Содержание

Введение. 3

1. Понятие кризиса предпринимательской структуры (предприятия) 4

2. Экономическая формула кризиса. 4

3. Стадии  и фазы кризисного процесса предпринимательской структуры.. 5

4. Типы антикризисных процессов предпринимательских структур  и варианты действий  в кризисных ситуациях. 8

2. Диагностика кризиса предпринимательской структуры на примере  ООО «Кондитер». 12

2.1. Краткая характеристика предприятия. 12

2.2. Расчет финансовых коэффициентов. 13

2.3. Анализ расчетных коэффициентов  и рекомендации по стабилизации  финансового положения предприятия. 19

Заключение. 23

Список литературы.. 25

Введение

Устранение  с рынка обанкротившихся предпринимательских структур - не­пременное условие эффективного функционирования рыночного механизма. Од­нако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур - задача значительно более важная.

Решению именно этой задачи подчинена система мер, именуемая антикри­зисным управлением. Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кри­зисного состояния, в котором оно находится.

Относительно новое для современной российской экономики понятие "банкротство" за неполное десятилетие с момента законодательного ввода в экономическую практику стало одним из наиболее популярных терминов, активно употребляемых как учеными-экономистами, так и рядовыми экономическими агентами.

Таким образом, упомянутые причины привели к резкой актуализации проблем, связанных с несостоятельностью (банкротством) как одним из элементов системы антикризисного управления и как механизмом перераспределения собственности, использующего инфраструктуру, призванную обслуживать эту систему.

Целью работы является исследование экономических кризисов предпринимательских структур.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1. рассмотреть понятие кризиса предпринимательской структуры

2. рассмотреть экономическую формулу кризиса

3. рассмотреть стадии и фазы кризисного процесса предпринимательской структуры

4. рассмотреть типы кризисных процессов

5. провести диагностику кризисного состояния предпринимательской структуры на примере ООО «Кондитер»

1. Понятие кризиса предпринимательской структуры (предприятия)

Широкое проникновение понятия "кризис" в экономическую науку относится к девятнадцатому веку и связано с развитием капиталистических отношений. Цикличный характер общественного производства, периодические спады привели экономистов к необходимости искать объяснение данному феномену. Разработкой теории экономических циклов, описывающих периодически возникающие кризисы, занимались видные зарубежные и отечественные экономисты: Маркс, Туган-Барановский, Кондратьев, Хоутри, Фишер, Шпитхоф, Сэй и др. Было предложено несколько моделей цикличных экономических кризисов[4,с . 166].

В то время термин "кризис" рассматривался на макроуровне. Лишь со второй половины двадцатого века стали говорить о кризисах предприятий (кризисах предпринимательских структур).

Кризис в широком смысле, как смена повышательной тенденции понижательной, неотъемлемая характеристика рыночной экономики. Исходя из этого посыла, любое управление является антикризисным, а содержание и методы эффективного (обычного) и антикризисного управления не отличаются. Очевидно, что, отталкиваясь от него, сложно найти специфическое определение антикризисного управления. Следовательно, необходимо "заузить" понятие кризиса, для чего дифференцировать его фазы. Фазы кризиса, отличающиеся содержанием, последствиями и необходимыми мерами по их устранению:

2. Экономическая формула кризиса

В экономическом смысле кризис означает, дефицит денежных средств, для поддержания текущей хозяйственной (производство) и финансовой (кредиторы) потребностей в оборотных средствах. Текущая финансовая потребность в оборотных средствах (ТФП) определяется как сумма предстоящих на момент расчета формулы выплат по возврату долгов (включая проценты по ним), а также штрафов и пени (в случае просроченных платежей) за планируемый период. Покрывается денежными средствами или приемлемыми для кредиторов по содержанию и условиям взаимозачетными операциями. Текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах (ТХП) представляет собой разницу между суммой производственных и непроизводственных расходов на планируемый период, с одной стороны, и объемом производственных запасов предприятия в пределах размеров, предусмотренных сметой, с другой[6,с .1 90].

 Определение порогового значения ТХП, невозможность обеспечения которого является критическим, зависит от отраслевой принадлежности и других особенностей предприятия.

