УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ФСВТ России
от " 01 " февраля 2000г. № 19-р
РУКОВОДСТВО
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕРСОНАЛА ОБСЛУЖИВАНИЯ
ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
(ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ)
С введением в действие данного Руководства признана утратившей силу первая редакция Руководства, утвержденная распоряжением ФСВТ России № 8/и от 09.09.1998 г.
Руководство разработано под общей редакцией Заместителя начальника УР ОВД ФСВТ России Королева Е.Н.
Отв. исполнители: Мамедов Р.А., Ерзакович Ю.А.
ГЛАВА 1.
Сокращения, определения и общие положения
1.1. Сокращения и определения
1.1.1. Сокращения
АДП - аэродромный диспетчерский пункт
АНК - аэронавигационный колледж
АУЦ - авиационный учебный центр
АТК - авиационно-транспортный колледж (авиационный технический колледж)
АИП - сборник аэронавигационной информации
АС ОВД - автоматизированная система обслуживания (управления) воздушного движения
АС ОПВД - автоматизированная система организации планирования воздушного движения
АТУ - авиационно-техническое училище
ВАУ - высшее авиационное училище
ВД - воздушное движение
ВКК - высшая квалификационная комиссия
ВРЦ ЕС ОрВД - вспомогательный районный центр единой системы организации воздушного движения
ВС - воздушное судно
ВЛП - весенне-летний период
ВСДП - вспомогательный стартовый диспетчерский пункт
ГА - гражданская авиация
ГОП - группа организации потоков
ГП - государственное предприятие
ГУП - государственное унитарное предприятие
ГосНИИ - государственный научно-исследовательский институт
ГЦ ППВД - главный центр планирования потоков воздушного движения
ДП - диспетчерский пункт
ДНК - диспетчерский пункт круга
ДПК МВЛ - диспетчерский пункт круга местных воздушных линий
ДПП - диспетчерский пункт подхода
ДПР - диспетчерский пункт руления
ДПСП - диспетчерский пункт системы посадки
ЕС ОрВД - Единая система ОрВД
ИВП - использование воздушного пространства
ИПП - инструкция по производству полетов
ИКАО - международная организация гражданской авиации
КДП - командно - диспетчерский пункт
КДП МВЛ - командно-диспетчерский пункт местных воздушных линий
КПК - курсы повышения квалификации
МВЛ - местные воздушные линии
МДП - местный диспетчерский пункт
МКК - местная квалификационная комиссия
ОВД - обслуживание (управление) воздушного движения
ОЗП - осенне-зимний период
ОрВД - организация воздушного движения
ПВД - планирование воздушного движения
ПК - процедурный контроль
ПДП - пункт диспетчера посадки
ПРЛ - посадочный радиолокатор
PA - район аэродрома
РГП- региональное государственное предприятие
РАУ - район аэроузла
РКК - региональная квалификационная комиссия
РЛУ - радиолокационное управление
РП - руководитель полетов
ГСП - радиолокационная система посадки
РТС УВД - радиотехнические средства управления воздушным движением
РФ - Российская Федерация
PЦ ЕС ОрВД - районный центр единой системы организации воздушного движения
СДП - стартовый диспетчерский пункт
СДП МВЛ - стартовый диспетчерский пункт местных воздушных линий
СОК - средства объективною контроля
ТО ФСВТ России - территориальный орган ФСВ России
ТТД - тактико-технические данные
УВД - управление воздушным движением
УР ОВД ФСВТ России - Управление регулирования организации воздушного движения Федеральной службы воздушного транспорта России
УЗ - учебное заведение
УТК - учебно-тренировочный комплекс
УТЦ - учебно-тренировочный центр
ФСВТ России - Федеральная служба воздушного транспорта России
ФАП - Федеральные авиационные правила
Центр АУВД - центр автоматизированного управления воздушным движением
Центр ЕС ОрВД - центр единой системы организации воздушного движения
(п. 1.1.2. дополнен распоряжением Минтранса России от 11.01.02г. № НА-11-р)
1.1.2. Определения
Вспомогательный персонал ОВД - общий термин, обозначающий специалиста ОВД, осуществляющих вспомогательные функции и не имеющих свидетельств диспетчера УВД (диспетчеры - ассистенты, диспетчеры информаторы, диспетчеры-операторы и другие).
Вышка - пункт УВД, предоставляющий диспетчерское обслуживание в районе аэродрома (объединяющий функции СДП (ВСДП), ДПР, ПДП. ДПК).
Диплом, свидетельство (сертификат) удостоверение - документ, свидетельствующий о завершении обучения по установленной программе и дающий право на получение квалификационной отметки для выполнения определенного вида деятельности после успешной стажировки.
Диспетчер аэродрома - общий термин, обозначающий диспетчера УВД, который по окончанию курсов подготовки диспетчеров аэродрома или учебного заведения и стажировки получил квалификационную отметку диспетчера аэродрома и или имеет допуск к работе по крайней мере на одном из следующих диспетчерских пунктов УВД: СДП, ВСДП, ДПР, Вышка, СДП МВЛ, КДП МВД, ДПК МВЛ, АДП, а также объединенных в установленном порядке из вышеперечисленных диспетчерских пунктов.
Диспетчер ПВД - специалист со средним или высшим специальным образованием который закончил курсы подготовки при учебных заведениях ГА в соответствии с пунктом 3.1.1.1 или при ГУП ГЦ ППВД и получил допуск к работе согласно специализации.
Диспетчер подхода - общий термин, обозначающий диспетчера УВД, который но окончанию курсов подготовки диспетчеров подхода или учебного заведения ГА и стажировки получил квалификационную отметку диспетчера подхода и/или имеет допуск к работе по крайней мере на одном из следующих диспетчерских пунктов УВД: ДПП, ДПК, КДП.
Диспетчер посадки - общий термин, обозначающий диспетчера УВД, который по окончанию курсов подготовки диспетчеров посадки с применением посадочною радиолокатора и стажировки получил квалификационную отметку диспетчера посадочного радиолокатора и/или имеет допуск к работе на ПДП (ДПСП).
Диспетчер района ЕС ОрВД - общий термин, обозначающий диспетчера УВД, который по окончанию курсов подготовки диспетчеров района ЕС ОрВД или учебного заведения и стажировки получил квалификационную отметку диспетчера УВД и\или имеет допуск к работе по крайней мере на одном из следующих диспетчерских пунктов УВД: РЦ ЕС ОрВД, ВРЦ ЕС ОрВД, МДП, ВМДП.
Диспетчер УВД - специалист, имеющий действующее свидетельство диспетчера УВД и действующий допуск к работе по крайней мере на одном диспетчерском пункте УВД.
Интенсивность воздушного движения - количество воздушных судов, поступающих в воздушное пространство, обслуживаемое диспетчерским пунктом УВД, в единицу времени.
КДП - пункт УВД, объединенный пункт, предоставляющий диспетчерское обслуживание в районе аэродрома (вышка) и в районе подхода.
Квалификационная отметка диспетчера аэродрома - запись в свидетельстве диспетчера УВД о присвоении квалификации "диспетчер аэродрома", сделанная на основании диплома об окончании учебного заведения или удостоверения об окончании курсов подготовки диспетчеров аэродрома, а также успешного завершения стажировки для получения допуска к работе на СДП, ВСДП, ДПР, Вышке, СДП МВЛ, КДП МВЛ, ДПК МВЛ и АДП.
Квалификационная отметка диспетчера подхода - запись в свидетельстве диспетчера УВД о присвоении квалификации "диспетчер подхода", сделанная на основании диплома об окончании учебного заведения или удостоверения об окончании курсов подготовки диспетчеров подхода, а также успешного завершения стажировки для получения допуска к работе на ДПП, ДПК и КДП.
Квалификационная отметка диспетчера посадочного радиолокатора - запись в свидетельстве диспетчера УВД о присвоении квалификации "диспетчер посадки", сделанная на основании удостоверения об окончании курсов подготовки диспетчеров посадки, а также успешного завершения стажировки для получения допуска к работе на ПДП (ДПСП).
Квалификационная отметка диспетчера района ЕС ОрВД - запись в свидетельстве диспетчера УВД о присвоении квалификации "диспетчер района ЕС ОрВД", сделанная на основании диплома об окончании учебного заведения или удостоверения об окончании курсов подготовки диспетчеров района ЕС ОрВД, а также успешного завершения стажировки для получения допуска к работе в РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД, МДП и ВМДП.
ОВД - обслуживание воздушного движения, это общий термин в соответствующих случаях означающий полетно-информационное обслуживание, консультативное обслуживание, диспетчерское обслуживание (управление) воздушного движения, а также аварийное оповещение.
