СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Краткая справка о субъекте РФ.. 3

2. Краткая справка о состоянии законодательства о государственной (муниципальной) службе субъекта РФ (Новосибирской области) 4

3. Должности государственных служащих Новосибирской области, принципы службы.. 5

4. Права, обязанности, основные требования, предъявляемые к служащему  7

5. Соответствие законодательства о государственной службе субъекта федеральному. 12

Задание 2. 12

Заключение. 22

Список литературы.. 23

Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы

 

1. Краткая справка о субъекте РФ

Новосибирская область расположена в Западной Сибири. Общая площадь – 178,2 тыс. км.2. население составляет 2657 тыс. человек (2000 г.). Центр Сибири – город Новосибирск. Большая часть территории расположена на Западно-Сибирской равнине; на востоке – Салаирский кряж. Главная река – Обь. 

Территориальные органы государственной власти Новосибирской области были созданы в соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ 1993 года. Правомочие на создание органов государственной власти субъектов РФ, образующих единую систему, подтверждено также преамбулой и ст. 2 Феде­рального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни­тельных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ. Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган го­сударственной власти субъекта РФ (в Новосибирской области — Новосибирский областной Совет де­путатов), высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (администрация Ново­сибирской области), иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Также возможно учреждение должности высшего должностного лица субъекта РФ (глава администрации Новосибирской области).

2. Краткая справка о состоянии законодательства о государственной (муниципальной) службе субъекта РФ (Новосибирской области)

На территории Новосибирской области действует федеральное законодательство: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 25.04.2003),  Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27. 07. 2004 № 79 – ФЗ, Федеральный закон «Об основах  муниципальной службы в Российской Федерации» в ред. Федеральных законов от 13.04.1999 N 75-ФЗ, от 19.04.2002 N 38-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (принят ГД ФС РФ 06.03.1998), Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (принят ГД ФС РФ 06.03.1998),  Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-Ф, "О Федеральной службе безопасности" (принят ГД ФС РФ 22.02.1995), УКАЗ Президента РФ от 09.04.1997 N 310, "О денежном содержании федеральных государственных служащих", Указ Президента РФ от 30.01.1996 N 123 "О квалификационных требованиях по государственным  должностям федеральной государственной службы",  Указ Президента РФ от 01.12.1995 N 1208 "О совете по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации",  Указ Президента РФ от 11.01.1995 N 33 "О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих" и др.

На местном уровне приняты следующие нормативные акты: Устав НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ. Принят Новосибирским областным Советом депутатов 06.03.96, Закон Новосибирской области «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Новосибирской области» от 16 марта 1998 г. № 3-ОЗ, Закон Новосибирской области «О местном самоуправлении в Новосибирской области» от 11 июня 1997 г.; Устав города Новосибирска (Принят Решением Новосибирского городского Совета депутатов от 27 октября 2003 г. № 315, в Устав внесены изменения); Решение городского Совета «О помощниках депутатов городского Совета Новосибирска» от 10.07.97 № 57 (на 7-ой сессии городского Совета рассматривалось новое положение о помощниках депутатов) и др.

3. Должности государственных служащих Новосибирской области, принципы службы

Если строго следовать ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", то государственный служащий - это лицо, профессионально осуществляющее деятельность по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов, а также лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации. Деятельность лиц, которые замещают государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" не регулируется. Их правовой статус устанавливается специальными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Законодатель установил термин "должности государственной службы", но в некоторых случаях не использует такой формулировки. Например, в п. 5 ст. 12 ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" определяется, что прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность. Однако не указывается, что речь идет о должности государственной службы. Эти ошибки также не украшают текст Закона.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности государственной гражданской службы Новосибирской области определяются Законом Новосибирской области «О местном самоуправлении в Новосибирской области».  

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Должности государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей государственной гражданской службы. 

Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

4. Права, обязанности, основные требования, предъявляемые к служащему

Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации Новосибирской области.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства и др.

Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением устанавливаются федеральными законами.

Ответственность за несоблюдение ограничений устанавливается федеральными законами.

В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы субъекта Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением  обязанностей и др.

В случае если, владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:

1) замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;

2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные федеральными законами для гражданских служащих и др.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

Принципами гражданской службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

5. Соответствие законодательства о государственной службе субъекта федеральному

Развитие законодательства о государственной и муниципальной службе осуществляется сравнительно быстро. Проведенный анализ Закона «О государственной службе Новосибирской области» свидетельствует об отсутствии противоречий федеральному законодательству.

 

Задание 2

Тема 1

1.1. Что включает в себя компетенция органа государственной власти – высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, в котором Вы проживаете? Какие нормативные акты закрепляют ее?