Объем постоянных (накладных) расходов также не может служить однозначным критерием порогового значения потребности в оборотных средствах, поскольку может быть скорректирован. ТХП покрывается денежными средствами или приемлемыми для предприятия по содержанию и условиям взаимозачетными операциями (т.е. поставкой в нужные сроки по приемлемой цене именно тех товаров и услуг, на которые и были бы потрачены денежные средства предприятия). Денежные средства - собственно денежные и эквивалентные им средства (в настоящее время до 85% всех расчетов осуществляется взаимозачетными схемами). Именно сумма денежных средств является показательной для определения кризисного состояния предприятия.

3. Стадии  и фазы кризисного процесса предпринимательской структуры

Развитие кризисного процесса предпринимательской структуры проходит в несколько стадий. Необходимость четкого разделения кризиса на различные стадии связана в первую очередь с тем, чтобы определить точку и время применения мероприятий по оказанию влияния на кризис, недопущению и преодолению кризиса.

Отдельные стадии кризисного процесса по Кристеку можно описать следующим образом[3,с . 133]:

1. Стадия: потенциальный кризис

Кризис предприятия как процесс находит свое начало в фазе потенциального, т.е. только возможного, но еще не реального кризиса предприятия. И из-за отсутствия достоверных симптомов кризиса данное состояние предприятия характеризуется как квазинормальное, т.е. практически как состояние, в котором постоянно находится предприятие, и оно дает время/точку отсчета возникновения кризиса на предприятии.

 2. Стадия: латентный/скрытый кризис

Эта фаза кризисного процесса характеризуется скрытым уже имеющимся или с большой вероятностью скоро начинающимся кризисом, воздействия которого не определяемы имеющимся в наличии у предприятия стандартным инструментарием. Но применение специальных методик раннего распознавания позволяет на этой стадии оказать активное воздействие на латентный кризис с помощью предупреждающих мероприятий. В общем, на данной стадии имеющийся в наличии у предприятия потенциал преодоления кризиса, как правило, не используется в полном объеме. Основной упор здесь лежит в применении систем раннего оповещения/распознавания.

3. Стадия: острый преодолимый кризис

На этом этапе начинается непосредственное ощущение предприятием исходящего от кризиса негативного воздействия. Вместе с этим усиливается интенсивность реальных деструктивных воздействий, направленных против предприятия, что вызывает резкую нехватку, давление времени, срочность/неотложность принятия решений. При дальнейшем уменьшении альтернативных вариантов действий из-за исчерпывания имеющегося в наличии времени повышаются требования по нахождению действенных путей решений проблем (факторов преодоления кризиса). На этом этапе для преодоления кризиса требуется мобилизация все больших сил предприятия, и исчерпываются полностью имеющиеся в наличии резервы по преодолению кризиса. На данной стадии еще есть возможность преодоления (обуздания) острого кризиса, так как имеющийся в наличии потенциал преодоления кризиса достаточен для того чтобы справиться с кризисом. Повышаются до предела требования к преодолению кризиса, и мероприятия по преодолению кризиса должны проявить свое действие на улучшение ситуации за очень незначительный промежуток времени, имеющийся в распоряжении.

4. Стадия: острый непреодолимый кризис

Если не удается обуздать острый кризис, то предприятие вступает в последнюю стадию развития кризисного процесса, которая заканчивается ликвидацией предприятия. На этом этапе требования для преодоления кризиса значительно превышают имеющийся потенциал. Преодоление кризисного процесса не возможно, в особенности из-за отсутствия или неудачных мероприятий, действий, из-за экстремально сильного давления времени и из-за усиливающейся интенсивности направленных против предприятия деструктивных воздействий.

Можно говорить о трехуровневой классификации стадий развития кризисного процесса.

Ранняя стадия характеризуется отдельными случаями проявления неэффективности в производстве и сбыте, которые выражаются в увеличении товароматериальных запасов при стабильных или снижающихся темпах роста объемов продаж, ускорении оборачиваемости кредиторской задолженности, возникновении проблем с поставками и качеством производимой продукции.

Промежуточная стадия отличается нехваткой материалов (как следствие экономии денежных ресурсов посредством сокращения уровня товароматериальных запасов), более частыми проблемами, связанными с качеством продукции, приостановкой поставщиками продаж в кредит и требованиями оплаты наличными, несвоевременной выдачей заработной платы.

