СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Состав расходов бюджета на правоохранительную деятельность. 5
2. Номенклатура учреждений и состав основных расходов правоохранительных органов. 11
3. Особенности планирование и финансирования расходов на правоохранительную деятельность. 25
Заключение. 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 34
ВВЕДЕНИЕ
Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
В условиях перехода к рынку, Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу концепции закладываются три основных блока задач:
- сформировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета;
- определить наиболее приемлемые для национальных и региональных условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;
- создать полноценный информационно- аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.
Первая группа задач реализуется уже сейчас. Одним из важнейших и сложнейших направлений совершенствования управления бюджетными ресурсами является внедрение элементов казначейского метода исполнения бюджета. Основу задач формируемых по территориям России федеральных казначейских учреждений составляют функции по раз ассигнованию средств, предназначенных на содержание правоохранительных органов, расположенных на соответствующей территории и финансируемых за счет средств федерального бюджета; по организации и контролю за целевым и эффективным расходованием выделенных бюджетных ресурсов.
Сложившаяся в нашей стране экономическая, в том числе и финансовая, ситуация не позволяет местным органам власти и управления при бюджетном дефиците всерьез рассчитывать на пополнение доходной части бюджетов территорий путем введения дополнительных местных налогов и сборов.
Следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.
Основной целью данной работы является рассмотрение расходов на правоохранительную деятельность, национальную оборону, государственную безопасность.
Финансирование правоохранительных органов происходит из трех видов бюджетов: федерального, регионального и местного. Рассмотрим все виды финансирования.
Основными задачами работы являются :
- рассмотрение состава расходов бюджета на правоохранительную деятельность;
- определение номенклатуры учреждений и состав основных расходов правоохранительных органов;
- особенности планирования и финансирования расходов на правоохранительную деятельность.
1. Состав расходов бюджета на правоохранительную деятельность
Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов — смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований [1, c.125].
Сметно-бюджетное финансирование — это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Однако ему свойственны и специальные принципы, такие как отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности; отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения; планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений (наука и научные исследования) и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.
В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание Вооруженных Сил, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации на содержание национальной обороны), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств.
Важным направлением использования государственных средств являются расходы на управление. Из федерального бюджета финансируются расходы на Управление делами Президента Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, министерства и ведомства Российской Федерации, территориальные органы государственного управления.
Режим сметно-бюджетного финансирования распространяется и на правоохранительные органы, органы безопасности, судебную систему и органы прокуратуры Российской Федерации.
Для составления, исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней используется бюджетная классификация. Бюджетная классификация даёт возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов. В основу всех классификаций государственного бюджета положен следующий принцип: упорядочение информации об операциях учреждений государственного управления, позволяющее проанализировать, в какой степени потребности государственного управления в расходах и кредитах могут быть удовлетворены за счёт имеющихся в наличии ресурсов, без привлечения заёмных средств или средств, накопленных в предыдущие периоды.
Классификация МВФ |
Классификация по БК РФ (4 глава) |
· Классификация доходов и полученных официальных трансфертов |
· Классификация доходов бюджетов РФ* |
· Функциональная классификация расходов и кредитования за вычетом погашения |
· Функциональная классификация расходов бюджетов РФ* |
· Экономическая классификация расходов и кредитования за вычетом погашения |
· Экономическая классификация расходов бюджетов РФ * |
· Классификация операций финансирования бюджетного дефицита по типу кредитора |
· Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ * |
· Классификация операций финансирования бюджетного дефицита по типу долгового обязательства. |
· Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ* |
· Классификация государственного долга (по типу держателей долговых обязательств – внутренний и внешний) |
· Классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований |
· Классификация видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ |
|
· Ведомственная классификация расходов федерального бюджета |
Общие принципы построения современной российской бюджетной классификации реализуются Приказом МФ РФ от 06.01.1998 года № 1н «О бюджетной классификации РФ». Всего в составе бюджетной классификации 12 блоков, из них 11-классификации расходов бюджета, 1-классификация доходов [2].
Традиционные и приоритетные для конкретного исторического этапа направления деятельности государства вытекают из его основных функций. Отсюда – функциональная классификация расходов бюджетов РФ:
1. Государственное управление и местное самоуправление
2. Судебная власть
3. Международная деятельность
4. Национальная оборона
5. Правоохранительная деятельность и безопасность
6. Фундаментальные исследования и содействие НТП
7. Промышленность, энергетика и строительная индустрия
8. Сельское хозяйство и рыболовство
9. Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метрология
10. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
11. Развитие рыночной инфраструктуры
12. Жилищно-коммунальное хозяйство и градостроительство
13. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
14. Образование
15. Культура и искусство
16. Средства массовой информации
17. Здравоохранение и физическая культура.