Устав Новосибирской области в ред. Закона Новосибирской области от 13.06.2001 N 155-ОЗ в ст. 45 закрепляет полномочия администрации области

1. Администрация области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии и иных сферах.

2. Администрация области:

а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

б) разрабатывает для представления главой администрации (губернатором) области в областной Совет депутатов проект областного бюджета, а также проекты прогнозов, концепций, программ, схем, планов социально-экономического развития области;

(в ред. Закона Новосибирской области от 03.03.2004 N 167-ОЗ)

в) обеспечивает исполнение областного бюджета и готовит отчет об его исполнении, а также отчеты о выполнении программ и планов социально-экономического развития области для представления их главой администрации (губернатором) в областной Совет депутатов;

(в ред. Закона Новосибирской области от 03.03.2004 N 167-ОЗ)

г) формирует иные органы исполнительной власти области;

д) управляет и распоряжается государственной собственностью Новосибирской области в соответствии с законами области, а также федеральной собственностью, переданной в управление области, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу, законам и иным нормативным правовым актам области, а также вправе обратиться в суд;

ж) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;

з) организует исполнение законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и области;

и) разрабатывает и реализует финансовую и инвестиционную политику в области, осуществляет меры по ограничению монополистической деятельности и развитию предпринимательства, содействует развитию предпринимательства, укреплению банковской, денежной и кредитной систем;

к) проводит государственную политику ценообразования и оплаты труда, содействует организации государственного страхования и единой системы учета и статистики;

л) разрабатывает и реализует меры по развитию социальной сферы области, росту благосостояния населения, охране труда и здоровья граждан, организует систему социальной защиты населения и обеспечивает ее функционирование;

м) осуществляет мероприятия по воспитанию, образованию населения, охране семьи, материнства и детства, разрабатывает и реализует меры по развитию науки, культуры и спорта, государственной молодежной политики;

н) осуществляет мероприятия по развитию жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи; создает условия для развития предприятий промышленности, торговли, бытового обслуживания населения и других; осуществляет мероприятия по защите прав потребителей;

о) осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности, полномочия по лицензированию которых переданы исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

п) организует строительство объектов недвижимости области за счет средств областного бюджета; устанавливает порядок выдачи разрешения на строительство объектов недвижимости; разрабатывает и реализует меры по государственной политике в сфере градостроительства;

р) разрабатывает программы по охране природы, рациональному природопользованию, сельскохозяйственному производству и обеспечивает их выполнение, заключает договоры на их разработку, организует контроль за соблюдением природоохранного законодательства;

с) обеспечивает рациональное размещение производительных сил, содействует комплексному экономическому и социальному развитию городов и населенных пунктов области;

т) разрабатывает и реализует меры по защите интересов области;

у) осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению государственной безопасности;

ф) заключает соглашения по регулированию трудовых отношений и разрешению социально-экономических проблем с профсоюзами и объединениями работодателей;

х) принимает постановления, иные нормативные правовые акты, в пределах своих полномочий;

ц) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом и законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Тема 2

2.1. Охарактеризуйте необходимость формирования государственной службы и те принципы, на которых она должна функционировать в Российском государстве (исходя из конституционного закрепления основ государственного устройства РФ)

Реформа государственной службы в Российской Федерации началась с принятием в 1990 - 1995 гг. новых законов и других нормативных актов, регламентирующих государственно-служебные отношения. В течение последних десяти лет предпринималось несколько попыток проведения реформы государственной службы [1]. В настоящее время проводится работа по реализации Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г.[2]

Весьма детальный анализ федерального и регионального законодательства о государственной службе, проводимый исследователями в течение последних лет, сопровождался политическими дебатами о сущности и основных направлениях реформирования госаппарата. Например, Б. Немцов считает, что реформу системы государственной службы следует проводить, исходя из трех принципов: конкурентность, эффективность, ответственность. Для Б. Немцова одним из важнейших правовых средств улучшения деятельности государственных служащих являлось бы следующее: распространение практики кадровых конкурсов при приеме на государственную службу; увеличение денежного содержания служащих; создание действенных механизмов предупреждения и преодоления конфликта интересов на государственной службе [3].

К так называемым нереализованным проектам реформы государственной службы учеными относятся: проект Кодекса государственной службы РФ, проект Федерального закона "О федеральной государственной службе", проект Федерального закона "Кодекс поведения государственных служащих", некоторые законодательные инициативы субъектов РФ [4].

