортизацию объектов нематериальных активов осуществлять линейным способом. Объекты, по которым срок полезного использования определить невозможно, а также организационные расходы списывать в течение 20 лет;
12) учет материалов осуществлять без использования счета 15 "Заготовление и приобретение материалов»;
13) готовую продукцию учитывать на счете 43 "Готовая продукция" - без использования счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)";
14) не создавать резервы предстоящих расходов;
15) на основании заключенных договоров суммы арендной платы относить в состав расходов будущих периодов с последующим списанием на счет учета прочих доходов (91) в те отчетные периоды, к которым они относятся;
16) общехозяйственные расходы и расходы на продажу (коммерческие расходы) ежемесячно списывать на счет учета продаж (90) в полном размере;
17) долгосрочную задолженность по заемным средствам в состав краткосрочной при наличии соответствующих условий не переводить, а числить в составе долгосрочной до полного погашения.
Приложение №1
к приказу руководителя ООО «Электрон»
от 31 декабря 2004 года
Рабочий План счетов бухгалтерского учета
Наименование счета |
Номер счета |
Номер и наименование субсчета 1 порядка |
Номер и наименование субсчета 2 порядка |
Раздел I. Внеоборотные активы |
|||
«Основные средства» |
01 |
01-1 «Основные средства в организации» |
|
01-2 «Выбытие основных средств» |
|||
«Амортизация основных средств» |
02 |
02-1 «Амортизация основных средств» |
|
Раздел II. Производственные запасы |
|||
«Материалы» |
10 |
10-1 «Сырье и материалы» |
|
10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» |
|||
10-6 «Прочие материалы» |
|||
«Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» |
19 |
19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» |
|
19-2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам» |
|||
19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально- производственным запасам» |
|||
Раздел III. Затраты на производство |
|||
«Основное производство» |
20 |
20-1 «Основное производство продукции, облагаемое НДС» |
|
20-2 «Основное производство продукции, необлагаемое НДС» |
|||
Раздел IV. Готовая продукция и товары |
|||
«Выпуск продукции (работ, услуг)» |
40 |
40-1 «Выпуск продукции (работ, услуг)» |
|
«Товары» |
41 |
41-1 «Товары на складах» |
|
42-2 «Товары в розничной торговле» |
|||
41-4 «Покупные изделия» |
|||
«Расходы на продажу» |
44 |
44-1 «Издержки обращения» |
44-1-1 «Издержки обращения, не обл. ЕНВД» |
44-1-2 «Издержки обращения, обл. ЕНВД» |
|||
44-1-3 «Издержки обращения, подл. распределению» |
|||
44-2 «Коммерческие расходы» |
|||
44-3 «Расходы на продажу» |
|||
Раздел V. Денежные средства |
|||
«Касса» |
50 |
50-1 «Касса организации» |
|
50-3 «Денежные документы» |
50-3-1 «Почтовые марки» |
||
50-3-2 «Оплаченные авиабилеты» |
|||
50-3-3 «Оплаченные путевки» |
|||
«Расчетный счет» |
51 |
51-1 «Расчетный счет» |
|
«Валютный счет» |
52 |
52-1 «Валютный счет» |
|
«Специальные счета» |
55 |
55-1 «Аккредитивы» |
|
55-2 «Чековые книжки» |
|||
55-3 «Депозитные счета» |
|||
Раздел VI. Расчеты |
|||
«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
60 |
60-1 «Расчеты с поставщиками в рублях» |
|
60-2 «Авансы, выданные в рублях» |
|||
«Расчеты с покупателями и заказчиками» |
62 |
62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками в рублях» |
|
62-2 «Авансы, полученные в рублях» |
|||
62-3 «Векселя полученные» |
62-3-1 «Векселя полученные, срок оплаты по которым не наступил» |
||
62-3-2 «Векселя полученные, срок оплаты по которым наступил» |
|||
«Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» |
66 |
66-1 «Краткосрочные кредиты в рублях» |
|
66-3 «Краткосрочные займы в рублях» |
|||
«Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» |
67 |
67-1 «Расчеты по долгосрочным кредитам в рублях» |
|
«Налоги и сборы» |
68 |
68-1 «Налог на доходы физических лиц» |
|
68-2 «НДС» |
|||
68-4 «Налог на прибыль» |
68-4-1 «Расчеты с бюджетом» |
||
68-5 «Местный налог» |
|||
68-8 «Налог на имущество» |
|||
«Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» |
69 |
69-1 «Социальное страхование» |
|
69-2 «Пенсионное обеспечение» |
69-2-1 «Федеральный бюджет» |
||
69-3 «Медицинское страхование» |
69-3-1 «ФФОМС» |
||
69-3-2 «ТФОМС» |
|||
«Расчеты с персоналом по оплате труда» |
70 |
70-1 «Расчеты с персоналом по оплате труда по основной и дополнительной заработной плате» |
|
«Расчеты с подотчетными лицами» |
71 |
71-1 «Расчеты с подотчетными лицами в рублях» |
|
«Расчеты с учредителями» |
75 |
75-1 «Вклады в уставной капитал» |
|
75-2 «Выплата доходов» |
|||
«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» |
76 |
76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» |
|
76-2 «Расчеты по претензиям» |
|||
Раздел VIII. Капитал |
|||
«Уставный капитал» |
80 |
80-1 «Уставный капитал объявленный» |
|
«Резервный капитал» |
82 |
||
«Добавочный капитал» |
83 |
||
«Продажи» |
90 |
90-1 «Выручка» |
|
90-2 «Себестоимость продаж» |
|||
90-3 «НДС» |
|||
90-4 «Акцизы» |
|||
90-9 «Прибыль/убыток от продаж» |
|||
«Прочие доходы и расходы» |
91 |
91-1 «Прочие доходы» |
|
91-2 «Прочие расходы» |
|||
91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» |
|||
«Недостачи и потери от порчи ценностей» |
94 |
||
«Резервы предстоящих расходов» |
96 |
||
«Расходы будущих периодов» |
97 |
||
«Доходы будущих периодов» |
98 |
98-1 «Доходы будущих периодов» |
|
«Прибыли и убытки» |
99 |
99-1 «Прибыли и убытки» |
|
99-2 «Налог на прибыль» |
Приложение N 2
к приказу руководителя ООО «Электрон»
от 31 декабря 2004 года
Положение о порядке проведения инвентаризаций имущества и обязательств организации и осуществлении внутреннего контроля за хозяйственными операциями
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов.