18. Социальная политика
19. Обслуживание и погашение государственного долга
20. Пополнение государственных запасов и резервов
21. Региональное развитие
22. Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров
23. Прочие расходы.
Функциональная классификация дополняется экономической классификацией расходов бюджетов, которая отражает их влияние на процесс расширенного воспроизводства:
· Текущие расходы (обеспечение текущих потребностей: закупки товаров и оплата услуг, выплаты процентов, субсидии и текущие трансферты). Как правило, эти расходы соответствуют затратам, отражённым в обычном бюджете или бюджете текущих доходов и расходов.
· Капитальные расходы (капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты). Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных доходов и расходов государства (бюджет развития).
Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство или другое государственное учреждение, получающее бюджетные ассигнования. Перечень прямых получателей средств из федерального бюджета содержит 168 адресов (это первый уровень ведомственной классификации). Второй уровень – классификация целевых статей расходов федерального бюджета, которая отражает финансирование правоохранительной деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета:
1. Приобретение Заработная плата и начисления
2. Канцелярские и хозяйственные расходы
3. Командировки и служебные разъезды
4. Стипендии
5. Расходы на питание
6. медикаментов и перевязочных средств
7. Приобретение оборудования и инвентаря
8. Приобретение мягкого инвентаря и обмундирования
9. Капитальные государственные вложения
10. Капитальный ремонт
11. Содержание сооружений благоустройства
12. Государственная дотация
13. Операционные расходы
14. Платежи по ссудам
Третий уровень ведомственной классификации расходов федерального бюджета детализирует направления финансирования по целевым статьям и по прямым получателям средств, т.е. правоохранительных органов.
Остановимся подробнее на статье «Национальная оборона», которой в расходной части федерального бюджета на 2000 год отводится 140,9 миллиардов рублей. Опасность продолжения войны обусловили необходимость значительного увеличения объёма военного производства и оборонной промышленности Российской Федерации. В долговременном плане планировалось глобальное сокращение вооружений и уменьшения производства оружия, сопровождаемое переходом к демократической системе государственного управления и снижению чрезмерной военной нагрузки на экономику. Однако последние события заставили правительство пересмотреть данную статью бюджета[2].
В 2004 году доля федеральных затрат на оборону составила около 3% ВВП; при этом задолженность по государственным закупкам вооружения и военной техники превысила за год 23%. В абсолютном выражении затраты на оборону в Российской Федерации в 2000 – 2004 гг. уменьшились более, чем в семь раз (в США за тот же период они сократились в 1,27 раза).
Что касается экспорта вооружений, то в Российской Федерации в настоящее время характерно уменьшение его функций: если ранее он был инструментом внешней политики страны, то сейчас стал источником финансовых ресурсов, сравниваемый по объёму с оказываемой международной помощью. Однако экспорт оружия так же резко уменьшился и не смог компенсировать снижение федеральных ассигнований на закупки вооружения и военной техники и на конверсию. (Объем экспорта российского оружия через государственную компанию «Росвооружение» в 2003 году составило около 2,7 млрд.долл.)
Снижение абсолютных размеров бюджетных ассигнований на оборону в Российской Федерации сопровождалось существенными структурными сдвигами, а именно:
- уменьшением почти в три раза затрат на военные НИОКР (с
18,6% в 2003г. до 7,1% в федеральных расходах на оборону в
- снижением более, чем в два раза доли затрат на закупки вооружения и военной техники (с 43,7%. до 17,3% );
- резким ростом доли затрат на содержание армии и флота (включая расходы на военный и гражданский персонал, а так же на материалы, топливо и горючее, техническое обслуживание и ремонт и пенсии военнослужащим), которая увеличилась в два раза (с 30,6% до 62%).
Таким образом, в 2003-2005 гг. реальные абсолютные размеры затрат на военные НИОКР, а так же на закупки вооружения и военной техники снизились по самым минимальным оценкам более, чем в десять раз. Прогноз динамики военных расходов в постоянных ценах Российской Федерации показал, что современная доля расходов на оборону будет недостаточно для обеспечения баланса сил, с соседними странами начиная с первой половины следующего десятилетия (даже с учётом увеличения статьи бюджета и более высокого качества отечественной военной техники и НИОКР).
2. Номенклатура учреждений и состав основных расходов правоохранительных органов
К сотрудникам правоохранительных органов относятся: работники органов прокуратуры, сотрудники органов внутренних дел, таможенной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и других органов, в полномочия которых входит реализация правоохранительных функций.
