Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Правовое регулирование труда молодежи___________________ 4

Глава 2. Трудоустройство молодежи как социальная проблема_______ 11

2.1. Сущность  безработицы, причины ее появления и социально-экономические последствия____________________________________ 11

2.2. Проблема трудоустройства молодых специалистов и пути ее решения  16

Заключение____________________________________________________ 26

Список литературы____________________________________________ 27

Введение

По данным нового исследования Международного бюро труда (МБТ), за последнее десятилетие уровень безработицы среди молодежи резко возрос и достиг рекордного уровня в 88 миллионов человек, причем люди в возрасте от 15 до 24 лет составляют половину из общего числа безработных в мире.

Новое исследование специалистов Департамента стратегии занятости МОТ «Мировые тенденции занятости среди молодежи в 2004 году» показало, что на долю молодых людей, составляющих 25 процентов трудоспособного населения (от 15 до 64 лет), в 2003 году приходилось 47 процентов из 186 миллионов безработных во всем мире. Однако проблема далеко не ограничивается высоким уровнем безработицы среди молодежи. Авторы доклада подсчитали, что среди 550 миллионов «работающих бедных» во всем мире (то есть тех, кто работает, но не может вывести себя и свою семью из-за черты бедности, которая составляет 1 долл. США в день) 130 миллионов – молодые люди. Пытаясь выжить, они зачастую трудятся в неудовлетворительных условиях в неформальной экономике. Борьба с молодежной безработицей, порождающей социальную незащищенность и ощущение отверженности, могла бы внести значительный вклад в развитие мировой экономики. По расчетам авторов доклада, если бы удалось сократить уровень безработицы среди молодежи вдвое, это обеспечило бы прирост мирового ВВП по меньшей мере на 2,2 триллиона долл. США, что равняется 4 процентам мирового ВВП в 2003 году. Более того: как утверждают авторы доклада, те, кто успешно начал трудовую жизнь, имеют меньший риск длительной безработицы в будущем. “Мы во многом впустую растрачиваем энергию и талант молодого поколения - наиболее образованного за всю историю человечества, - заявил Генеральный директор МОТ Хуан Сомавия. - Расширение возможностей молодых людей в поиске и сохранении достойной занятости жизненно важно для достижения Целей тысячелетия, сформулированных ООН».

Глава 1. Правовое регулирование труда молодежи

Законодательство предусматривает некоторые особенности регулирования труда отдельных категорий работников, которые по ряду причин нуждаются в более высоком уровне гарантий в трудовых отношениях. И к ним относятся несовершеннолетние. Эти особенности касаются прежде всего вопросов охраны труда.

Особая охрана труда работников в возрасте до 18 лет создается в соответствии со специальными нормами для данной категории работников, которые объединены в главе 42 Трудового кодекса РФ и других нормативных актах. Эти нормы учитывают психофизиологические особенности не сформировавшегося в полном объеме организма и характера несовершеннолетних.

Особой охраной труда молодежи называется система специальных норм (в дополнение к общим), предоставляющих молодежи (особенно работникам до 18 лет) трудовые льготы по рабочему времени, режиму труда, защите от тяжелых, вредных и опасных условий труда.[1]

В соответствии со ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, а также обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Как установлено ст.63 Кодекса, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет, а в случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор может быть заключен с лицами, достигшими возраста 15 лет. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.[2]

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем (ст.65 Кодекса), но следует обратить внимание на то, что работодатель - физическое лицо не вправе оформлять трудовые книжки на лиц, работающих у него по найму, и в этом случае документом, подтверждающим время работы, является письменный трудовой договор (ст.66 и 309 Кодекса).

Обязательным условием заключения договора с указанными лицами является их обязательное предварительное медицинское освидетельствование, поскольку в соответствии со ст.69 Кодекса такому освидетельствованию подлежат лица, не достигшие возраста 18 лет. При заключении трудового договора соглашением сторон может быть обусловлено испытание работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе, но для лиц, не достигших 18 лет, а также для лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности, испытательный срок не устанавливается (ст.70 Кодекса).

