Содержание
Введение. 3
Задание 1. Методы сбора социальной информации. 4
Задание 1. Методы сбора социальной информации. 4
Задание 2. Дайте определение следующих понятий: «объект социологического исследования», «предмет исследования», «проблемная ситуация», «аналитическое исследование». 15
Задание 3. Проведите контент-анализ Вашей должностной инструкции и должностной инструкции одного из Ваших подчиненных. 16
Заключение. 18
Список использованной литературы.. 19
Приложение. 20
Введение
Прежде всего, нужно провести разграничение между теоретическими и конкретными методами социологии. Теоретические методы — это особые способы рассмотрения фактов, в основе которых лежат те или иные положения об «устройстве» изучаемых объектов и о значимых с этой точки зрения факторах. Теоретические методы, опираясь на наблюдаемые факты и во многом создавая их, вырабатывают понятийный аппарат социологии, который затем применяется в качестве обоснования при использовании конкретных методов. Конкретные методы направлены на получение данных, то есть информации, касающейся того или иного аспекта социальной действительности.
Цель данной работы – изучить вопросы, связанные с методами сбора информации, основными понятиями.
Задачи:
Ø анализ специальной литературы;
Ø выяснение основных понятий.
Задание 1. Методы сбора социальной информации.
Выделяют следующие теоретические методы:
1) структурно-функциональный метод, который рассматривает общество и составляющие его социальные институты и организации как системы, имеющие определенные функции и характеризующиеся устойчивостью. Следовательно, общество и другие социальные образования рассматриваются как совокупности взаимосвязанных элементов;
2) сравнительный метод, который опирается на сопоставление однотипных социальных явлений и образований, как правило, принадлежащих к разным культурам. Данный метод основан на предпосылке, в соответствии с которой все социальные явления и образования имеют как свою специфику, зависящую от конкретной культуры, так и универсальные черты, которые характеризуют социальную реальность в целом. Если структурно-функциональный метод акцентирует внимание на соотношении элементов внутри системы и на связях между ними, то сравнительный метод сопоставляет разные системы;
3) исторический метод, который рассматривает общество и другие социальные образования с точки зрения их становления и изменения. Например, при изучении семьи мы можем сопоставлять данные, касающиеся различных эпох, с целью выяснить, как изменялись роли матери, отца и детей, перераспределялись ли между ними функции, как менялась роль семьи в социализации (воспитании и образовании) и т. д.;
4) интерпретирующий (герменевтический) метод, направленный на реконструкцию контекста, предполагаемого действием. Под контекстом в данном случае понимаются смыслы, вкладываемые в действие деятелем и «считываемые» лицом, на которое направлено данное действие или которое его просто воспринимает[1].
К конкретным методам относятся:
1) опрос, который предполагает непосредственное обращение к определенной группе людей с целью выяснения их мнений и взглядов, а также способов их поведения в тех или иных ситуациях. Опрос может быть:
Ø индивидуальным или групповым (в зависимости от того, сколько лиц опрашивается одновременно);
Ø устным и письменным;
Ø массовым и экспертным (в зависимости от того, кого опрашивают: только экспертов или простых респондентов);
Ø одноразовым и неодноразовым[2].
Опрос может проводиться на генеральной совокупности, то есть на всем множестве лиц, которые имеют отношение к изучаемому вопросу. Генеральной совокупностью в предельном случае может быть все общество, однако практически это очень сложно.
Гораздо чаще опрос проводится как выборочной совокупности, то есть части лиц, имеющих отношение к изучаемому вопросу. Обязательным требованием при опросе на выборочной совокупности является следующее: выборочная совокупность должна представлять структуру генеральной совокупности с точки зрения категорий людей, соотношения между ними и т.д., то есть быть репрезентативной.
Различают два вида опроса: интервью и анкетирование.
Социологическое интервью — это устный вид опроса, при котором социолог находится в непосредственном контакте с опрашиваемым (респондентом); роль исследователя заключается в постановке перед опрашиваемым вопросов и фиксации его ответов. Стандартизированное интервью предполагает, что опрос проводится в соответствии с жестким планом, предполагающим определенное число вопросов, которые расположены в строго определенном порядке. Нестандартизированное интервью больше напоминает беседу, в которой исследователь не связан очень жесткими требованиями, хотя и руководствуется планом и примерным перечнем вопросов, которые следует задать[3].
Анкетирование — это письменный вид опроса, при котором контакт между исследователем и опрашиваемым (респондентом) осуществляется при помощи анкеты. Анкетирование может быть электронным — в случае, если используется компьютер. Анкета может распространяться через прессу, по почте (с предварительного согласия респондента). Однако наиболее эффективным является так называемый раздаточный опрос, когда анкетер вручает анкету и ждет, когда она будет заполнена: только в этом случае можно гарантировать возвращение анкеты[4].
Любая анкета должна включать вводную часть, содержательную часть и заключительную часть.
В вводной части содержится вся информация о том, кто проводит исследование, о целях, которые стоят перед ним, и о правилах заполнения анкеты (инструкция). Кроме того, в вводную часть обычно включают благодарность за участие в опросе, а также указание на то, что полученные данные будут использоваться лишь в объявленных целях, то есть гарантируется анонимность.
Заключительная часть, или паспортичка, содержит необходимые сведения о респонденте: его возрасте, национальности, семейном положении, статусе, образовании и т. д. Обычно в паспортичку включаются вопросы о характеристиках, которые могут иметь значение с точки зрения интерпретации результатов.
Содержательная часть — это основная составляющая анкеты, в которой формулируются вопросы, расположенные в определенной последовательности. Если в процессе заполнения анкеты у респондента могут возникнуть затруднения, в содержательную часть включают "пояснения и рекомендации. При разработке анкеты необходимо стремиться к тому, чтобы на все вопросы респондент мог ответить за 25—35 минут; если на заполнение анкеты требуется больше времени, то результаты могут оказаться необъективными в силу утомления и потери интереса к опросу.
1. С точки зрения целей исследования выделяются:
Ø основные вопросы, то есть те, при помощи которых исследователь намеревается получить необходимую информацию;
Ø контрольные вопросы, при помощи которых исследователь проверяет, насколько искренне, непротиворечиво и последовательно отвечает респондент;
Ø вопросы-фильтры, которые вводятся для получения дополнительной информации о респонденте, — как правило, о том, является ли он компетентным в той или иной сфере[5].
2. Вопросы анкеты подготавливаются с учетом психологических особенностей респондентов. С этой точки зрения могут быть выделены дополнительные разновидности вопросов:
Ø прямые вопросы адресованы непосредственно респонденту и направлены на выявление его личного мнения по тому или иному вопросу;
Ø косвенные вопросы вводятся тогда, когда есть сомнение, что респондент захочет дать прямой ответ на вопрос (например, о своей интимной жизни). В этом случае вопрос формулируется таким образом, чтобы у респондента возникло впечатление, что он отвечает от лица социальной группы или просто «объективно» оценивает явление;
Ø буферные вопросы вводятся для того, чтобы подготовить респондента к переходу от одной темы к другой; ответы на эти вопросы могут не учитываться при анализе, так как, отвечая на них, опрашиваемый как бы «настраивается» на новую тему;
Ø контактные вопросы направлены на установление интереса к исследованию, поддержание внимания, расположения к исследователю.