1.2. Инвентаризации подлежат основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
1.3. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.
1.4. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
1.5. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризаций обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации организации;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Общие правила проведения инвентаризации
2.1. Инвентаризация проводится один раз в отчетном году. Дата ее проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, устанавливаются руководителем организации.
2.2. Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
2.3. В состав инвентаризационной комиссии входят директор, бухгалтер и ведущий инженер.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
2.4. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия получает последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы.
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
2.5. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи не менее чем в двух экземплярах.
2.6. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
2.7. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).
2.8. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
2.9. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.
Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.
2.10. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
2.11. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.
3. Правила проведения инвентаризации отдельных видов
имущества и финансовых обязательств
Инвентаризация основных средств
3.1. До начала инвентаризации проверяются:
а) наличие и состояние инвентарных карточек;
б) наличие и состояние технических;
в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
3.2. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
3.3. Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.
По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.
Инвентаризация товарно - материальных ценностей
3.4. Инвентаризация товарно - материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении или последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
3.5. Комиссия в присутствии заведующего материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно - материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
3.6. Инвентаризация товарно - материальных ценностей, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
3.7. Описи составляются отдельно на товарно - материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.
3.8. Товарно - материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение.
Инвентаризация расходов будущих периодов
3.9. Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов и отнесению на издержки производства и обращения в течение документально обоснованного срока в соответствии с разработанной в организации учетной политикой.
Инвентаризация денежных средств
3.10. Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. N 40.
3.11. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы.
3.12. Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.
Инвентаризация расчетов
3.13. Проверяется обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета расчетов с банками по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами.
3.14. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
3.15. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.
4. Система внутреннего контроля хозяйственных операций
4.1. Система внутреннего контроля - это совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых для эффективного ведения хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) информации.
4.2. В организации должно соблюдаться следующее:
- все хозяйственные операций должны быть совершены с одобрения руководства организации;
- все операции отражаться на счетах бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой организации.
4.3. Все работники организации подотчетны руководителю организации.
4.4. Никто из работников не имеет права несанкционированного доступа к активам и записям, не относящихся к обязанностями, зафиксированных в должностных инструкциях;
4.5. Директором организации осуществляется контроль за прикладными программами и компьютерными информационными системами, в том числе за внесением в них изменений, и за правом доступа при вводе и выводе информации из системы.
4.6. Ежегодно проводится ревизия для установления подлинности данных финансово-хозяйственной деятельности.
4.7. Функции ревизора организации осуществляет независимый аудитор.
4.8. Основными задачами ревизии независимого аудитора являются:
- осуществление контроля за соблюдением законодательства при совершении организацией хозяйственных и финансовых операций;
- обоснованностью хозяйственных и финансовых операций;
- наличие и движение имущества и обязательств;
- использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами, сметами.
4.9. Независимый аудитор ежегодно составляет заключение, в котором должны содержаться:
- подтверждение достоверности данных, отраженных в годовом отчете общества учредителю, бухгалтерском балансе, счете прибылей и убытков;
- информация о фактах нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.
Приложение №3
к приказу руководителя ООО «Электрон»
от 31 декабря 2004 года
График документооборота и формы первичных учетных документов ООО «Электрон»
N п/п |
N формы |
Наименование документа |
Кол-во экз. |
Срок исполнения |
Сроки передачи в бухгалтерию другими подразделениями |
Сроки архивного хранения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
По учету труда и его оплаты |
||||||
1 |
Т-1 |
Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу |
1 |
Не позднее первого рабочего дня вновь принимаемого работника |
Исполняются и хранятся в бухгалтерии |
75 лет |
2 |
Т-3 |
Штатное расписание |
1 |
Ежегодно не позднее 25 декабря предыдущего года; при внесении изменений |
Исполняются и хранятся в бухгалтерии |
75 лет |
3 |
Т-8а |
Приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работниками |
1 |
Не позднее последнего рабочего дня увольняемого работника |
Исполняются и хранятся в бухгалтерии |
75 лет |
4 |
Т-9а |
Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку |
1 |
При командировании работника |
Исполняются и хранятся в бухгалтерии |
75 лет |
5 |
Т-10 |
Командировочное удостоверение |
1 |
Перед отбытием работника в командировку |
При а/о, по истечении 3 дней с момента возвращения из командировки |
75 лет |
6 |
Т-10а |
Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении |
1 |
То же |
То же |
75 лет |
7 |
Т-51 |
Расчетная ведомость |
1 |
В последний рабочий день месяца |
Исполняются и хранятся в бухгалтерии |
75 лет |
8 |
Т-53 |
Платежная ведомость |
1 |
После подготовки соответствующей расчетной ведомости |
Исполняются и хранятся в бухгалтерии |
75 лет |
9 |
Т-61 |
Записка-расчет при прекращении действия трудового договора (контракта) с работником |
1 |
При прекращении трудового контракта, но не позднее последнего дня работы |
Исполняются и хранятся в бухгалтерии |
75 лет |
По учету результатов инвентаризации |
||||||
10 |
ИНВ-1 |
Инвентаризационная опись основных средств |
2 |
Согласно приказу о проведении инвентаризации |
Устанавливается приказом о проведении инвентаризации |
10 лет |
11 |
ИНВ-3 |
Инвентаризационная опись ТМЦ |
2 |
Согласно приказу о проведении инвентаризации |
Устанавливается приказом о проведении инвентаризации |
5 лет |
12 |
ИНВ-15 |
Акт инвентаризации наличных денежных средств |
2 |
Согласно приказу о проведении инвентаризации |
Устанавливается приказом о проведении инвентаризации |
3 года |
13 |
ИНВ-17 |
Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
2 |
Согласно приказу о проведении инвентаризации |
Устанавливается приказом о проведении инвентаризации |
3 года |
По учету основных средств |
||||||
14 |
ОС-1 |
Акт о приеме-передаче объекта основных средств |
2 |
При любом перемещении основных средств |
3 дня с момента утверждения |
10 лет |
15 |
ОС-4 |
Акт о списании объекта основных средств |
2 |
-"- |
3 дня с момента утверждения |
10 лет |
16 |
ОС-6 |
Инвентарная карточка учета объекта основных средств |
1 |
С момента поступления, по мере движения на основании первичных документов до момента списания |
Ведется и хранится в бухгалтерии |
5 лет |
По учету материалов |
||||||
17 |
М-4 |
Приходный ордер |
1 |
По мере поступления материалов на склад |
В течение 3 дней с момента получения ТМЦ |
5 лет с момента составления |
18 |
М-11 |
Требование-накладная |
2 |
По мере необходимости в материалах |
В течение 3 дней с момента получения ТМЦ |
5 лет с момента составления |
19 |
М-15 |
Накладная на отпуск материалов на сторону |
2 |
По мере реализации на сторону |
В течение 3 дней с момента отпуска ТМЦ |
5 лет с момента составления |
20 |
М-17 |
Карточка учета материалов |
1 |
По мере движения на основании приходных и расходных документов |
По мере требования |
5 лет с момента составления |
Расчетные документы |
||||||
21 |
0401060 |
Платежное поручение |
3 |
По мере необходимости |
Исполняются и хранятся в бухгалтерии |
5 лет с момента составления |
Документы, не указанные в Альбомах типовых унифицированных форм Госкомстата России |
||||||
22 |
Счет на предоплату |
2 |
По мере необходимости |
По мере поступления денежных средств от покупателей |