Для рассматриваемой категории лиц Кодексом установлены определенные гарантии (т.е. средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений), в частности:

·        нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на 16 часов в неделю для работников в возрасте до 16 лет и на 4 часа в неделю - для работников в возрасте от 16 до 18 лет. Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины норм, указанных выше (ст.92 Кодекса);

·        продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать для работников в возрасте от 15 до 16 лет 5 часов, в возрасте от 16 до 18 лет - 7 часов, для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет - 2,5 часа, в возрасте от 16 до 18 лет - 3,5 часа (ст.94 Кодекса);

·        лица, не достигшие возраста 18 лет, не допускаются к работе в ночное время (ст. 96 Кодекса) и не привлекаются к сверхурочным работам, т.е. работам за пределами установленной продолжительности рабочего времени (ст.99 Кодекса);

·        работники в возрасте до 18 лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба работодателю, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка (ст.242 Кодекса).

Помимо указанных статей Кодекса вопросам, связанным с трудом несовершеннолетних работников, посвящена отдельная глава 42 "Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет" Кодекса. Статьей 265 этой главы определяются работы, на которых запрещается применение труда лиц указанного возраста (работа с вредными и опасными условиями труда, игорный бизнес, работа в ночных клубах и кабаре, работа, связанная с производством, перевозкой и торговлей спиртными напитками, табачными изделиями и др.).

Трудовой кодекс РФ и отдельные нормативные акты содержат различные нормы, регулирующие труд несовершеннолетних. Некоторые нормы, закрепленные в ранее действовавшем Кодексе законов о труде, были изменены и нашли свое закрепление в новом Трудовом кодексе РФ. Так, Трудовой кодекс изменил правило о возрасте с которого допускается прием несовершеннолетних на работу, приведя тем самым российское законодательство в соответствие с требованиями ст.2 Конвенции МОТ №138 (1973г.) «О минимальном возрасте для приема на работу », согласно которым он не должен быть ниже возраста получения обязательного школьного образования или, во всяком случае, ниже 15 лет.[3] В соответствии со ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. Законодатель устанавливает три исключения из правила, снижая минимальный возраст при определенных условиях:

> во - первых, допускается заключение трудового договора с 15 - летними подростками при условии получения ими основного общего образования либо оставления общеобразовательного учреждения;

> во - вторых, при наличии согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен и с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего ущерба здоровью и не нарушающего процесс обучения. Такие договоры обычно заключаются в период летних каникул, но могут иметь место и во время учебного года на условиях неполного рабочего времени;

> третье исключение касается специфического рода работы, связанной с творческой (артистической) деятельностью несовершеннолетних. Так, в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается заключение трудовых договоров с несовершеннолетними в возрасте до 14 лет с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства.

В связи с тем, что Российское государство в соответствии с международными актами приняло на себя обязательства по защите лиц, не достигших 18-летнего возраста от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для их здоровья или служить препятствием в получении ими образования, либо наносить ущерб здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32 Конвенции о правах ребенка),[4] трудовое законодательство предусматривает для работников в возрасте до 18 лет дополнительные гарантии в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда.

Дополнительные нормы в сфере охраны труда несовершеннолетних отчасти схожи с правовой регламентацией женского труда, что объясняется одной общей целью: обеспечением надлежащей охраны здоровья этих категорий работников и созданием безопасных условий их труда. Но помимо охраны здоровья этих категорий работников российские законодатели в соответствии с требованиями Конвенции №138 (1973г.) «О минимальном возрасте для приема на работу» принимают меры, направленные на защиту нравственности подростков.

Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, а также предельные нормы тяжестей, возможные к переноске указанными лицами, утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Применение труда лиц моложе восемнадцати лет на работах, включенных в перечень, запрещается во всех организациях независимо от отраслей экономики, а также организационно-правовой формы и формы собственности.

При прохождении производственной практики (производственного обучения) учащиеся общеобразовательных и образовательных учреждений начального профессионального образования, студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования, достигшие шестнадцатилетнего возраста, могут находиться на работах, включенных в перечень, не свыше четырех часов в день при условии строгого соблюдения на этих работах действующих санитарных правил и норм и правил по охране труда. Разрешение на прохождение производственной практики не распространяется на отдельные условия и виды работ (работа на высоте, верхолазные, взрывоопасные работы, подземные и подводные работы).[5]

Профессиональная подготовка молодежи на производстве по работам и профессиям, включенным в перечень, допускается для лиц не моложе семнадцати лет при условии достижения к моменту окончания обучения восемнадцатилетнего возраста.

