Содержание

Введение. 3

1. Закон  предложения. Неценовые  факторы  рыночного  предложения. 4

2. Кредитно-денежная  политика  государства. 7

Заключение. 12

Список литературы.. 13

 

Введение

Экономическая наука призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы - природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Подробно всем другим отраслям знаний, экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. И в этом узком смысле она не может быть национальной, также как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения, с ростом дохода происходит уменьшение потребляемой его части и возрастание накопляемой.

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития  народно­го хозяйства в экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

В качестве проводника денежно-кредитной политики России выступает Центральный эмиссионный банк государства. Таким банком являются Центральный банк Российской Федерации (Банк Рос­сии). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономи­ки. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товар­но-денежной сбалансированности.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса связанного с законом   предложения и  неценовые  факторы  рыночного  предложения, а так же кредитно-денежной политикой  государства.

1. Закон  предложения. Неценовые  факторы  рыночного  предложения

Предложение - это количество товаров и услуг, которые производитель готов произвести для продажи по конкретной цене из ряда возможных цен в определенный период времени.

Закон предложения показывает прямую зависимость между изменением цены и изменением величины предложения.

Таким образом, высокие цены побуждают производителя предлагать на рынке больше своих товаров, а низкие - меньше. Принимая решение о производстве того или иного продукта и его количестве, предприниматель постоянно сопоставляет цену единицы товара с издержками его производства (как учитывает производитель изменение издержек, вы узнаете в теме 5). Предложение, как и спрос, можно представить в виде таблицы или графика. Каждой цене, из ряда возможных цен, будет соответствовать готовность производителя изготовить и предложить для продажи определенное количество товара (рис. 1).[1]

Рис.1. Кривая предложения

Рассматриваем в данном случае изменение величины предложения в зависимости от изменения цены. Другие факторы (детерминанты) предполагаются неизменными. Таким образом, по аналогии со спросом выделим два понятия: изменение величины предложения и изменение предложения.

Изменение величины предложения - это перемещение по кривой предложения от одной точки к другой под влиянием изменения цены.

Изменение предложения (изменение в предложении) означает смещение всей кривой предложения вправо или влево под воздействием неценовых факторов (рис. 2).

Рис.2. Изменение предложения под влиянием неценовых факторов

К неценовым факторам (детерминантам) предложения можно отнести следующие:

-    цены на факторы производства (экономические ресурсы);

-    технология;

-    размер налогов и субсидий;

-    цены на другие товары;

-    ожидания;

-    количество производителей (продавцов).[2]

Каким образом изменение данных факторов воздействует на предложение?

Цены на ресурсы (факторы производства). Увеличение или уменьшение цен на ресурсы, которые используются для производства продукта, ведет к увеличению или снижению издержек производства. В свою очередь, рост издержек уменьшит предложение (кривая предложения сдвинется влево), а снижение издержек увеличит предложение (кривая предложения переместится вправо).

Технология. Применение современной технологии позволяет затрачивать на производство единицы продукции меньше ресурсов. Следовательно, уменьшаются издержки, предложение растет.

Налоги и субсидии. Размер налогов можно рассматривать как фактор, который увеличивает издержки и сокращает предложение. Государственные субсидии напротив уменьшают издержки и увеличивают предложение.

Цены на другие товары. Предприятие (фирма) может переориентироваться на производство другой продукции, цены на которую возросли. В то же время фирма сократит предложение или совсем прекратит производство данного товара, если цена на него упадет или даже останется неизменной.

Ожидания. Существуют различные варианты, как могут отреагировать производители, например, если ожидается повышение цен. Возможно, фирмы увеличат предложение или, наоборот, сократят текущее предложение в ожидании будущего роста цен.

Количество продавцов. Увеличение числа фирм, занимающихся производством данного продукта, приведет к увеличению рыночного предложения и сдвигу кривой предложения вправо (конечно, если объемы производства каждого предприятия при этом не сократятся).

Для предложения, как и для спроса, также применима концепция ценовой эластичности. Ценовая эластичность предложения показывает степень реакции предложения на изменения цен. Основным фактором, влияющим на эластичность предложения, является время (рыночный период). Чем больше у производителя времени для реакции на изменение цен, для перераспределения ресурсов, тем выше будет ценовая эластичность предложения. В этой связи выделяют различные временные (рыночные периоды):

-    кратчайший период является столь непродолжительным, что производители (продавцы) не имеют возможности отреагировать на изменение спроса и цены. Предложение в этом случае будет абсолютно неэластичным;

-    краткосрочный период является недостаточным для увеличения производственных мощностей, но позволяет увеличить интенсивность использования производственных мощностей. Реакцией на изменение цены со стороны производителя будет более эластичное предложение;

-    долговременный период достаточен для увеличения производственных мощностей и привлечения дополнительных ресурсов.

При рассмотрении эластичности предложения необходимо отметить, что вне зависимости от степени эластичности (неэластичности) предложения изменение цены всегда ведет к изменению общей выручки в одном и том же направлении. Так, при любом временном периоде рост цены приведет к увеличению общей выручки.[3]

 

2. Кредитно-денежная  политика  государства

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции.

Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства. Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-кредитной политики обычно четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику. Различают «узкую» и «широкую» денежно-кредитную политику. Под узкой политикой имеют в виду достижение оптимального валютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая политика направлена на борьбу с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении. С помощью прямых и косвенных методов кредитного контроля регулируется ликвидность банковской системы и долгосрочные процентные ставки. Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политикой и, соответственно, финансированием госбюджета.[4]

Основные инструменты денежно-кредитной политики:

-    Официальная учетная ставкаотносительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.

-    Обязательные резервычасть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.

-    Операции на открытом рынке.

-    Валютные интервенции вмешательство центрального банка на валютном рынке, то есть, купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.

-    Моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования, играющие важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.

-    Разумный банковский надзор – различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных коэффициентов.

-    Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска акций и облигаций, квоты выпуска, очередность эмиссии и т. д.

-    Допуск к рынкам – регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.

-    Специальные депозиты – часть прироста депозитов или кредитов коммерческих банков, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.

-    Количественные ограничения – потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок.

-    Управление государственным долгом – эмиссия государственных облигаций нейтрализует ликвидность банков и связывает их средства.

-    Таргетирование – установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

-    Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи.

-    Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы, и сразу после второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы - это вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков. ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию.

Другая функция подобного резервирования заключается в том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков. В период бума для его «охлаждения» ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса - наоборот. Повышение нормы резерва на 1 - 2 процентных пункта - действенное средство ограничения кредитной экспансии. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется. Например, в США в 1972 - 1976 гг. она варьировалась в зависимости от конъюнктуры, вида и величины вкладов от 1 до 17,5%.

Операции на открытом рынке – покупка и продажа государственных ценных бумаг с целью увеличения или уменьшения средств коммерческих банков. Путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков.

Девизные операции (валютные интервенции) – это покупка и продажа иностранной валюты для поддержания в определенных пределах курса национальной денежной единицы.

За последние десятилетия взгляды экономистов на валютные интервенции претерпели существенные изменения. Администрация президента США Р. Рейгана считала их дорогими и неэффективными инструментами денежно-кредитной политики. В Европе же после образования так называемого механизма обменных курсов в 1979 г. центральные банки активно использовали валютные интервенции.

Существует три альтернативных критерия определения эффективности валютных интервенций.

1.                     «Направление» - если направление движения валютного курса совпадает с направлением интервенции, то она эффективна. Иными словами, если центральный банк продает или покупает валюту, то ее курс должен, соответственно, понижаться или повышаться.

2.                     «Сглаживание» - интервенция эффективна, когда усилиями ЦБ замедляется развитие тренда. Если курс падает, то интервенция должна приводить к плавному падению, а если увеличивается – то к торможению роста.

3.                     «Разворот» - интервенция эффективна, когда выполняется не только первый критерий, но и в ходе интервенции полностью нивелируется колебание валютного курса за предыдущий период. Происходит разворот тренда или центральный банк «гребет против течения».

Еще одним классическим инструментом в практике центральных банков является политика учетной ставки, т.е. установление ставки процента за кредиты, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам (ставки рефинансирования). Коммерческие банки предоставляют ЦБ платежные обязательства - векселя. Это могут быть как собственные векселя банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу. Средства, полученные от ЦБ, предоставляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита - процентная ставка - должна быть выше учетной, иначе коммерческие банки будут убыточны. Поэтому, если ЦБ повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредита для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций. Таким образом, манипулируя учетной ставкой, ЦБ имеет возможность влиять на капиталовложения в производство.

Политика «дешевых» и «дорогих» денег.

Выделяют два вида денежно-кредитной политики – политику «дешевых» и «дорогих» денег.

Политика «дешевых» денег характеризуется снижением ставки рефинансирования и нормы обязательных резервов. Также в целях стимуляции центральный банк покупает ценные бумаги у хозяйствующих субъектов. Это – стимулирующая политика, направленная на высвобождение денежных средств в экономике.

Ее противоположностью является политика «дорогих» денег. Ее признаками являются повышение нормы обязательного резервирования и учетной ставки, а также скупка ЦБ ценных бумаг.[5]

 

Заключение

Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.

Если спрос является качественной характеристикой потребления, то предложение-категория, с помощью, которой можно ответить на вопрос: что же определяет количество любого товара, которое будет произведено фирмами и предложено ими на продажу?

Спрос и предложение -  взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Рассмотрим эту зависимость, покажем, какие факторы на нее влияют.

Денежно-кредитная политика на макроуровне - это совокупность мер, проводимых Центральным банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.

Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро-микроуровне.     

Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы.

 

Список литературы

1.                      Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория./Под ред. В.А. Исаева. - М.: ИНФРА-М, 2003.

2.                      Райхлин Э. Основы экономической теории. - М.: Логос, 2004.

3.                      Симкина Л.Г. Общая экономическая теория. – СПб.: Питер, 2003.

4.                      Финансы, денежное обращение и кредит./Под редакцией В. К. Сенчагова, А. И. Архипова. – М.: Проспект, 2003.

5.                      Экономическая теория./Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2004.

 


[1] Экономическая теория./Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 84

[2] Симкина Л.Г. Общая экономическая теория. – СПб.: Питер, 2003. – С. 117

[3] Райхлин Э. Основы экономической теории. - М.: Логос, 2004. – С. 146

[4] Финансы, денежное обращение и кредит./Под редакцией В. К. Сенчагова, А. И. Архипова. – М.: Проспект, 2003. – С. 230

[5] Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория./Под ред. В.А. Исаева. - М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 335