ОрВД - организация воздушного движения, представляющая собой:
- обслуживание (управление) воздушного движения;
- организацию потоков воздушного движения;
- организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения.
Персонал ОВД - общий термин, включающий в себя руководителей и специалистов служб обслуживания воздушного движения (служб движения аэропортов).
Персонал ПВД - общий термин, включающий в себя руководителей и специалистов главного, зонального, вспомогательного зонального центров Единой системы организации воздушного движения, группы организации потоков и специалистов АДП, связанных с планированием воздушного движения.
Пропускная способность пункта УВД - расчётная величина максимального количества воздушных судов, которые могут быть обслужены без ущерба их безопасности в единицу времени.
Свидетельство диспетчера УВД - документ, выданный лицу из персонала обслуживания (управления) воздушного движения, удостоверяющий его права и обязанности в процессе профессиональной деятельности.
Аэронавигационное обслуживание. Данный термин включает обслуживание воздушного движения, службу авиационной электросвязи, метеорологическое обеспечение аэронавигации, поиск и спасание и службы аэронавигационной информации. Эти виды обслуживания предоставляются воздушному движению на всех этапах полета (подход, аэродромное диспетчерское обслуживание и диспетчерское обслуживание на маршруте). (Документ ИКАО Doc 9082 "Заявления Совета Договаривающимся государствам относительно аэропортовых сборов и сборов за аэронавигационное обслуживание").
1.2. Общие положения
1.2.1. Руководство по профессиональной подготовке персонала ОВД (далее Руководство) разработано на основании Воздушного Кодекса Российской Федерации#S, закона Российской Федерации "Об образовании", стандартов и рекомендуемой практики ИКАО, а также накопленного опыта в области подготовки персонала ОВД.
1.2.2. Руководство является основным документом, в соответствии с которым осуществляется обучение, допуск к работе, переподготовка и повышение квалификации персонала ОВД и ПВД.
1.2.3. Методическое обеспечение профессиональной подготовки персонала ОВД осуществляется:
Академией ГА;
Ульяновским ВАУ ГА;
Красноярским АТК ГА;
Санкт-Петербургским АТК ГА;
ГосНИИ "Аэронавигация" в части освоения новых технических систем и средств ОВД;
ГУП ГЦ ППВД в части персонала ПВД;
Сертифицированными АУЦ, предприятиями по ИВП и УВД, их филиалами, авиапредприятиями в части контроля уровня и поддержания квалификации персонала ОВД и ПВД (ГОП и специалистов ПВД АДП).
1.2.4. Ответственность за организацию и качество профессионального отбора и обучения персонала ОВД и ПВД возлагается на руководителей организаций, указанных в п.1.2.3.
1.2.5. Ответственность за допуск к работе и поддержание квалификации персонала ОВД и ПВД возлагается на руководителей предприятий по ИВП и УВД, их филиалов и авиапредприятий, ГУП ГЦ ППВД в части их касающейся.
1.2.6. Все виды профессиональной подготовки проводятся в сертифицированных учебных заведениях и АУЦ гражданской авиации, имеющих лицензию на проведение соответствующей подготовки. Краткосрочные курсы поддержания квалификации продолжительностью не более 72 часов могут проводится по месту основной работы специалистов.
1.2.7. Учебные планы и программы первоначальной подготовки диспетчеров УВД разрабатываются и утверждаются в учебных заведениях по согласованию с УР ОВД ФСВТ России.
Учебные планы и программы курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала ОВД и ПВД разрабатываются в учебных заведениях ГА, АУЦ и утверждаются в УР ОВД ФСВТ России.
ГЛАВА 2.
Основные требования к персоналу ОВД
2.1. К персоналу ОВД и ПВД предъявляются следующие требования:
российское гражданство;
возраст не менее 19 лет на момент получения первоначального допуска к работе;
среднее специальное, а для категории от РП и выше, как правило, высшее специальное образование;
наличие соответствующего сертификата для персонала, направляемого на пункты, осуществляющие УВД и ПВД на английском языке;
состояние здоровья и психофизиологические качества, соответствующие действующим требованиям;
высокий уровень ответственности и дисциплины.
2.2. К вспомогательному персоналу ОВД и ПВД предъявляются требования пункта 2.1. за исключением требований к образованию, которое должно быть не ниже среднего.
ГЛАВА 3.
Подготовка персонала ОВД и ПВД
3.1. Подготовка диспетчеров УВД
3.1.1. Первоначальная подготовка диспетчеров УВД
3.1.1.1. Первоначальная подготовка диспетчеров УВД производится на дневных отделениях Академии ГА, Ульяновского ВАУ ГА, Красноярского АТК и Санкт-Петербургского АТК ГА, а также на курсах первоначальной подготовки диспетчеров УВД из числа авиационного персонала в тех же учебных заведениях (по согласованию с УР ОВД ФСВТ России).
3.1.1.2. Студенты (курсанты) учебных заведений, успешно завершившие обучение, получают дипломы, которые дают право приступить к стажировке и после ее успешного окончания получить:
свидетельство диспетчера;
квалификационную отметку;
третий класс;
первоначальный допуск к УВД.
3.1.1.3. На курсы первоначальной подготовки диспетчеров УВД при учебных заведениях ГА направляются лица из числа авиационного персонала, отвечающие требованиям п.2.1. имеющие авиационное среднетехническое или высшее образование, со стажем летной работы в гражданской, экспериментальной и государственной авиации или на пунктах управления полетами не менее 3-х лет, прошедшие собеседования с руководителями предприятий и получившие направления на обучение по форме приложения 1.
Лица, успешно завершившие обучение, получают удостоверение (сертификат), которое даёт право приступить к стажировке и после её успешного окончания получить:
свидетельство диспетчера;
квалификационную отметку;
третий класс;
первоначальный допуск к УВД.
3.1.1.4. Перед направлением на курсы первоначальной подготовки диспетчеров УВД кандидат должен пройти медицинскую комиссию и профессионально-психологический отбор.
3.1.1.5. Свидетельство диспетчера УВД выдается ВКК, РКК ТО ФСВТ России, а также МКК учебных заведений, которым ФСВТ России делегировало это право.
3.1.2. Подготовка диспетчеров УВД для получения последующих квалификационных отметок
3.1.2.1. Подготовка диспетчеров УВД для получения последующих квалификационных отметок проводится в учебных заведениях ГА указанных в п.3.1.1.1. или сертифицированных авиационных учебных центрах по согласованию с УР ОВД ФСВТ России. Подготовка организуется по следующим направлениям:
диспетчер аэродрома;
диспетчер подхода;
диспетчер посадки с применением ПРЛ;
диспетчер района ЕС ОрВД.
3.1.2.2. На курсы диспетчеров посадки направляются диспетчеры УВД, проработавшие не менее одного года на одном из диспетчерских пунктов: СДП, Вышке, ДПК, ДПП, КДП, КДП МВЛ.
3.2. Подготовка диспетчеров ПВД
3.2.1. Подготовка диспетчеров ПВД производится на курсах в учебных заведениях ГА, указанных в п.3.1.1.1. и в АУЦ ГЦ ППВД. На курсы первоначальной подготовки диспетчеров ПВД направляются лица из числа персонала ОВД со стажем работы по УВД не менее 3-х лет, а также лица, имеющие стаж летной работы или работы на пунктах управления полетами не менее 3-х лет. Лица направляемые на курсы, должны иметь направление на обучение по форме приложения №1. Удостоверение об окончании курсов дает право на проведение стажировки, получение свидетельства сотрудника по обеспечению полетов и получение допуска к самостоятельной работе.
3.3. Подготовка вспомогательного персонала
3.3.1. Подготовка вспомогательного персонала проводится в учебных заведениях ГА указанных в п.3.1.1.1. сертифицированных АУЦ или в предприятиях. Решение о виде и месте подготовки принимает руководитель предприятия.
3.4. Подготовка персонала ОВД и ПВД к обслуживанию международных полетов на английском языке
(п. 3.4.1. изменен распоряжением Минтранса России от 11.01.02г. № НА-11-р )
3.4.1. Первоначальная подготовка диспетчеров УВД к обслуживанию международных полетов на английском языке проводится на дневных отделениях учебных заведений ГА указанных в п. 3.1.1.1. а также на специальных курсах в тех же учебных заведениях или сертифицированных АУЦ по согласованию с УР ОВД ФСВТ России.
Первоначальная подготовка диспетчеров ПВД к обеспечению международных полетов проводится на специальных курсах в учебных заведениях ГА, указанных в п. 3.1.1.1. и сертифицированных АУЦ по согласованию с УР ОВД ФСВТ России.
