Содержание
1. Введение. 3
2. Характеристика дошкольного возраста. 4
3. Ложь – норма или отклонение в дошкольном возрасте. 7
4. Заключение.................................................................................................... 11
5. Список литературы ...................................................................................... 12
Введение
Мир человеческих отношений раскрывается ребенку в представлениях о добре и зле, о своем и чужом, о правде и лжи, о справедливости и несправедливости. Мы живем в обществе, где конкуренция и соревновательность проникли во все сферы нашей жизни. Неудивительно, что многие дети, начиная уже с двух лет, стремятся во всем быть первыми и хорошо сознают важность победы. Именно это желание – быть удачливей и успешней других – и является одной из основных причин того, что ребенок начинает обманывать.
В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки. Внутренний мир ребенка лишь начинает приобретать определенность и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего мира происходит под решающим влиянием взрослых, они не могут непосредственно вложить в ребенка свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения. Малыш не только учится жить. Он уже живет, и любые внешние влияния, в том числе и воспитательные воздействия взрослых, приобретают разное значение в зависимости от того, как принимает их ребенок, в какой мере они соответствуют сложившимся у него ранее потребностям и интересам.
В данной работе рассмотрены вопросы по формированию личности в дошкольном возрасте и проблемы лжи в данный период развития ребенка.
Характеристика дошкольного возраста
Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет). В рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения.
Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким–то правилом или образцом. В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. [6.С.77]
Познавательное развитие. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.
Волевое развитие. Ребенок избавляется от присущей более раннему этапу "глобальной подражательности" взрослому, может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приемы познавательной (в частности, воображаемое преобразование действительности), собственно волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональный (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребенок оказывается способным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению.
Эмоциональное развитие. Эмоции ребенка все больше освобождаются от импульсивности, сиюминутности. Начинают закладываться чувства (ответственности, справедливости, привязанности), формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Ребенок обнаруживает способность к отождествлению себя с другими, что порождает в нем способность к обособлению от других, обеспечивает развитие индивидуальности. Возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов чужих и своих поступков. Эмоции становятся "умными".[3.С.53]
К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач, овладению элементами специальных языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т. п.).
Эти возрастные новообразования представлены лишь в виде возможностей, осуществимость которых определяется социальной ситуацией развития ребенка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечен ребенок, с кем он ее осуществляет.
От особенностей стимулирования или организации деятельности детей взрослыми зависит успех в психическом и физическом развитии ребенка, и, таким образом, наряду с восходящей линией (собственное развитие) может быть и иная "кривая" личностных изменений (выражающая регрессивные или застойные тенденции); каждому шагу развития сопутствует возможность проявления и закрепления негативных новообразований, о сути которых должны знать взрослые.
Таким образом, развитие ребенка в дошкольном возрасте играет огромное значение в становлении личности, многие факторы и поведенческие принципы закладываются именно в этом возрасте.
Ложь – норма или отклонение в дошкольном возрасте
До трех лет малыши не умеют лгать вообще. Они не строят коварных замыслов ввести нас в заблуждение, с тем чтобы получить какую-то выгоду. У них не настолько развито логическое мышление, чтобы придумать схему обмана, и не такая богатая фантазия, чтобы разукрасить эту схему живописными деталями. Крохи что видят, то и говорят. [6.С.215]
В обществе, где конкуренция и дух соревновательности проникли во все сферы жизни, неудивительно, что многие дети, начиная уже с двух лет, стремятся во всем быть первыми и хорошо сознают важность победы. Именно это желание – быть удачливей и успешней других – и является одной из основных причин того, что ребенок начинает обманывать. Последите, например, как ведут себя дети, играя в настольные игры, и вы будете удивлены детским азартом и соревновательностью, иногда приводящими к тому, что ребенок, желая выиграть любым способом, прибегает к обману. Дети младше 5 лет не придают особого значения обману. Они просто играют, и победа для них менее важна, чем сам процесс игры, так как ведущей деятельностью в данный период является игра.
Дети от 5 до 7 лет, однако, более склонны к обману в игре ради победы, и могут намеренно начать неправильно считать очки или делают лишний ход вне очереди. В этом случае дети обычно осознают, что поступают неправильно, но не придают большого значения обману. К 8 годам ребенок уже хорошо понимает, что обманывать плохо. И если ребенок в этом возрасте продолжает обманывать, то это может быть обусловлено более серьезными причинами, чем желанием выиграть – например, чувством неполноценности и желанием казаться лучше, чем он есть на самом деле.
Другой часто встречающейся причиной детской лжи является страх разочаровать родителей. Ребенок старается соответствовать ожиданиям. Дети находятся под большим давлением ожидания того, что они будут хорошо учиться, будь то со стороны родителей или учителей. Многие дети также считают, что от хороших оценок зависит их будущее. И если они не соответствуют этим ожиданиям, не успевают в школе, то ребенок чувствует, что у него нет другого выхода, кроме как обманывать, и тогда обман носит функцию защитного механизма от чрезмерного прессинга.
Кроме этого, причины детской лжи могут быть следующими:
- ребенок хочет избежать наказания;
- хочет привлечь к себе внимание;
- у него есть проблемы, требующие решения;
- избегает стрессовых ситуаций;
- берет пример с окружающих его взрослых или детей.