Каждое государство должно поддерживать свою обороноспособность, которая является одной из важнейших государственных функций. Вооруженные силы являются обязательным элементом структуры самостоятельного государства. До создания всеобъемлющей системы международной безопасности страна будет вести военное строительство и совершенствовать вооруженные силы. В их составе - сухопутные войска, военно-воздушные силы, войска противовоздушной обороны, военно-морские части, а также соединения и части обеспечения и обслуживания.
Централизация руководства и управления в Министерстве обороны требует соответствующей централизации финансовых ресурсов, направляемых на оборону. Поэтому расходы на оборону финансируются преимущественно из регионального бюджета (около 80%).
Финансовое обеспечение обороны включает:
а) финансирование вооруженных сил;
б) затраты на разработку, производство и приобретение вооружений, военной техники, продукции производственно-технического назначения;
в) научные исследования и разработки оборонного характера;
г) капитальное строительство военных объектов (аэродромов, полигонов, баз, мест дислокаций воинских частей и подразделений и т.д.);
д) обязательное государственное личное страхование военнослужащих;
е) долевое участие в содержании совместных вооруженных сил и военных объектов при формировании военно-политических союзов нескольких государств.
Исходными данными для планирования расходов на оборону являются планы боевой и политической подготовки, материальные и хозяйственные планы, штаты, численность личного состава, нормы материального и денежного довольствия, цены на предметы военных поставок. При планировании расходов используются материальные и денежные нормы. При сводном финансовом планировании применяются комбинированные нормы, а при сопоставлении смет финансирования воинских частей - индивидуальные финансовые нормы.
Расходы на оборону хотя и являются необходимыми, носят непроизводительный характер, а потому государство стремится создать путем проведения миролюбивой внешней политики такие условия, при которых появляется возможность сокращать военные расходы [4].
Предусмотренные бюджетом группы расходов на оборону включают в основном прямые военные расходы, проходящие через Министерство обороны. В их состав входят расходы на содержание армии и флота, расходы на закупку вооружений и военной техники, расходы на капитальное строительство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим и прочие затраты. Часть средств направляется на покрытие доли Российской Федерации в общих военных расходах государств- членов СНГ. В состав военных входят также расходы Министерства по атомной энергии, по выполнению заказов Министерства обороны и расходов на оборону, примыкают расходы на реализацию международных договоров по ликвидации, сокращению, ограничению вооружения и др.
Все эти расходы отражаются в специальной смете Министерства обороны РФ, которая затем включается в состав республиканского бюджета. Особенность планирования расходов- в первую очередь определяется общий объем расходов в целом по Министерству обороны, а затем уже составляются сметы военных округов и воинских частей. Такой порядок связан с тем, что большая часть военных расходов финансируется Министерством централизованно (оплата вооружений, военной техники, горючего, продовольствия и т.п.).
Часть прямых военных расходов финансируется по другим подразделениям расходов бюджета. Так, содержание внутренних и пограничных войск, органов безопасности финансируется по разделу “Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры”, а расходы на содержание Службы внешней разведки и некоторых других оборонных ведомств относится к расходам на содержание органов государственного управления.
Косвенные военные расходы в республиканском бюджете включает в основном выплаты пенсий ветеранам Вооруженных Сил и их семьям. Эти затраты финансируются по разделам “Расходы на оборону” и “Социальное обеспечение”.
Исследуя
в динамике расходы по статье “Национальная оборона” можно заметить, что они
значительно выросли с 79878,4 млрд. руб., в
Расходы на управление включают в себя следующие группы расходов:
- На содержание органов государственной власти. Выступают в качестве финансовой базы деятельности администрации Президента и Конституционного суда;
- На содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной безопасности;
- На содержание органов государственной власти. Включают затраты Правительства, министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, дипломатических учреждений и других ведомств;
- На проведение выборов и референдумов. Включают в себя все затраты на выборы депутатов Государственной Думы, Президента, народных судей и проведение референдумов;
-Прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.
Основными документами, определяющими расходы на управление, является штатное расписание и смета расходов. В штатном расписании указываются структурные подразделения, должности в соответствии с номенклатурой аппарата управления, количество штатных единиц по каждой должности, оклады, надбавки и месячный фонд заработной платы. В состав затрат расходов на содержание аппарата управления входят: зарплата, начисления на зарплату, хозяйственные, командировочные и другие расходы.
В переходный период абсолютные суммы расходов на управление подвержены изменениям, что обусловлено созданием новых и упразднением прежних управленческих структур, а также экономным и рациональным расходованием средств на эти цели.
Исследуя эту статью расходов в динамике заметим, что расходы на государственное управление увеличились на 876,1 млрд. руб., что в общем объеме расходов бюджета составило 0,03% по отношению к 2005году.
Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел по погашению и
обслуживанию государственного долга (с 6,9 до почти 14% к общему объему
расходов) и по расходам на финансовую поддержку территорий (с 10 до 13% к общему
объему расходов федерального бюджета). Увеличение расходов по государственному
долгу вызвано резким ростом внутреннего и внешнего долга. Верхний предел
внутреннего долга РФ на конец декабря
Как уже отмечено выше, расходы разных уровней бюджетов различаются в зависимости от функций, выполняемых разными уровнями власти.
Структура расходов каждого уровня интересна не как математические отношения. Она позволяет судить об устойчивости бюджета; отражает степень реализации концептуальных основ финансово-бюджетной политики, приоритетные направления при финансировании расходов; характеризует уровень отношений федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и так далее.
Система расходов федерального бюджета учитывает все общегосударственные потребности, финансирование которых является исключительной прерогативой государства.
Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой в стране. Из Федерального бюджета на 100 % финансируются расходы на национальную оборону и на 93 % расходы на фундаментальные исследования. С принятием Налогового Кодекса и Бюджетного Кодекса осуществляется переход к новой системе принципов бюджетного федерализма и иной организации межбюджетных отношений. К принципам бюджетного федерализма можно отнести:
1. Создание трёхуровневой системы бюджетных отношений
2. Равенство (не тождество) бюджетных прав субъектов федерации
3. Самостоятельность каждого бюджета и высокую степень автономии региональных и местных бюджетов
4. Равенство региональных, местных и федеральных интересов, их тесную увязку между собой
5. Прозрачность межбюджетных отношений
Рассмотрим, прежде всего, характеристики федерального бюджета.
Таблица 1. Структура расходов федерального бюджета РФ за 2003-2005 годы.
Наименование расходов |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
Национальная оборона |
19,6 |
19,7 |
16,3 |
Правоохранительная деятельность |
5 |
8,8 |
9 |
Существуют следующие формы предоставления финансовой помощи:
Дотация – объём денежных средств, выделяемых из одного бюджета другому на покрытие текущих расходов при недостаточности собственных доходов и доходов, переданных в порядке бюджетного регулирования;
Субвенция – средства, выделяемые из одного бюджета другому на определённые целевые расходы.
Трансферты – для выравнивания бюджетной обеспеченности на душу населения, предоставляются из федерального фонда финансовой поддержки (ФФФП).
Располагая информацией о структуре доходов и расходов федерального бюджета, можно приступить к анализу расходов на содержание правоохранительных органов.
К таким расходам относятся:
- «Денежное довольствие военнослужащих» к данной подстатье относятся расходы:
ü выплаты окладов по воинским должностям (должностных окладов), окладов по воинским и специальным званиям;
ü выплаты окладов по воинским званиям военнослужащим и приравненным к ним лицам, имеющим право на их получение в течение года после увольнения с военной службы.
ü Расходы по выплате ежемесячных дополнительных видов денежного довольствия:
ü за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс, классный чин);
ü за особые условия службы;
ü за выслугу лет;
ü за стаж работы в отдаленных местностях, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других регионах с тяжелыми природно-климатическими условиями в установленном законом порядке;
ü за сложность, напряженность и специальный режим военной службы;
ü за ученое звание и ученую степень;
ü за знание иностранного языка;
ü за работу со сведениями, имеющими степень секретности; за шифровальную работу; за специальный режим работы; за допуск к государственной тайне;
ü за военную службу в районе экологического кризиса;
ü за обеспечение космических программ.
ü Расходы по выплате ежемесячных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, имеющих право на пенсию за выслугу лет.
ü Расходы на доплаты к денежному довольствию военнослужащих и приравненных к ним лиц за работу в выходные и праздничные дни.
ü Расходы на выплаты единовременных дополнительных видов денежного довольствия:
ü премии по результатам работы и вознаграждение по итогам работы за год;
ü отдельных выплат военнослужащим и приравненным к ним лицам и членам их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ü денежных вознаграждений за обнаружение и обезвреживание (уничтожение) взрывоопасных предметов;
ü пособий при заключении контракта;
ü пособий военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта при убытии в основной отпуск и отпуск по болезни.
ü Другие расходы по выплате денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Выходное пособие при увольнении к данной подстатье относятся расходы:
ü единовременных и выходных пособий при увольнении гражданским служащим, военнослужащим и приравненным к ним лицам (в том числе при увольнении в запас или отставку без права на пенсию);
ü среднего заработка на период трудоустройства работникам, уволенным в связи с ликвидацией учреждения, сокращением численности или штата работников;
ü окладов по воинским (специальным) званиям военнослужащим и лицам рядового, среднего и старшего начальствующего состава, уволенным со службы без права на пенсию или социальное пособие.