5 лет с момента составления |
|
23 |
Бухгалтерская справка |
1 |
По мере необходимости |
Составляется и хранится в бухгалтерии |
5 лет с момента составления |
|
24 |
Акт оказанных услуг (выполненных работ) |
2 |
При оказании услуг (выполнении работ) |
По мере подписания заказчиком |
5 лет с момента составления |
|
25 |
Счет-заказ |
2 |
По мере необходимости |
По мере поступления денежных средств от покупателей |
5 лет с момента составления |
|
Документы, связанные с исчислением налогов |
||||||
26 |
Счет-фактура |
2 |
При реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), подлежащих обложению НДС |
Ежедневно по мере выписки |
5 лет после документальной налоговой проверки |
Глава 2. Бухгалтерский учет хозяйственных операций ООО «Электрон» за март 2005 года
2.1. Расчет величин исходного баланса
Начальный баланс |
|||||
|
Актив |
Сумма |
|
Пассив |
Сумма |
01 |
Основные средства |
193305 |
80 |
Уставный капитал |
536792 |
02 |
Амортизация основных средств |
100647 |
82 |
Резервный капитал |
10500 |
10 |
Материалы |
357995 |
84 |
Нераспределенная прибыль |
7071 |
19 |
НДС по приобретенным ценностям |
6445 |
60 |
Расчеты с поставщиками |
38670 |
50 |
Касса |
20000 |
68 |
Расчеты по налогам |
14835 |
51 |
Расчетный счет |
48068 |
69 |
Расчеты по соц. страх. и обеспечению |
7154 |
62 |
Расчеты с покупателями |
115320 |
70 |
Расчеты с персоналом по оплате труда |
27836 |
71 |
Расчеты с подотчетными лицами |
2000 |
76 |
Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами |
1028 |
97 |
Расходы будущих периодов |
1400 |
|
|
|
|
Баланс |
643886 |
|
Баланс |
643886 |
Расчет амортизации основных средств за фактический срок службы |
||||||
Наименование основного средства |
Первоначальная стоимость, руб. |
СПИ, мес. |
Фактический срок службы, мес. |
Мес. норма амортизации |
Сумма аморт. за факт. срок службы, руб. |
|
Контрольно-испытательный стенд |
18670 |
60 |
26 |
1,67 |
8107 |
|
Компьютер Intel Celeron 1300 |
27325 |
36 |
26 |
2,78 |
19751 |
|
Компьютер Intel Celeron 1300 |
27325 |
36 |
26 |
2,78 |
19751 |
|
Компьютер Intel Pentium 4 2200 |
45489 |
36 |
14 |
2,78 |
17704 |
|
Расчет амортизации основных средств |
||||||
Компьютер Intel Pentium 4 2200 |
45489 |
36 |
14 |
2,78 |
17704 |
|
Принтер Epson LX 1170 |
9090 |
36 |
26 |
2,78 |
6570 |
|
Принтер Epson FX 1170 |
9999 |
36 |
14 |
2,78 |
3892 |
|
Принтер Epson LX 300+ |
4959 |
36 |
26 |
2,78 |
3584 |
|
Принтер Epson LX 300+ |
4959 |
36 |
26 |
2,78 |
3584 |
|
ИТОГО |
193305 |
|
|
|
100647 |
2.2. Журнал хозяйственных операций
Журнал хозяйственных операций ООО "Электрон" за март 2005 г. |
|||||
Дата |
Содержание проводки |
Кол-во |
Дебет |
Кредит |
Сумма |
01.03.05 |
Выдача из кассы: в подотчет на хоз.нужды Голубеву |
71.1 |
50.1 |
4 500 |
|
04.03.05 |
за выполненные услуги в феврале Поступления от покупателей Аспект |
|
51 |
62.1 |
44 880 |
04.03.05 |
Выдача из кассы: алименты Голубевой за февраль |
76.5 |
50.1 |
1 028 |
|
05.03.05 |
Выдача из кассы: оплата за межгород |
20 |
50.1 |
315 |
|
05.03.05 |
Выдача из кассы: НДС с оплаты за межгород |
19.3 |
50.1 |
63 |
|
06.03.05 |
Авансовый отчет: Голубев Д.Н. |
|
4 335 |
||
|
Калькулятор SITIZEN |
3 |
10.6 |
71.1 |
1 200 |
|
телефонный аппарат Panasonic |
1 |
10.6 |
71.1 |
3 135 |
06.03.05 |
Поступл.в кассу: возврат неизрасходованных подотчетных сумм от Голубева |
50.1 |
71.1 |
165 |
|
06.03.05 |
Поступление материалов от Офисной техники |
|
153 396 |
||
|
Головка принтера FX 1170 |
8 |
10.1 |
60.1 |
22 400 |
|
Головка принтера LX 1170 |
10 |
10.1 |
60.1 |
25 450 |
|
Бумага для принтера |
5 |
10.1 |
60.1 |
2 000 |
|
Материнская плата ASUS TUSL2-C |
20 |
10.1 |
60.1 |
77 380 |
|
Дискеты 1,2 Мб/1,44 Мб |
50 |
10.2 |
60.1 |
600 |
|
Выделен НДС |
|
19.3 |
60.1 |
25 566 |
07.03.05 |
Поступл.в кассу: возврат неизрасходованных подотчетных сумм от Мальцевой |
50.1 |
71.1 |
800 |
|
11.03.05 |
Поступление материалов от ИТЦ "Вель" |
|
15 480 |
||
|
Картриджи Epson LX/FX 1000/1050/1170/1180 |
100 |
10.2 |
60.1 |
6 100 |
|
Картриджи Epson FX/LX 300/800 |
50 |
10.2 |
60.1 |
2 300 |
|
Бумага для принтера |
10 |
10.1 |
60.1 |
3 600 |
|
Дискеты 1,2 Мб/1,44 Мб |
60 |
10.2 |
60.1 |
900 |
|
Выделен НДС |
|
19.3 |
60.1 |
2 580 |
11.03.05 |
Выдача из кассы: на командировочные расходы Веберу А.К. |
71.1 |
50.1 |
12 000 |
|
11.03.05 |
за оказанные услуги в феврале Поступления от покупателей Адлер |
|
51 |
62.1 |
27 000 |
12.03.05 |
Выдача из кассы: за рекламные услуги |
20 |
50.1 |
300 |
|
12.03.05 |
Выдача из кассы: за рекламные услуги НДС |
19.3 |
50.1 |
60 |
|
13.03.05 |
Движения по р/с |
|
7 154 |
||
|
погашение задолженности ФСС |
|
69.1 |
51 |
804 |
|
погашение задолженности ФОМС |