На поздних этапах кризиса компания в целом находится в состоянии хаоса. Производственные графики не выполняются, нередки возвраты продукции из-за низкого качества, производство сдерживается хроническим недостатком материалов, увеличивается период сбора дебиторской задолженности. Кроме того, поставщики требуют наличной оплаты, а кредиторы - изменения условий кредита. Наконец, у компании наблюдается серьезная нехватка собственных оборотных средств.

4. Типы антикризисных процессов предпринимательских структур  и варианты действий  в кризисных ситуациях

Теория позволяет выделить 5 типов процессов изменений:

1-й тип - рост или сокращение, количественные изменения без качественных трансформаций. Многие руководители предприятий ныне жалуются на спад спроса и, соответственно, спад производства, рассматривая эту ситуацию в чисто количественном аспекте, т. е. не предполагая никаких качественных изменений в деятельности предприятия[9, с. 108].

Действительно, как известно из экономической теории, в зависимости от соотношения условно - постоянных затрат, переменных затрат и цен может быть рассчитан тот минимальный объем производства, при котором оно является безубыточным (точка безубыточности). Прибегая к традиционным методам снижения затрат (например, путем сокращения персонала, сдачи в аренду излишних площадей и т. д.), можно до известных пределов сдвигать точку безубыточности в сторону меньших значений объема продаж и в каких - то случаях (и на какое - то время) сделать предприятие прибыльным без качественных изменений: перепрофилирования деятельности, изменения способов сбыта и т. п. Таким образом, путь чисто количественных изменений нельзя отбрасывать безоговорочно. Тот эффект, который они могут принести, в некоторых случаях может в приемлемый срок улучшить финансовое состояние предприятия до уровня, позволяющего приступить к качественным изменениям деятельности в планомерном, а не "аварийном" порядке.

2-й тип изменений - устранение препятствий на пути уже протекающих процессов функционирования. Он применим, если предприятие "в принципе" рентабельно, но какие - то возникшие препятствия (во внешних связях или во внутренней его среде) нарушили сложившееся функционирование и привели к убыткам. Устранение препятствий - традиционный метод хозяйственного регулирования, именуемый иначе "латанием дыр", - способно на некоторое время (до появления новых "дыр") восстановить рентабельность. Первые два типа изменений, описанные выше, соответствуют обычному типу мышления и стереотипу действий "советского" руководителя производства.

3-й тип изменений - эволюция, т. е. качественные изменения, происходящие без активного вмешательства управленцев, под влиянием тех естественных причин: творческой активности или, наоборот, стереотипов, - которые присущи данному коллективу. Эволюция может быть продуктивной только в небольших коллективах на первых стадиях их существования, когда члены коллектива "заряжены" новыми идеями, реализуют их в собственной активности без прилагаемых извне усилий. Как только в данном коллективе нарабатываются определенные стереотипы деятельности, творческое стремление к новому уступает место консервации стереотипов. Коллектив вступает в стадию зрелости, и если на пути дальнейших эволюционных изменений не поставлена преграда активными управленческими действиями, стадия зрелости переходит в стадию упадка, поскольку наработанные и консервируемые стереотипы приходят в несоответствие с изменившейся внешней средой. Большие коллективы, имеющие более жестко нормированную деятельность, могут не проявлять продуктивных эволюционных изменений даже на ранних стадиях. В этом случае, в силу действия известного в кибернетике закона возрастания энтропии, эволюционные изменения будут стремиться разрушить существующие формальные структуры путем создания не совпадающих с ними и не предназначенных "для дела" неформальных структур; при отсутствии энергичного управленческого вмешательства конечной точкой такой эволюции является анархия и развал производства. В числе причин, порождающих эволюционные процессы, можно также назвать физический и моральный износ основных фондов, инфляцию, изменения рыночной конъюнктуры и другие. Большинство их них порождает деструктивные изменения.