3. С точки зрения свободы респондента в выборе ответа выделяют:
Ø открытые вопросы: ответы на них респондент строит полностью по своему усмотрению;
Ø закрытые вопросы, ответы на которые выбираются респондентом из заранее определенных вариантов. Разновидности: дихотомические вопросы (выбор между «да» и «нет») и вопросы-меню (выбор любого сочетания вариантов);
Ø полузакрытые вопросы — вид вопросов, занимающий промежуточное положение между открытыми и закрытыми вопросами: респонденту дается несколько вариантов ответов, но он имеет право ответить в свободной форме, если ни один из вариантов не подходит.
Разработка анкеты и проведение анкетирования — сложный процесс, который предполагает ряд этапов.
1. Формулировка гипотезы. Она осуществляется на языке социологии и отражает положение, которое, как предполагается, имеет место в исследуемой области. На данном этапе необходимо также определить, какие выводы могут быть сделаны, если первоначальная гипотеза не подтвердится.
2. Верстка анкеты. На этом этапе гипотеза «переводится» в ряд вопросов, которые затем располагаются в определенном порядке. Важно, чтобы вопросы были ясными и корректными, а также были сформулированы на обыденном (не научном) языке, понятном для респондента. Кроме того, особое внимание уделяется расположению вопросов, которое подвергается тщательному анализу с точки зрения возможного искажающего влияния на ответы (например, при резкой смене темы респондент может не успеть «перестроиться», что скажется на точности предоставляемой им информации).
Поскольку в настоящее время при обработке результатов опроса используется компьютерная техника, в процессе верстки анкеты необходимо формулировать вопросы таким образом, чтобы они могли быть легко формализованы.
3. Пилотажное исследование. На этом этапе анкета проверяется на относительно небольшом числе респондентов. Целью этой проверки является выявление непредусмотренных осложнений (например, неожиданных ответов, открывающих новые стороны исследуемого вопроса, или просто неясных мест). После пилотажного исследования анкета обычно дорабатывается, после чего можно приступать к анкетированию.
4. Проведение анкетирования.
5. Обработка результатов и подготовка отчета. В настоящее время обработка результатов проводится при помощи компьютеров, что существенно ускоряет подготовку отчета. Отчет — это связное изложение результатов исследования, которое включает введение (формулировка гипотез, целей, задач, методов), основную часть (описание полученных результатов и их связь с гипотезами) и заключение (краткие выводы, которые можно сделать на основании полученных данных).
Полученные в результате опроса данные могут подвергаться вторичному анализу, при котором они подвергаются повторной интерпретации. В этом случае полученные в разных опросах данные могут объединяться, сводиться, сравниваться и т.д. Эта разновидность социологического анализа возникла по причине дороговизны проведения опросов.
Метод опроса имеет достоинства:
1. Опрос — это экономичный и оперативный метод сбора информации.
2. Опрос позволяет изучать внутренний мир человека: его ценности, интересы, желания, надежды, тревоги и т.п. К недостаткам метода опроса следует отнести:
Ø Субъективность респондентов, которые в своих ответах могут ориентироваться на общественное мнение и реакцию других. При этом данный недостаток не может быть преодолен массовостью опросов, поскольку массовыми могут быть и стереотипы, предрассудки, заблуждения и т.д.
Ø То, что в некоторых случаях значительное число респондентов неспособны ответить на поставленный вопрос в силу необразованности или неинформированности.
2) Наблюдение, которое предполагает сбор первичной информации без прямого вмешательства и взаимодействия с индивидами, находящимися в определенных социальных отношениях. Преимуществом данного метода является то, что наблюдение осуществляется в тот момент, когда имеет место изучаемое явление, недостатком — то, что это явление не может быть воспроизведено вторично;
3) эксперимент, заключающийся в целенаправленном создании условий и прослеживании того, как данные условия влияют на поведение и реакции испытуемых. Эксперимент позволяет проследить, как определенный фактор или их группа влияют на индивидов. Эксперимент — общенаучный метод, используемый в социологии и направленный на установление точной причинно-следственной связи. Важной предпосылкой для разработки экспериментального метода исследования в социологии оказалось то, что многие ученые с самого момента появления социологии рассматривали ее как естественно-научную дисциплину, стоящую в одном ряду с физикой, химией, биологией и т.д.[6]
Эксперимент тесно связан с понятием переменной. Под переменной понимают некий признак, который может принимать то или иное значение. Например, в современном европейском обществе большинство людей имеют образование. Однако одни люди имеют неполное среднее образование, другие среднее, третьи — среднее профессиональное, четвертые — высшее; возможна и более дробная характеристика. Кроме того, некоторые лица имеют не одно образование. Следовательно, «уровень образования» является переменной.
Социологическая теория предполагает, что между различными факторами (различными переменными) имеются причинно-следственные отношения. Поскольку в социальной реальности наблюдается скорее взаимовлияние факторов, оказывается крайне необходимым установить, в чем же именно оно проявляется.
При подготовке эксперимента обязательно выделяются зависимые и независимые переменные. Независимыми переменными называются такие факторы, которые оказывают влияние на другие факторы (например, уровень образования определяет социальное положение). Соответственно, зависимой переменной является фактор, который находится под влиянием независимой переменной (в нашем случае это социальное положение).
Эксперимент предполагает разделение участников как минимум на две группы — экспериментальную и контрольную. В зависимости от целей эксперимента гр5ош может быть больше, чем две, однако сущность эксперимента можно показать и на таком предельном случае. Экспериментальная группа помещается в условия, в которых ее члены оказываются под воздействием изучаемого фактора; контрольная группа влиянию данного фактора не подвергается. Затем обе группы исследуются одинаковыми методиками и в соответствии с одним планом, а результаты сравниваются. Естественно, различие результатов не всегда может зависеть от влияния независимой переменной, однако в большинстве случаев мы можем получить таким образом весьма достоверные данные.
Несмотря на то, что эксперимент — в том числе и по этическим причинам — является преимущественным средством естественных наук и именно оттуда был заимствован социологией, он использовался и понимающей социологией, отрицавшей жесткий детерминизм внутри социальных систем и ориентированной на гуманитарные методы и изучение роли конкретного человека в построении социальной реальности. Здесь имеются в виду так называемые кризисные эксперименты, предложенные в качестве метода исследования Гарольдом Гарфинкелем, основателем этнометодологии. Гарфинкель поставил перед социологией цель анализировать поведение индивидов в их собственных терминах. Он полагал, что социальное взаимодействие базируется на ряде гипотез и ожиданий, которые выдвигаются его участниками. Так, например, предполагается, что гость на празднике не станет воровать посуду — даже, несмотря на то, что нарушения этого ожидания не являются такой уж редкостью.
Сущность кризисного эксперимента состоит в нарушении базовых ожиданий относительно поведения того или иного лица. Так, родители ожидают от своих детей определенной манеры взаимодействия, и смена этой манеры вызывает у них своего рода дезинтеграцию, которая преодолевается выдвижением гипотезы, стабилизирующей новую картину мира. В частности, внезапное охлаждение в этой ситуации может быть интерпретировано как проявления переходного возраста, проблемы в университете, влюбленность и т.п.