Как уже говорилось, при приеме на работу несовершеннолетние лица должны пройти медицинский осмотр, а принятые на работу в дальнейшем до достижения возраста 18 лет ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (осмотры осуществляются за счет средств работодателя).

Статьей 268 Кодекса установлено запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до 18 лет.[6]

В соответствии со ст.270 Кодекса для работников в возрасте до 18 лет нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени. Вопросы оплаты труда указанных работников регулируются ст.271 Кодекса. Следует обратить внимание на то, что работодатель может за счет собственных средств производить работникам доплаты (в зависимости от формы оплаты труда) до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы, доплаты до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной работы, доплаты к заработной плате.

Работникам в возрасте до 18 лет предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время (ст.267 Кодекса).

В соответствии со ст.269 Кодекса расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Поскольку многие молодые работники совмещают работу с обучением, следует обратить внимание на главу 26 "Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением" Кодекса. Возможность предоставления указанных гарантий и компенсаций зависит от учебного заведения, в котором обучается или в которое собирается поступать работник, а также от того, является ли получаемое образование вторым, так как согласно ст.177 Кодекса гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые (т.е. при получении второго образования обязанности предоставлять предусмотренные Кодексом гарантии и компенсации у работодателя не возникает). Работнику, совмещающему работу с обучением одновременно в двух образовательных учреждениях, гарантии и компенсации предоставляются только в связи с обучением в одном из них по выбору работника.

Глава 2. Трудоустройство молодежи как социальная проблема

2.1. Сущность  безработицы, причины ее появления и социально-экономические последствия

Безработица – экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Понятие «полная занятость» с трудом поддается определению. На первый взгляд его можно трактовать в том смысле, что все самодеятельное население, то есть 100% рабочей силы, имеет работу. Но это не так. Определенный уровень безработицы считается нормальным, или оправданным.

Уровень безработицы – процентное отношение незанятых к рабочей силе, к которой не относятся студенты, пенсионеры, заключенные, а также юноши и девушки до 16 лет.

Общий уровень безработицы – процентное отношение безработных к общей рабочей силе, включающей лиц, занятых на действительной военной службе.

Уровень занятости населения – процентное отношение занятых к взрослому населению, не находящемуся на социальном обеспечении, в приютах, домах престарелых и т. п.

Анализ причин безработицы дают многие экономические школы. Одно из самых ранних объяснений дано в труде английского экономиста-священника Т. Мальтуса (конец 18 века) “Опыт о законе народонаселения”. Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Недостаток этой теории состоит в том, что она не может объяснить возникновение безработицы в высокоразвитых странах с низкой рождаемостью.

Довольно тщательно исследовал безработицу К. Маркс в “Капитале” (вторая половина 19 века). Он отметил, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Такая трактовка математически не вполне корректна, т. к. если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает, или хотя бы рассасывается, несмотря на то что рост капитала происходит еще более высокими темпами.

Маркс допускал и другие причины, в частности, цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развития рыночного хозяйства.

Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сменяют друг друга, следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных.

Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице[7].

Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А. Пигу, который в своей известной книге “Теория безработицы” (1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой). В своей книге Пигу детально и всесторонне обосновывал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Но все же эта теория не может дать полного объяснения источников безработицы. Да и статистика не подтверждает положение о том, что армия безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем заработной платы.

Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

Подчеркнем, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов. Подобные исследования представляют несомненный интерес, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также экономических последствий безработицы. Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на наш взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

I. Социальные последствия безработицы

Отрицательные

1.     Обострение криминогенной ситуации.

2.     Усиление социальной напряженности.

3.     Рост количества физических и душевных заболеваний.

4.     Увеличение социальной дифференциации.

5.     Снижение трудовой активности.

Положительные

1.     Повышение социальной ценности рабочего места.

2.     Увеличение личного свободного времени.

3.     Возрастание свободы выбора места работы.

4.     Увеличение социальной значимости и ценности труда.

II. Экономические последствия безработицы

Отрицательные

1.     Обесценивание последствий обучения.