ü Выплаты, связанные с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
«Начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог (взнос), включая тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний)» данную предметную статью относятся расходы по уплате:
ü единого социального налога, начисляемого работодателем в федеральный бюджет, бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджеты Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ü взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Расходы, производимые бюджетными учреждениями и организациями за счет средств фонда социального страхования Российской Федерации на государственное социальное страхование своих работников (выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, социального пособия на погребение и др.).
«Мягкий инвентарь и обмундирование» к данной подстатье относятся расходы на приобретение и изготовление:
ü матрацев, наматрацников, подушек, одеял, спальных мешков, палаток;
ü постельных принадлежностей (белья, простыней, пододеяльников, наволочек, полотенец и др.).
Расходы на приобретение:
ü одежды (форменной, служебной, спортивной и больничной), в том числе специальной (защитной) и обуви в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
ü одежды и обуви в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для воспитанников, учащихся, студентов, курсантов, содержащихся и обучающихся в образовательных учреждениях (интернаты, детские дома, школы, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и другие);
ü знамен, штандартов;
ü материала для пошива обмундирования, спецодежды, постельных принадлежностей и оплата стоимости пошива в ателье.
Расходы на:
ü подгонку вещевого имущества, а также ремонт обмундирования и обуви, постельных принадлежностей;
ü ремонт табельного вещевого имущества в установленных случаях;
ü хранение вещевого имущества на складах (тара, упаковочные материалы, ремонт сданных на склад предметов обмундирования, спецодежды и обуви);
ü материалов для ремонта обмундирования, спецодежды и обуви;
ü разработку технической документации и изготовление опытных образцов на вновь вводимые предметы вещевого имущества.
ü Расходы по оплате стоимости выдаваемых бесплатно и остающихся в личном постоянном пользовании форменной одежды и обмундирования.
ü Другие расходы на приобретение и изготовление мягкого инвентаря и обмундирования.
«Оплата горюче-смазочных материалов» данную предметную статью относятся расходы:
ü приобретение горюче - смазочных материалов (бензина, керосина, дизельного топлива, мазута, автола и т.п.) и всех видов специального топлива, включая их доставку и складирование;
ü аренду емкостей, барж, танкеров для хранения горючего, средств заправки, перекачки, контроля качества горючего и смазочных материалов;
ü оплату тары, поступающей с горючим;
ü оплату анализов качества нефтепродуктов.
«Прочие расходные материалы и предметы снабжения» данную предметную статью относятся расходы:
ü приобретение малоценных предметов (МП), используемых для хозяйственных и производственных целей при стоимости одного предмета на дату приобретения не более 50-кратного, установленного законодательством Российской Федерации, минимального размера оплаты труда за единицу, независимо от срока их полезного использования, а также предметов со сроком полезного использования менее 12 месяцев, независимо от их стоимости.
В том числе расходы на приобретение:
ü мебели, инвентаря (включая казарменный), жалюзи, столово-кухонной посуды, инструментов, ковровых дорожек и т.п.;
ü оборудования и приборов, включая расходы по их установке и наладке;
ü знаков судоходной обстановки;
ü средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
ü портновского и сапожного инструмента;
ü жестких декораций, гримерных принадлежностей;
ü огнетушителей и др.
Расходы на приобретение запасных частей ко всем видам транспорта, оборудования, механизмов, приборов, устройств, аппаратов, средств связи, вычислительной и организационной техники, вооружения и военной техники и т.п.
Расходы по оплате расходных материалов и предметов снабжения:
ü канцелярских, чертежных и письменных принадлежностей;
ü бумаги для факсов, ксероксов и принтеров;
ü бумаги на печатные работы;
ü нотной бумаги;
ü бланков учетной и отчетной документации: книг, карточек, формуляров;
ü специальных папок и коробок для хранения архивных материалов, оборудования архивохранилищ и оперативно - справочных картотек;
ü дискет, картриджей, тонера (наполнителя для картриджей);
ü кинопленки, аудио- и видеокассет;
ü материалов на цели рыборазведения;
ü аэрологических материалов, снарядов для противолавинных и противоградовых работ для работ в области мониторинга окружающей среды;
ü боеприпасов к сигнальным устройствам и служебному оружию;
ü химреактивов;
ü медикаментов, перевязочных средств для аптечек (индивидуальных пакетов);
ü прочих расходных материалов.