Кризисный эксперимент, в частности, показывает, что выдвижение гипотез (в том числе и в социологии) направлено не только на объяснение и описание причинно-следственных связей: оно имеет важную функцию стабилизации образа окружающей индивида социальной реальности.
4) анализ документов, который оперирует с совокупностями текстов. Документ (от лат. — свидетельство) специально созданный человеком объект, предназначенный для хранения, воспроизведения и передачи информации. При этом в качестве документа могут рассматриваться духовные явления. Об истории и культуре народов свидетельствуют мифы, предания, фольклор и др.[7] Документ есть объект, содержащий информацию.
Существуют различные классификации документов. Для социологии наиболее существенно их деление по субъекту, то есть по авторству лица или организации, создавшей документ. По такому основанию документы делятся на личные и официальные.
Выделяют следующие разновидности анализа документов.
Виды анализа:
I. 1) внешний анализ — изучение обстоятельств возникновения документов;
2) внутренний анализ — изучение особенностей содержания, стиля документа.
П. 1) качественный анализ, который предполагает углубленное логическое и стилистическое изучение документа, то есть направлен на воссоздание взглядов автора. Этот вид анализа используется при изучении уникальных личных документов и близок к понимающей социологии;
2) качественно-количественный анализ, или контент-анализ.
Контент-анализ предполагает извлечение данных на основе анализа документов — не только письменных, но и визуальных.
III. 1) Биографический метод (метод личных документов) — это метод исследования, основанный на анализе личных документов: писем, дневников, хроник, мемуаров, автобиографий и т. д.
Метод изучения документов зародился как биографический метод, когда социолог изучает общественные явления через биографии людей. Его истоки кроются в американской социологии второй половины XIX в. На первых порах изучались биографии известных людей, а позже внимание сместилось на жизнеописания массы заурядных личностей.
Достоинство биографического метода заключается в том, что он обеспечивает правдивость информация, показывающей жизнь «снизу», глазами рядовых людей. Основной недостаток — субъективность содержащейся в документах информации в тех случаях, когда сведения, сообщаемые авторами, связаны с их интересами.
2) Метод официальных документов — способ изучения объективной стороны жизни общества, основанный на анализе документов государства, церкви, политических партий и общественных организаций.
Достоинства официальных документов как объекта социологического исследования заключаются:
Ø в минимальной субъективности составителя документа;
Ø в максимальной объективности информации;
Ø в более полном, чем в личных документах, охвате действительности;
Ø в большей, чем в личных документах, точности сведений.
Однако официальные документы имеют и недостатки:
1. Они излишне формализованы, единообразны. В результате этого утрачивается информация, которая, по мнению составителя, несущественна, но важна для исследователя.
2. Официальные документы могут специально использоваться для дезинформации (например, так поступали германские спецслужбы).
3. Цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом.
Задание 2. Дайте определение следующих понятий: «объект социологического исследования», «предмет исследования», «проблемная ситуация», «аналитическое исследование».
Социологическое исследование - это инструмент изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью количественных и качественных методов.
Объект социологического исследования - область социальной действительности (социальный процесс, сфера жизни, общность), содержащая проблему.
Предмет исследования - значимые стороны объекта, подлежащие изучению. Как правило, предмет фиксируется в исходном теоретическом понятии и включается в формулировку темы исследования.
В основе исследования лежит проблема, как область затруднений.
Проблемная ситуация включает следующие компоненты:
Ø сущность или содержание проблемы;
Ø организационная и физическая локализация;
Ø владение проблемой;
Ø временные рамки (с какого времени существует данная проблема? наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? и т.д.).
Описать проблемную ситуацию помогают предварительные или разведывательные исследования - интервью, анализ статистики и документов, мнение экспертов.
Задание 3. Проведите контент-анализ Вашей должностной инструкции и должностной инструкции одного из Ваших подчиненных.
Как известно, основная цель деятельности любого коммерческого предприятия, в частности, магазина – извлечение прибыли. Основное же правило современного маркетингового подхода – ориентированность на клиента, потребителя, покупателя. Основное правило торговли – клиент всегда прав. В таком случае интересно было бы выяснить, насколько это правило соблюдается внутри самой торговой организации, а именно, насколько оно прописано в должностных инструкциях торговых работников.
Целью исследования является изучение направленности торговой организации на клиента, т.е. клиентоориентированность.
Метод исследования – контент-анализ должностных инструкций торговых работников.
Единица исследования – слова-синонимы «покупатель», «клиент» или «потребитель», встречающиеся в должностных инструкциях работников торгового предприятия.
Объект исследования – торговое предприятие ЗАО «Юничел» (обувной магазин).
Должностные инструкции торговых работников приведены в приложении.
Результаты контент-анализа представлены в табл.
Должность |
Частота встречаемых слов |
||
«Покупатель» |
«Клиент» |
«Потребитель» |
|
Директор-продавец |
5 |
0 |
0 |
Уд. Вес, % |
17,58 |
0 |
0 |
Товаровед-продавец |
2 |
0 |
0 |
Уд. Вес, % |
7,14 |
0 |
0 |
Продавец |
21 |
7 |
0 |
Уд. Вес, % |
75 |
25 |
0 |
Итого |
28 |
7 |
0 |
Таким образом, в результате контект-анализа было выявлено, что наибольшее количество раз искомые слова «клиент», «покупатель», «потребитель» встречаются в должностной инструкции продавца, наименьшее – в должностной инструкции товароведа. То есть, по результатам проведенного анализа видно, что наиболее клиентоориентированным является продавец, затем – директор-продавец, затем – товаровед-продавец. По логике так и должно быть, т.к. общение с клиентами, в основном, прямая обязанность продавца. Однако, на мой взгляд, данный подход будет более эффективен, если будет начинаться с руководства.
Заключение
Исследование направлено на получение новых знаний о каком-либо фрагменте социальной практики в интересах не только и не столько ученого, но и «заказчика», представляющего тот или иной социальный институт.
Если ту или иную социальную практическую проблему нельзя решить на основе уже имеющихся знаний, то появляется необходимость в научном поиске дополнительной информации, в проведении эмпирического исследования.
Прикладным называется такое эмпирическое исследование, которое выполняется «по заказу» с целью приложения его результатов к практическому решению какой-либо социальной проблемы. Исследование, как правило, носит диагностический характер и привязано к конкретному объекту (предприятие, фирма, социально-территориальная общность, орган управления, профессиональная или демографическая группа и т.п.), конкретному месту и времени.
Список использованной литературы
1. Вопросы социологических исследований. / Сост. Кабаева О.О. – М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Касьянов В.В. Социология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
3. Колесников Ю.С. Прикладная социология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
4. Социологические исследования. / Под ред. Ждановой А.Л. – СПб.: Питер, 2005.
5. Социологические исследования. / Под ред. Тихонова П.М. – М.: ИНФРА-М, 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Должностная инструкция директора-продавца магазина
ЗАО «Юничел»
«Утверждаю»
Директор ___________
___________________
Должностная инструкция директора-продавца магазина.
Общие положения.