2.     Сокращение производства.

3.     Затраты на помощь безработным.

4.     Утрата квалификации.

5.     Снижение жизненного уровня.

6.     Недопроизводство национального дохода.

7.     Снижение налоговых поступлений.

Положительные

1.     Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2.     Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

3.     Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

4.     Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.[20, c.32-35]

Безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на нее. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах страны напрямую зависит от того, на сколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и типами предприятий (по численности персонала) она преимущественно представлена. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается специфика наемного труда. Ведь он не только, как правило, основной или существенный источник дохода, но одновременно и способ реализации определенных жизненных установок и интересов человека, в том числе и в области профессиональной карьеры. Наконец, особо важна стадия экономического развития. Одно дело, когда народное хозяйство функционирует в рамках устоявшейся экономической системы, и совсем другое, когда осуществляется переход, как это происходит сейчас в России, к принципиальной иной системе. Аналогично разнится ситуация в зависимости от того, наблюдаются ли в экономике застой, некоторый спад и тем более кризис или на лицо подъем производства.

Таким образом, безработица – это объективно существующий спутник наемного труда независимо от того, признается экономика рыночной или нет и, соответственно, производятся либо нет официальная оценка численности и регистрация безработных.

2.2. Проблема трудоустройства молодых специалистов и пути ее решения

Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах.

В среднем в возрасте от 16 до 29 лет молодежь приобретает устойчивый профессионально – трудовой  статус в общественной и социальной сфере. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения развивается на ряд групп, определяющих их положение на рынке труда.

        Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги основным путём. Они вступают на рынок труда, пополняя ряды безработных.

        Согласно утверждённой программе содействия занятости молодёжи в 2001г. было заключено 62 договора на организацию временной занятости несовершеннолетних. Создано 4177 временных дополнительных рабочих места, трудоустроены на эти места 5058 подростков,  в том числе:

Нынешняя ситуация с подростковой занятостью вызывает большую тревогу. Чаше всего – это  самозанятость вроде мойки автомашин и торговли газетами или работа в "теневом" секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. "Макдональдс" и "Русское бистро", естественно, не могут предоставить возможности заработка всем желающим. Поэтому если не решить проблему государственного контроля за занятостью этой молодежной группы, то возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.

        Молодежь в возрасте 18-24 года – это  студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

        В 25-29 лет молодые люди, в основном, уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе. Важнейшими показателями ситуации на рынке труда являются динамика уровня безработицы, емкость и конъюнктура рынка труда, соотношение спроса и предложения и его структура.

        Правда, такая статистика не отражает в полной мере ситуацию на рынке груда, и особенно в его молодежном сегменте. Молодежь реже регистрируется на бирже труда, чем люди в других возрастах. Статистика позволяет оценивать тенденции развития только официальной части открытого рынка труда и преимущественно в государственном секторе. Служба занятости охватывает лишь часть спроса на труд и предложений рабочей силы. В результате не учитывается все многообразие новых явлений в сфере занятости, связанных с особенностями российских рыночных отношений, и в частности скрытая безработица. Если принять во внимание спад производства, то ее можно считать равной 40%, около четверти которой составляет работающая молодёжь.

        Для молодых людей скрытая безработица представляет не меньшую опасность, чем зарегистрированная, так как именно они рискуют в первую очередь оказаться за воротами предприятий. Кроме того, вынужденное безделье действует разлагающе на не сформировавшееся сознание. Понятно, что в подобной ситуации большинство молодых людей стремится к стабилизации своего трудового статуса, пытается различными способами избежать возможности потери заработка.

        Как показывают исследования, более 50% молодёжи занятой на предприятиях государственного сектора, работает по совместительству, около 25% - подрабатывает в различных альтернативных формах занятости. Молодые люди активно занимаются предпринимательством: около 70-80% регистрируемых предприятий альтернативного сектора экономики организуется людьми 25-30- летнего возраста. Собственное дело имеют 2.5-3.5% общей численности молодёжи.

        Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время, в 2001г. она достигла самой высокой отметки по сравнению с предыдущими годами. По некоторым прогнозам, в перспективе тенденция роста предложений молодежи, в том числе учащейся, на рынке труда сохранится.