Расходы на оплату материалов, предметов для текущих хозяйственных целей:
ü средств бытовой химии (включая моющие средства), предметов и средств личной гигиены (мыло, зубные щетки и т.п.);
ü материалов для текущих хозяйственных целей (включая строительные материалы);
ü материалов и предметов для научно-исследовательских и других бюджетных учреждений и организаций (реактивов, химикатов, посуды, металлов, семян, тканей и т.п.);
ü упаковочных материалов и тары;
ü прочих предметов для текущих хозяйственных целей.
Расходы на оплату:
ü изготовления печатей, штампов, удостоверений, пропусков и др.;
ü брошюровки и переплета документов.
ü Расходы на приобретение:
ü животных, рыб, птиц и др.;
подопытных животных, приобретаемых для учебных занятий, опытных научно - исследовательских работ, лабораторных исследований;
«Транспортные услуги» На данную предметную статью относятся расходы учреждений и организаций, финансируемых по смете доходов и расходов, на оплату услуг, оказываемых сторонними организациями на основании заключенных договоров на:
ü наем транспорта;
ü текущий ремонт и техническое обслуживание собственного транспорта.
ü Расходы по воинским пассажирским и грузовым перевозкам, перевозкам специальных грузов и другим транспортным услугам по национальной обороне, государственной безопасности и правоохранительной деятельности.
Расходы по договорам на:
ü оплату специальных полетов высших должностных лиц;
ü оплату найма железнодорожного, водного, воздушного, автомобильного, гужевого и других видов транспорта для перевозки пассажиров, доставки грузов, выполнения оперативно - служебных мероприятий и т.д.;
ü аренду тягового и подвижного состава, судов и плавучих средств;
ü оплату маневровых работ (доставку железнодорожных вагонов к местам погрузки и разгрузки);
ü наем транспорта для хозяйственных целей, других нужд учреждений, а также для доставки продуктов питания, медикаментов, перевязочных средств, минеральных вод, сывороток и т.п. для лечебно-профилактических, детских и других социально-культурных учреждений.
Расходы по оплате воинских пассажирских и грузовых перевозок:
ü транспортных расходов, связанных с железнодорожными, водными, воздушными, автомобильными и гужевыми перевозками в положенных случаях личного состава и членов их семей; оплата транспортных расходов, связанных с перевозками служебных животных и грузов (продовольствия, фуража, вещдовольствия, топлива, арттехимущества, имущества связи, оперативно - технической и криминалистической техники, транспортных средств, домашних вещей и др.) по национальной обороне, государственной безопасности, правоохранительной деятельности;
ü стоимости проезда: при переводе к новому месту службы, в связи с увольнением; при призыве на действительную военную службу и увольнении; военнообязанных на учебные сборы и к месту нахождения военно-врачебной комиссии и обратно; кандидатам, отбираемым на службу в органы национальной обороны, государственной безопасности, правоохранительной деятельности и учебу в военные образовательные учреждения к месту нахождения военно-врачебной комиссии и обратно;
ü транспортных расходов, связанных с перевозкой воинских караулов в оборудованных вагонах-теплушках, охраной и сопровождением воинских грузов сопровождающими специалистами и работниками военизированной охраны МПС России;
ü услуг, оказанных транспортными организациями при воинских грузовых перевозках (за пользование средствами механизации железных дорог для погрузки и выгрузки имущества; за уведомление о подходе и прибытии грузов; сборов за подачу и взвешивание вагонов; за доставку грузов сторонним транспортом и др.).
ü Расходы по оплате стоимости проезда военнослужащих при специальных перемещениях.
ü Оплата транспортным организациям за проезд военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также членам их семей, в том числе по воинским перевозочным документам, при проезде в отпуск в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ü Расходы по перевозке специальных грузов.
ü Расходы по сопровождению и вывозу радиоактивных отходов, радиоактивных веществ и т.п.
ü Расходы на перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений и сопровождающих их лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ü Оплата транспортных расходов по перевозке осужденных, арестованных, задержанных, ссыльных, условно осужденных и других спецконтингентов.
ü Обеспечение бесплатного проезда осужденных, освобождаемых от ограничения свободы, ареста или лишения свободы на определенный срок, к месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечисленные выше основные расходы, финансируются из федерального, регионального и местного бюджета.
Выплаты пенсий и пособий на данную подстатью относятся расходы по:
ü выплате пенсий и пособий пенсионерам и членам их семей по системам национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства;
ü выплате пожизненного содержания судьям, пенсий прокурорским работникам, включая надбавку в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания или пенсий прокурорских работников.
3. Особенности планирование и финансирования расходов на правоохранительную деятельность
Бюджетное планирование – важнейшая составная часть финансового планирования, подчинённая требованиям финансовой политики государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и так далее. Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ (региона) формируется перспективный финансовый план (ПФП), содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, финансированию основных расходов бюджета[12].
