Содержание

Понятие и признаки производства по делам, возникающим из административных и публичных правоотношений. Его отличие от дел искового производства___________________________________________ 3

Укажите правовые последствия прекращения производства по делу и приостановления производства по делу____________________________ 9

Задача________________________________________________________ 11

Список источников и литературы_______________________________ 13

Понятие и признаки производства по делам, возникающим из административных и публичных правоотношений. Его отличие от дел искового производства

Понятие "производство по делам, возникающим из административных и иных публично-правовых отношений" уясняется из содержания ст. 29 и 189 АПК. Согласно названным статьям АПК производство по экономическим спорам и иным делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, является административным судопроизводством.

Круг рассматриваемых арбитражными судами дел, возникающих из публично-правовых отношений, не ограничивается обозначенными в гл. 23-26 АПК.

Так, арбитражные суды рассматривают экономические споры по требованиям:

о возврате налогоплательщикам и налоговым агентам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней (гл. 12 НК);

о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений (распоряжений) налоговых и иных органов, которым предоставлено право взыскания в безакцептном (бесспорном) порядке, а также исполнительных документов (постановлений) о взыскании налога за счет имущества организации-налогоплательщика или налогового агента (ст. 47 НК);

о ликвидации юридических лиц по основаниям, предусмотренным законодательством, когда соответствующие требования предъявляются уполномоченными на то государственными органами (п. 16 ст. 31 НК; п. 3 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ; п. 2 ст. 14 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ; п. 6 ст. 51 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ);

о прекращении размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды (п. 3 ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ);

о приостановлении или прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства РФ в области обращения с отходами (п. 1 ст. 29 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ);

об аннулировании лицензий (п. 1 ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ; п. 3 ст. 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ);

об обратном взыскании неосновательно списанных средств в порядке формирования обязательных резервов кредитных организаций в Банке России (ст. 38 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ);

об обратном взыскании неосновательно взысканных соответствующими органами сумм штрафов, пеней и иных санкций, исполнительного сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Данный перечень не является исчерпывающим. Арбитражные суды рассматривают и другие дела, возникающие из публичных правоотношений, отнесенные к их ведению федеральными законами и не подпадающие под действие гл. 23-26 АПК.

Такие дела рассматриваются по правилам гл. 22 АПК, поскольку иное не установлено Кодексом.

Таким образом, в структуре разд. III АПК гл. 22 выполняет две функции.

Во-первых, она устанавливает общие правила рассмотрения всех дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, т.е. общие правила административного судопроизводства, как оно определяется Кодексом.

Во-вторых, гл. 22 АПК содержит особенности рассмотрения дел административного судопроизводства, не указанных в гл. 23-26 Кодекса.

В то же время следует учитывать, что ч. 1 ст. 189 АПК устанавливает соотношение только между административным и исковым производствами. Правила искового производства признаются имеющими общий характер по отношению к административному. Между тем общие правила судопроизводства в арбитражных судах содержатся не только в разд. II Кодекса ("Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство"), но и прежде всего в разд. I "Общие положения".

В последнем также содержится ряд специальных положений, относящихся к рассмотрению дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в том числе особенности в рассмотрении некоторых категорий таких дел (ч. 4 ст. 4, ч. 2 и 3 ст. 17, ст. 29, ч. 2 ст. 34, ч. 6 ст. 38, ст. 45, ч. 2 ст. 46, ст. 52, 53, ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 66 АПК).

В АПК 1992 и 1995 гг. отсутствовал раздел, аналогичный разд. III действующего Кодекса. Согласно ранее действовавшему арбитражному процессуальному законодательству производство в арбитражном суде первой инстанции включало исковое производство, производство по делам о несостоятельности (банкротстве) и производство по делам об установлении юридических фактов. Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматривались арбитражными судами в порядке искового производства, хотя и с некоторыми особенностями (ч. 1 ст. 53, ч. 1 ст. 14, ст. 132 АПК 1995 г.).