4-й тип изменений - так называемые продуцированные изменения. При этом за счет энергичного управленческого вмешательства (принудительное воздействие со стороны руководства при активной позиции владельцев и использовании консультантов - экспертов по различным вопросам) создаются новые структуры, перепрофилируется деятельность, закладываются новые нормативные основы и новые стереотипы (в частности, путем интенсивного обучения персонала) - тем самым запускается новый процесс функционирования, эффективный в тех условиях, в которых он был спроектирован и запущен, и до тех пор, пока эти условия сохраняются. После изменения условий необходимо продуцирование новых изменений, т. е. вновь перепроектирование деятельности, переобучение персонала и запуск нового функционирования на очередной период квази - стабильности. Два основных варианта этого типа изменений различаются тем, предполагается ли сохранение существующего технологического потенциала или его изменение. В первом случае предусматривается перепрофилирование предприятия с использованием действующего производственного потенциала (возможно лишь его восстановление, в случае значительной амортизации, или расширение без качественных изменений). Характер продукции при этом может быть самый разнообразный. Оптимизация перепрофилирования связана с широкомасштабными маркетинговыми исследованиями. Данный вариант требует совершенствования организационной структуры, повышения оргуправленческого потенциала[2,с .124].

5 - й тип изменений - процесс развития, когда "ядро", инициирующее изменения, создается на добровольных началах внутри развивающейся организации и состоит из управленцев - не только руководителей, но управленцев в самом широком смысле - людей, желающих и имеющих возможность влиять на ситуацию в организации любым способом: убеждением, в том числе убеждением владельцев и руководителей, авторитетом и т. д. Это "ядро" разрабатывает и реализует воздействия на протекающие процессы, исходя из анализа ситуаций, существующих в организации стереотипов деятельности, наличия материальных, кадровых, интеллектуальных, финансовых, энергетических и информационных ресурсов, возможного противодействия изменениям со стороны тех или иных лиц или групп, возможных побочных (незапланированных) эффектов проводимых мероприятий и других факторов реализуемости принимаемых решений. Организация процессов развития - наиболее сложный путь проведения изменений, требующий особого сочетания формальных и неформальных структур в системе управления и привлечения консультантов особого рода - так называемых консультантов по процессу, но приводящий к созданию организации наиболее динамичной, приспосабливающейся к изменчивой ситуации и экономной по использованию ресурсов, в том числе, инвестиций. В экономически развитых странах хорошо известно, что создание динамичных, развивающихся организаций позволяет окупить затраты на организацию эффективным использованием инвестиций. Однако, так как в этом варианте предприятие в вопросах развития приобретает высокую степень автономности и выбирает пути диверсификации, перепрофилирования, изменения организации и др. в процессе собственной деятельности (разумеется, согласуя принципиальные решения с владельцами), то рассчитать заранее эффективность данного варианта в чисто экономических показателях невозможно

2. Диагностика кризиса предпринимательской структуры на примере  ООО «Кондитер»

2.1. Краткая характеристика предприятия

В 1997 году инициативной группой ЗАО АКБ «Росэстбанк» совместно со специалистами ОАО «Пищекомбинат» был разработан и защищён проект создания комбината «Кондитер» по производству кондитерских изделий. В качестве поставщика необходимого оборудования была выбрана австрийская фирма «Франц Хаас Ваффельмашиннен» – ведущий мировой лидер по производству оборудования для изготовления вафель, печенья, сэндвичей. ООО «Кондитер» было зарегистрировано 28 ноября 1997 года в городе Хабаровске.

«Кондитер» выпускает разнообразные кондитерские изделия: печенье, вафельные рулеты, зефиры, лукумы, восточные сладости, конфеты, пряники, драже. Линия по производству печенья позволяет выпускать 400 кг печенья в час, линия по производству вафельных рулетов выпускает 75 кг в час. Эксклюзивной продукцией комбината являются конфеты «Чернослив в шоколаде» и «Слива Индира». В год комбинат может обеспечить выпуск 2400 тонн кондитерских изделий при работе предприятия в две смены.

При производстве продукции основная ставка делалась на печенье, но оно особым спросом не пользуется, а повышенный интерес проявляется к вафельным рулетам. Линия по производству вафельных рулетов – одна из немногих в России. В настоящее время на вафельные рулеты спрос превышает предложение и в ближайшее время производство рулетов будет осуществляться в три смены.

Численность работающих на 2003 год составляла 65 человек, в 2004 году эта цифра увеличилась до 188 человек. В настоящее время на комбинате работает 240 человек.

Для выпуска продукции используются два цеха: пастильный и мучнистый.

Пастильный цех - это цех со старым оборудованием, где применяется очень много ручного труда. В этом цехе выпускают зефиры, лукумы, восточные сладости.