Директор-продавец является сотрудником магазина, административно подчиняется супервайзеру, начальнику отдела продаж и директору филиала, функционально подчиняется директору по развитию сети магазинов, подотчетен и подконтролен им. В своей деятельности руководствуется настоящей должностной инструкцией, целями и задачами магазина, инструкциями по работе с программой «Склад», другими распоряжениями и инструкциями, получаемыми от своих руководителей, а также правилами торговли, требованиями законодательства, касающимися налогообложения розничных торговых точек, качества товара в торговых точках и т.п. Директор-продавец должен знать и выполнять правила внутреннего трудового распорядка, Трудовой кодекс РФ, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, нормы производственной санитарии и гигиены.
Цель.
Цель работы директора-продавца – достижение максимально возможного объема продаж заявленного ассортимента, снижение затрат и потерь.
Взаимодействие со службами.
В своей работе директор-продавец должен взаимодействовать и решать текущие вопросы с супервайзером, директором филиала, с начальником отдела продаж филиала, с отделом по работе с транзитными документами филиала, с начальником отдела товародвижения филиала, с АТЗ филиала, с РАО филиала, с менеджером по персоналу филиала, с бухгалтерией филиала, со всем персоналом магазина.
Отдел по работе с транзитными документами филиала решает вопросы по проведению через основную базу и оплате счетов и накладных на товар, получаемый от местных поставщиков, обладает полной информацией по ассортименту товара и остаткам на складе, по изменению цен на товары вследствие их изменения у поставщиков.
Отдел товародвижения филиала решает вопросы по доставке товара в магазин, по возврату тары из магазина на ДЦ, по доставке возвратов и брака на ДЦ.
АТЗ филиала решает вопросы по импорту расходных документов магазина, заказов магазина в складскую базу, по своевременной пересылке документов внутреннего перемещения, справочников товаров, складских остатков.
РАО филиала решает вопросы по сверке приходных и расходных документов, корректировке данных, подтверждению актов недовоза товара, проведению ревизий.
Главный бухгалтер филиала решает вопросы по расчету и выплате налогов, арендной платы и других выплат, связанных с жизнедеятельностью магазина.
Менеджер по персоналу филиала решает вопросы по приему, увольнению, аттестации, дисциплинарным взысканиям, обучению и другим кадровым процедурам.
Основные обязанности.
1. Организация и управление эффективной работой персонала магазина.
2. Выполнение в случае необходимости обязанностей любого сотрудника магазина.
3. Контроль работы всего персонала магазина.
4. Составление бюджета магазина. Контроль и оптимизация расходной части бюджета магазина.
5. Взаимодействие и решение текущих вопросов с арендодателями.
6. Оформление и своевременное продление необходимых для работы магазина разрешений и документов в фискальных и административных органах.
7. Решение вопросов по инкассации.
8. Ведение документации магазина, составление и отправка файлов экспорта реальных операций, отчетности и документации в соответствии с установленным порядком отчетности.
9. Обеспечение установленного режима работы магазина.
10. Начисление, получение и выдача зарплаты персоналу магазина
11. Контроль бесперебойной работы имеющегося торгового оборудования и программного обеспечения, организация устранения неполадок.
Описание работы.
1. Организация и управление эффективной работой магазина:
- Директор-продавец составляет график работы персонала магазина с учетом функциональных обязанностей, производственной необходимости и среднедневного колебания количества покупателей.
- При работе в торговом зале директор-продавец руководит работой продавцов и определяет их расстановку в торговом зале и на кассе.
- Директор-продавец решает с наименьшими затратами проблемы, возникающие при нарушении технологических процессов магазина.
- Принимает участие и решает все внештатные ситуации, возникающие в процессе работы магазина и не описанные в должностных и прочих инструкциях для персонала.
- Проводит еженедельные и ежемесячные собрания всех сотрудников магазина.
- Директор-продавец контролирует ассортимент и качество товаров, предлагаемый покупателям и вносит предложения по ассортименту магазина.
- Директор-продавец отслеживает цены на товары из ассортимента магазина у конкурентов и вносит предложения по ценовой политике магазина.
- Директор-продавец принимает меры по привлечению покупателей в магазин: предлагает и осуществляет рекламные мероприятия и т.д.
- Контролирует правильность составления заказов товароведом, предупреждая дефицит товара, самостоятельно составляет заказы при отсутствии товароведа;
- Контролирует работу продавцов по оптимальной и удобной выкладке товаров на стеллажах.
- В случае проведения в магазине рекламных акций и промоушенов, нацеленных на привлечение покупателей в магазин, на увеличение продаж, директор-продавец контролирует подготовку и проведение этих мероприятий, организовывая посильную помощь участникам этих акций.
- По окончании рабочего дня директор-продавец обязан провести сверку реестра документов с кассовым отчетом.
2. Выполнение в случае необходимости функций любого сотрудника магазина.
- В дни отсутствия товароведа директор-продавец выполняет его обязанности в соответствие с должностной инструкцией товароведа.
- В дни совместной работы товароведа и директора-продавца, последний постоянно находится в торговом зале, распределяет продавцов в зале и на кассе, самостоятельно участвует в приемке, выкладке товара, наклейке ценников и при необходимости обслуживает покупателей на кассе.
3. Контроль работы персонала.
- Директор-продавец контролирует правильное выполнение всеми сотрудниками магазина своих должностных обязанностей. При необходимости проводит инструктажи, собрания, обучение и тренинги.
- Директор-продавец контролирует наличие у персонала магазина правильно оформленных санкнижек, спецодежды, удостоверений кассиров-операционистов и других необходимых документов.
- При систематическом невыполнении своих функциональных обязанностей директор-продавец принимает решение о несоответствии сотрудника занимаемой должности и ставит вопрос перед директором филиала о его увольнении,
- При нарушении выполнения должностных обязанностей работником магазина директор-продавец надлежащим образом фиксирует нарушение и делает предложение директору филиала о наложении взыскания.
4. Составление бюджета магазина. Контроль и оптимизация расходной части бюджета.
- До ___ числа каждого месяца директор-продавец составляет в установленной форме бюджет расходов магазина и передает его супервайзеру. Бюджет составляется с учетом максимального снижения себестоимости. При этом обращается внимание на экономию коммунальных расходов, сокращение налогов, оптимизацию штатного расписания, сокращение затрат на расходные материалы и снижение потерь.
5. Взаимодействие и решение текущих вопросов с арендодателем.
Директор-продавец решает вопросы, касающиеся состояния помещения, прилегающих территорий, взаимодействия с коммунальными службами, текущего состояния арендуемого оборудования.
6. Оформление и своевременное продление необходимых для жизнедеятельности магазина разрешений и документов в фискальных и административных органах.
- Директор-продавец магазина следит за сроками действия всех разрешений на торговлю, лицензий, патентов, своевременно подает заявку ответственному по документации на их продление, а в случае отсутствия ответственного продлевает и оформляет самостоятельно;
- Своевременно реагирует на все изменения Законодательства, касающиеся документов магазина, разрешающих и регламентирующих торговлю.
- Консультируется с юристом компании, СБ, директором филиала по всем спорным вопросам, касающимся фискальных и административных органов.
- Сообщает директору филиала обо всех визитах проверяющих органов.
- В случае наложения штрафа на магазин по вине неправильного выполнения персоналом магазина своих обязанностей, директор-продавец предоставляет объяснительную записку на имя директора филиала.
7. Решение вопросов инкассации.