Диспетчеры, успешно закончившие данную подготовку с оценкой не ниже "четыре" по пятибалльной шкале, получают удостоверение (сертификат), которое является основанием для проведения стажировки и получения допуска к обслуживанию и обеспечению международных полетов на английском языке.
3.4.2. Подготовка вспомогательного персонала к обслуживанию и обеспечению международных полетов на английском языке проводится на специальных курсах в учебных заведениях ГА, указанных в п.3.1.1.1. и сертифицированных АУЦ по решению руководителя предприятия.
По окончанию курсов специалистам вспомогательного персонала выдается удостоверение (сертификат), которое дает право на проведение стажировки и получение допуска к работе.
ГЛАВА 4.
Допуск к работе
4.1. Первоначальный допуск к работе в качестве диспетчера УВД и ПВД
(п. 4.1.1. изменен распоряжением Минтранса России от 11.01.02г. № НА-11-р )
4.1.1. Первоначальный допуск к работе в качестве диспетчера УВД, в том числе диспетчера АДП оформляется через РКК ТО ФСВТ России при соблюдении следующих условий:
4.1.1.1. Кандидат имеет диплом или удостоверение, которые определены пунктами 3.1.1.2 и 3.1.1.3 в качестве документов, дающих право получения свидетельства диспетчера и допуска к стажировке на диспетчерском пункте.
4.1.1.2. Диспетчер-стажёр успешно прошёл стажировку по ОВД, и тренировку на тренажёре согласно требованиям приложения 2, а для диспетчера ЛДП - приложения 3;
4.1.1.3. Имеются представление диспетчера - инструктора по форме приложения 4 и акт проверки специальной подготовки диспетчера - стажера по форме приложения 5;
4.1.1.4. Диспетчер-стажер показал уровень знаний не ниже оценок, соответствующих требованиям, предъявляемым к диспетчеру третьего класса;
4.1.1.5. Диспетчер-стажёр успешно прошел две проверки: одну продолжительностью не менее 2-х часов на рабочем месте и вторую продолжительностью не менее 3-х часов на диспетчерском тренажере (за исключением диспетчера АДП).
4.1.2. Первоначальный допуск к работе в качестве диспетчера ПВД оформляется решением руководителя предприятия после окончания курсов в соответствии с пунктом 3.2. и успешного прохождения стажировки в объеме, указанном а приложении 3.
4.2. Последующий допуск к работе
4.2.1. Получение последующего допуска к ОВД, ПВД разрешается не ранее, чем через 1 год после получения предыдущего допуска к ОВД. ПВД. Последующий допуск оформляется приказом руководителя предприятия (через 6 месяцев разрешается проводить стажировку и оформлять допуск на секторах одноименных пунктов УВД (РЦ, ВРЦ ЕС ОрВД и ДПП).
Учитывая индивидуальные качества диспетчера-стажёра, разрешается решением руководителей предприятия по ИВП и УВД, их филиалов и авиапредприятий сокращать не более, чем в три раза, объем стажировки, указанный в приложении 2.
4.2.2. Допуск к работе на эпизодически совмещаемых диспетчерских пунктах ОВД оформляется после получения допуска к ОВД на каждом из совмещаемых диспетчерских пунктов.
4.3. Допуск к работе в качестве вспомогательного персонала
4.3.1. Порядок стажировки, получения и подтверждения допуска к работе в качестве вспомогательного персонала ОВД, ПВД устанавливаются руководителями предприятий по ИВП и УВД, их филиалов, авиапредприятий.
Подготовка и получение допуска к работе диспетчеров-информаторов, диспетчеров-операторов и операторов секторов ОВД регламентируется специальной инструкцией.
4.4. Получение и подтверждение допуска к обслуживанию и обеспечению международных полетов на английском языке
4.4.1. Диспетчеры - стажеры, имеющие удостоверения (сертификаты) об окончании подготовки к обслуживанию и обеспечению международных полетов на английском языке с оценками "хорошо" и "отлично" и прошедшие стажировку на рабочем месте, могут получить допуск к обслуживанию (обеспечению) международных полетов на английском языке одновременно с первоначальным допуском к работе в качестве диспетчера УВД (ПВД).
4.4.2. Диспетчеры - стажеры, имеющие допуск к работе в качестве диспетчера УВД (ПВД) для получения допуска к обслуживанию (обеспечению) международных полетов на английском языке, после окончания соответствующих курсов и получения удостоверения (сертификата) с оценками "хорошо" и "отлично", проходят стажировку на рабочем месте в объеме, определяемом программой стажировки. (Объем стажировки для диспетчеров УВД, (ПВД) - не менее 2-х часов непосредственного УВД (выполнения технологии ПВД) на английском языке на рабочем месте и не менее 9-ти часов тренажерной подготовки с применением фразеологии радиообмена на английском языке при наличии тренажера в предприятии. Если тренажер в предприятии отсутствует - проводится стажировка на рабочем месте в объеме не менее 24 часов).
4.4.3. Основанием для подтверждения допуска к ОВД (ПВД) является завершение учебы на курсах повышения квалификации по обслуживанию (обеспечению) международных полетов с оценками "хорошо" и "отлично", положительное заключение о результатах проверки на тренажере (при наличии тренажера в предприятии) и на рабочем месте.
4.5. Допуск к обслуживанию международных полетов вспомогательного персонала
4.5.1. Порядок проведения стажировки и получения допуска для работы в качестве вспомогательного персонала ОВД, ПВД на ДП, с которых осуществляется обслуживание (обеспечение) международных полетов, устанавливается руководителями предприятий по ИВП я УВД, их филиалов, авиапредприятий.
4.6. Порядок проведения стажировки для получения допуска к работе в качестве диспетчера УВД
4.6.1. Стажировка проводится на основании приказа руководителя предприятия по ИВП и УВД, его филиала, авиапредприятия, в котором за каждым диспетчером-стажёром закрепляется диспетчер-инструктор (внештатный инструктор), определяется диспетчерский пункт, сроки и цель стажировки. Началом стажировки является день издания приказа.
4.6.1. Все изменения, затрагивающие указанные в пункте 4.6.1 условия стажировки оформляются новым приказом.
4.6.3. Стажировка проводится под руководством и постоянным контролем диспетчера-инструктора с целью подготовить диспетчера-стажёра к получению допуска к работе на конкретном диспетчерском пункте в течение установленного Руководством периода времени.
4.6.4. Стажировка состоит из двух основных этапов:
теоретической подготовки;
практической подготовки.
4.6.5. Теоретическая подготовка завершается проверкой диспетчером-инструктором уровня знаний диспетчера-стажера по пятибалльной шкале и принятием решения о начале практической подготовки. Если диспетчер-стажер показал знания ниже оценок, соответствующих требованиям предъявляемым к диспетчеру соответствующего класса, ему предоставляется дополнительное время для подготовки с последующей повторной проверкой знаний.
4.6.6. Практическая подготовка проводится на тренажере и диспетчерском пункте. Она включает в себя инструкторский показ обслуживания воздушного движения и работу обучаемого специалиста в качестве диспетчера УВД под контролем диспетчера-инструктора.
4.6.7. Стажировка для получения допуска к работе может быть увеличена по времени вдвое по сравнению с нормативами, указанными в пунктах 4.1 и 4.4 если:
по представлению диспетчера-инструктора обучаемый специалист не готов к проверкам на диспетчерском тренажере и рабочем месте диспетчера УВД;
обучаемый специалист во время проверки на диспетчерском тренажере и рабочем месте диспетчера УВД показал неготовность к самостоятельному обслуживанию воздушного движения;
по представлению диспетчера-инструктора обучаемый специалист не готов к самостоятельному ОВД на английском языке.
4.6.8. Стажировка для получения допуска к работе диспетчером УВД может быть приостановлена или прекращена, если:
обучаемый специалист не овладел минимальным уровнем теоретических знаний для перехода к практической подготовке, несмотря на выделенное для этой цели дополнительное время;
обучаемый специалист во время проверки на диспетчерском тренажере и рабочем месте диспетчера УВД показал неготовность к самостоятельному ОВД после того, как закончил второй период стажировки, увеличенный по сравнению с указанными в пункте 4.1 временными нормативами вдвое;
по представлению диспетчера-инструктора обучаемый специалист не готов к самостоятельному ОВД на английском языке после того, как закончил второй период стажировки, увеличенный по сравнению с указанным и пункте 4.4 временным нормативом вдвое.
Решение о приостановке (прекращении) стажировки принимает руководитель предприятия по ИВП и УВД, его филиала, авиапредприятия по соответствующему представлению заместителя руководителя по ОВД (начальника службы движения аэропорта) данного предприятия.