Мучнистый цех - это новый цех с автоматизированной линией. Основная доля в выпуске продукции приходится именно на мучнистый цех.

Потребителями продукции комбината являются оптовые базы, торговые предприятия и сеть частных предпринимателей Хабаровского края. В данный момент предприятие расширило сеть поставок и включило в рынок сбыта своей продукции.

В настоящее время специалисты ООО «Кондитер» ведут большую работу по разработке новых видов изделий на основе натурального отечественного сырья. Данные изделия могут быть использованы в качестве здорового питания.

В ближайшее время предприятие планирует перейти на 3-х сменный режим работы производственных цехов, улучшить качество выпускаемой продукции, разработать и внедрить новые виды изделий. Комбинат стремиться максимально удовлетворить спрос на существующих рынках, а также активно осваивает рынки сбыта продукции в других регионах.

2.2. Расчет финансовых коэффициентов

Проведем анализ финансового состояния ООО «Кондитер» с целью оценки удовлетворительности структуры баланса, возможности отнесения предприятия к категории банкротов, а также возможности восстановления платежеспособности за определенный период.

Анализ структуры активов проведем на основе данных табл. 1. В таблице представлены абсолютные величины по видам активов, их удельные веса в общей величине активов, изменения абсолютных величин и удельных весов, значения и изменения коэффициента соотношения оборотных и внеоборотных активов за отчетный период. В графе 8 таблицы отражены доли изменений по каждому виду активов (внеоборотные, оборотные) в изменении общей величины активов предприятия. В ходе анализа информации поданной графе выясняется вид имущества, на увеличение которого в наибольшей мере был направлен прирост источников средств организации.

Таблица 1

Анализ структуры активов

(в руб.)

Структуру пассивов характеризуют коэффициент автономии и коэффициент соотношения заемных и собственных средств, для расчета которых необходимо брать реальный собственный капитал и скорректированные заемные средства.

Расчет реального собственного капитала и скорректированных заемных средств представлен в табл. 2 и 3.

Предварительный анализ структуры пассивов проводится на основе данных табл. 4, аналогичной табл. 1 для анализа структуры активов. В графе 8 таблицы отражены доли изменений по каждому виду источников средств (собственные, заемные) в изменении общей величины источников средств организации. В результате анализа информации по данной графе определяется, прирост какого вида источников средств, собственных или заемных, оказал наибольшее влияние на увеличение имущества предприятия за отчетный период.

Таблица 2

Реальный собственный капитал

(в руб.)

Таблица 3

Скорректированные заемные средства

(в руб.)

Таблица 4

Анализ структуры пассивов

(в руб.)

Анализ финансовой устойчивости

Разница реального собственного капитала и уставного капитала является основным исходным показателем устойчивости финансового состояния. Рассчитаем этот показатель для анализируемого предприятия.

На начало года разница составила: 1 390 215 - 1 500 000 = -109 785; а на конец года -34 824 558 - 1 500 000 = -36 324 558. Очевидна недостаточность реального собственного капитала.

Следующей задачей после анализа наличия и достаточности собственного капитала является анализ наличия и достаточности источников формирования запасов. Анализ обеспеченности запасов источниками проводится на основе табл. 5

Таблица 5

Анализ обеспеченности запасов источниками

(в руб.)

Анализ платежеспособности и ликвидности

Платежеспособность предприятия выступает в качестве внешнего проявления финансовой устойчивости, сущностью которой является обеспеченность оборотных активов долгосрочными источниками формирования.

Для оценки платежеспособности предприятия используются три относительных показателя, различающиеся набором ликвидных активов, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств. Общая платежеспособность предприятия определяется как способность покрыть все обязательства предприятия (краткосрочные и долгосрочные) всеми ее активами.

Указанные коэффициенты сведены в табл. 6

Таблица 6

Анализ платежеспособности предприятия

«Методическими положениями по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса» в качестве критерия установлены три коэффициента: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Коэффициент текущей ликвидности соответствует коэффициенту покрытия, рассчитанному в табл. 6. Два других коэффициента рассчитаем отдельно.

В качестве величины собственных оборотных средств будем использовать показатель наличия собственных оборотных средств (стр.3 табл. 5).

На начало 2005 г. коэффициент обеспеченности собственными средствами составил: , а на конец отчетного периода (9 месяцев 2005 года) . Нормативное значение для этого коэффициента - больше или равно 0,1.