Директор-продавец решает вопросы с банком по времени проведения инкассации выручки, по оплате услуг по инкассации.
8. Ведение документации магазина, составление и отправка файлов экспорта реальных операций, отчетности и документации в соответствии с установленным порядком отчетности.
- Директор-продавец ведет и обеспечивает ведение другими работниками магазина всей установленной документации: журналов, книг, бланков и др.
- Директор-продавец согласно утвержденному графику формирует и отправляет в офис экспорт операций расхода и инвентаризации.
- Директор-продавец составляет или контролирует составление ежедневного отчета о продажах и еженедельного отчета основных показателей работы.
- Директор-продавец контролирует и организует доставку в офис кассовых документов, в течение суток обеспечивает доставку оригиналов документов на поставку товаров от сторонних организаций.
9. Обеспечение установленного режима работы магазина.
- Директор-продавец своим указанием назначает ответственных за открытие и закрытие магазина, постановку и снятие пожарно-охранной сигнализации, вневедомственной охраны. Ответственными назначаются – директор-продавец, товаровед, старший продавец.
- Директор-продавец составляет расписание участия ответственных в открытии, закрытии, постановке и снятии с охраны.
10. Начисление, получение и выдача заработной платы персоналу магазина.
- Директор-продавец готовит данные, необходимые для начисления зарплаты персоналу магазина, руководствуясь действующей системой начисления заработной платы, табелем учета рабочего времени и КЗоТом. Директор-продавец вносит предложения по премированию сотрудников.
- Данные, необходимые для начисления зарплаты отправляются на утверждение супервайзеру.
- Начисленную бухгалтерией филиала заработную плату всех сотрудников магазина директор-продавец получает под отчет в офисе.
- Директор-продавец выдает зарплату сотрудникам магазина по ведомости, с обязательной подписью в ведомости каждого работника о получении начисленной суммы.
- Директор-продавец возвращает в кассу филиала ведомость, подтверждающую получение сотрудниками заработной платы и не полученные по какой-либо причине зарплаты.
11. Контроль бесперебойной работы имеющегося торгового оборудования и программного обеспечения и организация устранения их неполадок
- Директор-продавец проводит необходимые для бесперебойной работы «Склада» операции по проверке целостности базы, переиндексации базы, обрезания базы и перехода базы на новый месяц. Все операции проводятся в соответствии с «Инструкцией для МД по работе с программой «Склад»
- Директор-продавец обязан контролировать проведение в установленные сроки и с надлежащим качеством всех работ по профилактическому обслуживанию торгового оборудования и в случае выхода его из строя принимать меры к немедленному исправлению оборудования и сохранению продукции.
Дополнительно.
В случае необходимости, директор-продавец доводит до сведения персонала распоряжения, инструкции и указания, получаемые от руководителей филиала и Головной Компании.
Оплата труда.
Оплата труда директора-продавца производится согласно действующему штатному расписанию и «Положению о премировании работников магазинов ЗАО «_______».
Ответственность.
Директор-продавец несет коллективную материальную ответственность за сохранность товара в магазине.
Кроме того, директор-продавец несет ответственность за:
- эффективность работу персонала и магазина
- выполнение плана по продажам магазина
- профессиональную работу персонала, выполнение персоналам всех функциональных и должностных обязанностей, своевременное прохождение и оформление инструктажей, медосмотров и обучения.
- правильное составление бюджета, контроль и снижение издержек магазина
- правильное и своевременное оформление необходимых для жизнедеятельности магазина документов в административных и фискальных органах
- соблюдение ассортиментного перечня
- своевременное решение вопросов с арендодателем
- своевременно решение вопросов с банковскими организациями
- наличие и ведение установленной документации, своевременность предоставления и достоверность всей отчетности магазина
- сохранность всего оборудования, товара и иного имущества в магазине, выполнение правил открытия и закрытия магазина, снятия и постановки на охрану.
- своевременное и правильное начисление и выдачу заработной платы персонала
- бесперебойную работу техники, программного обеспечения и своевременную профилактику, и устранение неполадок
- разрешение всех внештатных ситуаций, возникающих в магазине.
В случае нарушения настоящей должностной инструкции к директору-продавцу применяются дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения.
Права.
Директор-продавец магазина имеет право
- Вносить предложения по приему и увольнению персонала магазина
- Вносить предложения по премированию и вынесению дисциплинарных взысканий персонала магазина
- Организовывать и проводить собрания коллектива магазина
- Составлять графики работы и отпусков персонала
- Вносить предложения по оптимизации технологических и других процессов в магазине
- Вносить предложения по увеличению продаж
C инструкцией ознакомлен
_______________________ _____________________
(Ф.И.О.) (Дата)
Должностная инструкция товароведа-продавца магазина
ЗАО «Юничел»
«Утверждаю»
Директор __________
___________________
Должностная инструкция товароведа-продавца магазина.
Общие положения.
Товаровед-продавец является сотрудником магазина, подчиняется непосредственно директору магазина, подотчетен и подконтролен ему. В своей деятельности руководствуется настоящей должностной инструкцией, инструкциями по работе с программой «Склад», по использованию программы формирования заказа, формирования ценников, другими распоряжениями и инструкциями, получаемыми от директора магазина и других руководителей, а также правилами торговли, требованиями законодательства, касающимися качества товара в торговых точках и т.п. Товаровед-продавец должен знать и выполнять правила внутреннего трудового распорядка, Трудовой кодекс РФ, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, нормы производственной санитарии и гигиены.
Цель.
Цель работы товароведа-продавца – обеспечение максимальных продаж путем качественного учета, поддержания и предложения всего заявленного ассортимента и контроля качества продукции.
Взаимодействие со службами.
В своей работе товаровед-продавец должен взаимодействовать и решать текущие вопросы с отделом по работе с транзитными документами филиала, с отделами сбыта или торговыми представителями местных компаний-поставщиков, с отделом товародвижения филиала, с АТЗ филиала, с РАО филиала, с менеджером по персоналу филиала, с директором и всем персоналом магазина.
Отдел по работе с транзитными документами филиала решает вопросы по проведению через основную базу и оплате счетов и накладных на товар, получаемый от местных поставщиков, обладает полной информацией по ассортименту товара и остаткам на складе, по изменению цен на товары вследствие их изменения у поставщиков.
Отделы сбыта или торговые представители местных поставщиков решают вопросы по приему заказов и поставке товаров местного производства или локального распространения, по возврату или обмену некачественной или просроченной продукции этих поставщиков.
Отдел товародвижения филиала решает вопросы по доставке товара в магазин, по возврату тары из магазина на ДЦ, по доставке возвратов и брака на ДЦ.
АТЗ филиала решает вопросы по импорту расходных документов магазина, заказов магазина в складскую базу, по своевременной пересылке документов внутреннего перемещения, справочников товаров, складских остатков.
РАО филиала решает вопросы по сверке приходных и расходных документов, оплат, корректировке данных, подтверждению актов недовоза товара, проведению ревизий.
Менеджер по персоналу филиала решает вопросы по приему, увольнению, аттестации, дисциплинарным взысканиям, обучению и другим кадровым процедурам.
Директор решает вопросы по графику работы, по взаимодействию с инспектирующими и проверяющими организациями.
Основные обязанности.