        Возрастает количество предложений рабочей силы за счет выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений и, в частности профессиональных, приводит к возникновению серьезных проблем. За 2001г. было устроено на работу 60% от обратившихся в бюро. Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма. "Деньги - любым путем'' - такова формула времени для многих молодых людей. Проявляется четкая тенденция люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре российского общества со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

        Из-за падения престижа производительного труда для значительной части молодых людей стал характерен социальный пессимизм, они не верят в возможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов. Происхо­дят полярные изменения трудовой мотивации. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а труду с низкой интенсивностью, направленному на получение значительной материальной выгоды любым путем. Все это, конечно, не может способствовать подъему экономики, как нашего города, так и  всей страны.

        Уменьшение объемов производства, рост числа убыточных предприятий, усиление платежного кризиса оказывают самое негативное влияние на спрос рабочей силы. Повсеместно увеличивается высвобождение работников.

        Среди безработных, претендующих на вакантное место, каждый пятый – молодой  человек в возрасте 16-29 лет. Отношение числа всех обратившихся в поисках работы в службу занятости к количеству вакансий (конкуренция) составляет почти 17 человек, каждый третий из них - молодой человек в возрасте до 29 лет. Это свидетельствуют о значительном резерве рабочей силы, т.е. потенциале безработицы, в том числе молодежной, который коррелируется с показателем напряженности на рынке безработной молодежи и его официальном уровнем.

В последнее время безработица среди молодежи все больше приобретает застойный характер. В 2001г. средняя ее продолжительность составляла 5,6 месяца. Повсеместно наблюдается сокращение емкости официального рынка труда и усиление разбалансированности между спросом и предложением рабочей силы, что приведет к дальнейшему росту общей безработицы, в том числе молодежной.

        Особенности российской безработицы определяются структурно–регрессивным спадом производства при разрушении прежних рынков (экономического пространства) и механизмов функционирования хозяйства и медленном формировании новых рынков и рыночных механизмов регулирования и саморегулирования экономики. Тенденции формирования безработицы закрепляются инвестиционным кризисом.

        В результате спада производства во многих отраслях увеличился удельный вес сырьевых отраслей с низкой степенью переработки сырья. Позитивным моментом можно считать устойчивый рост доли отраслей непроизводственной сферы. Возникли новые сектора экономики: банки, страховые, консалтинговые, аудиторские и инвестиционные компании. Здесь особенно быстро увеличивалась численность занятых, причем именно молодых людей.

        Положительная реакция молодежи на возможности активного участия в "свободной" экономике налицо: это быстро растущий слой предпринимателей и лиц, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью, более 2/3 из них составляют люди в возрасте 25-30 лет. Однако структурные сдвиги в спросе на рабочую силу являются скорее отражением кризиса в экономике, а не структурной перестройки. И тем не менее рынок трансформирует отраслевую структуру в соответствии со своими потребностями. Стремительно растет спрос рабочей силы в отраслях непроизводственной сферы, особенно в тех, которые быстрее коммерциализировались.

        Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и, прежде всего, среди молодежи–выпускников  общеобразовательных школ, не продолжающих дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация общеобразовательного и профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием национальной экономики, так и с мировыми тенденциями на рынке труда.

        В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения, определенной гарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает качественно сбалансированный спрос и предложение труда, во многом определяет эффективность мер по реализации молодежной политики занятости. Вот почему при сокращении подготовки квалифицированных кадров в ПТУ и средних специальных учебных заведениях прием студентов в вузы из года в год увеличивается.

        Большое значение имеет развивающаяся в службе занятости система профессионального обучения незанятого населения. Она способствует профессиональной адаптации высвобождаемых работников и незанятого населения, повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Профессиональное обучение безработных осуществляется по трем каналам: переподготовка кадров, первоначальное обучение, повышение квалификации.

        По мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность общеобразовательной и социальной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт подтверждают устойчивую тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно изменяются и требования нанимателей к рабочей силе. От тактики быстрой максимизации сиюминутной прибыли предприниматели переходят к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в перспективе у них появится потребность в расширении найма молодой рабочей силы. В противоположном направлении будет действовать фактор роста цены рабочей силы и, в особенности, профессионально подготовленной. Поэтому уровень занятости среди молодежи будет зависеть от общей ситуации на рынке труда. Тем не менее, он будет увеличиваться, хотя, очевидно, и меньшими темпами, чем у зрелых работников.