Рассчитаем коэффициент восстановления платежеспособности из расчета 6 месяцев: , а также коэффициент утраты платежеспособности из расчета 3 месяцев: . Значение данного коэффициента также значительно ниже нормы.

2.3. Анализ расчетных коэффициентов  и рекомендации по стабилизации  финансового положения предприятия

Даже беглое знакомство с отчетностью анализируемого предприятия дает представление о неудовлетворительных результатах его деятельности  за 9 месяцев 2005 года. Так убыток от финансово-хозяйственной деятельности в отчетном периоде составил 35'331'452 руб. Данная величина сложилась в основном из прочих операционных расходов в сумме 34'858'928 руб., а также убытка от реализации продукции в сумме 657'941 руб. Доля общего убытка в активах предприятия на конец года составила 59,56% (см. табл. 1).

Анализируя структуру активов предприятия, следует отметить резкое и значительное изменение коэффициента соотношения оборотных и внеоборотных активов с 10,85 на начало года до 0,17 на конец года. Это явилось следствием значительного роста величины внеоборотных активов с 262'981 руб. до 21'082'481 руб., доля этого вида активов в общей сумме имущества на конец отчетного периода составила 34,57% (см. табл. 1). Само по себе изменение данного коэффициента еще не говорит об ухудшении финансового состояния, однако рассматривая этот показатель в системе общих результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, четко видна негативная сторона данного изменения.

Структуру пассивов характеризуют коэффициент автономии и коэффициент соотношения заемных и собственных средств. Нормальные ограничения для коэффициентов: ,  означают, что обязательства организаций могут быть покрыты собственными средствами. На начало года коэффициент автономии, равный 0,46 (см. табл. 4), уже не соответствует норме, а на конец года его величина вообще отрицательна: -1,41. Та же самая динамика и у коэффициента соотношения собственных и заемных средств, его отрицательное значение на конец года еще раз подтверждает крайне неудовлетворительную структура баланса ООО "Кондитер". Значения коэффициентов свидетельствуют о невозможности покрытия обязательств предприятия за счет собственных средств.

Отрицательные величины указанных коэффициентов получаются вследствие отрицательной величины реального собственного капитала, расчет которого приведен в таблице 2. Из таблицы четко видно, что на  конец 9 месяцев 2005 года предприятие фактически не обладало собственными средствами вследствие полученных за период убытков.

Аналогичные выводы можно сделать, анализируя разницу реального собственного капитала и уставного капитала, которая является основным исходным показателем устойчивости финансового состояния организации. Отсюда следует, что даже минимальное условие финансовой устойчивости предприятия не выполняется.

Анализируя обеспеченность запасов источниками их формирования (см. табл. 5), также наблюдается резкое ухудшение ситуации. Так если на начало года в данном отношении предприятие имело практически абсолютную финансовую устойчивость, то на конец отчетного периода все три показателя обеспеченности запасов источниками их формирования имеют отрицательные значения. Это свидетельствует о крайней недостаточности средств и характеризует финансовое состояние как кризисное, при котором предприятие находится на грани банкротства.

Чтобы сделать окончательное заключение о платежеспособности предприятия, проанализируем ряд коэффициентов ликвидности, представленных в таблице 6.

Уже на начало 2005  г. финансовое состояние предприятия можно считать неудовлетворительным, поскольку коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент покрытия и коэффициент общей платежеспособности ниже своих нормативных значений. Исключение составляет лишь коэффициент уточненной ликвидности, который характеризует возможность погашения краткосрочных обязательств также за счет краткосрочной дебиторской задолженности. Однако наличие дебиторской задолженности говорит о финансовой зависимости от своих контрагентов, что в условиях общего кризиса неплатежей является негативным фактором.

На конец отчетного периода  (9 месяцев 2005 года) все коэффициенты ликвидности и платежеспособности имеют значения значительно ниже допустимых, что однозначно свидетельствует о глубоком кризисном состоянии предприятия и является основанием для признания его неплатежеспособным.

Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным, является также значение коэффициента обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода менее 0,1.