4.6.9. Методика проведения стажировки регламентируется Инструкцией.
4.7. Порядок проведения стажировки для получения допуска к работе в качестве диспетчера АДП и ПВД.
4.7.1. Стажировка для получения допуска к работе в качестве диспетчера АДП и ПВД осуществляется в соответствии с положениями пункта 4.6 в части, их касающейся.
4.7.2. Практическая подготовка проводится на рабочих местах диспетчеров АДП и ПВД в объеме, указанном в приложении 3.
4.8. Порядок проведения стажировки для получения допуска к работе в качестве руководителя полетов, старшего диспетчера, диспетчера-инструктора
4.8.1. Стажировка заключается в осуществлении стажером функций руководителя полетов, старшего диспетчера, диспетчера-инструктора под контролем руководителя стажировки в объеме приложения 2.
(п. 4.8.2. изменен распоряжением Минтранса России от 11.01.02г. № НА-11-р )
4.8.2. Основанием для получения допуска к работе в качестве руководителя полетов, старшего диспетчера, диспетчера-инструктора является успешное прохождение стажировки и письменное заявление ее руководителя о готовности стажера осуществлять данные функции. Допуск руководителя полетов, старшего диспетчера и диспетчера-инструктора оформляется через РКК
4.9. Порядок поддержания навыков по УВД руководящим, инспекторским и инструкторским составом предприятий по ИВП и УВД и других предприятий, имеющих службы ОВД.
4.9.1. Руководители полетов, старшие диспетчеры, диспетчеры-инструкторы должны ежемесячно отработать на диспетчерских пунктах УВД не менее 8 часов.
Другие лица руководящего и инспекторского состава, имеющие действующее свидетельство диспетчера УВД, ежеквартально проходят стажировку на диспетчерских пунктах УВД в объеме не менее 24 часов или проходят тренировку на диспетчерском тренажере в объеме не менее 9 часов (одно упражнение повышенной категории сложности отдельно для каждого диспетчерского пункта, на котором имеется допуск к самостоятельной работе).
(п. 4.10 внесен распоряжением Минтранса России от 11.01.02г. № НА-11-р )
4.10. Порядок приостановления и восстановления допуска при длительных перерывах в работе.
4.10.1. Приостановление и восстановление допуска к работе оформляется приказом руководителя предприятия (филиала) с записью в книжке диспетчера.
4.10.2. При перерывах в работе на конкретном диспетчерском пункте более двух лет допуск к работе на данном пункте приостанавливается.
4.10.3. Для восстановления допуска проводится проверка теоретических знаний, стажировка на рабочем месте и тренажерная подготовка в объеме, определенном требованиями приложений № 2 и № 3.
Разрешается решением руководителя предприятия (филиала) сокращение не более чем в три раза объемов стажировки и тренажерной подготовки, указанных в приложениях № 2 и № 3.
ГЛАВА 5.
Порядок проведения тренажерной подготовки, проверки теоретических знаний
и практических навыков работы персонала ОВД.
5.1. Тренажерная подготовка
(п. 5.1.1 изменен распоряжением Минтранса России от 11.01.02г. № НА-11-р )
5.1.1. Тренажёрная подготовка персонала ОВД проводится в следующих случаях:
при допуске к самостоятельной работе в объёме, указанном в приложении 2;
при допуске к ОВД международных полетов на английском языке в объеме, указанном в п.4.4 при наличии тренажера в предприятии;
при продлении срока действия свидетельства в объеме не менее 3-х часов;
при повышении в классе в объёме не менее 3-х часов;
при подготовке к работе в ВЛП и ОЗП и объеме не менее 3-х часов (при наличии тренажёра в предприятии);
при перерывах в работе по УВД более 3 месяцев (более 1 месяца - при наличии тренажера в предприятии, в филиале);
при перерывах в работе по УВД более трех месяцев в объеме не менее трех часов.
Допускаются индивидуальные тренировки по личной инициативе специалиста.
5.1.2. При отсутствии возможности проведения тренажерной подготовки для диспетчеров без РЛУ (КДП МВЛ, МДП (ВМДП), ДПР, СДП) она заменяется проверкой навыков и умений на рабочем месте в том же объеме, который указан в п. 5.1.1.
(п. 5.1.3 дополнен распоряжением Минтранса России от 11.01.02г. № НА-11-р )
5.1.3. При продлении действия свидетельства, повышении в классе, подготовке к работе в ВЛП и ОЗП, перерывах в работе по ОВД, а также при тренировках по решению руководителя полетов (старшего должностного лица), отрабатывается одно зачетное упражнение повышенной категории сложности отдельно для каждого диспетчерского пункта, на котором имеется допуск к самостоятельной работе. При большой загруженности тренажера и производственной необходимости решением руководителя предприятия (филиала) тренировка может производится на одном из диспетчерских пунктов, на котором имеется допуск к самостоятельной работе.
5.1.4. Каждому специалисту, направляемому на тренажер, выдается письменное задание с указанием диспетчерского пункта, на котором должна проводиться тренировка. Результаты тренировки заносятся в книжку диспетчера УВД.
(п. 5.1.5 изменен распоряжением Минтранса России от 11.01.02г. № НА-11-р )
5.1.5. Диспетчеры УВД, имеющие допуск к обслуживанию международных полетов, тренажерную подготовку проходят на английском и русском языках. При этом объем подготовки на каждом языке определяет старшее должностное лицо.
5.1.6. Методика тренажерной подготовки регламентируется специальной инструкцией.
5.1.7. Результаты тренажерной подготовки для персонала ОВД, представляемого на повышение в классе, действительны в течение 6 месяцев.
5.2. Проверка теоретических знаний
5.2.1. Проверка теоретических знаний персонала ОВД проводится по утвержденной ФСВТ России "Единой базе контрольных вопросов для проверки теоретических знаний диспетчеров УВД". Проверка профессиональных знаний проводится на ЭВМ или по билетам (письменно или устно).
(п. 5.2.2 изменен распоряжением Минтранса России от 11.01.02г. № НА-11-р )
5.2.2. Проверка теоретических знаний персонала ОВД осуществляется в следующих случаях:
- при первоначальном допуске к самостоятельной работе в полном объеме в соответствии с пунктом 5.2.3;
- при продлении срока действия свидетельства в полном объеме в соответствии с пунктом 5.2.3;
- при повышении в классе в полном объеме в соответствии с пунктом 5.2.3;
- при подготовке к работе в ВЛП и ОЗП в соответствии с Инструкцией МГА от 20 октября 1987 г. № 50/И;
- при перерывах в работе по УВД более трех месяцев в объеме, определяемом руководителем службы ОВД;
- по решению старшего должностного лица при нарушениях правил ОВД и серьёзных ошибках, угрожающих безопасности воздушного движения, в объеме, определяемом руководителем службы ОВД.
5.2.3. Теоретические знания проверяются по следующим специальным областям в части касающейся:
нормативные правовые документы Воздушный кодекс, Федеральные правила ИВП и Федеральные авиационные правила, НПП ГА, ИПП и другие);
обеспечение безопасности полетов (причины авиационных происшествий и инцидентов);
обслуживание воздушного движения;
технологии работы, правила и фразеология радиообмена;
авиационная метеорология;
основы аэродинамики и летно-технические характеристики воздушных судов;
аэронавигационное и штурманское обеспечение полетов;
радиотехническое и светотехническое обеспечение полетов и авиационная электросвязь;
английский язык (для персонала, осуществляющего ОВД (ПВД) на международных трассах и в районах международных аэропортов).
При проверке каждая указанная область может разбиваться на разделы. Проверка считается успешно завершенной, если:
при контрольном тестировании на ЭВМ проверяемый диспетчер УВД третьего класса правильно ответил на 75% (удовлетворительно) вопросов по каждой специальной области (разделу), на 80% (хорошо) и 85% (отлично) по профилирующим дисциплинам соответственно диспетчер второго и первого класса). Общее количество вопросов при контрольном тестировании должно быть не менее ста;
или сдал экзамен, зачет с вышеуказанными оценками.
При тестировании может дополнительно при необходимости применяться собеседование. При результатах тестирования ниже чем 75% (80% и 85% соответственно для диспетчеров второго и первого класса по профилирующим дисциплинам), специалисту предоставляется возможность повторного тестирования в течение пяти дней. В случае повторного отрицательного результата проверки специалист направляется в РКК ТО ФСВТ России для проверки и принятия решения по снижению в классе или по целесообразности его использования в органах ОВД.
5.2.4. При перерывах в работе от одного до трех месяцев предусматривается обязательное изучение изданных за период отсутствия специалиста документов и информации по безопасности полетов и сдача зачетов своим непосредственным начальникам по этим вопросам. При перерывах в работе более 3-х месяцев проводится проверка теоретических знаний по п. 5.2.3.