К каждому ребенку необходим индивидуальный подход и причины лжи необходимо рассматривать также индивидуально. [7.С.32]
Дети младше 6 лет часто рассказывают сочиненные ими истории, выдавая их за правду, и иногда даже верят в них сами. Это не ложь и не обман, просто они еще нечетко отличают реальность от вымысла, к тому же эти истории не приносят никакого вреда и свидетельствуют только о развитом воображении ребенка. Но если ребенок уже старше 6 лет, то выдуманные истории уже не так безвредны, особенно если вы или сам ребенок не можете понять, где правда, а где ложь. В этом случае лучше выяснить причины такого фантазирования и постараться предотвратить его. Если же продолжает хронически лгать ребенок старше 7 лет, то это может свидетельствовать о каких-то внутренних его проблемах, и может быть, ему даже понадобится помощь детского психолога. [3.С.26]
Практически все дети время от времени обманывают, и задача родителей – по возможности предотвратить будущий обман и удержать ребенка от этой вредной привычки. Бороться с детской ложью довольно трудно. Обычно первой реакцией родителей бывает – наказать ребенка. Но наказание не всегда приносит желаемые результаты, поскольку ребенок может решить, что в следующий раз ему просто следует обмануть получше. Кроме того, реакция родителей на обман должна по возможности соответствовать возрасту ребенка.
Если на ложь ребенка младше 6 лет можно не реагировать чересчур строго, и даже свести ситуацию к шутке, то на ложь ребенка старше 7 лет нужно реагировать немедленно и следует серьезно обсудить с ребенком, что толкнуло его на обман, и какие возможные последствия это может иметь.
Важно, чтобы ребенок понял, что обманывать плохо, и что обман всегда разоблачается.
Родителям важно дать понять ребенку, что они отлично понимают, что ребенок говорит неправду. Необходимо избегать чрезмерно эмоциональной реакции на обман и физические наказания.
В данной ситуации родителям обязательно самим подавайте хороший пример. Взрослым, окружающим ребенка, необходимо проанализировать свое поведения. Как бы то ни было, необходимо стараться никогда не лгать в присутствии ребенка, иначе отучить его от этого будет очень трудно. Ребенку надо дать понять, что победа – не главное. Необходимо объяснить ребенку, что поступать честно и проиграть – более благородно, чем преуспеть с помощью обмана.
Многим родителям необходимо снизить требования к ребенку. Большинство детей, склонных к обману, руководятся в своей лжи желанием соответствовать ожиданиям родителей. Задача родителей дать понять ребенку, что они будут его любить и гордиться им, несмотря ни на что. Также необходимо объясните ребенку, что они огорчились бы меньше, если бы он сказал правду вместо лжи. Родителям надо научить детей справляться с поражением. Многие дети обманывают из-за страха перед неудачами. Рассказывать ребенку, как сами родители справляются с проблемами и поражениями, чтобы и он тоже этому научился. Предложите альтернативу обману – признание и исправление своих ошибок.
Лучший детектор лжи – материнское сердце. Но существует также несколько признаков, которые могут свидетельствовать, что при разговоре ребенок говорит неправду.
Ребенок может в разговоре повторять за вами последнюю фразу, чтобы выиграть время для того, чтобы придумать правдоподобный ответ. У него меняется выражение лица, или появляются непроизвольные жесты, например, почесывание носа или брови. Поскольку ребенок сознает, что поступает неправильно, то может говорить неправду более тихим голосом, или у него меняется тон или темп речи. Ребенок может пытаться скрыть неправду за пустой болтовней. И если ваш ребенок по натуре не очень разговорчив, чрезмерная словоохотливость может быть признаком обмана.
В дошкольном возрасте все чаще самоутверждение ребенка реализует себя в форме лжи. Нереализованное притязание на признание может привести к нежелательным формам поведения, когда ребенок начинает придумывать неправду. В дошкольном возрасте ложь или обман еще не является отклонением, в данный период у ребенка развивается воображение, но задача родителей четко отслеживать периоды развития ребенка и анализировать причины его обмана, в более поздние периоды развития и становления личности обман является уже отклонением.
Заключение
В нравственном развитии, как и во всяком другом, осуществляется борьба противоположностей. Негативные образования - так называемые асоциальные формы поведения и соответствующие черты личности - это по существу также продукт развития личности. Развитие детей в общении с другими людьми будет неполным, если ребенком, не движет потребность быть признанным. [3.С.133]
Реализации этой же потребности могут сопутствовать и негативные образования, такие, как ложь - искажение истины в корыстных целях. Конечно, ложь может сопутствовать социальной потребности в признании, но она не является обязательным компонентом самой этой потребности. В онтогенезе, когда внутренняя позиция ребенка еще только начинает определяться в рамках общественно заданной деятельности, возможно появление лжи. Главной задачей родителей четко отслеживать возрастные периоды развития ребенка и анализировать причины возникновения асоциальных форм поведения.
Список литературы
1. Годфруа Ж. Что такое психология, тт. 1–2. М., 1996. – 276 с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1997.- 362 с.
3. Калагина И.Ю. Возростная психология. М., 1997. -176 с.
4. Рогов Е.И. Особенности психологической работы с детьми младшего школьного возраста. М., 1995. – с. 579.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1998. – 213с.
6. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М., 2005. - 349 с.
7. Яновский Р.Г. Социология. М.:Мысль. - 297 с.