Составление и отправка заказов на товары компании.
Составление заказов от сторонних организаций.
Прием товаров по количеству, качеству и срокам реализации. Контроль присутствия и качества необходимых сопроводительных документов.
Организация инвентаризаций и правильного учета товаров.
Проведение сверок соответствия баз данных магазина и офиса.
Контроль присутствия штрих-кодов на товар в базе.
Организация и проведение тренингов с продавцами по знанию ассортимента и качеству товара.
Выполнение в случае необходимости обязанностей любого сотрудника магазина.
Описание работы.
Составление и отправка заказов на товары компании.
Товаровед-продавец производит заказ товара компании согласно установленному графику, основываясь на данных о продажах товара, норм запаса товара и остатков товара в магазине.
Заказ делается с помощью «Программы формирования заказа» в соответствии с инструкцией по ее использованию и прайс-листа с остатками товара.
После формирования и корректировки заказа, он отсылается к установленному времени по электронной почте в филиал в виде электронного файла.
Составление заказов от сторонних организаций.
Заказ товара, получаемого от сторонних организаций, выполняется на основании данных о дискретности поставок, сроков годности и вместимости оборудования, а также уходимости товара, норм его запаса и остатков. Заказ передается торговому представителю сторонней организации на бумажном бланке, либо передается в отдел сбыта по телефону устно.
Прием товаров по количеству, качеству и срокам реализации. Контроль присутствия и качества необходимых сопроводительных документов.
Товаровед-продавец получает в электронной форме накладные на внутреннее перемещение и справочники товара, производит импорт накладных и справочников в базу
По приходу а/м с товаром организовывает разгрузку. В машине товар должен находиться на поддонах в коробках или в боксах, запаллеченный в пленку. Разгрузка должна производиться при помощи рохлы, при невозможности – в тележки для покупателей.
Товаровед-продавец получает от водителя документы на товар. Проверяет наличие всей необходимой сопроводительной документации (качественные удостоверения, сертификаты и т.д.)
После полной разгрузки машины товаровед-продавец организовывает процесс приемки товара по количеству, качеству и срокам годности. Количество фактически доставленного товара должно соответствовать количеству, указанному в ТТН. При оценке качества товара, товаровед-продавец оценивает целостность упаковки, отсутствие механических повреждений на товаре и т.д. При оценке сроков годности товара, необходимо обращать внимание на дату выпуска и сроки реализации, указываемые производителем на каждом товаре.
После окончания приемки товаровед-продавец контролирует правильность расстановки товара на полках и готовность торгового зала к работе.
После приемки товаровед-продавец оформляет акты недовоза (вычерки в накладных). Исправленные накладные (и акты недовоза) передаются водителю а/м в следующий приход товара.
В случае приемки товара от сторонних организаций:
Товаровед-продавец организовывает разгрузку и осуществляет прием по количеству, качеству и срокам реализации товара от сторонних организаций. Проверяет наличие всей необходимой сопроводительной документации (качественные удостоверения, сертификаты и т.д.). Если производится приемка товара сразу от нескольких поставщиков, товаровед-продавец определяет очередность выгрузки и ответственных за приемку из числа продавцов.
Прием товара осуществляется в присутствии представителя, ответственного лица поставщика. В случае недовоза, перевоза, некачественного товара, оформляется соответствующий акт в двух экземплярах, один передается поставщику, второй подшивается к приходной накладной.
Документы на оплату товара от сторонних организаций передаются в офис по правилам, указанным в «Инструкции по закупке товаров у местных поставщиков».
Организация инвентаризаций и правильного учета товаров.
Товаровед-продавец организует проведение инвентаризаций в соответствии с «Инструкцией о проведении инвентаризаций в магазинах ЗАО «_____»:
Накануне или перед проведением инвентаризации товаровед-продавец формирует и распечатывает ведомости для пересчета товара.
Непосредственно перед пересчетом передает ведомости сотрудникам магазина, участвующим в пересчете, с указанием фамилии и подписью сотрудника.
Во время пересчета товаровед-продавец вносит результаты пересчета в базу, получая ведомости с зафиксированными в результате пересчета остатками от участников пересчета.
После полного окончания пересчета товаровед-продавец самостоятельно пересчитывает позиции с большими расхождениями и корректирует результаты в базе.
После внесения всех изменений экспортный файл результатов инвентаризации отсылается в офис.
Проведение сверок соответствия баз данных магазина и офиса.
Еженедельно товаровед-продавец производит сверку базы данных магазина и офиса по оплатам, инвентаризациям, приходу, расходу. Сверка производится с ревизором филиала.
Контроль присутствия штрих-кодов на товар в базе.
Ежедневно, получив данные от продавцов о несоответствующих или отсутствующих щтрих-кодах на товаре, товаровед-продавец заводит эти коды в базу.
Два раза в неделю товаровед-продавец формирует отчет «По недостающим штрих-кодам» и на основании его результатов заводит штрих-коды в базу.
При получении нового товара, товаровед-продавец после его приемки заводит новые штрих-коды в базу.
Организация и проведение тренингов с продавцами по знанию ассортимента и качеству товара.
С вновь принятыми продавцами и кассирами товаровед-продавец проводит обучения в течение первого месяца работы не реже чем 2 раза в неделю.
Выполнение в случае необходимости обязанностей любого сотрудника магазина.
В дни отсутствия директора товаровед-продавец выполняет его обязанности в соответствие с должностной инструкцией директора.
В случае необходимости товаровед-продавец выполняет обязанности продавца, связанные с выкладкой товара, наклейкой ценников, контролем сохранности товара, обслуживанием покупателей на кассе и т.п.
Дополнительно.
Товаровед-продавец должен стремиться выполнять свои непосредственные должностные обязанности качественно и быстро для того, чтобы максимально возможное время отводить на помощь продавцам в зале.
Оплата труда.
Оплата труда товароведа-продавца производится согласно действующему штатному расписанию и «Положению о премировании работников магазинов ЗАО «________».
Ответственность.
Товаровед-продавец несет коллективную материальную ответственность за сохранность товара в магазине.
Кроме того, товаровед-продавец несет ответственность за:
- поддержание оптимального товарного запаса всего заявленного ассортимента
- правильность и своевременность составления, и своевременность пересылки заказов
- качественный прием товара
- своевременность передачи в офис документов на товар, закупаемый у сторонних организаций
- сроки реализации продаваемого товара
- правильность результатов пересчета при инвентаризации
- профессиональную подготовку и трудовую дисциплину продавцов
- своевременность внесения штрих-кодов на товары
- своевременность проведения сверок
- наличие в магазине всех сопроводительных документов на товар.
В случае нарушения настоящей должностной инструкции к товароведу-продавцу применяются дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения.
Права.
Товаровед-продавец имеет право:
- Вносить предложения по улучшению поддержания товарного запаса магазина
- Вносить предложения по ассортименту магазина
- Вести переговоры с поставщиками «местного товара» об улучшении качества и условий поставок.
C инструкцией ознакомлен
_______________________ _____________________
(Ф.И.О.) (Дата)
Должностная инструкция продавца магазина
ЗАО «Юничел»
«Утверждаю»
Директор ________________
___________________
Должностная инструкция продавца магазина.
Общие положения.