Государственная служба РФ изучается отдельными авторами с формальных позиций, когда указываются традиционные факторы и причины реформирования государственной службы, например необходимость проведения административной реформы, взаимосвязь ее проблем с государственно-служебными отношениями [5]. Диссертационные исследования должны "наращивать" уже достигнутый уровень научных представлений о государственной службе, способствовать развитию теории и улучшению практики государственно-служебного строительства, создавать основу для проведения конструктивной, позитивной критики тех или иных идей; положения, которые формально выносятся на защиту, должны содержать новые результаты или решения сложных современных проблем в системе российской государственной службы.

Не содействует конструктивному развитию института государственной службы также подготовка и публикация изданий, где фактически переписываются многие положения из работ других авторов и которые выдаются за собственные научные достижения.

Этапам реформирования и результативности реформы государственной службы в литературе стало уделяться значительно больше внимания по сравнению с предыдущим периодом [6].

В качестве итоговых размышлений о новом облике современной государственной службы можно привести несколько высказываний ученых, изучающих правовые аспекты этого института. Например, В.А. Козбаненко считает, что в ближайшее время целесообразно работать над созданием такой модели государственной службы, которая бы эффективно обеспечивала функционирование российского государства в его нынешней конституционно-правовой форме [7]. А.А. Гришковец полагает, что "современной России нужна государственная служба, которая условно может быть названа "государственная служба переходного периода". Она должна быть построена по жесткой иерархии и централизации, отказе от любых контрактов и иных договорных отношений на государственной службе" [8].

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 годы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 1163-р, в рамках проведения административной реформы предполагается: "дальнейшее совершенствование системы государственной службы в увязке с новыми принципами построения и функционирования исполнительной власти; совершенствование оплаты труда государственных служащих с учетом эффективности их деятельности, улучшение финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы; разработка механизмов ротации кадрового состава государственных служащих, формирование на конкурсной основе кадрового резерва; формирование механизмов регулирования служебного поведения и конфликта интересов" [9].

Значительной проблемой является сама модель российской публичной службы, когда государственная и муниципальная служба разделены специальными законодательными актами. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 28 августа 1995 г. (ред. от 8 декабря 2003 г.) N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальными служащими являются лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления.

В специальной литературе неоднократно ставился вопрос о необходимости "выравнивания" статуса государственных и муниципальных служащих. Как справедливо указывается, "общим сущностным признаком, объединяющим правовое положение государственных и муниципальных служащих, является форма публичной власти, обеспечивающая единство властных полномочий соответствующих органов публичной власти" [10]. С точки зрения В.А. Козбаненко, единство и целостность государственной и муниципальной службы может найти "воплощение посредством нормативного закрепления единых принципов организации и функционирования, институционального взаимодействия и структурного оформления, регламентации правового статуса государственных и муниципальных служащих, а также и многих других вопросов"[11]. Именно такой подход к пониманию модели правового регулирования системы государственной и муниципальной службы видится В.А. Козбаненко наиболее предпочтительным в процессе осуществления мероприятий по реформированию системы государственной службы.

Одной из принципиальных проблем теории государственной службы является соотношение в этом институте норм административного (публичного) и трудового (частного) права. Нормы законодательства о труде действуют в системе государственной службы и регулируют отношения в своем секторе государственно-служебных отношений, имея при этом свой предмет правового регулирования. В литературе данной проблеме уделяется большое внимание. Иногда о ней рассуждают с позиции выявления соотношения в системе правового регулирования государственно-служебных отношений так называемых трудовой и публичной концепций отношений государственной службы.

Тема 4

4.4., 4.5. Почему на государственного (муниципального) служащего наложены ограничения и запреты (приведите примеры из законодательства субъектов РФ)?

Данные ограничения и запреты необходимы в силу того, что государственная служба – профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Так законом Новосибирской области закреплены ряд запретов и ограничений: Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства и др.

Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением устанавливаются федеральными законами.

Ответственность за несоблюдение ограничений устанавливается федеральными законами.

В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением  обязанностей и др.

В случае если, владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Тема 10

10.4. Зачем государственным служащим необходима государственная защита? 

Государственные служащие нуждаются в защите, так как они являются составляющим звеном важнейшего административно-правового института – государственной службы, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль "локомотива" для обеспечения "движения" государственного управления.

Заключение

Итак, для  укрепления юридических основ современного правового государства простого желания улучшить деятельность государственного аппарата посредством принятия каких бы то ни было законов вряд ли достаточно. Нужно разрабатывать правовые нормы, которые реально и эффективно осуществляли бы позитивное правовое регулирование государственно-служебных отношений.