Доклад «Мировые тенденции занятости среди молодежи в 2004 году» показывает, что рост безработицы в мире негативно сказался на положении молодых людей, особенно молодых женщин. Те, кому удается найти работу, зачастую вынуждены трудиться сверхурочно, на основе краткосрочных или неофициальных контрактов, низкой заработной платы, в условиях недостаточной социальной защиты (социального страхования и других социальных выплат) или полного ее отсутствия.

По данным доклада, глобальный уровень безработицы среди молодежи составил в 2003 году 14,7 процента, при этом за последнее десятилетие общее число молодых безработных в мире возросло на 26,8 процента. Наиболее высокий уровень молодежной безработицы зарегистрирован в странах Ближнего Востока и Северной Африки (25,6 процента), за ними следуют государства Африки южнее Сахары (21 процент), страны с переходной экономикой (18,6 процента), государства Латинской Америки и Карибского бассейна (16,6 процента), Юго-Восточной Азии (16,4 процента), Южной Азии (7 процентов). Сокращение безработицы среди молодежи с - 15,4 процента в 1993 году до 13,4 процента в 2003 году - отмечено лишь в группе стран с развитой экономикой.

Доклад показывает, что рост численности молодых людей все более опережает возможности стран обеспечить их работой. В то время как общая численность молодежи за последние десять лет выросла на 10,5 процента (до 1,1 млрд. в 2003 году), занятость в этой группе населения увеличилась лишь на 0,2 процента (526 миллионов новых рабочих мест). Такой разрыв можно лишь отчасти объяснить желанием молодых людей продолжить свое образование.

Кроме того, молодым людям найти работу труднее, чем взрослым: по данным доклада, безработица среди молодежи в мире в 2003 году была в 3,5 выше, чем среди взрослого населения. Между уровнем молодежной и взрослой безработицы существует корреляция, однако, как отмечают авторы доклада, в период экономического спада молодежная безработица, как правило, растет более высокими темпами.

Сложное по сравнению с социальными группами положение молодежи еще более наглядно проявляется в развивающихся странах, где молодые люди составляют намного большую долю в общей численности рабочей силы, чем в промышленно развитых странах. 85 процентов молодых людей в мире живут в развивающихся странах, где шанс стать безработными у них в 3,8 раза выше, чем у взрослых (в развитых странах – в 2,3 раза). Авторы доклада отмечают, что за последнее десятилетие экономическая активность молодежи сократилась почти на 4 процента. Отчасти это происходит из-за желания молодых людей продолжить образование, но причина и в том, что многие юноши и девушки настолько разочаровываются в поисках работы, что просто выходят из состава рабочей силы. Наиболее высокий уровень экономической активности был зарегистрирован в Восточной Азии (73,2 процента), государствах Африки южнее Сахары (65,4 процента), а наиболее низкий – в странах Ближнего Востока и Северной Африки (39,7 процента). Помимо более низких шансов найти работу, молодые люди сталкиваются с дискриминацией по возрасту, полу и социально-экономическому положению. В большинстве стран представители доминирующих этнических групп занимают более выгодное положение на рынке труда, а молодые люди из семей с более низким уровнем дохода в большей степени рискуют стать безработными, говорится в докладе.

По мнению авторов доклада, в развивающихся регионах, где молодежь составляет самую большую долю населения работоспособного возраста, судьба юношей и девушек, вступающих на рынок труда, будет зависеть от темпов экономического роста и от развития сферы занятости. В развитых странах, где, по прогнозам, доля молодого населения будет сокращаться, такая демографическая тенденция, по всей видимости, приведет к сокращению молодежной безработицы. В то же время авторы предупреждают: все эти изменения не будут происходить автоматически. Чтобы помочь молодым людям преодолеть естественное неравенство по сравнению с более старшими и опытными работниками, необходимо успешно сочетать целевые и комплексные программы в сфере молодежной занятости.