При наличии данных оснований, коэффициент восстановления платежеспособности, определенный исходя из значения периода восстановления платежеспособности, равного шести месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности (коэффициент покрытия), равного двум, имеет значение меньше единицы. Это свидетельствует об отсутствии у предприятия реальной возможности восстановить свою платежеспособность.

Таким образом, анализ финансового состояния ООО "Кондитер" свидетельствует о крайне тяжелом, кризисном положении комбината. В данной ситуации к нему могут быть применены процедуры банкротства. На мой взгляд, попытки восстановить платежеспособность предприятия в рамках внешнего управления не приведут к значительному росту эффективности его деятельности в сроки, отведенные законодательством для этих процедур.

Учитывая, что продукция предприятия пользуется спросом; комбинат оснащен современным оборудованием, позволяющим выпускать качественную конкурентоспособную продукцию; предприятие относится к пищевой промышленности, не требующей значительных капиталовложений и характеризующейся сравнительно быстрой отдачей вложенных средств вследствие короткого производственного цикла, считаю наиболее целесообразным выходом в данной ситуации продажу предприятия (бизнеса) должника. Это позволит сохранить комбинат как единый производственно-технологический комплекс и выйти из ситуации с наименьшими социальными потерями, сохранив трудовой коллектив. Данный вариант в наибольшей мере соответствует цели процедуры банкротства в рыночной экономике, которая состоит в том, чтобы способствовать переходу собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Дело за инвестором.

Заключение

         В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько выводов по работе.

Кризис в широком смысле, как смена повышательной тенденции понижательной, неотъемлемая характеристика рыночной экономики. Исходя из этого посыла, любое управление является антикризисным, а содержание и методы эффективного (обычного) и антикризисного управления не отличаются.

В экономическом смысле кризис означает, дефицит денежных средств, для поддержания текущей хозяйственной (производство) и финансовой (кредиторы) потребностей в оборотных средствах.

Развитие кризисного процесса предпринимательской структуры проходит в несколько стадий. Необходимость четкого разделения кризиса на различные стадии связана в первую очередь с тем, чтобы определить точку и время применения мероприятий по оказанию влияния на кризис, недопущению и преодолению кризиса.

Объектом исследования в работе выступала организация ООО «Кондитер».

«Кондитер» выпускает разнообразные кондитерские изделия: печенье, вафельные рулеты, зефиры, лукумы, восточные сладости, конфеты, пряники, драже.

Анализ финансового состояния ООО "Кондитер" свидетельствует о крайне тяжелом, кризисном положении комбината. В данной ситуации к нему могут быть применены процедуры банкротства. На мой взгляд, попытки восстановить платежеспособность предприятия в рамках внешнего управления не приведут к значительному росту эффективности его деятельности в сроки, отведенные законодательством для этих процедур.

Учитывая, что продукция предприятия пользуется спросом; комбинат оснащен современным оборудованием, позволяющим выпускать качественную конкурентоспособную продукцию; предприятие относится к пищевой промышленности, не требующей значительных капиталовложений и характеризующейся сравнительно быстрой отдачей вложенных средств вследствие короткого производственного цикла, считаю наиболее целесообразным выходом в данной ситуации продажу предприятия (бизнеса) должника. Это позволит сохранить комбинат как единый производственно-технологический комплекс и выйти из ситуации с наименьшими социальными потерями, сохранив трудовой коллектив.

Список литературы

1.     Антикризисное управление: Учеб. пособ. / В.Г.Крыжановский, В.И.Лапенков, В.И.Лютер и др.;под ред. Э.С.Минаева и В.П.Панагушина. - М.: ПРИОР, 2003. – 432 с.

2.     Булеев И.П., Брюховецкая Н.Е. Антикризисное управление предприятием. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 379 с.

3.     Бука Л.Ф., Зайцева О.П., Экономический анализ. - Новосибирск: СибУПК, 2002. – 140с.

4.     Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 615с.

5.     Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. -М.: ИКЦ ДИС, 2002. – 342 с.

6.     Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2001. – 576 с.

7.     Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 359 с.

8.     Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – 4 изд., испр., доп. – М.: Центр экономки и маркетинга, 2002. – 208 с.

9.     Уткин Э.А. Антикризисное управление  -  М.: ЭКМОС, 2003. -  400 с.

10.                       Финансовые проблемы несостоятельности (банкротства) предприятий // Финансы / Под ред. д.э.н., проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 452 с.