|
69.3.1 |
51 |
720 |
|
погашение задолженности ПФР |
|
69.2.1 |
51 |
5 630 |
13.03.05 |
Движения по р/с |
|
3 786 |
||
погашение задолженности по НДФЛ |
68.1 |
51 |
2 340 |
||
погашение задолженности по НДС |
68.2 |
51 |
1 194 |
||
погашение задолженности по цел. сбору |
68.8 |
51 |
252 |
||
14.03.05 |
Движения по р/с |
|
28 000 |
||
14.03.05 |
Приход:чек №021300 Получение наличных из банка |
|
50.1 |
51 |
28 000 |
14.03.05 |
Поступл.в кассу: возврат неизрасходованных подотчетных сумм от Хазаевой |
50.1 |
71.1 |
1 200 |
|
14.03.05 |
Выплата зарплаты из кассы |
70 |
50.1 |
27 836 |
|
15.03.05 |
начислена арендная плата за апрель |
|
|
||
|
расходы будущих периодов Компьютерный мир |
|
97 |
76.5 |
1 400 |
|
НДС Компьютерный мир |
|
19.3 |
76.5 |
280 |
15.03.05 |
Движения по р/с |
|
1 680 |
||
|
арендная плата за апрель Компютерный мир |
|
76.5 |
51 |
1 680 |
18.03.05 |
Движения по р/с |
|
43 400 |
||
|
за оказанные услуги в феврале Поступления от покупателей БГУС |
|
51 |
62.1 |
43 400 |
19.03.05 |
Авансовый отчет: Вебер А.К. |
|
11 842 |
||
|
ж/д билет Хабаровск-Владивосток |
|
20 |
71.1 |
935 |
|
ж/д билет Хабаровск-Владивосток |
|
19.3 |
71.1 |
187 |
|
ж/д билет Владивосток-Хабаровск |
|
20 |
71.1 |
1 040 |
|
ж/д билет Владивосток-Хабаровск |
|
19.3 |
71.1 |
208 |
|
двигатель для принтера |
2 |
10.2 |
71.1 |
6 362 |
|
квитанция за проживание в гостинице |
|
20 |
71.1 |
2 175 |
|
квитанция за проживание в гостинице |
|
19.3 |
71.1 |
435 |
|
командировочные |
|
20 |
71.1 |
500 |
19.03.05 |
Поступл.в кассу: возврат неизрасходованных подотчетных сумм от Вебера А.К. |
50.1 |
71.1 |
158 |
|
20.03.05 |
Выбытие ОС: Продажа |
21 600 |
|||
|
Аморт.за Март 2005 г. Компьютер Intel Celeron 1300 , инв.№: 2 |
|
02.1 |
01.2 |
760 |
|
Списана амортизация Компьютер Intel Celeron 1300 , инв.№: 2 |
|
02.1 |
01.2 |
19 751 |
|
Списана баланс.ст-ть Компьютер Intel Celeron 1300 , инв.№: 2 |
|
01.2 |
01.1 |
27 325 |
|
Списана остат.ст-ть Компьютер Intel Celeron 1300 , инв.№: 2 |
|
91.2 |
01.2 |
6 814 |
|
Учтена выручка прочие дебиторы и кредиторы |
|
62.1 |
91.1 |
21 600 |
20.03.05 |
Начислен НДС |
|
91.2 |
68.2 |
3 600 |
20.03.05 |
Финансовый результат от реал. ОС |
|
91.2 |
99.1 |
11 186 |
20.03.05 |
Движения по р/с |
|
21 600 |
||
20.03.05 |
Поступл.в кассу: за реализованный компьютер |
50.1 |
62.1 |
21 600 |
|
20.03.05 |
Выдача из кассы для сдачи в банк |
51 |
50.1 |
21 600 |
|
21.03.05 |
Отпуск материалов в производство |
|
29 170 |
||
|
Головка принтера FX 1170 |
5 |
20 |
10.1 |
14 000 |
|
Головка принтера LX 1170 |
5 |
20 |
10.1 |
12 725 |
|
Картриджи Epson LX/FX 1000/1050/1170/1180 |
25 |
20 |
10.2 |
1 525 |
|
Картриджи Epson FX/LX 300/800 |
20 |
20 |
10.2 |
920 |
21.03.05 |
Отпуск материалов в производство |
|
55 747 |
||
|
Материнская плата ASUS TUSL2-C |
10 |
20 |
10.1 |
38 690 |
|
Дискеты 1,2 Мб/1,44 Мб |
185 |
20 |
10.2 |
2 775 |
|
двигатель для принтера |
2 |
20 |
10.2 |
6 362 |
|
Бумага для принтера |
22 |
20 |
10.1 |
7 920 |
22.03.05 |
Реализация материалов на сторону |
53 100 |
|||
|
Корпус Midi Tower |
5 |
91.2 |
10.2 |
6 000 |
|
Материнская плата ASUS TUSL2-C |
10 |
91.2 |
10.1 |
38 690 |
|
Кабель печатающей головки принтера Epson LX 300+ |
12 |
91.2 |
10.2 |
4 560 |
22.03.05 |
Начислен НДС |
|
91.2 |
68.2 |
8 850 |
|
Реализ.по цене выбытия прочие дебиторы и кредиторы |
|
62.1 |
91.1 |
53 100 |
|
Финансовый результат от реализации материалов на сторону |
|
99.1 |
91.1 |
5 000 |
22.03.05 |
Поступл.в кассу: за реализованные материалы |
50.1 |
62.1 |
53 100 |
|
22.03.05 |
Выдача из кассы для сдачи наличных в банк |
51 |
50.1 |
53 100 |
|
25.03.05 |
Движения по р/с |
|
168 756 |
||
|
Оплата поставщику за поступившие в марте материалы Офисная техника |
|
60.1 |
51 |
153 396 |
|
Оплата поставщику за поступившие в марте материалы ИТЦ "Вель" |
|
60.1 |
51 |
15 360 |
26.03.05 |
Оказание услуг БГУС |
62.1 |
90.1.1 |
96 000 |
|
26.03.05 |
Начислен НДС |
|
90.3 |
68.2 |
16 000 |
26.03.05 |
Оказание услуг Аспекту |
62.1 |
90.1.1 |
76 800 |
|
26.03.05 |
Начислен НДС |
|
90.3 |
68.2 |
12 800 |
26.03.05 |
Оказание услуг Адлеру |
62.1 |
90.1.1 |
30 000 |
|
26.03.05 |
Начислен НДС |
90.3 |
68.2 |
5 000 |
|
27.03.05 |
Оплата поставщику за аренду склада в марте Капитал |
|
76.5 |
51 |
1 920 |
27.03.05 |
Оказание услуг сторонней организацией |
|
1 920 |
||
|
арендная плата за офис в марте Компютерный мир |
|
20 |
76.5 |
1 600 |
|
Выделен НДС |
|
19.3 |
76.5 |
320 |
27.03.05 |
Оказание услуг Аспекту |
62.1 |
90.1.1 |
25 200 |
|
27.03.05 |
Начислен НДС |
|
90.3 |
68.2 |
4 200 |
28.03.05 |
Поступления от покупателей Аспект |
|
51 |
62.1 |
76 800 |
29.03.05 |