5.3. Проверка практических навыков на рабочем месте
5.3.1. Проверка практических навыков персонала ОВД осуществляется в случаях, указанных в п. 5.1.1.
Различные виды проверок (за исключением случаев совершения авиационного происшествия, инцидента при ОВД) могут совмещаться по времени.
При наличии более двух секторов на ДП и при условии их совмещения, проверка произведенная на совмещенном диспетчерском пункте, одновременно является и проверкой на совмещаемых диспетчерских пунктах.
Результаты проверок заносятся в книжку диспетчера УВД (приложение 6).
(п. 5.3.2 изменен распоряжением Минтранса России от 11.01.02г. № НА-11-р )
5.3.2. Проверка практических навыков производится в течение двух часов, если перерыв в работе составляет от одного до трех месяцев. При перерывах от трех до шести месяцев продолжительность проверок удваивается. При перерывах более шести месяцев проводится стажировка на диспетчерском пункте в течение 72 часов. Допускается сокращение стажировки до объема не менее 24 часов. При отсутствии возможности проверки практических навыков диспетчеров без РЛУ (КДП МВЛ, МДП и ВМДП) в связи с низкой интенсивностью воздушного движения (от одного до двух ВС в сутки) разрешается выполнять данные проверки на тренажере.
5.3.3. Проверки практических навыков по ОВД производятся непосредственными или вышестоящими начальниками (диспетчерами-инструкторами) в соответствии с технологией работы и должностной инструкцией специалиста.
5.3.4. Один раз в 12 месяцев проводится проверка:
РП и старших диспетчеров по организации и руководству работой смены при ОВД;
диспетчеров-инструкторов по организации и проведению стажировки и проверки персонала ОВД.
Проверку деятельности РП и старших диспетчеров должны осуществлять старшие начальники по следующим элементам:
инструктаж и разбор работы смены;
прием и сдача дежурства;
контроль за проведением приема и сдачи дежурства специалистами смены, а также за кратковременной подменой диспетчеров в ходе ОВД;
взаимодействие со службами, обеспечивающими полеты, особенно аэродромной службой, в период производства работ на ВПП и РД;
контроль за работой смены в течение рабочего времени, особенно диспетчерами, выполняющими функциональные обязанности одиночно, в том числе в ночное время.
Проверку диспетчеров-инструкторов должны осуществлять старшие начальники по ОВД по следующим элементам:
организация, планирование и проведение предварительной подготовки стажера;
определение готовности стажера к практической подготовке;
организация, планирование и проведение практической стажировки на диспетчерском пункте и тренировки на диспетчерском тренажере;
ведение дневника стажера и оформление представления на допуск стажера к самостоятельной работе в качестве диспетчера;
организация и проведение проверки персонала ОВД по УВД.
Проверку РП (старших диспетчеров) и диспетчеров-инструкторов разрешается проводить поэтапно в течение двух-трех смен. Оценка производится по пятибалльной шкале, с записью результатов в книжку диспетчера УВД.
Проверка практических навыков по ОВД руководителей полетов, старших диспетчеров, диспетчеров-инструкторов на рабочих местах, на которых они имеют допуск, проводится старшими начальниками, имеющими действующие свидетельства диспетчеров УВД, или диспетчерами-инструкторами в объеме и сроки, предусмотренные для диспетчерского состава УВД.
(п. 5.3.5 дополнен распоряжением Минтранса России от 11.01.02г. № НА-11-р )
5.3.5. В процессе проверки для оценки действий диспетчеров необходимо использовать данные анализа объективных средств контроля ОВД (магнитофонная запись радиообмена, фотоснимки захода на посадку, диспетчерские графики, стрипы, документация и др.).
О результатах проверки по элементам технологии работы и об использовании средств объективного контроля делается отметка в книжке диспетчера. Без использования средств объективного контроля запрещается выдавать заключение о результатах проверок и готовности специалистов к работе по ОВД.
Объём и продолжительность использования средств объективного контроля для целей проверки определяется решением руководителя службы ОВД.
5.3.6. Проверка персонала ОВД, допущенного к обслуживанию международных полетов, проводится на русском и английском языках.
5.3.7. Результаты проверок практической подготовленности руководителей и специалистов УВД, представленных на повышение в классе действительны в течение 6 месяцев.
5.3.8. Оценка практической подготовленности персонала ОВД производится по пятибалльной системе. По такой же системе оценивается выполнение отдельных элементов проверки.
(п. 5.4. изменен распоряжением Минтранса России от 11.01.02г. № НА-11-р )
5.4. Порядок проверки теоретических знаний и практических навыков работы у персонала ПВД определяется руководителем предприятия.
ГЛАВА 6.
Повышение квалификации персонала ОВД
6.1. Назначение курсов повышения квалификации персонала ОВД
6.1.1. Курсы повышения квалификации персонала ОВД предназначены для:
получения последующих квалификационных отметок персоналом ОВД, связанным с непосредственным УВД;
повышения в должности персонала ОВД;
периодического повышения квалификации персонала ОВД и освоения новых технических средств и систем ОВД;
специальной подготовки персонала ОВД в области обеспечения безопасности полетов, сертификации и лицензирования;
восстановления профессиональных знаний и навыков после длительных перерывов в работе (более 1 года).
6.1.2. Курсы подготовки для получения последующих квалификационных отметок в свидетельстве диспетчера УВД организуются в соответствии с п. 3.1.2.
6.1.3. Целью курсов подготовки персонала ОВД перед повышением в должности является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения вида профессиональной деятельности.
6.1.4. Повышение квалификации руководящего и диспетчерского состава ОрВД проводится в целях изучения новых средств и современных методов обслуживания воздушного движения, совершенствования и приобретения углубленных знаний, умений и навыков по своей профессии, в организаторской и методической работе и управлении производством. Слушатели четвертого и пятого курсов факультета заочного обучения Академии ГА по специальности УВД от повышения квалификации на курсах освобождаются.
6.1.5. Программы курсов повышения квалификации персонала ОВД разрабатываются в учебных заведениях ГА и АУЦ и утверждаются УР ОВД ФСВТ России. Программы курсов для освоения новых технических средств и систем УВД дополнительно согласовываются с разработчиком данных средств и систем УВД и ГосНИИ "Аэронавигация".
6.1.6. Специальная подготовка заключается в получении специальных знаний и навыков для работы в области обеспечения безопасности полетов при ОВД.
(п. 6.1.7. дополнен распоряжением Минтранса России от 11.01.02г. № НА-11-р )
6.1.7. Оценки, полученные руководителями и специалистами на КПК, повышении (подтверждении) в классе квалификации, действительны при продлении срока действия свидетельства диспетчера УВД, подготовки к ВЛП, ОЗП в течение 12 месяцев. В этом случае при подготовке к ВЛП, ОЗП сдаются зачеты по особенностям технологии работы, связанным с особенностями эксплуатации ВС, радиотехнических средств и метеообеспечения.
6.1.8. Оценки, полученные руководителями и специалистами на КПК действительны при повышении в классе в течение 6 месяцев. После представления материалов на повышение в классе в квалификационную комиссию оценки действительны в течение 3-х месяцев с момента их подачи.
6.2. Повышение в должности персонала ОВД
6.2.1. Диспетчеры-инструкторы, диспетчеры-инспекторы, старшие диспетчеры, руководители полетов, начальники пунктов, служб движения авиапредприятий, центров ЕС ОрВД, директоры, заместители директоров по ОВД предприятий по ИBП и УВД, их филиалов, персонал органов сертификации перед назначением на должность проходят профессиональную подготовку на курсах в определенных ФСВТ России образовательных учреждениях, для получения документа установленного образца, дающего право приступить к стажировке в соответствующей должности.
(п. 6.2.2. изменен распоряжением Минтранса России от 11.01.02г. № НА-11-р )
6.2.2. Заместители директоров по ОВД предприятий по ИВП и УВД, их филиалов, начальники служб движения авиапредприятий, начальники пунктов, центров ЕС ОрВД, диспетчеры-инспекторы могут проходить данную подготовку и после назначения на должность в течение одного года.
6.2.3. Курсы подготовки старших диспетчеров, диспетчеров-инструкторов и инструкторов диспетчерских тренажеров комплектуются из числа наиболее подготовленных диспетчеров, имеющих склонность к учебно-методической и воспитательной работе со стажем работы по ОВД не менее 3-х лет, класс классификации - не ниже второго и образование - не ниже среднего специального.