Из содержания гл. 22-26 АПК видно, что основная общая идея, повторяющаяся в каждой из глав разд. III Кодекса, заключается в том, что все дела, возникающие из властеотношений, также рассматриваются по общим правилам искового производства. Это и естественно, ведь юридическая природа дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (как и дел искового производства), заключается в том, что при их рассмотрении суд разрешает спор о праве, который отсутствует в делах особого производства. Материально-правовым отличием такого спора является то, что это спор между носителями публичного и частного интересов. Однако неравенство субъектов такого спора в материально-правовом отношении никак не влияло на эффективность защиты их прав в арбитражных судах в силу независимости суда, состязательности процесса, процессуального равноправия сторон и не требовало создания каких-либо компенсирующих процессуальных механизмов, значимость которых порой сильно преувеличивается. Напротив, сохранение некоторых из таких механизмов Кодексом совершенно обоснованно признано ненужным, о чем свидетельствует, например, отказ от коллегиального рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов (ч. 1 ст. 200 АПК).

Выделение производства по делам, возникающим из властеотношений, в особый раздел, наименование его административным судопроизводством имеет в значительной степени вынужденный характер.

Это связано с правовыми позициями Конституционного Суда РФ по вопросам о возможности и порядке рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, дел об административных правонарушениях (см. постановления Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П*(77) и от 28 мая 1999 г. N 9-П*(78)) и вступлением в силу нового КоАП.

Изъятия (исключения и дополнения) из правил искового производства дел административного судопроизводства делятся на две группы. Во-первых, это изъятия, которые установлены непосредственно в гл. 22-26 Кодекса. Во-вторых, это изъятия, которые могут содержаться в других федеральных законах, устанавливающих иные правила административного судопроизводства (см. комментарий к гл. 25 АПК).

Общей особенностью для всех дел разд. III является то, что эти дела инициируются подачей не иска, а заявления (ч. 4 ст. 4 Кодекса). Соответственно формально в этих делах нет истца и ответчика, а есть лишь лица, обращающиеся в арбитражный суд с заявлениями в предусмотренных АПК и иными федеральными законами случаях, и лица, вовлекаемые в процесс по этим заявлениям.

Общей особенностью для большинства дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства (гл. 23-26), являются сокращенные сроки их рассмотрения. Правда, это не относится к делам, рассматриваемым в порядке гл. 22 АПК, которая не упоминает о сроках рассмотрения соответствующих дел. Следовательно, они рассматриваются в сроки, установленные для дел искового производства (ст. 134, 152 АПК).

Сопоставление сроков рассмотрения дел, указанных в гл. 23-26 АПК, показывает, что самые короткие сроки установлены по делам об административных правонарушениях (гл. 25 АПК). Сокращенными являются и сроки апелляционного обжалования судебных актов по таким делам (ч. 4 ст. 206, ч. 5 ст. 211 АПК).

Подсудность дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определяется по общим правилам, предусмотренным Кодексом (_ 2 гл. 4 АПК). Указанные дела рассматриваются по первой инстанции арбитражными судами субъектов Российской Федерации, за исключением дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, предусмотренных в пп. 1 и 2 ч. 2 ст. 34 АПК.

Кроме того, норму ч. 3 ст. 189 АПК нельзя считать общей особенностью рассмотрения всех категорий дел, сгруппированных в разд. III Кодекса. Указанная норма относится только к делам об оспаривании соответствующих актов, решений, действий и бездействия соответствующих органов и лиц. Между тем в делах о привлечении лица к административной ответственности (_ 1 гл. 25 АПК), в делах о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 26 АПК), где заявителями выступают органы, предъявляющие соответствующее правовое требование, отсутствует сама конструкция "оспаривания" какого-либо их акта, действия или бездействия. В данных случаях они должны доказать обстоятельства, являющиеся основанием их требований, фактически на общих основаниях (ст. 65 АПК).

Укажите правовые последствия прекращения производства по делу и приостановления производства по делу

Когда при рассмотрении дела выясняются обстоятельства, которые препятствуют дальнейшему движению дела, и время их устранения нельзя точно определить, производство по делу подлежит приостановлению.