Финансируемые за счет бюджетных средств учреждения, называются бюджетными и выделению средств этим учреждениям, предшествует бюджетное планирование. Существует два метода планирования бюджетных расходов:
- программно-целевой;
- нормативный.
Программно целевой метод бюджетного планирования
Системное планирование выделений бюджетных средств производится в соответствии утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проектам, их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств.
Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат показатели деятельности, время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и другие) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.
Смета – это основной финансовый документ, который отражает доходы и поступления в бюджетную организацию, а также целевое использование средств [10].
Основной статьей расходов является заработная плата, и довольствие для военнослужащих.
Этот метод используется при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Таким нормами могут быть:
- денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей;
- нормы индивидуальных выплат;
(нормы, в которых лежат среднестатистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде.
На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т.д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов, которые могут быть следующими: индивидуальными, общими, на централизованные мероприятия и сводными.
В смете бюджетного учреждения отражаются:
реквизиты учреждения
свод расходов
свод доходов
производственные показатели учреждения
расчеты и обоснования расходов и доходов
Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следующие задачи:
- обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием;
- анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;
- контроль за эффективным и экономным расходованием средств.
Совершенствованию бюджетного планирования и финансового обеспечения бюджетных учреждений должен содействовать переход к формированию региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.
Рассмотрим процесс формирования территориального бюджета на примере Хабаровской области.
Организацию работы по составлению проекта областного бюджета осуществляет Департамент финансов администрации на основе:
ü положений концепции, показателей планов и прогнозов, целевых программ социально-экономического развития области на очередной год и перспективу;
ü показателей баланса финансовых ресурсов области на очередной год и перспективу;
ü нормативов отчислений от регулирующих налогов и доходов;
ü сведений о субсидиях, суммах трансфертов, планируемых из Федерального бюджета;
ü материалов экономического анализа результатов исполнения бюджета области и областного бюджета за период, на базе которого ведутся расчёты ожидаемого исполнения бюджета за текущий год;
ü анализа складывающейся структуры бюджета области в текущем году;
ü инструктивных и методических материалов МФ РФ и других министерств и ведомств.
Одновременно с проектом областного бюджета формируются проекты смет доходов и расходов внебюджетных фондов и направляются в Департамент финансов области.
В областном законодательном собрании с бюджетным посланием выступает Глава администрации области или по его поручению руководитель Департамента финансов. Бюджетное послание содержит следующие документы и материалы:
Ø предварительные итоги социально-экономического развития и исполнения областного бюджета за текущий год;
Ø прогнозы социально-экономического развития на очередной финансовый год;
Ø концепцию бюджетной и налоговой политики очередного года;
Ø сводный баланс финансовых ресурсов области на очередной год;
Ø проект областного бюджета на очередной год с распределением на текущие расходы и бюджет развития с пакетом расчётных материалов;
Ø проекты смет доходов и расходов внебюджетных фондов;
Ø принципы построения взаимоотношений областного бюджета с бюджетами районов на очередной год;
Ø перечень целевых программ, финансируемых из областного бюджета с указанием объёмов и источников финансирования;
Ø основные характеристики консолидированного бюджета области на очередной год и так далее.
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под бюджетным финансированием понимается система представления денежных средств организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Принципы, форма и методы бюджетного финансирования влияют на результативность функционирования бюджетной системы.
Важнейшую роль играют принципы финансирования расходов бюджета:
v Получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться только при условии обеспечения наибольшей результативности их использования. Тут может быть двойной эффект: решение задач социально-экономического развития страны плюс обратный приток в бюджет денежных средств за счёт роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
v Целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утверждённого бюджета, причём на заранее обусловленные цели;
v Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учётом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполненных показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль над деятельностью предприятий, организаций и учреждений;
v Безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.
Однако помимо безвозвратного бюджетного ассигнования в настоящее время всё шире применяется кредитование предприятий путём выдачи бюджетных кредитов. Проценты по таким кредитам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные кредиты выдаются на конкурсной основе по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития. Так, на уровне Хабаровского района бюджетные кредиты могут предоставляться Главой района в соответствии с Порядком предоставления бюджетного кредита, бюджетных ссуд и муниципальных гарантий, утверждённым решением Совета депутатов от 20.05.2004 года № 217/23. Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки, необходимо также предоставлять информацию и отчёт об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет. Эти условия вытекают из принципов кредитования, которые едины для любого выдаваемого кредита.
В области бюджетных расходов РФ очень много недостатков. Часто не соблюдается первый принцип финансирования расходов из-за процветания жажды личной наживы у чиновников. Выделение средств из бюджета происходит на основе бюджета – брутто или бюджета – нетто.