6.2.4. Курсы подготовки руководителей полетов комплектуются из диспетчеров УВД, старших диспетчеров и диспетчеров- инструкторов, как правило, с высшим специальным образованием, показавших высокие организаторские и методические способности на предыдущих этапах работы по специальности УВД, со стажем работы по ОВД не менее пяти лет и классом классификации не ниже второго.
6.2.5. Курсы подготовки директоров предприятий по ИВП и УВД и их заместителей по ОВД, начальников пунктов, служб, центров ОВД и ОрВД, персонала ОрВД органов и центров сертификации проводятся в Академии ГА.
6.2.6. Кандидат на должность РП, старшего диспетчера и диспетчера-инструктора должен иметь:
действующее свидетельство диспетчера;
образование и стаж работы, соответствующий п. 6.2.3, 6.2.4. ;
возраст - не моложе 23 лет для старшего диспетчера и 25 лет для РП;
заключение о пригодности к управленческой деятельности.
6.3. Периодическое повышение квалификации персонала ОВД.
(п. 6.3.1. изменен распоряжением Минтранса России от 11.01.02г. № НА-11-р )
6.3.1. Руководящий состав ОрВД территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, предприятий по ИВП и УВД, ПВД (филиалов), начальники служб, диспетчерских пунктов ОВД, начальники смен главного, зональных (вспомогательных зональных), районных (вспомогательных районных) центров ЕС ОрВД, руководители полетов, специалисты отделов, служб и инспекторских органов, а также старшие диспетчеры, имеющие допуск к работе в качестве руководителя полетов, проходят курсы повышения квалификации в Академии гражданской авиации один раз в пять лет (+ три мес.).
Руководители полетов, имеющие допуск к обслуживанию международных полетов, курсы повышения квалификации по специальности и английскому языку могут решением старшего должностного лица проходить по совмещенной программе.
6.3.2. Старшие диспетчеры, диспетчеры-инструкторы, диспетчеры-инспекторы, диспетчеры УВД и инструкторы диспетчерских тренажеров, не имеющие допуск к обслуживанию международных полетов на английском языке, проходят курсы повышения квалификации в учебных заведениях, указанных в пункте 3.1.1.1 или в сертифицированных АУЦ (по согласованию с УР ОВД ФСВТ России) один раз в четыре года (плюс 3 месяца), если за указанный период они не проходили курсов для получения последующих квалификационных отметок, повышения в должности.
(п. 6.3.3. изменен распоряжением Минтранса России от 11.01.02г. № НА-11-р )
6.3.3. Диспетчеры ГЦ, ЗЦ, ВЗЦ ЕС ОрВД, ГОП и АДП (в части ПВД), проходят курсы повышения квалификации в Академии ГА или АУЦ ГЦ ППВД один раз в пять лет (плюс три месяца).
Персонал ПВД, имеющий допуск к обеспечению международных полетов проходит курсы повышения квалификации по английскому языку один раз в два года (плюс три месяца) в учебных заведениях, указанных в пункте 3.1.1.1, АУЦ ГЦ ППВД или в сертифицированных АУЦ (по согласованию с ДГР ОВД ГС ГА Минтранса России).
(п. 6.3.4. изменен распоряжением Минтранса России от 11.01.02г. № НА-11-р )
6.3.4. Старшие диспетчеры, диспетчеры-инструкторы, диспетчеры-инспекторы, инструкторы диспетчерских тренажеров, диспетчеры УВД, имеющие допуск к обслуживанию и обеспечению международных полетов, курсы повышения квалификации по специальности и английскому языку проходят по совмещенной программе один раз в четыре года (плюс 3 месяца) и один раз в два года (плюс 3 месяца) курсы повышения квалификации по английскому языку в учебных заведениях, указанных в п. 3.1.1.1 или сертифицированных АУЦ (по согласованию с УР ОВД ФСВТ России). Персоналу ОВД с высоким уровнем подготовки по английскому языку, получившему при проверке с использованием системы дистанционного поддержания квалификации оценки "отлично", разрешается решением руководителя предприятия сдавать экзамены за курс повышения квалификации по английскому языку экстерном.
6.3.5. Для совершенствования языковой подготовки персонал ОВД 1 раз в 10 лет по решению УР ОВД ФСВТ России может направляться в зарубежные учебные центры. Направлению в зарубежные учебные центры подлежат лица из персонала ОВД, прошедшие тестирование и показавшие уровень знаний английского языка не ниже четвертого по утвержденным ФСВТ России программам тестирования. Данные курсы могут быть засчитаны, как курсы повышения квалификации при условии сдачи экзаменов экстерном в соответствии с п. 6.3.4.
6.3.6. Переводчики (преподаватели) английского языка один раз в пять лет проходят курсы повышения квалификации в Академии ГА или в зарубежных учебных центрах.
(п. 6.3.7. изменен распоряжением Минтранса России от 11.01.02г. № НА-11-р )
6.3.7. Уменьшенные сроки между курсами повышения квалификации персонала ОВД могут устанавливаться решением работодателя.
6.3.8. При перерывах в работе по ОВД более одного года обязательно прохождение КПК для руководящего и диспетчерского состава, имеющего действующие свидетельства диспетчеров УВД.
6.4. Специальная подготовка
6.4.1. Руководящий состав служб ОВД предприятий проходит курсы специальной подготовки в Академии ГА в области обеспечения безопасности полетов, сертификации и лицензирования в соответствии с требованиями руководящих документов. Курсы специальной подготовки могут быть совмещены с курсами повышения квалификации или повышения в должности.
ГЛАВА 7.
Поддержание квалификации персонала ОВД
7.1. Назначение системы поддержания квалификации персонала ОВД.
7.1.1. Поддержание квалификации персонала ОВД осуществляется непосредственно в предприятиях по ИВП и УВД, их филиалах и авиапредприятиях, и имеет целью организацию и проведение следующих видов подготовки:
профессиональная (техническая) учеба;
подготовка к работе в ОЗП, ВЛП;
продление срока действия свидетельства диспетчера УВД;
подготовка к сдаче на класс;
организация и проведение стажировки;
другие виды подготовки, не определенные в главе 6.
В предприятиях по ИВП и УВД могут организовываться центры поддержания квалификации персонала ОВД. На базе данных центров строится система дистанционного обучения персонала ОВД, задачей которой является проведение вышеуказанных видов подготовки, а также краткосрочных курсов повышения (поддержания) квалификации персонала ОВД по вопросам конкретного производства и курсов поддержания квалификации по английскому языку.
Права, обязанности, необходимое оборудование и правила организации работы в центрах определяются типовым Положением о центрах поддержания квалификации персонала ОВД. утвержденным УР ОВД ФСВТ России.
7.1.2. Система поддержания и повышения уровня профессиональной подготовки персонала ОВД и ПВД в предприятиях по ИВП и УВД и их филиалах, авиапредприятиях должна функционировать непрерывно.
7.1.3. Система повышения уровня профессиональной подготовки предусматривает функционирование тренажерного центра или тренажера, сертифицированного оборудования и персонала контроля теоретических знаний и практических навыков в предприятиях по ИВП и УВД и их филиалах, авиапредприятиях. Указанная деятельность осуществляется на основании выданных ФСВТ России сертификатов и лицензий.
7.2. Планирование профессиональной учебы
7.2.1. Тематика занятий в предприятии по ИВП и УВД (филиале), авиапредприятии, определяется планом профессиональной учебы и расписанием занятий. Время занятий считается рабочим временем.
7.2.2 Планы профессиональной учебы специалистов УВД составляются на год с учетом стоящих перед ними задач, периода (ОЗП, ВЛП) и требований нормативных документов по ОВД.
7.2.3. В соответствии с планом профессиональной учебы и существующими особенностями ежемесячно в предприятии составляется расписание занятий, которое утверждается не позднее 25 числа предыдущего месяца. Количество часов занятий в течение месяца определяется планом профессиональной учебы и необходимостью проведения дополнительной внеплановой учебы из расчета не более 8 часов в месяц.
7.3. Порядок проведения профессиональной учебы
7.3.1. Профессиональная учеба проводится, как правило, со всем личным составом дежурных смен.
Специалисты, отсутствующие на занятиях, изучают учебный материал самостоятельно.
7.3.2. О проведенных занятиях делается запись в журнале учета изучения документов и профессиональной учебы.
7.3.3. Ответственность за планирование, организацию, проведение и контроль состояния профессиональной учебы возлагается:
в предприятиях по ИВП и УВД - на заместителей руководителей предприятии по ОВД;
в филиалах предприятий - на заместителей руководителей филиалов по ОВД;
в авиапредприятиях - на начальников служб движения;
в центрах ЕС ОрВД - на начальников гражданских секторов центров;
в учебных заведениях - на начальников служб движения.