Начисл. ЗП за Март 2005 г. |
20 |
70 |
51 200 |
|
29.03.05 |
Удержан НДФЛ за март |
|
70 |
68.1 |
6 033 |
29.03.05 |
Движения по р/с |
|
13 312 |
||
|
перечислен ЕСН в ПФР |
|
69.2.1 |
51 |
10 240 |
|
перечислен ЕСН в ФСС |
|
69.1 |
51 |
1 638 |
|
перечислен ЕСН в ФОМС |
|
69.3.1 |
51 |
1 434 |
29.03.05 |
удержание из з/п Голубева алиментов |
70 |
76.5 |
1 474 |
|
30.03.05 |
НДС, подлежащий возмещению |
|
36 144 |
||
|
ИТЦ "Вель" |
|
68.2 |
19.3 |
2 580 |
|
Компютерный мир |
|
68.2 |
19.3 |
600 |
|
Офисная техника |
|
68.2 |
19.3 |
25 566 |
|
прочие дебиторы и кредиторы |
|
68.2 |
19.3 |
6 445 |
|
прочие дебиторы и кредиторы |
|
68.2 |
19.3 |
63 |
|
прочие дебиторы и кредиторы |
|
68.2 |
19.3 |
60 |
|
прочие дебиторы и кредиторы |
|
68.2 |
19.3 |
830 |
30.03.05 |
Движения по р/с |
|
12 683 |
||
1 |
перечислен НДФЛ |
|
68.1 |
51 |
6 033 |
2 |
перечислен НДС |
|
68.2 |
51 |
14 306 |
31.03.05 |
Начисл.аморт. ОС и НМА за Март 2005 г. |
20 |
02.1 |
5 167 |
|
31.03.05 |
Начислен ЕСН в ПФР |
20 |
69.2.1 |
10 240 |
|
31.03.05 |
Начислен ЕСН в ФОМС |
20 |
69.3.1 |
1 434 |
|
31.03.05 |
Начислен ЕСН в ФОМС |
20 |
69.1 |
1 638 |
|
31.03.05 |
Закрытие счета 20 |
|
|
|
|
|
амортизация |
|
90.2.1 |
20 |
5 167 |
|
аренда |
|
90.2.1 |
20 |
1 600 |
|
заработная плата |
|
90.2.1 |
20 |
51 200 |
|
командировочные расходы |
|
90.2.1 |
20 |
4 650 |
|
материалы |
|
90.2.1 |
20 |
84 917 |
|
междугородние переговоры |
|
90.2.1 |
20 |
315 |
|
Налоги с з/п |
|
90.2.1 |
20 |
13 312 |
|
рекламные услуги |
|
90.2.1 |
20 |
300 |
|
Прибыль (убыток) от продаж |
|
90.9 |
99.1 |
28 539 |
|
Налог на прибыль |
|
99.1 |
68.3 |
8 334 |
|
|
|
|
|
|
2.3. Бухгалтерские расчеты
Расчет амортизации основных средств за март 2005 г. |
||||||
Наименование основного средства |
Первоначальная стоимость, руб. |
СПИ, мес. |
Факт.срок службы, мес. |
Мес. норма амортизации |
Сумма аморт. за месяц, руб. |
|
Контрольно-испытательный стенд |
18670 |
60 |
26 |
1,67 |
312 |
|
Компьютер Intel Celeron 1300 |
27325 |
36 |
26 |
2,78 |
760 |
|
Компьютер Intel Celeron 1300 |
27325 |
36 |
26 |
2,78 |
760 |
|
Компьютер Intel Pentium 4 2200 |
45489 |
36 |
14 |
2,78 |
1265 |
|
Компьютер Intel Pentium 4 2200 |
45489 |
36 |
14 |
2,78 |
1265 |
|
Принтер Epson LX 1170 |
9090 |
36 |
26 |
2,78 |
253 |
|
Принтер Epson FX 1170 |
9999 |
36 |
14 |
2,78 |
278 |
|
Принтер Epson LX 300+ |
4959 |
36 |
26 |
2,78 |
138 |
|
Принтер Epson LX 300+ |
4959 |
36 |
26 |
2,78 |
138 |
|
ИТОГО |
193305 |
|
|
|
5167 |
Расчет финансового результата |
|
от реализации Компьютер Intel Celeron 1300 |
|
|
Сумма |
Сумма реализации, руб. |
21600 |
в том числе НДС |
3600 |
|
|
Первоначальная стоимость, руб. |
27325 |
Сумма аморт. за факт.срок службы, руб. |
19751 |
Сумма аморт. за март, руб. |
760 |
Остаточная стоимость, руб. |
6814 |
|
|
Финансовый результат |
11186 |
Расчет стоимости списания материалов в производство |
|||||||||
по методу ЛИФО |
|||||||||
Наименование |
ост.на начало |
приход |
расход |
||||||
|
кол-во |
цена |
итого |
кол-во |
цена |
итого |
кол-во |
цена |
итого |
Головка принтера FX 1170 |
20 |
2900 |
58000 |
8 |
2800 |
22400 |
5 |
2800 |
14000 |
Головка принтера LX 1170 |
25 |
2700 |
67500 |
10 |
2545 |
25450 |
5 |
2545 |
12725 |
Картридж LX/FX 1170 |
|
|
|
100 |
61 |
6100 |
25 |
61 |
1525 |
Картридж FX/LX 300/800 |
|
|
|
50 |
46 |
2300 |
20 |
46 |
920 |
Итого |
45 |
5600 |
125500 |
168 |
5452 |
56250 |
55 |
5452 |
29170 |
Наименование |
ост.на начало |
приход |
расход |
||||||
|
кол-во |
цена |
итого |
кол-во |
цена |
итого |
кол-во |
цена |
итого |
Материнская плата ASUS TUSL2-C |
30 |
3219 |
96570 |
20 |
3869 |
77380 |
10 |
3869 |
38690 |
дискеты 1,2 Мб/1,44 Мб |
120 |
10 |
1200 |
50 |
12 |
600 |
|
|
0 |
|
|
|
|
60 |
15 |
900 |
185 |
15 |
2775 |
двигатель для принтера |
|
|
|
2 |
3181 |
6362 |
2 |
3181 |
6362 |
бумага для принтера |
12 |
400 |
4800 |
5 |
400 |
2000 |
|
|
0 |
|
|
|
|
10 |
360 |
3600 |
22 |
360 |
7920 |
Итого |
162 |
3629 |
102570 |
147 |
7837 |
90842 |
219 |
7425 |
55747 |
Расчет стоимости списания реализованных на сторону материалов |
||||||||||||||
по методу ЛИФО |
||||||||||||||
Наименование |
ост.на начало |
приход |
расчет с/с |
продажа |
|
прибыль |
||||||||
|
кол-во |
цена |
итого |
кол-во |
цена |
итого |
кол-во |
цена |
итого |
кол-во |
цена |
итого |
в т.ч. НДС |
итого |
Корпус Midi Tower |
15 |
1200 |
18000 |
|
|
|
5 |
1200 |
6000 |
5 |
1560 |
7800 |
1300 |
500 |
Материнская плата ASUS TUSL2-C |
30 |
3219 |
96570 |
20 |
3869 |
77380 |
10 |
3869 |
38690 |
10 |
3960 |
39600 |
6600 |
-5690 |
кабель печатающей головки |
40 |
380 |
15200 |
|
|
|
12 |
380 |
4560 |
12 |
475 |
5700 |
950 |
190 |
Итого |
85 |