Правовое регулирование института государственной службы в России стремительно развивается. Об этом убедительно свидетельствует новое российское законодательство о системе государственной службы (ФЗ от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации") и государственной гражданской службе (ФЗ от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Однако не всякое изменение законодательства повышает его правовое качество и улучшает саму деятельность по осуществлению функций государственного управления; не происходит автоматического улучшения и корпуса государственных служащих. К сожалению, одни лишь законы не изменяют нравственный облик российского государственного служащего и его профессиональные качества.

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2000. – 48 с.

2.     О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 15.

3.     О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27. 07. 2004 № 79 – ФЗ// СЗ РФ. 2004. № 12.

4.     Об основах  муниципальной службы в Российской Федерации: Федеральный закон в ред. Федеральных законов от 13.04.1999 N 75-ФЗ, от 19.04.2002 N 38-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 5.

5.     О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)»: Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. N 1336 // РГ. 2002. 23 нояб.

6.     Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: Монография. М.: РАГС, 2003. – 190 с.

7.     Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. Изд. 2-е, доп. М.: Омега-Л, 2004. – 320 с.

8.     Бабелюк Е.Г. Реформа государственной службы в РФ: новый этап // Российский юридический журнал. 2003. N 3.

9.     Бахрах Д.Н., Кулешов И.В. Государственная военная и правоохранительная службы РФ // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.

10.           Буравлев Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы в России // Государство и право. 2003. N 7.

11.           Верхотуров Ю.И. Развитие российского законодательства о гражданской службе во второй половине XVI и в XVIII в. // Правоведение. 2003. N 6.

12.           ГОСТ службы: Государственные чиновники теперь будут жить и работать по закону // РГ. 2004. 29 июля.

13.           Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России) // Государство и право. 2004. N 1.

14.           Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: Учебный курс. М.: Дело и Сервис, 2003.

15.           Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной  службы в Российской Федерации. М.: Просвещение, 2005.

16.           Гришковец А.А. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государственной службы // Государство и право. 2002. N 12.

17.           Демин А.А. Государственная служба: Учебное пособие. М.: Зерцало-М, 2002.  – 309 с.

18.           Иванов В.П. Реформирование государственной службы: Вопросы и перспективы // Журнал российского права. 2003. N 5.

19.           Козбаненко В.А. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание. М.: ИПКгосслужбы, 2003.

20.           Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления. Общая часть: Учебное и научно-практическое пособие. М.: ЭКМОС, 2003.

21.           Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное // Государство и право. 2003. N 1.

22.           Манохин В.М. Нужны основы законодательства о службе Российской Федерации // Государство и право. 2003. N 9.

23.           Немцов Б. Стратегия России // Известия. 2003. 25 марта.

24.           Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. М.: Статут, 1999. – 430 с.

25.           О проекте Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" и перспективах развития законодательства о государственной службе. Материалы парламентских слушаний. 11 марта 2003 г. М.: Издание Государственной Думы, 2003.

26.           Поляков С. Регулирование служебных и трудовых правоотношений // Российская юстиция. 1998. N 12.

27.           Реформа государственной службы России: история попыток реформирования с 1992 по 2000 год / Ред. и предисл. Т.В. Зайцевой. М.: Весь Мир, 2003.

28.           Российское служебное право: Сб. норм. актов: Учебное пособие / Сост. Ю.Н. Старилов. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999. – 830 с.

29.           Российская газета. 2003. 18 мая. N 12.

30.           Российская газета. 1995. 26 апреля. N 82.

31.           Российская Газета. 2003. 2 сент.

32.            Сергун П.П. Служба в органах внутренних дел: Справочник. М.: Новый Юрист, 2003. – 220 с.


[1] Реформа государственной службы России: история попыток реформирования с 1992 по 2000 год / Ред. и предисл. Т.В. Зайцевой. М.: Весь Мир, 2003.

[2] Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: Учебный курс. М.: Дело и Сервис, 2003. С. 429 - 458.

[3] Немцов Б. Стратегия России // Известия. 2003. 25 марта.

[4] Реформа государственной службы России: история попыток реформирования с 1992 по 2000 год / Ред. и предисл. Т.В. Зайцевой. С. 239 - 246.

[5] Буравлев Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы в России // Государство и право. 2003. N 7. С. 10 - 18.

[6] Реформа государственной службы России: История попыток реформирования с 1992 по 2000 год / Ред. и предисл. Т.В. Зайцевой; Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. N 1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)" // РГ. 2002. 23 нояб.

[7] Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления. Общая часть: Учебное и научно-практическое пособие. М.: ИКФ "ЭКМОС", 2003. С. 252.

[8] Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. М.: Просвещение, 2005. С. 405.

[9] РГ. 2003. 2 сент.

[10] Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное // Государство и право. 2003. N 1. С. 12.

[11] Там же.