7.4. Виды профессиональной учебы
7.4.1. Основными видами профессиональной учебы являются:
теоретические занятия:
самостоятельная подготовка;
тренажерная подготовка:
розыгрыш УВД;
разбор работы;
облет воздушных трасс (полеты в районе аэродрома).
7.4.2. Теоретические занятия проводятся и виде лекции, беседы, рассказа, семинара, конференции по тематике, утвержденной планом профессиональной учебы.
Данные занятия проводятся также для изучения нормативных документов к информации по безопасности полетов.
7.4.3.Технические конференции проводятся по мере необходимости, как правило, два раза в год при подготовке к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период.
7.4.4. Изучение нормативных документов и информации по безопасности полетов возложено на руководителя (заместителя руководителя по УВД) предприятия по ИВП и УВД, его филиала, начальника службы движения, центра, пункта ОВД, в смене - на руководителя полетов (начальника смены).
Диспетчеры, не изучившие вновь поступившие документы или информацию по безопасности полетов в установленный срок, до заступления на дежурство должны самостоятельно изучить необходимый материал с контролем усвоения непосредственным начальником.
7.4.5. Самостоятельная подготовка персонала ОВД и ПВД проводится в случаях пропуска ими занятий по различным причинам. Собеседование по результатам самостоятельной подготовки осуществляется их непосредственными начальниками.
7.4.6. Розыгрыш УВД как вид профессиональной учебы качественно влияет на уровень подготовки специалистов в ожидаемых условиях и особых ситуациях. Розыгрыши УВД, как правило, проводятся в сменах по плану РП (старшего диспетчера, диспетчера-инструктора).
7.4.7. Разбор работы по ОВД и ПВД проводится с целью:
а) анализа работы за определенный период;
6) обобщения и внедрения передового опыта работы;
в) оценки работы дежурных смен и отдельных специалистов по ОВД, ПВД;
По своему назначению разборы подразделяются на:
а) плановые (ежемесячно, за определенный период);
б) внеплановые (для разбора обстоятельств и причин авиационных происшествий и инцидентов).
7.4.8. При необходимости, на разбор приглашаются представители других служб, участвующих в обеспечении полетов.
7.5. Облет воздушных трасс и полеты в районе аэродрома
7.5.1 Облеты воздушных трасс (МВЛ) и полеты в районе аэродрома персоналом ОВД осуществляется при наличии действующего договора с авиакомпанией в целях:
ознакомления с работой членов экипажа ВС в полете и порядком ведения радиообмена между экипажами ВС и диспетчерами УВД и особенностями выполнения полетов;
установления взаимодействия и обмена опытом работы смежных пунктов, центров ОВД;
ознакомления с новыми техническими средствами и автоматизированными системами ОВД;
изучения рельефа местности и безопасных высот полета на воздушных трассах (МВЛ), максимальных превышений в районе аэродрома и на схемах захода на посадку;
изучения особенностей метеоусловий, ветрового режима, ограничительных пеленгов в районе горного аэродрома и др.
7.5.2. Облеты воздушных трасс (МВЛ) осуществляются диспетчерами РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД, МДП (ВМДП), ДПП, руководящим составом ОВД.
Диспетчеры, осуществляющие ОВД в зоне взлета и посадки аэродрома, выполняют полеты на воздушных судах при выполнении экипажами тренировочных полетов.
7.5.3. Облеты основных воздушных трасс (МВЛ) и полеты в районе аэродрома персоналом ОВД выполняются в процессе стажировки перед первоначальным допуском к самостоятельной работе, в дальнейшем - через пять лет. Допускается замена облета на реальном ВС ознакомлением в кабине летного тренажера при выполнении экипажами ВС тренировок.
7.5.4. Облеты воздушных трасс (МВЛ) и полеты в районе аэродрома осуществляются в соответствии с планом-графиком, утвержденным руководителем предприятия по ИВП и ОВД, (филиала), авиапредприятия на основании задания на облет установленного образца (приложение 7).
Специалисты, выполняющие облет воздушных трасс и полеты в районе аэродрома, по согласованию с руководителями авиакомпании могут вместе с экипажем ВС пройти предполетную подготовку (условия прохождения определяет командир ВС).
7.5.5. Выполнение облета воздушных трасс (МВЛ) специалистам оформляется как служебная командировка. Время облета (полета в районе аэродрома) считается рабочим временем.
7.5.6. В аэропорту назначения специалист докладывает о цели прибытия заместителю руководителя предприятия по ОВД (филиала), начальнику службы движения авиапредприятия и выполняет свое задание под его контролем. По выполнении задания специалист получает отзыв, подписанный заместителем по ОВД руководителя предприятия по ИВП и УВД, начальником службы движения данного авиапредприятия.
7.5.7. По прибытии в свое подразделение специалист составляет отчет. В задании на облет заместитель руководителя по ОВД предприятия по ИВП и УВД (филиала), начальник службы движения авиапредприятия, делает заключение о результатах выполнения задания.
7.5.8. Результаты облета воздушных трасс (МВЛ), полета в районе аэродрома записываются в книжку диспетчера (приложение 6).
ГЛАВА 8.
Правила ведения книжки диспетчера.
8.1. Для сосредоточения данных, характеризующих теоретическую и практическую подготовку, качество работы руководителя и специалиста, на каждого работника, имеющего свидетельство диспетчера УВД, ведётся книжка диспетчера УВД (приложение 6), которая заводится в предприятиях.
8.2. Книжку диспетчерского состава ведут диспетчеры-инструкторы, руководители полетов (старшие диспетчеры). Правильность её заполнения, контролируется начальником пункта, центра, службы движения, заместителем руководителя по ОВД предприятия по ИВП и УВД.
У старших диспетчеров, диспетчеров-инструкторов, руководителей полётов книжку диспетчера ведут непосредственные начальники.
8.3. Все записи в книжке диспетчера заверяются подписями и печатями. Книжка диспетчера хранится как документ строгой отчётности.
8.4. При переходе на новое место работы (увольнении) книжка диспетчера выдаётся специалисту на руки в опечатанном виде, под расписку.
8.5. В случае утери книжки диспетчера производится расследование. Взамен утерянной выдаётся дубликат.
8.6. Допускается ведение книжки диспетчера в электронном виде с соответствующей защитой от несанкционированного доступа к банку данных и обеспечением распечатки и подшивки в книжку (приложение 6) всех необходимых данных.
Приложение 1.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Фамилия __________________ Имя _______________Отчество ______________________
Год рождения____________ Гражданство(в т.ч. двойное) ___________________________
Образование_______________________________ общее ___________________________
специальное _________________________________________________________________
Место работы ________________________________________________________________
(предприятие по ИВП и УВД (филиал), авиапредприятие)
Направляется на первоначальную подготовку в ___________________________________
По специальности ____________________________________________________________
В качестве кого и на самолетах каких типов летал _________________________________
____________________________________________________________________________
Общий налет ________________________________________________________________
Причины ухода с летной работы ________________________________________________
____________________________________________________________________________
Род занятий до поступления в органы ОВД ФСВТ
России _____________________________________________________________________
Место и время работы до направления на первоначальную
подготовку __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
___________________
Дата и результаты медицинского
освидетельствования _________________________________________________________
Краткая характеристика деловых качеств ________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________
Особые отметки :
Руководитель предприятия по ИВП и УВД (филиала), предприятия
Ф.И.О._______________________________________________________
____________________________
(подпись)
Заместитель руководителя предприятия по ИВП и УВД (филиала), начальник службы движения авиапредприятия
Ф.И.О. _______________________________________________________
______________________
(подпись)
"____" ___________________ ________ г.
Приложение 2
Объем стажировки персонала ОВД
Должность |
Время стажировки, ч |
Время ознакомления с работой смежных диспетчерских пунктов, час
|
|
|
На рабочем месте |
на тренажере |
|
Диспетчер ДПР |
90 |
10 |
40 (АДП,СДП, ВСДП) |
Диспетчер СДП, ВСДП |
200 |
10 |
70 (ДПК, ПДП, ДПСП, ДПР) |
Диспетчер ДПП (КДП, АДЦ) |
300 (410) |
75 |
45 (ДПК, ПДП, ДПСП, СДП, РЦ, ДПР) |
Диспетчер ДПК (ДПК МВД, Вышка) |
300 (410) |
75 |
45 (ДПП (ВДПП), ПДП, СДП, ВСДП) |
Диспетчер РЦ, ВРЦ ЕС ОрВД с правом ОВД |
300 (410) |
75 |
45 (ДПК, КДП МВЛ, КДП) взаимодействующие РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД и другие смежные пункты ОВД) |
Диспетчер МДП (ВМДП), КДП МВЛ, СДП МВЛ, ВРЦ ЕС ОрВД без права ОВД |
200 |
20 |
45 (СДП, ДПК (ДПСП), ДПП (ВДПП), КДП, смежные секторы РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД) |
Старшие диспетчеры, руководители полетов |
170 |
|
100 (все диспетчерские пункты ОВД данного аэродрома, (данного района ОВД - для руководителя полетов района), смен взаимодействующих при ОВД служб аэропорта) |
Диспетчер посадочного радиолокатора (ДПСП) |
300 |
75 |
45 (ДПК, СДП (ВСДП), КДП МВЛ) |
Примечания. Объем стажировки, укачанный в скобках (410), предназначен для стажировки выпускников учебных заведений ГА, которые не прошли технологическую подготовку в центрах АС ОВД и курсов подготовки специалистов службы движения, направленных на работу в органы ОВД, оборудованные АС ОВД.