На основе бюджета-нетто финансируются расходы в сфере правоохранительная деятельность. Основная часть бюджетных средств выделяется приоритетным отраслям экономики, таким как: промышленность, энергетика, сельское хозяйство, транспорт. Часть расходов в процессе их планирования и финансирования выделяется в специальные группы, что связано с разработкой целевых программ (конверсия военного производства, воспроизводство минерально-сырьевой базы). Вторая статья расходов – выплата различных дотаций предприятиям. Необходимость существования финансовой помощи вытекает из сохранения государственного регулирования цен, сохраняются дотации на отдельные виды энергоресурсов и продовольственных товаров, а также по отдельным отраслям, нерентабельность которых явилась результатом использования регулируемых цен и тарифов (жилищно-коммунальное хозяйство, транспортные перевозки).
Бюджетные ассигнования направляются на решение узкого круга задач общегосударственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счёт других источников финансирования. Более 40 % бюджетных ассигнований направляются на обеспечение социальных программ (жильё, культура, здравоохранение и т.д.).
Развитие национальной обороны, правоохранительной деятельности, безопасности государства – приоритетное направление экономики любого типа. Государственная поддержка села должна проводиться, прежде всего, через льготы при налогообложении. Финансирование осуществляется на основе сметы доходов и расходов, в которой отражается общий объём расходов, их целевое направление, поквартальное распределение, а также доходы, которые поступят при выполнении бюджетным учреждением платных функций. В большинстве случаев бюджетные учреждения не приносят дохода, а лишь служат для выполнения государством его функций.
Финансирование правоохранительных органов проводится на основе норм и нормативов. Оплата труда бюджетных работников осуществляется на основе Единой тарифной сетки. Она представляет собой сетку из 18 разрядов, каждому из которых присвоен соответствующий коэффициент и установленная минимальная величина заработной платы в бюджетной сфере.
Заключение
В заключении можно заметить, что расходы правоохранительных органов на сегодняшний день значительны во всех отношениях, было отмечено, что рост расходов увеличивается ежегодно. Проблему финансирования по статьям «Правоохранительная деятельность», «Национальная оборона», «Государственная безопасность», нельзя рассматривать только относительно обязательств федерального бюджета. На самом деле она охватывает бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, многие из которых нуждаются в получении финансовой помощи, субвенциях и дотациях.
Очень часто происходит несвоевременное выплачивание средств на финансирование таких направлений как: правоохранительная деятельность, национальная оборона, государственная безопасность. Увеличение временного лага между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением, а также взаимной задолженности предприятий. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.
Многие проблемы могут быть разрешены при уменьшении встречных финансовых потоков, так как в настоящее время их достаточно большое количество.
Наиболее важными проблемами бюджетного регулирования в настоящее время являются:
- закрепление доходных источников за бюджетами соответствующего уровня;
- отработка механизма определения фонда финансовой поддержки субъектов Федерации;
- определение финансовых полномочий по расходованию бюджетных средств между федеральным, региональными и местными бюджетами.
Финансирование данных статей расходов должно на мой взгляд должно быть наиболее полным и постоянным т. к. от финансирования зависит не только заработная плата сотрудников данных подведомственных учреждений, но и спокойствие и благосостояние других субъектов.
При выполнении данной курсовой работы изучено значительное количество нормативных документов. Что позволило решить все поставленные задачи при выполнении данной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред. Г.Б.Поляка-М.:Юнити, 2004
2. Задорнов М.М. Финансовая политика государства и возможности ее реализации// Финансы.- 2004.- N 1с.6
3. Задорнов М.М. «Бюджет жесткий, но реальный»// Финансы.- 2003.- N 3с.3
4. Ивантер А. «На пол пути к оживлению» // Эксперт – 2002. - №46.с.10
5. Илларионов А. «Эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997 гг.», «Вопросы экономики» №2, 2004
6. Павлова Л. «Источники финансирования бюджетного дефицита», «Экономист» №1, 1998
7. «Прогнозные ориентиры на 2004 год и на период до 2006 года», «Экономист» №3, 2004
8. Социально-экономическое положение России - М., Госкомстат, 2004 – с. 152
9. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 2005
10. «Кризис федерального бюджета как зеркало российской экономики», «Банковское дело» №6, 2004
11. Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2004г.».
12. Федеральный закон от 15.08.2004 «О бюджетной классификации Российской Федерации».
13. Финансы. Учебное пособие /Под ред. А.М.Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2004.
14. Финансовая стабилизация в России. М.: «Прогресс- Академия», 2003г.- 196с.
15. Финансы: Учебник/ Под ред. А.М.Ковалевой – М.: Ф и С,2005г. – с.244