Продавец является сотрудником магазина, подчиняется непосредственно директору магазина и товароведу, подотчетен и подконтролен им. В своей деятельности руководствуется: настоящей должностной инструкцией, правилами торговли, устными и письменными приказами и распоряжениями администрации магазина. Продавец должен знать и выполнять правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, нормы производственной санитарии и гигиены.
Цель.
Цель работы продавца – обеспечение максимального объема продаж посредством создания оптимальных условий покупателям для выбора и оплаты товара.
Взаимодействие со службами.
В своей работе продавец должен взаимодействовать и решать текущие вопросы с другими продавцами, с товароведом и директором.
Товаровед решает вопросы по оптимальной выкладке товара, по недостающим ценникам на товар, по снятию товара с продажи из-за прошедшего срока годности.
Директор решает вопросы по графику работы, по участию в акциях по стимулированию продажи товара, по взаимодействию с офисом, ГК, инспектирующими и проверяющими организациями.
Основные обязанности.
1. Расстановка и пополнение товара на стеллажах.
2. Обеспечение сохранности товара в торговом зале.
3. Помощь покупателям при выборе товара.
4. Стимулирование продаж заданных администрацией видов товара.
5. Приемка и расстановка принятого товара.
6. Наклейка ценников на товар.
7. Участие в инвентаризации.
8. Контроль сроков реализации товара.
9. Обслуживание клиентов на кассе и ведение кассовых документов.
Описание работы.
1. Расстановка и пополнение товара на стеллажах.
Работа продавцов осуществляется по установленному директором графику. В рабочие дни до открытия магазина продавец проверяет, достаточно ли товара для успешного начала процесса продаж. При необходимости выставляет товар с мест хранения и разрезает коробки для обеспечения свободного доступа покупателей к товару.
В течение дня продавец следит за наличием достаточного количества товара и при необходимости пополняет его.
Товар на стеллажах размещается аккуратно, с выравниванием по передней кромке полок. Не допускается наличие на стеллажах свободных мест. В случае отсутствия какого-либо товара, его место на стеллаже должно немедленно заполняться соседним товаром в достаточном количестве.
2. Обеспечение сохранности товара в торговом зале.
В зависимости от распределения директором продавцов в торговом зале, продавец может нести службу на посту №1 у центрального входа в магазин. В это время продавец контролирует использование ячеек для хранения личных вещей посетителей. Одновременно он контролирует деятельность продавцов на кассе, выборочно осуществляя сверку оплаченного покупателем чека с объемом и стоимостью сделанной покупки. В случае попытки проноса неоплаченного товара продавец задерживает нарушителя и препровождает его в служебные помещения магазина, где удерживает до прибытия сотрудников милиции или принятия решения администрацией магазина.
Во всех случаях продавец, вступая в отношения с гражданами, обязан вести себя корректно и вежливо. При наличии достаточных оснований, уличающих лицо в совершении кражи и отказа проследовать для разбирательства, оказания физического сопротивления, умышленного уничтожения имущества компании, продавец в соответствие с ч.1. ст.38 УК РФ (Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление) вправе пресечь незаконные действия для доставления этого лица органам власти.
При работе в торговом зале продавец осуществляет наблюдение за посетителями, следя за тем, чтобы последние отбирали и переносили товар в специальных корзинках или тележках. Особое внимание при этом необходимо обращать на перемещение дорогостоящего товара. Путем визуального наблюдения продавец выявляет лиц, похищающих продукцию в своей одежде или в пронесенных в магазин предметах: зонтах, пакетах, дамских сумочках и т.п. Установив данную категорию лиц, продавец сообщает об этих гражданах продавцу на посту №1 для дальнейшего наблюдения и задержания в случае выноса неоплаченного товара. В случаях порчи продукции в торговом зале (откупоривание различной тары, разрыв упаковочного материала и т.д.) продавец немедленно пресекает действия нарушителей с обязательной оплатой поврежденного товара. В случае отказа виновного лица от немедленной оплаты поврежденного товара продавец сообщает об этом директору магазина для вызова им милиции и возбуждения уголовного дела по ст. 167 УК РФ «Умышленное уничтожение или повреждение имущества».
Если магазин не сдается под охрану на пульт, продавцы по графику, установленному директором, осуществляют охрану магазина в ночное время. При этом они несут полную ответственность за все имущество, находящееся в магазине. Во время ночного дежурства продавцу запрещается:
- самовольно покидать место несения службы;
- допускать нахождение на охраняемом объекте посторонних лиц;
- отключать охранную сигнализацию и вскрывать без крайней необходимости опечатанные помещения;
- использовать оргтехнику в личных целях;
- самостоятельно производить опечатывание помещений магазина;
- употреблять спиртные напитки.
3. Помощь покупателям при выборе товара.
При необходимости продавец дает консультации покупателям по ассортименту товаров, предлагаемых к продаже в магазине, по потребительским свойствам и особенностям товаров.
4. Стимулирование продаж заданных администрацией видов товаров.
По указанию администрации магазина продавец принимает участие в стимулировании продаж
определенных видов товара для скорейшей их реализации по причине выведения этих товаров из ассортимента, истечения сроков годности, а также для увеличения объема продаж этих видов товаров при участии магазина в рекламных акциях и акциях по стимулированию продаж.
При стимулировании продаж товара продавец обращает внимание покупателей на заданный товар путем размещения его на самых просматриваемых местах, путем дополнительных консультаций покупателей по особенностям и преимуществам данного товара и иным способом.
5. Приемка и расстановка принятого товара.
По указанию товароведа или директора продавец работает на разгрузке машины с товаром. Как только товар разгружен, продавец, в зависимости от решения директора или товароведа, выполняет следующие обязанности:
- В случае прихода товара из Дистрибьюторского центра компании продавец помогает товароведу или директору принимать товар. Для этого ему необходимо осуществлять следующие действия: брать товар из поддона или из бокса, пересчитывать его и называть товароведу или директору наименование товара и пришедшее количество. После того, как товаровед или директор отметит реально пришедшее количество в накладной, принятый товар необходимо складывать в тележку для дальнейшего развоза по местам хранения. Эти действия необходимо продолжать до полного приема товара или до открытия магазина, в зависимости от решения директора или товароведа.
- В случае прихода товара местных поставщиков, доставляющих товар непосредственно в магазин, продавец самостоятельно принимает товар. Директор или товаровед осуществляют контроль над приемкой товара.
- Занимается развозом тележек и расстановкой принятых товаров на стеллажах. Товар необходимо размещать на стеллажах по видам, срокам хранения, соблюдая удобство для обслуживания покупателей и проведения инвентаризаций. Товар размещается таким образом, чтобы место его хранения служило, по возможности, и местом продажи. Основная масса высоколиквидного товара продается непосредственно из коробок, у которых аккуратно удаляется верхняя часть и, при необходимости обеспечения лучшей видимости и удобного доступа, еще и передняя стенка. Штучно размещается лишь более слабопродаваемый товар непродуктового ассортимента.
- При расстановке принятого товара на стеллажах продавец должен размещать имеющийся на месте продажи и принятый товар таким образом, чтобы обеспечить покупателям свободный доступ в первую очередь к товару с более коротким сроком хранения. Для этого необходимо расставлять партии товара с более коротким сроком хранения ближе к кромке стеллажа или поверх товара с более поздним истечением срока хранения, в зависимости от конфигурации места продажи.