4799 |
129770 |
20 |
3869 |
77380 |
27 |
5449 |
49250 |
27 |
5995 |
53100 |
8850 |
-5000 |
Расчет начисления сотрудникам заработной платы за март |
|||||||||
№ п/п |
Сотрудник |
Оклад |
Район.к-т |
Начислено |
Стандартные вычеты |
Налогооблагаемая база |
НДФЛ |
К выплате |
|
1 |
Вебер А.К. |
5000 |
3000 |
8000 |
400 |
600 |
7000 |
910 |
6090 |
2 |
Голубев Д.Н. |
4200 |
2520 |
6720 |
400 |
|
6320 |
822 |
5498 |
3 |
Иванов М.Г. |
8400 |
5040 |
13440 |
400 |
|
13040 |
1695 |
11345 |
4 |
Колмыкова Ю.В. |
6000 |
3600 |
9600 |
400 |
|
9200 |
1196 |
8004 |
5 |
Мальцева А.В. |
4200 |
2520 |
6720 |
400 |
1200 |
5120 |
666 |
4454 |
6 |
Хазаева Е.Л. |
4200 |
2520 |
6720 |
400 |
600 |
5720 |
744 |
4976 |
|
Итого: |
32000 |
19200 |
51200 |
2400 |
2400 |
46400 |
6033 |
40367 |
Расчет ЕСН с заработной платы за март |
|||||||||
№ п/п |
Сотрудник |
Оклад |
Район.к-т |
Начислено |
ЕСН в ПФР |
ЕСН в ФСС РФ |
ЕСН в ФОМС |
||
1 |
Вебер А.К. |
5000 |
3000 |
8000 |
1600 |
256.00 |
224.00 |
||
2 |
Голубев Д.Н. |
4200 |
2520 |
6720 |
1344 |
215.04 |
188.16 |
||
3 |
Иванов М.Г. |
8400 |
5040 |
13440 |
2688 |
430.08 |
376.32 |
||
4 |
Колмыкова Ю.В. |
6000 |
3600 |
9600 |
1920 |
307.20 |
268.80 |
||
5 |
Мальцева А.В. |
4200 |
2520 |
6720 |
1344 |
215.04 |
188.16 |
||
6 |
Хазаева Е.Л. |
4200 |
2520 |
6720 |
1344 |
215.04 |
188.16 |
||
|
Итого: |
32000 |
19200 |
51200 |
10240 |
1638.4 |
1433.6 |
Расчет суммы НДС к уплате |
Расчет налога на прибыль к уплате |
|||||||
68.2 счет |
99 счет |
|||||||
Д |
К |
Д |
К |
|||||
|
1194 |
с.н. |
1194 |
|
5000 |
|
11186 |
|
2580 |
3600 |
|
28539 |
|||||
600 |
8850 |
об. |
5000 |
об. |
39725 |
|||
25566 |
|
16000 |
|
с.к. |
34725 |
|||
6445 |
|
12800 |
||||||
63 |
|
5000 |
||||||
60 |
|
4200 |
Налог на прибыль равен: |
|||||
830 |
|
34725 * 24% = 8334 |
||||||
об. |
37338 |
об. |
50450 |
|||||
|
с.к. |
14306 |
2.4. Свод счетов
01 счет |
02 счет |
|||||||
Д |
К |
Д |
К |
|||||
с.н. |
193305 |
|
760 |
|
760 |
с.н. |
100647 |
|
27325 |
|
19751 |
19751 |
5167 |
||||
|
27325 |
|
||||||
|
6814 |
|
||||||
об. |
27325 |
об. |
54650 |
об. |
20511 |
об. |
5167 |
|
с.к. |
165980 |
|
|
с.к. |
85303 |
|||
10 счет |
19 счет |
|||||||
Д |
К |
Д |
К |
|||||
с.н. |
357995 |
|
14000 |
с.н. |
6445 |
|
2580 |
|
1200 |
|
12725 |
63 |
|
600 |
|||
3135 |
|
1525 |
25566 |
|
25566 |
|||
22400 |
|
920 |
2580 |
|
6445 |
|||
25450 |
|
38690 |
60 |
|
63 |
|||
2000 |
|
2775 |
280 |
|
60 |
|||
77380 |
|
6362 |
187 |
|
830 |
|||
600 |
|
7920 |
208 |
|
||||
6100 |
|
6000 |
435 |
|
||||
2300 |
|
38690 |
320 |
|
||||
3600 |
|
4560 |
об. |
29699 |
об. |
36144 |
||
900 |
|
с.к. |
0 |
|
||||
6362 |
|
|||||||
об. |
151427 |
об. |
134167 |
|||||
с.к. |
375255 |
|
||||||
20 счет |
50 счет |
|||||||
Д |
К |
Д |
К |
|||||
|
315 |
|
2675 |
с.н. |
20000 |
|
4500 |
|
300 |
|
5167 |
165 |
|
1028 |
|||
935 |
|
1600 |
800 |
|
315 |
|||
1040 |
|
51200 |
28000 |
|
63 |
|||
2175 |
|
1975 |
1200 |
|
12000 |
|||
500 |
|
84917 |
158 |
|
300 |
|||
14000 |
|
315 |
21600 |
|
60 |
|||
12725 |
|
13312 |
53100 |
|
27836 |
|||
1525 |
|
300 |
|
21600 |
||||
920 |
|
|
53100 |
|||||
38690 |
|
об. |
105023 |
об. |
120802 |
|||
2775 |
|
с.к. |
4221 |
|
||||
6362 |
|
|||||||
7920 |
|
|||||||
1600 |
|
|||||||
51200 |
|
|||||||
5167 |
|
|||||||
10240 |
|
|||||||
1638 |
|
|||||||
1434 |
|
|||||||
об. |
161461 |
об. |
161461 |
|||||
с.к. |
0 |
|
||||||
51 счет |
60 счет |
|||||||
Д |
К |
Д |
К |
|||||
с.н. |
48068 |
|
804 |
|
153396 |
с.н. |
38670 |
|
44880 |
|
720 |
15360 |
|
22400 |
|||
27000 |
|
5630 |
|
25450 |
||||
43400 |
|
2340 |
|
2000 |
||||
21600 |
|
1194 |
|
77380 |
||||
53100 |
|
252 |
|
600 |
||||
76800 |
|
28000 |
|
25566 |
||||
|
1680 |
|
6100 |
|||||
|
153396 |
|
2300 |
|||||
|
15360 |
|
3600 |
|||||
|
1920 |
|
900 |
|||||
|
10240 |
|
2580 |
|||||
|
1638 |
об. |
168756 |
об. |
168876 |
|||
|
1434 |
|
с.к. |
38790 |
||||
|
6033 |
|||||||
|
14306 |
|||||||
об. |
266780 |
об. |
244947 |
|||||
с.к. |
69901 |
|
||||||
62 счет |
68 счет |
|||||||
Д |
К |
Д |
К |
|||||
с.н. |
115320 |
|
44880 |
|
2340 |
с.н. |
14835 |
|
21600 |
27000 |
1194 |
3600 |
|||||
53100 |
|
43400 |
252 |
|
8850 |
|||
96000 |
|
21600 |
2580 |
|
16000 |
|||
76800 |
|
53100 |
600 |
|
12800 |
|||
30000 |
|
76800 |
25566 |
|
5000 |
|||
25200 |
|
6445 |
|
4200 |
||||
об. |
302700 |
об. |
266780 |
63 |
|
6033 |
||
с.к. |
151240 |
|
60 |
|
8334 |
|||
830 |
|
|||||||
6033 |
|
|||||||
14306 |
|
|||||||
об. |
60269 |
об. |
64817 |
|||||
|
с.к. |
19383 |
||||||
69 счет |
||||||||
Д |
К |
70 счет |
||||||
|
804 |
с.н. |
7154 |
Д |
К |
|||
720 |
10240 |
|
27836 |
с.н. |
27836 |
|||
5630 |
|
1638 |
6033 |
51200 |
||||
10240 |
|
1434 |
1474 |