Приложение 3
Объем стажировки персонала АДП и ПВД
Должность |
Время стажировки, ч. |
Время ознакомления с работой
Смежных диспетчерских пунктов и других служб, ч |
|
На рабочем месте |
|
Диспетчер АДП (АДП МВЛ) |
200 |
70 (ДПР, СДП, КДП, КДП МВЛ, штурманская, АМСГ, БАИ, АТБ, СОП, ПДСП) |
Диспетчер ГС ГЦ, ЗЦ (ВЗЦ) ЕС ОрВД |
170 |
70 (ВС ГЦ, ЗЦ ЕС ОрВД, ЦДС ЦПДУ ГА, ПДСУ ТО ФСВТ России, АДП, ГОП в пункте базирования центра ЕС ОрВД) |
Диспетчер группы организации потоков (ГОП) |
150 |
70 (РЦ, ЗЦ ЕС ОрВДи АДП в пункте базирования ГОП) |
Диспетчер-оператор ГОП |
70 |
30 (РЦ ЕС ОрВД и АДП в месте базирования ГОП) |
(Приложение 4 изменено распоряжением Минтранса России от 11.01.02г. № НА-11-р )
Приложение 4
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА ДОПУСК К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В КАЧЕСТВЕ ДИСПЕТЧЕРА УВД
_______________________________________________________
(рабочее место) (диспетчерский пункт) (предприятие, филиал)
_______________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Год рождения _________________________________________
Гражданство___________________________________________
Общее образование __________________________________________________________
Специальное образование _____________________________________________________
____________________________________________________________________________
В службе движения работает с _________________________________________________
(месяц, год)
Ранее имел самостоятельный допуск на диспетчерском
пункте______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
класс диспетчера присвоен __________________________________________________
(дата, кем присвоен)
Заключение ВЛЭК ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дата медицинского освидетельствования ______________________________________
(число, месяц, год)
Общее число стажировки ____________________________________________________
По плану ____________________________ фактическое ___________________________
из них на ознакомление ______________________________________________________
С работой диспетчера____________________________________ ч.
(диспет, пункты)
Вывод инструктора __________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Приложение 5.
АКТ ПРОВЕРКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ДИСПЕТЧЕРА-СТАЖЕРА
____________________________________________________________________________
(дисп. пункт) (ГП, филиал, авиапредприятие)
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
#G0Дисциплина |
Оценка |
Дата |
Подпись |
Ф.И.О. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Председатель РКК _____________________
Зам. директора по ОВД _______________________________________________
(подпись, Ф.И.О.)
Члены РКК:
_______________________ ____________________ _____________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
_______________________ ____________________ _____________________
_______________________ ____________________ _____________________
_______________________ ____________________ _____________________
"___" ________________ _______г.
Приложение 6.
КНИЖКА
ДИСПЕТЧЕРА УВД ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1. Фамилия _________________________________ Имя ______________
Отчество _________________________________
2. Год рождения ___________________________
3. Гражданство (в т.ч. двойное) ___________________________________
4. Образование:
общее _________________________________________________________
(что и когда закончил)
специальное (летное и по УВД) _______________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
(что и когда закончил)
5. Дата поступления в органы ОВД ФСВТ России и получения квалификационной
отметки_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Присвоенный класс диспетчера:
Третий класс, приказ
№________________ от _____________________________________________
Свидетельство
№ ________________________________________________________________
(кем выдано)
Второй класс, приказ
№________________ от _____________________________________________
Свидетельство
№ ________________________________________________________________
(кем выдано)
Первый класс, приказ
№________________ от _____________________________________________
Свидетельство
№ ________________________________________________________________
(кем выдано)
6. Работа в органах ОВД:
Наименование диспетчерского пункта, сектора, (его категория), предприятие (его класс), Территориальный Орган ФСВТ России |
Занимаемая должность |
Дата поступления, увольнения, стаж работы в органах ОВД |
Номер приказа, кем издан |
Дата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. ПРОХОЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
7. Прохождение курсов дополнительной подготовки, повышения квалификации и специальной подготовки (3 листа):
Какое учебное заведение, АУЦ (курсы) закончил |
Сроки обучения |
Кем, когда выданы удостоверение, сертификат, его номер |
Примечание |
|
|
начало |
конец |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. СТАЖИРОВКА, ТРЕНАЖЕРНАЯ ПОДГОТОВКА, ОБЛЕТ ТРАСС И ПОЛЕТЫ В РАЙОНЕ АЭРОДРОМА
8. Стажировка (5 листов)
Предприятие (его класс), пункт ОВД (его категория), рабочее место стажера |
Продолжительность тренировки |
Заключение по результатам тренировки |
Примечание |
|
|
начало |
конец |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Тренировка на тренажере (3 листа):
Дата |
Тип тренажера |
Продолжительность тренировки |
Элементы тренировки |
Оценки по элементам |
Общая оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Сведения об облете воздушных трасс (МВЛ), полетах в районе аэродрома
(2 листа):
Дата |
Тип ВС |
Наименование ВТ, района аэродрома |
Метеоусловия при выполнении облета |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. ДОПУСК К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
11. Проверка практических навыков диспетчера (3 листа):
Дата |
Время проверки |
Метеоусловия |
ДП ОВД, рабочее место |
Максимальная интенсивность ВС в час и количество ВС на ОВД одновременно |
Результаты проверки |
Ф.И.О., должность и подпись проверяющего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. Допуск к самостоятельной работе диспетчера (5 листов):
ДП ОВД, рабочее место, с которого допущен к самостоятельной работе |
Номер приказа, Кем издан |
Дата |
Ф.И.О., должность, подпись должностного лица, печать |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. СВЕДЕНИЯ О НАРУШЕНИЯХ ПРАВИЛ ОВД
13. Нарушения правил ОВД (3 листа):
Дата |
Характер нарушения, обстоятельства |
Заключение (причины, виновники) |
Меры принятые к нарушителю и основание (приказ и др.) |
Ф.И.О. , подпись руководителя предприятия (филиала), авиапредприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО УВД
(20 ЛИСТОВ)
Дата |
Метеоусловия |
Рабочее место, элементы проверки, оценки по элементам |
Максимальная интенсивность ВС в час и количество ВС на ОВД одновременно |
Общая оценка, Ф.И.О. должность и подпись должностного лица - проверяющего диспетчера |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 7.
ЗАДАНИЕ НА ОБЛЕТ ВОЗДУШНЫХ ТРАСС
И ПОЛЕТЫ В РАЙОНЕ АЭРОДРОМА
1. Ф.И.О. ____________________________________________________________________
2. Занимаемая должность ____________________________________________________
3. Место работы _____________________________________________________________
4. Индивидуальное задание __________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Заместитель руководителя предприятия по ОВД (филиала), начальник службы движения авиапредприятия
"___" ____________ _______г. _______________________________________
(подпись)
Отзыв КВС о выполнении задания на полет
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
"___" _____________ ______ г.
Ф.И.О. ___________________________________ Подпись _________________
Отзыв заместителя руководителя предприятия по ОВД (филиала), начальника службы движения авиапредприятия о выполненной работе на борту ВС.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
"___" _____________ ________г. _____________________________________
(подпись)
(ОБОРОТ)
Краткий отчет об облете.
Сроки облета _______________________________________________________________
Маршрут, тип ВС ____________________________________________________________
Работа, проведенная при подготовке к полету и на борту ВС _____________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Ознакомление с работой диспетчерских пунктов _______________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Ознакомление с новыми техническими средствами ОВД ________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Ознакомление с передовым опытом работы ___________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Заключение заместителя руководителя предприятия по ОВД (филиала), начальника служб движения авиапредприятия о выполнении задания
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
"___" _________________ ________г. ___________________________________________
(подпись)