Приостановление производства по делу представляет собой прекращение процессуальных действий на неопределенный срок, поскольку неизвестно, когда будут устранены причины, препятствующие рассмотрению дела.

В отличие от отложения судебного разбирательства (ст. 158 АПК) приостановление производства по делу возможно только при наличии оснований, предусмотренных ст. 143 и 144 АПК, и до устранения соответствующих обстоятельств. Рассмотрение спора при приостановлении производства откладывается на неопределенный срок, и никаких процессуальных действий до возобновления дела арбитражный суд производить не вправе. Определение о приостановлении производства по делу может быть пересмотрено в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.

Что касается отложения рассмотрения дела, то оно возможно по любым основаниям, препятствующим рассмотрению дела в назначенное время; дело откладывается на определенный срок; определение об отложении дела обжалованию не подлежит. Приостановление производства по делу одновременно приостанавливает течение всех не истекших по делу процессуальных сроков (п. 1 ст. 116 АПК). При отложении рассмотрения дела процессуальные сроки не приостанавливаются.

При наличии оснований, предусмотренных в ст. 150 АПК, арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу.

Определение о прекращении производства по делу выносится судом в виде отдельного акта в письменной форме и должно соответствовать требованиям, установленным гл. 21 АПК. В содержании определения кроме сведений, установленных ст. 185 АПК, арбитражный суд обязан указать, в какой юрисдикционный орган необходимо обратиться за разрешением спора, если дело прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК в связи с неподведомственностью спора.

Арбитражный суд обязан также разъяснить последствия прекращения производства по делу для лиц, участвующих в деле.

В резолютивной части определения о прекращении производства по делу арбитражный суд должен разрешить вопросы о распределении судебных расходов и возврате уплаченной государственной пошлины, если основанием вынесения определения является п. 1 ст. 150 АПК. Данное положение приобретает особое значение, так как вынесением указанного определения оканчивается судебное разбирательство по делу. Копии определения об оставлении искового заявления без рассмотрения высылаются всем лицам, участвующим в деле, в порядке гл. 12 АПК. Обжалование определения о прекращении производства по делу возможно в общем порядке в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях в соответствии с действующим процессуальным законодательством.

Отличие оставления иска без рассмотрения от прекращения производства по делу кроме оснований применения, процедуры применения состоит в правовых последствиях применения этих институтов.

Оставление иска без рассмотрения не препятствует заинтересованному лицу вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления иска без рассмотрения. Прекращение же производства по делу преграждает лицу возможность повторного обращения в арбитражный суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Задача

Арбитражный суд разъяснил сторонам по делу их право действовать через представителей. При этом он обратил внимание на то, что хозяйственное общество может пригласить из сторонних лиц только адвоката, а предприниматель вправе уполномочить доверенностью любое лицо, в том числе не обладающего статусом адвоката.

Соответствует ли арбитражному процессуальному закону разъяснение арбитражного суда?

Соответствует ли арбитражный процессуальный закон практике Европейского суда по правам человека применительно к институту судебного представительства? В чем и почему?

Ответ:

На основании ст. 59 АПК РФ граждане вправе вести свои дела в арбитражном суде лично или через представителей. Ведение дела лично не лишает гражданина права иметь представителей.

Права и законные интересы недееспособных граждан защищают в арбитражном процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны или попечители, которые могут поручить ведение дела в арбитражном суде другому избранному ими представителю.

Представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и организаций, могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица.

Следовательно, в данном случае разъяснение арбитражного суда не соответствует закону.

В соответствии с ч. 7 ст. 311 АПК РФ основаниями пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам являются установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека.

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993. "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237

2.     Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изменениями от 28 июля, 2 ноября 2004 г., 31 марта 2005 г.)

3.     Арбитражный процесс: Учебник / Отв. ред. проф. В.В. Ярков - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003.

4.     Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный)/А.А. Власов и др., под ред. Г.А. Жилина. - М.: "ТК Велби", 2004.