|
||||
1638 |
|
об. |
35343 |
об. |
51200 |
|||
1434 |
|
|
с.к. |
43693 |
||||
об. |
20466 |
об. |
13312 |
|||||
|
с.к. |
0 |
||||||
71 счет |
76 счет |
|||||||
Д |
К |
Д |
К |
|||||
с.н. |
2000 |
|
1200 |
|
1028 |
с.н. |
1028 |
|
4500 |
|
3135 |
1680 |
1400 |
||||
12000 |
|
165 |
1920 |
|
280 |
|||
|
800 |
|
1600 |
|||||
|
1200 |
|
320 |
|||||
|
935 |
|
1474 |
|||||
|
187 |
об. |
4628 |
об. |
5074 |
|||
|
1040 |
|
с.к. |
1474 |
||||
|
208 |
|||||||
|
6362 |
80 счет |
||||||
|
2175 |
Д |
К |
|||||
|
435 |
|
|
с.н. |
5376792 |
|||
|
500 |
|
||||||
|
158 |
об. |
0,00 |
об. |
0 |
|||
об. |
16500 |
об. |
18500 |
|
с.к. |
5376792 |
||
с.к. |
0 |
|
||||||
82 счет |
84 счет |
|||||||
Д |
К |
|
Д |
К |
|
|||
|
|
с.н. |
10500 |
|
|
с.н. |
7071 |
|
|
|
|||||||
об. |
0 |
об. |
0 |
об. |
0 |
об. |
0 |
|
|
с.к. |
10500 |
|
с.к. |
7071 |
|||
90.1 счет |
90 счет |
|||||||
Д |
К |
Д |
К |
|||||
|
|
|
96000 |
|
2675 |
|
96000 |
|
|
76800 |
5167 |
|
76800 |
||||
|
30000 |
1600 |
|
30000 |
||||
|
25200 |
51200 |
|
25200 |
||||
об. |
0 |
об. |
228000 |
1975 |
|
|||
|
|
84917 |
|
|||||
315 |
|
|||||||
90.2 счет |
13312 |
|
||||||
Д |
К |
300 |
|
|||||
2675 |
|
16000 |
|
|||||
5167 |
|
12800 |
|
|||||
1600 |
|
5000 |
|
|||||
51200 |
|
4200 |
|
|||||
1975 |
|
28539 |
|
|||||
84917 |
|
об. |
228000 |
об. |
228000 |
|||
315 |
|
с.к. |
0 |
|
||||
13312 |
|
|||||||
300 |
|
|||||||
об. |
161461 |
об. |
0 |
|||||
|
|
|||||||
90.3 счет |
90.9 счет |
|||||||
Д |
К |
Д |
К |
|||||
|
16000 |
|
|
|
28539 |
|
|
|
12800 |
|
|
||||||
5000 |
|
|
||||||
4200 |
|
|
||||||
об. |
38000 |
об. |
0 |
об. |
28539 |
об. |
0 |
|
|
|
|
|
|||||
91 счет |
97 счет |
|||||||
Д |
К |
Д |
К |
|||||
|
3600 |
|
21600 |
с.н. |
1400 |
|
||
6814 |
|
1400 |
|
|||||
8850 |
|
53100 |
об. |
1400 |
об. |
0,00 |
||
6000 |
|
с.к. |
2800 |
|
||||
38690 |
|
|||||||
4560 |
|
|||||||
11186 |
|
5000 |
||||||
об. |
79700 |
об. |
79700 |
|||||
с.к. |
0 |
|
||||||
99 счет |
99 счет |
|||||||
Д |
К |
Д |
К |
|||||
|
5000 |
|
11186 |
|
5000 |
|
11186 |
|
|
28539 |
8334 |
|
28539 |
||||
об. |
5000 |
об. |
39725 |
об. |
13334 |
об. |
39725 |
|
|
с.к. |
34725 |
|
с.к. |
26391 |
2.5. Сальдо-оборотная ведомость
Оборотно-сальдовая ведомость за Март 2005 г. ООО "Электрон" |
|||||||
Счет |
Сальдо на начало периода |
Обороты за период |
Сальдо на конец периода |
||||
Код |
Наименование |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
01 |
Основные средства |
193 305 |
|
27325 |
54650 |
165980 |
|
02 |
Амортизация ОС |
|
100 647 |
20511 |
5167 |
|
85303 |
10 |
Материалы |
357 995 |
92 658 |
151427 |
134167 |
375255 |
|
19 |
НДС по приобр. ценностям |
6 445 |
|
29699 |
36144 |
|
|
20 |
Основное производство |
|
|
161461 |
161461 |
|
|
50 |
Касса |
20 000 |
|
105023 |
120802 |
4221 |
|
51 |
Расчетные счета |
48 068 |
|
266780 |
242355 |
72493 |
|
60 |
Расчеты с поставщиками |
|
38 670 |
168756 |
168876 |
|
38790 |
62 |
Расч. с покупател. и зак. |
115 320 |
|
302700 |
266780 |
151240 |
|
68 |
Налоги и сборы |
|
14 835 |
57677 |
64817 |
|
21975 |
69 |
Расч. по соц. страхованию |
|
7 154 |
20466 |
13312 |
|
|
70 |
Расч. по оплате труда |
|
27 836 |
35343 |
51200 |
|
43693 |
71 |
Расч. с подотчетн. лицами |
2 000 |
|
16500 |
18500 |
|
|
76 |
Разн. дебиторы, кредиторы |
|
1 028 |
4628 |
5074 |
|
1474 |
80 |
Уставный капитал |
|
536 792 |
|
|
|
536792 |
82 |
Резервный капитал |
|
10 500 |
|
|
|
10500 |
84 |
Нераспределенная прибыль |
|
7 071 |
|
|
|
7071 |
90 |
Продажи |
|
|
228000 |
228000 |
|
|
91 |
Прочие доходы и расходы |
|
|
79700 |
79700 |
|
|
97 |
Расходы будущих периодов |
1 400 |
|
1 400 |
|
2800 |
|
99 |
Прибыли и убытки |
|
|
13334 |
39725 |
|
26391 |
|
|
744 533 |
837 191 |
1 690 730 |
1 690 730 |
771 989 |
771 989 |
Литература
1. Вестник ИПБ: Выпуск 3. Справочник корреспонденций счетов бухгалтерского учета/Под ред. А.С. Бакаева. – М.: Институт профессиональных бухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002. – 608 с.
2. Все положения по бухгалтерскому учету (третий выпуск). М.: ООО «Вершина», 2003.-192 с. (Бухгалтерская панорама)
3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие для переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров-экономистов. - М.: Институт профессиональных бухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002. – 304 с.
4. Нормативная база бухгалтерского учета: Сборник официальных материалов / Предисл. И сост. Бакаева. – М.: Бухгалтерский учет, 2002. –582 с.
5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению. - М.: ГроссМедиа, 2005.-96 с. - ISBN 5-476-00071-2.
6. Палий В.Ф. Комментарии нового Плана счетов бухгалтерского учета. М.: Проспект, 2001. – 189 с.