Такая политика сформулирована в рамках провозглашенной Генеральным секретарем ООН Сети занятости молодежи - СЗН (Youth Employment Network - YEN). СЗН – это партнерство ООН, Всемирного банка и Международной организации труда (в МОТ расположен секретариат Сети). Сеть занятости молодежи, созданная в развитие идей Саммита тысячелетия, призвана способствовать решению проблемы молодежной занятости путем привлечения опыта и знаний различных партнеров на глобальном, национальном и местном уровне. СЗН содействует разработке так называемыми «ведущими странами» национальных планов действий в сфере занятости молодежи. Сегодня таких ведущих стран десять , и они взяли на себя обязательство стать примером для остальных и первыми разработать национальную политику, призванную решать проблемы молодежной занятости.

МОТ предоставляет техническое содействие и политические консультации странам – членам СЗН. Один из примеров – недавно изданное руководство «Расширение возможностей для юношей и девушек в мире труда» , которое разъясняет основные положения, описывает возникающие трудности и опыт, накопленный в процессе разработки и осуществления политики, в том числе национальных планов действий в сфере занятости молодежи.[8]

Заключение

Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица – явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России. Вопрос об эффективности государственной молодежной политики остается актуальным. Государству пока слабо удается мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах. В решении вопросов молодежной политики необходимо добиться также более четкого разграничения полномочий и ответственности окружных органов и органов местного самоуправления. Программы должны предусматривать более тесную увязку основных элементов государственной молодежной политики с основными механизмами реформирования российской экономики и социальной сферы в целом. Необходимо вновь проработать практику бюджетных выплат на цели государственной молодежной политики. Компенсаторные действия должны быть строго ограничены четко выделенными категориями нуждающихся в помощи молодых людей и точно очерченным кругом задач. Основные же усилия должны быть направлены на конкретное воплощение инвестиций в молодежь. Эта установка предполагает иной подход к расчетам финансовых средств на цели поддержки молодежных и детских объединений. Смысл его - в прогнозировании позитивных (в том числе и финансовых) последствий от таких социальных вложений как в обозримой, так и особенно в отдаленной перспективе (мировой опыт показывает, что вполне замысел государственной молодежной политики реализуется примерно через 30-40 лет после начала осуществления первых мероприятий).

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юридическая литература, 1993. 62 с.

2.     Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря

3.     Бреев В.Д. Рынок труда: некоторые аспекты анализа и прогноза.//Проблемы прогнозирования.–2003.–№2. С.17-25

4.     Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики). – М.: ДИС, 1996. - 380 с.

5.     Васильев А.В. Безработица // Человек и труд. 2001. № 5. С.18-17

6.     Вишневская Н.Т. Рынок труда в канун 21 века. Основные тенденции // Труд за рубежом.2001.№2.С.3-27.

7.     Долан Э.Дж. Рынок. Микроэкономическая модель. – М. 1996г.

8.     Завьялов Ю.А. Макроэкономика: Учебное пособие – М.: ЮНИТИ, 1998. 372 с.

9.     Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. – М.: ГУ ВШЭ, 2001. – 309 с.

10.            Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: БЕК, 1993. - 531 с.

11.            Ковалев В.Н. Социология управления социальной сферой..–М, 2003

12.            Концепция действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы (одобрена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2003 г. N 568-р)

13.            Коровкин А.Г. Оценка сбалансированности спроса и предложения на российском рынке труда//Проблемы прогнозирования.–2003.–№7

14.            Кузьмин С.А. Занятость: стратегия России. М.,2001.-236с

15.            Курс экономической теории. /Под ред. проф. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - М.: МГИМО, 1998. 480 с.

16.            Обзор основных тенденций Российской экономики (из экономического обзора ОЭСР) // Вопросы экономики.2002.№5.С.39-84


[1] См.: Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М., 2000. С. 364.

[2] См.: Гаповенко В.Ф., Михайлова Ф.Н. Трудовое право: Учебник для вузов. М., 2002. С. 215.

[3] См.: Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России. М., 2003. С. 514.

[4] Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года // Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 995.

[5] См.: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. М., 2003. С. 623.

[6] См.: Орловский Ю.П. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации. М., 2002. С. 218.

[7] Кейнс Дж Общая теория занятости, процента и денег -М, 1993 с. 23-27.

[8] Доклад МОТ о проблеме безработицы среди молодежи от 31.08.2004 //