6. Наклейка ценников на товар.
Во время работы в торговом зале продавец обязан следить за наличием ценников на товар, их верным размещением и правильным указанием всей информации в ценнике (наименование товара, цена, вес и т.д.) Продавец наклеивает ценники, подготовленные и переданные ему товароведом или директором:
- после приемки и расстановки товара;
- после обновления цен
- в случае обнаружение несоответствия ценника требованиям правил торговли
- в других случаях по указанию директора или товароведа
7. Участие в инвентаризации.
Продавец получает от товароведа или директора ведомости для пересчета товара и заносит в них количество пересчитанного товара. После окончания пересчета продавец передает отмеченные ведомости товароведу или директору.
8. Контроль сроков реализации товара.
При выполнении всех своих функциональных обязанностей продавец обращает внимания на сроки реализации товаров. При обнаружении товаров с истекшими сроками реализации, продавец должен немедленно убрать товар с места продажи и дать эту информацию товароведу или при его отсутствии директору.
9. Обслуживание клиентов на кассе и ведение кассовых документов.
В дни, когда продавец обслуживает клиентов на кассе, его работа осуществляется следующим образом:
- продавец открывает накладную (F6);
- при помощи сканера или вручную (F2,F8) находит выбранный товар, фиксирует в расходном документе программы количество;
- после проведения покупки клиента накладная закрывается (F9); покупателю называется сумма накладной, вводится сумма денег, полученная от покупателя; в нижнем окне экрана автоматически высвечивается сумма сдачи;
- продавец принимает от покупателя деньги, автоматически выбивается чек на сумму, равную сумме расходного документа;
- чек вместе со сдачей передается покупателю; в чеке обязательно должна быть зафиксирована полученная наличность и сдача.
ВНИМАНИЕ! Если покупка проведена по компьютеру и пробита по кассе, но сумма покупки клиента не устраивает, и он хочет частично или полностью отказаться от покупки, необходимо:
- обязательно приглашается директор или товаровед
- представитель администрации магазина принимает «отказной» товар у покупателя;
- выписывается документ возврата по отказным позициям (F7);
- продавец принимает от покупателя сумму покупки после корректировки либо, если покупатель уже внес деньги за «отказной» товар в кассу, возвращает стоимость «отказного» товара
- составляется акт возврата денежной суммы по кассе в соответствии с требованиями кассовой дисциплины; документ возврата (возвратный чек) прикладывается к отчетной кассовой документации
В случае, если покупатель хочет вернуть какой-либо товар по истечении некоторого времени после его приобретения, продавец вызывает директора или товароведа магазина для решения вопроса в соответствии с требованиями законодательства.
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- удалять документы расхода;
- возвращать покупателям деньги за возвращенную продукцию без присутствия администрации магазина.
В течение рабочего дня продавец на кассе обеспечивает сохранность денежных средств. Товаровед или директор производят промежуточный пересчет денег в кассе. Продавец формирует пачки по 100 купюр одной номинации и сдает для хранения в сейф. Эта операция производится не в ущерб обслуживанию покупателей.
После закрытия магазина для клиентов продавец получает от товароведа или директора «Реестр документов за день» в программе «Склад» и сверяет наличные в кассе. В случае ошибки продавец выявляет и устраняет ее. Недостача погашается из собственных средств продавца.
Продавец заполняет книгу кассира-операциониста. Денежные купюры складываются по требованию инкассации, закладываются сопроводительные ведомости. Разложенные денежные купюры укладываются в инкассаторскую сумку, которая пломбируется и передается инкассатору. Производится Z-отчет на ККМ. В конце рабочего дня выключается ККМ и компьютер.
Наиболее опытные по работе с кассой продавцы могут назначаться директором старшими на кассе. В этом случае в их обязанности дополнительно входит:
- контроль действий всех продавцов на кассах по сверке на ККМ, по заполнению «книги кассира-операциониста», по правильности подготовки денежных купюр и заполнения сопроводительной ведомости, по пломбированию инкассаторской сумки и выполнению Z-отчета;
- контроль над сохранностью первичных документов и оформлением их в соответствии с установленным порядком (программа 1С) ;
- контроль над запасами кассовой ленты для ККМ, приходных и расходных ордеров, шпагата, пломб и сопроводительных ведомостей для инкассации. Последние в случае необходимости (недельный запас) заказываются продавцом у инкассатора.
Дополнительно.
Режим работы в праздничные дни определяется устными или письменными распоряжениями директора магазина.
Продавец участвует в проводимых для продавцов занятиях (обучении) по повышению уровня знаний по свойствам и особенностям продукции, мерчендайзингу товаров, работе на кассе и других знаний и навыков, необходимых в работе.
Продавец участвует в проводимых в магазине собраниях коллектива.
Продавец информирует директора магазина обо всех нештатных ситуациях в своей работе.
Продавец обязан иметь надлежаще оформленную санитарную книжку, своевременно проходить все необходимые медосмотры и процедуры.
Продавец может назначаться директором ответственным за открытие, снятие с охраны, закрытие и постановку на сигнализацию магазина в определенные дни устными или письменными распоряжениями директора магазина.
Продавец обязан выполнять иные, не описанные в данной должностной инструкции, распоряжения администрации, вызванные производственной необходимостью.
Оплата труда.
Оплата труда продавца производится согласно действующему штатному расписанию и «Положению о премировании работников магазинов ЗАО «_______».
Ответственность.
Продавец несет коллективную материальную ответственность за сохранность товара в магазине.
Кроме того, продавец несет ответственность за:
- качество и своевременность выкладки товара;
- наличие ценников на товар;
- наличие на стеллажах товаров только с допустимыми сроками реализации;
- правильность оформления отчетов по ККМ, сохранность первичных документов и своевременную передачу их в бухгалтерию;
- правильное оформление приходных и расходных документов
- своевременное пополнение запасов расходных материалов на кассе, сохранность пломбиратора;
- корректное и вежливое отношение к покупателям;
- соблюдение трудовой дисциплины согласно Трудовому кодексу РФ и Трудовому договору (Контракту);
- выполнение всех устных и письменных указаний и распоряжений администрации, касающихся работы магазина
- выполнение других требований настоящей должностной инструкции.
В случае нарушения настоящей должностной инструкции к продавцу применяются дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения.
Права
Продавец имеет право вносить предложения по улучшению процессов выполняемой работы,
качества обслуживания клиентов, а так же по оптимизации всех процессов
деятельности магазина.
C инструкцией ознакомлен
_______________________ _____________________
(Ф.И.О.) (Дата)
[1] Касьянов В.В. Социология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – с.-266.
[2] Колесников Ю.С. Прикладная социология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – с.-118.
[3] Социологические исследования. / Под ред. Ждановой А.Л. – СПб.: Питер, 2005. – с.-7.
[4] Вопросы социологических исследований. / Сост. Кабаева О.О. – М.: ВЛАДОС, 2003. – с.-46.
[5] Касьянов В.В. Социология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – с.-274.
[6] Социологические исследования. / Под ред. Тихонова П.М. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с.-50.
[7] Касьянов В.В. Социология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – с.-279.